Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статья 3: О христианской должности к Богу. 1 страница




 

Хотя из вышенаписанного можно видеть, что мы, христиане, должники Богу нашему, помиловавшему и спасшему нас, однако же в сей статье пространнее и яснее показывается то, что христианин, по силе веры и звания своего, обязан оказывать по отношению к Богу, о чем рассуждение на своих местах будет предложено.

Глава 1: О должном послушании Богу

«Овцы Мои слушаются голо­са Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную», — говорит Хри­стос (Ин 10:27-28).

«Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога», — говорит Христос Иудеям (Ин.8:47).

§ 303. Послушание, которое христианин должен своему Богу оказывать, состоит в том, чтобы он волю свою воле Божией во всем ста­рался покорять, и что Бог ни повелевает, ко все­му тому охоту свою показывать, и не смотреть, что миру или плоти угодно, но что Богу благо-угодно, как и апостол написал: «Поступайте, как чада света (ибо плод духовный есть во вся­кой благостыни, правде и истине), испытывай­те, что благоугодно Богу» (Еф.5:8—10). Истинное послушание не смотрит, трудно ли, или удобно, тяжко ли или легко то, что по­велевается, но на всякое повеление, какое бы оно ни было, готовым себя показывает, с про­роком отдавая свое сердце в послушание Богу: «Готово сердце мое» (Пс.107:2). Оно рассуждает не о повелеваемом, но о воле и желании пове­левающего лица: кто и каков, и что хочет от него повелевающий; довольствуется тем, что Тот, Который повелевает, — это Бог его, и того, что повелевается, Он хочет от него. Бог, говорю, его Создатель и Промыслитель, а не кто иной. По­этому не о повелении рассуждает, но о силе и власти Повелевающего. Потому показывает охоту исполнить Его повеление. И так, что хо­чет Повелевающий, то хочет и делает, а чего не хочет, не хочет и не делает. Такое послушание оказал Богу Авраам, пра­отец святой, как читаем в книге Бытия. Когда ему Бог повелел: «Выйди из земли твоей, и от рода твоего, и от дома отца твоего, и иди в землю, которую тебе покажу», и прочее (Быт 12:1 и след.), — он не отказался это исполнить, оста­вил свое отечество, свой род и дом отца своего, и пошел в землю чужую, неизвестную, как апо­стол о том написал: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел полу­чить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» (Евр.11:8). Еще большего удивления достойное дело сотворил святой патриарх, когда по повелению Божиему сына своего Исаака привел и вознес на жертвенник, на всесожжение, и хотя не де­лом, но произволением заклал его (см. Быт 22:1—12). Сын был единственный, сын, отцом возлюбленный, сын, по обещанию Божиему данный и в старости рожденный, сын, о кото­ром сказано ему Богом: «в Исааке наречется тебе семя» (Быт 21:12; Евр.11:18). Но верный и ис­кренний послушник не отказался вознести его на всесожжение, не смотрел на такое тяжкое и неудобное повеление, но внимал власти силе и всемогуществу Повелевающего, «он думал, — говорит апостол, — что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр.11:19). А от искреннего своего послушания искреннюю веру в Бога показал святой праотец. Вера его к послушанию воз­буждала, и от послушания показалась вера его, как от доброго плода доброе дерево. Святой апостол о нем написал: «не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содей­ствовала делам его, и делами вера достигла со­вершенства» (Иак.2:21—22)?

§ 304. Святой Авраам, который выше при­веден в образ искреннего послушания, означен от Бога «отцом верующих» (Рим 4:11), ради веры и послушания его, как сказал ему Бог: «Я поста­вил тебя отцом многих народов» (Быт 17:4—5; Рим 4:16—17). И верные — это «сыны Аврамовы», по учению апостола: «верующие суть сыны Авраама» (Гал.3:7), то есть, не по плоти, а по духу сыны Авраама, не плотские чада, но духовные. По­этому, христианин, если мы хотим быть чада­ми Авраама и благословение Авраамово полу­чить, «благословиться с верным Авраамом» (Гал.3:9), должно нам вере Авраама, как отца вер­ных, подражать и веру нашу к Богу от послуша­ния нашего показывать, как отец верных Ав­раам, как мы видели в предыдущем параграфе. Если чадами Авраама хотим быть, то дела Авраама должны творить, как говорит Христос иудеям: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Ин 8:39). Это слово сказа­но тем иудеям, которые этим великим патриар­хом хвалились, называя его своим отцом: «Отец у нас Авраам» (Мф.3:9), «отец наш — Авраам « (Ин 8:39), — но в вере и делах отцу этому не следова­ли. Не повелевает нам Бог оставить отечество, род и дом наш, и идти в чужую землю, хотя и это сделать должны мы при случае ради имени Его святого, когда того честь имени Его потре­бует (см. Мф.19:29), но повелевает оставить мир с прелестями и похотями. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет люб­ви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин 2:15—16). Повелевает нам Бог, «как пришельцам и странникам, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петр 2:11), и «о горнем помышлять, а не о земном» (Кол.3:2). Не повеле­вает закалать сынов наших или себя умерщв­лять, хотя при случае за честь имени Его и жизнь нашу должны положить, но говорит: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол 3:5). Говорит: «пред­ставьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения ваше­го, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобра­зуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам по­знавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12:1—2). Словом, повелевает умереть для греха, мира и плоти и жить для Него, то есть Ему служить, Ему благоугодное творить, говорить и мыслить, как говорит апостол: «Христос за всех умер, что­бы живущие уже не для себя жили, но для Умер­шего за них и Воскресшего» (2Кор.5:15). Ибо этого вера наша, которую имеем в Него, от нас тре­бует, и к этому вера поощряет верное сердце. Итак, если хотим быть верными, быть ча­дами верного Авраама, быть Христовыми, — «а те, которые Христовы, распяли плоть со страс­тями и похотями» (Гал.5:24), — то покажем веру нашу в Него от послушания нашего, покажем веру нашу от дел наших, как апостол требует: «покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак.2:18). «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26).

§ 305. Послушание показывать Богу, то есть от зла уклоняться и благое творить должно нам, христианин, но надежду избавления и спасения полагать только на одного Христа. Ибо 1) Как от вечной смерти, ада и мучения из­бавляемся, так и вечную жизнь получаем не нашим, но Христовым послушанием, верою во «Христе Иисусе, Который сделался для нас пре­мудростью от Бога, праведностью, и освящени­ем, и искуплением» (1Кор.1:30), Который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8). «Ибо, как непослушанием одного человека Адама сделались многие грешны­ми, так и послушанием одного, Иисуса Христа, сделаются праведными многие», — говорит апос­тол (Рим 5:19). Итак, как оправдаемся перед Богом верой во Христа, так, следовательно, и спасаемся. Ибо где оправдание, там и спасение. Ибо как оправданию спасение последует, так без оправдания спасения не бывает. Ослушани­ем нашим гневу Божиему и вечной смерти под­падаем, но послушанием сами от этого изба­виться и вечную жизнь заслужить не можем. Надобно ко Христу, Сыну Божиему, как «Хода­таю нашему» (1Ин.2:1), с верою прибегать. Он нам всесовершеннейшим Своим послушанием как избавление от смерти, так и наследие веч­ной жизни заслужил, если чистосердечно в Него веруем. 2) Нам должно заботиться о том, чтобы спа­сения, которое Он нам заслужил, своим неве­рием и ослушанием не потерять. Отсюда повелено нам: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп.2:12). «Со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тлен­ным серебром или золотом искуплены вы от сует­ной жизни, преданной вам от отцов, но драгоцен­ною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1:17—19). Если хотим получить спасение, то должно нам беречься всего того, что затворяет дверь к этому спасению. Затво­ряет же непослушание и грех. «Всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он Чист», — говорит апостол (1 Ин 3:3), то есть бе­режется грехов и в прежних усердно кается. 3) Послушание — наш долг Богу, ибо созда­ние должно воему Создателю послушание и почитание воздавать. Подданный царю своему и раб господину своему должен повиновение и послушание оказывать, тем более мы должны оказывать Богу, Который есть Царь и Господь наш, и «Царь царствующих и Господь господству­ющих» (1 Тим 6:15), повиновение, послушание и почитание, которого без послушания быть не может. Обида и оскорбление бывает царю и гос­подину, когда подданный и раб его должного послушания ему не оказывает. Намного боль­шая Богу обида от нас бывает, когда Ему, как Господу и Царю нашему, повиновения и послу­шания не оказываем. Поэтому говорит Господь через пророка: «Сын славит отца, и раб господина своего боится. И если Я Отец, то где слава Моя? И если Я Господь, то где страх предо Мой? —го­ворит Господь Вседержитель» (Мал 1:6). Поэто­му когда послушание оказываем Богу, то долж­ное Ему отдаем, и тем заслужить у Него ничего не можем, а тем более — вечную жизнь, кото­рая есть бесконечное добро. Потому говорит Христос: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10). 4) Жизнь вечная есть дар Божий, который Христос, Сын Божий, Кровью Своей заслужил верующим во имя Его, как говорит апостол: «Дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Гос­поде нашем» (Рим 6:23). Ибо человек, как греш­ник и сам в себе проклятый, и ничему иному, как только вечному осуждению подлежащий, не может заслужить и не заслуживает ничего, как только смерти, как сказано: «возмездие за грех — смерть» (Рим 6:23). Сам себя может погу­бить, и губит, но сам себя спасти не может. На­добно Сыну Божиему, как Пастырю доброму, взять его, как овцу заблудшую, на плечи Свои (см. Лк 15:4—6), и принести к Отцу Своему, как говорит Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). Он овец Своих, то есть верую­щих в Него, и слушающих гласа его, и за Ним идущих, пасет, спасает и отверзает им дверь веч­ной жизни, как говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную» (Ин 10:27—28). 5) Послушание наше Богу не можем ока­зывать без Божией благодати. Ибо так свиде­тельствует Христос: «Без Меня не можете де­лать ничего» (Ин 15:5). И апостол Христов: «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп.2:13). Потому повелено нам просить, искать и стучать, чтобы была подана нам Божия благодать. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7). Итак, как можем заслужить нашим послу­шанием вечную жизнь, когда и истинное послу­шание — не наше собственное, но дело Божией благодати, нам же это приписывается, потому что мы Божией благодати не противимся, но, когда она действует в нас, ей содействуем? По­тому ожесточенным иудеям сказано: «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому» (Деян.7:51). 6) Послушание наше несовершенное. Ибо хотя и старается верная душа оказывать послу­шание Богу своему, но часто немощь плоти пре­пятствуют ей в этом, ибо «дух бодр, плоть же не­мощна» (Мф.26:41). Посему и святые в немощи этой находятся, и об отпущении молится каж­дый преподобный (см. Пс.31:11), и воздыхают к Небесному Отцу: «остави нам долги наша», и прочее. Ибо «грехопадения кто уразумеет?» (Пс.18:13). Итак, послушание должны мы оказы­вать Богу нашему, чтобы засвидетельствовать от этого послушания веру нашу, или, по словам апостола, показать «веру нашу из дел наших» (Иак.2:18). А избавления от вечной смерти и насле­дия вечной жизни верою во Христа просить и искать должно нам у Бога, чему нас учат и мо­литвы, в святой Церкви принятые и читаемые, в которых просим у Бога нашего милости, бла­годати, отпущения грехов, оправдания, свято­сти, избавления от ада и вечной смерти, и на­следия вечной жизни верою о Христе Иисусе Господе нашем. Читай сам со вниманием те молитвы и рассуждай прилежно, тогда и сам признаешь это за истину.

§ 306. Причины, которые поощряют нас к послушанию, следующие: 1) Благость Божия, которой мы из небытия в бытие приведены и образом Его Божественным почтены, может и должна нас подвигнуть пове­лениям Его повиноваться. Он наш Создатель, Бог и Господь, и, как Создателя, Бога и Госпо­да своего всеохотно слушать должны, и святые Его повеления исполнять. Отцу по плоти, ко­торый нас родил, господину нашему, который нас стяжал, Государю нашему, власти которого мы временно подчинены, — словом, человеку, который над нами не сам собою, но по Божиему устроению власть имеет, повинуемся. Тем более подобает повиноваться Богу, Который нас создал, промышляет о нас и всеми властя­ми и подчиненными владеет. Итак, бесстыдно и беззаконно не слушать Того, Которым и сами мы созданы, и все, что ни имеем, от Него полу­чаем, и всевысочайшей и вечной Его власти подчинены. 2) К послушанию Ему да подвигнет нас Бо­жественная Его любовь, которую Он во Христе Иисусе показал к нам. Эту любовь Его пропо­ведал нам Христос, Сын Его: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Проповедал святой апостол Павел: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим 5:8). И святой Иоанн: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы полу­чили жизнь через Него» (1 Ин 4:9). И удивляется этой любви: «смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин 3:1). Такое Его великое и умом непостижимое человеколюбие может и должно нас возбудить к послушанию Ему и исполнению повелений Его. Возлюбил Он нас, как Отец, воз­любим и мы Его, как отца чада, и от любви по­слушание Ему, как Отцу милостивому, оказать постараемся, как послушные дети (1 Петр 1:14). Возлюбим и мы «друг друга, как Он заповедал нам» (1 Ин 3:23). «Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин 4:11). 3) Обеты, данные нами при святом Креще­нии, да подвигнут нас к послушанию. Тогда отрицались мы сатаны и скверного его служе­ния и обещались Богу служить, «служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» (Лк.1:75), чего не может быть без усерд­ного послушания. Ибо служить Богу и послу­шания Ему не оказывать — противоречиво само по себе, как невозможно служить господину и не слушать его. Если же этих обетов не испол­ним, то они против нас встанут на Суде Его, и обличат, и осудят нас как лживых и неверных Господу своему. И так посрамимся перед всем миром, ибо обещались Богу служить верой и правдой, и не служили, но солгали Ему. 4) От истинного послушания показывает­ся истинный и нелицемерный христианин, как и непослушание — это доказательство нехри­стианского сердца, ложного и лицемерного христианина. «А что мы познали Его, — говорит святой апостол, —узнаем из того, что соблюда­ем Его заповеди. Кто говорит: «Я познал Его», — но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин 2:3—4). Ибо как познается верность раба к своему господину из усердного послушания и служения, и неверность — от непослушания и лицемерия, так и верный раб Божий из того виден, что он оказывает усерд­ное послушание Господу своему и верно Ему служит, а неверный виден из непослушания и непокорности. Как же велико — быть истин­ным и верным рабом Божиим, а неверным и ложным — весьма бедственно, что из следую­щего увидишь, читатель! 5) Став от непослушания неверным Богу, христианин лишается всей той милости Божией, которой в Крещении святом сподобился было, и подпадает под праведный Его гнев и вечное осуждение. Ибо как отец по плоти от­рекается от своего непослушного и неисправ­ного сына и лишает его наследства, так и Бог, Небесный Отец, отрекается от ложного хрис­тианина, не признает его за Своего, так как он сам не знает и не слушает Его, исключает его из числа верных своих, и так затворяет ему дверь царствия небесного. Так говорит Хрис­тос: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Госпо­ди!», войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21). И прочие причины, которые святое Божие Слово представляет.

§ 307. Признаки тщательного послушания примечаются следующие: 1) Чтение или слушание Святого Писания и прилежное поучение в нем для того, чтобы познать и творить волю Божию, в нем откры­тую. Ибо Святое Писание учит нас, чего от нас воля Божия хочет и требует. 2) Искание и требование полезного совета у разумных и по Богу живущих людей, которые и сами стараются волю Божию творить, и дру­гих могут к тому наставить. 3) Удаление от таких бесед и собраний, ко­торые подают соблазн, ударяют в совесть, и подают случай ко греху, и так от послушания отводят. Ибо «худые сообщества, — говорит апо­стол, —развращают добрые нравы» (1Кор.15:33). 4) Молчание, для того принятое, чтобы праз­днословием не согрешить и не отпасть от долж­ного послушания Богу. Ибо ничем так не согре­шает человек, и заповеди Божией не разоряет, как необузданным языком (см. Иак.3:5—8). 5) Усердная и частая молитва, для того со­вершаемая, чтобы Сам Бог наставил на путь заповедей Своих, научил творить волю Свою, и прочее.

§ 308. Послушанию, которое истинные хри­стиане желают и стараются показывать Небес­ному Отцу, препятствие чинят: 1) Сатана со злыми своими ангелами. Он есть тот древний змий, который прародителей наших в раю отвратил от должного послуша­ния Богу, завидуя их блаженству, и подверг вся­кому бедствию (см. Быт 3). Этот всехитрый враг, и ныне видя христиан, Божией благодатью вос­ставленных, возрожденных и в милости Его находящихся, и завидуя их блаженству, которое им в будущем веке уготовано, старается их че­рез преслушание от Бога отвратить и в прежнее бедственное состояние, и так с собой в вечную погибель ввергнуть, как с прародителями со­творил. 2) Слепая и слабая плоть наша также хочет нас привести к преслушанию. Она, как в раю Ева Адаму яблоко от заповеданного древа, предлагает духу нашему мир с его веселостями и красотами, похотью плотской, похотью очей и гордостью житейской, а это «не от Отца, но от мира сего» (1 Ин 2:16), и бесстрашно от тех похотей вкушать советует, чтобы так, вкусив от того, что запрещено, заповедь Божию мы ра­зорили и Заповедавшего прогневали. 3) Соблазны злых и развращенных людей, которые или развращенным учением, или злым и ядовитым примером дел своих, развращают неосторожных и в то же бедствие хотят нас ввергнуть. Всему этому злу христиане должны проти­виться, и заповеди Бога своего хранить. И хотя вера и дух наш усердно хочет и старается по­слушание Богу оказывать и святые Его пове­ления исполнять, но эти враги удобно чинят препятствия, если всесильная Божия помощь не подоспеет и не укрепит. Поэтому обязатель­но нужна нам помощь Божия, нужна против врага-дьявола, нужна против свирепеющей плоти и бесчинных ее страстей, нужна против соблазнов злого мира. А чтобы помощь Божия в нужном случае к нам приспела и укрепила нас, или даже всегда с нами пребывала, так как всегда ее требуем, нужна усердная и частая молитва, которой по­могающая благодать Божия испрашивается. Потому повелено нам бдеть и молиться: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искуше­ние» (Мф.26:41). Молиться: «не введи нас во иску­шение, но избави нас от лукаваго», Отче (Мф.6:13; Лк 11:4)! Всегда молиться (см. Лк 18:1), «непрес­тано» молиться (см. 1 Фес 5:17). Потому повелено просить, искать, стучать: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отво­рят вам» (Мф.7:7).

§ 309. Без истинного послушания ничто Богу не угодно: 1) Ни исповедание имени Его, как говорит Христос: «Что вы зовете Меня: «Господи! Госпо­ди!»—и не делаете того, что Я говорю» (Лк6:46)? Итак, «да отступит от неправды всякий, испо­ведующий имя Господа», — говорит апостол (2 Тим 2:19). Ибо неправда заключает в себе преслу­шание, как правда — послушание. Ибо Господь во всех заповедях Своих повелевает как правду хранить, так от неправды удаляться, и потому кто имя Господне святое и страшное называет, исповедует и призывает, должен как правду, в заповедях Его повеленную, хранить, так и от неправды, в тех же заповедях запрещенной, уда­ляться. Без этого исповедание имени Господня как Господу не угодно, так и исповедующему не полезно. 2) Ни молитва. Ибо написано: «грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин 9:31). И Сам Бог через пророка говорит беззаконным: «Когда простре­те руки ваши ко Мне, отвращу очи Мои от вас, и если умножите моление, не услышу вас, ибо руки ваши полны крови» (Ис.1:15). 3) Ни пение, ни хвала, ни славословие, ни прочее устное почитание не приятно Богу без сердечного почитания, как о таковых говорит Бог: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их дале­ко отстоит от Меня» (Мф.15:8; Ис.29:13). Итак, надобно непременно очистить себя истинным покаянием и тогда призывать, петь, хвалить и славить святое имя Божие, которое святые Ан­гелы с благоговением воспевают (Ис.6:3). Ибо всякое устное почитание без сердечного — ли­цемерие. 4) И проповедование слова Божиего без послушания Богу неугодно и проповедующе­му неполезно. «Грешнику же сказал Бог: Зачем ты проповедуешь уставы Мои и держишь завет Мой в устах твоих? Ведь ты возненавидел наставле­ние и отверг слова Мои назад», и прочее (Пс.49:16— 17 и след.). Ибо надобно прежде исправить себя, и тогда людей исправлять, себя научить, и по­том людей учить, как апостол говорит: «как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим 2:21), дабы не подошла нам притча: «Врач! Исцели Са­мого Себя» (Лк.4:23). 5) Ни дар чудотворения, ни прочие дарования нам не полезны, и ими не можем угодить Богу без послушания. Об этом говорит Хрис­тос: «Многие скажут Мне в тот день (в день Страшного Суда): «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делаю­щие беззаконие» (Мф.7:22—23). Этим показывает Христос, что не только вера, но и творение знамений творящему их не приносит пользы без добродетели. Толкует это слово святой Иоанн Златоуст, и, немного спус­тя, приводит причину этого: «Ты не дивись это­му. Ибо всякое дарование бывает от милости да­рующего. Они же сами от себя совсем не тру­дились, и потому достойны наказания, ибо неблагодарны и бесчувственны были к Тому, Который их так почтил, что и недостойным подал дарование» (Беседа 24 на евангелиста Матфея). Ибо не знамения творить, а волю Свою исполнять и любить повелел нам Господь, как написал апостол: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и не­лицемерной веры» (1 Тим 1:5). Ибо творить зна­мения и чудеса — не наше дело, но только Его всемогущей силы. И хотя и волю Божию тво­рить, и заповеди Его исполнять без благодати Божией не можем, однако с нашей стороны требуется старание, труд, соизволение и послу­шание действующей благодати. Ибо Бог помо­гает трудящимся, а не лежащим. Просящим дается, ищущие обретают, стучащим открыва­ют. «Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят», — говорит Хри­стос (Мф.7:8). Об этом смотри также первое Послание к Коринфянам, главу 13, стихи 1-3, где показы­вается, что без любви нам ничто не приносит пользы. Любовь же к Богу познается из соблю­дения Его заповедей, как говорит Христос: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин 14:21), — следственно и из послуша­ния. Ибо тот соблюдает заповеди Божии, кто Богу послушание показывает. Итак, видишь, что мы ни делаем, без послу­шания ничего Богу угодного сделать не можем. Причина этому такая: поскольку, когда чело­век не старается Богу послушания оказывать, он под гневом у Бога пребывает, и так, когда само лицо под гневом у Бога пребывает, то и всякое дело его неугодно Ему бывает. Ибо Бог велит нам покаяться и сотворить достойные плоды покаяния (см. Мф.3:2, 8), что не может быть без оставления грехов. Бог велит веровать во имя Иисуса Христа, Сына Его, и любить друг друга: «заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его, Иисуса Христа, и любили друг друга» (1 Ин 3:23). Но когда человек этого делать не хо­чет, не оказывает Богу послушания и под гне­вом у Бога находится, следовательно, ничего благоугодного сделать не может. Потому долж­но прежде чистосердечно обратиться к Богу, оставить грехи, переменить сердце свое и на­чать новую жизнь, верой во Христа примирить­ся с Богом, и так «в обновленной жизни благоугодно жить» (Рим гл. 6).

§ 310. Плоды непослушания или преслушания следующие:

1) Грех. Ибо грех не что иное есть, как безза­коние или противление закону Божиему, по опи­санию апостола: «грех есть беззаконие» (1 Ин 3:4). То есть что Бог в законе Своем повелевает, того человек не делает, и так противится закону Бо­жиему, а противясь закону Божиему, совершает беззаконие. Так праотец Адам, не послушав за­поведи Божией и от заповеданного древа вкусив, «согрешил» (Быт 3:6). И так «одним человеком грех вошел в мир» (Рим 5:12). Так и ныне, когда не слушает человек Бога и заповеди Его святые на­рушает, согрешает против величества Божия. 2) Плод преслушания — беспокойство со­вести, которая, раздраженная непослушанием и законопреступлением, не перестает обличать, беспокоить и снедать человека. Так прароди­тели наши, в раю согрешив, «скрылись от лица Божия среди деревьев райских» (Быт 3:8), чего до согрешения не делали. Ибо как до согрешения совесть их была спокойна и они ничего не боя­лись, потому и не искали убежища, так после согрешения начала их обличать и устрашать, почему и начали скрываться. То же зло и ныне постигает согрешающих: ибо «нечестивый бега­ет, когда никто его не гонит» (Притч 28:1). 3) Временная и вечная казнь — это плод преслушания.

§ 311. Насколько великое и тяжкое зло и бесстыдство есть непослушание, которое чело­век Богу оказывает, видно из того, что: 1) Бога Святого, Великого и Бесконечного, и Господа, Который весь мир в руке содержит, Которому Ангелы святые с великим благогове­нием поклоняются, перед Которым человек должен трепетать, благоговеть и со всяким сми­рением поклоняться и повиноваться, — он, «зем­ля и пепел» (Сир 10:9), но разумом одаренный, бесстрашно и бесстыдно не слушает. 2) Закон Его святой, вечный и неизменный и на то данный, чтобы цел и нерушим был, дер­зает бесстрашно нарушать. Ибо в святом зако­не изображена неизменная правда, которая учит каждому свое отдавать. Изображено то, что так должно быть, как повелено, а не иначе. Например, Бога почитать и ближнему не делать того, чего не хочешь себе, и делать то, что себе хочешь. Этого вечная правда и сама совесть наша от нас требует и убеждает так, а не иначе делать. Но бесстрашный грешник дерзает то изменять, что само по себе неизменно, и нару­шать то, что свято, цело и вовеки должно быть нерушимо. Поэтому в непокаявшемся грешни­ке пробудится и восстанет совесть, таким его бесстрашием и бесстыдством раздраженная, и через всю вечность будет его обличать и мучить за то, что так бесстрашно и бесстыдно против Бога и святого Его закона поступал. Отсюда и праведный гнев Божий возгорится на грешни­ка, который он будет вовеки на себе чувствовать, и тем весьма тяжко мучиться, так что пожелает в ничто обратиться и умереть, но не сможет. 3) Отсюда еще можем видеть, сколь страш­ной слепотой от чрева матери поражен человек, так, что непросвещенные благодатью Божией уподобляются «сидящим во тьме», которые ниче­го не видят. «Сидящие во тьме, увидели свет ве­ликий» (Мф.4:16). И оплакать не можем того, что человек, одаренный разумом и почтенный об­разом Божиим, столь сильно обезумел, обезоб­разился и ослепился праотеческим грехом. Рассуди всякий: не крайняя ли это слепота? Человек Царя земного, который только над те­лом власть имеет, и то не без воли Божией, и который есть такой же человек, как и прочие, — боится, почитает и слушает, а Бога, Царя неба и земли, у Которого «весь мир в руке» (Пс.94:4), Который «может и душу, и тело погубить в геен­не» (Мф.10:28), — не боится, не почитает и не слушает! Царя земного, суд и гнев которого только временный, и тела одного касается, опасается прогневать, а Бога Вечного, суд и гнев Которого предает вечному мучению, прогне­вить не опасается!.. Итак, временного суда и наказания боится и трепещет, а вечного наказа­ния, против которого всякое временное наказа­ние — ничто, не боится и не трепещет, следуя несмысленным младенцам, которые мертвой маски боятся и убегают, а горячего угля каса­ются и обжигаются. Отца по плоти, от которого рожден и вос­питан, человек любит и почитает, а Бога, Ко­торым и он сам, и отец его создан, и от Которо­го всякое довольствие для жизни, пищу, питье и одежду получает, и каждую минуту без благ Его не может быть, так как «мы Им живем, и дви­жемся, и существуем» (Деян.17:28), — не любит, не почитает и воле Его не повинуется. И это есть то, что пророк Моисей в песни своей выгова­ривает непокорному Израилю: «Род строптивый и развращенный! Это ли Господу воздаете? Эти люди безумные и неразумные. Не Сам ли Отец твой стяжал тебя, и сотворил тебя, и создал тебя?» И ниже: «Бога, родившего тебя, ты оставил и забыл Бога, питающего тебя» (Втор 32:5—6, 18). Человека благодетеля, от которого какое-нибудь добро получил или получает (хотя и оно все — Божие, ибо все — Божие, что ни имеем), усердно благодарит и угождает ему, а Бога, от Которого бесчисленные благодеяния получа­ет, не благодарит и не угождает Ему. Друга, ко­торый его любит, любит и оскорбить опасает­ся, а Бога, Который его любит, человеколюбие Которого к нам неизреченно и непонятно, ос­корбить преступлением Его закона не боится. Сам человек, от человека, например, отец от сына, господин от раба и всякая власть от подвластного своего требует послушания, и гневается, когда не видит его, но сам Богу, Ко­торый есть Отец и Господь всех, и власть веч­ную над всеми и над ним имеет, не хочет по­слушания оказывать и не чувствует того. Видишь, как слеп и безумен человек, не­просвещенный благодатью Божией. 4) Из этого видишь, что непослушание про­исходит от самолюбия, которое почитает свою волю более, нежели волю повелевающего Гос­пода, как и послушание происходит от боголюбия, которое более любит Бога, нежели себя, и волю Его предпочитает своей воле, и потому заповеди Его соблюдает, как говорит Христос: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди»; и далее: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин 14:15, 21). 5) Видишь, наконец, что как истинная и сердечная вера — мать послушания и добрых дел, так неверие — корень непослушания, злых дел и всяких грехов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных