Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статья 1: О Евангелии и вере




Свт. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ

ОБ ИСТИННОМ ХРИСТИАНСТВЕ

Книга вторая.

 

Статья 1: О Евангелии и вере..................................................................................................... 2

Глава 1: О Евангелии............................................................................................................... 2

Глава 2: О вере......................................................................................................................... 9

Статья 2: О святой Церкви и Крещении................................................................................... 32

Глава 1: О святой Церкви...................................................................................................... 32

Глава 2: О святом Крещении................................................................................................ 39

Статья 3: О христианской должности к Богу.......................................................................... 69

Глава 1: О должном послушании Богу................................................................................. 69

Глава 2: О прославлении имени Божия................................................................................ 84

Глава 3: О жертве христианской........................................................................................... 98

Глава 4: О подражании Богу............................................................................................... 103

Глава 5: О молитве, или призывании Бога......................................................................... 118

Статья 4: О христианской должности ко Христу, Сыну Божию.......................................... 146

Глава 1: О вере во Христа................................................................................................... 146

Глава 2: О любви ко Христу, Сыну Божию........................................................................ 165

Глава 3: О почитании страстей Христовых....................................................................... 189

Глава 4: О должном служении Христу............................................................................... 200

Глава 5: О том, что христианин должен верою и любовью следовать Христу............... 211

Статья 5: О должности христианской по отношению к самому себе.................................. 223

Глава 1: О хранении веры................................................................................................... 223

Глава 2: О слушании и чтении Божия слова...................................................................... 234

Глава 3: О христианском звании и как его должно хранить............................................. 255

Глава 4: О повседневном христианском покаянии............................................................ 260

Глава 5: О том, что христианин должен беречься от смертных грехов, которые против совести бывают и уязвляют ее.......................................................................................................................... 267

Глава 6: О том, что христианин должен вожделениям и похотям плотским противиться и их благодатью Божией побеждать и умерщвлять....................................................................................... 271

Глава 7: О том, что каждый христианин должен показывать плоды веры и нового рождения 277

Глава 8: Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды...................................................................................................... 285

Глава 9: О христианском долге, который последует вере святой и из вышеписанных рассуждений следует.............................................................................................................................................. 289

Глава 10: Что может и должно христианина подвигнуть к убеганию от греха, истинному покаянию, презрению суетного и подвигу в благочестии?................................................................. 320

Глава 11: Как христианин может себя утешать в приключающихся скорбях?................ 351

Глава 12: Об успехе христианском.................................................................................... 387

Глава 13: О благородстве, достоинстве и красоте души человеческой........................... 396

Глава 14: Об истинной печали или сожалении.................................................................. 406

Глава 15: Истинный христианин должен делать все дела свои во славу Божию............. 432

Заключение статьи сей: О побуждении грешника к покаянию............................................. 434

Статья 6: О должности христианской к ближнему............................................................... 439

Статья 7: О взаимной должности христианской................................................................... 446

Глава 1: О власти христианской вообще и подвластных.................................................. 446

Глава 2: О должности благочестивых монархов и поданных их...................................... 451

Глава 3: О должности судей и к суду приходящих........................................................... 456

Глава 4: О должности пастырей и подчиненных им.......................................................... 460

Глава 5: О должности родителей и детей их..................................................................... 472

Глава 6: О должности мужей и жен.................................................................................... 476

Глава 7: О должности господ и рабов их........................................................................... 478

Статья 8: Об утешительных плодах святой веры.................................................................. 484

Предисловие........................................................................................................................ 484

Глава 1: О духовном христианском рождении, или Святом Крещении........................... 485

Глава 2: О том, что Бог есть отец христианам истинным................................................. 488

Глава 3: Об отечестве христианском................................................................................. 491

Глава 4: О наследии христианском.................................................................................... 493

Глава 5: О достоинстве христианском............................................................................... 497

Глава 6: О прибежище и помощи христианской................................................................ 505

Глава 7: Песнь христианская.............................................................................................. 507

Глава 8: Радость христианская........................................................................................... 510

Глава 10: О мудрости христианской.................................................................................. 514

Глава 10: О свободе христианской..................................................................................... 515

Глава 11: О работе христианской....................................................................................... 518

Глава 12: О мире христианском......................................................................................... 522

Глава 13: О беседе христиан с Богом................................................................................. 525

Глава 14: Об утешении Святого Писания.......................................................................... 528

Глава 15: О присутствии Божием с христианами в скорбях их........................................ 532

Глава 16: О победе христианской....................................................................................... 534

Глава 18: О кончине или смерти христиан........................................................................ 543

Глава 18: О воскресении христиан..................................................................................... 545

Глава 19: О втором пришествии Христовом..................................................................... 546

Глава 20: О торжестве и славе вечной избранных Божиих............................................... 547

Статья 1: О Евангелии и вере

 

Христианин — от веры, вера от Евангелия начина­ется, как ниже будет сказано. Поэтому в рассуждении о христианстве нужно, прежде всего, вкратце предло­жить рассуждение о Евангелии и вере.

Глава 1: О Евангелии

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня, послал Меня благовествовать нищим, исце­лять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным осво­бождение, слепым прозрение», — и прочее (Ис.61:1; Лк.4:18).

§ 277. Евангелие — слово греческое, и оз­начает благоприятную и радостную весть, то есть проповедует Христа, Сына Божия, при­шедшего в мир спасти грешников, как в утеше­ние грешникам апостол Христов написал: «Вер­но и всякого принятия достойно слово, что Хрис­тос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). И Сам Христос о Себе объявил: «Сын Че­ловеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10). Итак, какая весть может быть нам, грешникам, более приятной, чем слышать проповедуемое отпущение грехов даром, вме­сто гнева Божия — милость Божию, вместо проклятия — благословение Божие, вместо осуждения — оправдание, вместо ада — отвер­стое царствие небесное, и с Богом Великим, Святым и Вечным — вечное примирение и об­щение (см. Рим 5; 1 Ин 1:3, 7, 9). Воистину не может быть более вожделен­ной для грешников вести. Не так желанны для больных здравие, для алчущих — хлеб, для жаж­дущих — холодная вода, для заключенных — свобода, для пленных — освобождение, для сле­пых и сидящих во тьме — свет, как для грешни­ков, которые подлежали вечному Божиему гневу и отвержению, — отпущение грехов и оп­равдание. Это значит Евангелие, христиане! Эту благоприятную весть приносит нам Евангелие! Этим утешайся, душа, печалью за грехи и стра­хом суда Божия сокрушенная, ибо Бог, по бо­гатству благости Своей, всем грешникам, каю­щимся и верующим во имя Единородного Сына Его, отворил двери милосердия и вечного бла­женства.

Что такое Евангелие, лучше познается из сравнения закона с Евангелием. Правда, что Творец закона и Евангелия один — Бог. И как закон всем дан, и всех обязывает к совершенно­му послушанию, так и Евангелие всем пропове­дать повелено, как написано: «Проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15). И Христос, откровение о Котором содержится в Евангелии, всей твари проповеданный, всех к Себе призы­вает: «Придите ко Мне, все труждающиеся и об­ремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). И как закон на то дан был, чтобы человека, совершен­но его исполнившего, оправдать и спасти: «кто исполняет его» (то, что написано в законе), «тот жив будет им» (Лев 18:5; Гал.3:12), так и цель Евангелия — верующих оправдать, и прочее. Однако различие между законом и Евангелием примечается следующее: 1) Закон, то есть писанный, дан был Мои­сеем (ибо на сердцах и у прародителей наших, Адама и Евы, написан был), Евангелие — Хри­стом, как написал святой евангелист: «закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин 1:17). 2) Закон дает заповеди, что мы должны де­лать и чего не должны. Евангелие проповедует отпущение грехов, благодать Божию и заслуги Христовы. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). 3) Закон учит, что делать и от чего отвра­щаться, но помощи к действию не подает. Еван­гелие обещает благодать Святого Духа, Кото­рым на сердцах верующих пишется и действует закон (см. Иер.31:33). 4) Закон показывает грех, «ибо законом по­знается грех» (Рим 3:20). Закон согрешившего обличает, обвиняет, устрашает, гнев Божий воз­вещает ему (см. Рим 4:15), клятвою поражает его и осуждает (см. Гал.3:10), но греха не отни­мает. Евангелие грех прикрывает, немощь гре­ховную врачует, боящихся Божия гнева ободря­ет и утешает, благодать и вечную жизнь верую­щим обещает. 5) Закон — для людей бесстрашных, неисп­равных, небрежных, нечестивых, которых он должен устрашать, сокрушать и к покаянию приводить. «Уже и секира при корне деревьев ле­жит: всякое дерево, не приносящее доброго пло­да, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10). Еван­гелие проповедуется боящимся, смущающим­ся, страхом Божиим и печалью за грехи сокрушенным, алчущим милости Божией и уте­шения. Поэтому Христос говорит: «Благовествовать нищим послал Меня, исцелять сокрушенных сердцем» (Лк4:18), и прочее. Отсюда следует, что проповедники Божия Слова должны осторож­но поступать в своем учении, то есть закон про­поведовать и гнев Божий возвещать тем, кото­рые бесстрашно живут, а тем людям, которых видят сокрушенными и уязвленными страхом Божиим, а также умирающим и кающимся предлагать Евангелие, милость Божию и отсю­да утешение, дабы бесстрашных не привести в большее бесстрашие, печальных и смущенных Божиим страхом не привести в пагубу отчая­ния, но более заботиться о том, чтобы бесстраш­ные в страх и чувство пришли, сокрушенные же живое утешение почувствовали в сердцах и ут­вердились в вере.

§ 278. Святое Евангелие — это «тайна, скры­вавшаяся от вечности в Боге», по апостольскому учению (см. Еф.3:9; Рим 14:24-25; 1Кор.2:7; Кол.1:26; 1 Петр 1:20), и от начала мира пропо­ведуется. Ибо первому человеку, Адаму, открыл Бог милостивое Свое благоволение о нем, его потомках и роде человеческом, которое выра­зилось через слова, сказанные Богом змию: «Тот твою сотрет главу», («Тот» — подразумевается Христос — благословенное Семя), по общему разумению Святых Отцов и учителей церков­ных (см. Быт 3:15). Это милосердное Божие обещание, как теплый луч солнца сквозь обла­ка и как свет сидящим во тьме, просияло пра­отцам нашим Аврааму, Исааку и Иакову и про­чим и согревало их сердца верою и надеждою на «грядущего» в мир Христа — Солнце Правды (см. Быт 12:3 и прочее; Быт 49:10 и прочее). Потому Христос сказал иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой», то есть во пло­ти, «и увидел», то есть верой, «и возрадовался» (Ин 8:56). А что об Аврааме разумеется, то и о про­чих праотцах и отцах, в Ветхом Завете пожив­ших и спасшихся, как в Деяниях Апостольских написано: «Благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они», то есть отцы наши (Деян.15:11). Свет этой благодати Божией открывал­ся пророкам и был ими проповедан. Моисей явно проповедовал сынам Израилевым: «Проро­ка от братии твоей, как меня, восставить тебе Господь Бог твой, Его слушайте» (Втор 18:15). Это и святой первомученик Стефан приводит (см. Деян.7:37). О том же и прочие святые пророки проповедовали, которые согласно предвозвес­тили и различно изобразили пришествие, рож­дение от Девы по плоти, житие на земле, стра­дание, смерть, погребение, Воскресение и слав­ное на небо восшествие Спасителя мира, Христа, как о том в святых их книгах простран­но написано. Потому и Христос обращался к двум ученикам: «О, несмысленные и медлитель­ные сердцем, чтобы веровать всему, что предска­зывали пророки! Не так ли надлежало постра­дать Христу и войти в славу Свою?» И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк.24:25—27). И в той же главе говорит: «ибо надлежит исполниться все­му, написанному обо Мне, в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах» (Лк.24:44). Отсюда правильно заключить, что и в Вет­хом Завете проповедовалось святое Евангелие. Ибо все, что в том Завете обещало отпущение грехов, наше с Богом примирение и благодать возрождения, — то относится ко Христу и Евангелию. И сами те жертвы, как предзнаме­новавшие Христа, заклавшегося за спасение мира, означают Евангелие. Ибо не сами собой жертвы те очищали грехи людские, но очищал Христос, предзнаменованный теми жертвами. «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов унич­тожала грехи», — говорит апостол (Евр.10:4). «Иисус Христос вчера и сегодня, Тот же и вовеки. Агнец (Иисус Христос) заклан в жертвах от сложения мира» (силою и действием, не самим де­лом) (Откр.13:8). «Когда же пришла полнота вре­мени» (Гал.4:4), явился проповеданный от нача­ла мира и всем миром ожидаемый не иначе, как дождь жаждущей землею, Мессия Христос, «си­яние славы и образ ипостаси Отца» (Евр.1:3), и, как солнце, всю поднебесную Своим явлени­ем просветил и согрел. Этот великий «Посланник и Святитель испо­ведания нашего» (Евр.3:3), «и великого совета Ангел» (Ис.9:6) возвестил нам всю благость, ми­лость и человеколюбие Божие к нам, и призы­вает всех грешников: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). Призывает к Себе всех труждающихся и обремененных: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные», — и обещает покой душам: «и обретете покой душам вашим» (Мф.11:28—29). Блудникам, мытарям, разбойникам и прочим грешникам, приходя­щим к Нему с покаянием и верою, отворил две­ри милосердия Божия и рай, грехом закрытый, и получают его по благодати Христовой мыта­ри, и прелюбодеи, и разбойники кающиеся (см. Мф.21:31; Лк 23:43). Это богатство благости Божией пронести в весь мир повелел Он Своим апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15). «Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк.16:20). Они согласно все нам благовествуют: «проповедуем Христа распятого, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор.1:23—24), и молят нас, как посланники Христовы, примириться с Богом: «Итак, от имени Христова просим: прими­ритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сдела­лись праведными пред Богом» (2Кор.5:20—21).

§ 279. Видишь, возлюбленный христианин, что такое Евангелие. А именно оно есть пропо­ведь о Христе, пришедшем в мир «грешников спа­сти». Кому же оно проповедуется? Не тем грешникам, которые радуются о чести, славе и бо­гатстве мира сего, не тем, которые утешаются различными веселостями мира сего, веселятся во все дни светло, день ото дня препровождают с ликами и тимпанами; не тем, которые весе­лятся с любимицами своими на их беззаконном ложе; не тем, которые утешаются беззаконной победой, обидой ближнего своего; не тем, ко­торые услаждаются беззаконным и скверным прибытком, получаемым с помощью коварства и хитрости от лихоимства, хищения и насилия; не прочим им подобным беззаконникам. Им возвещается гнев Божий, грядущий на них, если не обратятся. «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — цар­ства Божия не наследуют» (1Кор.6:9—10). Им говорится: «Покайтесь»; говорится: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смири­тесь пред Господом», и прочее (Иак.4:8—10). А когда это сотворят, то им эта Божия благодать и утешение представляется, как сладкая трапеза после поста и благословенных трудов. Итак, кому возвещается Евангелие? Отвеча­ет Христос: «Благовествовать нищим послал Меня, исцелять сокрушенных сердцем». Вот кому пропо­ведуется евангельское утешение. «Нищим», то есть тем, которые духовную свою нищету признают и ищут богатства благости, милости и человеко­любия Божия, тем, которые, не находя никакой правды в себе перед Богом, но даже всякое ус­матривая окаянство, алчут и жаждут правды Божией о Христе Иисусе, и так смиряются перед Ним. «Сокрушенным сердцем», то есть тем, которые имеют сердце, печалью за грехи, как стрелою, уязвленное. Им благовествуется, им говорится: «веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). Им открывается все богатство Божия человеколюбия. «Благосло­вен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утеша­ющий нас во всякой скорби нашей» (2Кор.1:3—4).

§ 280. Закон, хотя и был дан ради того, что­бы оправдать человека, как выше сказано, од­нако не мог человека оправдать, не от себя, но от немощи человеческой. Ибо никто не мог его совершенно исполнить, как написано: «все со­грешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23), — и так с оправданием своим отступил от нас. С оправданием, говорю, ибо что касается испол­нения закона, то и ныне его исполнять долж­ны христиане, должны ему повиноваться, жизнь свою проводить по правилу и учению его. Иначе тем, кто не хочет по правилу его жить, проклятия и осуждения, объявленных в зако­не, не избежать. А если закон с оправданием от нас отсту­пил, «ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:16), так как не могли его испол­нить, тем самым он отсылает нас к Евангелию и, как немощных, поручает Христу, пропове­дуемому в Евангелии, Который «даром, без дел закона, оправдывает и спасает верующих в Него» (Рим 3:24—28). В этом, кажется, смысле апос­тол написал: «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал.3:24). Ибо кроме того, что он учит, что делать и чего не делать, и так нас старается отвести от грехов, он, как бы за руку взяв, ведет ко Христу нас, неисправных и немощных, ибо, чему учит нас, того не делаем, и так обличает нас и осуж­дает, а не оправдывает, устрашает, а не утешает, немощь нашу нам показывает, а не отнимает, а тем самым как бы убеждает нас искать другое средство, через которое мы могли бы избавить­ся от окаянства нашего. В такой тесноте совести убеждаемся прибе­гать к милостивому Божиему о Христе Иисусе обещанию, к святому Его Евангелию и Христу, о Котором проповедует евангельское открове­ние, Который не сотворивших закона, но ве­рующих в Него «даром оправдывает» и избавляет от всего бедствия и окаянства, как Сам гово­рит: «Если Сын освободит вас, то истинно сво­бодны будете» (Ин 8:36), — чтобы так, будучи не в состоянии оправдаться от закона, «оправдаться верою» (Гал.3:24). Ибо Христос осуждение зако­на, которому мы, как грешники и преступни­ки закона, подлежали, на Себя взял, а нам бла­гословение подает. «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» (1 Петр 2:24), чтобы нам подать правду Свою верою, как апостол напи­сал: «Не знавшего греха Он сделал для нас жерт­вою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведны­ми пред Богом» (2Кор.5:21). Подробнее об этом будет предложено ниже. Из вышесказанного следует: 1) Евангелие было от начала мира то же, что и ныне проповедуется. 2) Та же вера была от начала мира, которая ныне проповедуется, ибо отцы Ветхого Завета веровали в грядущего Христа, а мы веруем в пришедшего. 3) Тот же образ оправдания и спасения был у них, какой и у нас есть, то есть — вера во Хри­ста. Ибо в предвечном Божием совете положе­но — человека согрешившего спасти не иначе, как только через Христа, верою в Него. И что определено тогда, то ныне делается, и кто ни спасается, верою спасается. Ибо Евангелие — это «тайна, скрывавшаяся от вечности в Боге» (Еф.3:9), как сказано прежде. 4) Как христианин от веры, так вера от Евангелия начинается. Без Евангелия не может быть веры. Надо верить милостивому Божиему обещанию, которое относится к Евангелию, если хотим веру в сердце воспринять. 5) Чтобы веру в сердце воспринять от Евангелия, должно почувствовать в сердце силу, об­личение, осуждение и страх суда Божия от зако­на. Для этого нужна проповедь закона Божия. 6) Отсюда видно, как нужно поучаться в Слове Божием, то есть в законе и Евангелии, так как от закона «познается грех» и ощущается гнев Божий против греха (см. Рим 3:20), а от Евангелия силою Святого Духа вселяется в сер­дце утешение и живая вера. 7) Евангелие неисправным, некающимся и не перестающим грешить никакой пользы не приносит, так как тем только благовествуется, которые Бога и Суда Его праведного боятся и страхом и печалью за грехи уязвлены. Им уте­шение от Евангелия нужно и предлагается. Им говорится: «не бойся, только веруй» (Мк.5:36). Им Христос, в Евангелии проповедуемый — Утеши­тель и Врач, как и Сам Он говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9:12).

 

Глава 2: О вере

 

«Праведный верою жив будет» (Авв.2:4; Рим 1:17; Гал.3:11; Евр.10:38).

«Вера же есть осуществле­ние ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1).

§ 281. Вера — это то, чего не видим, или умом не постигаем, но веруем, что так и есть. Так, мы не видим Бога (хотя из создания мира познаем Его, но познание это, как несовершен­ное, вера совершает, и так более от веры, неже­ли от разума познаем), но веруем, что есть Бог, есть Един. Не постигаем умом, как Бог един естеством, но троичен в Лицах, но веруем, на­ставляемые Словом Божиим. Не видим Хрис­та, Сына Божия, вечной жизни, небесного цар­ствия, но веруем в них. Не постигаем умом вос­кресения мертвых, в святейшей Евхаристии Тела и Крови Христовой, но вера утверждает нас в том. В этих и прочих тайнах Божиих разум вере должен последовать, а не вера разуму, то есть познание их не от разума зависит, но от веры, и не потому веруем, что познаем, но потому по­знаем, что веруем. Итак, познание их плод не нашего разума, но веры, которая утверждается на твердом основании святого Божия Слова, истине и всемогуществе Божием. Это предлагается с той целью, чтобы не ис­пытывать умом того, что требует одной веры, но «пленять всякое помышление в послушание Хри­сту» (2Кор.10:5). Ибо известнейший знак неве­рия — вопрошать о тайнах Божиих: как это мо­жет быть? Поэтому святой Иоанн Златоуст учит: «Там где вера, не нужно испытание. Где не подобает испытывать, какая нужда в испы­тании? Испытание веры разорительно. Ибо испытывающий не обретет». (Беседа 1-я на первое Послание к Тимофею). Ибо если бы мы умом постигали, то не нужна была бы нам и вера. Вера там нужна, где ум наш не постигает. Но этой веры, то есть познания только верой святых тайн и православных догматов, недоста­точно для спасения, как о том будет сказано ниже.

§ 282. Начало евангельской спасающей веры. Сказано выше, что собственно дело закона — обличать, немощь показывать и гневом Божиим устрашать и осуждать законопреступников. Дело же Евангелия — немощь врачевать, Хри­ста-Врача показывать, утешать, страх отнимать и благодать Христову обещать. Поэтому нуж­но, чтобы евангельская вера в сердце зачалась. Нужно из закона познать немощь свою, гнев Божий, проклятие, суд и осуждение, следую­щее грешникам, почувствовать в сердце. И так вера в сердце, этим страхом, как огнем, очи­щенном и предуготованном, от Духа Святого зачинается. Ибо эта вера — дар Святого Духа. Поэтому святой Предтеча, уготовляя путь Христу, Сыну Божиему, Который должен был выйти с Евангелием Своим, начал проповедь свою от закона, которым обличал грехи чело­веческие, и судом Божиим устрашал их сердце. «Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10). Потому и вопроша­ли его народы: «Что же нам делать?» (Лк.3:10,12,14). Так и в Деяниях Апостольских пишется, что народ, после проповеди апостола Петра, в ко­торой он доказывал, что распятый Иисус — Мес­сия Христос, Отцом обещанный, и добавил: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян.2:36), — услышав, умилился серд­цем и сказал Петру и прочим апостолам: «Что нам делать, мужи братия» (Деян.2:37)? Узнали свой грех, почувствовали от этого и гнев Божий, и так совета просили: «Что нам делать, мужи братия? Итак, охотно принявшие слово его», как там же пишется, крестились (Деян.2:41). Так закон предуготовляет путь к Евангелию и ведет ко Христу, Который в Евангелии открыва­ется как Врач немощных, Утешитель печальных, Спаситель грешных, Надежда отчаявшихся в себе и своих силах. Отсюда следует, что спаса­ющая евангельская вера — это не что иное, как утешительное восприятие Евангелия, в сердце соделоваемое Святым Духом, или это сердеч­ное упование и несомненная надежда на бла­годать Божию, даром, ради Христа обещанную, то есть надежда на отпущение грехов и вечную жизнь. Поэтому начинающий веровать может быть уподоблен немощному, который, видя свою неисцелимую болезнь, желает и ищет искусно­го врача. Так грешник, видя через закон свою греховную немощь, от которой своей силой никак не может освободиться, желает и ищет врача, который бы смог его от той немощи освободить. Такой Врач открывается ему в Еван­гелии — это Христос, к Которому он прибегает, ищет от Него исцеления, и милостиво исцеля­ется. Еще уподобляется плененному, который ищет избавителя. Так грешник, плененный дья­волом, от которого избавиться своей хитростью и разумом никак не может, ищет и желает из­бавителя, и такой Избавитель представляется ему в Евангелии — Христос, Который Сам го­ворит: «Если Сын освободит вас, то истинно сво­бодны будете» (Ин 8:36), — и признавая Его за Избавителя своего, освобождается от ига дья­вольского. Опять же уподобляется убегающе­му от страха и ищущему безопасного места и защиты. Так грешник, желая убежать от страха Суда Божия, осуждения и ада, ищет защиты и безопасного места, но не находит, ибо никуда невозможно укрыться от Суда Божия. Такое место убежища открывается ему в Евангелии — Христос, верою в Которого безопасно скрыва­ется от суда Божия и гнева, грядущего на всю вселенную. Опять же уподобляется малому от­року, который нагим стоит перед матерью сво­ей и просит одеяния. Так грешник, лишенный одежды правды и спасения, стоит и ищет при­крытия наготе своей, но не может найти. Такая одежда, одежда оправдания, открывается и по­казывается ему в Евангелии. Это правда Хрис­това, которую верою даром приемлет, и при­крывается нагота его и срамота. Христос, Сын Божий, представляется нам в Евангелии как Врач, ибо врачует немощи наши. Представляется нам как Избавитель и Искупитель, ибо Кровью Своею искупляет и избавляет нас, верующих в Него, от дьявола, греха, ада и прочего бедствия. Представляется нам как град и место прибежища и Ходатай, ибо прибегая к Нему с верою, спасаемся от гнева Божия, и «мы имеем Ходатая пред Отцом, Иису­са Христа» (1Ин.2:1; Рим 8:34). Христос пред­ставляется нам в Евангелии как оправдание наше, ибо Его правдой прикрываемся и оправ­дываемся, чтобы не явиться нагими и скверны­ми перед святейшим Лицом Божиим, о чем ниже будет сказано яснее. Потому Сам Хрис­тос о Себе говорит: Отец Небесный «послал Меня благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк4:18). Из этого видно: 1) Что никто не может оправдаться перед Богом и спастись без Христа и помимо Христа, но только — верою во Христа, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись», — говорит апостол (Деян.4:12). Ибо никто не может от дьявола, греха, проклятия законного и от ада избавить­ся без Христа, и это все в кратком слове Хрис­товом заключается: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36). Итак, к Нему должны мы с верою прибегать, как ко гра­ду убежища, если хотим убежать от гнева Божиего, как к врачу, если хотим от язв грехов­ных исцелиться. Его должны просить с верою, дабы избавил нас от пленения и ига дьявольс­кого. К Нему подобает возводить очи наши, чтобы наготу и срамоту нашу прикрыл ризою правды Своей, чтобы не явились нагими и ос­кверненными грехами перед чистейшими оча­ми Небесного Его Отца. 2) Не может быть истинного покаяния без познания, ощущения и признания своей немо­щи, греха, бедности и окаянства, и все из закона и проклятия законного познается и ощущается. Поэтому всякий, желающий истинно каяться, должен вникнуть в закон и поставить совесть свою перед законом, и рассмотреть, в чем ее закон обличает, уязвляет и утесняет. В такой тесноте, то есть чувствуя законное проклятье и гнев Божий против содеянных грехов, верою прибегать ко Христу и искать милостивого из­бавления от гнева Божиего и казни, последую­щей гневу. 3) Не может быть истинной евангельской веры без познания, ощущения и признания сво­ей бедности и окаянства. Ибо, чтобы почувство­вать евангельское утешение, нужно прежде страх и печаль иметь, что бывает от познания своей бедности и окаянства. Ибо утешение — это уте­шение печальных, а не веселых. А где чувству­ется живое утешение через слово Евангелия, там и вера имеет свое место. Ибо вера евангель­ская не может быть без утешения, как ниже бу­дет сказано. 4) Как нужна проповедь святого закона Бо­жиего, чтобы бесстрашные в страх пришли, очнулись и спасительную печаль возымели, так нужна и проповедь Евангелия, чтобы сердца, страхом гнева Божиего сокрушенные, веру вос­приняли и живое утешение в себе почувство­вали. Это необходимый долг пастырей стада Христова. 5) Из этого видно, почему надменные мни­мой своей правдой не нуждаются в Евангелии и не принимают его, ибо не познают и не при­знают своей немощи и окаянства. Напротив того, для явных грешников это удобнее, ибо они видят свою бедность и окаянство. Поэтому на­писано, что «приближались к Нему (Христу) все мытари и грешники слушать Его». Напротив того, «роптали» на Христа «книжники и фарисеи», мни­мою своею святостью надменные, «говоря: «Он принимает грешников и ест с ними» (Лк.15:1— 2). Ибо кто своей немощи не видит и не при­знает, тот и врача не ищет, но ищут его только больные, которые болезнуют сердцем, имеют сердце, уязвленное стрелой греха и печали. Ибо «не здоровые имеют нужду во враче, но больные», — говорит Христос (Мф.9:12). 6) Святая евангельская вера имеет свое ме­сто в сердце. Как грех, страх и печаль сердце занимают и сокрушают, так и благодать Хрис­това, которая грех, страх и печаль отнимает, а надежду и утешение соделывает, — в сердце ве­рою вселяется. Поэтому каждый должен ста­раться веру иметь в сердце, а не только в разу­ме и на языке. Вера эта удобнее познается от свойств и действий своих, которые в следую­щем пункте объяснятся.

§ 283. Свойства и действия спасающей веры. 1) Вера эта все благодеяния Божии, всему миру Богом вообще показанные, к себе при­влекает и присваивает. Она учит верующего от сердца говорить: «Верую во Единаго Бога Отца, Который как всех, так и меня из ничего создал, из небытия в бытие привел, душу и тело, жизнь и дыхание мне подал, согрешившего и погибшего меня через Единородного Сына Своего взыскал и закрытые двери небесного царствия мне отверз. Верую во единаго Госпо­да моего Иисуса Христа, Сына Божия, Кото­рый меня, заблудшего, взыскал, погибшего спас от грехов, проклятия, смерти, ада и дья­вола, избавил не серебром, не золотом, не иною какой ценой, но честной Своей Кровью, непо­винной Своей смертью и страданием, и меня, удаленного и отверженного от Лица Божиего, — присвоил и привел в Свое царство, в котором верные Его, Кровью Его оправданные, нахо­дятся и чают воскресения мертвых и жизни будущаго века. Верую в Духа Святаго Господа Животворящаго, Который банею пакибытия меня возродил и обновил «служить Ему в свя­тости и правде пред Ним, во все дни жизни моей» (Лк.1:75); Который меня духовно оживотворя­ет, просвещает, наставляет на путь правый и на путь спасения, подает мне благодатные движе­ния в сердце моем и помогает мне в подвиге против греха и дьявола, отводит от греха и учит ходить достойно звания христианского, и проч. И эти великие и высокие милости подает мне Человеколюбивый Бог, в Трех Лицах мною веруемый и поклоняемый, не по заслугам моим, но даром, по единой Своей беспримерной бла­гости и человеколюбию». Поэтому каждый, имеющий в сердце истин­ную веру, должен со святым апостолом Павлом держаться сего и исповедать: «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:20). Сын Божий весь мир возлюбил и предал Себя за весь мир. Но святой Павел эту высокую Его любовь и благодеяние себе верою присваивает. Это и в прочих местах Святого Писания можно заметить, и в церковных пес­нях и премногих стихах можно видеть поюще­му и читающему со вниманием, как верная душа это великое дело человеколюбия Божие-го себе присваивает. Святой Иоанн Дамаскин поет Христу: «Спасл еси всего мя человека» (Гласа 2, песнь 4). И далее: «До мене идеши, мене ища заблудшаго» (Там же). И еще: «Ты моя крепость, Господи! Ты моя и сила», и прочее (Глас 8, песнь 4). Так верная душа присваивает себе благодеяния Божии и заслуги Христовы, которые Человеколюбивый Бог всей твари во­обще показал и показывает. Отсюда последо­вательно в сердце верующего восстает горячая любовь к Богу, благодарение, прославление имени Его святого, и так вера по своему произ­волению творит добрые дела. 2) Вера спасительная, что верует, то безбо­язненно, где должно и нужно, исповедует, как учит апостол: «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим 10:10). Поэтому святой Давид говорит о себе: «Я веро­вал, и потому говорил» (Пс.115:1). И апостол: «и мы веруем, потому и говорим» (2Кор.4:13). От­сюда восстает безбоязненное засвидетельство­вание истины перед врагами истины. Отсюда ревность ради Бога, особенно там, где слава имени Его требует. Отсюда бывает то, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иису­се, будут гонимы» (2 Тим 3:12), ибо мир не любит истины, которую верные рабы Божий свиде­тельствуют. Отсюда просияло столько тысяч мучеников и исповедников, которые не только устами, но и излиянием крови своей засвиде­тельствовали истину перед врагами Божиими. Отсюда Христос говорит: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но раз­деление; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свек­ровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк.12:51—53). Отсюда бывает, что нечестивый муж благочестивую жену свою и нечестивая жена благочестивого мужа своего ненавидит, нечестивый отец благочестивого сына и дочь свою ненавидит, нечестивая свек­ровь благочестивую невестку свою, нечестивый брат благочестивого брата своего и нечестивая сестра благочестивую сестру, нечестивый сосед благочестивого соседа и всякий нечестивый благочестивого ненавидит, гонит и обижает, так как благочестивый правду и истину словом и делом свидетельствует, и обличает неправду и ложь, чего нечестивые не любят. 3) Вера эта имеет дерзновение и упование на Божие милосердие, человеколюбие и помощь, поскольку высоко почитает благодатные Божии обещания милости, помощи и избавления всем, верующим в Него и верою призывающим Его. Она верует несомненно Обещавшему: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим 10:13). И еще: «Призови Меня в день скорби твоей, и из­бавлю тебя» (Пс.49:15). Поэтому вера называется осуществление ожидаемого, по учению апостола (Евр.11:1). Ибо видит невидимое как видимое и будущее как настоящее, как и о святом Авраа­ме, отце верных, пишется: «Был вполне уверен, что Бог силен исполнить обещанное» (Рим 4:21). И Христос говорит расслабленному: «Дерзай чадо, отпускаются тебе грехи твои» (Мф.9:2). Так милосердием Божиим и всякого верного ободряет вера, в сердце его живущая. «Дерзай», так как Бог «милостив», и потому помилует тебя. Он «Истинен», — и потому исполнит Свое обе­щание, услышит тебя, призывающего Его. Он «Всесилен», — и потому может избавить тебя. Отсюда бывает, что верный с горячим дерз­новением любви Бога называет своим Богом: «Боже, Боже мой, к Тебе сутра взываю» (Пс.62:1). «Боже мой, Милость моя» (Пс.58:18); своею кре­постью, утверждением, прибежищем: «Возлюб­лю Тебя, Господи, Крепость моя! Господь — ут­верждение мое, и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него; Защитник мой и рог спасения моего» (Пс.17:2—3). Такое дерзновение веры изображается и в 90-м псалме: «Живущий помощью Вышнего», — и прочее. Так и св. Иоанн Дамаскин, духом ра­дуясь и играя, поет в своих песнях к Богу: «Ты моя крепость, Господи! Ты моя и сила! Ты мой Бог! Ты мое радование!» — и прочее. (Песнь 4, глас 8). Отсюда в сердцах верных радость и веселие духовное восстает, так что они показы­вают себя не только готовыми к страданию за Бога, но и с радостью воспринимают его, как пишется об апостолах: «Они же пошли из синед­риона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удос­тоились принять бесчестие» (Деян.5:41). Радость эта преизобильно растет и претворяет их сердца в духовное играние и воскликновение, ког­да взирают они с верою на будущую славу, уго­тованную терпящим скорбь и любящим Бога, вспоминают утешительное слово Христово: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награ­да на небесах» (Мф.5:12). 4) Вера очищает сердце верующего от все­го, что принадлежит миру, то есть от пристрас­тия к чести, славе, богатству, сладострастию и от всякого греховного обычая. Ибо неравное с неравным, например, огонь с водой не совме­щается. Так, вера — дар небесный — с земным и тленным не совмещается, но всегда к небу стремится и сердце верующего восхищает туда, откуда произошла, ищет невидимого и вечно­го, и поэтому все, принадлежащее этому миру, вменяет за суету или за прелесть. Поэтому вер­ным повелевается: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин2:15). Отсюда в верных восстают воздыхания и гласы плачевные: «Увы мне, что жизнь моя в пе­реселении продолжительна» (Пс.119:5). Восста­ют желания святые: «Боже, Боже мой, к Тебе с утра взываю: возжаждала Тебя душа моя», — и прочее (Пс.62:2). «Как лань желает на источни­ки вод, так желает душа моя к Тебе, Боже», — и прочее (Пс.41:2). «Как вожделенны жилища Твои, Господи Сил! Всемерно желает душа моя во дво­ры Господни», — и прочее (Пс.83:2—3). Ибо вер­ные, истинные христиане — пришельцы и странники в мире сем. Поэтому Отечество их, дом их, богатство, честь, слава, наследство и все блага не в мире сем, но на небе, где и Отец их, к Которому воздыхают и молятся: «Отче наш, Иже ecu на небесех!» — и проч. И как человек, отлу­чившийся из своего дома и Отечества, всегда помышляет о доме и родителях своих, и серд­цем и желанием своим к ним стремится, так верные рабы Божии, пока в мире сем и в теле живом, отходят от Господа («ибо ходят верою, а не видением»), а потому и «воздыхают, желая об­лечься в небесное их жилище» (2Кор.5:2,7). 5) Вера эта отвлекает верующего человека от надежды на создание, «на князей, сынов че­ловеческих» (см. Пс.145:3), начесть, богатство, силу свою, благочестие свое, на себя самого, и от всего того, что помимо Бога, но учит на од­ного Бога надеяться, в Нем одном почивать, от Него одного милости, защиты, избавления и спасения искать и надеяться. Ибо надежда с верой неразлучна, но с верой всегда пребывает. Поэтому как вера одного Бога зрит, так и на­дежду с собой влечет и к одному Богу привязы­вает, и на Него одного надеяться верующего учит. Люди плотские, то есть по плоти и для мира сего живущие, на свою честь, на богатство, силу и хитрость свою надеются, и потому в нуждах своих и разных случаях к ним прибегают, и за­щиты и помощи от них просят. Верный же Бо­жий раб не так: оставив всю эту надежду, как суетную, к одному Богу, как дитя малое к мате­ри своей, прибегает и прилепляется, и у Него одного всего просит с надеждою, крепко дер­жась за милостивое Божие обещание: «Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и про­славишь Меня» (Пс.49:15); и еще: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15), — и прочие милостивые Его обещания помня. Поэтому святое Божие слово одних тех уб­лажает, которые на Бога надеются, как читаем это во многих местах Святого Писания. Напро­тив того, оно отзывает всех от надежды на че­ловека и прочее создание: «Не надейтесь на кня­зей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс.145:3), — и в прочих местах, и проклятием поражает тех, которые надежду свою полагают на человека: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своей опорой, и сердце которого отступило от Господа» (Иер.17:5). Ибо кто на кого надеется, тот в того и верует. И потому, кто на человека надеется, — в человека, как в идола, верует, и так от Бога сердцем отступает, как пророк го­ворит, хотя устами исповедует и почитает Его. Такой грешит против заповеди Божией: «Я Гос­подь Бог твой» (Исх.20:2), — и так совершает ду­ховное идолопоклонство. 6) Вера освобождает верующего от греха, смерти, проклятия, ада, дьявола и прочих бед­ствий и делает его духовно свободным. Духов­но, говорю, ибо телесно он может быть пора­бощен, может быть раб человеку, может быть в пленении, в узах, в темнице, связан и окован, ибо много таких среди верных. Такими были святые мученики и другие страждущие ради правды. И ныне есть люди, находящиеся под игом нечестивых, и рабы благочестивые, служащие своим господам. Но таковые все духов­но свободны. Ибо духа никто не может пора­ботить, пленить, связать, заключить, умертвить. Ибо «где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17). И эту свободу означает Христово обещание: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36). 7) Вера обновляет человека, делает его рас­положенным к добру, исполненным любви, милостивым, терпеливым, кротким и любящим прочие христианские добродетели. Ибо вера — это Божественное семя, от которого духовно рождаются христиане, и потому приносят та­кие плоды, каково семя. Ибо «не может дерево доброе приносить плоды худые», — говорит Хрис­тос (Мф.7:18). Каково семя, таковы и плоды его. Ибо у злого семени змеиного, которое он по­сеял на сердце прародителя нашего, — злые плоды: ненависть, злоба, вражда и прочие гре­хи. А у семени Христова, которое есть вера свя­тая, добрые плоды: любовь, милость, кротость, благость, милосердие, воздержание и прочее (см. Гал.5:22). Поэтому апостол говорит: «Во Хри­сте Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал.5:6). Поэтому святые апостолы везде в своих посла­ниях увещевают к познанию плодов веры, то есть к добрым делам. 8) Вера эта соделывает радость и веселье в сердце верующего. Радость эта — не о пище и питье, не о чести, не о богатстве, не о золоте, серебре, не о прочем, о чем сыны века сего ра­дуются, ибо это радость плотская. Но это ра­дость духовная — радость о Господе Спасе, о благости и человеколюбии Его, утешение и спокойствие в совести, как апостол учит: «Оп­равдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа», — и прочее (Рим 5:1). Ибо святое Евангелие — это радостная весть, и вера — это сердечное принятие Еван­гелия, поэтому принимающим его непремен­но следует духовная радость в сердцах, как о страже темничном, в Деяниях апостольских упоминаемом, пишется: «Возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога» (Деян.16:34). Потому эта радость, как пресладкая духовная пища, во многих местах Святого Писания пред­лагается верным, как может заметить читаю­щий Псалмы, Евангелие и послания апостоль­ские. 9) Вера эта умягчает злострадание и скорбь. Ибо ведают верные, что скорбью и злостраданием уподобляются Христу, Сыну Божию, не­повинно за всех пострадавшему: «Если с Ним страдают, с Ним и прославятся» (Рим 8:17). Хотя лишаются чести, богатства, славы, доброго имени, но несравненно большее богатство, честь, славу обретают во Христе, Спасителе своем. Оскорбляют их, но они большее утеше­ние обретают во Христе, Господе своем. Про­клинают их, но они благословение находят и имеют во Христе Иисусе, в Которого веруют, и проклятие злых обращается им в благослове­ние, как говорит пророк: «Они проклянут, а Ты благословишь» (Пс.108:28). Поэтому святой апо­стол говорит: «Не сим только, похвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надеж­да, а надежда не постыжает» (Рим 5:3—5). (Смотри пункт 3-й этого параграфа). 10) Вера эта имеет истинный Божий страх, которым верующий отвращается от всякого греха, всякого бесчинного пристрастия. Всего, что позволено, например, пищу, питье и прочие блага мира сего употребляет не ради удовлет­ворения сладострастия, но ради нужды, ради подкрепления немощной плоти, чтобы мог де­лать дела, соответствующие его званию. Поэто­му апостол пишет верующим: «Если вы называе­те Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите вре­мя странствования вашего», — и далее (1 Петр 1:17). И святой Павел пишет: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп.2:12). Страх здесь подразумевается не тот, который не причастен любви. Такой страх и самые нечес­тивые в совести своей осознают, он грозит им вечной мукой. Его даже и бесы имеют, ибо «ве­руют и трепещут», по слову святого апостола (см. Иак.2:19). Но здесь имеется в виду страх, сопряженный с любовью. И хотя верных часто ударяет страх суда Божия, осуждения и ада, что особенно бывает в великом духовном искуше­нии, однако они силой веры и молитвы побеждают тот страх и, как золото в горниле, в этом огне искушения чистейшими делаются. 11) Вера эта спасительное Христово смот­рение, рождение, жизнь на земле, страдание, смерть и Воскресение дорого и высоко почи­тает как единственное средство, которым веч­но спасаемся. Она, с благоговением взирая на распятого Христа, помышляет: Кто и каков Тот, Который так за низкого Своего раба пострадал, и что этим страданием ему приобрел! Оттого верующий возбуждается ко взаимной любви и сердечному благодарению и всячески старает­ся это исполнять. Но когда видит, что не может этого сделать, — «Что воздам Господу за все, что Он даровал мне?» (Пс. 115:3), — падает пред Ним со смирением и любовью, сердечно исповедуя свои недостатки, и единое сердечное желание благодарения, усердие и любовь, какая возмож­на в веке сем, приносит Высочайшему своему Благодетелю. От этого в верном возбуждается желание терпеть за имя Господа Иисуса все, что воля Божия захочет. Поэтому святые апостолы почти везде в своих посланиях высокую эту бла­годать нашим душевным очам представляют: «Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Хри­ста, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9, и в других местах), — и тем к благодарению воз­буждают верных. 12) Вера эта подвизается против греха (о чем смотри в параграфе 13-м). И у веры есть такое свойство, что иногда она ясно является и воз­носит сердце верующего в высоту, а иногда так скрывается, что как бы ее и не было, отчего ве­рующий бывает унылым, печалится, боится Суда Божиего, осуждения, геенны и прочего. Но, вспоминая Божии милостивые обещания и евангельские утешения, снова ободряется, укрепляется и упование свое и дерзновение вос­принимает. Это можно приметить в Псаломнике и других святых, упоминаемых как во всем Святом Писании, так и в церковной Истории. 13) Вера душу верного таинственно соеди­няет со Христом, как невесту с женихом, как пророк говорит от лица Господа: «Обручу тебя Себе в вере, и ты познаешь Господа» (Ос.:20). И апостол говорит соответствующие слова: «Обру­чил вас (говорит верным) единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор.11:2). Поэтому Христос такую верную душу очищает от греха и всякой скверны и делает ее святой, отнимает от нее духовные бедствия: проклятие, осуждение, смерть и всякое духовное неблаго­получие — и вместо того подает Свои духовные блага: благословение, избавление и вечную жизнь, как и апостол об этом учит: «Христос сде­лался для нас премудростью от Бога, праведнос­тью, и освящением, и искуплением» (1Кор.1:30); как жену некую, содрав с нее разорванные ру­бища и омыв от смрада, облекает в чистую баг­ряницу правды Своей, чтобы перед очами Его и Небесного Его Отца явилась чистая, и, как Царская дочь, «одетая и преукрашенная» (Пс.44:10) духовными украшениями. Потому святой пророк, радуясь об этом духом, восклица­ет, говоря: «Да возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения и одеждою ве­селия одел меня; как на жениха возложил на меня венец и, как невесту, украсил меня убранством» (Ис.61:10). Из вышенаписанного видишь, христианин: 1) Что в вере состоит все существо христи­анского блаженства. Ибо кто истинную живую веру имеет, тот имеет Божие благословение, правду Христову, святость, избавление, свобо­ду духовную, вечную жизнь и блаженство. 2) Отсюда познай, человек, сколь великое богатство благости Божией, что человека отвер­женного и окаянного в Сыне так возлюбил и превознес, что чем более человек обесчестился в себе, тем более во Христе, Сыне Божием, по Божиему человеколюбию, вознесен. 3) Отсюда поучайся сердцем и устами бла­годарить Бога, Который тебе, бедному, окаян­ному, проклятому, отверженному, осужденно­му в самом себе, подает верою в Сыне Своем вместо греха твоего правду, вместо клятвы — благословение, вместо окаянства — блажен­ство, вместо смерти — жизнь вечную, вместо ада и геенны — наследие небесного царствия, и всех вечных благ сокровища отверзает. Ум не постигает этой к нам Божией милости и благо­воления! О бедные и окаянные грешники! Ка­кой великой милости и человеколюбия Божиего мы сподобились даром, без всяких наших заслуг! Кто за это человеколюбие Божие дос­тойно возблагодарить Бога может? «Что возда­дим Господу за все, что Он даровал нам» (см. Пс.115:3). 4) Отсюда познай силу истинной и живой веры во Христа, которая все благие и духовные дарования к себе привлекает и от Бога получает. 5) Когда от такого бедствия благодатью Бо­жией мы избавились и к такому блаженству возведены, как должно нам беречься от всяко­го греха, из-за чего всякое бедствие приходит, чтобы снова не впасть в бедствие, и как усерд­но служить Богу, Который такую милость нам, грешным, показал! 6) Как нужно стараться хранить одежду оправдания, данную при Крещении, да не лишим­ся ее снова, к великой нашей беде! «Блажен бод­рствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его», — говорит Христос (Откр.16:15). 7) Не сохранившему этих богоданных риз одна надежда осталась, чтобы взыскать их — чистосердечное покаяние (о котором смотри в статье первой книги первой, части второй).

§ 284. Вера святая подлежит многоразлич­ному искушению. 1) Искушает ее плоть со страстями и похотями, когда на всякое бесчинное мудрование и похотение движет верное сердце (см. Иак.1:14). Христиане, как Христовы рабы, должны «распи­нать плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24). 2) Соблазны мира сего, то есть развращен­ное и противное Слову Божиему учение, при­мер развращенной жизни, пытаются искру ее угасить. Сюда относится лесть богатства, чес­ти, славы и сластей. 3) Сатана и слуги его стараются ее искоре­нить и, как искру зачавшуюся, угасить наводне­нием бед, напастей, гонений и многих скорбей. Против всего этого бедствия верному сердцу нужно подвизаться и хранить веру свою терпе­нием. 4) Нет для веры большего и тягчайшего ис­кушения, чем когда на верное сердце находит духовная напасть: смущение, страх и ужас Суда Божиего, отчаяние, страх геенны и ада; когда жестокое ударение и мучение совести вынужда­ется чувствовать верная душа; когда помыслы, как волны, восстают и ударяют верное сердце отчаянием: «нет спасения ему в Боге его» (Пс.3:3). Ибо что тяжелее может быть душе, ищущей спасения, чем когда враг хочет отчаянием от­нять у нее вечное спасение? Это «раскаленные стрелы лукавого», метаемые на верную душу Божиим попущением для нашей пользы. Их, по учению апостольскому, «подобает угашать щи­том веры» (Еф.6:16).

§ 285. Вера святая укрепляется и растет: 1) Прилежным чтением или слушанием Слова Божия. Ибо как происходит «вера от слы­шания, а слышание от Слова Божия» (Рим 10:17), так укрепляется и растет она вниманием и все­гдашним поучением от того же Божия Слова. Ибо, по учению премудрого Павла, «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обли­чения, для исправления, для наставления в правед­ности, да будет совершен Божий человек, ко вся­кому доброму делу приготовлен» (2 Тим 3:16—17). Потому и поставил Христос «одних апостолами,других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру пол­ного возраста Христова» (Еф.4:11—13). Поэтому ублажается тот, «кто в законе Господнем поуча­ется день и ночь» (Пс.1:2), ибо от того поучения обещаются такие прекрасные плоды, как от дерева, посаженного при водах и влагою тех вод питаемого. «И будет он (поучающийся в законе Господнем), как дерево, посаженное при пото­ках вод, которое принесет плод свой в свое вре­мя, илист его не отпадет; и все, что он ни дела­ет, будет благоуспешно» (Пс.1:3). 2) Укрепляется и растет вера размышлени­ем о чудных Божиих делах, исполненных ми­лостивых Его обещаний. Обещал Бог правед­ному Ною, что спасет его с семьей от всемир­ного потопа — и спас (см. Быт 6—8). Обещал Аврааму, что семя его из Египта, в котором дол­жно было претерпевать тяжкое рабство, изве­дет и введет в землю Хананейскую, — и сделал это, как читаем в книгах Моисеевых и псалмах: «Он вспомнил святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему, и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии, и дал им области язычников, и они наследовали приобретенное от труда народов» (Пс.104:42—44). Обещал сынов Израилевых из пленения Вавилонского освободить — и осво­бодил, как написано в книгах Ветхого Завета. Обещал послать Спасителя миру — и исполнил это, и спасаются верующие во имя Его. Обещал услышать верою призывающих Его — и слуша­ет, как во многих местах Святого Писания чи­таем. Услышал их, услышит и нас, когда верою Его призовем. Ибо Бог не на лица зрит, но на веру и сердце человеческое (см. 1Цар.16:7). Всем готов подать благодать и милость Свою, когда видит сердце, которое удобно может при­нять Его благодать. А если не получаем то, чего желаем и просим, — наша вина, а не Его. От бывшего же заключаем и о будущем. В испол­нившихся Божиих пророчествах и милостивых обещаниях несомненно видим подтверждение о тех, которые еще не исполнились, но в свое время должны исполниться. Обещал воскресение мертвых и верных Своих рабов прославить и подать наследие не­бесного царствия — непременно будет то. И это также истинно и известно, как если бы оно уже в действительности было. Ибо Бог, как Истин­ный, солгать не может, как Всемогущий, все сде­лает, что хочет, и как удобно Ему было мир из ничего создать, так удобно рассыпанный прах тел наших собрать и в бессмертие облечь и про­славить; как Благий, Он хочет разумной Своей твари блаженство подать; как Праведный, вер­ных рабов Своих, в вере подвизавшихся, непре­менно наградит. Так вера принимает подкреп­ление от рассуждения о чудных Божиих делах и Его свойствах, в святом Его Слове открытых, и верное сердце оттуда же черпает для себя жи­вое утешение, как и святой апостол написал: «Все, что писано было прежде, написано нам в на­ставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим 15:4). 3) Укрепляется и растет вера усердной и частой молитвой, как учит Христос: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7—8). Ибо вера, как дар Божий, Божией по­мощью сохраняется и умножается, поскольку без Него не можем делать ничего, как говорит Христос: «без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5). Поэтому апостолы молились Христу: «Умножь в нас веру» (Лк.17:5). Так подобает и нам молиться и стучаться в двери милосердия Его: «Господи, умножь в нас веру»; или еще с отцом бес­новатого отрока молиться со слезами: «Господи, помоги нашему неверию» (см. Мк.9:24). Ибо в вере содержится все христианское блаженство, как выше сказано и ниже увидим. 4) Укрепляется и умножается святая вера причащением пресвятых Христовых Таин. Ибо «соединяющийся с Господом есть один дух с Госпо­дом», — говорит святой Павел (1Кор.6:17); и Христос говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин 6:56); и «кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин 15:5). Ибо как плоть человеческая укрепляется и растет естествен­ной пищей, так вера Христова, зачавшаяся в сердце человеческом, укрепляется и растет та­инственной пищей святейшего Тела и Крови Христовой. Ибо Тело и Кровь Христовы — жи­вотворящие, и потому, кто достойно их приоб­щается, духовно оживотворяется и от немощей душевных исцеляется. 5) Сохраняется вера удалением от бесед и обращений со злыми и развращенными. Ибо «худые сообщества развращают добрые нравы», — говорит апостол (1Кор.15:33), почему и пове­левает от таковых отлучаться: «завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бес­чинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фес 3:6). Чем более вера растет, тем большие ее плоды, как плодовитое дерево чем более ра­стет и ветви свои распространяет, тем более плодов приносит.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных