Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 10: О мудрости христианской




 

«Который (Христос) сделал­ся для нас премудростью от Бога» (1Кор. 1:30).

§ 500. Христианская премудрость есть Хри­стос, Сын Божий, как говорит Павел святой: «сделался для нас премудростью от Бога». Он нам открывает тайну познания Небесного Отца. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18). «И Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27). «В Котором (Христе) со­крыты все сокровища премудрости и ведения», — говорит богомудрый Павел (Кол 2:3). Христианин самый простой, который научен догматам святой веры, намного мудрее, чем Платон и Аристотель и прочие языческие мудрецы. Кто из них уразумел то, что простой христианин верою познал? «Никто из властей века сего не познал» (1Кор.2:8). Буйство есть эллинским фи­лософам слышать о Боге, Который един есте­ством, но троичен в лицах, о Боге и человеке в едином лице, о Слове, ставшем плотью (Ин.1:14), о Деве родившей и Девою пребывающей, о теле умершем, сгнившем и в прах рассыпав­шемся, но снова восстающем и живущем. «Ду­шевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь» (1Кор.2:14). Но христианин, верой святой просвещенный, знает и испове­дует то, чего премудрость премудрых и разум разумных и слышать не может, ибо для них это безумие. «Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хваля­щийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я— Господь, творящий милость, суд и прав­ду на земле; ибо только это благоугодно Мне, — говорит Господь» (Иер.9:23—24).

§ 501. Премудрость христианская не в од­ном только познании Бога состоит, но заклю­чает в себе и непорочное житие христианское. Не знает Бога и тот, кто воли Божией не тво­рит, хотя устами и исповедует Его, и много о Нем разглагольствует. Об этом свидетельствует Святое Писание: «Что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин.2:3—4). И еще: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не спо­собны ни к какому доброму делу» (Тит 1:16). Пото­му Бог через пророка говорит о таковых: «Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис.29:13). И Христос гово­рит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Госпо­ди!», войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21). Потому в Святом Писании незнающие Бога, или без­законно живущие называются «безумными, во тьме ходящими» и прочее, как читающему то видеть можно. Поэтому премудрость христиан­ская тем только христианам приличествует, ко­торые во Христе Иисусе благочестиво живут, а тем буйство и безумие приписывается, которые на языке Бога, а в сердце безбожие имеют, хотя бы и звезды считали, или все Священное Пи­сание наизусть знали. (Смотри еще главу вторую 1-й книги первой статьи).

Глава 10: О свободе христианской

«Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете», — говорит Христос (Ин.8:36).

«Стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал.5:1).

§ 502. Ничто так людям не приятно и не желательно, как свобода. Кто не желает осво­бодиться от работы, от темницы, от пленения? Все свободу почитают более всякого мира сего сокровища. Не приятно нам ни богатство, ни честь, ни пища сладкая, если свободы не име­ем. Птицы и прочие бессловесные лучше изби­рают на свободе быть, нежели в неволе и пи­таться готовой пищей. У всех природное жела­ние и любовь к свободе. Потому никто ничем так не утешается, как свободой. Истинные хри­стиане это сокровище у себя имеют, — свободу, говорю, свободу не временную, но вечную. Их свобода ни местом, ни временем не заключа­ется. У них свободы ни темница, ни пленение, ни работа, ни железная цепь и ничто тому по­добное отнять не может; везде и всегда это нео­цененное сокровище с собою имеют, куплен­ное не тленною мира сего ценою, «не тленным серебром или золотом, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1:18—19). Они работают у людей, работают у врагов, пленивших их, заключаются в темни­цах, связываются узами, но сладкой своей сво­боды не теряют. Так высока, славна и сладка христианская свобода!

§ 503. В чем эта их свобода состоит, Святое Писание показывает. 1) Свободны они от греха, смерти и вечно­го осуждения. «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их», — говорит Господь через пророка (Ос 13:14). «Он спасет людей Своих от грехов их», — говорится о Христе (Мф.1:21). «Освободившись же от греха, вы стали рабами правед­ности», — говорит апостол верным (Рим 6:18). Сюда надлежит апостола Иоанна утешительное слово: «Он есть умилостивление за грехи наши» (1 Ин.2:2). Спросит кто: «Как же христиане от смерти свободны, а умирают?» Умирают телесно, но опять воскреснут в последний день, и вовеки бессмертны будут. «Тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?» (1Кор. 15:54-55) Спросит кто: «Неужели христиане безгреш­ны?» Нет, имеют христиане грех, но он не цар­ствует над ними, и хотя от немощи грешат, но молитвою, покаянием и верою во Христа очи­щаются от греха. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши», — говорит апостол (1 Ин.1:9). А христиа­не, которые попускают царствовать над собою греху, этой свободы не имеют, ибо «всякий, дела­ющий грех, есть раб греха», по слову Христову (Ин8:34). 2) Свобода христианская состоит в том, что они свободны от клятвы закона, как говорит апостол Павел: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написа­но: проклят всяк, висящий на древе, дабы благо­словение Авраамово через Христа Иисуса распро­странилось на язычников» (Галл.3:13—14). И еще: «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим 8:1). Клятва законная в том состоит, что закон на всякого, кто всего, законом Божиим поведенного, не исполняет, гнев Божий озна­чает и вечному осуждению подвергает. От сего христиане свободны благодатью Христа Сына Божиего, Который весь закон совершенно ис­полнил и за грехи наши предан был, и на дре­ве, как злодей, повешен был, и так за нас клят­вою сделался. И хотя закона совершенно не исполняют, однако недостатки их и немощи совершеннейшим Иисусу Христу послушани­ем дополняются, и немощи сии благодатью Его оставляются им кающимся. 3) Свободны христиане от закона, ибо они «не под законом, но под благодатью», по учению премудрого Павла (Рим 6:14). Ибо не по при­нуждению закона, но свободным духом испол­няют заповеди Божии, не как рабы, боящиеся наказания господина своего, но как сыны, по­казывающие охотное и любовное послушание отцу своему, приносят «плод духа, который есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Галл.5:22—23). В этом, ка­жется, смысле Павел написал: «Закон положен не для праведника» (1 Тим 1:9), ибо он благода­тью Христовой делает то, что закон повелевает. Но кому положен? «Беззаконным и непокоривым, нечестивым и грешникам, развратным и осквер­ненным», и прочее, — как тот же апостол при­бавляет (1 Тим 6:9—10). Подобные требуют за­кона, обуздывающего страсти их, удерживаю­щего от беззакония, грозящего им казнью. На это слово Златоуст святой говорит: «Закон по­ложен не для праведника. Почему? Поскольку он не причастен к муке, и не от закона ожидает навыкнуть к добрым делам, имея внутри пове­левающую благодать Духа. Ибо закон дан, дабы страхом и угрозой мучались. Не потребна проч­ная узда для благопокорного коня, и наставник для не требующего наставника» (Беседа 2-я на 1-е Послание к Тимофею). 4) Христиане свободны от церемоний иудейских, каковы были у них: обрезание, при­ношение животных в жертву, и прочее.

§ 504. Спросит кто: «Если христиане не под законом, а под благодатью, то зачем же закон проповедуется?» Ответ. 1) Проповедуется неисправным, чтобы за­коном устрашившись и очувствовавшись, в по­каяние пришли. Так Предтеча святой, желая привести людей к покаянию и так приготовить сердца их к восприятию веры евангельской, проповедал: «Уже и секира при корне дерев ле­жит: всякое дерево, не приносящее доброго пло­да, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10). 2) Проповедуется и благочестивым истин­ным христианам, дабы по правилу его исправ­ляли житие свое, дабы на него, как зерцало, взи­рая, познавали немощь естества своего и очи­щали верою во Христа Сына Божия, и так бы ветхого человека совлекались и облекались в нового, преуспевали в любви к Богу и ближнему, что есть цель закона. «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и не­лицемерной веры» (1 Тим 1:5).

§ 505. — Спросит кто: «Если христиане на свободу позваны и свободу имеют, то им (мож­но) свободно, что хотят, делать?» Никак, не в том состоит христианская сво­бода, чтобы им по воле своей жить и, что хотят, делать. Сия свобода есть не христианская, но плотская, и не столько свобода, сколько рабо­та рабская и тяжкая, ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха», по учению Спасителя (Ин.8:34). Лишаются христианской свободы те, которые, плоти своей следуя, попечения о ней превра­щают в похоти (Рим 13:14), а вместо того попа­дают под тяжкое иго мучителя дьявола и греха, и делаются беднейшими пленниками страстей своих и чадами вечной погибели, и находятся под клятвою законною, гневом Божиим. Христиане, когда сладчайшую свою свобо­ду имеют, между тем признают себя рабами Бога вышнего, Которому должно служить со стра­хом, как Господу (Пс.2:11; Флп.2:12; 1 Петр 1:17), из рук врагов своих избавившись, «слу­жить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни своей (Лк.1:75), любовью служить друг другу» (Галл.5:13), и прочее.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных