Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 9: О христианском долге, который последует вере святой и из вышеписанных рассуждений следует 2 страница




§ 401. За что в особенности должно христи­анам благодарить Бога? Ответ. Хотя и за все блага, однако в осо­бенности от всего сердца благодарить Бога дол­жны за следующее: 1) Что Сына Своего Единородного послал в мир на искупление и спасение рода челове­ческого, и Того предал на смерть. 2) Что их призвал «из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы» (1 Петр 2:9— 10). Поэтому говорит апостол: «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии свя­тых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в царство возлюбленного Сына Свое­го, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол 1:12—14). 3) Что возжигает в них светильник веры еле­ем милости Своей, подает им благодать Свою и отпущение грехов. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах», — благодарит и хвалит Бога апостол Христов (Еф.1:3). 4) Что подает надежду вечной жизни о Хри­сте Иисусе, за что апостол Петр благодарит и поет Бога, и христиан научает: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Петр 1:3—4). 5) Что хранит от врага дьявола, который «хо­дит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5:8). 6) Что предостерегает от греха, в который непрестанно бы падали, как немощные, если бы милость Его не предваряла и не сохраняла, и прочее. Если кто хочет благодарным быть Богу, Со­здателю и Искупителю своему, и не напрасно христианское имя иметь, и по окончании вре­менной жизни вечную жизнь получить, пусть это помышляет и пусть воспевает благодарным сердцем благость Божию. Вера христианская того от всякого христианина требует.

§ 402. Что христиане в мире этом за великое поставлять должны? Ответ: 1) Сыны века сего, или по плоти живущие люди, за великое имеют богатство, славу и рос­кошь мира сего, и сие, как тройственного бога, почитают, ищут и прилепляются тому. «Ибо где сокровище их, там будет и сердце» их (Мф.6:21). Христиане это все за малое или даже за ничто почитать должны, ибо они к великим воисти­ну вещам позваны, как сказано и ниже скажет­ся, ибо все (века сего) великое проходит: «и мир проходит, и похоть его» (1 Ин.2:17), как их от того отводит апостол: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин.2:15). При нашедшей же кончине все это отступает от человека, и так не остается ему ничего, и бывает он, как один из малых, простых, нищих и убогих. И тогда сам он по­знает, что великое (века сего) есть весьма ма­лое, или как ничто, и подобное тогда страждет, как и тот, который во сне нашел сокровище, но пробудившись ничего не имеет; или как тот, который во сне всеми почитается как вельмо­жа, но, пробудившись, видит себя в прежнем простом состоянии и презрении; или как тот, который во сне сладкое питье пьет, но, восстав, вместо сладости, чувствует жажду. Так все ве­ликое (века сего) воистину есть ничто! 2) Христиане должны почитать за великое — «иметь общение с Отцем и с Сыном Его Иисусом Христом» (1 Ин.1:3). Это воистину велико и умом человеческим непостижимо. За великое люди почитают общение иметь с князем, царем, мо­нархом и императором земным, но несравнен­но большее и высочайшее — с Богом, Который есть Царь царствующих и Господь господствую­щих (иметь общение). Почему внимать должно христианам и тому, что далее апостол написал: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (1 Ин.1:5—6). Если за великое почитают хрис­тиане с Богом, Который есть свет, общение иметь, как и подлинно это велико, и желают того, — то должно им убегать тьмы, которая не иное что есть, как грех и дьявол. «Ибо какое об­щение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2Кор.6:14). 3) Бога Отцом нарицать и иметь и быть Его чадами — это воистину великое преимущество христианское и для ума непонятное. Кто бы всю мира сего славу и все сокровища ни во что вме­нить не захотел, чтобы это преимущество по­лучить, если здраво то рассудит? Это преиму­щество представляет апостол верным и со удив­лением говорит им: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть деть­ми Божиими» (1 Ин.3:1). Если, христианин, за великое это почитаем и желаем того, то долж­но нам иметь веру живую в Господа Иисуса, Который «верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12), и ту веру показать делами, как требует апостол: «Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак.2:18), — и засвидетель­ствовать богоподобными нравами, как учит апо­стол: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф.5:1). Он так благ, что «повелевает солнцу Сво­ему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных», — и нам дол­жно любить не только друзей, но и врагов на­ших (Мф.5:44—45). Он свят — и нам должно святыми быть, как говорит: «Будьте святы, по­тому что Я свят» (1 Петр 1:16). Он милосерд, и мы да «будем милосердны», как говорит Христос: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:36). Он прощает нам грехи, — и мы друг другу простим, как написано: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32), и про­чее. Такая вера и такие ее плоды когда будут в нас, то и Бог Отец наш будет, и мы будем Его сынами и дщерями, как говорит Господь: «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщеря­ми» (2Кор.6:18). «Итак, возлюбленные, имея та­кие обетования, очистим себя от всякой сквер­ны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием», — увещевает нас апостол Христов (2Кор.7:1). 4) Быть «не чужими и пришельцами, но со­гражданами святым и своими Богу» (Еф.2:19), быть живым «членом тела Христова» (Рим 12:5; 1Кор.12:27), быть истинным сыном Святой Цер­кви, — это за великое христиане должны почи­тать. За великое люди почитают находиться в семье царя или князя земного, или жить во дворце царском и считаться близким царю, но несравненно большее и высшее достоинство быть в семье Небесного Царя, и жительство иметь во святом доме Его, «который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим 3:15). Если за великое это почитаем, хрис­тиане, и желаем того, то да покажем себя дос­тойными сожития святых и присных Богу. Ибо мы «приступили к горе Сиону и ко граду Бога жи­ваго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» (Евр.12:22—24). В сей же град «не входит необрезанный сердцем и нечистый» (Ис.52:1), но «люди, хранящие правду и хранящие истину, приемлющие истину и храня­щие мир» (Ис.26:2—3), «род избранный, царствен­ное священство, народ святой», люди обновления (1 Петр 2:9), которые «и сами, как живые камни, устраивают из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, бла­гоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петр 2:5), и составляют царственнейший и великолепнейший храм Бога живого. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы», — говорит апостол (1Кор.3:16—17). 5) За великое и высокое у христиан почи­таться должно таинственное причащение Тела и Крови Христовой. Но сколь оно велико для достойных и познавших истину, столь опасно и страшно для недостойных и неисправных. «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и та­ким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:27-29). 6) Молитва истинная. Ибо молитва истин­ная — это беседа с Богом. В молитве истинной человек к Богу приходит и приближается, и перед Богом предстоит и беседует с Ним. Сколь же велико это дело, кто не признает? За великое люди почитают с земным царем или князем, или иным каким высоким лицом беседовать, и за честь то себе поставляют. Как христианам за ве­ликую и высочайшую честь не поставлять бе­седу с Богом, Царем Небесным, Царем царству­ющих и Господом господствующих? Настоль­ко это дело больше и честнее, насколько Царь Небесный отстоит от земного, — отстоит же бесконечно, как Создатель от создания Свое­го. Если же за великое это почитаем, человек, и хотим того, то да отступим от неправды, по учению премудрого Павла: «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим 2:19). Да отступим от неправды, греха и беззакония, если хотим приступать к Богу неосужденно и с пользою нашею. Ибо говорит про­рок: «Ибо Ты Бог, Коему неугодно беззаконие, не преселится к Тебе лукавый, и не пребудут беззаконники пред очами Твоими: Ты возненавидел всех совершающих беззаконие» (Пс.5:5—6). Всякий беззаконник мерзок перед очами Божиими, «беззаконник же», приносящий молитву свою, ко­торая есть христианская жертва, подобен «убивающему пса» (Ис.66:3). Но зрит Он милосердно только «на кроткого и молчаливого и трепещуще­го пред словом Его» (Ис.66:2). Рассуждай об этом, христианин, который и не хочешь греха оста­вить, и хочешь Богу молиться. 7) Хвала Божия. Ибо хвалить Бога есть ан­гельское дело. Ангелы Божий непрестанно хвалят и воспевают Бога и взывают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3). Ангелам уподобляется тот человек, который от сердца Бога хвалит и воспевает, и еще на земле вкушает вечной радости сладость. Ибо и в будущем веке не иное что избранные Божий будут делать, как непрестанно Бога хва­лить и воспевать, как видим в Апокалипсисе. Высочайшая христианская слава, честь и ра­дость — Бога хвалить, Которого Ангелы святые хвалят. Насколько великим почитал это святой Давид, Псалтирь его свидетельствует, он непре­станно желал хвалить Бога: «Благословлю Госпо­да на всякое время, выну хвала Его во устех моих» (Пс.33:2), — и других к тому призывал: «Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вку­пе» (Пс.33:4). Но когда мы, христиане, хотим уста отверзть на похвалу Божию, то должно и серд­це им согласное иметь. Ибо устная похвала, как и молитва, без сердца ничто есть, но только глас и шум словесный. Бог не столько на уста наши, сколько на сердце наше смотрит и слушает только молитву и похвалу, от сердца происхо­дящую. Поэтому говорит апостол: «Поя и воспе­вая в сердцах ваших Господу» (Еф.5:19). Также, когда хотим Ангелам святым подражать в по­хвале Божией, то должны им подражать и жи­тием нашим, уклоняться от греха и творить волю Божию, как они творят, сколько можно человеку в немощной плоти. Иначе скажется и нам: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их дале­ко отстоит от Меня» (Мф.15:8). 8) Работа или служение Богу за великое у христиан почитаться должно. Люди за честь себе почитают служить царю, или князю, или высокому какому господину, нежели низкому и простому человеку; и доброму, праведному и милостивому, нежели злонравному, неправед­ному и немилостивому господину. Известна сия истина и беспрекословна. Кто высший, более Бога, и кто лучший, праведнейший и милости­вейший, более Господа? Лучше же (сказать), один Он Вышний есть, «ибо Господь есть Бог ве­ликий и Царь великий по всей земле, в руке Его все концы земли, и вершины гор Его же, ибо Его — море, и Он сотворил его, и сушу руки Его создали» (Пс.94:3—5). Один Он благой, ибо «никто не благ, как только один Бог» (Мф.19:17). Один Он пра­ведный и милостивый, и один Он Господь наш, Которому всякое колено поклоняться должно. Сему служить увещевает и пророк: «Служите Господу с веселием, входите пред лице Его с радо­стью. Знайте, что Господь есть Бог наш, Он со­твори нас, а не мы; мы же народ Его и овцы па­ствы Его», и прочее (Пс.99:2—3). Великая слава, честь и похвала христианская — служить одно­му Богу живому и бессмертному. Но если хо­тим, христианин, служить Богу, то не должно служить греху. Ибо Богу и греху служить невозможно, по учению Христову: «Никто не может служить двум господам» (Мф.6:24). А кто творит грех, тот служит греху, поскольку «всякий, дела­ющий грех, есть раб греха», как учит Христос (Ин.8:34). Следовательно, и Богу не может служить. Что есть служить Богу, сказано выше и ниже скажется. 9) Наконец, великое (дело) победить само­го себя. Многие победили много тысяч людей, многие покорили грады и государства, но себя самих победить не могли, поскольку с самими собою не имели брани, без которой победы не бывает. Всякая победа без брани, а брань без врагов не бывает. Брань между людьми бывает, когда одни восстают, а другие противятся. Так и внутри у человека с самим собою бывает брань, когда восстает похоть и страсть, но он той про­тивится. Противится гордости и высокоумию смирением, гневу — терпением, злобе — крото­стью, зависти — любовью, нечистоте — цело­мудрием, и прочее. На брани между людьми та сторона побеждает, которая гонит, и та побеж­дается, которая уступает. Но в брани у человека с самим собою не так бывает: он тогда побеж­дает, когда врагу своему уступает; обижаем, не мстит; ненавидим, не ненавидит; лишаем, не жалуется; любит, по слову Христову, «врагов сво­их, благословляет проклинающих его, благотво­рит ненавидящим его и молится за обижающих его и гонящих его (Мф.5:44), не бывает побежден злом, но побеждает зло добром» (Рим 12:21). Это есть преславная победа, это есть благородство, достоинство и преимущество христианское — самого себя, то есть растленное свое естество, злонравие и похоть свою злую побеждать. В этом состоит их мужество, сила и храбрость. «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч 16:32). Это за великое почтим, христианин, в мире этом, а не честь, славу, богатство, роскошь и прочее, к миру сему надлежащее. Этой победы пожелаем, поищем и иметь с помощью Божией потщимся. С помощью, говорю, Божией, ибо без той (победы) не бывает. Ибо, чтобы са­мого себя победить, требуется сила не собствен­ная и природная, но высшая, выше силы сво­ей, то есть Божия, которая из ветхого новое де­лает, из злого — доброе, и из ничего — все. За эту победу дается венец не тленный, но нетлен­ный, не в царствии земном, но в небесном. (Об этих пунктах и им подобных смотри ниже ста­тью последнюю о утешительных плодах веры).

Из этих пунктов видишь, христианин, что тот христианин, который грех творит, не может ни с Богом общения иметь, ни Отцом Его нарицать, тем более иметь, ни внутри Церкви Святой быть и сыном ее истинным быть, ни тайн Христовых с пользою для души своей при­чащаться, ни молиться и хвалить Бога, ни слу­жить Ему и прочей христианской должности делать, но более того, он во гневе Божием пре­бывает. Надобно всякому грех оставить, кто хочет истинным, а не лицемерным христиани­ном быть и спасение вечное получить.

§ 403. О чем христиане печалиться должны? Ответ: 1) Христианская как радость, так и печаль иная должна быть, нежели сынов века этого. Они не должны печалиться о том, что не имеют в мире этом благополучия, не имеют богатства, славы, почитания, что мир ненавидит, гонит и озлобляет их; этой печали должны они проти­виться, изгонять ее из сердца и не давать ей ме­ста в сердце своем. Более того, (должны) радо­ваться о том, что всем тем познаются они не как мира сего чада, но Божии, как говорит Христос: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, пото­му ненавидит вас мир» (Ин.15:19). Ибо кто печа­лится о том, что не имеет от мира этого любви и почитания, тот показывает этим, что он любит мир, земное мудрствует, земному прилепляется, что вере христианской противно. 2) Печаль христианская истинная есть пе­чалиться о том, что христиане высокое и небес­ное звание имеют, но достойно того звания хо­дить не могут, немощью плоти воспрепятствуемые; что Бога Отцом называют, но Того так совершенно, как долг требует, любить и угодить Тому не могут; от Него неизреченные благодеяния получают и надеются еще более в буду­щем веке получить, но Его достойно возблаго­дарить не могут. «Что воздадим Господу за все, что Он даровал нам» (ср.Пс.115:3)? Сия печаль им полезна и Богу благоприятна, поскольку «жер­тва Богу — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19). Такая пе­чаль нужна всякому христианину, ибо такою печалью исправляется и обновляется растлен­ное естество. 3) Такую печаль, то есть «печаль ради Бога», иметь должны все те, которые согрешили пред Господом, но, обратившись, каются. Печа­литься, говорю, должны, что Бога, Который есть вечная любовь и благостыня, злыми де­лами оскорбляли; и Которого должны были почитать, беззаконным житием бесчестили; Которого должны были более всего любить, не любили; Которого должны были слушать, не слушали. Сия есть истинная «ради Бога печаль», которую верная душа имеет не ради муки, сле­дующей за грехи, но ради того, что она Бога оскорбила. И сия-то печаль есть «печаль ради Бога, которая производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор.7:10). За эту печаль хвалит апостол коринфян и радуется о ней: «Теперь я ра­дуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога» (2Кор.7:9). Так опечалился апостол Петр, когда отвергся Христа, и, «выйдя вон, плакал горько» (Мф.26:75). «Петр, — говорит св. Златоуст, — когда отвергся Христа, не из-за муки плакал, но поскольку любимого отвергся, что было ему хуже всяких мук» (Беседа 5-я на Послание к Римлянам). 4) Также печаль иметь христиане должны, когда слышат или видят, как ближний согре­шает; печалиться должны, а не осуждать, по­скольку сами такому же падению подлежат, ибо такой (согрешающий) благого Бога, Отца их Небесного, прогневляет, что им, как чадам Божиим, прискорбно быть должно, и что так брат их погибает. Такую печаль имел Давид святой: «Печаль, — говорит, — объяла меня при виде греш­ников, оставляющих закон Твой» (Пс.118:53). Та­кую печаль имел Павел, вселенной учитель, как из посланий его видно. Такую печаль, хотя всем христианам, но более пастырям, епископам и иереям должно иметь и болезновать о чадах сво­их духовных, «доколе не изобразится в них Хрис­тос» (Галл.4:19). Как, — скажет кто, — мне не печалиться, что я не имею богатства, славы и чести на зем­ле, а прочие имеют? 1) Это многих немощных смущает и соблаз­няет, и, как пожар близкого соседа, дома душ их запаливает и увещевает ревновать тому, что в другом видят. Обыкновенно люди стараются о том, что в других видят. Видят других или бо­гатых, или славою и честью почтенных, — та­кими и сами быть хотят. И это немощь плоти нашей, которая хочет и ищет в мире этом про­славиться и веселиться, и перед другими в бла­гополучии этого мира не отстать. 2) Многие находятся в богатстве, чести и в славе, но многие и в нищете, простоте и пре­зрении живут. Ты на них обращай очи свои, и будь доволен тем, что имеешь. 3) Когда такую печаль имеешь, то рассуди, находишься ли между христианами, которые печалятся не о том, о чем ты печалишься. Кто о чем печалится, то знак есть, что он любит то, чего не имея, печалится. Христианам же ниче­го, кроме Бога и ради Бога человека, любить не должно. 4) Сия печаль для тебя бесполезна. Богат­ства, славы, чести и прочего благополучия пе­чалью тебе не сыскать, если Бог не подаст. 5) Когда печалишься, что находишься в не­мощи, то тем самым немощь не умаляется, но умножается, как сам это можешь чувствовать, ибо и сама печаль есть немощь. И так печаль в немощи большую соделовает немощь, ибо не­мощь с немощью совокупляется. 6) Когда лишился богатства, чести, славы, печалью того не можешь возвратить. Когда раз­лучился с женою или отцом, или материю, или братом, или другом, и о том печалишься, так­же того не возвратить печалью. Об этом ниже сказано будет пространнее. Видишь, что печаль мира сего бесполезна, но одна только печаль ради Бога» полезна, как душеспасительная, ибо душу от грехов очищает.

§ 404. Как христиане праздники свои праз­дновать должны? Ответ: 1) Язычники, истинного Бога не знающие, празднуют (угождая) суетным своим богам, или бесам, в пьянствах, нечистотах, похотях, бес­чинных пиршествах, богомерзких и блудных песнях, в кулачных боях, позорищах, конских ристаниях и в прочих бесчинных веселостях, как читаем в историях о них. Христианам дол­жно осмотреться: не празднуют ли и они, по подобию язычников, праздники, посвященные живому и страшному Богу, Который в те дни преславные сотворил чудеса и превеликие на род наш благодеяния излил? Если так празд­нуют, то без сомнения празднуют не живому Богу, но бесам, врагам Его, хотя и имя истин­ного Бога называют; и так приносят жертву им, хотя того и не примечают те, которые при кре­щении обещали служить Богу и Ему жертву правды и хвалы приносить. Коль беззаконно и страшно это дело, самим им оставляю на рассуждение. Знатный был между языческими праздни­ками праздник, посвященный идолу Бахусу, называемый «Вакханалия», а по-русски может назваться «масленица». В этот неистовый праздник всякое пьянство и всякая нечистота у них разливалась. Этому безумию и неистовству язы­ческому следуя, премногие христиане, по име­ни своему будучи «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел» (1 Петр 2:9), установили праздновать мас­леницу, в которую всякое страстей и прихотей излияние совершают, как всем о том известно. Этого неистовства, как всем известного, не описываю, но только напоминаю христианам таковым, что они звание свое забыли, что они с идолопоклонниками бесу жертвуют души свои, которые Христос Сын Божий искупил не серебром или золотом, но «драгоценною Кровию» (1 Петр 1:18-19). От таковых празднований, как мерзостей языческих, на которых бесовская воля совер­шается и имя Божие хулится, христианам долж­но удаляться, как апостол увещевает: «Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распут­ству», и прочее (Рим.13:12—13).А те, которые так празднуют, должны очувствоваться и покаять­ся и отстать от них, чтобы с язычниками в огне вечном вместо веселья и сладостей вечно и бес­полезно не восплакать и не услышать ответ: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк.16:25). Так, от языческого неистовства удаляясь, должно христианам праздники святые праздновать достойно зва­ния своего, а именно: 2) Собираться в церкви святые на общую молитву, славословие, хвалу Божию, слушание слова Божия, и собираться вечером, утром и в полдень, то есть на вечерню, утреню и Литур­гию, но и в домах того не оставлять. 3) Поминать чудесные и спасительные дела Божии, в те дни милостиво во спасение наше сотворенные, размышлять о них, и за то радос­тным духом Бога благодарить, дела же те изряд­но описаны и изъяснены в церковных стихах и песнях, в те праздники поющихся. 4) От этих праздников ум и сердце свое ве­рою возводить к вечному празднику, в котором избранные Божии, упокоившись от трудов и болезней, в этом мире подъятых, будут непрес­танно праздновать и немолчно петь и хвалить благость Божию, и, возводя ум, молиться че­ловеколюбцу Богу, чтобы и нас самих той час­ти избранных сподобил. «Вспомни о нас, Госпо­ди, в благоволении к народу Твоему; посети нас спасением Твоим, дабы видеть благоденствие из­бранных Твоих, веселиться веселием народа Тво­его, хвалиться с наследием Твоим» (Пс.105:4—5). 5) Хотя и всегда, но особенно в те дни ни­щих в дома свои вводить и питать и давать ми­лостыню, «ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13:16). 6) О! Коль светел и благоприятен праздник был бы, если бы христиане, отложив всякую зло­бу, и всякую лесть, и лицемерие, и зависть, и все клеветы и прочих прихотей отрицаясь, посеща­ли друг друга, и лобызая лобзанием святым, друг другу поведали Божий чудеса, хвалились об име­ни Его святом, беседовали о вечной жизни и ра­дости ее, и тем, как сладкою пищею, души свои питали. Тогда почувствовали бы и здесь сладос­ти вечной частицу. Память и верное рассужде­ние о вечной жизни без утешения не бывает для души, мира сего отрекшейся. 7) Прекрасный праздник и такой, какого христианское сердце всегда желает, упразднять­ся от греха. Такой праздник не только в свет­лые праздничные дни, но и всегда праздновать должны христиане, ибо без этого никакой хри­стианский праздник по-христиански совершиться не может. (Смотри еще главу о почитании страстей Христовых, в этой же книге).

§ 405. Как христианам готовиться должно к исходу отсюда в вечность? Ответ: 1) От этого пункта начинает всякий или блаженную или горестную и плачевную вечность, ибо переходит или в вечную жизнь, или в веч­ную смерть (см. Лк. 16, 19—31). 2) День и час и образ исхода никому не из­вестен. Все это сокрыл от нас Божий Промысл. 3) Поэтому христианам должно подражать верным и мудрым рабам, которые всегда ожи­дают, когда их позовут к себе господа их. Так и христиане всегда должны готовыми быть, ког­да позовет их Господь к Себе. Зовет же всякого Господь через смерть. Поэтому какими хотим быть при исходе, такими и прежде исхода и все­гда должны быть, чтобы неготовыми не явить­ся во время исхода. Никто при смерти не захочет грешить, чес­ти искать, богатства собирать, и прочее земное мудрствовать, но более всякий думает о грехах, жалеет, что грешил, боится, чтобы не погиб­нуть. Это должно и ныне прежде смерти делать, ибо неизвестно, дождешься ли с утра вечера, или с вечера утра, потому что не знаешь, когда позовет тебя Господь твой к Себе. Поэтому во всегдашнем покаянии и готовности христианам должно быть, дабы не погибнуть вовеки. Великая вещь есть спасение вечное, и всего света дороже, потому, более всего сокровища и всего мира, и всю жизнь искать его должно. Какая тебе польза с того, что ты «приобретешь весь мир, а душе своей повредишь» (Мф.16:26)? Как ничего не внес в мир, так ничего и не вынесешь от мира, кроме погибели, потеряв спасение, которое здесь или обретается, или губится. О, как жалеть, воздыхать, плакать и рыдать будешь, бедный грешник, потеряв спасение, но бесполезно! Пожелаешь тогда возвратиться в мир, и нагим ходить, и от всех презираемым быть, чтобы спасение, которое потерял, возвра­тить, но не дастся тебе. Дано было тебе время на это, проповедовалось тебе Божие слово, уве­щевали тебя пастыри и учителя, обличала тебя и собственная твоя совесть, но ты не хотел ис­правиться. Случилось мне слышать об одном не последнем человеке, что он, находясь в тяж­кой болезни и при смерти, точно выговорил: «О, когда бы мне восстать от сего одра, показал бы всякое исправление!» — но, не восстав, скончался. Пожелаешь и ты, бедный человек, от смертных врат возвратиться и исправиться, но не получишь. Отойдешь, хотя и не хочешь, оставив все мирское миру. Как вошел в мир, так и выйдешь от мира наг, и когда бы еще не обре­менен грехами! Ну же, теперь поищи того, чего тогда бесполезно будешь искать. Теперь ты еще здоров, еще не погиб, еще можешь спастись. Покажи же исправление, которого при смерти будешь желать, и так с надеждою спасения от­сюда отойдешь. Оставь мир, пока мир не оставит тебя, свер­гни с себя благодатью Божией грехи твои, и так служи Господу твоему свободно, и ожидай, ког­да Господь твой позовет тебя к Себе, и явишься Ему одетый одеждою спасения. Чего тебе, как и себе, усердно желаю.

§ 406. Как христианам должно к причаще­нию Тела и Крови Христовой приступать? Ответ: 1) Апостол говорит: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недо­стойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рас­суждая о Теле Господнем» (1Кор.11:28—29). 2) Многие много читают молитв, псалмов и акафистов, но этого приготовления недоста­точно. Ибо молитва от неисправного и непокаявшегося сердца не принимается Богом, как о том выше неоднократно сказано. 3) Страшно приступать неочистившемуся истинным покаянием, страшно также и приступившему и причастившемуся мирскими похотями оскверняться. И то и другое страшно, как из апостольского слова и из рассуждения о Та­инстве Святом видно. 4) Поэтому должно и хотящему приступить рассуждать, кто и к чему приступает, — и причастившемуся, чего причастился. Почему и прежде причастия нужно рассуждение о себе самом и великом том даре, и по причастии нуж­но рассуждение и память о небесном том даре. Прежде причастия нужно сердечное покаяние, смирение, отложение злобы, гнева, прихотей плотских, примирение с ближним, твердое пред­ложение и изволение нового и благочестивого о Христе Иисусе жития. По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усер­дное о новом, святом и непорочном житии. Словом, прежде причастия истинное покаяние и сокрушение сердечное нужно, по причастии плоды покаяния, добрые дела нужны, без ко­торых истинного покаяния не может быть. А оттуда следовательно заключается, что христи­анам необходимо нужно житие свое исправить и начать новое, богоугодное, дабы «не в суд и в осуждение было им причащение». Христианин без веры быть не может, вера же без любви, а любовь без добрых дел (1Кор.13:1—8,13). Атак христианин остается не иное что, как язычник, хотя имя Божие и Христово исповедует. Сколь же страшно такому приступать к Таинству Свя­тому, всякий видит. Отсюда бывает, что многие христиане, причащающиеся святым Таинам, не в лучшем, а в худшем преуспевают, ослепляются более, чем просвещаются, ожесточаются, а не исправляются, и так от греха в грех впадают, но греха своего не познают, и греха за грех не по­ставляют, и делают то, чего язычники законо­послушные не делают. Причина тому в том, что презирают Божию благодать, и так и сами ли­шаются Божией благодати, и «предаются пре­вратному уму — делать непотребства» (Рим 1:28). 5) Поэтому должно себя грешникам испра­вить, да не в суд причащаются. Блудникам, пре­любодеям и сквернителям переменить сердце свое и возлюбить чистоту, ибо к Пречистому Агнцу Христу приступают. Гордым и высокоумным — отложить бесов­скую гордость и возлюбить смирение, ибо к Смиренному приступают Христу. Злобным и огнем отмщения дышащим — злобу оставить и возлюбить кротость и незло­бие, ибо к Кроткому и Незлобивому Агнцу Бо­жию приближаются. Ненавистливым и завистливым — оставить ненависть и зависть и возлюбить братолюбие, ибо к Человеколюбцу Сыну Божию приближа­ются. Льстецам, лукавым и обманщикам — возне­навидеть дьявольскую хитрость и возлюбить простоту и истину, ибо к вечной и безлестной приходят Истине. Клеветникам, злоречивым, хульникам — ис­править язык свой, ибо устами восприемлют Пречистое Тело Христово. Сребролюбцам — оставить мамону и воз­любить Бога, ибо к Сыну Божию, Который есть любовь, приступают. Жестокосердечным и немилостивым — пе­ременить нрав свой жестокий и стараться быть милостивыми, ибо к Милостивому и Милосер­дному Господу приходят. Ворам, разбойникам, мздоимцам и лихоим­цам — оставить неправду сию, и возвратить или расточить похищенное, и поучаться правде, ибо к Царю Праведному приближаются. Богачам скупым — оставить скупость и быть щедрыми, ибо к Щедрому Господу приходят. Пьяницам — оставить пьянство и начать трезвенное житие, ибо Распятому и Умершему Христу приобщаются. Словом, всякий должен исправить, очистить и обновить себя, дабы неосужденно приступить. «Должно, — говорит св. Василий Великий, — очистить себя от всякой скверны плоти и духа приступающему к Телу и Крови Господней, да не в суд ест и пьет, и память о Том, Который за нас умер и воскрес, явно показать в том, что он (приступающий) умер греху, и миру, и самому себе; живет же Богу о Христе Иисусе Господе нашем» (Книга 1-я о Крещении гл. 3-я). { Что есть греху умереть и Богу жить, смотри пункт 388). Опасно и страшно приступать не оставля­ющему греха и совесть замаранную и раздражен­ную грехами имеющему, «да не в осуждение себе ест и пьет». Рассуждай, христианин, и берегись неисправным приступать и, приступив, снова мирскими похотями оскверняться. Ибо «Бог наш есть огнь, недостойных поядающий» (Евр.12:29).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных