ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Статья 1: О Евангелии и вереСвт. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ ОБ ИСТИННОМ ХРИСТИАНСТВЕ Книга вторая.
Статья 1: О Евангелии и вере..................................................................................................... 2 Глава 1: О Евангелии............................................................................................................... 2 Глава 2: О вере......................................................................................................................... 9 Статья 2: О святой Церкви и Крещении................................................................................... 32 Глава 1: О святой Церкви...................................................................................................... 32 Глава 2: О святом Крещении................................................................................................ 39 Статья 3: О христианской должности к Богу.......................................................................... 69 Глава 1: О должном послушании Богу................................................................................. 69 Глава 2: О прославлении имени Божия................................................................................ 84 Глава 3: О жертве христианской........................................................................................... 98 Глава 4: О подражании Богу............................................................................................... 103 Глава 5: О молитве, или призывании Бога......................................................................... 118 Статья 4: О христианской должности ко Христу, Сыну Божию.......................................... 146 Глава 1: О вере во Христа................................................................................................... 146 Глава 2: О любви ко Христу, Сыну Божию........................................................................ 165 Глава 3: О почитании страстей Христовых....................................................................... 189 Глава 4: О должном служении Христу............................................................................... 200 Глава 5: О том, что христианин должен верою и любовью следовать Христу............... 211 Статья 5: О должности христианской по отношению к самому себе.................................. 223 Глава 1: О хранении веры................................................................................................... 223 Глава 2: О слушании и чтении Божия слова...................................................................... 234 Глава 3: О христианском звании и как его должно хранить............................................. 255 Глава 4: О повседневном христианском покаянии............................................................ 260 Глава 5: О том, что христианин должен беречься от смертных грехов, которые против совести бывают и уязвляют ее.......................................................................................................................... 267 Глава 6: О том, что христианин должен вожделениям и похотям плотским противиться и их благодатью Божией побеждать и умерщвлять....................................................................................... 271 Глава 7: О том, что каждый христианин должен показывать плоды веры и нового рождения 277 Глава 8: Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды...................................................................................................... 285 Глава 9: О христианском долге, который последует вере святой и из вышеписанных рассуждений следует.............................................................................................................................................. 289 Глава 10: Что может и должно христианина подвигнуть к убеганию от греха, истинному покаянию, презрению суетного и подвигу в благочестии?................................................................. 320 Глава 11: Как христианин может себя утешать в приключающихся скорбях?................ 351 Глава 12: Об успехе христианском.................................................................................... 387 Глава 13: О благородстве, достоинстве и красоте души человеческой........................... 396 Глава 14: Об истинной печали или сожалении.................................................................. 406 Глава 15: Истинный христианин должен делать все дела свои во славу Божию............. 432 Заключение статьи сей: О побуждении грешника к покаянию............................................. 434 Статья 6: О должности христианской к ближнему............................................................... 439 Статья 7: О взаимной должности христианской................................................................... 446 Глава 1: О власти христианской вообще и подвластных.................................................. 446 Глава 2: О должности благочестивых монархов и поданных их...................................... 451 Глава 3: О должности судей и к суду приходящих........................................................... 456 Глава 4: О должности пастырей и подчиненных им.......................................................... 460 Глава 5: О должности родителей и детей их..................................................................... 472 Глава 6: О должности мужей и жен.................................................................................... 476 Глава 7: О должности господ и рабов их........................................................................... 478 Статья 8: Об утешительных плодах святой веры.................................................................. 484 Предисловие........................................................................................................................ 484 Глава 1: О духовном христианском рождении, или Святом Крещении........................... 485 Глава 2: О том, что Бог есть отец христианам истинным................................................. 488 Глава 3: Об отечестве христианском................................................................................. 491 Глава 4: О наследии христианском.................................................................................... 493 Глава 5: О достоинстве христианском............................................................................... 497 Глава 6: О прибежище и помощи христианской................................................................ 505 Глава 7: Песнь христианская.............................................................................................. 507 Глава 8: Радость христианская........................................................................................... 510 Глава 10: О мудрости христианской.................................................................................. 514 Глава 10: О свободе христианской..................................................................................... 515 Глава 11: О работе христианской....................................................................................... 518 Глава 12: О мире христианском......................................................................................... 522 Глава 13: О беседе христиан с Богом................................................................................. 525 Глава 14: Об утешении Святого Писания.......................................................................... 528 Глава 15: О присутствии Божием с христианами в скорбях их........................................ 532 Глава 16: О победе христианской....................................................................................... 534 Глава 18: О кончине или смерти христиан........................................................................ 543 Глава 18: О воскресении христиан..................................................................................... 545 Глава 19: О втором пришествии Христовом..................................................................... 546 Глава 20: О торжестве и славе вечной избранных Божиих............................................... 547 Статья 1: О Евангелии и вере
Христианин — от веры, вера от Евангелия начинается, как ниже будет сказано. Поэтому в рассуждении о христианстве нужно, прежде всего, вкратце предложить рассуждение о Евангелии и вере. Глава 1: О Евангелии «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня, послал Меня благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение», — и прочее (Ис.61:1; Лк.4:18). § 277. Евангелие — слово греческое, и означает благоприятную и радостную весть, то есть проповедует Христа, Сына Божия, пришедшего в мир спасти грешников, как в утешение грешникам апостол Христов написал: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). И Сам Христос о Себе объявил: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10). Итак, какая весть может быть нам, грешникам, более приятной, чем слышать проповедуемое отпущение грехов даром, вместо гнева Божия — милость Божию, вместо проклятия — благословение Божие, вместо осуждения — оправдание, вместо ада — отверстое царствие небесное, и с Богом Великим, Святым и Вечным — вечное примирение и общение (см. Рим 5; 1 Ин 1:3, 7, 9). Воистину не может быть более вожделенной для грешников вести. Не так желанны для больных здравие, для алчущих — хлеб, для жаждущих — холодная вода, для заключенных — свобода, для пленных — освобождение, для слепых и сидящих во тьме — свет, как для грешников, которые подлежали вечному Божиему гневу и отвержению, — отпущение грехов и оправдание. Это значит Евангелие, христиане! Эту благоприятную весть приносит нам Евангелие! Этим утешайся, душа, печалью за грехи и страхом суда Божия сокрушенная, ибо Бог, по богатству благости Своей, всем грешникам, кающимся и верующим во имя Единородного Сына Его, отворил двери милосердия и вечного блаженства. Что такое Евангелие, лучше познается из сравнения закона с Евангелием. Правда, что Творец закона и Евангелия один — Бог. И как закон всем дан, и всех обязывает к совершенному послушанию, так и Евангелие всем проповедать повелено, как написано: «Проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15). И Христос, откровение о Котором содержится в Евангелии, всей твари проповеданный, всех к Себе призывает: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). И как закон на то дан был, чтобы человека, совершенно его исполнившего, оправдать и спасти: «кто исполняет его» (то, что написано в законе), «тот жив будет им» (Лев 18:5; Гал.3:12), так и цель Евангелия — верующих оправдать, и прочее. Однако различие между законом и Евангелием примечается следующее: 1) Закон, то есть писанный, дан был Моисеем (ибо на сердцах и у прародителей наших, Адама и Евы, написан был), Евангелие — Христом, как написал святой евангелист: «закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин 1:17). 2) Закон дает заповеди, что мы должны делать и чего не должны. Евангелие проповедует отпущение грехов, благодать Божию и заслуги Христовы. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). 3) Закон учит, что делать и от чего отвращаться, но помощи к действию не подает. Евангелие обещает благодать Святого Духа, Которым на сердцах верующих пишется и действует закон (см. Иер.31:33). 4) Закон показывает грех, «ибо законом познается грех» (Рим 3:20). Закон согрешившего обличает, обвиняет, устрашает, гнев Божий возвещает ему (см. Рим 4:15), клятвою поражает его и осуждает (см. Гал.3:10), но греха не отнимает. Евангелие грех прикрывает, немощь греховную врачует, боящихся Божия гнева ободряет и утешает, благодать и вечную жизнь верующим обещает. 5) Закон — для людей бесстрашных, неисправных, небрежных, нечестивых, которых он должен устрашать, сокрушать и к покаянию приводить. «Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10). Евангелие проповедуется боящимся, смущающимся, страхом Божиим и печалью за грехи сокрушенным, алчущим милости Божией и утешения. Поэтому Христос говорит: «Благовествовать нищим послал Меня, исцелять сокрушенных сердцем» (Лк4:18), и прочее. Отсюда следует, что проповедники Божия Слова должны осторожно поступать в своем учении, то есть закон проповедовать и гнев Божий возвещать тем, которые бесстрашно живут, а тем людям, которых видят сокрушенными и уязвленными страхом Божиим, а также умирающим и кающимся предлагать Евангелие, милость Божию и отсюда утешение, дабы бесстрашных не привести в большее бесстрашие, печальных и смущенных Божиим страхом не привести в пагубу отчаяния, но более заботиться о том, чтобы бесстрашные в страх и чувство пришли, сокрушенные же живое утешение почувствовали в сердцах и утвердились в вере. § 278. Святое Евангелие — это «тайна, скрывавшаяся от вечности в Боге», по апостольскому учению (см. Еф.3:9; Рим 14:24-25; 1Кор.2:7; Кол.1:26; 1 Петр 1:20), и от начала мира проповедуется. Ибо первому человеку, Адаму, открыл Бог милостивое Свое благоволение о нем, его потомках и роде человеческом, которое выразилось через слова, сказанные Богом змию: «Тот твою сотрет главу», («Тот» — подразумевается Христос — благословенное Семя), по общему разумению Святых Отцов и учителей церковных (см. Быт 3:15). Это милосердное Божие обещание, как теплый луч солнца сквозь облака и как свет сидящим во тьме, просияло праотцам нашим Аврааму, Исааку и Иакову и прочим и согревало их сердца верою и надеждою на «грядущего» в мир Христа — Солнце Правды (см. Быт 12:3 и прочее; Быт 49:10 и прочее). Потому Христос сказал иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой», то есть во плоти, «и увидел», то есть верой, «и возрадовался» (Ин 8:56). А что об Аврааме разумеется, то и о прочих праотцах и отцах, в Ветхом Завете поживших и спасшихся, как в Деяниях Апостольских написано: «Благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они», то есть отцы наши (Деян.15:11). Свет этой благодати Божией открывался пророкам и был ими проповедан. Моисей явно проповедовал сынам Израилевым: «Пророка от братии твоей, как меня, восставить тебе Господь Бог твой, Его слушайте» (Втор 18:15). Это и святой первомученик Стефан приводит (см. Деян.7:37). О том же и прочие святые пророки проповедовали, которые согласно предвозвестили и различно изобразили пришествие, рождение от Девы по плоти, житие на земле, страдание, смерть, погребение, Воскресение и славное на небо восшествие Спасителя мира, Христа, как о том в святых их книгах пространно написано. Потому и Христос обращался к двум ученикам: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк.24:25—27). И в той же главе говорит: «ибо надлежит исполниться всему, написанному обо Мне, в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах» (Лк.24:44). Отсюда правильно заключить, что и в Ветхом Завете проповедовалось святое Евангелие. Ибо все, что в том Завете обещало отпущение грехов, наше с Богом примирение и благодать возрождения, — то относится ко Христу и Евангелию. И сами те жертвы, как предзнаменовавшие Христа, заклавшегося за спасение мира, означают Евангелие. Ибо не сами собой жертвы те очищали грехи людские, но очищал Христос, предзнаменованный теми жертвами. «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи», — говорит апостол (Евр.10:4). «Иисус Христос вчера и сегодня, Тот же и вовеки. Агнец (Иисус Христос) заклан в жертвах от сложения мира» (силою и действием, не самим делом) (Откр.13:8). «Когда же пришла полнота времени» (Гал.4:4), явился проповеданный от начала мира и всем миром ожидаемый не иначе, как дождь жаждущей землею, Мессия Христос, «сияние славы и образ ипостаси Отца» (Евр.1:3), и, как солнце, всю поднебесную Своим явлением просветил и согрел. Этот великий «Посланник и Святитель исповедания нашего» (Евр.3:3), «и великого совета Ангел» (Ис.9:6) возвестил нам всю благость, милость и человеколюбие Божие к нам, и призывает всех грешников: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). Призывает к Себе всех труждающихся и обремененных: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные», — и обещает покой душам: «и обретете покой душам вашим» (Мф.11:28—29). Блудникам, мытарям, разбойникам и прочим грешникам, приходящим к Нему с покаянием и верою, отворил двери милосердия Божия и рай, грехом закрытый, и получают его по благодати Христовой мытари, и прелюбодеи, и разбойники кающиеся (см. Мф.21:31; Лк 23:43). Это богатство благости Божией пронести в весь мир повелел Он Своим апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15). «Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк.16:20). Они согласно все нам благовествуют: «проповедуем Христа распятого, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор.1:23—24), и молят нас, как посланники Христовы, примириться с Богом: «Итак, от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:20—21). § 279. Видишь, возлюбленный христианин, что такое Евангелие. А именно оно есть проповедь о Христе, пришедшем в мир «грешников спасти». Кому же оно проповедуется? Не тем грешникам, которые радуются о чести, славе и богатстве мира сего, не тем, которые утешаются различными веселостями мира сего, веселятся во все дни светло, день ото дня препровождают с ликами и тимпанами; не тем, которые веселятся с любимицами своими на их беззаконном ложе; не тем, которые утешаются беззаконной победой, обидой ближнего своего; не тем, которые услаждаются беззаконным и скверным прибытком, получаемым с помощью коварства и хитрости от лихоимства, хищения и насилия; не прочим им подобным беззаконникам. Им возвещается гнев Божий, грядущий на них, если не обратятся. «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9—10). Им говорится: «Покайтесь»; говорится: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом», и прочее (Иак.4:8—10). А когда это сотворят, то им эта Божия благодать и утешение представляется, как сладкая трапеза после поста и благословенных трудов. Итак, кому возвещается Евангелие? Отвечает Христос: «Благовествовать нищим послал Меня, исцелять сокрушенных сердцем». Вот кому проповедуется евангельское утешение. «Нищим», то есть тем, которые духовную свою нищету признают и ищут богатства благости, милости и человеколюбия Божия, тем, которые, не находя никакой правды в себе перед Богом, но даже всякое усматривая окаянство, алчут и жаждут правды Божией о Христе Иисусе, и так смиряются перед Ним. «Сокрушенным сердцем», то есть тем, которые имеют сердце, печалью за грехи, как стрелою, уязвленное. Им благовествуется, им говорится: «веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). Им открывается все богатство Божия человеколюбия. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей» (2Кор.1:3—4). § 280. Закон, хотя и был дан ради того, чтобы оправдать человека, как выше сказано, однако не мог человека оправдать, не от себя, но от немощи человеческой. Ибо никто не мог его совершенно исполнить, как написано: «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23), — и так с оправданием своим отступил от нас. С оправданием, говорю, ибо что касается исполнения закона, то и ныне его исполнять должны христиане, должны ему повиноваться, жизнь свою проводить по правилу и учению его. Иначе тем, кто не хочет по правилу его жить, проклятия и осуждения, объявленных в законе, не избежать. А если закон с оправданием от нас отступил, «ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:16), так как не могли его исполнить, тем самым он отсылает нас к Евангелию и, как немощных, поручает Христу, проповедуемому в Евангелии, Который «даром, без дел закона, оправдывает и спасает верующих в Него» (Рим 3:24—28). В этом, кажется, смысле апостол написал: «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал.3:24). Ибо кроме того, что он учит, что делать и чего не делать, и так нас старается отвести от грехов, он, как бы за руку взяв, ведет ко Христу нас, неисправных и немощных, ибо, чему учит нас, того не делаем, и так обличает нас и осуждает, а не оправдывает, устрашает, а не утешает, немощь нашу нам показывает, а не отнимает, а тем самым как бы убеждает нас искать другое средство, через которое мы могли бы избавиться от окаянства нашего. В такой тесноте совести убеждаемся прибегать к милостивому Божиему о Христе Иисусе обещанию, к святому Его Евангелию и Христу, о Котором проповедует евангельское откровение, Который не сотворивших закона, но верующих в Него «даром оправдывает» и избавляет от всего бедствия и окаянства, как Сам говорит: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36), — чтобы так, будучи не в состоянии оправдаться от закона, «оправдаться верою» (Гал.3:24). Ибо Христос осуждение закона, которому мы, как грешники и преступники закона, подлежали, на Себя взял, а нам благословение подает. «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» (1 Петр 2:24), чтобы нам подать правду Свою верою, как апостол написал: «Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:21). Подробнее об этом будет предложено ниже. Из вышесказанного следует: 1) Евангелие было от начала мира то же, что и ныне проповедуется. 2) Та же вера была от начала мира, которая ныне проповедуется, ибо отцы Ветхого Завета веровали в грядущего Христа, а мы веруем в пришедшего. 3) Тот же образ оправдания и спасения был у них, какой и у нас есть, то есть — вера во Христа. Ибо в предвечном Божием совете положено — человека согрешившего спасти не иначе, как только через Христа, верою в Него. И что определено тогда, то ныне делается, и кто ни спасается, верою спасается. Ибо Евангелие — это «тайна, скрывавшаяся от вечности в Боге» (Еф.3:9), как сказано прежде. 4) Как христианин от веры, так вера от Евангелия начинается. Без Евангелия не может быть веры. Надо верить милостивому Божиему обещанию, которое относится к Евангелию, если хотим веру в сердце воспринять. 5) Чтобы веру в сердце воспринять от Евангелия, должно почувствовать в сердце силу, обличение, осуждение и страх суда Божия от закона. Для этого нужна проповедь закона Божия. 6) Отсюда видно, как нужно поучаться в Слове Божием, то есть в законе и Евангелии, так как от закона «познается грех» и ощущается гнев Божий против греха (см. Рим 3:20), а от Евангелия силою Святого Духа вселяется в сердце утешение и живая вера. 7) Евангелие неисправным, некающимся и не перестающим грешить никакой пользы не приносит, так как тем только благовествуется, которые Бога и Суда Его праведного боятся и страхом и печалью за грехи уязвлены. Им утешение от Евангелия нужно и предлагается. Им говорится: «не бойся, только веруй» (Мк.5:36). Им Христос, в Евангелии проповедуемый — Утешитель и Врач, как и Сам Он говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9:12).
Глава 2: О вере
«Праведный верою жив будет» (Авв.2:4; Рим 1:17; Гал.3:11; Евр.10:38). «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). § 281. Вера — это то, чего не видим, или умом не постигаем, но веруем, что так и есть. Так, мы не видим Бога (хотя из создания мира познаем Его, но познание это, как несовершенное, вера совершает, и так более от веры, нежели от разума познаем), но веруем, что есть Бог, есть Един. Не постигаем умом, как Бог един естеством, но троичен в Лицах, но веруем, наставляемые Словом Божиим. Не видим Христа, Сына Божия, вечной жизни, небесного царствия, но веруем в них. Не постигаем умом воскресения мертвых, в святейшей Евхаристии Тела и Крови Христовой, но вера утверждает нас в том. В этих и прочих тайнах Божиих разум вере должен последовать, а не вера разуму, то есть познание их не от разума зависит, но от веры, и не потому веруем, что познаем, но потому познаем, что веруем. Итак, познание их плод не нашего разума, но веры, которая утверждается на твердом основании святого Божия Слова, истине и всемогуществе Божием. Это предлагается с той целью, чтобы не испытывать умом того, что требует одной веры, но «пленять всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:5). Ибо известнейший знак неверия — вопрошать о тайнах Божиих: как это может быть? Поэтому святой Иоанн Златоуст учит: «Там где вера, не нужно испытание. Где не подобает испытывать, какая нужда в испытании? Испытание веры разорительно. Ибо испытывающий не обретет». (Беседа 1-я на первое Послание к Тимофею). Ибо если бы мы умом постигали, то не нужна была бы нам и вера. Вера там нужна, где ум наш не постигает. Но этой веры, то есть познания только верой святых тайн и православных догматов, недостаточно для спасения, как о том будет сказано ниже. § 282. Начало евангельской спасающей веры. Сказано выше, что собственно дело закона — обличать, немощь показывать и гневом Божиим устрашать и осуждать законопреступников. Дело же Евангелия — немощь врачевать, Христа-Врача показывать, утешать, страх отнимать и благодать Христову обещать. Поэтому нужно, чтобы евангельская вера в сердце зачалась. Нужно из закона познать немощь свою, гнев Божий, проклятие, суд и осуждение, следующее грешникам, почувствовать в сердце. И так вера в сердце, этим страхом, как огнем, очищенном и предуготованном, от Духа Святого зачинается. Ибо эта вера — дар Святого Духа. Поэтому святой Предтеча, уготовляя путь Христу, Сыну Божиему, Который должен был выйти с Евангелием Своим, начал проповедь свою от закона, которым обличал грехи человеческие, и судом Божиим устрашал их сердце. «Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10). Потому и вопрошали его народы: «Что же нам делать?» (Лк.3:10,12,14). Так и в Деяниях Апостольских пишется, что народ, после проповеди апостола Петра, в которой он доказывал, что распятый Иисус — Мессия Христос, Отцом обещанный, и добавил: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян.2:36), — услышав, умилился сердцем и сказал Петру и прочим апостолам: «Что нам делать, мужи братия» (Деян.2:37)? Узнали свой грех, почувствовали от этого и гнев Божий, и так совета просили: «Что нам делать, мужи братия? Итак, охотно принявшие слово его», как там же пишется, крестились (Деян.2:41). Так закон предуготовляет путь к Евангелию и ведет ко Христу, Который в Евангелии открывается как Врач немощных, Утешитель печальных, Спаситель грешных, Надежда отчаявшихся в себе и своих силах. Отсюда следует, что спасающая евангельская вера — это не что иное, как утешительное восприятие Евангелия, в сердце соделоваемое Святым Духом, или это сердечное упование и несомненная надежда на благодать Божию, даром, ради Христа обещанную, то есть надежда на отпущение грехов и вечную жизнь. Поэтому начинающий веровать может быть уподоблен немощному, который, видя свою неисцелимую болезнь, желает и ищет искусного врача. Так грешник, видя через закон свою греховную немощь, от которой своей силой никак не может освободиться, желает и ищет врача, который бы смог его от той немощи освободить. Такой Врач открывается ему в Евангелии — это Христос, к Которому он прибегает, ищет от Него исцеления, и милостиво исцеляется. Еще уподобляется плененному, который ищет избавителя. Так грешник, плененный дьяволом, от которого избавиться своей хитростью и разумом никак не может, ищет и желает избавителя, и такой Избавитель представляется ему в Евангелии — Христос, Который Сам говорит: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36), — и признавая Его за Избавителя своего, освобождается от ига дьявольского. Опять же уподобляется убегающему от страха и ищущему безопасного места и защиты. Так грешник, желая убежать от страха Суда Божия, осуждения и ада, ищет защиты и безопасного места, но не находит, ибо никуда невозможно укрыться от Суда Божия. Такое место убежища открывается ему в Евангелии — Христос, верою в Которого безопасно скрывается от суда Божия и гнева, грядущего на всю вселенную. Опять же уподобляется малому отроку, который нагим стоит перед матерью своей и просит одеяния. Так грешник, лишенный одежды правды и спасения, стоит и ищет прикрытия наготе своей, но не может найти. Такая одежда, одежда оправдания, открывается и показывается ему в Евангелии. Это правда Христова, которую верою даром приемлет, и прикрывается нагота его и срамота. Христос, Сын Божий, представляется нам в Евангелии как Врач, ибо врачует немощи наши. Представляется нам как Избавитель и Искупитель, ибо Кровью Своею искупляет и избавляет нас, верующих в Него, от дьявола, греха, ада и прочего бедствия. Представляется нам как град и место прибежища и Ходатай, ибо прибегая к Нему с верою, спасаемся от гнева Божия, и «мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа» (1Ин.2:1; Рим 8:34). Христос представляется нам в Евангелии как оправдание наше, ибо Его правдой прикрываемся и оправдываемся, чтобы не явиться нагими и скверными перед святейшим Лицом Божиим, о чем ниже будет сказано яснее. Потому Сам Христос о Себе говорит: Отец Небесный «послал Меня благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк4:18). Из этого видно: 1) Что никто не может оправдаться перед Богом и спастись без Христа и помимо Христа, но только — верою во Христа, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись», — говорит апостол (Деян.4:12). Ибо никто не может от дьявола, греха, проклятия законного и от ада избавиться без Христа, и это все в кратком слове Христовом заключается: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36). Итак, к Нему должны мы с верою прибегать, как ко граду убежища, если хотим убежать от гнева Божиего, как к врачу, если хотим от язв греховных исцелиться. Его должны просить с верою, дабы избавил нас от пленения и ига дьявольского. К Нему подобает возводить очи наши, чтобы наготу и срамоту нашу прикрыл ризою правды Своей, чтобы не явились нагими и оскверненными грехами перед чистейшими очами Небесного Его Отца. 2) Не может быть истинного покаяния без познания, ощущения и признания своей немощи, греха, бедности и окаянства, и все из закона и проклятия законного познается и ощущается. Поэтому всякий, желающий истинно каяться, должен вникнуть в закон и поставить совесть свою перед законом, и рассмотреть, в чем ее закон обличает, уязвляет и утесняет. В такой тесноте, то есть чувствуя законное проклятье и гнев Божий против содеянных грехов, верою прибегать ко Христу и искать милостивого избавления от гнева Божиего и казни, последующей гневу. 3) Не может быть истинной евангельской веры без познания, ощущения и признания своей бедности и окаянства. Ибо, чтобы почувствовать евангельское утешение, нужно прежде страх и печаль иметь, что бывает от познания своей бедности и окаянства. Ибо утешение — это утешение печальных, а не веселых. А где чувствуется живое утешение через слово Евангелия, там и вера имеет свое место. Ибо вера евангельская не может быть без утешения, как ниже будет сказано. 4) Как нужна проповедь святого закона Божиего, чтобы бесстрашные в страх пришли, очнулись и спасительную печаль возымели, так нужна и проповедь Евангелия, чтобы сердца, страхом гнева Божиего сокрушенные, веру восприняли и живое утешение в себе почувствовали. Это необходимый долг пастырей стада Христова. 5) Из этого видно, почему надменные мнимой своей правдой не нуждаются в Евангелии и не принимают его, ибо не познают и не признают своей немощи и окаянства. Напротив того, для явных грешников это удобнее, ибо они видят свою бедность и окаянство. Поэтому написано, что «приближались к Нему (Христу) все мытари и грешники слушать Его». Напротив того, «роптали» на Христа «книжники и фарисеи», мнимою своею святостью надменные, «говоря: «Он принимает грешников и ест с ними» (Лк.15:1— 2). Ибо кто своей немощи не видит и не признает, тот и врача не ищет, но ищут его только больные, которые болезнуют сердцем, имеют сердце, уязвленное стрелой греха и печали. Ибо «не здоровые имеют нужду во враче, но больные», — говорит Христос (Мф.9:12). 6) Святая евангельская вера имеет свое место в сердце. Как грех, страх и печаль сердце занимают и сокрушают, так и благодать Христова, которая грех, страх и печаль отнимает, а надежду и утешение соделывает, — в сердце верою вселяется. Поэтому каждый должен стараться веру иметь в сердце, а не только в разуме и на языке. Вера эта удобнее познается от свойств и действий своих, которые в следующем пункте объяснятся. § 283. Свойства и действия спасающей веры. 1) Вера эта все благодеяния Божии, всему миру Богом вообще показанные, к себе привлекает и присваивает. Она учит верующего от сердца говорить: «Верую во Единаго Бога Отца, Который как всех, так и меня из ничего создал, из небытия в бытие привел, душу и тело, жизнь и дыхание мне подал, согрешившего и погибшего меня через Единородного Сына Своего взыскал и закрытые двери небесного царствия мне отверз. Верую во единаго Господа моего Иисуса Христа, Сына Божия, Который меня, заблудшего, взыскал, погибшего спас от грехов, проклятия, смерти, ада и дьявола, избавил не серебром, не золотом, не иною какой ценой, но честной Своей Кровью, неповинной Своей смертью и страданием, и меня, удаленного и отверженного от Лица Божиего, — присвоил и привел в Свое царство, в котором верные Его, Кровью Его оправданные, находятся и чают воскресения мертвых и жизни будущаго века. Верую в Духа Святаго Господа Животворящаго, Который банею пакибытия меня возродил и обновил «служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни моей» (Лк.1:75); Который меня духовно оживотворяет, просвещает, наставляет на путь правый и на путь спасения, подает мне благодатные движения в сердце моем и помогает мне в подвиге против греха и дьявола, отводит от греха и учит ходить достойно звания христианского, и проч. И эти великие и высокие милости подает мне Человеколюбивый Бог, в Трех Лицах мною веруемый и поклоняемый, не по заслугам моим, но даром, по единой Своей беспримерной благости и человеколюбию». Поэтому каждый, имеющий в сердце истинную веру, должен со святым апостолом Павлом держаться сего и исповедать: «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:20). Сын Божий весь мир возлюбил и предал Себя за весь мир. Но святой Павел эту высокую Его любовь и благодеяние себе верою присваивает. Это и в прочих местах Святого Писания можно заметить, и в церковных песнях и премногих стихах можно видеть поющему и читающему со вниманием, как верная душа это великое дело человеколюбия Божие-го себе присваивает. Святой Иоанн Дамаскин поет Христу: «Спасл еси всего мя человека» (Гласа 2, песнь 4). И далее: «До мене идеши, мене ища заблудшаго» (Там же). И еще: «Ты моя крепость, Господи! Ты моя и сила», и прочее (Глас 8, песнь 4). Так верная душа присваивает себе благодеяния Божии и заслуги Христовы, которые Человеколюбивый Бог всей твари вообще показал и показывает. Отсюда последовательно в сердце верующего восстает горячая любовь к Богу, благодарение, прославление имени Его святого, и так вера по своему произволению творит добрые дела. 2) Вера спасительная, что верует, то безбоязненно, где должно и нужно, исповедует, как учит апостол: «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим 10:10). Поэтому святой Давид говорит о себе: «Я веровал, и потому говорил» (Пс.115:1). И апостол: «и мы веруем, потому и говорим» (2Кор.4:13). Отсюда восстает безбоязненное засвидетельствование истины перед врагами истины. Отсюда ревность ради Бога, особенно там, где слава имени Его требует. Отсюда бывает то, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим 3:12), ибо мир не любит истины, которую верные рабы Божий свидетельствуют. Отсюда просияло столько тысяч мучеников и исповедников, которые не только устами, но и излиянием крови своей засвидетельствовали истину перед врагами Божиими. Отсюда Христос говорит: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк.12:51—53). Отсюда бывает, что нечестивый муж благочестивую жену свою и нечестивая жена благочестивого мужа своего ненавидит, нечестивый отец благочестивого сына и дочь свою ненавидит, нечестивая свекровь благочестивую невестку свою, нечестивый брат благочестивого брата своего и нечестивая сестра благочестивую сестру, нечестивый сосед благочестивого соседа и всякий нечестивый благочестивого ненавидит, гонит и обижает, так как благочестивый правду и истину словом и делом свидетельствует, и обличает неправду и ложь, чего нечестивые не любят. 3) Вера эта имеет дерзновение и упование на Божие милосердие, человеколюбие и помощь, поскольку высоко почитает благодатные Божии обещания милости, помощи и избавления всем, верующим в Него и верою призывающим Его. Она верует несомненно Обещавшему: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим 10:13). И еще: «Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя» (Пс.49:15). Поэтому вера называется осуществление ожидаемого, по учению апостола (Евр.11:1). Ибо видит невидимое как видимое и будущее как настоящее, как и о святом Аврааме, отце верных, пишется: «Был вполне уверен, что Бог силен исполнить обещанное» (Рим 4:21). И Христос говорит расслабленному: «Дерзай чадо, отпускаются тебе грехи твои» (Мф.9:2). Так милосердием Божиим и всякого верного ободряет вера, в сердце его живущая. «Дерзай», так как Бог «милостив», и потому помилует тебя. Он «Истинен», — и потому исполнит Свое обещание, услышит тебя, призывающего Его. Он «Всесилен», — и потому может избавить тебя. Отсюда бывает, что верный с горячим дерзновением любви Бога называет своим Богом: «Боже, Боже мой, к Тебе сутра взываю» (Пс.62:1). «Боже мой, Милость моя» (Пс.58:18); своею крепостью, утверждением, прибежищем: «Возлюблю Тебя, Господи, Крепость моя! Господь — утверждение мое, и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него; Защитник мой и рог спасения моего» (Пс.17:2—3). Такое дерзновение веры изображается и в 90-м псалме: «Живущий помощью Вышнего», — и прочее. Так и св. Иоанн Дамаскин, духом радуясь и играя, поет в своих песнях к Богу: «Ты моя крепость, Господи! Ты моя и сила! Ты мой Бог! Ты мое радование!» — и прочее. (Песнь 4, глас 8). Отсюда в сердцах верных радость и веселие духовное восстает, так что они показывают себя не только готовыми к страданию за Бога, но и с радостью воспринимают его, как пишется об апостолах: «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян.5:41). Радость эта преизобильно растет и претворяет их сердца в духовное играние и воскликновение, когда взирают они с верою на будущую славу, уготованную терпящим скорбь и любящим Бога, вспоминают утешительное слово Христово: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:12). 4) Вера очищает сердце верующего от всего, что принадлежит миру, то есть от пристрастия к чести, славе, богатству, сладострастию и от всякого греховного обычая. Ибо неравное с неравным, например, огонь с водой не совмещается. Так, вера — дар небесный — с земным и тленным не совмещается, но всегда к небу стремится и сердце верующего восхищает туда, откуда произошла, ищет невидимого и вечного, и поэтому все, принадлежащее этому миру, вменяет за суету или за прелесть. Поэтому верным повелевается: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин2:15). Отсюда в верных восстают воздыхания и гласы плачевные: «Увы мне, что жизнь моя в переселении продолжительна» (Пс.119:5). Восстают желания святые: «Боже, Боже мой, к Тебе с утра взываю: возжаждала Тебя душа моя», — и прочее (Пс.62:2). «Как лань желает на источники вод, так желает душа моя к Тебе, Боже», — и прочее (Пс.41:2). «Как вожделенны жилища Твои, Господи Сил! Всемерно желает душа моя во дворы Господни», — и прочее (Пс.83:2—3). Ибо верные, истинные христиане — пришельцы и странники в мире сем. Поэтому Отечество их, дом их, богатство, честь, слава, наследство и все блага не в мире сем, но на небе, где и Отец их, к Которому воздыхают и молятся: «Отче наш, Иже ecu на небесех!» — и проч. И как человек, отлучившийся из своего дома и Отечества, всегда помышляет о доме и родителях своих, и сердцем и желанием своим к ним стремится, так верные рабы Божии, пока в мире сем и в теле живом, отходят от Господа («ибо ходят верою, а не видением»), а потому и «воздыхают, желая облечься в небесное их жилище» (2Кор.5:2,7). 5) Вера эта отвлекает верующего человека от надежды на создание, «на князей, сынов человеческих» (см. Пс.145:3), начесть, богатство, силу свою, благочестие свое, на себя самого, и от всего того, что помимо Бога, но учит на одного Бога надеяться, в Нем одном почивать, от Него одного милости, защиты, избавления и спасения искать и надеяться. Ибо надежда с верой неразлучна, но с верой всегда пребывает. Поэтому как вера одного Бога зрит, так и надежду с собой влечет и к одному Богу привязывает, и на Него одного надеяться верующего учит. Люди плотские, то есть по плоти и для мира сего живущие, на свою честь, на богатство, силу и хитрость свою надеются, и потому в нуждах своих и разных случаях к ним прибегают, и защиты и помощи от них просят. Верный же Божий раб не так: оставив всю эту надежду, как суетную, к одному Богу, как дитя малое к матери своей, прибегает и прилепляется, и у Него одного всего просит с надеждою, крепко держась за милостивое Божие обещание: «Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и прославишь Меня» (Пс.49:15); и еще: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15), — и прочие милостивые Его обещания помня. Поэтому святое Божие слово одних тех ублажает, которые на Бога надеются, как читаем это во многих местах Святого Писания. Напротив того, оно отзывает всех от надежды на человека и прочее создание: «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс.145:3), — и в прочих местах, и проклятием поражает тех, которые надежду свою полагают на человека: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своей опорой, и сердце которого отступило от Господа» (Иер.17:5). Ибо кто на кого надеется, тот в того и верует. И потому, кто на человека надеется, — в человека, как в идола, верует, и так от Бога сердцем отступает, как пророк говорит, хотя устами исповедует и почитает Его. Такой грешит против заповеди Божией: «Я Господь Бог твой» (Исх.20:2), — и так совершает духовное идолопоклонство. 6) Вера освобождает верующего от греха, смерти, проклятия, ада, дьявола и прочих бедствий и делает его духовно свободным. Духовно, говорю, ибо телесно он может быть порабощен, может быть раб человеку, может быть в пленении, в узах, в темнице, связан и окован, ибо много таких среди верных. Такими были святые мученики и другие страждущие ради правды. И ныне есть люди, находящиеся под игом нечестивых, и рабы благочестивые, служащие своим господам. Но таковые все духовно свободны. Ибо духа никто не может поработить, пленить, связать, заключить, умертвить. Ибо «где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17). И эту свободу означает Христово обещание: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36). 7) Вера обновляет человека, делает его расположенным к добру, исполненным любви, милостивым, терпеливым, кротким и любящим прочие христианские добродетели. Ибо вера — это Божественное семя, от которого духовно рождаются христиане, и потому приносят такие плоды, каково семя. Ибо «не может дерево доброе приносить плоды худые», — говорит Христос (Мф.7:18). Каково семя, таковы и плоды его. Ибо у злого семени змеиного, которое он посеял на сердце прародителя нашего, — злые плоды: ненависть, злоба, вражда и прочие грехи. А у семени Христова, которое есть вера святая, добрые плоды: любовь, милость, кротость, благость, милосердие, воздержание и прочее (см. Гал.5:22). Поэтому апостол говорит: «Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал.5:6). Поэтому святые апостолы везде в своих посланиях увещевают к познанию плодов веры, то есть к добрым делам. 8) Вера эта соделывает радость и веселье в сердце верующего. Радость эта — не о пище и питье, не о чести, не о богатстве, не о золоте, серебре, не о прочем, о чем сыны века сего радуются, ибо это радость плотская. Но это радость духовная — радость о Господе Спасе, о благости и человеколюбии Его, утешение и спокойствие в совести, как апостол учит: «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа», — и прочее (Рим 5:1). Ибо святое Евангелие — это радостная весть, и вера — это сердечное принятие Евангелия, поэтому принимающим его непременно следует духовная радость в сердцах, как о страже темничном, в Деяниях апостольских упоминаемом, пишется: «Возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога» (Деян.16:34). Потому эта радость, как пресладкая духовная пища, во многих местах Святого Писания предлагается верным, как может заметить читающий Псалмы, Евангелие и послания апостольские. 9) Вера эта умягчает злострадание и скорбь. Ибо ведают верные, что скорбью и злостраданием уподобляются Христу, Сыну Божию, неповинно за всех пострадавшему: «Если с Ним страдают, с Ним и прославятся» (Рим 8:17). Хотя лишаются чести, богатства, славы, доброго имени, но несравненно большее богатство, честь, славу обретают во Христе, Спасителе своем. Оскорбляют их, но они большее утешение обретают во Христе, Господе своем. Проклинают их, но они благословение находят и имеют во Христе Иисусе, в Которого веруют, и проклятие злых обращается им в благословение, как говорит пророк: «Они проклянут, а Ты благословишь» (Пс.108:28). Поэтому святой апостол говорит: «Не сим только, похвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим 5:3—5). (Смотри пункт 3-й этого параграфа). 10) Вера эта имеет истинный Божий страх, которым верующий отвращается от всякого греха, всякого бесчинного пристрастия. Всего, что позволено, например, пищу, питье и прочие блага мира сего употребляет не ради удовлетворения сладострастия, но ради нужды, ради подкрепления немощной плоти, чтобы мог делать дела, соответствующие его званию. Поэтому апостол пишет верующим: «Если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего», — и далее (1 Петр 1:17). И святой Павел пишет: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп.2:12). Страх здесь подразумевается не тот, который не причастен любви. Такой страх и самые нечестивые в совести своей осознают, он грозит им вечной мукой. Его даже и бесы имеют, ибо «веруют и трепещут», по слову святого апостола (см. Иак.2:19). Но здесь имеется в виду страх, сопряженный с любовью. И хотя верных часто ударяет страх суда Божия, осуждения и ада, что особенно бывает в великом духовном искушении, однако они силой веры и молитвы побеждают тот страх и, как золото в горниле, в этом огне искушения чистейшими делаются. 11) Вера эта спасительное Христово смотрение, рождение, жизнь на земле, страдание, смерть и Воскресение дорого и высоко почитает как единственное средство, которым вечно спасаемся. Она, с благоговением взирая на распятого Христа, помышляет: Кто и каков Тот, Который так за низкого Своего раба пострадал, и что этим страданием ему приобрел! Оттого верующий возбуждается ко взаимной любви и сердечному благодарению и всячески старается это исполнять. Но когда видит, что не может этого сделать, — «Что воздам Господу за все, что Он даровал мне?» (Пс. 115:3), — падает пред Ним со смирением и любовью, сердечно исповедуя свои недостатки, и единое сердечное желание благодарения, усердие и любовь, какая возможна в веке сем, приносит Высочайшему своему Благодетелю. От этого в верном возбуждается желание терпеть за имя Господа Иисуса все, что воля Божия захочет. Поэтому святые апостолы почти везде в своих посланиях высокую эту благодать нашим душевным очам представляют: «Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9, и в других местах), — и тем к благодарению возбуждают верных. 12) Вера эта подвизается против греха (о чем смотри в параграфе 13-м). И у веры есть такое свойство, что иногда она ясно является и возносит сердце верующего в высоту, а иногда так скрывается, что как бы ее и не было, отчего верующий бывает унылым, печалится, боится Суда Божиего, осуждения, геенны и прочего. Но, вспоминая Божии милостивые обещания и евангельские утешения, снова ободряется, укрепляется и упование свое и дерзновение воспринимает. Это можно приметить в Псаломнике и других святых, упоминаемых как во всем Святом Писании, так и в церковной Истории. 13) Вера душу верного таинственно соединяет со Христом, как невесту с женихом, как пророк говорит от лица Господа: «Обручу тебя Себе в вере, и ты познаешь Господа» (Ос.:20). И апостол говорит соответствующие слова: «Обручил вас (говорит верным) единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор.11:2). Поэтому Христос такую верную душу очищает от греха и всякой скверны и делает ее святой, отнимает от нее духовные бедствия: проклятие, осуждение, смерть и всякое духовное неблагополучие — и вместо того подает Свои духовные блага: благословение, избавление и вечную жизнь, как и апостол об этом учит: «Христос сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, и освящением, и искуплением» (1Кор.1:30); как жену некую, содрав с нее разорванные рубища и омыв от смрада, облекает в чистую багряницу правды Своей, чтобы перед очами Его и Небесного Его Отца явилась чистая, и, как Царская дочь, «одетая и преукрашенная» (Пс.44:10) духовными украшениями. Потому святой пророк, радуясь об этом духом, восклицает, говоря: «Да возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения и одеждою веселия одел меня; как на жениха возложил на меня венец и, как невесту, украсил меня убранством» (Ис.61:10). Из вышенаписанного видишь, христианин: 1) Что в вере состоит все существо христианского блаженства. Ибо кто истинную живую веру имеет, тот имеет Божие благословение, правду Христову, святость, избавление, свободу духовную, вечную жизнь и блаженство. 2) Отсюда познай, человек, сколь великое богатство благости Божией, что человека отверженного и окаянного в Сыне так возлюбил и превознес, что чем более человек обесчестился в себе, тем более во Христе, Сыне Божием, по Божиему человеколюбию, вознесен. 3) Отсюда поучайся сердцем и устами благодарить Бога, Который тебе, бедному, окаянному, проклятому, отверженному, осужденному в самом себе, подает верою в Сыне Своем вместо греха твоего правду, вместо клятвы — благословение, вместо окаянства — блаженство, вместо смерти — жизнь вечную, вместо ада и геенны — наследие небесного царствия, и всех вечных благ сокровища отверзает. Ум не постигает этой к нам Божией милости и благоволения! О бедные и окаянные грешники! Какой великой милости и человеколюбия Божиего мы сподобились даром, без всяких наших заслуг! Кто за это человеколюбие Божие достойно возблагодарить Бога может? «Что воздадим Господу за все, что Он даровал нам» (см. Пс.115:3). 4) Отсюда познай силу истинной и живой веры во Христа, которая все благие и духовные дарования к себе привлекает и от Бога получает. 5) Когда от такого бедствия благодатью Божией мы избавились и к такому блаженству возведены, как должно нам беречься от всякого греха, из-за чего всякое бедствие приходит, чтобы снова не впасть в бедствие, и как усердно служить Богу, Который такую милость нам, грешным, показал! 6) Как нужно стараться хранить одежду оправдания, данную при Крещении, да не лишимся ее снова, к великой нашей беде! «Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его», — говорит Христос (Откр.16:15). 7) Не сохранившему этих богоданных риз одна надежда осталась, чтобы взыскать их — чистосердечное покаяние (о котором смотри в статье первой книги первой, части второй). § 284. Вера святая подлежит многоразличному искушению. 1) Искушает ее плоть со страстями и похотями, когда на всякое бесчинное мудрование и похотение движет верное сердце (см. Иак.1:14). Христиане, как Христовы рабы, должны «распинать плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24). 2) Соблазны мира сего, то есть развращенное и противное Слову Божиему учение, пример развращенной жизни, пытаются искру ее угасить. Сюда относится лесть богатства, чести, славы и сластей. 3) Сатана и слуги его стараются ее искоренить и, как искру зачавшуюся, угасить наводнением бед, напастей, гонений и многих скорбей. Против всего этого бедствия верному сердцу нужно подвизаться и хранить веру свою терпением. 4) Нет для веры большего и тягчайшего искушения, чем когда на верное сердце находит духовная напасть: смущение, страх и ужас Суда Божиего, отчаяние, страх геенны и ада; когда жестокое ударение и мучение совести вынуждается чувствовать верная душа; когда помыслы, как волны, восстают и ударяют верное сердце отчаянием: «нет спасения ему в Боге его» (Пс.3:3). Ибо что тяжелее может быть душе, ищущей спасения, чем когда враг хочет отчаянием отнять у нее вечное спасение? Это «раскаленные стрелы лукавого», метаемые на верную душу Божиим попущением для нашей пользы. Их, по учению апостольскому, «подобает угашать щитом веры» (Еф.6:16). § 285. Вера святая укрепляется и растет: 1) Прилежным чтением или слушанием Слова Божия. Ибо как происходит «вера от слышания, а слышание от Слова Божия» (Рим 10:17), так укрепляется и растет она вниманием и всегдашним поучением от того же Божия Слова. Ибо, по учению премудрого Павла, «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим 3:16—17). Потому и поставил Христос «одних апостолами,других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:11—13). Поэтому ублажается тот, «кто в законе Господнем поучается день и ночь» (Пс.1:2), ибо от того поучения обещаются такие прекрасные плоды, как от дерева, посаженного при водах и влагою тех вод питаемого. «И будет он (поучающийся в законе Господнем), как дерево, посаженное при потоках вод, которое принесет плод свой в свое время, илист его не отпадет; и все, что он ни делает, будет благоуспешно» (Пс.1:3). 2) Укрепляется и растет вера размышлением о чудных Божиих делах, исполненных милостивых Его обещаний. Обещал Бог праведному Ною, что спасет его с семьей от всемирного потопа — и спас (см. Быт 6—8). Обещал Аврааму, что семя его из Египта, в котором должно было претерпевать тяжкое рабство, изведет и введет в землю Хананейскую, — и сделал это, как читаем в книгах Моисеевых и псалмах: «Он вспомнил святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему, и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии, и дал им области язычников, и они наследовали приобретенное от труда народов» (Пс.104:42—44). Обещал сынов Израилевых из пленения Вавилонского освободить — и освободил, как написано в книгах Ветхого Завета. Обещал послать Спасителя миру — и исполнил это, и спасаются верующие во имя Его. Обещал услышать верою призывающих Его — и слушает, как во многих местах Святого Писания читаем. Услышал их, услышит и нас, когда верою Его призовем. Ибо Бог не на лица зрит, но на веру и сердце человеческое (см. 1Цар.16:7). Всем готов подать благодать и милость Свою, когда видит сердце, которое удобно может принять Его благодать. А если не получаем то, чего желаем и просим, — наша вина, а не Его. От бывшего же заключаем и о будущем. В исполнившихся Божиих пророчествах и милостивых обещаниях несомненно видим подтверждение о тех, которые еще не исполнились, но в свое время должны исполниться. Обещал воскресение мертвых и верных Своих рабов прославить и подать наследие небесного царствия — непременно будет то. И это также истинно и известно, как если бы оно уже в действительности было. Ибо Бог, как Истинный, солгать не может, как Всемогущий, все сделает, что хочет, и как удобно Ему было мир из ничего создать, так удобно рассыпанный прах тел наших собрать и в бессмертие облечь и прославить; как Благий, Он хочет разумной Своей твари блаженство подать; как Праведный, верных рабов Своих, в вере подвизавшихся, непременно наградит. Так вера принимает подкрепление от рассуждения о чудных Божиих делах и Его свойствах, в святом Его Слове открытых, и верное сердце оттуда же черпает для себя живое утешение, как и святой апостол написал: «Все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим 15:4). 3) Укрепляется и растет вера усердной и частой молитвой, как учит Христос: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7—8). Ибо вера, как дар Божий, Божией помощью сохраняется и умножается, поскольку без Него не можем делать ничего, как говорит Христос: «без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5). Поэтому апостолы молились Христу: «Умножь в нас веру» (Лк.17:5). Так подобает и нам молиться и стучаться в двери милосердия Его: «Господи, умножь в нас веру»; или еще с отцом бесноватого отрока молиться со слезами: «Господи, помоги нашему неверию» (см. Мк.9:24). Ибо в вере содержится все христианское блаженство, как выше сказано и ниже увидим. 4) Укрепляется и умножается святая вера причащением пресвятых Христовых Таин. Ибо «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом», — говорит святой Павел (1Кор.6:17); и Христос говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин 6:56); и «кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин 15:5). Ибо как плоть человеческая укрепляется и растет естественной пищей, так вера Христова, зачавшаяся в сердце человеческом, укрепляется и растет таинственной пищей святейшего Тела и Крови Христовой. Ибо Тело и Кровь Христовы — животворящие, и потому, кто достойно их приобщается, духовно оживотворяется и от немощей душевных исцеляется. 5) Сохраняется вера удалением от бесед и обращений со злыми и развращенными. Ибо «худые сообщества развращают добрые нравы», — говорит апостол (1Кор.15:33), почему и повелевает от таковых отлучаться: «завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фес 3:6). Чем более вера растет, тем большие ее плоды, как плодовитое дерево чем более растет и ветви свои распространяет, тем более плодов приносит. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|