Статья 3: О христианской должности к Богу. 4 страница
§ 324. Чтобы последовать свойствам и благим делам Небесного Отца, прежде должно от своих злых нравов отречься. Чтобы последовать воле Божией, прежде должно свою волю оставить. Если хотим правде Его, истине, благости, терпению, кротости, милосердию, милости и прочим Его Божественным свойствам подражать, то должны отречься от неправды, лжи, злобы, гнева, роптания, нетерпения, жестокосердия, скупости, нечистоты и прочих наших злых и богопротивных нравов. Примечай, христианин, что значит отречься от своего злонравия, и подражать благости Божией. Каждый из нас от своего рождения имеет в себе ветхого человека, и ветхим человеком от своих родителей рождается. Свойства и нрав его — не что иное, как самолюбие, плотоугодие, славолюбие, сластолюбие, неправда, ложь, нечистота, немилосердие, жестокосердие, гнев, ярость, злоба, роптание, хуление и прочие грехи. Таковы нравы ветхого рождения и ветхого человека. Ими он утешается и услаждается. Ему свойственно любить почитание, поклонение, похвалу, славу человеческую. Ему свойственно гордиться, превозноситься, надмеваться, презирать другого, роптать, гневаться, хулить, злобиться, мстить словом или делом, зло за зло воздавать, и тем утешаться. Ему приятно все у себя иметь, а о другом не думать; утешаться всем тем, что принадлежит чувствам; в том только удовольствие, утешение, услаждение полагать, что чувства утешает, услаждает и увеселяет; от того отвращаться, что им неприятно, хотя и душе полезно и Богу угодно. Он о том только одном заботится, помышляет, начинает и делает, что видит, о временном, о том, что ему богатство, славу, честь и сласть телесную и временную приносит. Ему неприятно все то, что его злонравие обличает, а приятно все то, что сходно растленной его воле. Отвращается он от всего того, что самолюбие, славолюбие и сластолюбие пресекает. Любит все то, что его прихоти умножает. Всячески богатеть, собирать, собранным утешаться, пространно жить, роскошь умножать, банкеты и пиршества устраивать, насыщаться, напиваться, веселиться, украшаться и прочие прихоти исполнять — это его дело, в этом он свое удовольствие полагает. Он любит сам одеваться, питаться, хорошо отдыхать, а о ближнем не радеет. Любит иметь всякое довольствие, хотя и было бы оно получено с обидой ближнего и презрением Божественного закона и Самого Законодателя. Он от других обиды, укоризны, бесчестия, поношения, клеветы, проклятия не терпит, озлобляется за это и мстит, но сам не стыдится других обижать, насиловать, обнажать, укорять, бесчестить, осуждать, клеветать на них и во всякое бедствие приводить их. Ему не стыдно в себе любить, хвалить то, что в других ненавидит и хулит. В нем и то примечается, что он людей учит, наставляет, просвещает, а сам весь ослеплен, безумен и несмыслен. Словом, в ветхом человеке кроется всякое беззаконие, грех, слепота, бесстыдство. Он не что иное, как только злые помышления зачинает и рождает. Ибо «из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк.7:21—22). В нем видится скотский нрав, звериный и змеиный. Скотская нечистота, скотское обжорство, лютость, гнев, ярость и звериное лукавство. Посмотри на скотов и зверей, что они делают, и сам узнаешь и признаешь, что все, что в них видишь, видится и в невозрожденном и необновленном благодатью Божией человеке, и что в каждом звере замечаешь, то все в одном человеке имеется. Лукав и хитер, как лис. Ядовит, как змей. Гневлив, яростен и лют, как лев. Обжора, как пес и волк. Нечист, как свинья, и прочее. Все это и прочее злонравие кроется в ветхом человеке, и при случае обнаруживается. От такого ветхого человека с его злонравием христианину должно отречься, да так последует Богу в преблагих нравах Его: отречься лжи, лицемерия, лукавства, неправды, нечистоты, сребролюбия, скупости, гнева, ярости, сладострастия и прочего злонравия, и так последовать Божией истине, правде, святости, милосердию, долготерпению, кротости, благости и прочим Божественным Его свойствам. Ибо как хотящему смотреть на небо, надобно очи от земли отвратить и обратить на небо, и хотящему смотреть на солнце, должно к нему обратиться, так и хотящему подражать небесному житию должно оставить земное и скотское, и хотящему на Бога смотреть с верою, и святым Его нравам следовать, должно оставлять позади свое природное злонравие. И это и значит отречься от себя, своей воли, своего злонравия, то есть не делать того, что ветхий человек, живущий в нас, хочет, но делать то, что воля Божия от нас ищет и требует, если хотим Божиим свойствам и нравам следовать. Но как должно нам отлагать ветхого человека, тлеющего в похотях, так должно нам и в нового облечься, да так последуем Богу, нашему Небесному Отцу. Поистине как ветхий человек, так и новый в Слове Божием представляется нам, да первого совлечемся, а во второго облечемся, первого образ скотский и земной с помощью и силой Святого Духа отложим, а второго образ Божий и небесный силой Того же Святого Духа воспримем; безобразия первого совлечемся, в благообразие второго облечемся, как апостол повелевает нам «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:22— 24). Да так отлагая ветхого человека, образ которого скотский и звериный, мерзкий и гнусный, и облекаясь в нового, образ которого — Божий, небесный и святой, сделаемся благими нравами своими подобными Отцу нашему Небесному, Который нас по образу Своему и подобию создал, и тот образ, грехом растленный, во Христе обновляет силою Святого Духа. Будем милосердными, как Он Милосерд. Будем чисты и святы, как Он Свят. Будем щедрыми, кроткими, терпеливыми и милостивыми, как Он щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив. И насколько будем совлекаться ветхого человека, настолько будем облекаться в нового, ибо отложение одного есть обличение в другого, и смерть одного есть жизнь другого. Ибо насколько совлекается и умерщвляется ветхий человек, настолько облекается и оживляется в нас новый. Насколько же облекаться будем в нового человека, настолько более богоподобными будут наши свойства. Насколько же более богоподобными будут свойства, настолько более чистым и ясным будет образ Божий в нас. Душа человеческая подобна зеркалу. Как в зеркале, обращенном к солнцу, тем яснее видится солнце, чем чище зеркало, так в душе человеческой, обратившейся к Богу, Вечному Солнцу, тем более ясный образ Божий изображается и видится, чем более очищается она от грехов и следует святым Божиим свойствам и нравам. И как в зеркале не изобразится подобие солнца, если оно к солнцу не повернется или если будет закопченным и замаранным, так в душе человеческой не изобразится образ Божий, если человек к Богу не обратится и не будет очищаться от грехов. К Богу же мы обращаемся тогда, когда сердце наше, ум и жизнь нашу изменяем и начинаем новую жизнь, и так совлекаемся ветхого и облекаемся в нового человека, который по образу и подобию Божиему создан (см. Быт 1:26—27).
Из вышеописанного видишь, христианин: 1) Что такое истинный христианин То есть христианин тот, который в себе имеет начало образа Божиего, и по правилу святого Слова Божиего, в котором образ Божий описывается, житие свое старается исправлять, «совлекается ветхого человека с делами его и облекается в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол 3:9—10), то есть плотские вожделения и прихоти пресекает, и свойства нового рождения, то есть христианские добродетели показывает, и так Первообразу, Отцу Небесному, уподобляется, свойствам и нравам Его благим следует. Ибо этого непременно требует новое рождение, в котором христианин рождается от Бога, как выше сказано. 2) Видишь, что ничем иным Богу угодить не можем, как только тем служением, о котором Он в Своем слове сказал и повелел, то есть покаянием, верой и покорением нашей воли Его воле святой, когда уклоняемся от того, чего Он не хочет, и стараемся делать то, что Он от нас хочет и требует. 3) Отсюда видишь, что без послушания и покорения воли человеческой Богу ничто не приятно, чтобы человек ни делал и помышлял. Надобно непременно волю свою Его воле покорить, чего вера и новое рождение от нас требует. 4) Видишь далее, что грехолюбивая и беззаконная жизнь противна вере, новому рождению, которое своих плодов, то есть христианских добродетелей требует, и, следовательно, противно истинному христианству. 5) Отсюда видишь, что неисправный христианин, который противно Слову Божиему живет и исполняет прихоти ветхого человека, в плотском только рождении находится, не имеет духовного и нового рождения, и так он не есть истинный христианин, а плотской, душевный и невозрожденный человек, хотя и крещен, и в Церковь ходит, молится и прочие христианские признаки показывает. Ибо христианином делает не только внешность христианства, но живая вера, живущая в сердце и живость свою добрыми делами показывающая. Поэтому истинный христианин уподобляется в Писании доброму дереву, которое внутри себя добрые плоды приносит, а ложный христианин — худому древу, которое также внутри себя приносит худые плоды (см. Мф.7:17—18). 6) Отсюда, наконец, следует, что таковые ложные христиане, хотя посреди Церкви и находятся, но никакой части в Церкви не имеют, они не являются сынами Церкви, никакой части во Христе не имеют, хотя и исповедуют Его, пока чистосердечно к Нему не обратятся и похотей своих не оставят.
§ 325. Итак, возможно ли христианам, которые неисправно живут, Бога как Отца призывать, как призывают истинные христиане? Подлинно невозможно призывать правильно и с пользой, пока себя не исправят и истинно не покаются. Сам рассуди, как без зазрения совести будут призывать, как Отца, Бога, Святого, праведного, истинного, благого, милостивого, щедрого, и т.д., а нравами своими показывать противное, — что они не сыны Его, а противники? Как блудники и прочие сластолюбцы сказать могут Святому Богу: «Отче наш», —когда сами от святыни и чистоты удаляются и уподобляются скотам? Как неправедные, хищники, воры, лихоимцы и прочие, им подобные, дерзнут Богу Праведному говорить: «Отче наш», — когда сами неправдой отлучаются от Него и противятся Ему? Как льстецы и лукавые Бога, Который есть Истина, Отцом назовут, когда сами уподобляются отцу лжи, дьяволу, который «отец есть лжи и в истине не стоит», — по свидетельству Христову (Ин.8:44)? То же должно разуметь и о прочих злонравных христианах, которые свойства нового рождения не показывают. Итак, Бог им не Отец? Бог, как Создатель, поскольку «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45), поскольку «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4), — всем милостивейший Отец. Но собственно Отец Он только тех, которые возрождены верой во Христа, Сына Божиего, и Духом, и почитают Его как Отца, боятся и любят Его, и своими нравами Ему, как своему Отцу, уподобляются. Таковым и Христос повелел Бога Отцом призывать: «Отче наш, Иже еси на небесех» (Мф.6:9)! Могут ли таковые Его хотя бы Господом своим называть? Бог — как Отец, как уже сказано, так и Господь всех, поскольку всеми владеет и над всеми господствует, и Он есть «Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим 6:15), но собственно Господь только тех, которые Ему служат, Его слушают и повинуются святым Его повелениям. Потому только они Его своим Господом называть и призывать могут, а те правильно Господом своим называть Его не могут, потому что не слушают Его и не служат Ему. Ибо как могут сказать: Господь мой и Царь мой, — а сами Господа и Царя Того не слушают? Ибо раб господина своего слушает, и подданный царю своему повинуется. Почему и Христос таким призывателям говорит: «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46) Итак, они не рабы Божий? Они рабы Божии, поскольку власти Его подлежат, но рабы негодные, о каковых сказано: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30). Чьи же они, собственно, рабы? Раб принадлежит тому господину, на которого работает, ибо и имя его означает работу, и раб от «работы» называется рабом. Итак, на кого работает и кому угождает раб, того он и раб. Они страстям и прихотям угождают и служат, итак, они рабы страстей своих. Послушай, что Христос о говорит таких: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34), и апостол Петр: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр 2:19). Если же кто служит греху и страстям, тот Богу служить не может, следовательно, и рабом Его быть не может. Об этом Христос свидетельствует: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6:24). Итак, им и молиться Богу невозможно? Подлинно невозможно, пока таковыми пребывают. Что же им сделать должно, чтобы могли от этого тяжкого рабства избавиться, и Богу Живому служить, и имя Его невозбранно призывать? Ответ: Должно оставить свои прихоти, и обратиться ко Христу с верою, и молить Его, чтобы Он освободил их от того тяжкого рабства, Он один таких порабощенных и плененных освобождает, по Его свидетельству: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36), — и так благодатью Единородного Сына Божия возвратиться и прийти к Небесному Отцу, как Сам говорит: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). Тогда Бог будет — их Бог, их Господь, Царь и Отец, и они будут люди Божии, рабы Господа Всевышнего и сыны Отца Небесного, как Сам милостиво обещает: «и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6:16; Лев 26:12). И далее: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор.6:18; Иер.3:19; Ос 1:11). Это, христианин, ниже яснее увидишь. Только ты всегда в памяти держи, что не то должны христиане делать, что нынешний свет делает, но то, чему Божие Слово учит. Ибо соблазны день ото дня умножаются в мире, и один от другого неосмысленно научается злу, и так число истинных христиан умаляется. Ибо не все те христиане, которые крестом знаменуются, в Церковь ходят, имя Божие и Христово исповедают, и прочие признаки христианства показывают. Знай, что много и безбожных кроется под этими признаками. Ибо без истинной и живой веры, как выше сказано и ниже еще будет сказано, истинного христианина быть не может.
Глава 5: О молитве, или призывании Бога
«Молитесь же так: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко твое есть царствие и сила и слова во веки. Аминь!» — учит Христос (Мф.6:9-18).
§ 326. Молитва, или призывание имени Божиего, принадлежит к троякому долгу христианскому: к долгу по отношению к Богу, долгу по отношению к самому себе и долгу по отношению к ближнему. 1) К долгу нашему касательно Богу относится то, чтобы молитвой и призыванием Его показывать нашу веру в Него, что мы истинно веруем в Него, иного Бога, кроме Него, не знаем, как источника всех благ Его исповедуем, надеемся на Него, как на Истинного Отца, Который чад Своих любит и просимое подает, как и дети по плоти не к чужому отцу, но к своему, от которого родились, с прошением приходят. И апостол говорит: «Как призывать Того, в Кого не уверовали» (Рим 10:14)? И Сам Господь Бог говорит: «Я Господь Бог твой» (Исх.20:2), то есть Меня одного знай, исповедуй, на Меня одного надейся и от Меня ищи всего добра. «Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя» (Пс.49:15). 2) Долг по отношению к самим себе: поскольку мы как телесно, так и духовно скудны, бедны и окаянны, то должно с верой искать всего добра от Подателя всех благ — Небесного Отца. 3) К долгу, касающегося ближнего, относится следующее: христианская любовь требует, чтобы мы и за ближнего нашего молились, и как себе, так и ему просили добра у Бога нашего, как апостол говорит: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак.5:16).
§ 327. Знает Бог и прежде прошения нашего, чего мы требуем, как Христос говорит: «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф.6:32), то есть в пище, питье, одежде и во всем, необходимом для жизни, и подает блага Свои праведным и грешным, так как Милостив и Щедр: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). Также ведает, что и духовные блага, как-то: вера, благодать, мир совести и прочее, нужны нам к спасению. Но нам должно знать, что все блага от Бога происходят, «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). И потому их с верой у Бога должно просить, да познаем и признаем, что все от Бога принимаем, и, принимая, благодарить Его, как Благодетеля, даром нас милующего.
§ 328. Всякого верного к молитве побуждают следующие причины: 1) Сам Бог повелевает молиться и призывать Его: «Призови Меня в день скорби твоей» (Пс.49:15). «Просите, ищите, стучите», — говорит Христос (Мф.7:7). Ив прочих местах Святого Писания то же повеление можно найти. 2) Нужда наша, как телесная, так и духовная, убеждает нас к молитве. Телесная нужна во временном и относящемся к временной жизни, духовная — касающаяся спасения наших душ. 3) Многие обстоят нас беды, напасти, утеснения, скорби и искушения, которых сами, без помощи Божией, которая подается молящимся, одолеть не можем. 4) Неизреченная польза, от молитвы происходящая, так как смиренная молитва все испрашивает у Милостивого и Благого Господа, и во многих местах Святого Писания можно найти тому примеры. 5) Великое благости Божией дело — то, что человек сподобляется с непостижимым Богом — Отцом и Сыном и Святым Духом — беседовать, нужды свои Ему представлять и просить о них, хвалить, воспевать и благодарить Его, что посредством истинных, верных и смиренных молитв бывает, как святой Иоанн Златоуст говорит: «Когда молишься, не с Богом ли беседуешь, скажи мне? Когда читаешь, слышишь Его, беседующего с тобой» (Беседа 6 на первое Послание к Фессалоникийцам). За счастье свое считает человек, что с земным монархом разговаривает. Каким же должно великим благополучием христианам считать то, что к беседе с Небесным Царем, Преблагим и Милостивым Богом, допускаются, и не только допускаются, но и привлекаются к тому повелением и обещанием того, что их прошение будет услышано! Посему, возлюбленный христианин, вкуси и видь, «сколь Благ Господь» наш (Пс.33:9)! Ибо не только допускает нас, недостойных и грешных, к Себе, но и привлекает, и не только привлекает, но и научает нас, как приходить к Нему и молиться, как показывает молитва Господня. «Молитесь же так», — говорит Христос (Мф.6:9). А как «так»? — «Отче наш!» Отцом называйте Бога. Кто мы? Люди, прогневавшие Его, негодные рабы, грешники, «земля и пепел» (Сир 10:9). О Премилосердный Боже наш! Везде встречает нас благость Твоя, куда мы ни обратимся. И на что ни посмотрим, везде находим случай удивляться превеликому богатству благости Твоей. 6) Возбуждает к молитве когда без сомнения слышим обещание: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам», — говорит Христос — Истина (Ин 16:23).
§ 329. Чего у Милосердного Отца Небесного нам должно просить? 1) Всего, что славы имени Его и нашей пользы, как телесной и временной, так духовной и вечной касается, должны просить, что в Его святом Слове повелено, обещано и что воля Его святая хочет, в том же Святом Писании открытая. К духовной пользе относятся те блага, которые для душевного спасения и получения вечной жизни нужны, как-то: вера, отпущение грехов, благодать Его, обновление сердца, постоянство в вере, терпение в скорбях, бедах и тесноте, и прочее. К телесной пользе относится все то, что телу нашему и поддержанию жизни нужно, как-то: благоцветущее здравие, разум, довольство в необходимом, пища, одежда, покой, и прочее. 2) О духовных благах должно просить подобающим образом и ожидать без всякого сомнения, как необходимо нужных для нашего истинного блаженства. Ибо их Сам Бог обещал подать нам без всякого изъятия, когда надлежащим образом просим. «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим 10:13). И клятвой подтвердил, что «не хочет смерти грешника» (Иез.33:11). «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него», — говорит Христос (Лк.11:13), Который «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4). Итак, нехорошо так говорить: «Господи, если хочешь, и мне полезно, оставь мои согрешения, подай мне благодать Твою», и прочее, ибо без сомнения известно, что и Бог хочет, и мне полезно, или даже необходимо нужно к спасению отпущение грехов, и прочее. 3) Временных благ, например, здоровья, продолжения жизни, благополучия и прочего, должно не просто просить, а с приложением сего: если воле Его святой угодно, и нам просящим полезно. «Ибо мы незнаем, о чем молиться, как должно», — говорит апостол (Рим 8:26). Часто о том просим Бога, что нам вредно и воле Его святой противно. Так делают дети малые, когда не хотят в баню идти, которая им очень полезна, и от нее у своих матерей отпрашиваются. Так поступают и те, которые просят у Бога избавления из-под креста, скорби, болезни и прочего бедствия, не зная, что много полезнее им быть в неблагополучии, нежели в благополучии. Что вредно и что полезно немощному — лекарь знает, и часто немощный у лекаря просит яда вместо лекарства, но благоразумный лекарь его не дает. Мы все перед Богом как немощные и как младенцы, не знающие нашей пользы, и часто просим того, что нам смерть душевную может принести, чего Бог, как Милосердный Отец и Благопромыслитель, не хочет, и просящим сынам Своим вместо хлеба — «камень», вместо рыбы — «змею», и вместо яйца — «скорпиона» не хочет подать (см. Лк.11:11). Потому временного добра всегда должно так просить: Господи, аще воле Твоей святой угодно и мне полезно, подаждь желаемое мною: аще ли ни, буди воля Твоя. Пример показал нам Сын Божий, когда перед Своим вольным страданием молился Отцу Своему Небесному: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39).
§ 330. Молиться, или призывать Бога, должно нам: 1) Во имя Иисуса Христа, Сына Божиего, как Сам Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин 16:23). То есть должно молиться и просить Бога, надеясь не на свою правду и дела, но на правду Христову и высочайшие Его заслуги, и ради Его неповинного страдания и смерти своей повинности просить прощения, по подобию мытаря, молившегося: «Боже, милостив буди мне, грешному!» (Лк.18:13) «Потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф.2:18). И «никто не приходит к Отцу, как только через Меня», — говорит Сам Христос (Ин 14:6). Ибо какое Бог ни обещал нам подать благословение, во имя Его обещал, ибо «в Нем благословятся все народы», — говорит Писание (Пс.71:17; Гал.3:8). И так с этой надеждой должно приступать к Отцу Небесному, и ради Единородного Сына, у Отца просить милосердия и ожидать без сомнения. 2) С истинной верой. «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите», — говорит Христос (Мф.21:22). Вера утверждается истинным обещанием, всемогуществом, истиной, милосердием, премудростью обещающего Бога и заслугами Христовыми. А поскольку вера есть дар Святого Духа, Который не обитает в душе, оскверненной грехами, то «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим 2:19). Кто хочет к Богу приступать и получать желаемое, тому должно отступить от грехов и с верой во Христа, Сына Божия, примириться с Богом. Блуд и всякая нечистота, хищение, воровство, вражда, злоба, сребролюбие, лихоимство, клевета, срамословие, проклятия, пьянство, ложь, лесть, лукавство и прочее тому подобное затворяет двери молитве, пока человек в них пребывает. Итак, да отступит же от всего этого тот, кто хочет призывать имя Господне. «Подобает, — говорит святой Иоанн Златоуст, — молиться, но не замаранному сквернами. Говоришь: «Что, если впаду в согрешение?» Очисть себя. Как? Плачь, стенай, подай милостыню, примирись с тем, кого обидел, очисти язык, да более не прогневаешь Бога, и прочее, да не тебе скажет Господь: «когда умножаете моления, Я не слышу» (Ис.1:15. — Беседа 51-я на евангелиста Матфея). 3) Молиться должно не только языком, но и сердцем, то есть от сердца должна происходить молитва. «Из глубины, — говорит святой Иоанн Златоуст, — призывай Бога, как говорит: «из глубины воззвал я к Тебе, Господи» (Пс.129:1); из внутренности изведи глас свой». И немного спустя: «Ибо не человеку молишься, а Богу вездесущему, и прежде взывания слышащему, и тайны сердца ведающему» (Беседа 19 на евангелиста Матфея). Ибо в молитве объявляем Богу сердечные наши желания, и потому должно и в уме помышлять, и в сердце иметь и желать то, что языком и словами произносим. Иначе никакой молитвы не будет, а только праздные слова. Поэтому должно нам себя молитве приобучать, и об этом Господа Самого просить, чтобы Духом Своим Святым научил нас молиться, как апостолы просили Его об этом: «Господи! Научи нас молиться» (Лк.11:1). Отсюда можно заключить, что не может быть истинной молитвы без действия Святого Духа. Ибо когда Этот Благой Утешитель коснется нашего сердца, тогда, как курение от зажженного фимиама, от сердца произойдет воздыхание, святое желание и истинная молитва, и приблизится к престолу благодати.
§ 331. Молиться должно: 1) «Во всякое время» (Еф.6:18), «всегда» (Лк.18:1), «непрестанно» (1 Фес 5:17). Молиться же всегда и непрестанно означает не то, чтобы всегда читать написанные псалмы или молитвы, и делать поклоны, — это невозможно, ибо любому христианину надобно дело, согласное званию своему, делать, а также утружденная плоть требует упокоения, сна, и прочего, но значит то, чтобы часто, во всяком начинании и деле, ум, сердце и воздыхание к Богу возводить и просить тем у Него милости, помощи и защиты. Причина тому следующая. В любое время сатана со своими злыми слугами делает нам козни, а также плоть всегда противится духу (см. Гал.5:17), — и этим врагам мы сами противиться не можем, поэтому должно молитвой и происходящей от нее помощью Божией против них вооружаться, стоять и крепиться, как Псаломник говорит: «К Тебе возвел я очи мои, живущему на небе. Вот как очи рабов обращены на руки господ их, как очи рабыни обращены на руки госпожи ее, так очи наши — ко Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас» (Пс.122:1—2). 2) Должно молиться на всяком месте. Так апостол говорит: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим 2:8). 3) Стоя, сидя, идя, почивая, делая что-либо руками, в уединении и в собрании возможно молиться. Ибо всегда, на всяком месте и во всех наших делах, и во время еды и пития, и в беседах богоугодных можем ум наш и сердце возводить к Богу, нужды наши со смирением и верою Ему представлять и милости у Него просить, и говорить: «Господи помилуй!» Так Моисей посреди многочисленного народа, который вывел из Египта и увидел его в стесненных обстоятельствах, умом и сердцем воспел к Богу, хотя молитва Его словесная и не изображается в Писании, ибо Бог отвечал ему: «Что ты вопиешь ко Мне» (Исх.14:15)? Езекия, благочестивый царь, лежа на одре, молился, и услышал его Бог (см. Ис.38:2, 4 и след.). Иона во чреве кита молился, и услышан был Богом (см. Ион 2:2—11). Три отрока в печи огненной молились, и были спасены (см. Дан 3:24—49, 50-94 и проч.). Ибо Бог смотрит не на внешний знак и положение тела, в каком оно находится, но на сердце, смирение, веру, и сердечное желание. Поэтому написано: «желание убогих», то есть смиренных, «услышал Ты, Господи, преданности сердца их вняло ухо Твое» (Пс.9:38).
§ 332. Внешние знаки молитвы в Святом Писании можно найти следующие: 1) коленопреклонение (см. 3 Цар.8:54; Деян.7:60; Еф.3:14); 2) воздеяние рук (см. Исх.9:22, 23, 29 и 33; 1 Тим 2:8; Пс.142:6); 3) возведение очей на небо (см. Ин 11:41; 17:1; Пс.120:1; 122:1-2 и проч.). Однако эти знаки без внутреннего истинного благорасположения и усердия бесполезны, ибо Бог на сердце, а не на внешность и наружность смотрит и не внешний, а внутренний, сердечный голос слушает. Поэтому тот, кто читает много молитв, псалмов, или много кладет поклонов, но без разума, внимания, сердечного смирения и усердия, — никогда не молится. Ибо если человеку предлагаем наше прошение, то ум, сердце и все наше усердие собираем, тем более это должно являть, когда стоим в молитве пред Богом, «сердца и утробы испытующим» (Пс.7:10), и прошение наше простираем. Тут надобно непременно весь ум и сердце собрать, насколько возможно человеку, обложенному немощной плотью.
§ 333. Христианский долг требует молиться не только за себя самого, но и за всех человеков: 1) За царей и за всех начальствующих, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим 2:1—2). 2) За проповедников Слова Божия, пастырей и учителей, «чтобы Слово Господне распространялось и прославлялось» (2 Фес 3:1), и чтобы они в житии и в звании своем были исправными и непорочными, чтобы правильно учили, и, чему учат, того пример на себе показывали. 3) Друг за друга, как апостол увещает: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак.5:16). Поэтому и Христос повелел молиться Небесному Отцу, как бы единым гласом, всем христианам, и говорить: «Отче наш, Иже ecu на небесех» (Лк. 11:2; Мф.6:9). 4) Не только за братию и друзей, но и за врагов должно молиться христианам. «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас», — говорит Христос (Мф.5:44), «да будете, — говорит далее, — сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). Так молился Сам Христос за врагов Своих: «Отче! Прости им» (Лк.23:34). И святой Стефан: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян.7:60). О чем молиться, научает молитва Господня — «Отче наш», о которой в следующем параграфе предлагается рассуждение с кратким изъяснением.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|