Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 5: О достоинстве христианском




 

Вы — род избранный, цар­ственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чуд­ный Свой свет (1 Петр 2:9).

§ 493. Как Христос, Сын Божий, во днях (явления во) плоти Своей и смирения умален и бесчестен был более всех сынов человечес­ких, как о Нем пророк предвозвестил: «Он был презрен и умален пред людьми» (Ис.53:3), и Еван­гелие о том свидетельствует, так и христиане, которые сердцем веруют в Него и любовью последуют Ему, не иное что, как презрение, поно­шение, уничижение для злого мира. Но, что до внутреннего их надлежит достоинства и чести, нет их ничего выше. Ныне это достоинство не­видно, ибо верою, а не телесными очами ви­дится, но откроется всему миру, «когда тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечет­ся в бессмертие» (1Кор.15:54). Святое Божие сло­во достоинство их открывает и в утешение пред­ставляет нам: 1) Что Бог их Отец, Которому молятся: «Отче наш, Иже еси на небесех» (Мф.6:9), и они чада Божии верою во Христе Иисусе, как говорит апостол: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал.3:26). За великое почитает мир быть чадом царя земного, но сколь несравненно выше достоинство быть чадом Бога Вышнего, Царя неба и земли, Отцом иметь Бога безна­чального, бесконечного, бессмертного, неопи­санного, всемогущего, Царя царствующих и Господа господствующих, — ум человеческий этого титула не постигает! Вся слава мира это­го пред ним ничто. На это взирая, тайн Божиих зритель, Иоанн святой удивляется и гово­рит верным: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин.3:1). 2) Истинные христиане — братья Христовы, ибо «Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим» (Евр.2:11— 12; Пс.21:23). И к мироносицам говорит: «Пойди­те, возвестите братьям Моим» (Мф.28:10), — и к Марии Магдалине: «Иди к братьям Моим и ска­жи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20:17). Смотри, любезный христианин, в какую высоту вознесены христиане: Господу неба и земли они братья! Выше сего достоинства и быть не может. Но и человеколюбие неиспове­димо Сына Божиего! Удивительно, когда царь земной подданных своих братией своей назы­вает, хотя и сам такой же человек, как и под­данные. Христос, Царь Небесный и Сын Бо­жий, людей братией Своей не стыдится нари­цать. Кто это человеколюбие Сына Божиего и честь эту братии постигнуть может? От сего да постыдятся господа, которые не хотят рабов своих, подобных себе людей, за братию себе иметь, но вместо подножия их имеют. 3) (Истинные христиане) общение имеют с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом, как го­ворит апостол: «Наше общение — с Отцем и Сы­ном Его, Иисусом Христом» (1 Ин.1:3). И еще Павел святой: «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа на­шего» (1Кор.1:9). Потому и друзьями Своими верных Своих не постыдится нарицать: «Вы дру­зья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не зна­ет, что делает господин его; но Я назвал вас дру­зьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:14—15). Все вышесказанное являет благородство августейшее, выше человеческого слова и по­нятия, выше всякого царского и монаршего титула мира этого. Не придаю более к этому слов, христианин любезный, ибо ум притупля­ется и слово оскудевает. Рассуждай об этом с верою и утешайся благодатью и человеколюби­ем Бога нашего, Который тем более почтил че­ловека, чем более обесчестился человек. 4) Христиане — члены тела Христова, как говорит апостол: «Члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф.5:30). И еще к верным ко­ринфянам говорит: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы» (1Кор.6:15)? И да­лее: Вы — тело Христово, а порознь — члены (1Кор.12:27). Каково быть живым членом тела Христова и иметь себе Главу пренебесную — Христа! И такое соединение верных со Хрис­том, как членов с главой своей, разумеется та­инственное и духовное. 5) Христиане — жилища Божии, как о том свидетельствует Святое Писание. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим», — говорит Христос (Ин.14:23). И апостол: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1Кор.3:16)? И далее: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живу­щего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои» (1Кор.6:19)? И еще: «Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6:16). Ив прочих местах о том свидетельствуется. О, сколь велико и это преимущество хрис­тиан, что они жилища Пресвятой Троицы, и храм Бога живого! За великое почитается при­нять в дом монарха земного, но несравненно большее дело — принять человеку тленному, земле и праху, Бога, Небесного Царя, и не толь­ко принять, но и живущим Его у себя иметь! Это не что иное, как царствие Божие внутри себя иметь (Лк.17:21). Блаженно и любезно то серд­це, которое это небесное сокровище сподоби­лось стяжать! Помышляй об этом, любезный христианин, и удивляйся благости Бога наше­го. Бог в человеке обитает!.. И познавай, что это есть истинный христианин В этом его благо­родство, достоинство и преимущество! Какого там добра и блаженства не будет, где высочай­шее и бесконечное Добро?! 6) Христиане таинственно причащаются Тела и Крови Христовой и этой духовной пи­щей и питьем души свои питают. Сколь и это велико, христианин, можешь познать, если рас­судишь, кто и Кому приобщается! 7) Христиане в молитве беседуют с Богом. За немалое почитается беседовать с царем зем­ным. Малое ли дело беседовать человеку с Бо­гом, земному с Небесным, и созданию с Созда­телем, и смертному с Бессмертным, и рабу с Высочайшим Господом?! 8) Бог повелел Ангелам христианам служить: «Не все ли они суть служебные духи, посы­лаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр.1:14)? — и они хра­нят их и ополчаются вокруг их: «Ополчится Ан­гел Господень вокруг боящихся Его» (Пс.33:8). Если бы какой монарх, призвав к себе какого под­данного и угостив довольно, отпустил в дом и дал бы ему слуг своих для сопровождения и ох­ранения, то не за великую ли милость почитал бы то подданный его? Бог, Царь Небесный, хри­стиан призвав в вечное Свое царство, дает им слуг Своих — Ангелов святых — для охранения, пока по пути мира сего странствуют, и велит им вокруг них ополчаться. Дивна и эта Божия ми­лость к человеку! Велико и в том христианское достоинство, что Ангелы Божии «в служение им посылаются!». 9) Высокое и небесное христиан благород­ство познается и от отечества, которое есть небо (Флп.3:20), и от наследия, которое «нетленно, чисто, неувядаемо и вечно на небесах» (1 Петр 1:4), о чем выше сказано. Вот благородство христианское, любезный христианин! Это достоинство верных рабов Божиих! Это преимущество верою и любовью почитающих Бога Вышнего! Это их богатство, честь, и слава, и сокровище неоцененное, ко­торое они внутри себя носят! Какое богатство, честь, слава, титул, благородство, достоинство, преимущество мира сего с этим их сокровищем сравниться может? Как грязь против золота, как гной против благовонных ароматов, как тьма против света, или даже, как ничто против всякого добра вменяется. Признаешь это за истину, когда верою вообразишь славу чад Бо­жиих. Эту высочайшую благодать заслужил людям Сын Божий Иисус Христос, Который «верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога роди­лись» (Ин.1:12—13), — подает Отец Небесный, совершает Дух Святой. Отсюда следует: 1) Рассуждение о неизреченной, над нами явившейся благости Божией, которая показа­лась через воплощение Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа. Сидящих во тьме и сени смертной, во власти дьявольской и челюстях адовых, и вечной погибели повинных, Бог, богатый милостью, от смерти к жизни, от бедственной тьмы к блаженному свету, от веч­ной погибели к вечному спасению, и от такого окаянства к такому достоинству возвратил, не по заслугам нашим, но по единой Своей благо­дати, человеколюбию и милосердию. 2) Как за это человеколюбие Ему мы обяза­ны! Сколь усердное благодарение воздавать должны не только устами, но и сердцем и усер­дным послушанием, без которого не может быть истинного благодарения! Видишь, воз­любленный христианин, хотя и за все блага, которые подает по благости Своей нам, как-то: за пищу, питье, одежду и прочее, к житию вре­менному нужное, но более за то, что нам такую явил Свою благодать и позвал нас из тьмы в чудный Свой свет, — от всего сердца и непрес­танно благодарить должно, что бывает от по­вседневного о той Его высокой милости раз­мышления, как о том выше сказано. 3) Как христианам, которые так в чудный Божий свет позваны, должно беречься от вся­кого греха! «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес 4:7). 4) Какими должно усердными быть к послу­шанию Небесному Отцу и к творению добрых дел, к чему так сильно увещевают и поощряют нас апостолы святые и отцы наши, святые учи­теля церковные? 5) Видишь сам, любезный христианин, что худо и безумно поступают те христиане, кото­рые ищут прославления на земле, ищут чести и славы от людей, ищут над другими господства и почета и поклонения от людей. Этим они по­казывают, что не знают общего истинным хри­стианам достоинства, которое со славолюби­ем суетным, как огонь с водой, совместиться не может, а не зная, и не пекутся о нем, но его презрев, обращаются к мнимому благородству, которое как пузырь на воде, или пар, или дым, ненадолго является и исчезает, и так, где сокро­вище их, там и сердце их (Мф.6:21). О! как горько возрыдают они, по мнению мира, славные, но, в сущности, подлые и не­вольники, когда увидят в свое время чад Божиих, истинных христиан в славе несказанной, себя же той со стыдом лишаемых и отсылаемых в бесчестье и укоризну вечную! 6) Кто нерадением высочайшего христиан­ского благородства лишился, тому должно, пока время не ушло, того со тщанием поискать истинным покаянием и возвратиться к Небесному Отцу, от Которого удалились, как блуд­ный сын сотворил, дабы вовеки того не ли­шиться и тогда не жалеть, не плакать и не ры­дать бесполезно.

§ 494. Известно, что плоть и кровь ужасается нищеты, бесчестья, поругания, поношения и прочих скорбей, которые христианам приклю­чаются в мире этом. И потому многие от истин­ного христианства удаляются. Таковые, как вид­но, хотят и здесь с миром, и в будущем веке со Христом царствовать, чему быть никак невоз­можно, как они себе ни льстят. Должно плоти, то есть плотских похотей непременно отречь­ся, если хотят Христовыми быть, и не бояться ненависти злого мира, который христиан, как не своих чад, ненавидит и гонит. Крест и различные скорби есть знамя хрис­тианское, под которым христиане за Царя сво­его, на Кресте распятого, сражаются. Крест Христовым ученикам, которые есть христиане, всем предлагается: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», — говорит Христос (Мф.16:24; Л к 9:23). И Самим Христом тот означается не­достойным Христа, кто креста Его не носит и вслед Его не идет: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38). От того воин Христов познается, что он отвергается себя, то есть плоть свою распинает со страстями и похотями, как (апостол) гово­рит: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Галл.5:24), — умирает сребролюбию, сладострастию, злобе, гневу, не­нависти, зависти и всякой страсти, и не боится презрения, ненависти, озлобления, поноше­ния, изгнания и всякого бедствия, которое от мира рабам Христовым бывает. Под этим зна­менем сражались все, которые ныне в отечестве небесном с Подвигоположником Иисусом торжествуют. Под это знамя встанем и мы, возлюб­ленный христианин, не постыдимся смирения, терпения и кротости Христовой, дабы и нас не постыдился «Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего» (Мк.8:38). Христос, Царь наш, так смирился глубоко, нам ли, рабам Его, и рабам непотребным, гордиться? Христос, Царь наш, терпел неповинно, нам ли, рабам его повинным, не терпеть? Христос, Царь наш безгрешный, гонителям, хулителям и распинателям Своим прощал и мо­лился за них: «Отче! прости им» (Лк.23:34), — нам ли, грешным рабам Его, на подобных себе грешников злобиться? Христос, будучи богатым, обнищал, — нам ли, нищим и убогим, богатства ненасытно ис­кать? Христос, Царь небес и земли, «не имел, где приклонить голову» (Мф.8:20), — нам ли, убогой и бедной твари, расширять великолепные зда­ния? Христос, Сын Божий, высший всякой чес­ти и славы, честь и славу презирал, — нам ли, от природы бесчестным, земле, пеплу и червям, искать чести и славы? Христос, Господь славы, всеми презрен был, — нам ли у всех почтения искать? Христос, Царь наш, терновым венцом увен­чан был, — нам ли главы свои украшать мастя­ми и ароматами? Христос уксусом с желчью напоен был, — нам ли ненасытно желать самых дорогих вин? Суетные замыслы, тщетные начинания, и не к доброму концу идут! Скажи пожалуй, как нам явиться перед Ним, когда придет во славе Своей спасти верных Своих рабов? Какими глазами воззрим на Него, если не хотели Ему следовать? Какой венец получим от Царя нашего, если не хотели с Ним подвизаться? Как с Ним будем торжествовать, если не хотели с Ним побеждать? Как с Ним будем радоваться, если не хоте­ли с Ним скорби терпеть? Как с Ним прославимся, если не хотели с Ним страдать? Как с Ним будем жить, если не хотели здесь плоти и греху умереть? Как будем «наследниками Божиими, сонаслед­никами Христу» (Рим 8:17), если не хотели с Ним Отцу Небесному послушания иметь? Какое знамение, какой вид покажем Ему, что мы Христовы, если не хотели здесь с Ним быть, терпеть и страдать? Надобно нам опасаться, чтобы и нам слово Его не приличествовало: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30). Кто с миром дружит, тот против Него: «кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). И мы расто­чаем то, что труды Его, болезни, скорби, страдания, святейшие заслуги собрали нам. Он нам приобрел милость Божию, мир, оправдание, освящение, благословение, жизнь и блаженство вечное, но, когда с миром дружим, все это рас­точаем. Не узнает и Он нас, если мы Его ныне, как должно, не знаем, хотя Ему и говорим: «Гос­поди, Господи!» (Мф.7:21—23). Услышим (о, не допусти, Боже, того!) от Него: «Не знаю вас» (Лк.13:27), если не исправимся. Не узнают нас и святые Его, которые здесь тесным и прискорб­ным путем Ему следовали, если не хотим тем же путем за ними идти, но пространным (пу­тем) страстей, прихотей и роскоши шествуем. Поэтому отвратимся, возлюбленный, от сего пагубного пространства и обратимся к пути христианскому, пристанем к воинству Христову и прибегнем под знамя христианское, пока еще есть время подвига. Христос наш Царь, Христос наш вождь, Христос наш пред­водитель, Христос наш помощник, защитник, крепость, сила, утверждение, победа, торже­ство, — только крепко держаться, следовать и уповать на Него должно. Он, как всесильный, малодушных укрепит, изнемогающих утвердит, падающим руку помощи подаст, сомневающих­ся наставит. Вступим же в подвиг с помощью Него, ибо победы не бывает без подвига, а вен­ца и торжества без победы. С Ним подвизать­ся, с Ним побеждать, с Ним и торжествовать вечно во царствии Его будем. Без сомнения, подвиг этот, как выше сказано, сначала нам страшен. Как воинам мира это­го сначала страшно вступать в сражение с не­приятелем, но начавшим сражение, а особенно к нему привыкшим, уже нет страха, но одна рев­ность и надежда победы и торжества воспаляет сердца, так и вступающим в подвиг против мира, плоти и дьявола страшным и трудным кажется дело, но начавшим и старающимся, с помощью Христа, Царя-победителя, все удоб­но. К тому же, хотя воины Христа-Царя извне презираемы злым миром, как выше сказано, но внутри они высоко почтены, и как имя свое — христианин, так и благородство ведут от Хрис­та, Царя своего, и Ему сообразуются. Царя Христа во дни смирения, умаления не было ничего презреннее, но не было ничего и выше. Родился в убогом вертепе, но Ангелы воспели рождество Его, и звезда привела волх­вов на поклонение Ему, как царю Иудейскому (Лк.2:9-14; Мф.2:1-2, 9-10). В Иордане крес­тился, но от Бога Отца свидетельство принял: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф.3:17). Не имел, где главы приклонить, но многие тыся­чи народа в пустыне питал (Мф.14:20—21). От Иудеев гонение, презрение, хуление терпел, но Его трепетали демоны, слушались ветры и море (Мф.8:29, 26—27). Его гласом мертвые восстава­ли, прокаженные очищались, слепые прозрева­ли, глухие слышали, расслабленные крепость и силу воспринимали (Мф.11:5; 9:7). На Кресте умер, но по смерти Его «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усоп­ших святых воскресли», и прочее (Мф.27:51—52). Во гробе, как мертвец, положен был, но вос­стал Сам силою Своего Божества, как смерти и ада Победитель. Царю своему Христу уподобляются и вои­ны Его, истинные христиане. Смиряются ниже всех, но Бог их выше всех возносит (1 Ин.4:4), на земле странствуют, но отечество их — небо, на земле обращаются, но «их жительство — на небесах, откуда ожидают и Спасителя» (Флп.3:20). В рубищах ходят, но внутри царскою баг­ряницею покрываются. Человеческого насле­дия лишаются, но Божие имеют: «наследники Божии, сонаследники же Христу» (Рим 8:17). На земле богатства не ищут и не имеют, но небес­ные сокровища отверзаются им (2Кор.4:7). Людьми изгоняются, но Бог их принимает (2Кор.6:17). Люди их оставляют, но с Богом об­щение имеют (1 Ин.1:3). Мир их осуждает, но Бог оправдает (Рим 8:30, 33). Мир их прокли­нает, но Бог благословляет (Еф.1:3; 1 Петр 3:9; Галл.3:9). Мир их оскорбляет, но Бог утешает (2Кор.1:4). Мир их бесчестит, но Бог их прослав­ляет (Пс.90:15; 1 Петр 5:10). Смотри, возлюбленный христианин, как сладка христиан служба, и рассуди, сколь вы­соко их смирение, сколь богата нищета, сколь славно бесчестие, сколь благородна незнат­ность, сколь блаженно изгнание, сколь желае­мо оскорбление! Если весь мир как ничто перед Богом, то и ненависть, и презрение, злоба, проклинание, изгнание его, рабам Божиим бываемое, как ничто против любви, милости, благословения Божия, которых они от Бога сподобляются. Ибо если земной царь кого в милости и любви со­держит, то тому ненависть и злоба врагов его — ничто, хотя царь земной, как человек, не все, что хочет, может. Тем более, кого Царь Небес­ный любит, милует и жалует, тому всего мира злоба и ненависть — ничто, ибо Он несравнен­но больше всего мира, и Его милость, благо­словение, любовь больше и желаннее всего мира злобы и ненависти.

 

Глава 6: О прибежище и помощи христианской

«Господи, Ты был нам прибе­жищем в род и род. Прежде, чем появились горы и созданы были земля и вселенная, от века и до века Ты существуешь» (Пс.89:2-3).

«Бог нам прибежище и сила, помощник в тяжких скорбях, постигших нас» (Пс.45:2).

§ 495. Прибежище и помощник христианам есть Бог, как они с Псалмопевцем поют: «Бог нам прибежище и сила, помощник в тяжких скорбях, постигших нас». И Сам Он повелевает рабам Своим христианам призывать Его в день скорби их: «Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя; и ты прославишь Меня» (Пс.49:15). И Бог есть христианам Отец, потому они к Богу, как дети к отцу своему, во всяких нуждах и скорбях при­бегают. Сыны века этого то к князьям и вельможам и прочим своим защитникам в день скорби при­бегают, то к мамоне своей, которой служат, простирают руки свои, искупая себя серебром и золотом от належащей напасти, то силу свою, хитрость и коварство свое полагают в защиту себе и помощь. Христиане истинные не так: они все это прибежище, как суетное и богопротив­ное, оставив, к единому Богу прибегают серд­цами и сердцем и устами к Нему вопиют: «Гос­поди, Ты был нам прибежищем в род и род» (Пс.89:2). «Ты мое прибежище от скорби, объявшей меня. Радость моя, избавь меня от окруживших меня» (Пс.31:7). Они в том поступают так, как дети малые, которые, или в болезни страдая, или видя какую находящую беду, к отцу или матери своей простирают руки и прибегают. Так и христиане, которые есть «сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Галл.3:26), ниоткуда не ища и не ожидая помощи, к Богу, как Отцу своему, прибегают и простирают руки, Который гово­рит: «Не оставлю тебя и не покину тебя», — так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» (Евр.13:5— 6). Дерзают христиане и говорят: «Одни на колес­ницах, и другие на конях; мы же имя Господа Бога нашего призовем. Они преткнулись и пали; мы же восстали и исправились» (Пс.19:8—9). К этому безопасному прибежищу прибега­ли праотцы, Авраам, Исаак и Иаков, и получи­ли помощь. К этому семя их праведное и израильтяне простерли руки свои в рабстве египетском — и избавились. К этому в печи вавилонской разожженной три отрока возопили — и спаслись. К этому в новой благодати апостолы, свя­тители, мученики, пустынники, преподобные отцы и прочие святые воздевали преподобные свои руки — и не постыдились. К этому и ныне благочестивые люди верою приступают и вопиют к Нему с пророком: «На Тебя уповали отцы наши, уповали, и Ты избавил их; к Тебе взывали и спаслись; на Тебя уповали и не постыдились» (Пс.21:5—6). И молятся с упо­ванием: «Да будет, Господи, милость твоя на нас, как мы и уповали на Тебя» (Пс.32:22), — и не посрамляются. Смотри, возлюбленный христианин, сколь велико блаженство христиан и в этом веке! Если Бог прибежище и помощь христианам, как отец чадам своим, то кто им что может сде­лать? «Если Бог за нас, кто против нас?»— говорит блаженнейший Павел (Рим 8:31). Весь свет не может ничего, ибо весь свет как ничто против Бога, мановению Которого все повинуется. Огонь не жжет, вода не потопляет, меч не сечет, яд смертоносный не умерщвляет, зубы зверей не касаются верного и уповающего на Господа, цари и мучители страшные с беззаконным сво­им полчищем не могут победить одного хрис­тианина, ибо Господь сил с ним. Потому с дерз­новением поют: «Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова; посему не убоимся, когда будет трястись земля» (Пс.45:8, 3), — о чем и весь пса­лом этот свидетельствует. Это безопасное прибежище и нам отверсто, только должно беречься, чтобы не затворить его грехами. Отворил его нам Сын Божий святей­шим Своим послушанием и смертью, смертью же крестной. Тому слава, честь и благодарение со Отцом и Святым Духом вовеки. Аминь.

Глава 7: Песнь христианская

«Видно было шествие Твое, Боже, шествие Бога моего Царя, Который во святилище» (Пс.67:25).

«Воспойте Господу песнь но­вую, ибо дивное сотворил Гос­подь» (Пс.97:1).

§ 496. Видим, возлюбленный христианин, преславное «Бога» нашего «шествие», в сотворении мира сего прекрасного, когда «верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.11:3). Ибо «словом Господним небеса утверждены, и Духом уст Его вся сила их. Ибо Он сказал, — и было; Он повелел, и создалось» (Пс.32:6,9). Видим и воспе­ваем всемогущую силу Его, ибо все из ничего создал, дивную премудрость Его, ибо «все пре­мудро сотворил» (Пс.103:24), дивную благость Его, ибо все это не ради Себя, но ради нас со­творил. Видим «шествие» Бога нашего в Промысле о создании Своем и поем Ему с пророком: «Все ожидают от Тебя пищи, чтобы Ты дал им благовременно. Когда Ты дашь им, примут, когда Ты откроешь руку, все насытятся благом. А когда Ты отвернешь лице, — смятутся: отнимешь дух их, и исчезнут, и в землю свою возвратятся. По­шлешь Духа Твоего, и будут созданы, и обновишь лице земли. Да будет слава Господу во веки» (Пс.103:27—31). «Очи всех на Тебя уповают, и Ты да­ешь им пищу благовременно; открываешь руку Твою, и насыщаешь все живущее по благоволе­нию (Твоему)» (Пс.144:15—16). И, следуя Еди­нородному Сыну Его, Господу нашему Иису­су Христу, исповедуем благость Его: «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и не­праведных» (Мф.5:45). Видим преславное Его «шествие» во всемир­ном потопе, в котором беззаконники страш­но казнены, а праведный Ной чудесно спасен был, и воспеваем Его правду и милость: правду, беззаконных наказывающую, а милость, бла­гочестивых обымающую. Видим страшное «Бога» нашего «шествие», ког­да, сойдя видеть вопль содомский и гоморрский, огнем свыше сжег беззаконников нерас­каянных, и из среды их Лота праведного исхитил, и воспеваем также Его правду и милость: «Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои» (Пс.118:137), — а «уповающего на Господа милость окружит» (Пс.31:10). Видим преславное «Бога» нашего «шествие» в Египте, когда Он «ниспослал знамения и чудеса посреди Египта на Фараона и на всех рабов его» (Пс.134:9); «и извел народ свой в радости, и из­бранных своих в весели» (Пс.104:43); «и удержал Чермное море, и иссякло, и провел их по бездне, как по пустыне; и спас их из руки ненавидящих, и избавил их из руки врагов; покрыла вода притес­нителей их, ни один из них не остался» (Пс.105:8— 11). Его «море увидело и побежало, Иордан воз­вратился вспять, горы прыгали, как овцы, и хол­мы, как ягнята у овец. Что с тобою, море, что ты побежало, и ты, Иордан, почему возвратил­ся вспять? Горы, что вы запрыгали, как овцы, и холмы, как ягнята у овец? От лица Господа под­винулась земля, от лица Бога Иакова, обратив­шего камень в озеро водное, и несекомый в источ­ники водные» (Пс.113:3—8). Видим это преслав­ное Его шествие и поем со избранными Его людьми: «Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Кто, как Ты, Господи, между бога­ми? Кто, как Ты, величествен святостью, дос­точтим хвалами, Творец чудес?» (Исх.15:6—7,11). Видим «шествие Бога» нашего в пустыне не­проходимой, в которой перед людьми Своими шел в столпе облака и столпе огня: «Распростер облако в покров им и огонь, чтобы светить им ночью» (Пс.104:39); «и вел их облаком днем и све­том огня всю ночь» (Пс.77:14), — и прочие преславные сотворил чудеса, и поем Ему с Дави­дом: «Боже! когда Ты выходил перед людьми Тво­ими, когда Ты проходил через пустыню, земля потряслась, и небеса таяли от лица Бога Синайского, от лица Бога Израилева» (Пс.67:8—9). Видим преславное Бога нашего «шествие», когда ввел людей Своих «на гору святыни Своей, на гору сию, которую стяжала десница Его, и изгнал от лица их народы, и по жребию разделил им землю межевою вервью, и вселил в селения их колена Израилевы» (Пс.77:54—55). Видим, что «много раз Он избавлял их; они же огорчали Его упорством своим, и были унижаемы за беззако­ния свои. И видел Господь, когда они скорбели, и слышал моление их: и вспомнил завет Свой, и рас­каялся по множеству милости Своей, и прекло­нял к ним милость всех пленивших их» (Пс.105:43— 46), — и воспеваем Его непобедимое грехами человеческими милосердие: «Благословен Господь Бог Израилев от века и до века: и скажет весь народ: да будет, да будет» (Пс.105:48). Видим «шествие» Божие в Вавилоне, когда в печь огненную к отрокам еврейским снизошел и пламень в росу преложил, любящих Его оро­сил и прохладил, и пламенем попалил врагов Своих, и поем Ему с благословенными отрока­ми Его: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый вовеки, и бла­гословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки» (Дан 3:52). Видим и в прочих преславных чудесах преславное Бога нашего шествие. Видим и более явное шествие Бога нашего в плотском Его рождении, на земле с людьми пребывании, страдании, смерти, воскресении, и живоносной плотью на небо восшествии, и исповедуем с апостолом: «Беспрекословно — великая благочес­тия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в наро­дах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим 3:16). Поем благодарно с Ангелами: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благо­воление!» (Лк. 2:14). Хвалим и благословим с про­роком Захарией: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избав­ление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих» (Лк. 1:68— 70). А поскольку в древних родах неслыханно было чудо такое, какое мы слышим и веруем, — чудо, что Бог от Девы родился, Слово плотью стало, Невидимый явился, Царь Небесный на земле пожил, не оставив престола славы Сво­ей, Господь славы на Кресте распялся, — и по­тому новое это чудо, и чудо из чудес, потому новую поем песнь: «Новое чудо и боголепное! Девическую бо дверь затворенную яве прохо­дит Господь: наг во входе, и плотоносец явися во исходе Бог, и пребывает дверь затворена» (Песнь 9-я гласа 3-го). Ради нас это страшное чудо сотворил Гос­подь. «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» Тим 1:15). Мы, возлюбленный христи­анин, должны радоваться об этом и петь Ему благодарно новую песнь: «Видно было шествие Твое, Боже!» Видно было в святом рождении Тво­ем от Девы Богородицы, в святом на земле жи­тие Твоем, в святом и спасительном учении Тво­ем, в страшных и вышеестественных чудесах Твоих, в многоразличных страданиях Твоих, в животворящей смерти Твоей, в преславном и всерадостном воскресении Твоем, в торже­ственном и восклицательном на небо восхож­дении Твоем, в огненосном излиянии Духа Тво­его Святого на апостолов Твоих, и тех посла­нии на проповедь Евангелия Твоего во всю вселенную. «Видно было шествие Твое, Боже!» Ты выступил «для спасения народа Твоего, для спасе­ния помазанных Твоих. Ты сокрушил главу не­честивого дома, обнажая его от основания до вер­ха. Ты пронзил копьями главу вождей его, когда они как вихрь ринулись в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно. Ты с конями Твои­ми проложил путь по морю, через пучину великих вод» (Авв.3:13—15). Каковых песней утешитель­ных в святых книгах довольно обретается. Рас­суди же, возлюбленный христианин, сколь ве­лико утешение христианской души воспевать Бога, Которого непрестанно и ненасытно хва­лят и воспевают Ангелы. Потому столь многие песни как в книгах пророческих, псалмах, так и в церковных книгах сложены в утешение наше и духовную радость.

Глава 8: Радость христианская

«Сердце мое и плоть моя воз­радуются о Боге живом» (Пс.83:3).

«Веселитесь о Господе и ра­дуйтесь, праведные» (Пс.31:11).

«Сыны Сиона да возрадуют­ся о Царе своем» (Пс.149:2).

§ 497. Радости без любви не бывает, и где любовь, там и радость. А кто любит что, о том радуется. Кто любит серебро, золото, похоть, славу мира сего, сласть, о том веселится и тем утешается. Кто любит друга, о нем радуется. И чем большая у кого любовь бывает к чему, тот более о том и радуется. Сия радость познается от последующей печали. Если кто какой ли­шился вещи и печалится о том, несомненный знак, что он ту вещь любил. Так друг печалит­ся, друга любимого лишившись, муж жены и жена мужа любимого, брат брата любимого. Так, кто любит честь, славу, богатство мира сего, когда лишится любимого, скорбит и сетует. И так, к чему сердце любовью прилепляется, о том сердце и радуется. Где чье сокровище, там и сер­дце его, как учит Христос: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). Так, кто любит Бога и вечную славу, о Боге и радуется, там и сердце его.

§ 498. Радость христианская в том: 1) Что они веруют в Бога истинного. Языч­ники ослепленные веруют богам ложным, бездушным, мертвым, глухим, слепым: «идолы языч­ников — серебро и золото, дела рук человеческих: уста имеют, но не проговорят; очи имеют, но не увидят; уши имеют, но не услышат; ноздри име­ют, но не обоняют; руки имеют, но не осяжут; ноги имеют, но не пойдут; не издадут голоса гор­танью своей» (Пс.113:12—15). Христиане не так, но веруют и поклоняются Богу истинному, жи­вому, вечному, бессмертному, премудрому, пра­ведному, преблагому, молитвы и прошения их слушающему, и «исполняющему во благих жела­ния их». 2) Того великого Бога, Творца неба и земли, живого и бессмертного, называют Отцом своим, и имеют Отцом, как и Сам Он им обещал: «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщеря­ми» (2Кор.6:18), Которому и молятся: «Отче наш, Иже еси на небесех» (Мф.6:9). Признают хрис­тиане со отцом своим Авраамом, что они, бу­дучи землею и пеплом (Быт.18:27), недостойны того, дабы Бога называть Отцом своим, но Он Сам их милостиво того удостаивает и посылает «Духа Сына Своего в сердца их, вопиющего: «Авва, Отче!» (Галл.4:6). 3) Царем имеют Сына Божиего, «и царству Его не будет конца». Он владеет небом и землей, и все покоряются под ноги Его. Он разрушил грех, упразднил смерть, победил дьявола и по­срамил, и, как Победитель, над всеми нашими врагами восторжествовал, взошел на высоту и сидит на престоле славы Своей со Отцом и Ду­хом Святым, всею тварью видимой и невиди­мой поклоняемый и почитаемый. Этому Царю, великому, всесильному и в славе страшному, служат христиане со страхом и радуются с тре­петом, охотно слушают Его, повеления Его ис­полняют. Если сыны века этого хвалятся и ра­дуются о царе своем, который храбр, силен, знаменит победами и славен во всем мире, тем более «сыны Сиона», то есть сыны Церкви Святой, радуются и хвалятся о «Царе своем» Иисусе Хрис­те, «ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей» (Откр.17:14), и воистину «велик Господь, и весьма славен, и величию Его нет предела, и цар­ство Его — царство всех веков, и владычество Его во всех родах» (Пс.144:3, 12). Он «владычествует над царством человеческим и дает его, кому хо­чет» (Дан 4:29), Его же державы не только плоть и кровь, но и дьявол со всем своим темным пол­чищем «трепещет» (Иак.2:19). Об этом великом Царе, крепком, сильном, праведном, страшном врагам Его, кротком и милостивом любящим Его и служащим Ему, хвалятся и радуются христиане, и поют с про­роком: «Господь воцарился, в благолепие облекся; облекся Господь силою, и опоясался, ибо утвердил вселенную, которая будет неподвижна. От на­чала уготован престол Твой: Ты от века суще­ствуешь», и прочее (Пс.92:1—2 и след.). К Нему с Давидом в радости вопиют: «Стрелы Твои изо­стрены, Сильный! Народы пред Тобою падут; пронзишь в сердце врагов Царя. Престол Твой, Боже, во век века. Жезл правоты — жезл цар­ства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более участников Твоих», и прочее (Пс.44:6—8). О Нем дерзают и говорят: «Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюсь? Господь защитник жизни моей: кого устрашусь?» (Пс.26:1 и след.). 4) Радость эта в христианах преизобильно растет и умножается, когда помышляют о том блаженстве, которое уготовано им навечно на небесах, когда чают Того Бога, Которого теперь видят, «как бы сквозь тусклое стекло, гадател-но, тогда лицем к лицу» видеть (1Кор.13:12), Тому предстоять бессмертному Царю и славою Его осияваться, Которому ныне усердно и охотно служат и под покровом Его ныне находятся, как написано: «возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание уда­лятся» (Ис.35:10). 5) Сия радость есть предвкушение вечной радости, которой истинные христиане ныне не­которую частицу чувствуют. Тогда же совершен­но «насытятся от тука дома» Господня, «и пото­ком сладости» Его напоятся (Пс.35:9), когда «они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не бу­дет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и во­дить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7:16—17); когда «рабы Господа будут есть, пить, веселиться, петь от сердечной радости» (Ис.65:13—14); когда утешат­ся от Господа, «как утешает кого-либо мать его» (Ис.66:132); когда «увидят Его, как Он есть» (1 Ин.3:2); когда отверзнутся для них все сокро­вища вечных благ, которых «не видел глаз, не слы­шало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9); когда «возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом» и прочими патриархами, пророками, апостола­ми, мучениками и всеми благословенными «в царстве небесном» (Мф.8:11). На сей сладчай­ший, радостнейший и совершеннейший пир стремятся с Давидом: «Когда приду и явлюсь лицу Божию?» (Пс.41:3) 6) Как у сынов века этого, которые радуют­ся о серебре, золоте, чести, славе и роскоши мира этого, ложная радость, и только вид ра­дости имеет, так у истинных христиан радость истинная и навеки неотъемлемая. Сыны века этого подобны тому, который, найдя кошель наполненный, думает, что с золотом или с се­ребром нашел кошель, но, открыв и вместо зо­лота другое что неприятное увидев в нем, весь­ма печалится, и сам себя обличает о пустой бывшей радости. Так они, найдя богатство мира этого и роскоши, радуются об этом, но при смерти или нашедшей беде, осмотрев, что нет того ничего, что имели, и познав, что радость их пустая была, вместо радости ложной истин­ную и безмерную в сердце чувствуют печаль. Эту перемену мирские вещи любителям своим приносят, как сам случай научает. Не так ис­тинные христиане. Они уподобляются нашед­шему истинное сокровище и радующемуся о нем, который, открыв и увидев истинное, а не притворное сокровище, более и более веселит­ся, так и они ныне, на Бога и вечные сокровища верою взирая, радуются, но когда лицом к лицу увидят Бога, и вечные сокровища им отверзнут­ся, тогда «возрадуется сердце их, и радости их ник­то не отнимет у них» (Ин.16:22). И так радость о создании ненадолго является, как сновидение, и как сновидение со сном, с отнятием мирских любимых вещей исчезает, а радость духовная во времени начинается, но в вечности совершит­ся, и вовеки пребывает, как Сам Бог, о Кото­ром радуются любящие Его, вовеки пребывает.

§ 499. — Скажет кто: «Христианам многие бывают скорби, как говорит пророк: «много скорбей у праведных?» (Пс.33:20). Правда, но эти скорби извне им бывают, и потому душевной их радости не отнимают. Тело и плоть их оскорбляется, но душа в них весе­лится, ибо эти скорби им бывают не как злоде­ям, но как христианам (1 Петр 4:15—16). И по­тому этими скорбями не погружаются, но бо­лее возносятся и «хвалятся скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим 5:3—5). К тому же и скорбь терпеть ради любимого радостно, как читаем о святых апостолах, которые «пошли из синедрио­на, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостои­лись принять бесчестие» (Деян.5:41). То же чита­ем и о святых мучениках. И хотя случается и христианам в духовном искушении печалить­ся, но они эту печаль препобеждают надеждой благости Божией, и эта скорбь им обращается в большее утешение, когда непогодное и бур­ное то пройдет время. К тому же «от всех скорбей» избавит их Господь, как там же пророк поет (Пс.33:18).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных