Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статья 2: О святой Церкви и Крещении




 

От Евангелия начинается вера, а от веры — христи­анин, как сказано в предыдущей статье. Собрание же христиан составляет Церковь, в которую вход бывает не через что иное, как только через веру и святое Кре­щение. Поэтому в сей статье вкратце предлагается рассуждение о Церкви и святом Крещении.

 

Глава 1: О святой Церкви

«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане свя­тым и свои Богу, быв утверж­дены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слага­ясь стройно, возрастает в свя­тую Церковь в Господе» (Еф.2:19-21).

§ 289. Под Церковью здесь подразумевается не храм Божий, как называют его особенно про­стые люди, хотя и храм Божий может назваться церковью, потому что в нем собираются вер­ные на общую молитву, славословие Божие, благодарение, слушание Божия Слова, приоб­щение святых Таин, и т.д., но подразумевается Церковь — собрание верных, по всему миру жи­вущих, в Бога и Христа, Сына Божия, право и истинно верующих, проповедью Божия Слова просвещаемых и святые Тайны право содержа­щих. Из греческого языка: «Екклесиа» — Цер­ковь, т.е. «вызвание», потому что верные, в Цер­кви находящиеся, вызваны из сатанинской об­ласти в царство Христово, из тьмы — в чудный Его свет, как учит апостол: «Вы —род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Петр.2:9; Деян.26:18).

§ 290. Святая Церковь имеет различные именования и уподобления, которые ей дает святое Божие Слово. 1) Святая Церковь называется духовным Христовым Телом, сыны ее святые — члены ду­ховные, преблагословенную Главу — Христа — имеющие и признающие, и верой и любовью с этой Главой соединенные. Так именует ее свя­той апостол: «Как в одном теле естественном у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно Тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим 12:4-5 см. еще: 1Кор.10:17; 12:27; Еф.1:22-23; 4:12, 16; 5:23, 30; Кол 1:18, 24). 2) Называется Церковь домом Божиим, ибо Он в ней, как в доме Своем, Кровью Христо­вой освященном, милостиво благоволит оби­тать и сохранять его: «чтобы ты знал, как подо­бает в доме Божием жить, которые есть Цер­ковь Бога Живого» (1 Тим 3:15 см. еще: Евр.3:6; 1 Петр 4:17). 3) Называется Церковь невестой Христовой. Так апостол ее называет: Обручил вас (к верным говорит) «единому Мужу, чтобы представить Хри­сту чистою девою» (2Кор.11:2 см. еще: Ис.62:5; Ос 2:19-20; Еф.5:32; Откр.19:7; Пс.44:11-12). «Обручители» ее — пророки и апостолы. Об этом святой Иоанн Златоуст на слово Павлово: «Обручил вас», и прочее, — так говорит: «В мире сем девы пребывают прежде брака, а после бра­ка уже не девы. Здесь же иначе: но если и не девы прежде брака сего, но после брака девы бывают. Так вся Церковь есть дева. Ибо гово­рит, обращаясь ко всем — и к мужам, имеющим жен, и к женам, имеющим мужей. Но видим, как обручил нас, какое приданое, какие дары нося: ни серебро, ни золото, но царствие не­бесное». И немного позже: «Образом этого было дело, совершившееся при Аврааме. Ибо он послал раба верного обручить отроковицу языческую (см. Быт, гл. 24). И здесь послал Бог рабов Своих обручить Сыну Своему Церковь — и пророков, свыше вещающих сие: «Слушай, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей» (Пс.44:11—12); смотри, и апос­тол, со многим дерзновением вещает и говорит эти слова: «Обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (Беседа 23). 4) Называется Церковь Матерью верных. «Возвеселись, неплодная, нерождающая; восклик­ни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у име­ющей мужа», — утешает ее Сам Бог через проро­ка (Ис.54:1). Она чад своих рождает «не от тлен­ного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Петр 1:23). Вос­питывает их и взращивает пищей Божия Слова и святых Таин (см. еще Гал.4:26—27). 5) Называется Церковь двором овчим. Так Христос называет ее: «кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит в другом месте, тот вор и разбойник» (Ин 10:1 и след.). В этом святом дворе верные, как овцы кроткие, незлобивые, мирные, любящие, простосердечные, водворя­ются и пасутся Господом, Пастырем своим, душу Свою за них положившим, как и пророк поет: «Господь пасет меня и ничего меня не лишит, на месте злачном — там поселил меня, у тихой воды воспитал меня» (Пс.22:1—2). 6) Называется Церковь Христова виногра­дом, как поет пророк: «Виноград из Египта Ты перенес, изгнал народы и посадил его» (Пс.79:9 см. еще: Иер 2:21; 12:10; Мф.20:1-16; Мк.12:1-12; Лк 20:9—18). Лоза в винограде этом — Христос, Сын Божий, Виноградарь — Бог и Отец Госпо­да Иисуса Христа, как Сам Христос говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — Виноградарь» (Ин 15:1). К истинной лозе этой прилепившиеся ветви — верные Его, которые верою и любовью к этой лозе присоединены, соком благодати ее оживляются, напоеваются и приносят плод. 7) Именуется Церковь Христова горой Гос­подней, Сионом святым и верным, в котором Христос, Сын Давидов по плоти, с Отцом и Святым Духом жилище Свое имеет. Об этой Господней горе говорит пророк: «Будет в после­дние дни явлена гора Господня, и дом Божий на­верху гор, и возвысится выше холмов, и придут к ней все народы. И пойдут многие народы и ска­жут: «Придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева» (Ис.2:2—3 см. еще: Пс.14:1; 2:6; 23:3; 47:2; 67:16; 73:2 и прочее). 8) Уподобляется Церковь Христова кораб­лю, который по морю мира сего плавает и стре­мится к тихому пристанищу вечного покоя. Ибо как корабль на море волнами, так Церковь Христова в мире сем бедами искушений непре­станно обуревается, но не погружается. Корм­чий этого спасительного корабля — Сам Хрис­тос, Сын Божий, «ветрам и морю повелевающий» (Мф.8:26—27). Этот великий и безопасный ко­рабль прообразован Ноевым ковчегом, по об­щему учению Святых Отцов и учителей. Как святой Ной со всем своим домом в ковчеге спасся от всемирного потопа, а все, вне ковче­га бывшие, погибли, так и ныне от потопа гре­ховного гнева Божиего и вечного осуждения спасаются только те, которые в Церкви святой находятся, и истинными сынами ее пребывают. Прочие же все, вне пребывающие, погибают и потопляются в потопе адской бездны. В Святом Писании есть и иные имена и упо­добления святой Церкви, но это оставляю чита­ющим со вниманием Святое Писание. А приве­денных примеров достаточно для наставления и душевной пользы простых людей.

§ 291. Эти имена, воистину великие и преславные, Церкви святой Духом Святым припи­санные, служат к утешению и наставлению на­шему, христианин К утешению, ибо если так высоко Церковь Богом превознесена, то и ты, если истинный ее сын, к той чести и славе при­общаешься, и от этого рассуждения может в твоем сердце последовать такая радость, что никакая скорбь, печаль, и беда, в мире этом случающаяся, истинно опечалить тебя не смо­жет, и так посреди самых свирепых волн иску­шения будешь дерзать и восклицать с апосто­лом: «Кто отлучит нас от любви Божией во Хри­сте Иисусе, Господе нашем?» (Рим 8:35, 39). К наставлению служит следующее рассуждение. Если Церковь — это Тело Христово ду­ховное, и ты хочешь быть членом этого благо­словенного Тела, то рассуди сам, как свято и чисто должно жить тебе, какую любовь как к святейшей Главе, так и к святым ее членам, то есть истинным христианам, должно иметь, как согласно с великою Главою и членами ее жить! В это святое общение ничто скверное и нечис­тое не входит. «Какое общение праведности с без­законием? Что общего у света с тьмою?» —гово­рит апостол (2Кор.6:14). Поэтому святые апо­столы везде в своих Посланиях так сильно увещевают и поощряют христиан к святому жи­тию, к взаимной любви и миру. Примечай это, христианин, если хочешь быть членом святой Церкви. «Свят Господь — Глава Церкви, свято и Тело Его — Церковь. Очистим и мы себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в стра­хе Божием», — по увещанию апостольскому (ср.2Кор.7:1), если не хотим быть отверженными от этого святого общества. Если Церковь — дом Божий, жилище и град Небесного Царя, а ты хочешь быть граждани­ном и жителем преславного сего града, то с ка­кой охотой и усердием должно тебе повиновать­ся закону Небесного Царя, слушать Его и слу­жить Ему, чтобы не лишиться гражданства и общения со святыми и благословенными граж­данами, живущими в преславном сем граде! Сам рассуди: кто Царю своему не служит, кто закона его не хранит и остается без наказания? Кто и Христовым рабом может быть, если Хри­сту Царю не служит верой и правдой? Как и без наказания может быть, если Ему не служит и противится повелению Святого Духа: «Служи­те Господу со страхом» (Пс.2:11). Если Церковь — Христова невеста, и ты в том духовном и таинственном бракосочетании находишься, то какую верность, чистоту и лю­бовь должен хранить по отношению к Бессмер­тному и Небесному Жениху — Христу, Сыну Божиему, как храниться от «похоти плоти, по­хоти очей и гордости житейской» (1 Ин 2:16), как от любодейки вавилонской! Если Церковь Христова — мать верных и твоя, то как должно тебе ее любить, почитать, слушать, как родившую тебя водой и Духом (см. Ин 3:5), и повиноваться спасительным ее на­ставлениям! Если Церковь Христова — двор овчий, и ты — среди овец, в том дворе находящимися, то помышляй, как должно тебе слушать глас Христа, Пастыря твоего, Который есть «Пас­тырь добрый», Пастырь «Своим» овцам, как и Сам говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего» (Ин 10:11,14,27). Как, говорю, должно повиновать­ся тому доброму Пастырю, если не хочешь заб­лудиться и отстать от стада Его благословенного и стать пищей пагубного волка, дьявола, кото­рый, «как рыкающий лев ходит, ища, кого погло­тить» (1 Петр 5:8)! Если Церковь Христова — виноград Божий и ты в нем находишься, то как крепко должно тебе держаться верой и любовью истинной лозы, Христа, и приносить плод, угодный Ви­ноградарю-Богу, чтобы, как ветви неочищен­ной, не приносящей доброго плода, не быть изверженным вон, и, как иссохшей, не быть преданным на сожжение в вечном огне, как говорит Христос: «Кто не пребудет во Мне, из­вергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгора­ют» (Ин 15:6); и Предтеча Его святой говорит: «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, сру­бают и бросают в огонь» (Мф.3:10). Если Церковь Христова есть гора Господня, и ты на этой горе пребываешь, то тебе должно удаляться от скверных мира сего болот и низ­менностей, в которых находятся всякая нечис­тота и смрад, и возвышаться духом к небесной горе, в которой — жилище блаженных духов, покой и торжество (см. Евр.12:22—23). Если наконец, Церковь Христова есть ко­рабль, спасающий нас от гнева Божия и страш­ного потока адского, и ты в нем находишься, — берегись прогневлять Кормчего — Христа, — дабы не выпасть из сего спасительного корабля и не погибнуть в вечном потопе гнева Божия и Суда. Ибо только в этом ковчеге спасаются все, которые спасаются. Итак, видишь, возлюбленный христианин, что такое Церковь Христова, каково ее вели­колепие, и блаженны те, которые являются ис­тинными ее сынами. А из вышеприведенных имен Церкви и при­ложенных наставлений можешь приметить: 1) Кто есть истинный сын святой Церкви, — то есть тот, который право и сердечно в Бога и Христа, Сына Божия, верует, банею святого Крещения омыт и плоды своей веры и нового духовного рождения показывает, благочестиво во Христе Иисусе живет, истинный страх Бо­жий имеет, против всякого греха подвизается и добрые дела творить старается. 2) Что христиане, бесстрашно живущие, по­каяния и плодов его не приносящие, к Церкви святой не принадлежат, хотя и крещены во имя Святой Троицы, поскольку веры, как сказано в предыдущей статье, не имеют. Ибо без веры, членом святой Церкви, быть невозможно. 3) Кто из них чистосердечно обратится и принесет плоды покаяния, тот снова в церков­ное общение будет принят милосердием Божиим и станет истинным сыном святой Церкви. Об этом ниже еще яснее увидишь.

§ 292. Церковь святая, как была и есть, так и до скончания века будет, по обещанию Гос­поднему: «врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). «Вот Я с вами во все дни до скончания века», — го­ворит Христос (Мф.28:20).

§ 293. Святая Церковь — едина, так как 1) Един Бог — Отец, Сын и Святой Дух, Которому верует, служит, поклоняется и почи­тает. 2) Едино основание Церкви — Иисус Хри­стос. «Никто не может положить другого осно­вания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3:11). 3) Едино учение Божия Слова, которым наставляется, просвещается, укрепляется и спасается. 4) Едина вера, которую имеет во Единого Триипостасного Бога. 5) Едины Тайны святые, которыми спаса­ется. 6) Едино духовное и таинственное Тело, Гла­ва которого — Христос. 7) Един Дух, которым оживотворяется, во­дится и освящается. 8) Едина надежда воскресения мертвых и жизни будущего века. Все это святой апостол вкратце заключил: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно Крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:4—6). Потому, хотя и рассеяны верные и святые Бо­жии по лицу всей земли, однако составляют единое благословенное общество.

§ 294. Святая Церковь, которая на земле в мире сем имеется, называется воинствующей, так как с Божией помощью подвизается про­тив врагов своих: дьявола, плоти, мира и греха. К ней говорит святой апостол, храбрый Хрис­тов воин: «Братия мои! Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, про­тив властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли про­тивостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а прежде всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасе­ния возьмите, и меч духовный, который есть Сло­во Божие» (Еф.6:10—17). Церковь, которая в небесном Отечестве после трудов и подвигов упокоевается и чает воскресения мертвых и после него — совершен­нейшего воздаяния, с прославленными телами, с которыми здесь подвизалась, — называется Святыми Отцами и учителями торжествующей, ибо над дьяволом, смертью и адом победонос­но торжествует и совокупно с ликом ангельс­ким поет и славит Бога. Примечай, христианин: 1) Кто в воинствующей Церкви находится и подвизается против дьявола и греха, тот при окончании временного жития переселяется в торжествующую Церковь, если до конца будет верен. Ибо «претерпевший до конца спасется» (Мф.24:13). И еще: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни», — говорит Христос (Откр.2:10). 2) После общего воскресения и окончания всемирного Суда Христова будет одна торже­ствующая Церковь, которая без конца будет видеть Бога «лицом к лицу» (1Кор.13:12), и от того радоваться, веселиться, восклицать и в радос­ти духа хвалить бесконечную Его благость. 3) Мы, любезный христианин, постараем­ся быть истинными сынами святой подвизаю­щейся Церкви, да и торжествующей достигнем благодатью Христа, Спаса нашего, Которому с Отцом и Святым Духом да будет честь и слава и благодарение вовеки. Аминь.

«Вспомни о нас, Господи, в благоволении к на­роду Твоему; посети нас спасением Твоим, дабы видеть благоденствие избранных Твоих, весе­литься веселием народа Твоего, хвалиться с на­следием Твоим» (Пс.105:4-5).

 

 

Глава 2: О святом Крещении

«Кто будет веровать и крес­титься, спасен будет» (Мк.16:16).

«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя на­шего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Ко­торого излил на нас обильно че­рез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упова­нию соделались наследниками вечной жизни» (Тит 3:4—7).

§ 295. Святое Крещение — это как дверь, через которую крестящиеся входят в Церковь Божию. Вера во Христа, Сына Божиего, — как ключ, которым открывает эта спасительная дверь. Ибо желающему креститься должно прежде веровать во Христа как единого Изба­вителя и Спасителя мира, и, кроме Него, ино­го средства к получению вечной жизни не знать, так как «никто не приходит к Отцу, как только через» Него (Ин 14:6), — и так с этой верой кре­ститься во имя Триипостасного Бога — «Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19). Так евнух, упо­минаемый в Деяниях апостольских, сначала исповедует веру во Христа, Сына Божия: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий», — и потом крестится (Деян.8:37—38). И Христос говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет».

§ 296. При святом Крещении бывает: 1) Отрицание сатаны, и всех дел его, анге­лов его и прочего, как изображено в уставе о Крещении. Это отрицание взрослые сами про­износят, а вместо младенцев — их восприемни­ки. Сатана есть дух лукавый, созданный Богом добрым, но своей волей отступивший от свое­го Создателя и сделавшийся злым и начальни­ком всякой злобы и греха. Ангелы его — также духи, созданные Богом добрыми, но с ним от­ступившие от Творца своего, они — такие же злые духи, роду человеческому, как и началь­ник их, весьма враждебные (см. 2 Петр 2:4; Иуд 6; Ин 8:44). Дела их — дела темные, грехи и без­закония. Сатана — начальник и изобретатель греха, в который и прародителей наших, а с ними и нас, лукавством своим низвергнул, отвел от Бога (см. Быт 3:1—7), и привлек в свою темную область (Деян.26:18). Служит сатане тот, кто, исполняя его злую волю, творит грех, ибо «кто делает грех, тот от дьявола, потому что снача­ла дьявол согрешил», — по свидетельству апосто­ла (1Ин 3:8). От всего этого, то есть от сатаны, от злых дел его, от злого и пагубного служения ему, при Крещении отрекаемся. Ибо все, кто находится вне Церкви без истинной веры во Христа, об­ретаются в царствии и власти дьявольской, слу­жат и работают ему, как пленники (см. Ин 3:44; 1 Ин 3:8; 2 Тим 2:26; Деян.26:18; 2 Петр 2:9 и след.). «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр 2:19). Верующие же истинно и сердечно во Христа Избавителя и крестящиеся, от влас­ти его освобождаются, по свидетельству Самого Сына Божиего: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36). Прообразом этого нашего освобождения было освобождение сынов Израилевых из пле­на Египетского (см. Исх.14). Ибо как израиль­тяне, перейдя Чермное море силой Божией, освободились от рабства фараону, так христиа­не — новый Израиль и духовные сыны Авраа­ма — верой и святым Крещением избавляются от рабства дьяволу. Там предводителем и осво­бодителем, с помощью Божией, был Моисей. Здесь же — Христос, Сын Божий, Избавитель и Искупитель мира, Который верующих в Него изводит от власти и рабства дьявольского и приводит в пресладкую свободу царствия Сво­его (см. Гал.5:1). 2) Отрекшись от сатаны и скверного его слу­жения, обещаемся до смерти служить Христу — Сыну Божиему с Отцом и Святым Духом (см. Евр.9:14), «служить в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» (Лк.1:75). И как воины мира сего и другие, вступающие в чины и ранги, обещаются и обещание свое присягой утверждают, что Монарху и обществу будут слу­жить верой и правдой (такова есть сила прися­ги), так и крестящиеся записываются в службу Христову и обещают Ему с Отцом и Духом вер­но служить, повеления Его слушать и испол­нять, без чего верной службы быть не может. И это обещание свое троекратно, как и отрица­ние, повторяют, и знамение его на себе носят, то есть называются христианами, от Христа, Царя своего. Итак, как видишь, христианин, в святом Крещении в завет с Богом вступаем. Мы Богу обещаем верой и правдой служить, то есть по­слушание Ему оказывать, от всякого греха уда­ляться и правду хранить, а Он нас в высочай­шую Свою милость принимает, о чем увидишь яснее в следующих главах.

Следовательно: 1) Должно нам, христианин, отрекшимся от сатаны и злых дел его, вновь к нему и злым его делам не возвращаться, чтобы не остаться вове­ки в темной его области, к крайней нашей беде. 2) Обеты, данные Богу при Крещении, хранить. «Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим 2:13). Как принимает в Свою милость верующих в Него, так и вовеки содер­жать их в милости обещает: «Милость Моя к тебе не оскудеет» (Ис.54:10). И в прочих местах Свя­того Писания то же говорится нам в утешение. Итак, должно и нам верными быть, и быть до смерти, да получим Его милостивое обещание, по сказанному: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). 3) Эти обеты пусть находятся перед очами родителей, и пусть напоминают их своим ма­лым детям, как только начнут в возраст и разум приходить и понимать слово учения. И юность, ко злу склонную, ими, как уздой, пусть удер­живают от страстей бесчинных, и в страхе Божием содержат. Пусть эти обеты обращаются всегда перед пастырями и поощряют их при­лежно хранить стадо овец Христовых, им по­рученных, и часто им их предлагать. Сии обе­ты да отвращают судей от неправды, и да на­учают хранить правду, удерживать руки свои от взяток, не быть лицеприятными в суде, отирать слезы обиженных и смирять обижающих. Эти обеты да поощряют господ с рабами своими христианами обходиться, как с братьями, так как господа и рабы единого Господа на небесах имеют, Которому те и другие обещались верно служить. Да обращаются, наконец, эти обеты перед всеми, людьми всякого чина, звания, возраста, обоего пола, которые в Крещении имена свои и себя записали и отдали Христу, и да побуждают к истинному благочестию, да бу­дут верными Его рабами, и не постыдятся в день славного Его второго пришествия. 4) Святое Крещение не приносит никакой пользы тем христианам, которые обетов своих, данных при Крещении, не стараются хранить, но возвращаются «назад от преданной им святой заповеди» (2 Петр 2:22). Образ того видим на из­раильтянах, которые вышли из Египта и пере­шли Чермное море, но сердцами своими опять возвратились во Египет, и «предались чрезмерно­му желанию в пустыне» (Пс.105:14 и пр.). «Они сели есть и пить, и встали играть, они соблудили, они искусили Бога, роптали и клеветали на Бога», и прочие беззакония творили (1Кор.10:7—10). Ибо они не дошли до земли обетованной, но были поражены в пустыне, как об этом пишет­ся в книгах Моисеевых, и святой апостол при­водит в вышеприведенном послании: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море, и прочее, но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне, то есть за без­закония. А это были образы для нас», и прочее (1Кор.10:1-6). 5) Так бесполезно Крещение тем христиа­нам, которые сердцами своими обращаются к миру, как к Египту, и служат похотям своей плоти, любят честь, славу, богатство и прочую мира сего суету и все то имеют и почитают, как бога. Ибо человеку вместо Бога все то, к чему он сердцем своим приложился. Не достигнут и они страны живых и селения праведных, где все наши отцы и праотцы покоятся, веселятся и благоугождают Господу (см. Пс.104:8). Ибо «вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр.22:15). С такими христианами, которые, после принятия дара в святом Крещении, обращают­ся к нечестивому и безбожному житию, случа­ется то, что написал апостол: «Последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не по­знать пути правды, нежели, познав, возвратить­ся назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвра­щается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр 2:20—22). Хрис­тос то же изображает, говоря: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: «Возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, при­дя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бы­вает для человека того последнее хуже первого» (Мф.12:43-45). В святом Крещении мы освобождаемся от нечистого духа и темной его власти, и каждому говорится то, что сказано Христом расслаблен­ному и исцелившемуся: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин 5:14). От служителей Христовых слышат все кре­стившиеся сказанное апостолом: «Омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11). Но когда крестившийся человек возвращается на прежний путь нечестия, и, «избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутывается в них и побеждает­ся ими» (2 Петр 2:20), то бывает ему «последнее хуже первого», — по Христову и апостольскому учению. Поэтому заблудший и развращенный христиа­нин бывает хуже честного язычника, так что теми грехами и беззакониями, которыми чест­ные язычники гнушаются, развращенный хри­стианин услаждается. Отсюда бывает, что у та­ких христиан за нечто малое или, что хуже того, за ничто считается похищать чужое, красть, нарушать присягу, данную перед Богом-Серд­цеведцем, неправду в суде делать, неповинно­го обвинять, виновного оправдывать, слезы бедных, вдовиц, сирот и прочих беззащитных проливать, льстить, обманывать, лукавить, пьянствовать, прелюбодействовать и на прочие беззакония бесстрашно дерзать, от которых благоразумные язычники отвращаются, как читаем в историях и ныне слышим. И где один нечистый дух был, там уже «семь духов лютей­ших» бывают, и бедного человека от греха в грех гонят и от беззакония в беззаконие, и бывает «ему последнее хуже первого». 6) Отсюда следует, что таковые христиане большему и ужаснейшему суду Божиему и веч­ному осуждению подлежат, нежели язычники. Ибо, по слову Христову, «раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк.12:47-48; Рим 2:5-6). 7) У согрешивших против своих обетов, дан­ных при Крещении, осталась надежда — истин­ное покаяние (о котором сказано в первой кни­ге). Поэтому, если хотят получить милость у Бога, то должно им чистосердечно обратится к Богу, Которого они оставили. Ибо если они и не сохранили веры своей к Богу, но верен пре­бывает Бог, Который обещал покаяние грешни­кам и кающихся снова в Свою милость принять. Имеем примеры согрешивших и покаявшихся: Давида, Манассию, Петра и прочих, вновь ми­лость у Бога получивших. Бог ныне всем каяться повелевает и всех призывает к покаянию. Ныне Его милость прежде всего действует. Ныне Он зовет, обещает и при­нимает кающихся. Ныне слушает вопиющих и воздыхающих к Нему. Ныне помогает обраща­ющимся и труждающимся в деле спасения. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спа­сения» (2Кор.6:2), «просить, искать и стучать» (Мф.7:7), стучать в двери милосердия Его. Будет время, когда будет не место проше­ния, но суда, когда правда Его в свое действие вступит, и «воздаст каждому по делам его» (Рим 2:6). Ныне Бог зовет грешников на покаяние и обещает им милость, а тогда призовет на суд и осудит грешников. Ныне говорит: «Придите ко Мне» (Мф.11:28), а тогда скажет: «Идите от Меня» (Мф.25:41). Итак, послушаем, грешники, Бога призывающего и покаемся, да и мы от Него милость получим, и получим то, что «пригото­вил Бог любящим Его» (1Кор.2:9).

§ 297. Поскольку в святом Крещении спо­добляемся верою от Бога всех духовных благ, то должно, хотя бы вкратце, коснуться того, от чего эта Божия благодать на нас изливается.

Этот спасительный источник, от которого проистекает к нам Божественная благодать, есть: 1) Любовь Божия к нам, недостойным. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). 2) Вольное Христа, Сына Божия, к роду на­шему снисхождение и умаление. Он, — как учит апостол, — «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:6—8). Такое Сына Божия ради нас снисхождение, которое принял по Своей воле и благоволением Небесного Своего Отца, и содействием Святого Духа, — причина всего нашего духовного блаженства, которое от щед­рой Божией руки в Крещении верою в Него получаем. Ради нас Он явился на земле, ради нас родился плотью, чтобы мы родились духом. Ради нас пожил на земле, чтобы нас, из рая из­гнанных, на небо возвести. Ради нас хуления страшные претерпел, чтобы заградить уста вра­гу нашему, дьяволу, который «клевещет на нас пред Богом нашим день и ночь» (Откр.12:10). Но посмотрим еще на подвиг страдания Христова, в который Он ради нас вступил. Вой­дем прежде всего умом нашим, войдем и серд­цем в весь, называемую Гефсимания, и прилеж­но посмотрим на Его подвиг, которым подви­зался там ради наших грехов. «И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мк.14:33—34). Ужасается и скор­бит Сын Божий, Господь наш, да от нас отни­мет страх, трепет и ужас вечного осуждения в аду, вечную скорбь и тоску, которой мы из-за грехов наших были подвержены. Скорбит ду­шой до смерти, да нас от душевной скорби из­бавит и подаст вечную радость. Посмотрим далее на подвиг Христов. Не­благодарным учеником Он продается и преда­ется в руки беззаконных (см. Мк.14:10—11,41— 46), — да нас, проданных за грехи, искупит (Ис.50:1; Рим 7:14). Оставляется один всеми учени­ками: «тогда все ученики, оставив Его, бежали» (Мф.26:56), —да нас оставленных, беззащитных, беспомощных и отверженных от лица Божиего, заступит и поможет нам, как Сам через пророка говорит: «Смотрел — и не было помощника; и дивился, и никто не заступился; и избавила их мыш­ца Моя» (Ис.63:5). Схвачен беззаконными и свя­зан Заступник наш Иисус (см. Ин 18:12), — да наши растерзает узы. Мы за свои грехи достой­ны были быть связанными адскими узами, и дьяволом и ангелами его на суд Божий вестись, и принять по делам нашим, но Иисус, Сын Бо­жий, был связан неправедно, да наши растер­зает узы, так что с Давидом поем Ему благодар­но: «Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы» (Пс.115:7—8). Эту благодать подал и слу­жителям Своим: «что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18). Пойдем умом и сердцем нашим во двор без­законного архиерея, куда был приведен Иисус, Заступник наш, и посмотрим на суд, на кото­ром связанным стоит связавший море повеле­нием Своим, и Судия праведный всего мира беззаконными судится. «Первосвященники же и весь синедрион, — говорит евангелист, — искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили» (Мк.14:55). Ищут свиде­тельства, но не обретают, ибо ищут на Того, Кто «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петр2:22). «Многие лжесвидетельствовал на Него, но свидетельства сии не были достаточ­ны» (Мк.14:56). Ибо там, где свидетельствуется не истина, а ложь, должно быть разногласие. Посмотри еще на производство того суда. «Тог­да, — говорит евангелист, — первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: «Что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетель­ствуют» (Мк.14:60)? Что отвечает на это наш Заступник? Какие ответы дает на беззаконный вопрос? Не слышим ничего! Не отвечает ниче­го! «Но Он молчал, — говорит Евангелист, — и не отвечал ничего» (Мк.14:61). Стоит и молчит Заступник наш, как повин­ный, сама неповинность, и не отвечает, как об­личенный, Тот, Который «не сделал никакого гре­ха», как агнец незлобивый, не отверзает уст Сво­их Тот, о Котором пророчил Исаия: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стри­гущим его безгласен, так Он не отверзал уст Сво­их» (Ис.53:7). Вместо нас стоит на суде Иисус, Заступник наш, и Праведный, за нас, беззаконных, непра­ведными судится. Мы суду Божиему подлежа­ли, мы достойны связанными вестись на суд Божий, судиться, и навечно быть осужденны­ми. Нас не ложные, но праведные обличают свидетели. Нас праведно обличает закон Бо­жий, нами бесстрашно разоренный. На нас ле­жит «рукописание, которое было против нас» (Кол.2:14). На нас праведно вопиет наша совесть, законопреступлением раздраженная, вопиет более многих свидетелей. Здесь мы стоим без­гласными, без ответа, со стыдом, ибо праведно обличаемы, потому что повинны. Ибо «весь мир становится виновен пред Богом, потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:19,23). «Все уклонились, все стали совершенно негодны, нет делающего добро, нет ни одного» (Пс.13:3). Поэтому мы достойны суда и осуждения, и как «негодные рабы» выброшены будем «во тьму вне­шнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.26:30). Но здесь, на суде неправедном, праведный и неповинный Иисус, Заступник наш, стоит и вместо нас, виновных, судится, ложные свиде­тельства слышит и терпит, чтобы нас, виновных, от клеветы дьявольской, законного осуждения, угрызений совести, защитить и избавить, как и Сам говорит: «Если Сын освободит вас, то истин­но свободны будете» (Ин 8:36). Ради этого Защит­ника и Избавителя своего дерзают верующие во имя Его и любящие Его. На Него уповая, во­пиют с апостолом Павлом: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим 8:33-34). Постоим еще здесь, и посмотрим на этот суд, на котором неправда правду, ложь истину, и злоба неповинность судит, и послушаем, ка­кое определение на беззаконном том суде пос­ледовало на Заступника нашего. Слышим, что осудили Его на смерть. «Они же все, — говорит евангелист, — признали Его повинным смерти» (Мк.14:64). «Они же сказали в ответ: повинен смерти» (Мф.26:66). А за что? «Он богохульствует», — вопиет беззаконный архиерей (Мф.26:65). Как богохульствует? «Потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин 19:7), — Тот, о Котором Отец с небес свидетельствует: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17; 17:5). Посмотрим еще, что последовало за тем беззаконным определением. «И некоторые на­чали, — говорит евангелист, — плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки» (Мк.14:65), «прореки нам, Христос, кто ударил Тебя» (Мф.28:68). Вот что последова­ло после беззаконного суда и определения. Оплевание, заушение, закрывание Лица и уда­ры, осмеяние и поругание Иисуса! Кто Он? Сын Божий, Ипостасное Слово Божие, Которому со страхом предстоят Херу­вимы и Серафимы! От кого? От Своего непот­ребного создания, которое пришел спасти, от Своих людей, которым закон дал и пророков послал! За кого? Кто он такой, столь почтен­ный, столь дорогой, что Бог во плоти (1 Тим 3:16) так бесчестится и мучается? За Свое создание погибшее, за грешника непотребного! Мы, человек, мы, погибшие, в том виновны. Вместо нас оплевывается, заушается, терпит удары и такое поругание принимает, за нас долг платит Милостивый Искупитель наш и Творец. Мы с прародителями нашими хотели быть «как боги» (Быт 3:5), и Божию честь похитить, как воры и разбойники, и потому достойны были, как хулители, быть осужденными на вечную смерть, на вечное поношение, быть преданны­ми на посмеяние и биение дьяволу и ангелам его злым. Нам должно, прикрыв свои лица, пе­ред Праведным Богом со стыдом стоять, и, вину свою признавая, исповедовать: «У Тебя, Госпо­ди, правда, а у нас на лицах стыд» (Дан 9:7). Но Сын Божий казнь, которая должна совершить­ся над нашими грехами, здесь претерпевает. Он вместо нас осмеивается, терпит поругание, зак­рывание Лица и биение, да нам подаст «власть быть чадами Божиими» (Ин 1:12), с дерзновени­ем к Отцу Своему Небесному приступать (см. Ин 14:6; Еф.2:18), и открытым и непосрамленным лицом на пресвятое Его Лицо смотреть (см. 1Кор.13:12; Ин 3:2). Посмотрим далее на подвиг Христов, в ко­торый Он за нас вступил и подвизался. Видим, что беззаконный собор, учинивший поругание Сына Божиего и неправедно осудив Его на смерть, предает Понтийскому Пилату, игемону. И, связав Его, — говорит евангелист, — «от­вели и предали Его Понтию Пилату, правителю» (Мф.27:2). И тут опять обличают Неповинного, как виновного, и опять судят неправедные Пра­ведного! «Начали, — говорит Евангелие, — обви­нять Его, говоря: «Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю» (Лк23:2). О, злость человеческая! Называют разврат­ником Того, Который «путь, истина и жизнь» (Ин 14:6), Который учил их пути истинному, и их бесноватых, хромых, слепых и прокаженных исцелил, и их мертвецов воскресил! Противни­ком кесаря провозглашают Того, Который го­ворил им: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21). Нечестивый Пилат отсылает Его к лукаво­му лису Ироду (Лк.23:7). И тут фарисеи и книжники — со своей клеветою на Неповин­ность! «Первосвященники же и книжники, — го­ворит Писание, — стояли и усильно обвиняли Его» (Лк.23:10). Ирод, поругавшись над Тем, Кто выше всякой чести, опять возвращает Его к Пилату: «Ирод, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату» (Лк.23:11). Так Сын Божий, связанный и обесчещен­ный, от бесчестия к бесчестию и от поругания к поруганию приводится. Его водят по улицам иерусалимским, водят враги Его, водят с пору­ганием, водят на позор Ангелам, и человекам, и всей твари. Приводится — и туда и сюда — и возвращается! В мою и твою совесть, о чело­век, это страшное позорище ударяет. Мы, гре­хов ради наших, блуждали по пустыне мира сего, тьмой неведения Божиего, как узами, свя­занные. Все, — говорит пророк, — «как овцы, заблудились; человек от пути своего заблудился» (Ис.53:6). «Мы заблудились от пути истинного, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и по­гибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали» (Прем 5:6—7). Но Христос, Сын Божий, за нас встал, за нас с поруганием по улицам водимый, да нас на­ставит на путь истины, да нам, заблудшим, путь к небесам покажет и устроит, и приведет к Отцу Своему, как и говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). Он стал «поношением у лю­дей и уничижением в народе. Все, видящие Его, насмехались над Ним, кивали головою, говорили устами» (Пс.21:7—8). И таким образом Он от нас бесчестие отнял, а вместо бесчестия заслужил вечную славу верующим во имя Его. Одеждою поругания оделся, дабы нам подать чистую одежду оправдания, да, в нее одетые, явимся непосрамленными перед святейшим Лицом Небесного Его Отца, и возрадуемся с пророком о Господе: «Да возрадуется душа моя о Господе; ибо Он облек меня в ризу спасения и одеждою веселия одел меня» (Ис.61:10). Посмотрим еще, что делается с Заступни­ком нашим, от Ирода возвращенным к Пилату, и послушаем, что Пилат и люди Его, дом Израилев, которые ожидали пришествия Его, кото­рых Он пришел спасти, как Сам говорит: «Я по­слан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15:24), — что о Нем судят? Какое опреде­ление с обеих сторон полагают? Здесь слышим разные о Нем голоса. Пилат, язычник, не знающий Истинного Бога, закона Его и пророков, познает и признает Его непо­винность: «Не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти» (Лк.23:14—15). Но сонм иудейский вопиет: ««Возьми Его, а отпусти нам Варавву». Варавва был посажен в темницу за про­изведенное в городе возмущение и убийство» (Лк.23:18—19). Пилат снова признает и объявляет Его неповинность и хочет Его отпустить: «Пи­лат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса» (Лк.23:20). Но народ Божий возглаша­ет: «Распни, распни Его» (Лк.23:21). И опять Пи­лат оправдывает Его и хочет отпустить. «Он в третий раз сказал им: «Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу» (Лк.23:22). Но Из­раиль Божий крепится и усердно требует Его распятия: «Они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят» (Лк.23:23). Что от этих разных голосов последовало? Какой конец был у этого несогласного суда? Видим, что пересилила злоба Израиля правду язычника. Не смог ничего сделать Пилат со сво­им оправданием против неправды беззаконных людей. Превозмогли голоса народа и архиерей­ские. «И превозмог, —говорит евангелист, — крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их» (Лк.23:23—24). Отпускается кра­мольник, злодей и убийца, а предается на смерть Сын Божий, сама неповинность! «От­пустил игемон им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю» (Лк.23:25). Мы, о человек, причина того, что злодей предпочтен неповинному Иисусу. Наши грехи, возверженные на Него, пересилили грехи убий­цы. Ибо Он грехи всего мира взял на Себя, как «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29). Против нас совесть наша, грехами нашими раздраженная, вопияла к Богу. Против нас закон Божий, который мы разорили, суда у Бога просил, и на вечную осуждал смерть. Но Христос-Заступник встал вместо нас. Непо­винный за повинных осуждается и предается на смерть. «Господь предал Его за грехи наши», — вопиет пророк (Ис.53:6). «Предан был за грехи наши», — проповедует нам Его апостол (Рим 4:25). «Не знавшего греха Он сделал для нас жерт­вою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведны­ми пред Богом», — тот же апостол нам открывает (2Кор.5:21). Посмотрим еще, что делается после безза­конного суда с неповинным нашим Заступни­ком. Ужасное представляется очам нашим ви­дение! Видим, что Иисуса, преданного в руки бесчеловечных воинов, они обнажают и оде­вают в багряницу на посмеяние и поругание, венчают терновым венцом, в руки Его святые, сотворившие чудеса, подается трость в поруга­ние. Так Ему, как царю, на поругание увенчан­ному, поклоняются и поздравляют Его с пору­ганием, как царя: «Радуйся, Царь иудейский!» И этим не довольна бесчеловечная злость беззаконников! Еще беззаконие к беззаконию и лю­тость к лютости прилагают. Плюют на пресвя­тое Лицо Его, перед которым Ангелы и Архан­гелы благоговеют, бьют тростью по голове Его! «Тогда, — повествует святой Матфей, — воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него баг­ряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: «Радуйся, Царь иудейский!» И пле­вали на Него и, взяв трость, били Его по голове» (Мф.27:27—30). Так за нас стоит и подвизается заступник наш Иисус. Нас грех обнажил от первой боготканной одежды и облек в кожаные одежды (см. Быт 3:6—7, 21). Мы захотели, по совету дьявольско­му, славу Божию похитить и венчаться ею, «как боги» (Быт 3:5). Мы дали рукописание на себя врагу нашему, которым он нас обличал, как преступников закона, держал в своей власти, как пленников, и с собою в вечную погибель влек. Нас уязвляли совести нашей боли острее терния и всякого жезла. Но Христос вместо нас совлекается Своих риз, да нас ризою спасения и одеждою веселья оденет; тернием венчается, да нам подаст венец нетленный; трость в руку принимает, да рукописание обличающее разор­вет; претерпевает биение по голове, да наши язвы, которыми нас сатана уязвил, исцелит, и уколы совести отнимет; одевается в багряницу и терпит поздравления с осмеянием, как царь, да «соделает нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр.1:6). Так «изъязвлен был за гре­хи наши и мучим за беззакония наши» наш Изба­витель (Ис.53:5), «ранами Его мы исцелились» (1 Петр 2:24). Еще здесь постоим и посмотрим далее на спасительный подвиг Заступника нашего. Ви­дим, что воины, надругавшись, «повели Его на распятие» (Мф.27:31). «И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейс­ки Голгофа» (Ин 19:17). Посмотрим здесь при­лежнее, откуда Он вышел и что нес. Из города за город вышел, из места поругания и страда­ния на место большего поругания и страдания вышел. Что несет перед очами Божиими и ан­гельскими поруганный и уязвленный Сын Бо­жий? «Крест Свой», на котором следует Ему пригвоздиться и вознестись. И на Кресте грехи всего мира несет Агнец Божий, на Которого указывая, Предтеча говорил: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29). На этом древе несет Агнец Божий мои и твои, о человек, грехи, которые нас могли погрузить на дно адово. Ибо этого тяжкого бремени не только воздух, но и земля не может выдержать, но на дно адово погружает несущего, если не возьмет этого бремени Сей Непорочный и Пре­чистый Агнец. Поэтому Агнец Божий взял их на Себя, и несет их вместо нас, да мы от них избавимся. «Он грехи наши Сам вознес Телом Сво­им на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды», — проповедует апостол (1 Петр 2:24). «И Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат» (Евр.13:12). Пойдем и мы за Христом, и последуем Ему, несущему Свой Крест, отягченный нашими грехами, и так взойдем на Голгофу, и увидим, что там с Заступником нашим делается. Здесь нам опять страшное представляется зрелище! Видим, что там распяли Его и двух разбойни­ков с Ним — ради большего поношения. Одно­го по правую, другого по левую сторону распя­ли, посреди же них — Иисуса. «Когда пришли, — говорит евангелист, — на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по пра­вую, а другого по левую сторону» (Лк.23:33; Ин 19:18). Постоим еще немного на этом месте, кото­рое называется лобным, и очи наши с сердца­ми возведем на распятого Христа, да «изобразит­ся в нас Христос» (Гал.4:19). Посмотрим: на чем Его распяли? На древе крестном. Как? Всего на древе том растянули, руки и ноги Его к древу пригвоздили и между небом и землей повесили. Кто Он, Которому такое бесчеловечие оказали? «Господа славы распяли», — проповедует всему миру учитель вселенной апостол Павел (1Кор.2:8). Сын Божий между разбойниками повешен на позор Ангелам и человекам! Судия Правед­ный «к злодеям причтен» (Ис.53:12)! Еще посмот­рим, любезный христианин, на Христа, ради нас распятого, и прилежнее рассудим, за что Он так ужасно страдает. «Он не сделал никакого гре­ха, и не было лести в устах Его», — как учит Его апостол (1 Петр 2:22). Мои и твои, о человек, грехи на Него возвержены. «Господь предал Его за наши грехи», — свидетельствует святой пророк Исаия (Ис.53:6). За тебя и за меня правде Божией, раздражен­ной нашими грехами, платит Сын Божий, Иисус, Заступник наш, как говорит через про­рока: «Чего я не отнимал, то должен был отдать» (Пс.68:5). Мы, которые хотели славу и честь Божию похитить с Адамом, как хищники и воры, достойны были вечно в огне геенском страдать и так огорченной правде Божией пла­тить, но Христос, Сын Божий, этот долг на Себя взял, и так здесь воздает за него, «воздает, чего не похищал». Таким образом, Он долг наших гре­хов, которым мы Царю и Богу нашему должны и не имели чем отдать, кроме смерти вечной (см. Мф.18:24—35), Своей неоцененной Кро­вью загладил, как говорит: «Я Сам изглаживаю беззакония твои ради Себя Самого» (Ис.43:25). Свои руки и ноги к Кресту пригвоздить попус­тил, да очистит грехи наши, руками и ногами сделанные: «изъязвлен был за грехи наши». Он воз­несся на древо и был повешен, да искупит нас от клятвы закона. «Христос, — говорит апостол, — искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников» (Гал.3:13—14). «Как Моисей вознес змию в пустыне», взирая на которую, уязвленные змеями исце­лялись (Числ.21:8—9), «так должно вознесенным быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верую­щий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:14-15). Постоим еще и послушаем: не говорит ли чего в лютом Своем страдании Сын Божий, страдая, не грозит ли распинателям, не жалу­ется ли на врагов Своих Отцу Своему Небесно­му, не просит ли на них суда праведного за то, что так зверски с Ним поступают? Нет! Не слы­шим этого, не отверзает для этого Своих уст Непорочный Агнец Божий, но противополож­ное слышим. Слышим, что за них, а не против них, молится, им отпущения просит. «Иисус же говорил, — повествует святой евангелист: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34). О долготерпение Твое, Владыко, Милости­вый наш Искупитель! О неисповедимая Твоя любовь и милосердие к грешникам! И в таком страшном мучении не столько о Себе, сколько о погибели грешников, да еще явных врагов, болезнуешь!.. Благословен Ты, Господи, образ такого терпения нам показавший! Да постыдит­ся человеческая гордость, не терпящая укори­тельного слова, и ропщущая, и отмщения бра­ту ищущая! Еще постоим, христианин, на лобном мес­те и посмотрим на Христа, ради наших грехов к Кресту пригвожденного, и увидим, что еще делается с Искупителем нашим. Видим здесь, что недовольна бывает злоба таким лютым и кровавым мучительством, она еще к мучению мучение прилагает! Слышим, что и ядовитым языком, как стрелами, замученного и распято­го уязвляют, проходя мимо, хулят Неповинно­го, насмехаются над терпящим такое лютое мучение. «Проходящие злословили Его, — пове­ствует евангелист, — кивая головами своими и говоря: «Э! разрушающий храм и в три дня сози­дающий! спаси Себя Самого и сойди со Креста». Подобно и первосвященники с книжниками, на­смехаясь, говорили друг другу: «Других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы виде­ли, и уверуем» (Мк.15:29—32). Об этом Он Сам через пророка к Небесному Отцу Своему гово­рит: «Все, видящие меня, насмехались надо мною, кивали головою, говорили устами: «Он уповал на Господа; пусть Он избавит Его, пусть спасет, если Он угоден Ему». И ниже: «Окружило Меня множе­ство тельцов, тучные волы обступили меня, рас­крыли на меня пасть свою, как лев, похищающий добычу и рыкающий». И еще там же: «Окружили Меня множество псов, скопище злых обступило Меня, они пронзили руки Мои и ноги Мои, сосчи­тали все кости Мои, а сами смотрели презри­тельно на Меня» (Пс.21:8-9, 13-14, 17-18). Нашу совесть, человек, это страшное позо­рище уязвляет. За нас такие язвительные на­смешки и ругань терпит страждущий «Сын Бога Живого» (Мф.16:16). Мы достойны язвительных насмешек и поруганий дьявольских. Мы храм Божий — тела наши — разорили грехами и за­кон Божий нарушили, за что должны быть от­даны в вечное посмеяние и поругание дьяволу и ангелам его, врагам нашим. Но Сын Божий, Заступник наш, вместо нас и здесь стоит, за нас терпит эти ядовитые стрелы посмеяний, за нас этим неизреченным Своим бесчестием и пору­ганием платит, чтобы нас от вечного посмея­ния и укоризны избавить. Слышит неповинно: «Э! Разрушающий храм, — да нас храмами Духа Святого» сделает (1Кор.6:19). Слышит с на­смешкой: «Спаси Себя Самого» (Мф.27:40), — да нам вечное спасение устроит. Слышит: «Если Ты Сын Божий, сойди с Креста» (Мф.27:40), — да мы «усыновление получим» (Гал.4:5), да мы будем «сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал.3:26). Постоим еще, христианин, на Голгофе пе­ред Христом, страждущим ради нас, грешных, и посмотрим, какие еще перенес Он ради нас страдания. Видим, что пречистые Его уста, благовествовавшие мир и Евангелие, запеклись от страшной боли, и язык, проповедавший от­пущение грехов грешникам, «прильпнул к горта­ни Его» (Пс.21:16). И слышим, что в том жесто­чайшем страдании Он «вопиет: жажду» (Ин 19:28). Кто Он, Который вопиет: «Жажду»? Он Тот, Которого «земля и исполнение ее» (Пс.23:1), Он «напаяющий горы с высот Своих» (Пс.103:13), «собирающий, как мех, воды морские, заключающий бездны в сокровищницы» (Пс.32:7); Он Тот, Кото­рый «извел воду из камня и провел воды, как реки» (Пс.77:16); Он Тот, Который, «ударил камень — и потекли воды» (Пс.77:20), «расторг камень — и потекли воды» (Пс.104:41). Он плотью, ради нас принятой, жаждет в страдании, и в жажде Своей вопиет: «жажду!» За нас стоит Заступник и в страдании Своем жаж­ду терпит. Нам следовало в пламени гееннском вечно страдать, жаждать, кричать и просить, но просить бесполезно, капли воды, ради прохлаж­дения языка нашего (см. Лк 16:24). Но Христос здесь, на Голгофе, жаждет, да от нас отнимет веч­ную в геенне жажду и подаст нам прохлаждение во царствии Своем небесном, да устроит нас воз­лечь «с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном» (Мф.8:11), где возлежащие «не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце» (Ис.49:10), «ибо Агнец, Который среди пре­стола, будет пасти их и водить их на живые ис­точники вод» (Откр.7:16—17). Так Христос жаж­дой Своей отнимает вечную нашу жажду и по­дает нам воду живую, от которой пьющий «не будет жаждать вовек» (Ин 4:14). Посмотрим, чем напояют жаждущего в страдании Сына Божиего. Видим, что и воды студеной не сподобляется «Покрывающий небо облаками», но уксусом поят Его: «напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его» (Ин 19:29). И Сам Он через пророка говорит: «Дали в пищу Мне желчь, и в жажде моей напои­ли меня уксусом» (Пс.68:22). Желчи вкушает и горьким уксусом напаивается Избавитель наш, да отнимет горесть нашу, к душам нашим от плода заповеданного древа прилипшую, и по­даст нам «есть и пить за Трапезой Своею в цар­ствии» Его (Лк.22:30). И Церковь святая поет Ему: «Да избавимся мы сластнаго греха, желчи вкусил еси, Сладосте жизненная!» (Песнь 7 гла­са 5-го, в пятницу на утрени). Постоим еще на Голгофе и посмотрим на конец этого страшного и спасительного позо­рища. И вот, видим уже, что Заступник наш, Сын Божий окончил Свой подвиг, которым за нас подвизался. «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: «Совершилось!» И, преклонив главу, пре­дал дух», — проповедует возлюбленный Его уче­ник и наперсник святой Иоанн (Ин 19:30). Вот чем окончил, христианин, подвиг Свой Хрис­тос! «Смертью, смертью же крестной» окончил (Флп2:8)! Посмотрим прилежнее на крестную смерть Сына Божиего, от которой жизнь наша зави­сит, ибо Он душу Свою за нас положил (см. Ин 10:15,17—18). Нам, согрешившим, следовало не только временно, но и навечно умереть, «ибо воз­мездие за грех — смерть», — говорит апостол (Рим 6:23). Но Христос, Сын Божий, на Кресте умер, да нашу смерть Своей смертью умертвит, и нас, умерших, Своей смертью оживит. «Бог Свою лю­бовь к нам доказывает тем», — говорит апостол Павел, — «что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим 5:8). Хотя и умирают вре­менно верующие во имя Его, но поскольку «жало смерти — грех» (1Кор.15:56), Христос Сво­ей смертью «истребил» (Кол 2:14; 1Кор.15:55), то и эта смерть умирающим о Господе является не смертью, а переходом от временной жизни к вечной. Хотя и разрушается земная храмина их тела, однако вера святая их утешает и утверж­дает, что «от Бога жилище на небесах имеют, дом нерукотворенный, вечный» (2Кор.5:1). И как «пше­ничное зерно, пав в землю, умирает и приносит много плода» (Ин 12:24), так и «усопших о Господе» тела, в земле погребенные и растлившиеся, ус­лышав «повеление Божие и глас Архангельский» (1 Фес 4:16), как посеянные семена из земли, из гробов выйдут, «ибо вострубит — и мертвые вос­креснут нетленными» (1Кор.15:52). Этим упованием укрепляясь и утешаясь, верные дерзают с апостолом Павлом говорить: «Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа» (1Кор.15:54—55)? Ос­тавляют мир сей, отцов, матерей, братию, род­ственников, но несравненно большее и совершеннейшее приобретают. Ибо приходят к Богу Отцу и являются святейшему Лицу Его (см. Пс.41:3), чтобы видеть «Его лицом к лицу» (1Кор.13:12). Обретают благоприятное содружество со святыми Ангелами, патриархами, пророками, апостолами, мучениками и всем собором небес­ным. Там сияет прекрасное Солнце Правды — Христос, Которое никогда не заходит, не по­крывается облаками, не помрачается мглою, но всегда в силе Своей блистает, творит радость и увеселяет Своих святых. Там наследуют блага, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не при­ходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Там славу и богатство нетленное принимают от руки Господней. Вер­ное рассуждение об этом утешает верных и ра­створяет горесть смерти, даже желанной ее де­лает, так что с Симеоном святым встречают ее радостным духом и говорят: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, ежи ecu уго­товал предлицем всех людей» (Лк.2:29—31), — и с великим апостолом Павлом: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп.1:23). «Так Христос умер за грехи наши (1Кор.15:3), дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола, и избавить тех, кото­рые от страха смерти через всю жизнь были под­вержены рабству» (Евр.2:14—15). Вот видим, христианин, как дорого стало Христу, Сыну Божиему, спасение наше! Жесточайшим страдани­ем, глубочайшим смирением, неизреченным бесчестием, поносною смертью, «и смертью кре­стной», искупил нас от смерти, ада и всего бед­ствия Искупитель наш, и возвратил нам спасе­ние, которое мы самовольно потеряли. Посмотрим еще и на погребение святейшей и живоносной Плоти Его, которая после многоболезненных трудов и страданий, подъятых ради нашего спасения, три дня и три ночи по­чивала во гробе. «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий бу­дет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:40). Был погребен Христос, погреб и грехи наши, и погрузил неправды наши, и ввергнул в глуби­ны морские все грехи наши, дабы не явились они перед Лицом Божиим, если истинно и сер­дечно веруем в Него, ради нас умершего и по­гребенного. Так об этом предсказал святой Его пророк: «Он обратит, и ущедрит нас, и погрузит неправды наши, и ввергнет в глубины морские все грехи наши» (Мих.7:19). Почил Христос от дел Своих, которые ради нашего спасения начал и совершил. Так устро­ил и нам субботу, которую праздновать будем вечно, успокоившись от дел наших и трудов, и войдя «в покой» тот (Евр.4:1—11; Откр.14:13), ко­торый никакому труду, печали и болезни не причастен, но только слышится глас радости и веселья, как поет пророк: «Глас радости и спасе­ния в селениях праведных» (Пс.117:15). Положен Христос во гроб, и наши гробы сделались нестрашными нам, но стали как ложа, в которых, почив после многоболезненной жизни сей, бу­дем упокоеваться, пока не услышим глас Сына Божиего, а услышав, оживем, по истинному Его обещанию (см. Ин 5:25). Воскрес Христос, воскреснем и мы, верую­щие во имя Его. И что «сеется в тлении, восста­ет в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеет­ся тело душевное, восстает тело духовное» (1Кор. 15:42—44). Вознесся Христос на небо, вознесем­ся и мы, если «до смерти Ему верными будем» (Откр.2:10), и «претерпим до конца» (Мф.24:13). Тогда где голова, там и члены Его будут, где Гос­подь, там и слуги Его будут, и где Он Сам, там и верные Его будут, и «видят славу Его» (см. Ин 17:24). Поэтому апостол в утешение верным говорит: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа наше­го Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп.3:20—21). И еще: «Зна­ем, что, когда земной наш дом, эта хижина, раз­рушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воз­дыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2Кор.5:1-2).

Слава Богу, помиловавшему нас и так чуд­но устроившему нам спасение, во веки веков, аминь!






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных