Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1: О власти христианской вообще и подвластных




 

«Всякая душа да будет покор­на высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существую­щие же власти от Бога установлены. Посему противящий­ся власти противится Божию установлению. А противящие­ся сами навлекут на себя осуж­дение» (Рим 13:1—2 и след. 1 Петр 2:13-19; Прем 6:1-8 и проч.).

§ 453. Видим, что в христианском обществе двоякая власть: гражданская и духовная. Граж­данская власть управляет внешними делами, а духовная власть наблюдает то, что касается до внутреннего, душевного состояния. Гражданс­кая законами гражданскими управляет, а духов­ная словом Божиим исправляет. Гражданская бесчиние и соблазны подвластных мечом пре­секает, а духовная словом Божиим, страхом и судом Божиим и отлучением временным от христианского общества неблагообразно ходя­щих смиряет. Обеих властей, гражданской и ду­ховной цель должна быть не иной, как благое состояние подвластных и слава имени Божия.

§ 454. Всякая власть, великая или малая, от Бога есть, по Писанию: «Нет власти не от Бога». Учинена же власть от Бога, как видим, для доб­рой цели: 1) Для отвращения всякого неблагополу­чия, которое в обществе может произойти. 2) Для усмирения бесчинства, нахальства и насилия дерзких людей, для защиты невинно­сти и незлобия добрых людей, как апостол Петр учит, что правители посланы от царя «для нака­зания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Петр 2:14). И Павел святой говорит: «Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же дела­ешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающе­му злое» (Рим 13:3—4). 3) Для снискания и хранения всякого бла­гополучия как телесного, так и душевного. «Бог, — говорит святой Златоуст, — для общей пользы начальства учинил» (Беседа 6-я на 1-е Послание к Тимофею).

§ 455. Потому всякая власть, как голова в теле человеческом, в обществе своем. Всякое общество подобно человеку живому. Что в че­ловеке, то в обществе власть. Голова в челове­ке, как ума и рассуждения седалище, управля­ет всеми членами и о всех них промышляет. Так и власти должно всеми своими подчиненными управлять и о них промышлять. И как голова печется о добром состоянии всего состава те­лесного, так и власти подобает заботиться и стараться о всяком благополучии подчиненно­го себе общества, ибо именно для этого Богом и установлена, как выше сказано. Всякий вла­стелин избирается и поставляется не ради него самого, но ради пользы подчиненных, потому о пользе их и заботиться должен. Поэтому всякий благочестивый властелин, гражданский и духовный, должен быть своим подчиненным, как отец своим детям. Как отец благоразумный детей своих в страхе содержит и милует их, так и властям должно со своими подвластными поступать. Они в том высочай­шей и безначальной Власти, Самому Небесно­му Отцу, подражать должны, Который нас со­грешающих наказывает и милует, бьет и милос­ти не отнимает, уязвляет и исцеляет, опечаливает и утешает. Средним путем идти должно влас­тям и с подчиненными своими поступать: не давать им по своей воле жить, согрешающих наказывать, страхом обуздывать и к добронра­вию приводить, и мучительства над ними не делать.

§ 456. Из вышеописанного видно: 1) Только тот истинный и полезный влас­телин, кто добросовестный и разумный, а ина­че быть не может. Ибо злой властелин, хотя и разумный, будет бессовестно с подчиненными поступать, о них нерадеть, о себе, а не о них печься, своей корысти, а не их пользы искать будет, и так вместо общего благополучия злопо­лучие обществу учинит. Также и добросовест­ный, но без разума, властелин мало что успеет. Ибо хотя и будет печься об общей пользе, но от оскудения ума часто не то будет делать, что дол­жно, и когда должно, кому и что должно; и так хотя для доброй цели производить будет дела свои, но часто во вред общества своего. Одна­ко полезнее обществу добрый властелин без мудрости, нежели злой с мудростью и хитрос­тью своей. 2) Весьма худо делают те власти, которые о своей корысти, а не об общем благополучии пекутся. Так они противятся Божию установ­лению, Который властей учиняет к сохранению общего благополучия. Ибо всякая власть не ради своей корысти, но ради целости общества поставляется, как сказано. Того и искать обществу должно, ради чего поставляется. Но когда превратно, вместо общей пользы, своей ищет, то и приносит обществу вред, а не пользу, и так не созидает, но разоряет общество и, вместо благодетеля, делается того врагом. 3) Как те власти худо делают, которые сво­их подчиненных неумеренно и не по делам на­казывают и мучат, так и те, которые оставляют преступников закона без наказания. Так пода­ют им повод к другим грехам и беззакониям. Вор, не наказанный за беззаконие его, на то же беззаконное дело опять обращается. Ибо безза­коние, без наказания оставленное, не иное что есть, как дверь к прочим беззакониям. Оттуда последует привычка ко греху и ожесточение во грехе, чему явная погибель следует. Потому пре­ступника без наказания оставлять — это не ми­лость, но бесчеловечие и безумие, которое и милующего к погибели ведет. Умеренность вез­де похвальна: и наказание с милостью, и милость с правосудием и наказанием требуется от благочестивого властелина. Это показывается и от естества, в котором и мороз неумеренный, и зной чрезвычайный вреден, но теплота про­хлаждением и сухая погода дождем растворен­ная полезны. Так и общество умеренностью созидается и процветает. 4) Худо и не по-христиански поступают те, которые всякими происками, или ходатайством других, или мздою, или иным каким способом на честь восходят. Тем они показывают, что страдают или славолюбием суетным, что хрис­тианам неприлично, или желанием скверного прибытка, что им самим и обществу вредно, и так тем самым исканием показывают себя не­достойными власти. Ибо всякая власть христи­анину не покой и честь, но больший есть крест, большими и множайшими трудами, попечени­ем и всегдашним терпением обремененный, чего никто не пожелает. Надобно всякому прежде сделать и уготовать себя достойным чести и зва­ния Божия ожидать, которое бывает избиранием высших и преимущественных властей.

§ 457. Должность к властям подчиненных им: 1) Подчиненные своим властям должны повиноваться во всем, и повиноваться Господа ради, как учит апостол Петр: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа» (1 Петр 2:13). Бог их учинил — Бога ради должно им и повиноваться. Бог их повелевает слушать — ради Бога повелевающего и слушать их долж­но. Кто власти повинуется, тот Богу повинует­ся, как и «противящийся власти противится Божию установлению» (Рим 13:2). Если что пове­левают согласно Божию закону, Божие есть повеление, а не человеческое, хотя и люди по­велевают. 2) Должно их с любовью почитать, как от­цов и промыслителей своих. Сама совесть убеж­дает нас любить и почитать тех, которые о пользе нашей пекутся и промышляют. Благо­честивые же власти не иное что суть, как обще­го благополучия искатели и хранители. Отцов наших по плоти любим и почитаем, ибо роди­ли нас и промышляют о нас. Тем более властей благочестивых, которые и о нас и о наших от­цах пекутся и промышляют, — промышляют, говорю, о нас, ибо промышляют об обществе, в котором и мы заключаемся. Ибо кто заботит­ся о пользе всего тела, тот заботится о пользе и всех членов телесных, из которых тело состоит. Они — Божии служители, Божии посланники и как бы Божий наместники, которые долж­ность, порученную им от Бога, живущего на небесах, отправляют на земле; поэтому как Божиих посланников и служителей, в пользу нашу посланных, принимать и почитать должно. 3) Должно о них молиться Богу, дабы сохра­нил их жизнь в целости и укрепил, соблюл их от всяких вражьих наветов, вразумил и умудрил их в общую пользу, чтобы они могли отвращать все то, что обществу вред наносит, и делать то, чем общее благополучие созидается и умножается. Ибо от добрых и разумных властей общее бла­гополучие зависит. Дом тот в добром состоянии находится, в котором добрый и разумный хо­зяин имеется. Так благополучен тот град, в ко­тором добрый и премудрый градоначальник живет; благополучны те люди, которые добро­го, мудрого и тщательного пастыря имеют; бла­гополучно то воинство, которым добрый, ис­кусный и тщательный полководец управляет; благополучно то государство, над которым доб­рый, премудрый и тщательный царствует мо­нарх. Поэтому нужно всем подвластным о вла­стях своих со усердием молиться Богу, дабы они исправны в деле своем были, и так при благо­получии их и сами были благополучными. К сему христиан апостол святой увещевает: «Про­шу совершать молитвы, прошения, моления, бла­годарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1 Тим 2:1—3).

§ 458. Христиане, которые вышеописанных должностей не исправляют, тяжко грешат. Вид­но, что таковые не знают, что есть и от кого учи­нены власти, и для какой цели учинены; и ни мало не чувствуют, откуда проистекает общее благополучие, в котором и их (благополучие) заключается. Но более те бесстыдно и беззакон­но поступают, которые злые умыслы сочиняют и восстают против своих властей, законно учи­ненных, и такие не иное что есть, как сыны погибельные и враги отечества и общего бла­гополучия. Надобно им опасаться Страшного Суда Божия, постигшего Корея, Дафана и Авирона, которых живыми земля поглотила в на­казание за то, что они восстали на Моисея и Аарона (Числ.16:25-32).

§ 459. — Спросит кто: «Что делать властям, которые неправду делают?» Ответ. 1) Что неправду делают, что к тебе? Ты свое делай и по должности своей поступай. За не­правду свою они воздадут ответ праведному Богу, «Который исследует дела их и испытает намерения. Ибо они, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией», и прочее (Прем 6:3—4 и след.). 2) Что не противное закону Божию прика­зывают, слушай и исполняй, а в противном не слушай, так как «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29). Так посту­пали мученики святые. Повелевали им нечести­вые власти землю копать, копали; камни носить, носили; в темницу и ссылку идти, шли; под меч головы подклонять, подклоняли; имения у них отнимали, отдавали, — и прочее, закону Божию не противное, делать приказывали, делали. Повелевали отречься от Христа и прочее бого­противное делать, не слушали. Так и ты посту­пай. Велит тебе господин твой всякую работу делать, делай; велит неправду делать, обидеть, украсть, солгать и прочее, — не слушай. Грозит за то казнью, не бойся, ибо подобает более бо­яться Бога, имеющего власть «и душу и тело погубить в геенне, нежели человека, убивающего только тело, души же не могущего убить» (Мф.10:28). Лишает жизни — не противься, ибо жер­твующий жизнью за правду в грядущем веке обретет ее.

 

Глава 2: О должности благочестивых монархов и поданных их

«Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну свое­му Соломону, говоря: вот, я от­хожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен и храни завет Господа Бога твое­го, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановле­ния Его, как написано в законе Моисеевом» (3 Цар.2:1—3).

§460. 1) Монарх не имеет над собою обладателя на земле, но имеет на небесах Того, Который небом и землею владеет: «Владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (Дан 4:22). Не имеет повелителя на земле, но имеет на небесах; не имеет надзирателя и су­дьи — человека, но имеет Бога, Который все дела, слова и помыслы человеческие видит (см. Пс.32:13—15; 138:1—16), и судит всякого «по де­лам его» (Рим 2:6), «не убоится лица и не устра­шится величия» (Прем 6:7). Сего ради благочес­тивый монарх, во-первых, что подданным сво­им повелевает, то сам долг имеет делать, и что им запрещает, оттого сам прежде (должен) уда­ляться, дабы за что прочих судит, в том самого совесть не судила перед Богом. 2) Царь на высоком месте сидит и потому всем виден; все на него обращают глаза свои, не только присутствующие, но и далеко от него живущие, дела и слова его примечают, и все хотят знать, что делает в палатах своих, и образ жития своего от него приемлют, и по примеру его обращаться хотят. Того ради хотя и всем хри­стианам, но особенно высоко поставленным, как на свечнике, нужно примечать Христово слово: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославля­ли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). 3) Царский престол много окружает лас­кателей, как довольно того видим в историях, от которых иные, желая в милость монарху вкрасться, иные злобу, на другого начавшуюся, совершить, много могут лестным и ядовитым своим языком успеть, недостойных хваля, а до­стойных минуя или пороча, и так человека, не знающего умыслов сердечных, обмануть, и тем обществу вред нанести. Поэтому благочестивая корона одолжается не скоро таковым верить, но испытывать, а клеветников изгонять, по примеру святого царя Израилева Давида: «Тайно клевещущего на ближнего своего — сего я изго­нял; с имеющим гордое око и ненасытное сердце — с сим я не ел» (Пс.100:5). 4) Царскую корону украшают премудрость, правда и милость: «правдою утверждается пре­стол» (Притч 16:12). «Милость и истина охраня­ют царя, и милостью он поддерживает престол свой» (Притч 20:28). Правда требует, чтобы всем воздавать должное, добрым и верноподданным за верность их награждение, злым и неисправ­ным наказание, дабы и прочие хотящие нечествовать страх имели. Милость хочет объятьями своими всех согревать, но, поскольку мно­гие являются милости недостойны, премудрость растворяет ту правдою и научает добрых жало­вать, неисправных наказывать, но с милостью и надеждою исправления, ожесточенных отсе­кать от общества добрых, дабы и те злостью их не повредились. Так поступает с нами праведный, милости­вый и премудрый Царь Небесный, Царь царей и Господь господствующих, «гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр 5:5); доб­рых любит и благословением Своим обогащает их; неисправных наказывает, но наказанных и смирившихся милует; ожесточенных отвергает от лица Своего и предает вечному наказанию. Этому примеру Небесного Царя подражать имеют долг учиненные Им и подчиненные Ему цари земные, и так со своими подданными по­ступать, и с царствующим пророком петь Гос­поду: «Милость и суд воспою Тебе, Господи» (Пс.100:1 и след.). Строгость излишняя вредит, и милость безрассудная неполезна. Первая в негодование, огорчение и уныние людей при­водит; вторая к расслаблению, своевольству, бес­чинию и развращению дверь отворяет; правда же, с милостью сопряженная, все то отвращает. Сие-то есть премудрость властелина, это есть царский путь — правды держаться и мило­сти не забывать. Худо там являть милость, где наказание требуется; худо прощать и щадить того, кто не оставляет греха и не кается. Грех ненаказанный к иным грехам подает повод, и один злодей прощенный многим к подобному злодеянию поощрение подает. Ибо злые, видя ненаказанного злодея, на то же злодеяние об­ращаются с такою надеждою, что и им так же прощено будет в случае обличения. Отсюда последует умножение злодеяний, и от тех оте­честву немалая утрата. Напротив того, не хорошо там меч употреб­лять, где пластырь милости и обвязывание тре­буется, где грех от немощи, каковому и добрые люди подлежат, а не от умысла и предрассуж­дения совершен, бесполезно и того наказывать, который сам себя добровольно наказывает. От мудрости удаленно то наказание, которое не по мере преступления налагается. Везде умерен­ность, как в природе, так и в гражданстве, по­хвальна и полезна, как выше упомянуто. По­этому везде нужно здравое рассуждение и не­скорое определение. 5) Истинное правосудие лица человеческо­го не приемлет: с богатым и нищим равно по­ступает, сановитого не стыдится и простого не презирает, не смотрит лиц, но дела их рассуж­дает и по тем суд издает. Простого, неисправ­ного наказывает и сановитому, не по чести сана и присяге своей поступившему, не спускает, но поскольку от большего и высшего лица боль­ший грех, то и (большему) греху последующее большее наказание заключает, рассуждая, что, если неправду делать простому — зло есть, то большее зло — сановитому, который на то уч­режден, чтобы неправду искоренять и правду насаждать. Поэтому благочестивый царь, когда хочет правосудие хранить, хранить же необходимо нужно, должность имеет лиц не принимать, но на дела их смотреть и по ним судить, по приме­ру Небесного Царя, Который «не взирает на лице человека» (Галл.2:6), «не убоится лица и не устра­шится величия» (Прем 6:7). Великие и малые, сановитые и простые — равно отечества сыны, равно отечество составляют, равного отеческо­го о себе промысла от монарха требуют и в по­койном отечества лоне согреваться и питаться хотят. Однако же считающиеся более низкими большую приносят пользу. Что город без дерев­ни может? Откуда хлеб и прочее, к содержанию жития нужное? Деревня приносит все в город, поселянин питает гражданина, и земледелец господина. Запустеет город без деревни, и гос­подин оскудеет без владельца. Полководец без солдат как тело или голова без рук и ног. Как равно отечество все составляют и пользу при­носят, так равно и монарх благочестивый, как глава о своих членах, обо всех промышлять оте­чески обязуется, и как великого гордого сми­рять, так и малого насилуемого защищать и из­бавлять. 6) Хотя на высоком месте сидит царь, одна­ко помнить ему необходимо нужно, что он та­кой же человек, как и прочие люди, также уми­рает и земле предается, как и подданные его, где нет никакого отличия царя от подданного, и господина от раба, и вельможи от простолю­дина. Смерть всех равными делает и в землю возвращает и обращает. Поэтому, по Писанию, «сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа» (Сир 3:18). Если Христос, Царь царей и Господь господствующих, верных Своих не стыдится «братиями называть» (Евр.2:11; см. также Ин.20:17; Пс.21:23), то насколько более человеку подобных себе людей за братию иметь достойно. Отсюда проистекут христиан­ские добродетели, как ручьи от источника; от­сюда терпение, христианская победа, которая не над побежденными врагами, но над своим торжествует сердцем; отсюда кротость и незло­бие, которыми сердце в тишине сохраняется. Блаженна та корона, которую сии многоцен­ные и не мира сего каменья украшают. Более она прославится, нежели победами над врага­ми внешними: преславнее себя победить, не­жели людей. Более она сохранит грады свои, нежели оружие воинское, ибо Бога Защитни­ком своим иметь будет. Более научит людей сво­их, нежели законы и указы, ибо более науча­емся делом, нежели словом, и примером доб­рым, нежели повелением высших. 7) Благочестивым царям долг надлежит за­щищать и умножать Церковь Святую, по про­рочеству святого Пророка: «И будут цари пита­телями твоими, и царицы их кормилицами твои­ми» (Ис.49:23). Поэтому должно им от гонителей и ругателей ее защищать, о добрых пастырях промышлять; учения полезные, которыми она утверждается, умножается, расширяется и про­цветает, расширять; училища, в которых сеют­ся семена учений, насаждать, распространять и их правильно содержать. 8) Благочестивых государей должность о ти­шине и благополучии отечества своего промыш­лять. Поэтому нужно им избирать и посылать на власти добрых и разумных людей, которые бы правосудие, как зеницу ока, хранили, и общей, а не своей пользы, на власти будучи, искали, и так бы подданных его целость и благополучие хранили и умножали. От добрых и разумных вла­стей целость и благополучие общества зависит, как от злых и неисправных оно изнемогает, ра­зоряется и падает. 9) Должность благочестивых монархов — отечество свое от иноплеменников защищать. Потому, когда начинают войну, должно им крайне беречься от неправильной войны и бра­ни без правильной причины не начинать, свое хранить и чужого не касаться, дабы и своего не лишиться, и подданных своих напрасно кровь не проливать, и перед Богом в том тяжко не согрешить. И одного человека напрасно кровь пролить страшно, тем более многих. Одного, напрасно убиенного, кровь вопиет на небо и отмщение низводит, тем более многих. За всех, на неправильной войне убиенных, следует от­вет дать Богу, Который сердца человеческие испытывает, и замыслы и начинания знает, в книге Своей записывает все (Пс.138:16). 10) Поскольку не человеческой, но Божией мудростью управляется царство, и не челове­ческой, но Божией всемогущей силой защища­ется и сохраняется, потому благочестивый царь долг имеет молиться Царю Небесному, дабы Сам Он наставил и умудрил его управлять цар­ством, ему порученным. 11) Цари великое бремя трудов несут, все­гдашним попечением о целости отечества отяг­ченное, и от того не мало скуки, печали и изне­можения им временами находит. Поэтому бла­гочестивое монаршее сердце в этом случае может себя утешать надеждою будущего в вечной жиз­ни воздаяния, ибо все труды, скорби и печали скоро минуются, и за многие труды, вкратце о Христе подъятые, многое и бесконечное будет воздаяние. Праведен Господь: всем воздаст по делам их.

§ 461. Должность верноподданных к свое­му благочестивому монарху: 1) Должно его от чистого сердца любить, как первого по Боге отца, промыслителя и попечи­теля, о целости отечества и общем благополу­чии неусыпно пекущегося. 2) Высокое ему, как от Бога посланному, и любовное отдавать почтение. 3) Повеления и указы его, как в пользу об­щества учиненные, без роптания и с усердием исполнять. 4) Дань, от него требуемую, давать доброхотно и без задержания. 5) О здравии его, как отечеству нужном, мирном царствовании и мудром правлении молить усердно Бога, ибо у Него «совет и прав­да; Он разум, у Него сила. Им цари царствуют и повелители узаконяют правду; Им начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» (Притч 8:14-16). 6) При случае за здравие его и своего здра­вия не щадить. Главу в естественном теле, ког­да следует ей опасность, все члены защищают и хранят, хотя и сами страждут, ибо от бедствия главы и всему телу следует бедствие. В обще­стве глава — царь, которого целость и здравие всем хранить должно, ибо от его целости и об­щества целость зависит, и от его бедствия все­му обществу бедствие бывает.

Глава 3: О должности судей и к суду приходящих

«Выслушивайте братьев ва­ших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришель­ца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и велико­го выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божие» (Втор 1:16—17).

§ 462. Истинное правосудие необходимо в суде нужно, так что без него праведного суда быть не может, но только вид суда. Оно в том состоит, в чем и дело правды. Оно требует, что­бы правого оправдать, а виноватого осудить; чтобы насилованный был защищен, насило­вавший смирен, озлобленный удовольствован, озлобивший наказан, дабы и прочие страх име­ли. Следовательно, правосудие в деле суда лица не знает, как повелевает Бог: «не различайте лиц на суде»; но только дела смотрит и слушает. Ему богатый и нищий, сановитый и про­стой, земляк и иноземец, сродник и несродник, друг и враг, знакомый и незнакомый в деле суда равны. Оно богатого и нищего, сановитого и простого, друга и врага, сродника и чуждого означает виноватым, когда находит в нем не­правду, и того правым судит, когда дело его оп­равдает. Это и значит — «не взирать на лица» на суде. Потому правосудие не неприлично упо­добляется человеку, имеющему закрытые гла­за, потому что в суде не смотрит на лица, но только дела слушает; уподобляется имеющему одно отверстое, другое закрытое ухо, ибо одним доносчика слушает, другое ответчику бережет; уподобляется весам, ибо дело на рассуждении, как на весах положенное, мерит и рассматри­вает, и на которую сторону правда перевесит, к той и оно склоняется, пристает и ту похвалит и оправдает.

§ 463. Четыре вещи более других правосу­дию быть не попускают и суд праведный пре­вращают: страсть лихоимания, страх человечес­кий, любовь плотская и ненависть к врагам. Лихоимание привлекает руку судьи к принятию даров, и ради тех научает оправдать богатого, хотя бы и виноват был, и осудить нищего, хотя бы и прав был. Страх человеческий может сер­дце судии превратить, когда высшие лица, ко­торым сам судья подчинен, виноватого защи­щают и грозят судье лишением сана, или иным чем, если по их желанию не сделает. Любовь плотская, например, любовь брать­ев, сродников, друзей и прочих любимых, ко­торые или ходатайствуют о виноватом, или сами в суде являются виноватыми, ударяет су­дейское сердце и хочет вес правосудия превра­тить. Ненависть к врагам, которые судятся с друзьями судьи или иными какими лицами, не врагами его, может судью развратить, когда яв­ляются по суду враги его правыми, а друзья и прочие виноватыми, и побуждает друга, как любимого, оправдать, и врага, как наветчика, осудить. Эти четыре вещи более других враги правосудия! сии хотят правду свергнуть с пре­стола своего и посадить неправду! Судьям бла­гочестивым должно не на лица, но на дела смот­реть, и дарами не прельщаться, и страха чело­веческого не бояться. Если судья руку прострет на дары и по ним будет судить, то на месте прав­ды мамону поставит и вместо судебного мес­та торжище учинит. Если ради страха челове­ческого неправду сделает, человека, а не Бога, Который правду повелел хранить, бояться бу­дет и человеческий страх Божию страху пред­почтет. Если любовью друзей преклонится, то Бога, возлюбившего его, оставит и оскорбит. Если ради вражды врага осудит, то мстить будет, а не судить, и злобу совершать, а не суд произ­водить. И так, когда что-нибудь из этого учинит, перестанет быть праведным судьей, следова­тельно, и истинным христианином. Без прав­ды и совести доброй как судьи праведного, так и истинного христианина быть не может. Если судья хочет правду и благочестие хранить, то должен недвижимо стоять, ни на одну, ни на другую сторону (не уклоняясь), и против всего выше прописанного подвизаться, дабы служить правдою Богу, а не мамоне неправдою. «Ник­то не может служить двум господам». Невоз­можно «служить и Богу и мамоне» (Мф.6:24). Страх человеческий страхом Божиим да про­гонит, и да укрепит себя упованием на Бога, суду Которого и высшие и низшие власти и су­дьи подлежат. Любовь плотскую да погасит любовью Божией, и ненависть вражью да по­бедит терпением и кротостью. И так правосу­дие сохранится, и правда над неправдою тор­жествовать будет.

§ 464. К хранению правосудия поощряет судей следующее: 1) Бог — Вечная Правда, Который правдою благоугождается и неправдою раздражается, Который в суде невидимо присутствует, и судей­ские замыслы, намерения и дела видит, и слова слышит, и в книге Своей записывает, и «осве­тит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор.4:5), и к судьям через пророка Своего говорит: «Не делайте неправды на суде» (Лев 19:15). 2) Христианская должность, которая требу­ет, чтобы оправдания плоды показывали, и правду творили, и совесть свою хранили. Хотя всем христианам необходимо нужно правду хранить, если хотят христианами быть; тем бо­лее судьям, которые как лучшие и разумнейшие от всех избраны, и, как светила, на высоком месте поставлены, и потому должны свет прав­ды издавать, и прочих к правде приводить. 3) Клятвенное обещание, которое судьи учинили перед Богом и святым Его Евангели­ем, и обещались правду хранить, защищать, и неправду искоренять, и в том совести своей сви­детеля Бога призывали. Сия их такая важная присяга да подвигнет их к хранению правды, которая нарушиться не может без хуления и бесчестия имени Божия и их явной погибели. Бог поруган не бывает, Который обещание их, и присягу, и призывание Своего имени во сви­детельство совести их слышал. 4) Целость и благополучие общества, в ко­тором и сами они заключаются, которое от правды хранимой созидается и процветает, от неправды разоряется и падает. Откуда разбой, насилия, хищения и всякая неправда в злых? От неправды судейской. Правда судейская ис­кореняет зло, но неправда научает злу. один и другой злой человек откупился мздою от казни, с этой надеждою и многие злу поучаются, и так растет и умножается зло. Отсюда гнев Божий и страшные суды посылаются на отечество. Об­щая неправда общею казнью казнится. Нынеш­ний век видит зло сие, в котором попрана прав­да, и неправда место свое имеет. Видим зло сие, и оплакиваем, и воздыхаем, дабы призрел Гос­подь на слезы бедных вдовиц и сирот и отвратил зло то. Да подвигнет судей общее благополучие к хранению правды, и общее неблагополучие да отвратит от неправды. 5) Читаем в историях, что язычники, не зна­ющие истинного Бога и закона Его писанного, но естественным законом управляемые, храни­ли правду в суде. Христианам стыдно в этом деле оставаться ниже язычников. А которые ниже их бывают, то тем показывают, что и хуже них делаются. Потому и страшнейшему суду Божию, более язычников, подлежат. 6) Видим в Писании Святом, что страшен суд Божий на неправедных судей. «Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И далее: Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную!» (Втор 27:19,25). «Горе тем, которые постановляют несправедли­вые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот» (Ис.10:1—2). «Сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливо­му делу нищих не дают суда. Неужели Я не нака­жу за это? — говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот» (Иер.5:28— 29)? Вышний «исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его цар­ства, не судили справедливо, не соблюдали зако­на и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, — и строг суд над началь­ствующими, ибо меньший заслуживает помило­вание, а сильные сильно будут истязаны», по ино­му же переводу,» сильно мучены будут», — гово­рит Соломон (Прем 6:3—6). Из этих и прочих Святого Писания мест видно, что судья, чем более неправды делает, тем более погибели себе собирает. Отовсюду тесно будет неправедному судье, когда станет на суде Христовом. Обличит его совесть, общее всех людей правило и закон, что против нее поступал. Обличит обещание, при крещении учиненное, но оставленное. Обличит слово Божие, столько раз слышанное, но пре­зренное. Обличит присяга, с клятвою и при­зыванием всеведущего Бога в свидетельство правосудия его сотворенная, но попранная. Обличат слезы вдов, сирот и прочих бедных пролитые, но ради мздоимания ничего не ус­певшие. Явятся дела, слова и помышления, не­праведно, хитро и лукаво умышленные и сотво­ренные. Столько свидетелей неправды его предста­нет, сколько он неправедно и против совести дел производил и решил. Отсюда всемирный стыд и от праведного Судьи столько гнева, сколько неправды сделал, почувствует. Тогда познает, что хотя и много в мире собирал, но ничего от мира не вынес, кроме превеликой пагубы; хотя и богатым, знаменитым и славным почитался здесь, но явился нищим, убогим, подлым и бесчестным и окаяннейшим более прочих. «Сильные сильно мучены будут», — гово­рит Божие слово, истинное и неизменяемое (Прем 6:6). Рассуждай об этом, судья, и неправ­ды более огня, берегись.

§ 465. К суду часто бывает призывание сви­детелей ради лучшего сыскания и доказательства истины. И поскольку на свидетельстве свидете­лей все дело утверждается, и по их, как слышав­ших или видевших, словам и показаниям дело решится, и один правым, другой виноватым из судимых определяется, потому и свидетелям в этом деле должно верными быть, не уклоняться ни на ту, ни на другую сторону, не знать ни дру­жества, ни вражды, ни любви, ни злобы на су­димых, ни страха человеческого, и не бояться руку от принятия даров отвращать. Одна истина пусть будет им подругой, которая, если что доб­рое видит во враге, похваляет, и что в друге ви­дит злое, свидетельствует, и она, как и правда, лица человеческого не знает, но показывает то, что видит и слышит, и к той стороне склоня­ется, в которой правоту находит, и от той от­вращается, в которой противную себе неправ­ду видит. Поэтому свидетелям должно истины держаться и против лжи подвизаться, как по­велевает Господь: «Не произноси ложного свиде­тельства на ближнего твоего» (Исх.20:16), дабы лжесвидетельством своим неповинных в боль­шую беду, виновных в большую дерзость и сво­евольство, судящих в грех не привели и себя от христианского общества, следовательно, и от Христа Самого отлучили. Все это от ложного свидетельства следует. Ибо на свидетелях все судебного дела основание полагается.

§ 466. О должности подчиненных судьям смотри в своем месте. А христиане, которые хотят на обидевших суду доносить и обиду свою судом отвращать, пусть внимают нижеописан­ным Святого Писания местам (Исх.20:16; Мф.5:39-40, 44 и след.; 6:14-15; 7:12-14; Мк.8:36, 38; Иак.5:7-11; Рим 12:17 и след.; 1Кор.6:7-8; Евр.12 и проч.).

Глава 4: О должности пастырей и подчиненных им

«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна от­крыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и бо­гоугодно, не для гнусной корыс­ти, но из усердия, и не господ­ствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и ког­да явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий ве­нец славы» (1 Петр 5:1—4).

«Внимайте себе и всему ста­ду, в котором Дух Святый по­ставил вас блюстителями, па­сти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28).

§ 467. Всякий христианин, который имеет себе подчиненных, пастырем им быть должен: хозяин домашним своим пастырь, отец детям и прочим домашним, господин рабам и крес­тьянам своим, настоятель монастырский бра­тии своей, начальник подчиненным своим. Ибо все сии по должности христианской обязуются подчиненных на путь спасения наставлять, и себя во образ благочестивого жития подавать, и имеют ответ дать за них в день суда Христова. Однако по общему христианскому гласу епис­копы особенно и пресвитеры нарицаются пас­тырями, и Божие слово им титул этот приписы­вает, и поручает в руки их стадо словесных Хри­стовых овец, Кровью Христовою купленных.

§ 468. Само имя «пастырь» показывает, что есть пастырь, и пастырям звание и должность их представляет перед глазами их, и увещевает и доказывает, что они избраны от людей, Хри­стовым именем нарицающихся, как лучшие, разумнейшие и совершеннейшие, и поставле­ны пасти стадо Христово, Кровью Его стяженное, как учит апостол. Пастух бессловесных животных на то избирается, чтобы стадо изго­нял и пригонял целым, пас на пажити и сохра­нял от зверей. Так и пастырь словесных овец Христовых на то избирается, дабы стадо то пас, и питал Божиим словом, и сохранял от волков, то есть невидимых демонов, окружающих ста­до Христово, и ищущих, «кого поглотить» из того стада (1 Петр 5:8). Отсюда всякий пастырь мо­жет видеть, каков должен быть. То есть как ра­зумом, так и житием добрым совершеннейший более прочих христиан; он должен то на себе показывать делом, что Павел святой написал христианам о себе: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор. 11:1).

§ 469. Без звания и избрания правильного никто не должен в пастырское служение всту­пать, как апостол говорит: «Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто ска­зал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр.5:4—5). И святой Предтеча поучает: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» (Ин.3:27). Как пророки и апос­толы непосредственно гласом Божиим избра­ны и позваны в великое служения их дело, как читаем в книгах их, так и хотящим вступить в дело их надобно ожидать звания и избрания Церкви и первоседателей церковных, которым поручено церковное правление, а без того не должно никому в великое то дело мешаться. Премудро Сирах увещевает: «высших себе не ищи» (Сир 3:21). Следовательно, худо делают те, которые без такого избрания вступают в то; хуже того, ко­торые через мзду или ходатайство вельмож и князей того домогаются. Не знают таковые, чего ищут, как ниже увидишь. Ибо тем пока­зывают, что или мнят себя довольными быть к такому великому и трудному делу, то есть стадо Христово пасти и хранить от дьявольских уло­вок, что есть высокоумие, — или пастись более, нежели пасти, хотят. Надобно им опасаться, что­бы им не приличествовало Христово слово: «Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит ину-де, тот вор и разбойник. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить» (Ин.10:1, 10).

§ 470. Пастырей избирать подобает: 1) Разумных и учительных, дабы возмогли наставлять на путь спасения, вразумлять, ис­правлять и утешать подчиненных себе людей. 2) Добродетельных, дабы чему учат людей, то сами на себе делом показывали. Так учение их, добродетельным их житием подтвержден­ное, сильно, действительно и полезно будет людям. Этих свойств в пастыре требует апос­тол: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом сво­им, детей содержащий в послушании со всякою честностью» (1 Тим 3:2—4). И в другом месте: «Епископ должен быть непорочен, как Божий до­мостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благоче­стив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и на­ставлять в здравом учении и противящихся об­личать» (Тит 1:7—9). Эти свойства пастырские из следующей ста­тьи лучше познаются. Примечай здесь, чита­тель, что во времена апостольские епископы пресвитерами и пресвитеры епископами назы­вались. Епископ — имя греческое и значит то, что по нашему наречию «надзиратель», и пресви­тер также имя греческое, и значит то, что «стар­ший» или «старец». Из этого видишь, что и звание их общее. Надзирателем быть — это над други­ми быть надзирателем, и старшим также над дру­гими старшим. Видим это общее их именование в Писаниях апостольских. Павел святой, в По­слании к Филиппийцам, говорит: «находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами» (Флп.1:1). Видишь, что здесь епископами пресвитеров называет, потому что Филиппы — это один го­род, в котором один обыкновенно поставлял­ся епископ, а не многие, а он пишет ко мно­гим, а не к одному, таким образом, многих в одном граде пресвитеров епископами называ­ет. Еще читаем в Деяниях апостольских, что тот же апостол, от Милита послав во Ефес, «призвал пресвитеров церкви», которым между прочим говорит: «Внимайте себе и всему стаду, в кото­ром Дух Святый поставил вас епископами, пас­ти Церковь Господа и Бога» (Деян.20:17, 28). Вот и здесь пресвитеры нарицаются епископами. Еще, когда Титу святому повелел, чтобы по гра­дам устроил пресвитеров, тотчас, каковыми подобает быть тем пресвитерам, приложил: «епископ должен быть непорочен» (Тит 1:7). И здесь пресвитера называет епископом. Об этом и святой Златоуст повествует, что тогда пресвитеры епископами назывались. «Что это! В одном ли граде многие епископы были? Нет, но пресвитеры так нарицались». И ниже: «И пресвитерами издревле нарицались еписко­пы, и служителями Христовыми и епископами пресвитеры» (Беседа 1-я на Послание к Филип­пийцам на слова апостольские: «находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами». Видим, что во дни апостольские епископ и пресвитер общее имели имя, и на то, кроме прочих при­чин, особенно поставлялись, чтобы пасти Цер­ковь Христову. Но в последующие времена и ныне епископы только епископами и пресви­теры только пресвитерами называются, и что они есть, и какое обоих звание, всем христиа­нам известно. Дело же пастырское — это попе­чение, старание и прилежание о стаде Христо­вых овец, из самих имен их, как сказано, позна­ется быть равным: и те и другие равно пасти Церковь Христову должны.

§ 471. Должность пастырей: 1) Внимать им самим должно чтению Свя­щенных Писаний, «которые могут умудрить их во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим 3:15). К этому увещевает пастырей апостол святой в лице святого Тимофея: «Занимайся чтением, на­ставлением, учением», — и немного спустя: «Вни­кай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим 4:13,16). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для ис­правления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доб­рому делу приготовлен» (2 Тим 3:16—17). Святые апостолы и пророки непосредствен­но просвещаемы были Духом Святым (см. 2 Петр 1:21) и учили людей, и учение свое святое напи­сали в пользу Церкви. Пастырям, в должность их вступившим, надобно их писания держаться, читать, поучаться в нем день и ночь, и из того черпать учение, и людям своим предлагать, и тем то учить, то обличать, то исправлять, то уте­шать их, и молиться Христу Богу, дабы «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк.24:45). Без того разум и сила Писаний не постигается, и от чте­ния никакой пользы не будет, хотя бы кто и все Писание наизусть знал. Следовательно, худо делают те пастыри, которые оставляют чтение и внимание Божественного Писания, и время провождают в иных делах, или к званию их не надлежащих, или, что хуже того, противных. Таковым приличествует Христово слово: «Сле­пые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14). 2) Должны тщательно поучать порученных себе людей, как увещевает их Петр святой: «Па­сите Божие стадо, какое у вас» (1 Петр 5:2). Па­сется же стадо Божие словом Божиим и Свя­тыми Тайнами Его. И Павел святой к тому же их возбуждает: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстите­лями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28). И еще Тимофею написал и в его лице святому пастырю: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим 4:2). Пастыри вступили в должность апостольс­кую и непременно должны им следовать. Они по всей вселенной проповедовали слово Божие, а пастыри в своих местах, где учреждены пас­тырями, должны то сокровище духовное от­крывать людям. Погрешают пастыри, которые эту должность оставляют. Таковые пастыри уподобляются псам немым: «Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие ла­ять, бредящие лежа, любящие спать» (Ис.56:10). Грозит им через пророка Господь: «Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязыва­ли, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, и прочее. И далее говорит Господь: Вот, Я—на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их» (Иез.34:3-5, 10). Взыщет Господь от таковых пастырей овец своих, когда придет судить мир. Хозяин у пас­туха овец своих спрашивает и взыскивает, ког­да не пригонит их, и истязает его за них. Так взыщет Христос Господь словесных Своих овец от пастырей, овец, которых «не тленным сереб­ром или золотом, но драгоценною Кровию Своею» приобрел (1 Петр 1:18—19; см. также Ин.10:15). Горе тогда будет пастырю нерадивому, пасты­рю погубившему овец Христовых, которые та­кою дорогою ценою куплены! Поэтому надоб­но таковым пастырям осмотреться и испра­виться, дабы и овец Христовых, порученных им, не погубили, и сами страшному суду Его и истязанию не подпали. Помнить им нужно, что избираются пасти стадо Божие, а не пастись. 3) Тот есть пастырь добрый, который учит, и чему учит, то делом на себе показывает. Поэто­му пастырям не только должно учить, но и об­раз добрых дел на себе показывать. Им Пастыреначальник Христос говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши доб­рые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). И апостол святой: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим 4:12). И в другом месте: «Во всем показывай в себе образец добрых дел» (Тит 2:7). Пастырю нужно иметь перед Богом чистую и незазрительную совесть и перед людьми доб­рых дел пример, дабы совесть его самого в том не обличала, что в людях обличает, и в том его оправдала, чему других научает. Тогда пастырь свободно будет учить, когда учению его совесть его согласует. Следовательно, пастыри учащие, но не творящие, мало что успеют, поскольку, чему учат словом, то житием своим разоряют, истину, которую словом проповедуют, приме­ром своим в сомнение и подозрение приводят. Таковые пастыри услышат слово: «Врач! исцели Самого Себя» (Лк.4:23). «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, кра­дешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодей­ствуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бес­честишь Бога?» (Рим 2:21—23) К таким пасты­рям говорит Бог: «Зачем ты проповедуешь уста­вы Мои и держишь завет Мой во устах своих? Ведь ты возненавидел наставление и поверг сло­ва Мои назад. Если ты видел вора, то спешил вместе с ним, и с прелюбодеем имел участие. Уста твои умножали злословие, и язык твой сплетал коварства. Сидя (в собрании) на брата твоего ты клеветал, и для сына матери твоей полагал со­блазн» (Пс.49:16—20). Прилично таковые пасты­ри уподобляются столпам, на дороге поставлен­ным, которые путь указывают во град, но сами с места не двигаются, уподобляются колоко­лам, которые людей в церковь созывают, но сами не входят. Напротив того, пастырь добрый подобен вождю, который и путь указывает лю­дям, и сам впереди идет, как о Начальнике па­стырей, Спасителе нашем, написал святой Лука: «Иисус делал и учил от начала» (Деян.1:1). Двояко учит тот, кто учит и живет благочести­во: словом и житием своим учит, ибо учение свое подтверждает делом и житием своим. 4) Пастыри не должны ласкательствовать или угождать людям, что особенно бывает пе­ред вельможами, князьями, славными и бога­тыми, — но истину и правду везде свидетель­ствовать. Подает им в образ себя апостол Хри­стов: «Никогда не было у нас перед вами слов ласкательства, как вы знаете» (1 Фес 2:5). И не хотел никому угождать: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Галл.1:10). Этому примеру подражать должны пастыри, когда хотят быть рабами Христовыми, и должны стараться не людям, но Богу, Которо­го служители, угождать; что порочно, неправед­но и беззаконно, везде и перед всяким лицом об­личать; не молчать, где должно говорить; не хва­лить, что непохвально, и не порочить того, что достойно похвалы. Ласкательство не иное что делает, как пагубу душевную и им самим, и кому ласкательствуют. Так не отвращают от грехов, а утверждают во грехах, от которых должны отвра­щать, и не Богу, но людям угождают, и потому против звания своего поступают таковые. По­этому пастырям должно всегда и везде истину свидетельствовать, и, если нужно будет, за ис­тину все претерпеть, что ни вымыслит и ни учи­нит им мир, ненавидящий истины. Так за истину подвизались пророки святые, апостолы и святители Христовы, подвизались до крови — и Сам Христос, пророками и апостола­ми проповеданный, «засвидетельствовавший пред Понтием Пилатом доброе исповедание» (1 Тим 6:13). На этот образ и нынешние пастыри пусть взирают и свидетельствуют истину со всяким дерзновением, помня слово Христово: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). И далее: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того испове­даю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отре­чется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32—33). 5) Пастыри долг имеют разумно в своем уче­нии поступать, смотреть и рассуждать, где еван­гельское утешительное, где законное обличи­тельное и устрашительное учение предлагать. Худо и бесполезно, и даже вредно там предла­гать утешительное слово, где требуется страх, и там греметь, где утешение нужно. В народе дво­якие люди имеются, нерадивые и бесстрашно живущие, и страхом сокрушенные и печальные. Ради бесстрашных страх Божий нужен, чтобы от сна греховного пробудившись, покаялись. Ради сокрушенных и печальных пластырь уте­шения евангельского потребен, чтобы в вере утвердились и живое в сердцах своих воспри­няли утешение. Потому пастыри так должны учение предлагать, дабы всякий от учения их приличное себе сыскал лекарство и, то к язвам своим прилагая, исцелялся, что видим в писа­ниях пророческих и апостольских и их после­дователях святых отцах, которым последовать и нынешние пастыри должны. 6) Пастыри часто должны это учение повто­рять, дабы у иных страх Божий, у иных вера и от нее утешение истинное в сердцах насадилось и утвердилось. Павел святой усмотрел пользу эту и написал: «Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно» (Флп.3:1). В книге Бытия читаем, что и Сам Бог столько раз повторял Аврааму милостивое Свое обещание. То же видим и в святых учителях церковных, которые неусыпно порученных себе людей учи­ли, наставляли, увещевали, устрашали и утеша­ли. Ибо непостоянно сердце человеческое и удобопреклонно, и скоро совращается с истин­ного пути. Потому всегдашнего требует напо­минания, увещания, укрепления, наставления и поощрения. 7) Пастырям, поскольку без помощи Божией ничего успеть не могут, должно усердно Богу молиться как о себе, чтобы помог им в этом немалотрудном деле, так и о людях, себе пору­ченных, дабы просветил душевные их очи к познанию истины, и управил сердца их к тво­рению воли Своей, и сохранил их от козней дьявольских. Творили это апостолы святые, как читаем в Посланиях их, творили пастыри, пре­емники их и учителя церковные. То же и ны­нешним пастырям творить должно. 8) Хотя и все христиане всякому гонению подвержены, ибо, по слову апостольскому, «все, желающие жить благочестиво во Христе Иису­се, будут гонимы» (2 Тим 3:12), но особенно пас­тыри тому подлежат. Причина этому в том, что они царство дьявольское проповедью слова Божиего разрушают, прелесть его и тьму открыва­ют, души человеческие от рук его восхищают и приводят в царство Христово, и потому дьявол на них более ярится и восстает, и всякое гоне­ние восставляет через злых людей, как свое ис­тое орудие. Поэтому добрым пастырям надобно к терпению приготовляться, и всегда, как ко­раблю на море, бури бедствия находящего ожи­дать, и нашедшее терпеливым сердцем нести. Да будет им во образ Сам Пастыреначальник Иисус, Который от Своих людей претерпел крест, и святые апостолы, последователи Его, которые были укоряемы, гонимы, хулимы, были «как сор для мира, были как прах, всеми по­пираемый» (1Кор.4:12—13), и святители Хрис­товы прежде бывшие, которые столько укоров, клевет, озлоблений, гонений и заключений пре­терпели от неблагодарных людей, которых учи­ли истине и на путь спасения наставить стара­лись. Да подвигнет их к терпению и в том да утвердит многая мзда, сокровенная им на не­бесах. «Радуйтесь, — говорит им Христос, — и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф5:12). 9) Как учить и чему, и как со своими людь­ми поступать, должно им учиться из книг про­роческих, апостольских и богоносных отцов. И потому видно, как нужно им чтение Святого Писания и прочих христианских книг. 10) Какими тщательными быть в своем зва­нии пастырям должно, и как тщательно держать­ся Божиего слова, и тем людей наставлять, и себе и всему стаду внимать, от Павловых увещаний могут приметить: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителя­ми, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28). Как бы сказал: поставлены вы не от человека, но от Бога — Духа Святого, пасти не стадо бессло­весное, которое видимые окружают звери, но пасти стадо овец Христовых, которых окружа­ют невидимые звери, дьявол, как лев, и злоб­ные духи его, и этих овец, которых пасете, стя­жал Христос, Господь и Бог, не серебром и зо­лотом, но Кровью Своею. Берегите же и себя и стадо сие, вам в сохранение порученное от Бога. Так же к Тимофею святому в двух послани­ях написал, и к старанию, усердию и прилежа­нию о себе и о людях поощрял его, и в лице его всякого пастыря: «Пред Богом и Господом Иису­сом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию» (1 Тим 5:21). И еще: «Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иису­сом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Тим 6:13—14). И далее взывает: «О, Тимофей! храни преданное тебе» (1 Тим 6:20). И еще: «Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запре­щай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим 4:1—2). Видим из этих слов святого апостола, к Ти­мофею святому написанных, каким желанием, усердием и ревностью горело святое его серд­це, дабы Тимофей святой усердно и неусыпно пас стадо Христово и по учению от него пре­данному поступал, Бога Самого в свидетели призывает, Который все знает и сердца челове­ческие испытывает, и Господа Иисуса Христа, к Которому на суд следует ему явиться, и свя­тых Ангелов, с которыми Судия придет судить всему миру. «Заклинаю, — говорит, — пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ан­гелами». В чем? Да сие, то есть, преданные запо­веди, «сохранить без предубеждения, ничего не делая по пристрастию». И взывает: «О Тимофей! храни преданное тебе». Сказанные к Тимофею святому слова апос­тольские касаются и всех пастырей, увещева­ют их в звании этом святом свято и непорочно пребывать, и предание его хранить, «проповедо­вать слово, во время и не во время, обличать, зап­рещать, увещевать со всяким долготерпением и назиданием, и быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». Сле­дует им со всеми овцами, им от Христа пору­ченными, явиться на суде Его и обо всех их дать Ему ответ. Блажен, кто скажет тогда: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Евр.2:13). Окаянен и беден, кто не сможет того сказать тогда, но, стыдом и страхом объятый, услышит: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30). В Апокалипсисе читаем, что Христос вся­кому Ангелу (епископу) семи Церквей говорит: «Знаю дела твои» (Откр.2:2, 9, 13, 19; 3:1, 8, 15). Что это значит? Не иное что, как что всякого пастыря наблюдает Христос, и дела его, замыс­лы и начинания примечает, и в книге Своей за­писывает, и всякому воздает по делам его, как там же видим, хотя и о всяком человеке такое же всеведение имеет Он. Если непостыдными быть хотят пастыри в тот день, пусть рассужда­ют, что Христос на все их дела смотрит, и пото­му, как перед очами Его, пусть обращаются, и внимают себе и всему стаду своему. Еще чита­ем у св. Иоанна Евангелиста, что Христос, ког­да по восстании от мертвых вопрошал Петра троекратно: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?—и Петр отвечал: Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя, —сказал ему: Паси агнцев Моих» (Ин. 21:15—17). Из этого видим, что пастыри, когда хотят любовь показать ко Христу, должны по­казать ее делом — «пасти агнцев Его». Христос овец Своих любит, ибо их стяжал Кровью Своею. Если же кто Христа любить хочет, как и всякий должен, то должен любить овец Его, и пасти их и представить их Ему целых, а не нерадеть о них, как наемники делают.

§ 472. Должность людей к пастырям своим: 1) Повиноваться им и учение, ими предла­гаемого, слушать, и по тому жизнь свою ис­правлять, как увещевает апостол: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая» (Евр.13:17). Семя для того на зем­ле сеется, чтобы плод приносило земледельцу, так и семя Божиего слова ради того сеется на нивах сердец, дабы прорастило плод себе при­личный, то есть христианское и благочестивое житие. Иначе напрасно и сеется, когда бесплод­но бывает. Потому людям должно учению пас­тырскому внимать, и углублять его в сердцах своих, и плод показывать, дабы пастырь, видя плод учения своего, возрадовался и охотнее был к спасительному своему труду.2) Как учение свое предлагает пастырь, про­сто или красноречиво, равно то принимать дол­жно, и принимать с радостью, как слово Божие, а не человеческое, только бы учение его было согласно Святому Писанию. Ибо пастырская обязанность — учить и научать, а не слух услаж­дать, так и людей обязанность — учиться и на­учаться, а не услаждаться и бесплодными быть. Поэтому христианам, желающим научиться, равно принимать должно учение простое и ук­рашенное. 3) Когда пастырь говорит обличительное слово, не должно за то людям на него негодо­вать, тем более поносить имя его. Поскольку он должность свою исполняет: обличи, говорит ему апостол, как выше сказано. Обличает он гре­хи, а не лица, ибо никакого лица в слове своем не именует, но только грехи. Обличительное слово подобно зеркалу, которое показывает нам пороки на лице, чтобы очистили их. Так и сло­во обличительное представляет грехи, чтобы, усмотрев их в совести нашей, постарались по­каянием изгладить. Оставь грех и покайся, и тогда спокоен будешь. Если в совести твоей не видишь греха, который обличается и порочит­ся пастырем, то и слово его не тебя касается. Ибо совесть и слово обличительное воедино сходятся, и что слово обличает, то и совесть, а чего слово в тебе не обличает, того же и совесть (не обличает). Как в зеркало смотря и не видя пороков на лице, спокойными отходим от него, так слыша слово обличительное и не находя в совести на­шей грехов обличаемых, должны быть спокой­ны. И как на зеркало не гневаемся, что пока­зывает пороки наши, так не должно гневаться на пастыря, что обличает грехи наши. Как зер­кало показывает то, что имеется на лице, и не показывает, чего не имеется, так и слово обли­чает то, что против закона Божиего и совести сотворено, и не обличает того, что не сделано. Видишь, что слово обличительное стремится на грехи, а не на лица, как жестокое лекарство да­ется больному не ради больного, но ради бо­лезни его, чтобы болезнь изгналась из него, а не (для того, чтобы) больной страдал и мучился. Лютая болезнь грех и требует жестокого лекар­ства ради изгнания. Если благодаришь лекаря за лекарство, хотя и жестокое, и мзду даешь ему за то, что тело твое немощное и смертное хочет излечить, то насколько больше должен ты бла­годарить пастыря, который душу твою бессмер­тную старается исцелить от греха. Ибо чем душа честнее тела, тем болезнь ее опаснее телесной, и исцеление ее дороже телесного. 4) Люди пастырей своих должны любить и из любви их почитать, как отцов своих, кото­рые не к временной, но к вечной жизни словом живого Бога рождают и отеческим сердцем болезнуют, «доколе не изобразится в людях Христос» (Галл.4:19). 5) Снабжать их от имений своих. Ибо «тру­дящийся достоин награды своей» (1 Тим 5:18). 6) Защищать их от злоречивых языков, ко­торые славу и имя их терзают и помрачают. Ибо никто более злоречию и клевете не подлежит, как исправный пастырь. И это есть кознь и хит­рость сатанинская! Он старается через злой язык хулу и клевету имени их нанести, дабы так люди ими гнушались, и учения их не слушали, и не спаслись, и злоба злых людей, которые ими обличаются за беззакония их, вымышляет на них различные клеветы, что церковная история показывает. Сатана и злой мир истины не лю­бит, которую пастыри насадить стараются, а лжи и неправды держится, которую они иско­ренить стараются. Что оттуда последует им, как не ненависть и злоба от миролюбцев? Поэтому благочестивые люди не только не должны верить клевете, о них рассеваемой, но и клевещущим уста заграждать. 7) Если какие немощи в них сами приме­тят, то им снисходить должны, ибо и пастыри такие же люди, как и прочие, и теми же немо­щами обложены, как и прочие люди. 8) Молиться о них Богу, дабы умудрил их и укрепил в немалотрудном и немаловажном деле их. Пастырь за людей, а люди за пастыря мо­литься должны, и так друг другу помогать бу­дут в деле спасения. 9) Хотя и неисправны будут пастыри жити­ем, но не должно их осуждать. Ибо если и про­стого человека запрещено осуждать, то тем бо­лее пастыря. Они за себя и за тебя ответ дадут Судье, перед Которым падают, а не ты за них. Отврати же очи от неисправности их и внимай только учению их, когда согласно вере учат, как Христос о фарисеях говорит: «На Моисеевом се­далище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делай­те; по делам же их не поступайте, ибо они гово­рят, и не делают» (Мф.23:2—3).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных