Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 9: О христианском долге, который последует вере святой и из вышеписанных рассуждений следует 3 страница




 

Глава 10: Что может и должно христианина подвигнуть к убеганию от греха, истинному покаянию, презрению суетного и подвигу в благочестии?

«Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу» (Еф.5:8—10).

§ 407. Вездесущее Божие и ясное видение не только дел, но и тайных помышлений и на­мерений наших, может нас отвратить от греха. Оно особенно представляется нам во псалме 138-м и в прочих Писания местах. Не видим мы Бога нашими очами, поскольку и видеть не можем, ибо «Бог есть Дух» (Ин.4:24), никаким чувствам не подлежащий, но вера из Святого Писания научает нас, что Он как везде есть, так и с нами неотлучно; и что мы ни делаем, — ви­дит; и что ни помышляем, — ясно проникает; и что намереваемся, замышляем, начинаем, хотим делать, — уже знает, и прежде начина­ния нашего знал; и что говорим, слышит, и пе­ред Ним как день, так и нощь равно имеется; и нет такого места, где бы Его не было; следова­тельно, всякое дело, и во дни и в нощи твори­мое, и на всяком месте совершаемое, не может утаиться от Него. Злое ли дело творит человек, например, блудодействует, убивает, похищает, крадет, и прочее, или замышляет зло, — очи Его видят. Злословит, клевещет, осуждает, клянет, лжет, обманывает брата своего, или имя Его святое хулит человек, — слышат святые уши Его. И сколько на земле людей есть, так всяко­го наблюдает, и всякого дело, начинание, по­мышление и намерение видит, и слово слышит, и в книге Своей записывает, как бы одного его только наблюдал, прочих оставляя. Изрядно об этом Августин говорит Богу: «Так хождения мои и пути рассматриваешь, и во дни и в ночи стережешь меня бодренно, все стези мои примечая, Зритель всегдашний, буд­то всю тварь небесную и земную забыв, на меня только единого смотришь, и совсем о прочих небрежешь». И ниже: «Признаю, Господи, что ни делаю, пред Тобою делаю, и то, что делаю, лучше Ты видишь, нежели я, который делаю. Что ни делаю, всегда Ты равно присутствуешь со мной, как всегдашний Зритель всех моих помышлений, намерений, утешений и деяний моих». И ниже: «Что намереваюсь сделать, что ни помышляю, и в чем ни услаждаюсь, Ты ви­дишь, уши Твои слышат, очи Твои видят и на­блюдают. Означаешь, внимаешь, примечаешь и пишешь в книге Твоей, доброе ли или злое бу­дет, да воздашь всем в последствии за доброе — награждение, за злое — наказание, когда откро­ются книги» (Беседы с самим собою, гл. 14-я). Оттуда видно: 1) Что всякий грех, делом, или словом, или помыслом творимый, бесчестие и досаду Богу делает. Как бесчестие и досада царскому вели­честву бывает, когда бесчинник какой перед ним бесчинствует и не показывает перед ним благоговения, так и перед лицом Божиим и свя­тейшими Его очами согрешающий бесчинству­ет, и потому бесчестие и досаду величеству Его делает. Как это тяжко и страшно делать, вся­кий может видеть. 2) Христианам должно от такого бесчиния беречься, и в словах, делах и помыслах благо­говение Богу показывать — да не оскорбят Бога и Создателя своего. Перед царем земным, или перед господином нашим, или властелином, или отцом по плоти стыдимся бесчиния пока­зывать; тем более это должно делать перед От­цом и Царем Небесным, Который «есть Господь господствующих и Царь царей» (Откр.17:14). 3) Всякое бесчинное дело, слово и помыш­ление в книге Божией записывается, и возда­ется бесчиннику по делам его в день суда: «Об­личу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя», — говорит грешнику Бог (Пс.49:21), если от того не отстанет и не покается грешник. 4) И в самом беззаконии и бесчинии может быть поражен человек праведным судом Божиим, ибо таковым образом не воздает славы Богу. 5) Беззаконничающим должно престать от злого дела, дабы не познать на себе и здесь, и в день суда, праведного суда Божия. 6) Бога усердно благодарить, что ради них потерпел согрешения их и не погубил их, а впредь осторожно поступать.

§ 408. Должно и сильно отвратить нас от гре­ха страдание Христово, которое двоякое зрели­ще душевным нашим очам представляет, то есть неизменяемую правду и милосердие Божие. 1) Видим, что правда Божия нарушиться не может, но непременно требует своего удовлет­ворения, видим, что грех без наказания не бы­вает. Правда Божия требовала, чтобы нам веч­но казненными быть, ибо вечного и бесконеч­ного Бога прогневали. Кто мог удовлетворить ей? Кто мог цену и воздаяние достойное дать ей? Кто мог между бесконечным Богом прогне­ванным и человеком прогневавшим посредни­ком, ходатаем и примирителем стать? Никто! Ни ангел, ни иная какая тварь. Стал Иисус, Искупитель наш, Который говорит: «Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было под­держивающего; но помогла Мне мышца Моя» (Ис.63:5). И стал «посредником между Богом и чело­веками» (1 Тим 2:5), и обратился праведный суд Божий на Него: «сделался за нас клятвою» един Благословенный (Галл.3:13). Суд претерпел Неповинный за нас повинных, Своею казнью удовлетворил правде Божией за грехи наши: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззако­ния наши» (Ис.53:5). Рассуждение о правде Божией, и о правед­ном Его гневе против греха, и жесточайшем Христовом мучении, которое за грехи наши Он претерпел, да устрашит нас (чтобы отстать) от греха. Если Христос неповинный и один толь­ко праведный за чужие грехи так ужасно мучим был, как мучимы будут грешники в геенне за свои грехи! Если этим страшным зрелищем не умилятся люди и не покаются, какой уже гнев Божий возгорится на них! Христос за всякого человека пострадал и умер, но если человек не хочет страдания Христова во спасение свое употребить, отстать от греха, покаяться и так спастись, тогда то страдание само будет во об­личение ему, что он такую Божию благодать отвергнул, и так познает на себе правды Божией силу и действие. Тогда почувствует бедный грешник, что есть грех и какова его горесть, чего ныне чувствовать не хотел. Без сомнения зак­лючается, что страшное и ужасное зло есть грех и тому последующее вечное мучение, от кото­рого ничем иным, как бесценною Сына Божия Кровью, не могли мы избавиться. Отсюда чер­пает святой апостол поощрение к покаянию и предлагает нам: «Если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по де­лам, то со страхом проводите время странство­вания вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, пре­данной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1:17-19). Рассуждай же, христианин, что такое грех: Христово страдание научает нас, сколь велика его тяжесть. Легко согрешить человек может, но не легко освободиться от него может, и без Хри­ста не может, но следует тяжестью его погру­зиться во дно адово и платить правде Божией бесконечной казнью. Берегись же греха, кото­рый праведного Бога раздражает. 2) В страдании Христовом видим неизре­ченное к нам милосердие Отца Небесного, «Ко­торый», видя нас в погибели и не хотя нам в той вовеки быть, «Сына Своего» ради нашего спасе­ния «не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим 8:32); о чем Сам Сын Божий во утешение наше нам говорит: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верую­щий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:6—8). О, дивное благоволение Небесного Отца, Который, ради убогого и погибшего Своего создания Сына Своего не пощадил! О, чудное послушание Сына Божия, Который ради нас, врагов Своих, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, смерти же крестной! Его по­слушный и сладкий для нас голос слышится в псалме: «Вот Я иду, (как) в свитке книжном на­писано о Мне; исполнить волю Твою, Боже Мой, восхотел Я» (Пс.39:8—9); — слышится во Еван­гелии: «Я сошел с небес не для того, чтобы тво­рить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин.6:38). Которое дело, как сладкую пищу, Себе вменил Сын Божий: «Моя пища есть тво­рить волю Пославшего Меня и совершить дело Его», то есть дело спасения нашего (Ин.4:34). Смотри, христианин, как захочешь столь милосердного Отца грехами оскорблять и сво­им нераскаянным житием пренебрегать и бла­говолением Его и послушанием Сына Его, тебя ради учиненным? Как будешь любить грех, за который Отец Сына Своего предал и Сын Бо­жий такое горькое и тяжкое мучение претер­пел? Любишь же грех, ибо не гнушаешься гре­хом; не гнушаешься, ибо творишь его. Ибо кто любит что, того не оставляет и держится; как, напротив того, чего не любим, ненавидим и гнушаемся, от того отвращаемся и удаляемся. Рассуждай же о Христовом страдании, в кото­ром видишь и правду Божию, грехи казнящую, и милосердие Божие, к нам явленное, и бере­гись грешить — да не подпадешь суду правды; и, согрешив, покайся — да делом на себе по­знаешь Божию милость; и от сего источника черпай утешение, поминая апостольское уте­шительное слово: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим 8:32) Рассуждение о правде Божией пусть отвра­тит тебя от греха, а рассуждение о милости Бо­жией пусть не попустит тебе отчаяться за соде­янный грех, но напротив, восстав от греха, ка­яться. Поминай правду Божию во время искушения ко греху, но милости Божией не за­бывай во время искушения за грех содеянный. Так рассуждение о страдании Христовом учит нас бояться греха, ненавидеть его и удаляться от него, и за содеянные грехи не отчаиваться, но возвратиться к Отцу Небесному, по подобию блудного сына, и просить у Него прощения, и получив милость от Него, не отлучаться впредь от Него.

§ 409. Обещание, данное при крещении, должно нас, христианин, отвратить от греха и подвигнуть к благочестию. Тогда между Богом и нами завет поставлен был: мы, отрекшись от сатаны и всех дел его, обещали Богу «служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» (Лк.1:75). Бог нас в Свою высочайшую милость принял и в той милости со­держать нас обещал. Бог верен пребывает: слу­жащих Ему содержит в милости, должно и нам обещание свое помнить и хранить, и верными быть Господу Богу нашему, и служить Ему чис­тым сердцем. Если же не сотворим этого, то должниками явимся перед Ним, следователь­но, и Его милости лишимся, и в праведном у Него гневе будем, как и прежде крещения были. Не сохраняет обещания и веры своей Богу не только тот, который устами отрекается от Него и обращается к идолам, но и тот, который повелений и заповедей Его отрицается и не слу­жит Ему, кто служит греху, как выше сказано. Поэтому не только отрицания устного, но и сер­дечного, которое через грех и беззаконие быва­ет, беречься должно нам. Не сохранившим же обещания и отлучившимся от Бога не должно медлить в пагубном том отлучении, но, по по­добию блудного сына, возвратиться к Небес­ному Отцу и со смирением просить прощения у Него, и впредь от дому Его святого, то есть Святой Его Церкви, не отлучать себя беззакон­ным житием, дабы праведному Его суду и гне­ву вечному Его не подпасть.

§ 410. Высокое и великолепное именование Святой Церкви, в которой находятся христиа­не, поощряет их уклоняться от греха и приле­жать благочестию. Святая Церковь называется апостолом «домом Божиим, Церковью Бога Живаго» (1 Тим 3:15). Этот святой и великолепный дом имеет основанием Самого Христа, по уче­нию апостола: «Никто не может положить дру­гого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11). Этот дом создали по лицу всей земли, Господу поспешествующу, духовные архитекторы, апостолы святые; очи­щен и освящен он Кровью Единородного Сына Божия (Еф.5:25—26); входят в него верою и кре­щением живущие в нем. В этот дом собрались и собираются народы многие, говоря: «Приди­те, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем хо­дить по стезям Его» (Ис.2:3). Называется и «град Божий», о котором воспел пророк: «Основания его на горах святых» (Пс.86:2—3 и проч. до конца). «Бог основал его навеки» (Пс.47:9); «Бог посреди его, и не поколеблется: поможет ему Бог с раннего утра» (Пс.45:6). Сего града граждане, и дому до­машние суть христиане, «сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19). В сем граде нет места необрезанному сердцем и нечистому (Ис.52:1), но ходят в нем «люди, хранящие правду и хранящие истину, приемлющие истину и хранящие мир» (Ис.26:2-3).

§411. Может и должно христиан подвигнуть к благочестивому во Христе Иисусе житию и содержанию себя в том высокое и небесное их звание. Ибо призваны «от власти сатаны в цар­ствие Божие, которое не пища и питие, но пра­ведность и мир и радость во Святом Духе» (Деян.26:18; Рим 14:17), призваны в «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный Божий свет» (1 Петр 2:9). «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес 4:7); дабы поступали «по духу», и не исполняли «вожделений плоти» (Галл.5:16); дабы, «как пришельцы и странники, удаля­лись от плотских похотей, восстающих на душу» (1Петр.2:11); и чтобы были «неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода» (Флп.2:15); чтобы поступали, как чада света, испытывали, «что благоугодно Богу, и не участвовали в бесплод­ных делах тьмы, но и обличали» (Еф.5:8, 10—11). Словом, «к общению со Отцем и с Сыном Его Иисусом Христом» позваны (1 Ин.1:3). «Бог же есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (1 Ин.1:5—6). Поэтому, христианин, если хотим блаженное это общение иметь и между истин­ными христианами быть, а не между лицеме­рами числиться, «очистим себя от всякой сквер­ны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор.7:1). Откуда святой Павел, зва­ние это нам представляя, говорит: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы при­званы» (Еф.4:1).

§ 412. Причащение пречистых и животво­рящих Таин Тела и Крови Христовых должно подвигнуть нас, христианин, к удалению от гре­ха и истинному покаянию. Как Пречистое Тело Христово дерзнешь принять в руки твои (к при­емлющим в руки речь здесь), которые хищени­ем, ограблением, мздоиманием, лихоимством, биением, нечистым прикосновением и прочим греховным калом оскверняешь? Как примешь во уста Тело и Кровь Его Святую, в те уста, ко­торые злоречием, сквернословием, кощун­ством, буесловием, клеветой, осуждением, ле­стью, лукавством, ложью, язвительным укором, руганием, поношением и прочим смрадом не перестаешь наполнять? Как примешь Христа в сердце твое, которое злобою, лукавством, не­навистью, нечистою похотью, сребролюбием и лихоиманием и прочим злом преисполнено? Надобно таковому опасаться, чтобы не при­личествовало ему Христово слово, сказанное одному книжнику, который и за Христом хотел ходить, и мира не оставить: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:19—20). Лесть, лукавство, лицемерие, сребролюбие, лихоимство и всякое злое похотение подобны лисицам, имеющим норы свои в сердце челове­ческом, и «птицам» (в нем) гнездящимся, Сын же Человеческий (в таком сердце) не имеет, где главы приклонить, но Он входит в сердца крот­кие, смиренные, сокрушенные печалью о гре­хах, и благодать Свою с Собою вносит. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Стоит сей святой Гость, Который нас ради странствовать на зем­ле благоволил, стоит и ударяет в двери сердец наших, и хочет к нам войти, за которых святую Кровь Свою пролил. Но кто отверзает Ему две­ри в дом свой? кто слышит глас Его?.. Кто же слышит глас Его? Непременно тот, кто слову Его повинуется, престает от грехов, кается, и жалеет сердечно о содеянных грехах, и содер­жит себя в истинном покаянии, как выше об этом говорит Христос: «Будь ревностен и покай­ся» (Откр.3:19). К такому Он входит и вечеряет с ним, то есть утешает его истинным и живым утешением. То же и в другом месте говорит: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). А где Отец и Сын, там и Святой Дух; где Бог живет, там царствие Божие, там утешение и радость, живая и истин­ная. Ибо Божие благодатное присутствие без утешения и радости не бывает (Рим 14:17). На­добно, христианин, престать от грехов, пока­яться и начать новое о Христе житие, если хо­тим с пользою нашею Тайн Христовых прича­щаться.

§ 413. Молитва да подвигнет нас, христиа­нин, к уклонению от греха и творению истин­ного покаяния. Поскольку: 1) в молитве истинные христиане присту­пают к Богу и беседуют с Ним; 2) возводят ум и сердце свое к Нему; 3) воздевают руки и очи свои к Нему; 4) отверзают уста свои и приносят Ему бла­годарение, пение и хвалу, как о том уже не­сколько сказано и ниже скажется. От сего следует, что должны мы непремен­но престать от греха, исправить себя и истинно каяться, если хотим с пользою нашею молить­ся. Как же приступишь к Богу и будешь про­сить Его: «Оставь мне грехи мои, Господи», — а сам их не оставляешь? Как будешь нарицать Его: «Господи мой», — а сам мамоне работаешь, и раб есть греха? Ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). Как скажешь: «Царю мой и Боже мой», — а сам попускаешь греху над тобою царствовать? Как скажешь: «Услыши мя, Госпо­ди, и помилуй», — а сам не хочешь Его слушать и не перестаешь прогневлять? Как можешь к Нему звать: «На Тя, Господи, уповах», — а сам упо­ваешь на князей, своих защитников, на силу, хитрость, сан свой, на серебро, золото и про­чее создание, ибо в нужде к тем за помощью и защитой прибегаешь? Как можешь петь: «Прильпе душа моя по Тебе» (Пс.62:9), или: «Мне же прилеплятися Богови благо есть» (Пс.72:28), — а сам прилепляешься миру? Как можешь возве­сти сердце твое к Нему, которое исполнено зло­бою и прочими злыми похотями? Как воздвиг­нешь к Нему руки твои, которые оскверняешь хищением, ограблением, лихоиманием, биени­ем, нечистым прикосновением, и прочее? Как отверзешь уста твои на славословие и хвалу свя­того имени Его, — уста, которые оскверняешь злословием, сквернословием, лестью, ложью, клеветою, осуждением и прочим калом грехов­ным? Словом, вся Псалтирь и все молитвы, в церковных книгах написанные, не приличе­ствуют тому грешнику, который грехов оставить и творить истинного покаяния не хочет. Про­читай сам, христианин, со вниманием — и ура­зумеешь истину. «Да отступит от неправды вся­кий, исповедующий имя Господа» (2 Тим 2:19). И через пророка говорит Бог: «И когда вы прости­раете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Яне слышу: ваши руки полны крови» (Ис.1:15). Дабы вовеки от Бога и избранного Его ста­да не отлучиться, должно оставить грех, пока­яться и беречься греха, который нас разлучает от Бога, и пред Богом мерзкими и гнусными нас делает, и молитву нашу бесполезной делает.

§ 414. Пусть подвигнет нас, христианин, к уклонению от греха и покаянию бесконечная и неизреченная благость Божия, о которой свя­той Павел говорит так: «Или пренебрегаешь бо­гатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим 2:4). Благость Божия есть, что мы еще не погиб­ли, что мы еще живем на свете и можем благо­датью Его спастись, ибо так «благость Его ведет нас к покаянию». От этой благости Его происхо­дит, что Он так любезно и благоприятно нас на покаяние зовет и так хочет благость Свою на нас излить и вечного блаженства участниками нас сотворить: «Возвратись, отступница, дочь Израилева, — говорит Господь. — Яне изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, — говорит Господь, — не вечно буду негодовать» (Иер.3:12); и еще: «Обратись, Израиль, к Господу Богу «твоему; ибо ты упал от нечестия твоего» (Ос 14:2); и еще: Обра­титесь ко Мне, — говорит Господь Саваоф, —и Я обращусь к вам» (Зах.1:3). И через апостолов, по­сланников Своих молит нас, да примиримся с Ним, да не вовеки будем чувствовать на себе гнев Его праведный: «От имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова про­сим: примиритесь с Богом» (2Кор.5:20). И Сам Христос пресладкими Своими словами привле­кает к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). И Дух Святой увещевает и говорит: «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» (Евр.3:7—8,15; Пс.94:7—8). Не только гласом слов пророческих и апостольских, но и самим долго­терпением Своим, тем, что «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр 3:9), призывает нас пребла­гой Бог на покаяние, как апостол говорит: «Бла­гость Божия ведет тебя к покаянию». Сколько есть идолопоклонников, хульников, разбойников, грабителей, насильников, хищников, льстецов, лукавых, блудников, пре­любодеев, сквернителей и прочих беззаконников, но Бог их не погубляет, хотя они и враги Божии. Что это, как не «благость Божия», кото­рая «ведет их на покаяние»? И не только терпит и не погубляет их, но и хранит их от навета вражь­его, хотя они того и не чувствуют. Не попустил бы им и минуты жить «противник наш диавол, который ходит, как рыкающий лев, ища, кого по­глотить» (1 Петр 5:8), но тотчас восхитил бы души их и низвергнул бы в ад, но благость Бо­жия не дает ему того, ибо «не хочет Бог смерти грешника», но обращения ожидает (Иез.33:11; 18:23,32). О, непостижимая к грешникам благость Божия! Грешник оставляет Бога, но Бог его не оставляет. Грешник, отступив от Бога, Творца и Промыслителя своего, пристал ко врагу Божию, дьяволу, но Бог не велит ему погубить грешника, врага Своего. Кто такой благости Божией не удивится, кто может ее словом изобразить! Так «благость Божия ведет» грешника «а покаяние» Не только долготерпением, но и самыми теми благами, которые изливает повседневно на всякую плоть, ведет нас Бог на покаяние. Как чадолю­бивый отец, желая сына своего участником со­творить наследия, не только словами учит его чинному и постоянному житию, но и любовью и ласками привлекает к тому, чтобы всяким образом исправным его сделать и так сотворить его наследником своим, так и человеколюбивый и милосердный Отец наш Небесный, желая нас вечного блаженства и небесного царствия учас­тниками сотворить, не только словами Своими, но и благами чувственными привлекает к ис­тинному покаянию и благочестию. Блага Божий, например, солнце, луна, звез­ды, воздух, различные плоды земные, рыбы, птицы, скоты и прочее, как ручьи, от источни­ка проистекающие. Как ручьи ведут и указы­вают нам источник, чтобы от него черпали воду и пили, так созданные Божии блага ведут нас к Богу, Источнику благ, и указывают на Него, чтобы Его любили и «вк усили, сколь благ Господь», Который это сотворил. Солнце, луна и звезды указывают и без гласа проповедуют нам: «Смот­рите, сколь «благ Господь», Который нас во свет вам создал». Плоды земные, птицы, рыбы и скоты указывают и говорят: «Вкусите и види­те, яко благ Господь» (Пс.33:9), Который нас в пищу вам сотворил», и прочее. Но как отец, видя сына неисправного, вы­нужден грозить ему наказанием и отлучением от наследия и самим делом налагает ему раны, чтобы исправить его, так благоутробный Отец Небесный поступает с сынами человеческими, грозит им наказанием временным и вечным: «Вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на зак­лание: потому что Я звал, и вы не отвечали; го­ворил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне. Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокру­шения духа» (Ис.65:12—14). И Христос говорит: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:3). Грозит нам милосердный Бог наказани­ем, да не постигнет нас наказание; грозит ге­енной, да не впадем в геенну; наказывает нас, да исправимся. И сие-то значат напасти и беды, на нас посылаемые, которые, как посланники, молча вопиют и без гласа увещевают, да сотво­рим плоды, достойные покаяния. Так благость Божия не только словами про­роческими и апостольскими, но и долготерпе­нием, излиянием временных благ и посылани­ем временного зла, то есть бед и напастей, ведет нас на покаяние, призывает и ожидает. А сколь любезно призывает и долготерпеливо ожидает грешника на покаяние, так любезно и благо­приятно обратившегося его принимает, как в притче о блудном сыне изобразил Христос: «Ког­да он (блудный сын) был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк.15:20). Так Отец Небесный смотрит на грешника, возвратившегося от стра­ны дальней, в которую от Него удалился; ви­дит приходящего к Нему, от Которого беззакон­ным житием отлучился; смотрит любезно, и мил Ему бывает обратившийся и приходящий, и объемлет его объятиями благости Своей, и «целует его» лобзанием Божественной любви Своей. О, премилосердные очи Небесного Отца, милосердно смотрящие на обращение грешни­ка! О, благоутробные объятия отеческие, объемлющие грешника! О, святейшее и сладчайшее лобзание, которого сподобляется грешник! Не гнушается и не отвращается от грешни­ка, грехами, как мерзким рубищем, одетого, бесконечная Святыня. Не отгоняет от Себя пришедшего, которого и отлучившегося не ос­тавлял. Принимает с любовью того, которого обращения усердно желал, не делает никакого выговора ему за то, что самовольно отлучился от Него, что богатство, данное ему, расточил. Нет ничего того! Но одевается (обратившийся) в «лучшую одежду», и приемлет «перстень на руку свою и обувь на ноги» свои, и так причисляется к святой семье Его (Лк.15:22). Слышится отечес­кий глас радости: «Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:24). Веселятся о том небесные Его Ангелы, ибо «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк.15:10). Кто не подивится такой благости Божией, которой и в отвращении, и отлучении, и обращении сподобляется грешник? Камен­ное воистину сердце человека, которое такой благостью не умягчается! Об этой благости Божией рассуждая и че­ловеческое о ней нерадение видя, Златоуст свя­той плакал и рыдал: «Вот, о чем более всего пла­чу и рыдаю. Чего не сотворил Бог, дабы люби­ли Его? Чего не усмотрел? Что оставил? Досадили мы Ему, ничем нас не обидевшему, но содеявшему бесчисленные и неизреченные блага. Отвратились от Призывающего и ото­всюду Привлекающего, Он же не на муки нас предал, но притек Сам и удержал бегущих, но мы, отряхнувшись, к дьяволу отскочили. Од­нако же и тогда не отступил, но послал многих пророков, Ангелов, патриархов — молить нас. Мы же не приняли моления, но и досадили при­шедшим, — а Он и за это не презрел нас». И немного ниже: «После всего этого, — говорит Святой Отец, — убили мы пророков, каменья­ми побили, и иного премногого злого и лютого сделали. Что же? Вместо них уже не пророков, уже не Ангелов, не патриархов, но Самого по­слал Сына Своего. Убит был и Сын пришед­ший. Но и так не погасил любви Своей, но бо­лее возжег, и не перестает увещевать по убие­нии Сына Своего, и молит, и все творит, дабы обратились к Нему. И вопиет Павел, говоря «от имени Христова: Как бы Сам Бог увещевает че­рез нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор.5:20). Но ничто из этого не при­мирило нас. А Он и так нас не оставил, но ждет, и геенною грозит, и царство обещает, дабы хотя бы так нас к Себе привлечь» (Беседа 5-я на Послание к Римлянам). Так благого Бога и благоутробного Отца, саму благостыню, прогневляет грехом, а тем более нераскаянным житием человек! Бог хо­чет и жаждет спасения его, чего ради и Сына Своего не пощадил, а послал в мир и на смерть предал за него, но грешник нераскаянный про­тивится такому великому Божию желанию и благоволению. И это есть хитрость и злоба дья­вола, который и сам отвратился от Создателя своего, и в ожесточении пребывает, и непрес­танно прогневляет Его, и тому же научает че­ловека, который, ослепившись, не видит, что дьявола слушает, и с ним Богу противится, и вечно погибает, что Бога, как человеколюбца, весьма оскорбляет. Возненавидим же, христиане, грех, дьяволь­ское дело, которым благой и благоутробный Бог наш оскорбляется, и покажем нашу благодарность Ему, Который нашего спасения так усердно желает. Человека-благодетеля, кото­рый какое-нибудь нам добро делает, не хотим оскорбить, тем более Бога, бесчисленные бла­га Которого на себе познаем, не должно оскор­блять. Если же пренебрежем тем, то узнаем на себе дело правды Его, которая «воздаст каждо­му по делам его» (Рим 2:6).

§ 415. Правда Божия пусть подвигнет нас, христианин, к истинному покаянию и подвигу против греха. Ныне время покаяния, когда Гос­подь велит каяться, призывает на покаяние и принимает кающихся, но в день воздаяния того не будет, хотя и со слезами поищем того. Ныне милует Господь ищущих милости от Него, а там будет судить. Ныне кающимся грехи оставля­ет, — там за всякий грех будет судить. Если «за всякое праздное слово, какое скажут люди, да­дут они ответ в день суда», — как учит Христос (Мф.12:36), тем более за содеянные грехи и без­закония. Ныне по большей части благость и милость Божия действует; тогда правда Божия в дело Свое вступит, и «воздаст каждому по де­лам его». Ныне время милости и помиловании, а тогда будет время суда. Ныне (должно) про­сить, искать и стучать в двери милосердия Божия, «ибо всякий ныне просящий получает, и ищу­щий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:8), ибо «ныне — время благоприятное, ныне — день спасе­ния» (2Кор.6:2). Тогда все то пресечется, прошению и исканию не будет места, заключатся две­ри милосердия, но одно только строгое испыта­ние будет. Ныне Бог говорит: «Обратитесь ко Мне»; — тогда скажет: «Отвечайте Мне». Ныне го­ворит Христос: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28), — а тогда скажет не хотевшим ныне прийти: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уго­тованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Здесь опять, христианин, обрати ум и раз­мышление твое к страданию и Кресту Христо­ву. Страдание Христово кающимся и ныне уте­шение подает, и тогда дерзновение подаст, ибо Христа распятого, как Спасителя и Искупите­ля своего, истинною верою приняли, почита­ли и благодарны Ему были. И увидят Его тогда в Божественной Своей славе, и возрадуются о Нем, ибо несуетна была вера их в Него, и от Него за подвиг веры получат обещанное им царство небесное. Некающимся же и ныне не на пользу (страдание Христово), и тогда страх и ужас и несносный стыд соделает. Тот же Хри­стос, Который за нас был оплеван, поруган, уязвлен, мучен, распят и умерщвлен, явится в страшной славе Своей и будет судить весь мир. Тот же за грехи мир судить будет, Который за грехи мира умер. Страшно было видеть Сына Божия, Госпо­да славы, оплеванным, поруганным, осмеян­ным, уязвленным, обнаженным, Крест нося­щим, на Кресте пригвожденным, на Кресте висящим и со беззаконными вмененным. И мы то не без страха ныне воспоминаем, ибо воис­тину страшное дело есть, что Бог во плоти Сво­ей святой так беззаконными людьми был по­руган и пострадал. Но далеко больший страх и ужас обымет грешников, когда увидят Того же Царя славы, в Божественной своей Славе при­шедшего, бесчисленным множеством Ангелов святых окружаемого, пришедшего уже не спа­сти, но судить грешников непокаявшихся, и праведный Свой гнев на них, как неблагодар­ных, явить, которых хотя спасти, воплотился и распятие и смерть претерпел, но ими презрен и отвержен был. «И узрят Его те, которые пронзили Его», — пишется о распинателях Его (Откр.1:7). «Узрят» и прочие все, которые не хотели Его, за них умершего, слушать, почитать, но своим похотям следовали и творили волю не Его, но про­тивника Его — дьявола, и так Ему, хотевшему их спасти, противились. Противится Христу не только тот, кто противно Ему учит, но и тот, кто противно слову Его живет. «Тогда возглаголет к ним гневом Своим, и яростию Своею смятет» их (Пс.2:5). «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). «Блага Мои, кото­рые получали вы: солнце, луна и звезды, кото­рые светили вам, облака, которые кропили на вас и нивы ваши; дождь, озера, реки и источ­ники, которые напаяли вас и скот ваш; земля с плодами, которая питала вас; огонь, который согревал вас, и прочие блага Мои свидетель­ствовали обо Мне, Благодетеле. Но вы, блага­ми Моими довольствуясь, не хотели познать и почитать Благодетеля. Посылал Я к вам про­роков Моих, «и звал вас, и вы не отвечали; гово­рил, и вы не слушали» (Ис.65:12). Пришел и Сам Я к вам, отступившим от Меня, спасти вас; при­шел в подобострастной вам плоти, и смерть за вас вкусил, чтобы вас, умерших, оживить. Эту благодать вам проповедать апостолам Моим повелел; воздвиг пастырей и учителей, которые о том же вам проповедовали и научали; Еван­гелие Мое, проповеданное «всей твари» (Мк.16:15), свидетельствовало о Мне; чудеса, сотво­ренные и в нем описанные, показывали, что Я есмь Мессия, пророками проповеданный и всем миром ожидаемый (Мф.11:4—5). Учение, Мною проповеданное, свидетельствовало о ис­тине Моей и великом Моем желании спасения вашего. Милость Моя, явленная грешникам ка­ющимся, привлекала вас ко Мне. Суд Мой праведный, вам возвещенный, устрашал вас и к по­каянию возбуждал. Страдание Мое, смерть Моя и все Мое смотрение, вас ради воспринятое, как устами проповедовало, как Я вас любил и хо­тел вас спасти, сотворить вас блаженными и ничего не оставил, чтобы вас привести к веч­ному блаженству. Но вы любовь Мою, высокую Мою благодать и милость ни во что вменили, последовали воле плоти своей и Меня не хоте­ли слушать. Оставили вы Меня в мире, остав­ляю и Я вас ныне. Не знали вы Меня тогда, и Я ныне «не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк.13:27). Отреклись вы тогда от Моих слов, отрицаюсь и Я от вас ныне. Не хотели вы тогда прийти ко Мне, не хочу и Я вас ныне принять к Себе. «Идите от Меня, про­клятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». О, какой несносный страх и трепет — чув­ствовать гнев тот! Пожелают бедные грешники в тот час скрыться, но не смогут. «Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: сокрой­те нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять» (Лк.23:30; Откр.6:16—17)? По страшном гневе и праведном выговоре услы­шанном потопляются грешники в ужаснейшем праведного суда Божия потопе, и будут всю веч­ность платить правде Божией бесконечной, которую грехами ныне огорчают и раздражают. Но и в нынешнем веке видим страшные правды Божией суды. Читаем, что в начале весь мир от потопа погиб, Содом и Гоморра с окрестными градами пожжены. Фараон со всем воинством в море потоплен, Израильтяне в пу­стыне различно поражены за беззакония, и прочее. Слышим и видим ныне, сколь много пожирает людей моровая язва, землетрясение; сколько городов поедает огонь, опустошает иноплеменнический меч, и прочее. Сколько праведным судом восхищается беззаконников и в самом действии беззакония нисходит во ад воспринять по делам своим! Сколько погибает блудников и блудниц, в скверном деле связан­ных, сколько разбойников в самом разбое, сколько хульников в самом хулении, хищников и воров в хищении и воровстве, пьяниц вне-чувственном пьянстве! Но что тем беззакониикам сделалось, или делается, того ожидать дол­жно и другим. Откуда Христос поведающим о погибели галилеян сказал: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:2—3). Слово это страшное как тогдашним грешникам сказано, так и нынешним, и в следующие роды говорится: «Если не покаетесь, все так же по­гибнете». И хотя не все беззаконники, по недоведомым судьбам Божиим, здесь казнь прини­мают, однако не избегнут Страшного Божия Суда в будущем веке, как выше сказано. Да убоимся, человек, праведного Божия суда и покаемся; обратимся, пока нас не постигла месть Божия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных