Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 12: Об успехе христианском 4 страница




§ 439. От этих и им подобных размышлений может в сердце христианина кающегося ро­диться печаль ради Бога, то есть что он Богу и Создателю своему и такового послушания, по­читания, любви и благодарности не оказывал, какое послушание и почитание оказывает че­ловеку, подобному или даже равному себе. Ибо все, начальники и подчиненные, по естеству равны, так как все люди одного естества. Если достойно есть почитать властелина — челове­ка, — насколько больше — Бога, высочайшего и вечного Владетеля, Который и над властями нашими господствует и царствует. И если пра­ведно есть благодарить благодетеля — челове­ка, — насколько больше — Бога, Который бла­годетелей наших и наш Благодетель есть высо­чайший и первейший. И если должно сожалеть об оскорблении че­ловека, который по естеству своему зол: «никто не благ, как только один Бог» (Мф.19:17), и кото­рый сам согрешает и оскорбляет, то насколько больше сокрушаться и сожалеть должно, что согрешаем и оскорбляем Бога, Который только один благ по естеству Своему, есть вечная любовь и благостыня, и никого не обидит и не оскорб­ляет, но, наоборот, всем по человеколюбию Сво­ему благотворит и благотворить не престает. И если верим человеку, который есть ложь: «вся­кий человек лжив» (Пс.115:2), то насколько боль­ше подобает верить Богу, Который истинен и есть сама Истина. И если любим и почитаем искренне и нелицемерно отца нашего по пло­ти, то насколько большее Бога, Который нас и отца нашего создал, питает и прочими благами снабжает, любить и почитать должно нам, что без послушания быть не может.

И если бесчинствовать перед царем и низ­шим властелином или перед честным челове­ком или опасаемся, или стыдимся, то насколь­ко больше опасаться должно то бесчиние по­казывать перед величеством Божиим, ибо Он везде есть и на всякие наши дела смотрит. И если защищаем честь монарха нашего, отца и господина нашего, тем более честь и славу Бога Вседержителя, Царя царей и Господа господ­ствующих, защищать и хранить должно. Вся­кий человек, как ни велик, почти ничто перед Богом, и слава и честь его ничто перед честью и славой Божией. Словом, Бога более всего создания и себя самого, и всякого имени именуе­мого, любить, почитать, слушать и благодарить сама совесть научает и убеждает нас. И если человек не воздавал должного Богу, и познает перед Ним этот свой грех и свое ничтожество, то не может не сокрушаться сердечно, болезновать и «печалиться ради Бога», которая печаль есть истинная и душеспасительная, каковой печали Сам Бог от нас в покаянии нашем тре­бует: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» (Иоил2:13). Так опечалился Петр апостол, когда от Хрис­та отрекся, «и выйдя вон, плакал горько» (Мф.26:75). Так оскорбился за Христа разбойник на кресте: «Мы осуждены справедливо», — к другому разбой­нику хулящему отвечал, — «потому что достой­ное по делам нашим» приемлем. Вот его призна­ние своего греха и виновности! «А Он (Христос) ничего худого не сделал», но неповинно страждет, страждет же то, что мы. Вот сожаление его Хри­сту, неповинно страждущему! «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в царствие Твое!» Здесь исповедание и через исповедание вера во Христа изображается! Вере его воспос­ледовало утешение от Христа: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:41—43). Так и нам, христианин, должно в покаянии нашем печалить­ся, что Богу и Создателю подобающей чести не воздавали, не слушали Его и не любили Его больше всего. И от такой печали непременно последует утешение от Самого Бога, Который «исцеляет сокрушенных сердцем, и обвязывает раны их» (Пс. 146:3).

Глава 15: Истинный христианин должен делать все дела свои во славу Божию

«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, по ми­лости Твоей и истине Твоей» (Пс.113:9).

§ 440. Когда примечает сатана, враг хрис­тианский, что человек старается Богу угождать и так угодные Ему добрые дела творить, то вся­ким образом старается те его дела опорочить, дабы, что внешне похвально делается, внутри, в сердце его не похвальным было. Ибо не вся­кое дело доброе есть истинно доброе, но толь­ко то, которое законно и ради доброй цели де­лается (см. 2 Тим 2:5). Ибо может дело внешне казаться добрым, но, когда для злой цели бы­вает, внутри в самом себе порочно. Так милос­тыня, терпение и прочее порочится, когда ради тщеславия бывает, и потому Богу неугодно та­ковое дело бывает. Как то Богу угодно может быть, что не ради Бога бывает? Поэтому дья­вол, примечая сие, старается доброе дело в по­рок обратить, чтобы то, что внешне добрым показывается, внутри и в самом себе не было добрым, и так злой и лукавый дух и от добрых наших дел корысть и оброк себе тщится полу­чить. К тому же плоть наша, славолюбивая, все хочет во славу и похвалу свою обращать. Нам, если хотим Богу угождать, то должно не себе, то есть плоти, угождать добрыми делами, но козни врага усматривать, который ищет дело наше опорочить и то, по-видимому, духовное и богоугодное, внутри плотским и небогоугодным учинить.

§ 441. Истинные христиане, которые нели­цемерно добрые дела творят, в Святом Писании уподобляются деревьям, приносящим добрые плоды. «Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые» (Мф.7:17). Под деревом добрым здесь ра­зумеется верное и богобоящееся сердце. Подоб­но и во псалме поется: «И будет, как древо, по­саженное при истоках вод, которое плод свой даст во время свое», и прочее (Пс.1:3), — и в ином месте: «Праведник, как финиковая пальма про­цветет, и как кедр в Ливане, возвысится» (Пс.91:13). Потому добрые их дела называются «пло­дами, плодами праведности» (Флп.1:11), «плодами правды» (Иак.3:18), «плодами Духа» (Еф.5:9; Галл.5:22), «достойными плодами покаяния» (Мф.3:8). Как на дереве плоды изнутри его, от сока, в нем имеющегося, рождаются, и доброе дерево доб­рые плоды показывает, так христианским доб­родетелям изнутри, от сердца должно происхо­дить, и так христианское благочестивое пока­зывать сердце. Вера, смирение, любовь, милость и прочее — лицемерие есть, когда в сердце не имеют места и от сердца не происхо­дят. И Бог к душе говорит, а не к телу. Поэтому душа должна веровать, надеяться, любить, ми­лосердствовать, смиряться и прочее благочес­тие иметь.

§ 442. Истинно добрые дела от Бога проис­ходят, или, как проще сказать, христиане к тво­рению добрых дел Богом побуждаются, и силу и крепость от Бога получают к тому, и в том деле трудятся при содействии Его благодати. Так сви­детельствует Божие слово: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп.2:13). И «без Него не можем делать ничего, и приносить никакого плода не можем, если не будем на Лозе истинной» — Иисусе Христе (Ин.15:1, 4—5). «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог пред­назначил нам исполнять» (Еф.2:10). Он же (Хри­стос) «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от вся­кого беззакония и очистить Себе народ особен­ный, ревностный к добрым делам» (Тит 2:14).

§ 443. Сего ради к тому Началу относить и приписывать добрые дела христианам должно, от Которого они происходят. А поскольку от Бога происходят, как сказано, то как в славу и похвалу Божию творить их, так Его благодати и приписывать должно. Тогда же это будет, ког­да будем их творить не ради нашей славы и по­хвалы, дабы видимы были людьми, и почита­лись за святых, и так ими славились, но об том будем стараться, дабы славилось и святилось имя Небесного Отца, как учит Христос: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16), — и сотворенными не бу­дем хвалиться и возноситься, но, помышляя о немощи нашей, признавать будем, что от себя и помыслить и хотеть, не только творить, ни­чего богоугодного не можем. Надобно Самому Богу и помысел, и хотение, и начинание доб­рое в нас производить, как выше сказано. О сем Ему буди слава, аминь!

Заключение статьи сей: О побуждении грешника к покаянию

«Или пренебрегаешь богат­ство благости, кротости и дол­готерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию» (Рим 2:4)?

Это увещательное апостола Христова сло­во всякого неисправного христианина касает­ся: ударяет в совесть блудника, хищника, вора, клеветника, злоречивого, злобного, пьяницу и всякого, нерадеющего о благости Божией и сво­ем спасении; и представляет оно всякому греш­нику то, что он того ради на свете живет, и еще по делам своим не приемлет, ибо Бог ожидает его обращения: «благость Божия ведет его к по­каянию». Слава богатству благости Твоей, и кро­тости, и долготерпению, человеколюбивый Боже наш, что так милосердно поступаешь с нами, грешными! Нам же, о грешники, не по­добает о богатстве благости Его и кротости и долготерпении не радеть, дабы не впасть в суд правды Его. Ибо кто не радеет о благости Бо­жией, тот правду Божию на себе узнает. Боим­ся суда человеческого, который только тела нашего касается. Почему не боимся суда Божия, который и тело и душу погубляет? Боимся смерти временной. Почему не боимся смерти вечной? Убегаем временной беды, бесчестия, уко­ризны, бесславия, нищеты, пленения, страда­ния, печали, болезни и прочей противности. Почему не стараемся избегать вечного бед­ствия, в котором болезнь, печаль, пленение, бесчестие, укоризны, нищета и всякое мучение и страдание заключается? Омываем тело смертное водою. Почему по­каянием не омываем души нашей бессмертной? Жалеем о потерянном богатстве, чести, сла­ве, которое все с жизнью этой оставить принуж­дены будем. Почему не жалеем о потере богат­ства, чести и славы избранных Божиих, от ко­торых сокровище это никогда не отлучится? Временного блаженства ищем и от бедствия уклоняемся, которое все, как сновидение, как скоро приходит, так скоро и отходит от нас. Но вечного блаженства, которое непоколебимо, почему не ищем и от бедствия вечного почему не стараемся уклоняться? О, прелесть, о суета, в которой запутался ослепленный грешник! О человек! «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» Послушаем далее, христианин, святого апосто­ла, что он нерадивому грешнику возвещает. «По упорству твоему, — говорит, — и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его» (Рим 2:5—6). Если в небрежении и нераскаянии грешник пребудет и о благости и долготерпении Божием вознерадит, и грехи ко грехам будет прилагать, не примечая, что благость Божия долготерпени­ем на покаяние его ведет, тогда его суд Божий постигает. И чем более грешит и познает на себе благости и долготерпения Божия, тем более познает «гнева Божия». Сколько терпел Бог израильтян, «которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти» (Рим 9:4— 5); сколько согрешали, отвращались от Него, преогорчевали, прогневляли и раздражали Его, и различно наказуемы и увещеваемы через про­роков и обращаемы и исправляемы были, — Писание Ветхого Завета свидетельствует. Но когда все то долготерпение Божие презрели и в такое дерзновение пришли, что «Господа славы» (1Кор.2:8), Который их пришел спасти, рас­пяв, убили, — окончательному Божию гневу и мщению подпали, так что как место их и храм разорены до основания (Мф.24:2), так и сами во все народы были рассеяны и Богом отвер­жены, и «отнялось от них царствие Божие, и дано народу, приносящему плоды его» (Мф.21:43). Подобно этому мстительную руку Божию познали на себе содомляне, которые познавали благость Божию и долготерпение, и не хотели обратиться и покаяться от беззаконий своих, исполнили меру беззаконий, даже и перешли, потому огнем с небес пожжены и сошли во ад пить вечного гнева Божия чашу (Быт.19:24—25). Такой же суд постигнул египтян, которые лю­дей Божиих озлобляли, и по повелению Божию не хотели их отпустить, и хотя наказуемы были за то от Бога, однако наказаниями теми более ожесточились; чего ради, когда за исшедшими израильтянами погнались, и хотели их снова себе поработить, которых видели чудесною Божией рукою покрываемых, защищаемых и избавляемых, все в море Чермном погрязли, и водою, как землею во гробе, покрылись, и так погибли (Исх.4:27-28). Так же читаем, что всех жителей всей зем­ли, которые были при Ное, праведный Божий гнев погубил, ибо не хотели от нечестий своих обратиться и покаяться, чего «ожидало Божие долготерпение во дни Ноя, во время строения ков­чега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Петр 3:20), которое долго­терпение когда презрели, то уже познали на себе ужасный Божий гнев, и всемирным пото­пом со скотами и зверями покрылись, и погиб­ли нечестивые (Быт.7:17—24). Сии примеры, из Писания Святого приведенные, показывают нам, что благость Божия и долготерпение Его, грешниками презренное, обращается им в большую погибель. Те же судьбы Божии и ныне видим. Тот же Бог и ныне наказывает нечестие, которое ненавидит, и казнит нечестивых, ко­торые «пренебрегают богатством благости Его, и кротости, и долготерпения». Видим, сколько тысяч поедает моровая язва, поражает меч во­инский; сколько беззаконников в самом без­законном деле поражается и нисходит во ад принять по делам своим! Слово Божие проповедуется, в котором слышит всякий, что Бог его зовет, отзывает от греха и прелести мира, и обращает и призывает к Себе, и ожидает его обращения и покаяния, и так «благость Божия ведет всякого к покаянию»; но когда беззаконники презирают долготерпе­ние Божие, в нераскаянии и прежнем нечестии живя, тогда Божия правда вступает в дело Свое и мечом правосудия посекает их, как деревья, не приносящие доброго плода, и бросает в огонь (Мф.3:10). Убоимся же, грешники, суда Божия и отвра­тимся от беззаконий наших, дабы и нас не по­стигнул праведный Его гнев. Опасно, весьма опасно о благости и кротости и долготерпении Божием не радеть, как выше сказано. Вместо благости и кротости Его, гнев Его возгорится на нерадивых. «Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога Живаго» (Евр.10:30—31)! Ибо «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:29). Обра­тимся к Нему, пока долготерпит и ожидает нас, дабы не впасть в руки Его. Ныне Он ожидает нас и хочет принять, но завтрашнего дня не обещает. Ныне же обратимся к Нему, и помилует нас. Ибо благ и милостив к обратившимся: не по­минает им прошедших грехов, не делает им выговора, что оставили Его и врагу Его служи­ли, но только всякого приходящего принима­ет, и радуется о нем, и отпускает ему все согре­шения его. Такого, настолько незлобивого, милостивого, щедрого, кроткого, благоутроб-ного имея Господа, о грешники, не усомнимся прийти к Нему с покаянием и слезами, и спа­семся от гнева Его, который падет на нераска­янных и поест их, как огонь сено. О христиане, вспомним имя, звание и обещание наше. Хри­стос Царь наш, и мы подданные рабы Его, ибо от Него и имя наше, христианин, имеем. Он нас создал, Он нас Кровью Своею искупил, Он о нас промышляет. Ему мы при крещении обе­щали верою и правдою служить; Ему и имена свои записали, и называемся христиане. Где же обещание наше? Где вера? Где прав­да? Где верная Ему работа? Почему с именем не согласуется дело? Почему называемся хрис­тиане и не служим Христу, но миру и греху? Какая нам польза от имени без вещи, которую означает имя? Почему раб называется рабом гос­подина, которому не повинуется и не работает? Почему христианин называется христианином, когда не служит Христу, Царю своему и Госпо­ду? «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9). «Но те, которые Христовы, рас­пяли плоть со страстями и похотями» (Галл.5:24). Великолепнейшее имя — христианин / Христиане— «сыны Божии» (Галл.3:26; 4:7), и «общение их с Отцем и с Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин.1:3). Этот титул им приписывает Божие слово. «Верно слово и всякого приятия достойно!» Как же возможно оскверняться грехами и со святей­шим Богом общение иметь? «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что име­ем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (1 Ин.1:5—6). Как воз­можно и чадом мира сего и чадом Божиим быть? Никак этого быть не может. Надобно не­пременно или тем или другим быть: надобно или чадом Божиим быть и во свете ходить, «по­добно как Он во свете» (1 Ин.1:7), и свойство Отца своего нравами изображать, и Ему подражать, или чадом мира быть, и во тьме ходя, дела тем­ные творить. «Очистим же себя», о христиане, «от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор.7:1), дабы быть Христо­выми и сынами Вышнего и возыметь общение со Отцом и с Сыном Его Иисусом Христом. Какая нам польза от мирской сласти, ко­торая до тех пор чувствуется, пока совершает­ся, и, совершившись, вместо утешения лож­ного, истинную вносит в душу горесть? Какая нам польза от богатства мира сего, чести, сла­вы и похвалы? Честь и богатство не иное что приносит нам, как большее беспокойство. Кто более печется, как не богач и в чести находя­щийся? Слава и похвала что есть, как только глас людей, от одного к другому приходящий и в уши ударяющий, которые часто хвалят и славят то, что само в себе порочно, и часто кого хвалят, того потом проклинают? Зачем же нам, нам — христианам, того ис­кать, что нам запрещено и отнимает у нас по­кой наш; и тем утешаться, что в себе никакого блаженства не заключает, но только видится как нечто, как тень? Все блаженство мира сего — как мех, надутый воздухом, который извне ви­дится как нечто, но в себе ничего не имеет, и так только прельщает нас, и есть как пузырь на воде, который, показавшись как нечто, исчеза­ет. Так все мира этого сокровище только пока­зывает себя как нечто и так прельщает людей, как несмышленых детей угли, огнем раскален­ные, за которые руками схватившись, обжига­ются, и болезнуют, и плачут. То же и мир люби­телям своим делает. Как нечто красивое им себя показывает, но эта красота после обращается им в болезнь и плач неутешный, когда при кончине жизни сво­ей ничего более, как только уязвленную совесть и пагубу души отсюда относят. Примечайте это и разумейте, любители и чада мира! Ничего вы от любви мира не получите, кроме пагубы. Ибо «кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин.2:15). Ибо «никто не может служить двум госпо­дам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о дру­гом нерадеть» (Мф.6:24). Не может и христианин Христу служить и миру; надобно единого дер­жаться, о другом же нерадеть. Вознерадим же, о христиане, о мире, и по­служим Христу, Который нас искупил Себе и призвал к Себе, дабы были истинно, а не лице­мерно Христовыми. «Христос за всех умер, что­бы живущие уже не для себя жили, но для умер­шего за них и воскресшего» (2Кор.5:15). Оставим мир миру, не знающему Бога истинного и Сына Его Иисуса Христа. Пусть язычники и идоло­поклонники, не имеющие упования, притвор­ною его красотою и сладостью утешаются, мы же к великим и неисповедимым благам, к веч­ной жизни и небесному царствию позваны и Духом возрождены. Пусть они в болоте и тине его валяются, как неомовенные. Мы же банею Крещения омыты, и чистою правды Христовой одеждою одеты, и приступили, — по слову апостольскому, — «к горе Сиону и ко граду Бога Жи­ваго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кроп­ления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр.12:22-24). О, сколь дорогое и прекрасное у христиан одеяние — одеяние, Кровью Христовою куплен­ное и преиспещренное, несравненно драгоцен­нее порфиры царской! Сколь преславное граж­данство, которое имеют на небесах! «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп.3:20). Постараемся же, о христиане, это святое одеяние хранить, удаляясь от мирских нечис­тот, и, как учит апостол, «удаляясь от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петр 2:11), а потеряв то, покаянием и слезами сыскать, дабы и жителями преславного вечного града быть, и получить вечные блага, которые «приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Аминь.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных