Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 9: О христианском долге, который последует вере святой и из вышеписанных рассуждений следует 6 страница




§ 422. Утешение против искушения, кото­рое бывает от дьявола через злые и хульные по­мыслы. Сколько пакости и такими помыслами делает нам враг наш, сколько их, как стрел разожженных, пускает на нас на всякое время, день и час, сказать невозможно! От чего убогая душа так уязвляется печалью, что предпочита­ет терпеть всякое поношение и биение внеш­нее, нежели таковые вражьи стрелы. Потому апостол увещевает нас как во всяком, так и в этом искушении, против врага того осторож­ными быть: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкаю­щий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» (1 Петр 5:8—9). И Павел святой: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Госпо­дом и могуществом силы Его. Облекитесь во все­оружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских», и прочее (Еф.6:10— 11 и след.). Против тайного сего искушения внимай, печальная душа, следующему рассуждению: 1) Такое искушение бывает попущением Божиим на пользу нашу. Как, видя врага, на­ходящего на город, затворяем врата и со вся­ким опасением охраняем город, чтобы войдя не разорил города и нас бы не погубил, или в плен не отвел, так, чувствуя к нам приход душевного врага через такие злые помыслы, должно затво­рять дома душ наших, укреплять и тщательно хранить, дабы внутрь не ворвался и не разорил душевного дома, — что бывает страхом Божи­им и усердною молитвою. И посему видим, что он всегда готов на нас напасть и погубить нас, но столько нападает, сколько сила Божия по­пускает ему. А так, и нехотя, поощряет нас ко всегдашнему трезвению и бдению против него. Ибо как частое неприятелей нападение осто­рожнейшими делает граждан, так частое дья­вольское искушение осторожнейшим и искус­нейшим творит христианина. Ибо в бесстрас­тии, покое и безопасности обычай людям есть лениться и ослабевать, но в страхе и беде осто­рожными бывают. И дьявольское такое иску­шение делает человека осторожным, дабы все­гда его нападения ожидал, и к отражению его приуготовлял себя, и само нападение с помо­щью Божией отражал. И так, хотя намерение его злое есть, но когда мы «трезвимся и бодрству­ем», Божией помощью обращается нам в добро. Он мыслит на зло и погибель нашу, но Бог «со­действует нам ко благу» (Рим 8:28), — ему в стыд и поношение, нам же в похвалу, потому что дух лукавый и сильный немощным человеком от­ражается и посрамляется. 2) Такие помыслы не по воле, но против воли нашей бывают; поэтому в грех нам они не вме­няются. Ибо то только в грех нам вменяется, чему соизволяем. Потому и вредить душе нашей не может, что бы оно ни было, от врага нашего того наносимое, пока тому не соизволяем, но противимся. Как неприятель, хотя и мечет стре­лы свои на град, но не вредит граду, пока не сда­стся ему град, так и враждебный душ наших не­приятель, дьявол, хотя и мечет разожженные стрелы свои на душевный град наш, но ничего не успевает, пока злой воле его не соизволяем, но отражаем от себя злокозненные наветы его. 3) Как во всяком искушении, так в этом осо­бенно посрамляется и со стыдом отходит он от искушаемого, если он твердо против него сто­ит и оплевывает его со злыми его наветами. И чем большее от него искушение бывает, тем больший ему стыд и посрамление последует, а искушаемому большая похвала и слава, если борется и подвизается против искусителя. Ибо таким образом гордый и высокоумный дух сми­ренным и немощным человеком побеждается и посрамляется. Как исполину больший стыд, срам и поношение бывает, когда побежден бы­вает малым отроком, а не равным себе, так дья­вола всякая от него на человека наносимая брань в посрамление приводит, если не по зло­му его хотению бывает. Ибо всякий человек, сам по себе, есть перед ним, как малый отрок перед исполином, но силой Божией укреплен, побеждает его, как малый отрок великого ис­полина, на посрамление его. А когда дьяволу стыд и посрамление бывает, что немощного человека не может победить, то человеку непре­менно похвала и честь последует. Но человек всю похвалу и славу отдавать должен Богу, ибо не собственною своею силою, но Божией ук­репляется и посрамляет врага. 4) В житии преподобного Нифонта читаем: «Пришел некий брат к сему святому, злыми и хульными помыслами смущен, и в скорби этой просил совета и утешения. Отвечал ему отец: «Прими, брат, утешение по разуму моему: море, когда вспенится, великие возносит волны и бьет о камень, волны же снова возвращаются в море. Также и помыслы злые, от дьявола нахо­дящие, человеческому приближаются смыслу. Когда человек, послушав его совета и соизво­лив, тому последует, погибает, как и многие, тому повинуясь, погибли. Если же кто боримый не соизволяет помыслам хульным и, более того, мужается и противится тем, оплевывая беса, то злоба его возвращается ему на главу, человек же тот венец принимает. И ты, чадо, терпи, про­тивься бесу молитвою и постом — и побежит скоро от тебя», и прочее (См. декабря 23 дня).

§ 423. Утешение против клевет и злоречия человеческого. Между прочими скорбями и напастями, которые претерпевают христиане, немалое есть поношение и злоречие от необуз­данного языка беззаконных людей, которые злоречивым и ядовитым своим языком, как мечом острым и стрелами, уязвляют того, на кого нападут, по сказанному: «Сыны человечес­кие! Зубы их — оружие и стрелы, и язык их — ос­трый меч» (Пс.56:5). И когда руганием одного насытятся, нападают на другого, и так то на том, то на другом, то на третьем языки свои, как ору­жие и мечи, руганием острят. Против таких ядовитых выстрелов и язв, которыми не тело, но душа наша уязвляется, прими, претерпевающая душа, следующее уте­шение: 1) Хотя и люди злоречивым и ядовитым языком поносят тебя, и имя твое хульными тер­зают зубами, однако же это дьявольские козни по попущению Божию. Дьявол, когда видит, что человек противится ему и злому его совету не соизволяет, свирепеет на него, и чего сам со­бою не может человеку сделать, то через злых людей, как служителей своих и свое орудие, совершает. Примечай сам, злословит ли кого истинный христианин? Никак, не видно того и не слыш­но. Перестает уже христианин быть христиани­ном, когда уста свои отверзает на хулу, поноше­ние и клевету ближнего, ибо всякий истинный христианин страх Божий и любовь к ближнему имеет, которыми удерживается от клеветы и злоречия. Злословие же есть свойство и примета бесстрашных и беззаконных людей, находя­щихся под властью дьявола, который их науча­ет нападать на христианина богобоящегося и язык их изощряет на поношение и хуление его. Это известно как из священной, так и цер­ковной истории. Да и ныне видим, что чело­век, доколе со злым миром дружит, не терпит таких язвительных угрызений, а как только бла­годатью Божией начнет от мира убегать и Хри­ста любить и искать, тут на него как прочие беды, так и хульные уста и языки злоречивые, как мухи на мед, нападают. И надивиться тому довольно невозможно, откуда что возьмется. Как ветер то с той, то с другой стороны поды­мается и обуревает и колеблет дерево, так этот бурный ветер лукавого и злобного духа то из тех, то из других злоречивых уст восстает, веет и колеблет христианскую душу. Сказывают, что море все мертвое извергает вон. То же делается и христианину, который миру умирает. И мир, как море, изгоняет вон умершего миру, то есть похотям, славолюбию, сребролюбию, гордос­ти, сластолюбию, мщению и прочему. И, что удивительнее того, самые друзья врагами его сделаются, как говорит пророк: «Друзья мои и ближние мои со враждою ко мне приблизились и встали, а близкие мои вдали от меня стали; и ищущие души моей теснились, и ищущие мне зла говорили суетное, и весь день помышляли о ковар­стве» (Пс.37:12-13). «Кто ищет дружество иметь со Иисусом, — говорит Иероним, — да знает, что от многих вражду претерпевать будет он. Ибо душа, при­лепившаяся к Божию слову, без сомнения, тот­час будет иметь врагов, так что и те, которых прежде за друзей имела, обратятся во врагов» (Беседа 1-я на Иисуса Навина). Причина тому следующая: поскольку такой чуждается, и отре­кается, и исходит от мира сердцем, и «о горнем помышляет, а не о земном» (Кол 3:2), и помысла­ми «жительство свое имеет на небе, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп.3:20), и «о том воздыхает, желая облечься в небесное свое жилище» (2Кор.5:2), и потому в мире этом, как странник и пришелец, «не имеет здесь постоянного града, но ищет буду­щего» (Евр.13:14). Потому и мир его, как не сво­его, чуждается, ненавидит и гонит, что и Хрис­тос, назнаменуя, говорит апостолам: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому нена­видит вас мир» (Ин.15:19). Этим утешайся, душа христианская, что между Христовыми рабами имеешься, хотя и терпишь злоречивых языков клеветы и поношения, — а не между чадами мира, которые, как миролюбцы, миру любез­ны, как свои истинные чада. 2) Помни, что этим путем поношения и уни­чижения пред нами шел Сам Христос, никако­го греха не сотворивший. Сколько и как тяжко хулили Его фарисейские уста, и поношения, как ядовитые стрелы, бросали на Него, Еван­гелие святое свидетельствует. Мало им было называть Его, Который всяким образом искал погибших, «человеком, который любит есть и пить вино, другом мытарям и грешникам, самарянином», и беса имущим, и неистовым, но и «обманщиком», развратником называли: «Мы на­шли, что Он развращает народ наш и запреща­ет давать подать кесарю» (Мф.11:19; Ин.8:48; Мф.27:63; Лк.23:2), — хотя Он учил их: «Отда­вайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21). И говорили: «Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (Мф.9:34), — о Том, Кто силою Боже­ства Своего запрещал и изгонял демонов. Этим путем шли и святые Его. Никто из них клеветы и поношения не избежал. Сыскали чада мира и в непорочном житии, что хулить. Выдумал лживый язык, чем и беспорочных по­рочить. Моисей пророк, законодавец, вождь Израилев, друг и собеседник Божий, от сонми­ща Кореева и Авиронова претерпел укорение (Числ.16:1—3), и от прочих людей своих. Сколь­ко на Давида святого, царя Израилева и проро­ка Божия, бросали враги его ядовитых стрел от лживого языка своего, псалмы его показыва­ют, — в которых говорит: «Всякий день поносили меня враги мои, и (лицемерно) хвалящие меня кля­нут мною» (Пс.101:9 и след.). Даниила пророка лживый язык в ров ко львам, как в гроб, вверг­нул (Дан 6:13-16). Как пострадали апостолы от всего мира, которому милость Божию проповедовали! Как обманщики, развратники и возмутители все­ленной вменялись и укорялись те, которые от прелести к истине, и от тьмы к свету, и от цар­ства дьявольского к царствию Божию обраща­ли. То же познали на себе и преемники их, свя­тители, мученики и прочие святые. Читай цер­ковную историю и увидишь, как никто из них не ушел от клеветы. То же и ныне святым, в мире живущим, от злого мира случается. Ибо мир в злобе своей постоянен. Он не любит истины, которую и словом и житием показывают свя­тые, и всегда держится лжи и неправды, кото­рую они обличают. Не первый ты терпишь поношение и бес­честие. Видишь, что и святые терпели, и ныне терпят. Но и Сам Бог сколько на всякий день хулится безбожными и беззаконными людьми Своими, над которыми «Он повелевает солнцу Своему восходить» и на которых «посылает дождь», когда иные присносущное бытие Его, иные Промысл Его от созданий Его отъемлют, иные неправедным, иные немилостивым Его дерза­ют называть, иные ропщут и негодуют на Него, другие слову Его святому не верят, и так «пред­ставляют Его лживым» (1 Ин.5:10), иные другие хулы изрыгают на святое и страшное имя Его! Кто же мы, которые не хотим терпеть хулы? Рабы негодные, и всякого поношения и бесче­стия достойные! 3) Всему будет конец. Злоречие и терпение кончится; хулящие и хулы терпящие все свое от правды Божией воспримут; хулящим хула обратится в вечное поношение и срамоту, и поношение терпящим — в вечную славу, когда люди воздадут ответ не только за хулу, но и за всякое праздное слово. «Праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскор­бляемым, отрадою вместе с нами, в явление Гос­пода Иисуса с неба», и прочее, — говорит апостол (2 Фес 1:6—7 и след.). Более себе вредят злоре­чивые и клеветники, нежели тому, кого хулят, ибо того имя и славу временно помрачают, свои же души погубляют, — в чем они сожаления достойны. Что им по христианской должности делать? По Христову слову, должно «благослов­лять проклинающих нас и молиться за обижаю­щих нас» (Мф.5:44). 4) Когда многие клеветы, поношения и уко­ры падают на тебя, и изнеможешь от злоречи­вых языков, как олень, от псов гонимый, то беги ради прохлаждения к живому Святого Писания источнику и ищи от него прохлажде­ния. Там Бог не тех ублажает, которых все хва­лят, но даже говорит им: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лк.6:26). Но убла­жает тех, которые поношение терпят от злых: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Ра­дуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:11—12). Кто не прохладится, необузданными языками гонимый, когда рас­судит о столь великой мзде, которая будет тер­пящим на небесах? Кто не утешится, столь бо­гатое слыша обещание, и отречется всякое вре­менное бесчестие и ругание охотно терпеть? Ибо добрая надежда всякую умягчает скорбь, а более всего, надежда вечной жизни, славы и веселия. Всякой скорби и бесчестию нынеш­нему, хотя и всю жизнь продолжится, концом смерть будет, но будущему веселью и славе кон­ца не будет. Тогда забудет человек все беды и напасти, и одно утешение, радость и веселье непрестанное будет иметь без конца. «Как уте­шает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше» (Ис.66:13—14). Скажет кто: «Такая награда обещается Хри­ста ради терпящим». Правда, но кто из нас страждет не как убий­ца, или как вор, или как злодей и прочее, но «как Христианин, да не стыдится, но да прослав­ляет Бога за такую участь» (1 Петр 4:15—16). Ибо и утешения сего приобщается, как «соучас­тник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа» (Откр.1:9). 5) «Любящим Бога все содействует ко благу», — говорит апостол (Рим 8:28). Им клевета и по­ношение в пользу милостью Божией обраща­ется. Целомудренного Иосифа женская клеве­та в темницу ввергла, но так он на высокую честь вознесен, и всю страну ту от голода спас (Быт. гл. 39 и 41). Моисей от злоречивых уст бе­жал из Египта и был пришельцем в земле Мадиамской (Исх.2:15, 22). Но там сподобился видеть купину, чудесно горящую в пустыне, и слышать Бога, из купины беседующего с ним (Исх.3:2—7 и след.). Давиду святому много наве­тов делал злоречивый язык, но так он к молитве возбуждался и много Богодухновенных псалмов в пользу Церкви Святой сочинил. Даниила кле­вета в ров ввергла на съедение львам, но непо­винность заградила уста зверей и прославила его более прежнего (Дан 6:16—28). Мардохея Израильтянина Аманов язык умыслил убить, но Божиим Промыслом противное тому учини­лось. Мардохей прославился, Аман же на дере­ве, которое к погибели Мардохею уготовил было, повешен, и так в ров, который неповин­ному уготовил, сам впал (Есф.гл.7). Те же суды Божии и ныне показываются. Тот же Бог милостью Своей и ныне призирает на терпящих и хульный язык смиряет, возносит и ныне мытарей, смиряющихся и милости от Него ищущих, и смиряет фарисеев, хвалящихся о своей исправности, «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя воз­высится» (Лк.18:14). Поэтому, уязвляемая кле­ветой и злоречием беззаконных людей душа, потерпи (ради) Господа, «мужайся, и да крепит­ся сердце твое, и уповай на Господа» (Пс.26:14). «Уповай на Него, и Он совершит; и выведет, как свет, правду твою, и судьбу твою, как полдень» (Пс.36:5—6). Молчи, как немой, как Давид де­лал: «Я же, как глухой, не слышал и, как немой, не открывал уст своих; и был как человек неслышащий и не имеющий во устах своих обличения, ибо на Тебя, Господи, я уповал; Ты услышишь, Госпо­ди Боже мой» (Пс.37:14-16). Делай и ты так же, и Бог заговорит вместо тебя. Как отец плотский, когда видит перед со­бою детей, каким-то бесчинником ругаемых, и обиду терпящих, и в молчании на отца своего взирающих, тогда, вместо них, отец их отвечает, говорит и защищает их, так Бог, Отец Небесный, поступает с нами и обижающими нас. Всякая же обида и поношение, нам наносимое, пред Богом, вездесущим и все наблюдающим, дела­ется. И когда видит Он, что мы, обижаемые и поношаемые, терпим, молчим, и на Него одно­го взираем, и передаем то дело суду Его правед­ному, говоря с пророком: «Ты услышишь, Господи Боже мой», — тогда Он вместо нас заговорит, за­ступится, и защитит нас, и смирит восстающих на нас. Так делал Давид святой, который во вся­ких напастях к единому Богу прибегал, и на Него взирал, и помощи и защиты искал от Него, как из псалмов его можешь видеть. Последуй и ты пророку сему и, затворив уста, молчи, дабы Бог Сам вместо тебя заговорил. Когда в таком молчании пребудешь постоянно, то поношение и уничижение людей не иное что, как похвалу и славу у Бога исходатайствует тебе. Весь свет как ничто перед Богом, и уничижение всего света, не только некоторых злоречивых, как нич­то перед славою, которую Бог верному Своему подает рабу. Не тот блажен, кого люди, непра­ведные судьи, хвалят, но тот, кого Бог, святой и праведный, похвалит. Также и окаянен не тот, кого люди уничижают, но кого Бог уничижает.

§ 424. Утешение изгнанному из отечества и дома своего. Сатана всяким образом старается озлобить благочестивые души, которые против него подвизаются и презирают мерзкие и богопротивные советы его, и то одни, то другие напасти наводит на них через служителей сво­их, злобных людей. И так его хитростью и про­нырством бывает, что душа благочестивая из дома и отечества своего изгоняется и любимых своих друзей и приятелей лишается. Ибо ему, как духу злому и гордому, как-нибудь озлобить душу, противящуюся ему, радостно. В таком случае изгнанная душа может себя следующи­ми рассуждениями утешать: 1) Без Божия изволения и Промысла ничто не бывает, как выше сказано, и это твое изгна­ние. Злоба человеческая изгоняет тебя, но по­пущением Божиим. Ибо если бы Бог не попус­тил тому быть, сатана и служители его ничего бы не могли тебе учинить. «Не две ли малые пти­цы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены», — говорит Хри­стос (Мф.10:29—30). Если же о малых вещах Бог имеет Промысл Свой, тем более о человеке, изрядном Своем создании и намного лучшем прочих. Что может человеку приключиться, особенно верному, без Промысла и воли Божией? Бог видит все, кто, и ради чего, и кого изго­няют. Поручи же Промыслу Божию дело изгна­ния твоего, и Он будет заботиться о тебе. 2) Христиане — «пришельцы и странники» в мире этом (Евр.11:13), и не имеют «здесь посто­янного града», но ищут «будущего» (Евр.13:14), и ожидают «города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр.11:10). Потому в мире этом жизнь их как пленение и странство­вание. Следовательно, равно для них как в оте­честве и доме, где родились и воспитались, так и на чужой земле, в которую изгнаны, или пле­нены, странствование свое проводить, пока Бог изволит им в мире этом странствовать. Потому и тебе равно есть жить ныне на всяком месте, в доме, или где на чужой стороне. Отовсюду рав­но можешь очи свои возводить к небу — отече­ству своему, и живущему на небе Небесному Отцу. И Он на тебя равно взирает с неба Своего святого, как живущего в доме твоем и отечестве, так и в чужой стране, более же благоприятно зрит и призирает на тебя во изгнании, как из­гнанного людьми и озлобляемого, и, как Отец милосердный, сострадает тебе и венец славы вечной готовит тебе. 3) Всякое место, страна и град есть Божий: «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие на ней» (Пс.23:1). И Бог наш на вся­ком месте есть, и Он «упование всех концов зем­ли, и находящихся в море далеко» (Пс.64:6). На всяком месте царствие «и владычество Его» (Пс.102:22), и ты на всяком месте в царствии Божием обретаешься, и Бог с тобою есть везде. И хотя нечестивые в домах своих упокоеваются, прохлаждаются и веселятся, они в царствии дьявольском и во власти его темной обретают­ся, и Бог от них со Своею благодатью далеко; благочестивые же, где ни находятся, в царствии Божием находятся, и Бог с ними неотступно пребывает, с ними есть в скорбях их (Пс.90:15). С Богом же быть — на всяком месте отечество и дом, как без Бога дом и отечество — это ссыл­ка и пленение. С Богом в бедах и страданиях и в самом аде добро; без Бога и самый рай и небо ничтоже есть. Ибо где Бог, там и царствие Божие, рай, небо и все блаженство. Ибо Бог есть Сокровище и Источник утешения, радости, веселья и всякого истинного блаженства, и без Него не может быть истинного утешения, ис­тинной радости и веселья, истинной жизни и блаженства. Когда об этом хорошенько рассу­дишь, не будешь скучать, что удалился ты от отечества и дома, но везде будешь иметь уте­шение. 4) Помни, что святые Божии изгнаны были. Святой Иосиф завистью братьев своих изгнан был: «в рабы продан был Иосиф, стеснили окова­ми ноги его, в железо вошла душа его» (Пс.104:17— 18). Давид изгнан был Саулом (1 Цар.19:1—2 и след.) и сыном своим Авессаломом (2 Цар.гл. 15), и скитался по чужим странам, и во всяком бедствии и злострадании был. Даниил и трое отроков с прочими в Вавилоне пленены были от Иерусалима (Дан гл. 1). В новой благодати апостолы, мученики, святители и прочие свя­тые различные изгнания претерпели. То же и ныне бывает. Мир, как море волнами, свире­постью своею изгоняет и отвергает от себя свя­тых, как мертвых ему (миру), но живых Богу. И ты, изгнанный, «соучастник в скорби» с ними (Откр.1:9), и лучше тебе с ними скорби терпеть, нежели с неблагодарным и злым миром весе­литься, ибо с ними же утешение восприимешь во царствии небесном. Вот скоро избавление придет, и «отрет Бог всякую слезу с очей» наших (Откр.7:17). Помни и то, что Сам Сын Божий и Господь наш к нам, изгнанным из рая и стран­ным и плененным, по Своему изволению при­шел и благоволил с нами, бедными, бедство­вать, и со странными странствовать, и с про­данными под грех был продан, предан, связан, веден на суд и смерть, и умереть (ради нас) благоволил. Рассуждай об этом — и получишь уте­шение. 5) Скажет кто: «От отца я и матери, от бра­тии, сродников и друзей любезных удаляюсь!» Правда, прискорбно от любимых удалять­ся. Но от Бога удалиться нигде не можешь, а Он вместо отца и матери верным, или даже бо­лее отца и матери Тот, Кто говорит тебе: «Забу­дет ли женщина грудное дитя свое, но если бы и она забыла, то Яне забуду тебя» (Ис.49:15). «Бу­дешь ли переходить через воды, Я с тобою, — че­рез реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли че­рез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис.43:2). Это узнал на себе святой Давид: «Если я пойду посреди тени смертной, не убоюсь зла; ибо Ты, Боже, со мною» (Пс.22:4). И далее: «Отец мой и мать моя оставили меня, Господь же принял меня» (Пс.26:10). Друзья твои верные и любезные — Ангелы Божии, которые невидимо «ополчаются вокруг боящихся Господа» (Пс.33:8). Братия твои — святые, которые прежде также изгнание претерпели, и ныне на подвиг твой смотрят, и радуются о терпении твоем. Вот сколько любимых имеешь в изгнании твоем! Бог Помощник, Защитник и Утешитель твой с то­бою. Ангелы — хранители тебе, братия твоя — святые, которым в печали их бывшей ты общник. К тому же совесть твоя — увеселение твое, внутренний и всегдашний твой свидетель и уте­шитель. 6) Христос ублажает изгнанных правды ради: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное» (Мф.5:10). Такая для тебя на­дежда — более отца и матери, братии и друзей, отечества и дома. Тем утешайся, что твое есть царствие небесное; ныне верою и надеждою, потом наследием и без конца, где будет твой Бог, Которого «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» (1Кор. 13:12). Твоими друзьями святые все будут, и все блаженство вечное твоим будет, если веру до конца соблюдешь. Ибо ничто так не утешает человека в напасти всякой, как на­дежда вечной жизни. Внимай только себе, тер­пи с благодарением и попусти воле Божией на тебе совершиться, без которой ничто не может нам приключиться.

§ 425. Утешение страждущему в болезни. Многие благочестивые страждут в болезнях различных: иной в ранах гниет, иной в расслаб­лении лежит, другой сохнет и плотью день ото дня истаивает, иной другою болезнью мучает­ся. Всякому, в какой бы ни находился болезни, следующее, по моему убогому разуму, утешение предлагаю, которое, страждущая душа, прила­гай к язвам печального сердца твоего. 1) Различным болезням или недугам раз­личные причины полагают лекари, но я им то в рассуждение оставляя, повторяю, что выше сказано, то есть что и болезнь не без Промысла Божия бывает и есть отеческое наказание Божие, которым Он смиряет нас. Тем утешайся, что болезнь твоя есть тебе отеческое Божие на­казание, которым тело твое бьет, дабы душа твоя выздоровела и спаслась. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя, хотя плоти твоей и горе­стна, ибо всякое наказание для плоти горестно, но душе полезно. Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится тебе она во благое. 2) Многие святые были в недугах и болез­нях. Иов от главы до ног язвою поражен был и страдал (Иов 2:7—8). Тимофей, святой апостол, частые недуги имел (1 Тим 5:23). Лазарь «в стру­пьях лежал» и по смерти «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк.16:20, 22). Также читаем и в церковной истории, что многие благочес­тивые различными болезнями страдали. И ты терпи с благодарением болезнь, дабы с ними в будущем веке участие иметь. 3) Болезнь хотя тело и расслабляет, но душу укрепляет; тело умерщвляет, но душу животво­рит; внешнего человека растлевает, но внутрен­него обновляет. «Если внешний наш человек и тле­ет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор.4:16). Как обновляется? Научается смире­нию, терпению, памяти смертной, и от той усердному покаянию, молитве, презрению мира и суеты мирской. Кто восхочет в болезни гордиться? Кто, видя приближающуюся через недуг кончину, пожелает чести, славы, богат­ства? Кто бесстрашно дерзнет грешить, видя наступающий страх суда Божия? Когда усерд­нее человек молится, как не в болезни? О, бо­лезнь, горькое, но целебное лекарство! Как соль гнилость от мяса и рыбы отвращает и не попус­кает зарождаться червям в них, так всякая бо­лезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не попускает страстям, как чер­вям душевным, зарождаться в нас. Всякий эту истину и на себе познает, и на других видит. Видишь, что болезнь хотя плоть твою мучает, но дух твой спасает. 4) Помяни, сколь многие, в целом здравии живя, развратились и погибли. Бог милосерд­ный через недуг не допускает тебя до того, и хочет тебя спасти, если благодарно претерпишь. Терпи же и благодари Бога, ищущего спасения твоего. 5) Смерть заключит страдание твое. Хотя и всю жизнь болезнь будет продолжаться, однако кончится смертью. Всему бедствию нашему конец есть смерть. Тем утешай себя в болезни твоей, что она окончится, а оттуда к вечному переселишься прохлаждению, где забудешь всякое злострадание. Мало потерпишь, но веч­но утешаться будешь, если с благодарением потерпишь. Всякое и долговременное страда­ние нынешнее что есть, если не одна малейшая точка в сравнении с вечным? И все время от создания мира до конца не иное что есть, как малая точка против вечности, тем более одно­го человека житие и век. Страшно вечное стра­дание, так как лютое и бесконечное, но времен­ное не страшно, ибо кратко и с прохлаждением бывает, ибо нет здесь никакого страдания, ко­торому бы Бог не подал какого-либо утешения. Ибо знает Он немощь нашу, и потому не по­пускает нам «быть искушаемыми сверх сил» (1Кор.10:13). Прими в рассуждение время и вечность, временное и вечное страдание, временное уте­шение и вечное страдание, временное страда­ние и вечное утешение, и облегчится болезнь твоя. Ничто так не облегчает скорби, как на­дежда избавления от скорби и получения веч­ного утешения. Вот скоро будет конец всему: будет конец и утешению временному, и времен­ному страданию, и настанет или прохлаждение, или страдание вечное. Смерть всякому есть дверь к вечности, или блаженной, или неблагополуч­ной, и уже ближе к тебе она сегодня, нежели вчера и позавчера была. А как придет, то и по­ложит конец страданию твоему, и от временно­го страдания прейдешь к вечному прохлажде­нию. 6) Послушай, наконец, что святой Златоуст о благодарном терпении в болезни говорит: «Нет ничего того языка святее, который, пре­терпевая зло, благодарит Бога: воистину от му­чеников ничем (такой человек) не отличается; так и сей, как и они, венчается. Ибо и сему предстоит мучитель, хулением понуждая от­речься от Бога, предстоит дьявол, мучительны­ми помыслами удручая, печалями помрачая. Если же кто терпит болезни и благодарит, му­ченический венец приемлет» (Беседа 8-я на Послание к Колоссянам). Уяснив святителя Христова златое учение, потерпи, дабы прохла­диться со святыми Божиими во царствии небес­ном. Потерпи (ради) Господа, «мужайся, и да кре­пится сердце твое, и уповай на Господа» (Пс.26:14).

§ 426. Утешение против нищеты. Мало, весьма мало богатых обретается, которые были бы истинными христианами. Не богатство тому виною, но злое сердце человеческое, которое или неправдою собирает богатство, или прав­дою собранное неправедно расточает, или хра­нит его, как сторож. К тому же едва сыщется какой богач, который бы богатством своим не гордился и не превозносился, хотя и не его оно есть, но Божие. Ибо все Божие, что ни имеем, кроме грехов. Неправда же, роскошь, скупость и гордость много с собою вводят беззаконий и лишают христианина христианства истинного. Истинное же христианство не может быть без христианской жизни, которая должна от внут­ренности происходить. И так богатство, Божие добро, безумному богачу, как безумному меч, бывает, которым он сам себя закалывает и погубляет, что и о всяком Божием даровании ра­зуметь должно. Ибо всякое дарование, когда человек его не на добро, но во зло употребляет, обращается ему во зло и погибель, например, учение, разум, красноречие, художество, зна­ние языков и сам дар чудотворения, и прочее (1Кор.13:1-3; Мф.7:22-23). Может человек злоупотреблять и Божиими дарованиями. Это тогда бывает, когда человек через дарования не славы Божией и пользы ближнего, на что они подаются, но славы и по­хвалы своей ищет. Так и богатый, когда не сла­вы Божией и пользы ближнего через богатство ищет, но или хранит его как сторож или как пес сено, на котором лежит, и сам не ест и скоту не дает, или расточает на непотребные расходы, дабы или плоти своей угодить, или от людей славу и похвалу себе снискать, и прочее, — во зло употребляет дарования Божии, и так во зло употребляемое дарование Божие во зло и ему обращается. А когда нет христианского упот­ребления богатства, то нет в таком богатом и истинного христианства. Очень же мало таких богачей, которые по-христиански расходуют богатство, как это примечается от дел их, сле­довательно, мало истинных христиан сыскать можно между богатыми. По большей же части истинные христиане в нищете и убожестве жи­вут. Причина тому такая: истинные христиане более пекутся о богатстве душевном и вечном, нежели телесном и временном, или того добра, которое от Бога им посылается, лишаются че­рез злых богачей, по Писанию: «Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды Не они ли бесславят доброе имя, которым вы на­зываетесь» (Иак.2:6—7)? Или сами расточают богатство свое, как пишется:» расточил, дал ни­щим» (Пс.111:9), — есть и прочие причины, Богу одному известные. Те христиане, которые терпят нищету и от той унывают, следующими рассуждениями мо­гут себя утешать. 1) Как прочее бедствие, как выше сказано, так и нищета от Господа попускается нам. «Доб­рое и худое, жизнь и смерть, бедность и богат­ство — от Господа» (Сир.11:14) и для доброй цели посылается нам, как ниже увидишь. 2) Нищетой человек от всех тех зол, которы­ми богатство окружается, удобно может освобо­диться. Гордость, скупость, роскошь и прочее тому подобное зло в нищете почти не имеют себе места. Нищета смиряет всякого, и расточитель­ным и роскошным быть нищему не от чего. При богатых сии христианские язвы находятся, и тех сердца поражают. От попечения о хранении богатства, которое за богатым неотлучно ходит и содержит сердце его, нищий свободен; нищий не боится воров и хищников, которым богат­ство подвержено; ржавчина нищеты не истреб­ляет, моль не растлевает; от зависти, которая на богатство неприятно смотрит, удалена нищета; нищий ответа не готовит за расточение богат­ства, за что богатые истязаны будут. Нищета в праздности и лености жить не попускает, как обычай есть богатым, но понуждает работать. «Нищета, — говорит св. Златоуст, — не празд­ность, но трудолюбие порождает» (Беседа 2-я на Послание к Ефесянам). Видишь, от скольких зол и бед нищета ос­вобождает тебя! Да будет же нищета твоя в уте­шение тебе, а не в оскорбление и негодование, ибо она отводит тебя от гордости, скупости, роскоши, пышности, тщеславия, печали, стра­ха, зависти людской, праздности, лености, не­жности и прочих душевных зол, и возводит тебя на путь христианский, тесный, и руководству­ет к небесам. «Руководство некое, — говорит св. Златоуст, — на пути, ведущем к небесам — ни­щета, помазание страдальческое, обучение не­кое, великое и чудное, пристанище благоутишное» (Беседа 18-я на Послание к Евреям). Что и Христос, назнаменуя, говорит: «Трудно бога­тому войти в царство Небесное» (Мф.19:23). Если богатому неудобно, удобно нищему благодатью Христовою войти в царство небесное. 3) Нищий и богатый равно дни проводят и живут: ни богатому богатство, ни нищему ни­щета дней жизни не отнимает и не придает; немощная плоть равно богатою и убогою пи­щею подкрепляется, равно богатым платьем и рубищем покрывается, равно в хижине и свет­лых чертогах упокоевается; равно и житие свое и тот и другой оканчивает, но только с тем от­личием, что богатый как живет, так и кончится с печалью и страхом, — нищий без печали и страха; равный, наконец, и богатого и нищего гроб заключает, и в смерти и по смерти бога­тый с нищим равняется. И когда бы на всемир­ном суде равно судимы были! Но нет, не будет того. «От всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк.12:48). Следует богатому дать ответ Судии о богатстве своем, как и на что богатство, данное ему от Бога, дер­жал и расходовал, как и всякий о таланте своем воздаст Господу ответ (Мф.25:19—30). Нищий о том не печется: не имеет богатства, не готовит и ответа о расходе богатства. Видишь, что ни богатство не придает, ни нищета не отнимает истинного блаженства от нас, но более делает нас блаженнее богатых. Ибо истинное блаженство не состоит во внеш­нем виде, но в покое душевном, от которого богатство отводит, но нищета к тому руковод­ствует, как выше сказано. Что пользы человеку внешне показываться, красоваться и блистать, но внутри попечением, печалью и страхом, как яблоку красному червем, снедаться? Это есть богатых блаженство! Напротив того, ничем не вредит быть внешне смиренным, умаленным, презренным и уничиженным, но внутри иметь сокровище безопасности, покоя и мира. Это есть нищих состояние! Не тот спокоен, следо­вательно, и блажен, кто много имеет, но кто ни о чем не печется, к этому нищета ведет нас. Это прими в рассуждение, христианин, и нищеты не бойся, ибо она для тебя, а не против тебя, помогает тебе, а не борет тебя. 4) В нищете твоей помяни о вольной нище­те Христа Сына Божия. «Знаете благодать Гос­пода нашего Иисуса Христа, что Он, будучи бо­гат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9), — Он от убогой Матери Девы родился и положен был «в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:7); Он «при­шел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11); Он не имел «где приклонить голову» (Мф.8:20), и убо­гих учеников и апостолов имел, и повелел им нищету любить: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои», и прочее (Мф.10:9 и след.). Потому святой Павел о себе и про­чих апостолах говорит: «Мы нищи, но многих обо­гащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2Кор.6:10). И Петр святой к нищему хромому говорил: «Серебра и золота нет у меня» (Деян.3:6). Да умягчит твою от нищеты скорбь и утешит сердце твое вольная Христова нищета и святых апостолов. 5) Помни, что странник ты и пришелец в мире этом, путник на пути мира сего, и к не­бесному отечеству идешь. Кто в странствова­нии обогащается! Не собирает ли богатства и в отечество посылает? Христианское отечество — небо. Там собирать себе сокровище повелел нам Христос: «Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не под­капывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:20—21). Туда нам предпосылать сокровища наши должно, со­кровища не мира этого, но небесного отечества достойные: любовь, терпение, кротость, мило­сердие, и прочее; там их, без сомнения, обретем. Путник ты, кто идя по пути обременяется? Более того, не свергает ли с себя бремя, чтобы легче творить путь? Бремя человеку, идущему по пути мира сего, богатство, которое мешает на пути ему, и удерживает его, и не допускает к отечеству стремиться. Сколь многих бремя это удержало от неба и погрузило во дно адово! «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь», — говорит Христос (Мф.7:14). Этими вратами и путем не проходят сидящие на высоких колес­ницах гордости, надменности и пышности и расширяющиеся широтой роскоши и попече­ний мирских, ибо не вмещаются, а смиренные, кроткие и попечения мирские отложившие идут им. Тебя от того бремени, тяжести и простран­ства избавил Господь и легким учинил, дабы без задержания шел ты к небесному отечеству. «Пищу же дает» Бог всякой плоти, не только че­ловеку, но и «скотам и птенцам ворона, призы­вающим Его» (Пс.146:9). «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим 6:8). 6) Скоро окончится и богатых довольство и утеха, и нищих скудость и скорбь, всему будет конец скоро. Вот скоро будет перемена: вместо нищеты временной, которую терпишь, вечные отверзнутся тебе сокровища благости Божией, и забудешь нищету твою и скорбь. Уже ты бо­лее приблизился к концу тому ныне, нежели вчера и позавчера был. И как только придет он, то и нищете твоей будет конец, как и от бога­тых богатство отойдет. «Ибо мы ничего не принес­ли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1 Тим 6:7). И тогда богатый с нищим срав­нится. Смерть всех равными делает, и богатых с нищими, и славных с простыми, и господ с рабами сравняет. Открой гроб умерших, и не узнаешь, где богатый и где нищий, где вельмо­жа и слуга его, где господин и где раб его лежит: всех один вид показывается — тление, земля и пепел. Одно неравенство в душах веруется, ибо благочестивая душа «на лоно Авраамово» Ангела­ми несется, нечестивая же в ад, место, по делам ее уготованное, низвергается (Лк.16:22—23). Рассуждай о вышеописанных причинах и не унывай от нищеты, которая более тебе добра делает, нежели богатым богатство (Смотри еще главу о терпении и узком пути в первой книге). Это утешение не приличествует тем нищим, которые без страха Божия живут, пьянствуют, не хотят работать, но в праздности дни свои провождают. Такие нищие и телом и душой нищи, и здесь и в будущем веке нищими будут, если не покаются.

§ 427. Спросит кто: «Что о тех христианах думать, которые за злые дела страждут, каковы разбойники, убийцы, воры, хищники, лихоим­цы, блудники и прочие злодеи?» Ответ. 1) О вышеперечисленного можешь видеть, что они хотя и «знают Бога, а делами отрекают­ся» от Него (Тит 1:16). Потому внутри Церкви Святой не находятся, и по имени только хрис­тиане. 2) Таковым должно покаяться и Бога весь­ма благодарить, что их в такое злострадание привел. Ибо так их преблагой Бог, и злобою человеческою непобедимый, приводит к пока­янию и хочет, «чтобы они спаслись и достигли познания истины», чтобы бедами и злостраданием, как гласом сильным, от глубокого сна гре­ховного пробудившись, исправились и спас­лись. Так очувствовался и покаялся Манассия, царь Иудин, как читаем о нем: «И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и за­ковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон. Ив тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубо­ко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог» (2 Пар 33:11-13). 3) Когда злодеи страждущие признают от сердца свои грехи, и смиряются перед Богом, и каются чистосердечно, что грешили, и впредь на свои грехи возвратиться не хотят, хотя бы и свободу получили, чего истинное покаяние тре­бует, то и им страдание обращается во благо. Ибо человек, когда чистосердечно обращается от грехов к Богу, то и Бог с Своею благодатью обращается к нему, и принимает его в Свою милость.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных