Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 9: О христианском долге, который последует вере святой и из вышеписанных рассуждений следует 1 страница




 

«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп.4:8).

§ 392. Христианам должно горних, то есть небесных и вечных, благ искать с усердием, а не временных и мирских, по учению апостола: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горне­го, где Христос сидит одесную Бога; о горнем по­мышляйте, а не о земном» (Кол 3:1—2). 1) Поскольку христиане воскресли духовно, и вновь возродились, и из плотских сделались духовными, то и искать должны не плотского и мирского, но духовного и небесного. 2) Требует того от них вера их, которая очи­щает сердце от мирских похотей и обращает к Богу и желанию небесного. Ибо вера есть дар Божий духовный, и учит нас духовного искать, если ее имеем, и поскольку от неба приходит к нам, то к небу восхищает и влечет сердце наше. 3) Христиане в мире этом — «пришельцы и странники» (Пс.38:13; 118:19; Евр.11:13). Поэто­му не должны примешиваться сынам века сего, которых «бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Флп.3:19). 4) Христиане «позваны в жизнь вечную» (1 Тим 6:12), которая «одна только и нужно; и это есть благая часть, которая не отнимется» у нас (Лк.10:42). Итак, ее одну избирать и искать со вся­ким прилежанием должно. 5) «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропи­тание и одежду, будем довольны тем. А желаю­щие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти», и прочее (1 Тим 6:7—9 и след.). Посему не долж­но нам сокровищ скрывать на земле, но — «на небе» (Мф. 6:19-20). 6) Жилище христиан — «на небесах», по уче­нию апостола (Флп.3:20). Посему, если «и притекает к нам богатство», не должно нам «при­лагать к нему сердца» (Пс.61:11), но через руки нищих туда предпосылать, где сокровище наше, «ибо где сокровище наше там будет и серд­це наше» (ср.Мф.6:21). (Смотри еще главу о презрении мира в первой книге).

§ 393. Христиане не тело тленное, но душу нетленную украшать должны. 1) Поскольку христиане в святом Крещении возродились и обновились по внутреннему че­ловеку, который духовен, то того нового и внут­реннего человека и украшать им должно. 2) Христиан от суетного телесного украше­ния должно отвратить начало одеяния. Читаем в святой Библии, что прародители наши преж­де падения не имели одеяния, но «наги были и не стыдились» (Быт.2:25), а после падения уже дано им одеяние, ради прикрытия наготы и срама их (см. Быт.3:7—11, 21). Итак, начало одеяния нашего есть грех, потому одеяние наше обличает грех наш и показывает бедность нашу, и так должно нас смирять, а не возносить и пыш­ность нам придавать. Должно нам на память приводить, что мы грешники и закона Божиего разорители с прародителями нашими. Посему и не должно нам от этого украшения суетной славы искать, но должно тем более смиряться и употреблять его для того, чтобы прикрыть бед­ное и нагое наше тело, а не для украшения, щегольства и пышности. 3) Стыд и срам для христианина тело, кото­рое должно в землю обратиться, украшать, а душой бессмертной и к вечной жизни благода­тью Божией возобновленной, пренебрегать и нагой ее оставлять. 4) Украшение христианское состоит не в золоте, серебре, каменьях дорогих и одеянии многоценном, которые суть сокровища мира сего и украшения сынов века сего, но в вере ис­тинной и живой и в христианских добродетелях, в которые, как в драгоценности, христиане по­вседневно облекаться и которыми украшаться должны, дабы не наги ходили перед святейши­ми Небесного Отца очами, как учит апостол: «Облекитесь, как избранные Божий, святые и воз­любленные, в милосердие, благость, смиренномуд­рие, кротость, долготерпение» и прочее (Кол 3:12). Вот истинное и богатое христианское украше­ние! Эти драгоценности пред очами Божиими и святыми Ангелами Его благоугодны и для са­мих христиан душеспасительны. 5) Телесное украшение, как и всякая мира сего суета, на малое время, до смерти служит, ибо тогда все мира сего сокровище от нас отхо­дит, так что и тело самое в земле оставляем, но духовное украшение, верою и плодами ее при­обретенное, и самая смерть не отлучает от нас, но оно на оный век отходит с нами, и на все­мирном собрании и Суде Христовом явится с нами и подаст о нас свидетельство Судии Пра­ведному и всему миру, что мы не суете, но ис­тине последовали. 6) Христиане к небесной великой «вечери» (Лк.14:16), и преславному «браку Агнца» Христа (Откр.19:7,9), позваны. Итак, как желающие в чертог царский войти и на трапезе его сесть, украша­ют себя разнообразно, дабы не явиться перед царем земным гнусными и так не быть изгнан­ными, так особенно христианам, желающим войти в чертог Небесного Царя и возлечь на преславной той и пресладкой вечери, на кото­рой «возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом» избранные Божии (Мф.8:11), и «насытятся от тука дома» Господня, «и потоком сладости» Его будут напоены (см. Пс.35:9), — подобает иметь одеяние брачное, достойное брака того, и им украсить себя, да никто не пострадает так, как пострадал пришедший на брак сына Царева без одеяния брачного. Ему Царь учинил выговор: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» сказал слугам: Связав ему руки и ноги, возьми­те его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф.22:2—14).

§ 394. Христиане должны пищу и питье уме­ренно употреблять, по повелению Господнему: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк.21:34). 1) Требует от них этого новое рождение, ко­торое, как духовное, духовной пищей, Словом Божиим, молитвой и прочим укрепляется и растет, а всяким плотским излишеством умер­щвляется и исчезает. 2) Апостол говорит: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе» (Рим 14:17). 3) Излишние богатые трапезы и излишнее употребление дорогих вин не может быть как без обиды ближнего, так без оскорбления Божия величества. Ибо хотя они благочинно и без соблазна проходят, что весьма редко бывает, или без неправедного прибытка приготовляют­ся, что также редко случается, однако излише­ство сие не допускает бедных и нищих людей снабжать. И так грешит любящий роскошь хри­стианин против правды, которая учит «нас де­лать то ближнему нашему, что хотим себе» (Лк.6:31; Мф.7:12); грешит против Христа, Который повелевает убогих снабжать (Мк10:21;Лк14:13); грешит против любви христианской, которая велит нам брата нашего «любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин.3:18); грешит и против естества своего, которое умереннос­тью довольствуется и излишеством обременя­ется; грешит и против заповеди: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими», и прочее. Видишь, христианин, сколько грехов и без­законий роскошь влечет за собою. А что если она из неправедных прибытков, хищений, мздоимства, излишних с подчиненных обро­ков, сборов и работ составляется, как и по боль­шей части бывает? То не иным чем живущий в роскоши питается и утучняется, как явным не­честием. 4) Христиане должны помнить, что богачу евангельскому, веселившемуся во все дни свет­ло и покрытого гноем Лазаря презиравшему, по смерти судом Божиим определено. После маловременных веселостей на вечное мучение он переселился, возглашает «из ада, будучи в муках: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16:19—24). После драгоценных винах и богатых трапез капли воды просит, но не по­лучает, и вовеки не получит (Лк.16:25—26). 5) Христианам должно и о том рассуждать, что они пищи и пития просят у Бога: «хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф.6:11), не для сладострастия и роскоши, и дается им пища не для угождения плоти в похотях ее, но для под­крепления ее немощи, дабы могла служить им для прохождения благословенным трудов их звания, дабы, пищею подкрепившись, могли трудиться во славу Божию и на свою и ближне­го пользу. Это христианский смысл употребле­ния пищи и питья. К этому апостол увещевает нас: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор.10:31). 6) Надобно христианам и того опасаться, чтобы не попасть в число тех, о которых апос­тол со слезами написал: «их бог — чрево» (Флп.3:18— 19). Этот бесчестный и душевредный титул тем людям приличествует, которые пищи и пития или выше меры, или ради сластного плотоугодия, а не ради нужды и подкрепления немощи плотской, как выше сказано, употребляют, ко­торые «полагают удовольствие», как апостол говорит, «во вседневном насыщении» (2 Петр 2:13). 7) О христианах первенствующей Церкви пишется в Деяниях апостольских, что они не заботились о богатых трапезах, но, «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и просто­те сердца, хваля Бога», и прочее (Деян.2:46—47). Так должно и нынешним христианам не о бо­гатых трапезах заботиться, но довольствовать­ся тем, чем немощь телесная укрепляется, и не чреву, но Богу угождать, и не тело утучнять, но душу бессмертную питать Словом Божиим, псалмами и песнями духовными увеселять и, принимая пищу эту, помнить о пище вечной жизни, путь к которой пресекает невоздержное употребление пищи и пития.

§ 395. Христианам должно с молитвою и благодарением пищу принимать. 1) Христианам должно знать, что все: пища, питие, одеяние и прочее есть Божий дар. Как, желая коснуться чужого добра, просим у хозя­ина дозволения, иначе считается хищением и воровством, когда чужого касаемся без воли хозяина, так тем более должно просить благо­словения у Бога, когда хотим пищи и пития касаться, ибо все Божие есть, а не наше. Посе­му повелено нам, как нищим и убогим, просить: «хлеб наш насущный даждь нам днесь», а без этого надобно опасаться, как бы и нам Бог не посчи­тал хищением, когда Его добра без благослове­ния Его касаемся. 2) Апостол говорит: «освящается пища сло­вом Божиим и молитвою» (1 Тим 4:5). 3) С благодарением должно пищу прини­мать, ибо этот дар от Бога, всех благих Подате­ля, подается нам, как поет Псалмопевец: «Очи всех на Тебя, Господи, уповают, и Ты даешь им пищу благовременно; открываешь руку Свою, и насыщаешь все живущее по благоволению Твоему» (Пс.144:15-16). 4) Христиане не так должны пищи, пития и прочих благ Божиих причащаться, как делают язычники, которые, не зная Бога, всех благ Подателя, не просят у Него этих благ и не бла­годарят Благодетеля, хотя Он их и питает, как Своих людей, но должно им верою у Бога все­го, и насущного хлеба, просить, и, получая, благодарить от сердца Благодетеля. 5) Христос, Сын Божий, и словом нам это, повелевая, заповедал молиться: «Отче! хлеб наш насущный даждь нам днесь», и примером Своим показал, как написано: «Воспев (после после­дней Вечери), пошли на гору Елеонскую» (Мф.26:30; см. еще места св. Писания: Ин.6:11; Мф.14:19; Мк.6:41; Лк.9:16). Также и о первых хри­стианах повествуется, что, «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте серд­ца, хваля Бога» (Деян.2:46—47). То же должны и нынешние делать, если не хотят быть Богу не­благодарными и ложными христианами. Примечай здесь, христианин, что здесь го­ворится о хлебе, который без обиды ближнего снискивается, а не о таком, который воров­ством, хищением, лихоимством, лихвою или процентом, лестью, лукавством и прочею не­правдою ищется. Ибо на такой хлеб, как безза­конно снисканный, бесстыдно и беззаконно и благословения просить у Бога, Который «возне­навидел беззаконие» (Евр.1:9). От такого хлеба и от снискавшего его удаляется благословение Божие, но вместо того приходит проклятие, под­вергающее его вечному осуждению как законо­преступника. И такой есть ложный христианин, поскольку явно противится заповеди Божией: «не укради» (Исх.20:15), и заповедавшему Богу не покоряется. Также, если хотим принимать пищу и пи­тие с молитвою и благодарением, как от руки Божией подающей, то должно беречься в упот­реблении их погрешить излишеством, как выше сказано. Нет также благословения Божия пище и питью, употребляемым ради обжорства, пьян­ства и бесчинной роскоши. Но одной умерен­ности, когда она приносит плоды от благосло­венных трудов и во славу Божию, посылается Божие благословение.

§ 396. Христиане не должны в праздности жить, но должны в благословенных трудах уп­ражняться. 1) Поскольку сама собою праздность есть грех, ибо противна заповеди Божией: «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой», — говорил Бог Адаму (Быт.3:19), и эта заповедь и нас, сы­нов Адамовых, касается. 2) Праздность бывает причиной всякого греха, что и самые язычники признали. 3) Апостол Павел, учитель вселенной, пред­ставляет себя в пример христианам, говоря, что подобает трудиться и так есть хлеб: «Сами знае­те, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян.20:34). И еще: «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас» (2 Фес 3:8). От сего порока исключаются немощные, престарелые и содержащиеся в узах, которых должны христиане сообща питать. (Смотри еще главу о праздности первой книги).

§ 397. Христиане должны язык свой хранить, ибо ничем так не грешит человек, как языком необузданным. Святой апостол Иаков, описы­вая необузданность и от того вред языка чело­веческого, говорит: «язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, при­краса неправды; язык в таком положении нахо­дится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам вос­паляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человечес­ким, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертонос­ного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им про­клинаем человеков, сотворенных по подобию Бо­жию» (Иак.3:5—9). Такое страшно есть зло — язык, когда прилежно не хранится! Страшные и премногие злые следствия необузданного языка представляет нам и Сирах: «язык трегу­бый многи потрясе, и разлучи я от языка во языке, и грады тверды разори, и домы вельможей превра­ти; язык трегубый жены доблия изгна, и лиши я от трудов их. Внемляй ему не имать обрести по­коя, ниже вселится с безмолвием. Язва бичная струны творит: язва же язычная сокрушает ко­сти. Мнози падоша острием меча, но не якоже падшие языком. Блажен, иже укрыется от него, иже не пройде в ярости его, иже не повлече ига его, и узами его не связан бысть: иго бо его, иго же­лезно; и узы его, узы медяны. Смерть люта, смерть его, и паче его лучше есть ад» (Сир 28:16—24). Так много зол язык необузданный делает! Сего ради должно христианам весьма старать­ся о том, чтобы его хранить во ограде своей, и не попускать ему свободно исходить, как говорит апостол: «Если кто из вас думает, что он бла­гочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочес­тие» (Иак.1:26). И Христос судом грозит необузданному языку: «за всякое праздное слово, ка­кое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф.12:36). Если за слово праздное, тем более за слово скверное, срамное, хульное, укорительное, поносительное, воздадут ответ. Сего ради так сильно слово Божие увещевает нас к хранению языка: «всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак.1:19). «Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» (Пс.33:13—14; 1 Петр 3:10 и в прочих местах). Помнить христиане должны, что они свя­тое и страшное имя Божие призывают, поют и хвалят. Как имя Божие великое и святое при­зовут тем языком, который оскверняют срамос­ловием, сквернословием, буесловием, кощун­ством, клятвою, хулением, злословием и про­чим смрадом? И то им помнить должно, что причащаются пречистого Тела и Крови Хрис­товой. Как примут во уста ту Святыню, — во уста, говорю, которые гнилыми и смрадными словами оскверняют? Внимай сему прилежно, необузданный язык, да неосужденно имя Бо­жие призовешь, и Святых Тайн причастишься. (Смотри еще главу о языке в книге первой).

§ 398. Христианам должно к терпению себя приуготовлять, и в том (терпении) всегда пре­бывать, хотя плоти и горестно. Ибо много хри­стианам бедствия и напастей в мире этом бы­вает. «Многи скорби праведным» (Пс.33:20), и «все, желающие жить благочестиво во Христе Иису­се, будут гонимы» (2 Тим 3:12); «в мире будете иметь скорбь» (Ин.16:33), и в прочих Писания Святого местах свидетельствуется о том. Ибо сатана со своими служителями как от начала мира озлоблял, так и ныне озлобляет и до кон­ца мира озлоблять не престанет, и чем ближе наступает конец мира, тем более озлоблять бу­дет рабов Божиих и напастей на них посылать. «Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не­много ему остается времени» (Откр.12:12). Против этого лютого врага и злых его слуг, искушений их и озлоблений, ничем иным, хри­стиане, не можем вооружаться, как терпением и молитвою. На то искушения его и предсказа­ны Духом Святым, и рабами Его святыми на­писаны, чтобы мы их всегда, как стрел разо­жженных, ожидали и старались бросаемые (в нас стрелы) великодушно терпеть и угашать силою терпения и молитвы, взирая на Самого Христа Сына Божия, Который терпением Кре­ста врага нашего победил, и на святых Его, ко­торые терпением последовали Ему. К велико­душному терпению и до конца в том пребыва­нию да ободряет нас «надежда на уготованное нам на небесах» (Кол 1:5). В скорбях и напастях помянем апостольское слово, «что нынешние времен­ные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим 8:18). Ничто так не ободряет и не утешает челове­ческое сердце в трудах и напастях, как добрая надежда. Воина на явную смерть и бедствие опаснейшее (решиться) поощряет надежда на победу и славу; купца по чужим странам и опас­ным дорогам скитаться — надежда (получить) богатство; поселянина целое лето потеть и тру­диться — надежда (получить) плод; надежда (получить) свободу увеселяет сидящего в тем­нице; надежда возвратиться утешает отлучив­шегося от дома и отечества; надежда выздоро­веть оживляет болящего. Как несказанно раду­ются все, получив исполнение надежды своей! Забывают прежнюю скорбь и бедствие и уте­шаются тем, чего надеялись и ожидали. Если (надежда на получение) временных благ, которые подобны дыму, ненадолго явля­ющемуся и скоро исчезающему, — (если подоб­ная) надежда человека так сильно ободряет к несению трудов и бедствий, — как не ободрит нас, о христиане, надежда (на получение) веч­ных благ, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приго­товил Бог любящим Его!» (1Кор.2:9). Когда верою воззрим на них, когда помыс­лим о той славе чад Божиих, которою они про­светятся, «как солнце, в царстве Отца их» (Мф.13:43), то представим уму нашему ту преславную, великую и сладкую вечерю, на которую «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небес­ном» (Мф.8:11), и «работающие» Господу «будут есть, будут пить, будут веселиться и будут петь от сердечной радости» (Ис.65:13—14). Узрим Отца нашего Небесного «лицем к лицу», Которого «те­перь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1Кор.13:12), и лицезрения Которого Ангелы святые без сытости насыщаются, Того и мы тогда насыщаться с непрестанным жела­нием будем, и Христа, распятого, умершего и воскресшего, в Которого ныне веруем, тогда Его уже в Божественной славе царствующего увидим, и с «Ним царствовать будем» (2Тим.2:12). Тому тогда сообразны будем в славе, Которому ныне сообразуемся в терпении, ибо «будем по­добны Ему» (1 Ин.3:2). С Тем тогда «прославимся» (Рим 8:17), с Которым ныне страждем. С теми тогда блаженное и пресладкое возымеем дружество, о которых ныне в Святом Писании чи­таем и слышим: святых Ангелах, патриархах, пророках, апостолах и прочих святых. Тогда все наши бедствия, напасти, печали, болезни, воз­дыхания и слезы забудем, но, вместо того, «воз­радуется сердце наше, и радости нашей никто не отнимет» у нас (Ин.16:22). «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис.35:10). О, всежеланный и радостный день тот, в который, по обещанию Божию, примем все эти блага от всещедрой руки Небесного Отца! Этой надеждой укрепляет Бог рабов Своих в подви­ге их, и утешает в печали их, и увеселяет в скорбях их. Для той же цели различно изображено и описано в Святом Писании блаженство веч­ное, да на него верою взирая, подкрепимся и укрепимся в подвиге нашем, и в скорбях уте­шение живое почувствуем. «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, что­бы мы терпением и утешением из Писаний сохра­няли надежду» (Рим 15:4). Этой пресладкой на­деждой укрепляли и утешали себя святые Бо­жии в подвиге благочестия, этой (надеждой) должно и нам укрепляться и не изнемогать в злостраданиях, наносимых от сатаны и служи­телей его. Всему временному будет конец, и благополучие и злополучие временное скоро прейдет, и гонящих и гонимых достойный ожи­дает жребий, и озлобляющий и озлобляемый примет свое от правды Божией. «Праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмще­ние не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа», — говорит апостол Христов (2 Фес 1:6—8). (Смотри еще главу о терпении в первой книге).

§ 399. — О чем должны радоваться христиа­не? Ответ. 1) Что любит человек, о том и радуется. И поскольку любовь бывает двоякая, мирская или плотская, и духовная или Божия, так и радость бывает двоякая, мирская или плотская, и ду­ховная или христианская. Любовь и радость познается из последующей печали о потерян­ной вещи, которую человек любит, и радуется о ней. Так отец печалится о сыне, муж о жене, друг о друге, брат о брате умершем, печалятся же они не по иной какой причине, как потому что разлучились с любимыми, и потому печа­лью своею показывают, что они тех, с которыми разлучились, любят, и в присутствии тех утеша­лись, в отсутствии которых уже не утешаются, почему и скорбят об этом. Этого не делает че­ловек, когда лишается того, чего не любит. Так о чужом умершем не печалится, поскольку не любил его; не любил же его потому, что им, ког­да тот был жив, не утешался; не утешался же потому, что не любил и не радовался о нем, живущем; а поскольку о живущем не утешал­ся, то и о умершем и отлучившемся не печалит­ся. Знамение любви к вещи какой есть радость о ней, а знамение же радости есть последую­щая печаль о ней погибшей. 2) Сыны века сего радуются о чести, славе, золоте, серебре, богатстве, роскоши и сластях мира сего. Это — их сокровище, утеха и увесе­ление, а потому радуются о том сокровище сво­ем, ибо любят его. Христиане такую радость должны изгонять из сердца своего и не давать ей места в сердце своем. От этой радости отво­дит их Дух Святой: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин2:15). Ибо, что человек любит, о том и радуется. И потому не должно христиа­нам как любить мира, так и радоваться о нем. 3) Истинная христианская радость состоит в Боге. Это их сокровище, утешение, радость и увеселение. Они о том радоваться должны, что веруют и служат Богу не такому, каковы были и есть боги языческие, бездушные, глухие, не­мые, слепые, «сребро и злато, дела рук человечес­ких» (Пс.113:12—15), — но служат Богу живому, бессмертному, присносущному, премудрому, всемогущему, все в руке Своей содержащему, о всех промышляющему, благому и милостиво­му Создателю и Промыслителю своему. Об этом радоваться им велит Дух Святой: «Радуйтеся праведнии о Господе» (Пс.32:1), — и через апос­тола: «Радуйтесь о Господе» (Флп.3:1), — и всегда радоваться повелевает: «Радуйтесь всегда в Гос­поде; и еще говорю: радуйтесь» (Флп.4:4). 4) Радость им сия и оттого проистекать наипаче должна, что они Того великого и живого Бога «Отцом своим» называют и имеют, Которо­му и молятся так: «Отче наш, Иже ecu на небесех» и прочее (Мф.6:9). Велико (достоинство) земного царя нарицать и иметь отцом, но не­сравненно большее достоинство — Царя Небес­ного, Бога Вседержителя Отцом иметь и назы­вать. 5) Еще оттуда духовную утеху черпать долж­ны, что они благодатью Божией призваны «из тьмы в чудный Божий свет» (1 Петр 2:9), и «от вла­сти сатаны» в царство Христово (Деян.26:18; Кол 1:13), что над ними не князь мира сего, как над язычниками, не знающими Бога, и прочими без­законными, но Царь мира, Царь Небесный, Царь праведный, Сын Божий, Ипостасное От­чее Слово со Отцом и Духом Святым царствует, управляет, защищает и сохраняет их. О том им радоваться должно, как об этом говорит пророк, воспевая: «И сынове Сиони», то есть сыны Церкви, «возрадуются о Царе своем» (Пс.149:2). 6) Наконец, радость эту весьма умножает им надежда о будущей жизни и блаженстве, что благодатью Божией отверзнется сокровище неизреченных и вечных благ, которых они по­лучить благодатью Христовою надеются, если «будут верны до смерти» (Откр.2:10). Этим уте­шает их Сам радости Источник, Иисус Хрис­тос: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:12). 7) Радость эту духовную в благополучии и неблагополучии иметь должно христианам, ибо радость эта проистекает от любви Божией, ко­торую они всегда иметь должны. Бог, как неиз­меняемая Благостыня и Любовь, всегда любви достоин. Он и тогда к нам благ и милостив и (тогда) благодетельствует, когда отнимает от нас благополучие временное; тогда нас милует, ког­да бьет нас; тогда нас щадит, когда наказывает; тогда нас любит, когда опечаливает; тогда нам благотворит, когда блага Свои отъемлет от нас. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6; Откр.3:19). Поэтому как любовь к Богу, так и последующая ей радость духовная не только в благополучии, но и в злополучии должна быть в христианах. Ибо как от радости о Боге ис­тинная к Богу любовь, так та же любовь и в неблагополучии познается. Ибо, кто только в благополучии радуется о Боге, тот подает о себе свидетельство, что он не Бога Самого, но благополучие, блага Божии временные любит. Иное же есть Бога любить, иное — любить бла­га Его, как это любой может признать. Так, кто и человека тогда только любит, пока он ему бла­годетельствует, тот не столько самого его, сколько благодеяние любит. Истинный чело­веколюбец не только благодетеля и друга свое­го, но и всякого человека любит и умилостив­ляется над ним. Так и истинный боголюбец не только Бога любит тогда, когда Он увеселяет его временными благами, но и тогда, когда опеча­ливает его, отнимая временные блага. Ибо от Бога благого, Источника благ, не что иное, как только благое проистекает и изливается на нас. 8) В благополучии и лицемеры и злые люди радуются, любят Бога и благодарят Бога, но когда отнимется от них благополучие, тогда ропщут, негодуют, печалятся, а часто и хулят, и так показывают, что они устами, а не сердцем Бога любят, как пишется об израильтянах: «Воз­любили Его устами своими, и языком своим лгали Ему. Сердце же их не было право пред Ним» (Пс.77:36—37), — и тем свидетельствуют о себе, что они блага Божии любят, а не Самого Бога. Не так правое и боголюбивое сердце, которое Богу во всем покоряется и следует, не так поступает: оно и в благоденствии Бога как Благодетеля сво­его благодарит и воспевает, и в злополучии, как Благодетеля своего, признает и хвалит, и исповедуется с Давидом: «Благо мне, яко смирил мя еси» (Пс.118:71); — и во всякое время, веселое и пе­чальное, с тем же Псалмопевцем благословляет Его: «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» (Пс.33:2). И хотя плоть, слепая и немощная, начинает волноваться и негодовать в злополучии, но истинный боголюбец усмиряет ее и укрощает, и так всякую про­тивность Божией любовью побеждает, помыш­ляя, что все от благого Бога посылается, что ни приключается нам, и что лучше и полезнее нам в злополучии быть, нежели в благоденствии. В благоденствии может человек вознестись и по­гибнуть, но в злополучии смиряется, на что Бог милосердо призирает и «дает благодать» Свою (Иак4:6;1 Петр 5:5). Примечай, христианин, что может быть христианская радость и о временных благах, например, о победе, над врагами Церкви одер­жанной, о благорастворении воздуха, о изоби­лии плодов земных, о здравии своем и ближне­го, и о прочем. Но и сия радость, поскольку начало имеет от Бога, всех благ Подателя, так к Нему и должна относиться и на Нем едином почивать. Божий блага — свидетельства благо­сти Божией. Они подобны ручьям, проистека­ющим от источника, подобны лучам, от солнца на землю спускаемым. Ручьи ведут нас к источ­нику и показывают нам источник, и лучи сол­нечные, которые нас освещают, возводят наши очи к солнцу. Так временные блага от Бога, как Источника, проистекают, и, как лучи от присносущного солнца, на нас ниспускаются и со­гревают, и возводят ум и сердце наше к Нему Самому, и увещевают Его любить и радоваться о Нем, как о Любящем нас и как о Благодетеле нашем.

§ 400. Христианам должно хранить себя от неблагодарности к Богу. 1) Человек неблагодарность Богу показы­вает, когда забывает благодеяния Его, как не­благодарность израильтян тем обличается, что они «забыли благодеяния Его и чудеса Его, кото­рые Он показал им» (Пс.77:11). Это бывает, когда человек благами Божиими насыщается, — и не чувствует; светом освещается, воздухом сохра­няется, огнем согревается, хлебом насыщает­ся, водою напивается, одеждою покрывается, от врагов невидимых, демонов, Божией силой хранится, за грехи не тотчас казнится, и про­чие блага от руки Божией принимает, — и не познает их и не разумеет, как пишется: «Муж безумный не познает, и неразумный не уразумеет сего» (Пс.91:7). Что бы нам воспоследовало, о христианин, если бы Бог по правде Своей за неблагодарность нашу отнял хотя бы одну стихию — воздух? Непременно бы следовало всем тотчас умереть со скотами нашими. Или отнял бы от нас воду, или как прежде в Египте, в кровь претворил (Исх.7:20), или вместо света дневно­го послал тьму, как еще в Египте учинил (Исх.10:22), — кто бы не захотел за великое сокро­вище того достать? Во тьме познаем, коль ве­ликое добро есть свет, в жажде воды ценность познаем, в зиме и холоде огня нужду и пользу видим, в голоде хлеба цену узнаем; коль нужна одежда, в наготе примечаем; какое великое доб­ро здравие, в болезни чувствуем; коль благопри­ятна и любезна нам свобода, темница и неволя научает. Что бы нам еще было, когда бы Бог по прав­де Своей поступил с нами и тотчас за грехи наши казнил нас, «ибо все мы много согрешаем» (Иак.3:2), и «грехопадения кто разумеет» (Пс.18:13)? Или на малое бы время попустил врагу нашему дьяволу, который ходит, «как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5:8), которо­го, как пса на привязи, силою и властью Своею держит, да не вредит нам, — что бы, говорю, последовало нам, если бы ему дал свободу на нас? Кто бы мог цел быть? Кто бы остался в живых? Поистине, что «живем и движемся и су­ществуем» — Божие превеликое благодеяние. Если человек этих и прочих благодеяний Божиих не чувствует и не познает, то он, по сло­вам Псалмопевца, «муж безумен и неразумен есть», и неблагодарен к своему Благодетелю и Творцу, Богу. 2) Особенно неблагодарность показывает Богу человек, когда забывает великое дело ис­купления рода человеческого, что ради него Сам Бог на землю сошел, воплотился, на земле с людьми пожил, пострадал и умер, и так спа­сение, которое он потерял, устроил ему. Но че­ловек великую эту благодать Божию забывает, и, как бы ни во что вменяя, оставляет и не ищет верою спасение свое, купленное бесценною ценою Крови Христовой, пренебрегает сокро­вищем вечной жизни, которое «одно только нуж­но» (Лк.10:42), и обращается к миру этому и все­му, что в нем, и прилепляется к суетной чести, славе, богатству и роскоши, и так творит себя недостойным вечной жизни. Бог хочет его по­миловать, спасти, вечную жизнь ему подать, но он это благоволение Божие презирает и отвра­щается от Него, и так самовольно идет в поги­бель, как слепой в ров. Если бы кто пришел к утопающему в воде или погрязающему в тине и, протянув руку, хо­тел бы его оттуда извлечь, или пришел бы кто к пленному и хотел бы его от плена избавить, но тот сам не хочет от беды своей избавиться, — не был ли бы безумен и к своему благодетелю неблагодарен? Непременно бы всякий признал его за несмысленного и неблагодарного. Так делает нераскаянный грешник, который не хо­чет от любви мира отстать, и к Богу обратить­ся, и вечную жизнь от Него получить. Христос, Сын Божий, пришел на землю и простирает руку Свою святую ко всякому грешнику, погря­зающему в тине греховной и плененному вра­гом дьяволом, но грешник, как муж безумен, не хочет от беды своей избавиться, не соизволя­ет воле святой великого своего Благодетеля и Спасителя, остается в бедственном своем пре­жнем состоянии, погрязает и утопает в грехах, как в тине, и остается, как был, в горьком пле­не и власти дьявольской, и так не к иному чему, как к вечной погибели, закрыв глаза, идет. Так к Богу, Благодетелю своему, хотящему спасения его, неблагодарным себя показывает, и сам са­мовольно погибает. 3) Неблагодарность человеческая к Богу и оттого познается, что он Божию благость не только каждый день, но и каждый час на себе познает, но Его, как Благодетеля своего, не любит. Не любит же, потому что не почитает, не почитает, потому что не слушает, не слуша­ет, потому что заповедей Его не исполняет. От сего всякий грех и беззаконие следует. Если и человека благодетеля любим, то и почитаем его, а если почитаем, то и слушаем его, и если слу­шаем, то и волю его исполняем. Отсюда следу­ет, что всякий грех, от произволения и против совести соделоваемый, есть знак неблагодар­ности к Богу, ибо, хотя и всяким, но особенно таковым грехом Он прогневляется, что с лю­бовью и благодарностью поместиться не может. Ибо истинно любящий своего благодетеля, и к нему благодарное сердце имеющий, не хочет его прогневать и оскорбить, поскольку любви истинной тяжко видеть любимого своего про­гневанным и оскорбленным. 4) Неблагодарность человеческая к Богу и от того показывается, что он благами Божиими утешается, но не хочет имени Благодетеля свое­го хвалить, петь и прославлять. Благодарный же к благодетелю своему не только любит его и почитает, но и хвалится им перед другими, про­славляет и превозносит его и благодеяние его. Так, кто к Богу благодарность имеет, не скры­вает в сердце своем благодеяния Его, но уста­ми исповедует то и Самого Его поет, хвалит и величает. Отсюда столько благодарных и по­хвальных песней произошло и написано в кни­гах пророческих, во псалмах, в Новом Завете и в церковных книгах, которые святые Божии радостным духом Богу, Благодетелю своему, пели и нам на то же оставили. Отсюда во мно­гих местах Святого Писания, а особенно во псалмах повелевается нам хвалить и петь Гос­пода: «хвалите имя Господне, хвалите, рабы Гос­пода» (Пс.134:1). И сие-то есть христианская жертва, которую они во все дни Богу приносить должны, как апостол говорит: «Итак будем не­престанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр.13:15). Кто не творит этого, тот неблагодарное к Богу имеет сердце и напрасно созданием Божиим называется, ибо не хвалит Создателя Сво­его, Которого все создание хвалит и хвалить должно (Пс.148:1—13); напрасно благодеяния Божий получает, ибо не прославляет Благоде­теля своего; напрасно имя христианское име­ет, ибо не благодарит Христа, Искупителя и Спасителя своего и не прославляет Его. Пото­му обличил Христос неблагодарность прока­женных, которые исцелились от проказы, но не пришли кроме одного, благодарения Ему воз­дать и перед Ним благодеяние Его исповедать: «Не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу» (Лк.17:17—18)? Равным образом можно сказать и о христи­анах, которые в крещении святом очистились от проказы греховной и прочими благодеяни­ями Божиими насыщаются, но не возвращают­ся Богу дать славу: не все ли это великое дело благости Божией на себе узнали и прочие бла­га всегда познают? Почему же не все возвраща­ются с благодарным к Богу сердцем и не дают славы Богу? «Как они не возвратились воздать славу Богу?» Напротив, там же пишется о благо­дарном самарянине, что он, «видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его (Христа), благодаря Его» и хвалу Ему воздавая (Лк.17:15—16). Так и ныне благодарное сердце не молчит о Божием бла­годеянии, но возвращается к Богу, от Которого то получает, славит Его громким голосом и па­дает ниц перед Ним, хвалу Ему воздавая. 5) Отсюда видим, как ослепляет человека грех. Человека-благодетеля своего любит, по­читает и прославляет человек, хотя и все, что ни получает от него, Божие есть, однако Богу, благами Которого «живет, движется и суще­ствует» (Деян.17:28), не воздает того. Всякое создание Божие хвалит и прославляет Бога, Со­здателя своего. «Небеса проповедуют славу Божию» (Пс.18:2). Солнце, луна и звезды светом своим прославляют Бога. Птицы в воздухе летают, поют и прославляют Господа. Земля с плодами своими, и море с живущими и движущимися в нем хвалит Господа. Словом, все создание тво­рит слово и повеление Божие, и так хвалит Гос­пода своего (Пс.148:1—13). Человек, на кото­рого далеко большая, более всего создания, Божия излилась благость, ради которого небо и земля созданы, ради которого Сам Бог на зем­ле явился и пожил, — человек, говорю, разум­ная тварь, в Божиих благодеяниях заключен­ный, не хочет хвалить и благодарить Бога, Гос­пода, Создателя и Благодетеля своего. Так бедственно ослепляет грех человека! 6) Отсюда еще видим, сколь велика благость Божия, что Он столько терпит неблагодарность человеческую, и не только терпит, но и благо­творить не престает врагам Своим, «ибо Он пове­левает солнцу Своему восходить над злыми и доб­рыми и посылает дождь на праведных и непра­ведных» (Мф.5:45). 7) Неблагодарность наша, христианин, не Богу, но нам вредит. Как солнце, хулится ли, или хвалится, равно есть солнце, равно сияет и лучи свои издает, и потому ни хулением не убав­ляется, ни хвалением не умножается свет его, так и Богу славы мы не прибавляем, если лю­бим Его, почитаем, хвалим и благодарим Его, но (таким образом) нам же самим пользу делаем. Также, когда не любим, не почитаем, не хвалим или хулим, славы у Него не отнимаем, но себе вредим. Ибо Божия слава ни умножиться, ни умалиться не может. Ибо Бог как в свойствах Своих, так и в славе Своей всесовершенен и бесконечен, и потому ни благодарностью на­шею и хвалою славы Ему придать, ни неблаго­дарностью и хулою славы Его умалить не мо­жем, но благодарностью себе самим пользу приносим, неблагодарностью же себя самих повреждаем и погубляем. Солнце всем светит, кто хочет пользоваться светом его, отворяет очи свои и пользуется светом его, но солнцу от это­го ничего не придается, а кто смежает очи свои и светом его не пользуется, себе, а не ему вре­дит. Так благость Божия на всех изливается: кто ее чувствует и благодарит Бога, самому себе благодарностью своей пользу приносит, а не Богу, а кто не чувствует и не благодарит Благо­детеля, самому себе, а не Ему, вред делает. Ибо такого человека, который к Богу благодарнос­ти не показывает, лишает Он праведным судом благодати Своей, и так человек, оставшись без помощи благодати Божией, бывает как слепой, и ходит, как во тьме, грешит и не чувствует, и от греха в грех больший падает и, как слепой рва, так он не видит погибели, в которую впадет. Отсюда то бывает, что христиане неблагодар­ные бывают злее язычников, ибо язычники из страха человеческого убегают от таковых гре­хов, на каковые дерзают бесстрашные христи­ане, как-то: разбой, хищение, лихоимание, не­правда в судах, лукавство, лесть, блудодеяние, и прочее. Это плод неблагодарности, плод бес­чувствия и погибели! Достойно и праведно пре­зирается и оставляется от Бога тот, кто Его сам презирает. Сего ради крайне беречься должно христианам неблагодарности, ибо они, более всего создания и более прочих людей, сподо­бились и сподобляются милости Божией.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных