Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2: О любви ко Христу, Сыну Божию 3 страница




§ 347. Все ли христиане почитают прише­ствие и страдания Христовы? Ответ. Христиане, которые возлюбили Евангелие Христово и творят покаяние и пло­ды, достойные покаяния, почитают, но хрис­тиане неисправные, например, блудники, пре­любодеи, пьяницы, хищники, воры, мздоимцы, льстецы, лукавые, ненавистники, злобные, кле­ветники, злоречивые и прочие тому подобные, не почитают. Почему? В силу того что: 1) Истинного почитания без веры быть не может. Житие беззаконное вере противно и знак есть неверия. 2) «Никто не может служить двум госпо­дам», — по слову Христову (Мф.6:24). Они слу­жат своим страстям и почитают их, ибо, что хотят страсти их, то они исполняют. Почитая же свои страсти, Христовых страстей не почи­тают и, своим прихотям рабствуя, Христу слу­жить не могут, ибо почитать Христа и служить Христу едино есть. Если кто почитает Христа, тот непременно служит Ему. 3) Беззаконная жизнь противна и враждеб­на Кресту и страданию Христову, ибо Христос пострадал и умер за грехи наши. Христиане без­законничающие пренебрегают этой высокой Его благодатью и человеколюбием и нераска­янным своим житием показывают, что как бы напрасно умер Христос. Как для тех, которые перестают грешить и каются, страдание и смерть Христова не тщетной бывает, но полу­чает плод свой, то есть отпущение грехов, оп­равдание, и вечную ходатайствует жизнь, так не кающимся, но пребывающим во грехах, ника­кой пользы не подает, и потому из-за нераска­янного их жития тщетной для них бывает. И Кровь Христова, ради всех, в числе кото­рых и они заключаются, излитая, ради них как бы напрасно излита, ибо плода своего, который есть обращение, покаяние, новая жизнь и от­пущение грехов и спасение, в них лишается. Хотя Христос «за всех умер», по учению апостола (2Кор.5:15), но смерть Христова тем только пользу дает, которые каются о грехах и веруют в Него, а в нераскаянных спасительного свое­го плода не получает. И это бывает не от Хрис­та, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4), и за всех умер, но от не хотящих каяться и пользоваться смертью Христовою. Как лекарство, хотя и из­рядное и преполезное, не всем пользу дает, но тем только, которые пристойным образом вос­примут его, так и духовное и животворящее врачевство, смерть Христова, те только души врачует и оживляет, которые то благодарным сер­дцем принимают, отстают от грехов, каются и веруют во Христа, исцеляющего недуги верных Своих, а нераскаянным никакой пользы не дает. И так Кровь Христа, Сына Божия, ради всех излитую, тщетной в себе показывают, ког­да, не имея истинного покаяния, лишают себя того, ради чего излиянна есть. «Благодать, хотя и благодать есть, хотящих спасает, а не нехотящих», — поучает святой Зла­тоуст (Беседа 18-я на Послание к Римлянам). Потому святой Павел, теплейший любитель и учитель Христов, плачет о таковых и называет врагами Креста Христова: «Многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами го­ворю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Флп.3:18—19). «Вра­ги креста Христова» — ибо противятся Кресту Христову. Как? Крест Христов учит тесным пу­тем идти — они идут пространным. Крест учит смиряться — они гордятся. Крест учит прихоти свои отсекать — они со­вершают. Крест учит терпеть — они гневаются и злоб­ствуют. Крест учит плоть со страстями и похотями распинать — они о плотском помышляют. Крест учит греху умирать, а Богу жить — они себе и греху живут. Крест учит небесного искать — они о зем­ном помышляют. «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор.5:15). Скажет кто: «Многие из них образ креста Христова и образ Христов окладывают сереб­ром и золотом». Ответ. Окладывают этим веществом образ древа крестного, на котором Христос распят был, и образ Христов, но Самого Христа не почитают непослушанием, непокорением и противлением, ибо противятся Слову Его. Не почитают страдания Христова, которое почи­тается не веществом, золотом, серебром и про­чим, но сердечною верою, любовью, благодар­ностью и терпением. Иной возразит: «Многие из них ходят в цер­ковь и воспевают Христа и страдания Его». Поют устами, но сердцем отвращаются от Него и обращаются к миру, как о таких говорит Христос: «Приближаются ко Мне люди сии уста­ми своими, и чтут Меня языком, сердце же их да­леко отстоит от Меня» (Мф.15:8). Внешнее ис­поведание и почитание без внутреннего есть лицемерие, как выше сказано и ниже скажется. Спросит кто: «Почему же эти люди посту­пают так бесстрашно и беззаконно?» Потому, что не внимают слову Божию, ко­торое учит нас Бога и Христа Сына Божия по­читать не наружностью только, но сердечной верой, страхом и любовью, а потому и делают то, что прихотям их угодно. Что же должны они делать, чтобы истинно могли почитать Христа, распятого за всех? Должны оставить прежнее беззаконное и безбожное житие, и обратиться ко Христу, и молить Его усердно, чтобы их принял в обще­ние верных Своих. Христос же говорит: «Прихо­дящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6:37). Одни вер­ные рабы Христовы почитают Христа, ибо без истинной и живой веры никто не может почи­тать Его.

Глава 4: О должном служении Христу

«Служите Господу со стра­хом и радуйтесь Ему с трепе­том» (Пс.2:11).

§ 348. Как служение, так и свобода бывает двоякая: телесная и духовная. Телесное служе­ние — когда кто имеет над собою господина человека, которому повинуется, служит и при­казы его исполняет, почему и рабом его назы­вается. Духовное служение — когда человек служит греху, и грехом — дьяволу. Ибо грех — это дьявольское дело, и потому, кто дьявольс­кое дело творит, тот дьяволу служит: «Кто дела­ет грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин.3:8), «ибо, кто кем побеж­ден, тот тому и раб» (2 Петр 2:19). Об этом рабстве говорит Христос: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). К та­ком рабстве пребывают сребролюбцы, хищни­ки, воры, блудники, прелюбодеи, пьяницы, льстецы, лжецы, лукавые, мздоимцы, злобные и прочие тому подобные. Из этого рабства не исключаются и свободные телом господа, ко­торые какими-нибудь страстями пленены, и попускают над собой греху царствовать. От та­кого рабства предостерегает апостол христиан: «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим 6:12). Из этого видно, что есть телесная и духовная свобода. Телесная свобода — когда че­ловек другому человеку не служит, власти его не подлежит. Таковы цари и князи, власти земной не под­лежащие. Также телесная свобода — когда че­ловек телом свободен, не связан, не скован, не заключен в темнице, и прочее. Духовная сво­бода — когда человек от греха и дьявольской власти благодатью Божией освобожден, не по­пускает греху и дьяволу над собою царствовать, противится страстям и похотям своим, плоть духу покоряет, одному Богу свободным духом служит. Такой может быть телесно рабом чело­века, связан, окован, в темнице, в узах, в пле­нении, но духом везде и всегда свободен. Ибо духа поработить и связать никто не может. Так мученики святые телом окованы, связаны и в темницах заключены были, но духом были свободны. Так и ныне благочестивые рабы на господ плотских телом работают, но духом сво­бодны. Так и прочие, благочестно живущие, хотя в темницах и заключаются и пленяются — духом свободными пребывают. Ибо доколе че­ловек веру имеет и подвизается против плоти, мира, дьявола и греха, духовную свободу име­ет, хотя телом и порабощается. Хочешь ли, хри­стианин, эту преславную свободу иметь, — под­визайся всегда против греха и дьявола, врага своего, и будешь свободен.

§ 349. По преступлении заповеди Божией в раю, прародители наши, и с ними мы, чада их, все сделались рабами греха и пленниками дья­вола, потеряли духовную свободу и царское ду­ховное благородство, подпали греховному тяж­кому рабству и попали под власть дьявольскую, и гордился над нами, как страшный исполин и мучитель над пленными. От этого тяжкого раб­ства и дьявольского пленения и власти иску­пил нас Христос, Сын Божий, искупил же «не тленным серебром или золотом, но драгоценной Своею Кровию» (1 Петр 1:18—19); цену за нас, пленных, драгоценной Кровью Своей подал. Почему называется и есть Искупитель, Осво­бодитель и Избавитель человеческого рода. И так извел нас на свободу духовную, дабы мы уже не были рабами греха и дьявола, но про­тив этих врагов сражались, а служили бы Ему со Отцом и Святым Духом, как купленные рабы, не принужденно, но свободно. Ибо Он никого к Своей работе и службе не принужда­ет, как делают земные господа, но только при­зывает. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и сми­рен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:28—29). А чтобы мы охотно могли отправлять благословенную службу сию, обещал нам по­дать и верою «просящим» подает Духа Своего «Святаго» благодать (Лк.11:13), которая предваряет нас, нехотящих, дабы усердно хотели; хотящим помогает, дабы делали, что хотим; делающим сопутствует, дабы всегда в том благословенном деле пребывали и до конца пребыли, как о том поет и молится святой Давид: «Милость Твоя пос­ледует за мною во все дни жизни моей» (Пс.22:6).

§ 350. Должность наша требует от нас, дабы мы Иисусу Христу Господу нашему усердно слу­жили. Поскольку: 1) Не свои мы, как апостол учит: «Вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою» (1Кор.6:19—20). Потому мы не свои, но Его, ибо Он купил нас не серебром или золотом, но честною Своею Кровью. Весь состав наш, душа и тело наше, Его есть, потому Ему на службу душу и тело наше обратить должны мы, как апостол уве­щевает нас: «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20). Внешнее служение от внутреннего должно происходить, и телесная служба с душевною со­гласной быть должна, дабы то было и внутри, в сердце, что внешне словом и делом проявляет­ся, и та вера, которая на устах исповедуется, была бы в сердце и при случае внешне себя по­казывала, как «дерево доброе добрыми плодами» себя показывает (Мф.7:17). 2) Когда крещением святым вступали мы в Церковь Его, — отрицаясь сатаны и всех дел Его, обещали Ему со Отцом и Святым Духом верно служить. Поэтому должны мы обеты свои хранить и верно Ему служить, дабы не явиться лживыми перед Ним. 3) Рабы Его мы и потому, что созданы Им. Он наш Создатель и Господь, мы же дело рук Его. «Руки Твои сотворили меня и создали меня», — поет Ему Давид (Пс.118:73), что и всякий из нас дол­жен Ему петь. «Он сотворил нас, а не мы: мы же народ Его и овцы паствы Его» (Пс.99:3). Завладел было нами, Его созданием, лукавый сатана, но Он, как Создатель наш, опять из рук его истор­гнул нас, и, как Своих, опять присвоил Себе, потому Ему, Господу нашему праведному, пра­ведно должны служить все дни жизни нашей. 4) Вся тварь служит Ему как Господу свое­му, как поет Ему пророк: «Все служит Тебе», Гос­поди (Пс.118:91), ибо «исполняет слово Его» (Пс.148:8). И мы, тварь Его разумная, должны свое назначение исполнять и Ему как Господу на­шему — служить. 5) Вся тварь, по повелению Его, нам слу­жит. Солнце, луна и звезды светят нам, огонь согревает нас, облака орошают нас, вода напа­яет нас, земля плоды приносит нам, скоты слу­жат нам и пищу подают нам, и прочее. Служит все Его создание нам, дабы мы Создателю на­шему усердно служили и за службу, которую от создания Его приемлем, Его благодарили. Не требует Он ради Себя ничего, как всесовершенно блаженный, но требуем мы. Потому, перед тем, как создать человека, прежде сотворил небо и землю и все украшение их, дабы сотво­ренные вещи для человека были как рабы и слу­ги, готовые к служению, и так сотворил чело­века, разумную тварь, дабы их к потребе и слу­жению своему употреблял и, от них услугу себе имея, Создателю своему, как ближайший и ра­зумный раб, непосредственно служил. Видишь, христианин, как служит нам тварь неразумная, дабы мы, разумные, Богу служили. 6) Чудно сие, что видимый свет, по повеле­нию Божию, служит нам, но то чуднее, что и Ангелы святые спасению нашему служат. «Опол­чается Ангел Господень вокруг боящихся Его» (Пс.33:8). «Не всели они суть служебные духи, посы­лаемые на служение для тех, которые имеют на­следовать спасение» (Евр.1:14)? Преисполнен примерами служения Ангелов Ветхий Завет, но и в Новом много такого служения обретается. Ангел благовествует Пресвятой Деве о гря­дущем в мир Сыне Божием, и от Нее плотью рождаемом (Лк.1:26—38). Ангел Иосифу, обручнику Ее, является (Мф.1:20; 2:13,19). Ангел Захарии является и благовествует о зачатии Предтечи (Лк.1:11). Ангел пастырям благовествует о родившем­ся Христе — Спасителе мира (Лк.2:9). Ангелы на гробе воскресшего Христа сидят и проповедают женам воскресение (Лк.24:4). Ангелы при вознесении Господнем являют­ся апостолам и возвещают им о втором Хрис­товом пришествии (Деян.1:10). Ангел Петра изводит из темницы (Деян.12:7). Ангел говорит Филиппу: «Встань и иди на юг по дороге, ведущей из Иерусалима», и прочее (Деян.8:26). Ангел Корнилию сотнику является (Деян.10:3 и пр.). История церковная о том же пове­ствует. «Ангел-Хранитель всякому верному дается и всегда видит лицо Отца Небесного», — гово­рит Василий Великий (В слове о девстве и на Пс.68, т. 1). Служат сии святые и блаженные духи нашему спасению, дабы мы усердно служили Господу их и нашему и так спаслись. Посему удивляйся, христианин, благости и человеколю­бию Божию, что не только видимой твари пове­лел служить нуждам нашим, но и невидимой, слугам Своим святым, хранить нас и ополчать­ся вокруг нас. От сего познай христианскую честь и благородство высокое, что слуги самого Бога Вседержителя в служение им посылают­ся. Великое бы воистину дело было, когда бы царь земной, верного своего подданного отпус­кая от себя, приказал слугам своим проводить до дому его, дабы какого ему зла не приключи­лось на пути, но сколь несравненно большее дело есть, что Царь Небесный, по крещении отпуская верных Своих рабов на путь мира сего, придает им слуг Своих, Ангелов святых, ради охранения их, дабы под охранением их пришли в отечество свое небесное, хотя и Сам от них не отлучается, по Писанию: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). Воистину невозможно надивиться благости и человеколюбию Божию к человеку. Человек окаянный, грешник, законопреступник и от­ступник Божий — благодатью Сына Божия, верою в Него, такой высокой милости от Бога сподобляется. О, Боже и Создатель наш пре­благой! везде нас любовь Твоя встречает, куда мы ни обратимся. Воистину слеп человек, ког­да того не видит, неблагодарен, когда сердечно не признает, окаянен, когда, оставив Бога, Гос­пода своего, Благодетеля и Промыслителя сво­его, служит миру злому и греху. За что сам не­когда как словом Божиим, так своею совестью обличится и осудится, ибо против слова Божия и своей совести согрешает. 7) И служить Христу благоприятно. Если же сыны века сего предпочитают служить вы­сокому господину, нежели простому, доброму, нежели злому, мудрому, нежели безумному, кроткому, милостивому, нежели гневливому и жестокому, то кто выше Царя Небесного? Кто лучше Иисуса? Кто мудрее Сына Божия? Кто более Христа кроток и милостив? Он Царь цар­ствующих и Господь господствующих, Он веч­ная благость, Он Божия Ипостасная мудрость, Он кроток и смирен сердцем. Что же еще оста­ется нам, грешник, как не отдаться и не пре­даться в сладкое служение Ему? 8) Ищут люди легкой более, нежели тяже­лой работы. Для Иисуса работать легко. Не ве­лит Он камни носить, не велит горы разрывать и прочее сему подобное делать рабам Своим. Нет, ничего такого не слышим от Него. Но что? «Любите друг друга» (Ин.13:34; 15:12,17). Что лег­че, чем любить? Тяжко ненавидеть, ибо нена­висть мучает, а любить сладко, ибо любовь ве­селит. Сам Он о себе свидетельствует: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:30). Возьмем же, возлюбленный христианин, на себя иго Христово благое, и понесем бремя Его легкое, и последуем за Ним. 9) Хотят люди после трудов и работы упо­коиться. Христос нам обещает вечный покой, вечную субботу подать, которую беспрестанно и без конца будем праздновать не на земле, но на небе (Ис.66:23). 10) Желают люди награждения за работу и труды. Христос обещает нам вечное награжде­ние во царствии Своем. «Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть; рабы Мои будут пить; рабы Мои будут веселиться рабы Мои будут петь от сердечной радости « (Ис.65:13-14). 11) Работающие ради Иисуса и здесь на­граждение свое имеют. Ибо истинная доброде­тель сама по себе есть награждение имеющим ее. Ибо, где истинная добродетель, там любовь; где любовь, там добрая и спокойная совесть; где спокойная совесть, там мир и покой; где мир и покой, там утешение, радость, веселье и сла­дость. Так, христианин, служение Иисусу есть наша должность, ибо Он наш Бог, Создатель, Господь, Искупитель и Промыслитель. Наше служение славно, ибо Он есть Царь царей и Господь гос­подствующих. Сладко, ибо иго Его благо и бре­мя Его легко есть. Желанно, ибо великую и не­изреченную награду имеет. Поработаем же от искреннего сердца, дабы и мы получили от Него мзду «с работниками в винограднике Его» (Мф.20:1 и пр.).

§351. Служение христианское, которое хри­стиане Господу и Царю своему Иисусу Христу приносят, состоит: 1) В истинной, живой и сердечной вере во Христа. «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал», — говорит Христос (Ин.6:29). Послал Отец Сына Своего в мир, «чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3:17). Потому дело Божие творит тот, кто Его, как от Отца Небес­ного посланного, сердцем приемлет и сердеч­но в Него верует. А что сердцем принимается и веруется, то и устами исповедуется, где нужно и честь имени Его требует, как говорит апос­тол: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим 10:10). 2) Состоит в подвиге против дьявола и гре­ха. Фараон, царь египетский, когда Моисей извел Израиль из Египта и от рабства его изба­вил, гнался вслед его, хотя его снова себе пора­ботить (Исх.14:6—10). Так и дьявол гонится вслед нас, христиан, которых Христос Сын Бо­жий от рабства его избавил, и хочет снова себе поработить. Так он противится Христу. Хрис­тос хочет нас спасти — он хочет нас погубить, и так старается лукавый дух недействительными Его заслуги сделать и тем славу Его, которая от спасаемых ради спасения Ему бывает, умалить. Чем более спасается людей благодатью Хрис­товою, тем большая Христу от того бывает сла­ва. Это усматривая и негодуя, ищет он, как бы препятствие учинить спасению нашему и ума­ление славе Христовой. Мы, с помощью Божией, должны против этого врага нашего и про­тивника Христова верою подвизаться, ведая, что мы Христовы, ценою Крови Его искупле­ны от него (1Кор.6:19—20; 7:23). Прельщает он нас суетою мира этого и советует хитро искать чести, славы, богатства и сласти века этого, дабы тем нам учинить препятствие в этом нашем подвиге, как советовал прародителям нашим в раю от заповеданного древа вкусить, чем запу­тал и погубил их. Нам должно злого его совета не слушать и не любить мира, по увещанию апостольскому: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто лю­бит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость жи­тейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин.2:15—16). Так святые мученики, когда их мучи­тели, слуги дьявольские, к идолопоклонению склоняли и убеждали, ответ им давали такой: «Христиане мы, Христу служим, Христовы рабы мы, а идолам не поклонимся». Таким об­разом и мы, христиане, должны, когда нас са­тана злыми помыслами, как слугами своими, ко греху и творению злой своей воли склоняет и убеждает, отвечать ему: «Христовы рабы мы, Христу должны и служить, не слушаем тебя и злого твоего совета не приемлем». Сколько раз, любезный христианин, вос­стают в сердце твоем богопротивные помыслы, похоть к плотской нечистоте, похоть к возвы­шению в честь и к славолюбию, похоть к сквер­ному прибытку, хищению, воровству, лихоим­ству, мщению и озлоблению и прочее, столько раз надлежит тебе брань и подвиг против врага твоей души. Разумей подлинно, что то есть злой совет врага нашего сатаны, который Христу противится и нашему препятствует спасению. Ибо Христос нас от греха отвращает, а он в грех вводит, и так хочет нас опять уловить в сеть свою, и от царства Христова в свою покорить власть. Ибо все рабствующие греху во власти дьявольской находятся и потому «не имеют на­следия в царстве Христа и Бога» (Еф.5:5). Когда злой помысл восстает в тебе и хочет тебя в грех ввергнуть, отвечай тогда по подо­бию мучеников: «Христос меня искупил Себе, Христов я, Христу должен и служить верою и правдою». Словом, если хочешь в царствии Христовом быть, Ему служить и Его Царем, Господом и Богом своим истинно нарицать, не должен быть рабом греха, ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). «Никто не может служить двум господам» (Мф.6:24). 3) Служит Христу тот, кто, отвергнув тяж­кое сатанинское иго, грехами обремененное, носит благое иго Христово, по слову Его: «Возьмите иго Мое на себя» (Мф.11:29). Благое иго Христово значит заповеди Его святые и легкие, ибо «заповеди Его не тяжки» (1 Ин.5:3). Что лег­че, чем любить, как выше сказано? Он запове­дает нам друг друга любить: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин.15:17). А от любви все добрые дела, как от источника ручьи, происте­кут, ибо любовь есть корень добрых дел (1Кор.13:1—8, 13). Если кто истинную христианскую любовь имеет, тот носит иго Христово и запо­веди Его исполняет, и так Ему работает. 4) Верным рабам Христовым должно славы Господа своего искать, от зла уклоняться и доброе творить для того, чтобы оттуда имя Госпо­да их славилось, дабы так угодными были дела их Господу их, а иначе не могут быть угодны. Как угодно Христу может быть то дело, кото­рое не ради Христа делается? Всякое дело, ка­кое оно есть, доброе или злое, от цели судится. Хотя дело и добрым по-видимому кажется, но, когда не ради доброй цели творится, не может быть добрым, но злое. Например, милостыню даешь ради того, чтобы похвалу от человека иметь: доброе дело по внешнему виду творишь, но внутри оно злое, ибо ради суетной славы сво­ей, а не ради Христа делаешь то. Поэтому дол­жно не только добрые дела творить, но и по правде творить, то есть для доброй цели, кото­рая есть слава Божия. 5) Верным рабам Христовым должно Госпо­ду своему служить всегда, в благополучии и не­благополучии. Раб истинный и верный должен быть неотлучным от господина своего. Так и Христов раб должен быть всегда со Христом Гос­подом своим и Ему неотступно служить. Иначе это лицемерное и неистинное служение, когда в благоденствии нашем любим Христа и служим Ему, а в злополучии негодуем, ропщем и так сер­дцем отстаем от Него. Неотступными рабами Христовыми должны мы быть и везде за Ним следовать, как Сам Он от нас того хочет: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин.12:26). 6) Верные Христовы рабы должны быть сми­ренными, кроткими и терпеливыми. Стыдно рабам не быть смиренными, терпеливыми и кроткими, когда господин их смирен, терпелив и кроток, стыдно и христианам гордиться, ког­да Господь их Иисус Христос смирен сердцем, и гневаться и мстить, когда Господь их кроток и долготерпелив. Потому учиться этим добро­детелям от Себя повелел им: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29), ибо рабы должны следовать нравам господ своих. 7) Рабам Христовым должно до конца вер­ными быть, как Сам говорит Господь им: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). Всякое дело от конца, а не от начала со­вершенство свое получает. Конец все соверша­ет. Похвально и начало доброе, но без конца доброго лишается своей похвалы. Славно по­бедить неприятеля сначала, но конечная побе­да все дело совершает. Так и в христианском деле: похвально подвизаться против греха и дья­вола и побеждать его, но без конечной победы это ничто. Поэтому до конца должно в этом благословенном деле трудиться.

§ 352. Скажет кто: «Христиане многие слу­жат людям, как-то: подданные монархам, рабы господам своим». Ответ: 1) Служат людям телом, но духом единому Христу, Царю своему, со Отцом и Святым Ду­хом служат, и потому свободны, ибо духа ник­то не может поработить. Подобно тому, как окованные узами, сидящие в темнице, пленен­ные, телом в неволе, но духом свободны быва­ют благочестивые, пока в истинном находятся благочестии. 2) Истинные и верные рабы Христовы и че­ловеку служить должны, но ради Христа, Ко­торый учит: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21). И апостол говорит: «Будь­те покорны всякому человеческому начальству, для Господа» (1 Петр 2:13). Если кто на господи­на своего работает ради заповеди Христа, тот служит не человеку, но Христу Господу. Ибо, кто чью волю и повеление исполняет, тот тому и служит. И так, кто, повеления Божии слушая, работает на господина своего, тот Богу служит, а не человеку, поскольку Божий повеления слу­шает, а не человеческие. Как раб господину своему служит не ради того, что он человек почтенный, но ради того, что царь ему работать повелел и того рабом его учинил, и так, повеления царя слушая, раб царю своему служит, а господину не просто, но ради царя, так и христианам должно служить человеку, которому подчинены, не просто, но ради Господа повелевающего: «Будьте покорны», и прочее. Этого христианская вера требует, ко­торая от всего человека освобождает и едино­му Богу порабощает свободно. Свободно, го­ворю, поскольку Бог никого не принуждает служить Себе, как выше сказано. И как раб до­толе господина своего слушать должен, доколе приказывает ему то, что монаршим законам не противно, а когда противное им что приказы­вается, тогда верноподданный монарху раб не должен слушать его, так и верным Христовым рабам в том только господ своих слушать дол­жно, что повелевают не противно Царю их Иисусу Христу. В противном случае Христово повеление предпочитать должно, ибо «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29). Так мученики святые, верные и избранные Хрис­товы рабы поступали. Повелевали им нечестивые цари дань да­вать — давали. Повелевали на брань идти — шли. Повелевали работать — работали. Повелевали трапезе предстоять — предсто­яли. Повелевали руду копать — копали. Повелевали камни и землю носить — носи­ли. Повелевали в заточение, в темницу, в узы идти — не противились. Повелевали одежд совлекаться — совлека­лись. Повелевали и в прочем, закону Божию не противном — слушались. А когда доходило повеление их до презре­ния Божия и повелеваемо было им поклонить­ся идолам, тут стали дерзновенно против нече­стивого повеления, не восхотели повелителей своих слушаться, внимая заповеди единого ис­тинного Бога: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2-3). А тем показали святые, что дотоле челове­ку властелину повиноваться и служить должно нам, доколе повеление его согласно с Божиим повелением, или не противно ему. Когда гос­подин твой приказывает тебе что согласное Божию закону, Бог тебе то приказывает. Итак, когда повинуешься в том господину твоему, Богу повинуешься и работаешь. Притом рас­суждай, кого ты боишься, когда усердно рабо­таешь господину твоему, Бога или господина твоего, человека? Когда Бога боишься, Кото­рый повелел повиноваться властям, и так слу­жишь господину Бога ради, то Богу служишь, Которого страхом почитаешь, а не человеку, а когда боишься господина человека, чтобы не наказывал тебя за нерадение, то подлинно че­ловеку только служишь, а не Богу. Ибо челове­ку служишь не ради Божия, но ради человечес­кого страха. Всякий человек, ради кого что де­лает, тому и угождает, а кому угождает, тому и служит, ибо служить и угождать есть едино. И так, когда служишь господину ради того, что­бы ему угодить, а не Богу, — человеку служишь, а не Богу. Так и всякий, кто от греха удаляется и доб­рое дело по-видимому только творит не ради того, чтобы Богу угодить, но чтобы людям, — такой не Богу, но людям угождает, и служит не Богу, но людям, раб людям, а не Господень. Вся­кое дело от сердечного расположения и цели судится от Бога. Так все те христиане — рабы человеческие, а не Господни, которые указов монарших слушаются, боясь казни гражданс­кой, а не Бога. Так судьи, христианами имену­ющиеся, — рабы человеческие, а не Божии, если мзды не касаются и правду соблюдают не ради страха Божия, но ради страха человечес­кого. Ибо все таковые, если бы наказаний граж­данских не боялись, делали бы по своей воле, но страх гражданского суда удерживает их от того. И потому, оставив Бога, человеку служат, или более того, греху, и грехом дьяволу, и внут­ри — злые и неправедные, хотя внешне и явля­ются добрыми, и Богу Господу своему невер­ные, как язычники, не знающие истинного Бога, поскольку веры не имеют, которая учит все ради Бога творить. А те, которые и суда гражданского не боят­ся и закон нарушают, уже страх и стыд челове­ческий потеряли, в крайнем находятся заблуж­дении и злонравием своим превосходят даже язычников образованных, которые общим че­ловеческим нравам повинуются и соблюдают, что монаршие указы повелевают. Словом, вся­кий, кто человеку, монарху и господину своему повинуется не ради Бога, а ради страха их или награждения, тот не Богу служит, а человеку; не Божий раб, а человеческий; не Богу угожда­ет, а людям, ибо дело его не от веры происхо­дит. Верный же Христов раб, все минуя, ради одного Бога служит монарху, или господину своему, взирая на повеление Божие, поскольку Бог повелел повиноваться властям. Такой, хотя бы никакого награждения временного за ис­правность или наказания за неисправность не было, будет чистосердечно господину своему служить, опасаясь одного только Божия гнева за неисправность.

§ 353. Иной возразит: «Разве христиане не все единому Иисусу Христу служат?» Ответ. Видел ты выше, кто служит Христу. Христиане, которые чистосердечно веруют во Христа и веру свою показывают послушанием, те все служат единому Христу, а те, которые не слушают Христа и заповедей Его не испол­няют, те Ему не служат. Ибо истинного и не­лицемерного служения не может быть без по­слушания. Поскольку служить господину и не слушать его — разуму противно и в себе проти­воречие включает, так как противоречие есть — быть рабом и не быть рабом, служить и не слу­жить, почитать и не почитать, любить и не лю­бить, и прочее. Кому же таковые христиане служат? Служат своим прихотям и страстям плотс­ким, а в них самому дьяволу, ибо волю его злую исполняют и слушаются его. Разве не страшно и не мерзко служить дья­волу, противнику и врагу Божию? Подлинно страшно и мерзко, но истинно сказанное. Ибо, кто кому повинуется, тот тому и служит: «кто кем побежден, тот тому и раб», — говорит апостол (2 Петр 2:19). В чем же они повинуются и служат ему? В делах его злых, в гордости, сребролюбии, хищении, воровстве, лукавстве, лжи, ссорах, блуде, прелюбодеянии, нечистоте, пьянстве, злопамятстве и прочих тому подобных делах. Возразит кто: «Христос ведь избавил хрис­тиан от рабства дьявольского?» Подлинно избавил, как выше сказано, но они сами под тяжкое его иго возвратились и, оставив Господа своего, Которому, как рабы, должны были верою и правдою служить, пошли вослед сатаны. Что же, они не рабы Христовы? Поскольку Христос есть Господь и Царь всей твари и господствует над всеми добрыми и злыми, — то и все люди, добрые и злые, рабы Его. Но те, которые верно Ему служат, верные и добрые рабы Его. К таковым говорит Хрис­тос: «Добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость гос­подина твоего» (Мф.25:23). А те, которые не слу­шают Его и не служат Ему, тоже рабы Его, но злые, неверные и негодные. О таковых говорит: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30). Что же им надобно сделать, дабы от тяжкой дьявольской власти и рабства освободиться и служить Христу, Царю и Господу всех? Ответ. Должны они чистосердечно с покая­нием и сожалением обратиться к Нему и мо­лить Его, чтобы снова их от ига того освободил и принял в благодатное Свое царство. Он, бу­дучи милостив и человеколюбив, не хочет смер­ти грешника и приходящего к Нему не изгонит вон (Ин.6:37), потому и ныне всех призывает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременен­ные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен серд­цем», и проч. (Мф.11:28—30), — и до скончания века будет призывать и принимать приходящих к Нему. О сем да будет Ему благодарение и сла­ва со Отцом и Святым Духом вовеки. Аминь.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных