Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 14: Об утешении Святого Писания




 

«Закон уст Твоих лучше для меня, чем множество золота и серебра. Как сладки гортани моей слова Твои, слаще меда для уст моих! Я буду радоваться о словах Твоих, как нашедший бо­гатство великое» (Пс.118:72, 103, 162).

§ 513. Невозможно сказать, какую сладость, сладость же духовную, получают рабы Христо­вы и от сего источника, то есть Святого Писа­ния! 1) Твердо они разумеют и уверены в том, что Святое Писание есть истиннейшее Бога свое­го, Которого сердцем любят, слово, которым с ними милостиво и отечески беседует, и полное любви Царя Небесного послание, которое че­рез пророков и апостолов к роду человеческо­му послал и в нем волю Свою святую открыл. Как утешается человек, когда от Царя своего послание получит! Как им любуется! Часто пе­речитывает, и прочим его показывает, и хвалит­ся им, хотя и Царь такой же человек. Сколь не­сравненно услаждаются рабы Божий о посла­нии к ним Царя своего Небесного, когда рассуждают, Кто и кому Свое послание послал, и внимают, что Он есть Бог их, Создатель их, Отец и благой Промыслитель их, Царь и Господь славы, Которому они от сердца служат, любят и со страхом поклоняются. Таковой и такой ве­ликий Господь благоволил к низким Своим ра­бам написать Духом Своим Святым и послать через избранных на то рабов Своих, пророков и апостолов. 2) О, как утешается сын, находящийся на чужой стороне, когда получит от отца своего из дома отечества своего писание: читая его, ду­мает, будто бы самого отца видел и слушал слад­кую беседу его. Так точно, и даже еще более того утешаются сыны Божии, истинные христиане, которые есть странники и пришельцы на зем­ле, и издалека верою взирают плачевными оча­ми на отечество свое небесное, и «воздыхают, желая облечься в небесное свое жилище, и знают, что, водворяясь в теле, они устранены от Госпо­да, — ибо ходят верою, а не видением» (2Кор.5:2, 6—7). Как, говорю, в сей юдоли плача утеша­ются, когда Отца своего Небесного читают лю­безное послание, и взирая на него и читая то, как бы Самого Его зрели и слышали сладчай­шую беседу Его, с Давидом поя и говоря: «Как сладки гортани моей слова Твои, слаще меда для уст моих!» 3) В этом святейшем и Божественном по­слании читают и видят Бога Отца своего и Божественнейшие Его свойства, никому кроме Него не присущие: всемогущество, премуд­рость, благость, милосердие, истину, вездесу­щие, вечность, величество, страшную славу Его, и прочее, и премного радуются о том, что такому Богу, Который один есть истинный Бог, Бог богов и «Господь господствующих, Царь цар­ствующих, Который обитает в неприступном свете», имена с сердцами своими отдали и ве­рою записали, и в этой радости духовной вос­клицают к Нему с пророком: «Господи Боже мой, Ты дивно велик, в славу и в великолепие Ты облек­ся. Ты одеваешься светом, как ризою, простира­ешь небо, как кожаный покров, покрываешь во­дами высоты свои, облака делаешь колесницею Своею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь Ангелов Своих духами и слуг Своих пламенем ог­ненным. Основал землю на тверди ея», и прочее (Пс.103:1-5 и след.). 4) В этом видят начало бытия всех вещей и своего, ибо все из ничего единый Триипостасный Бог, в Которого веруют, премудро сотво­рил. Видят, что человек особенное некое есть создание и более совершенное, чем прочие вещи; превосходным образом, особливым со­ветом создан: «Сотворим человека», — говорил Бог; высокою и умом непонятною честью по­чтен: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26). Видят и удивляют­ся благости Божией, которую в этом великом деле на человека излиял. 5) Не без воздыхания и скорби читают то, что человек, который так высоко Богом был почтен, в такую глубокую несчастья яму завис­тью дьявольскою упал, и который так Богом возлюблен и вышеестественно одарен был, вра­гом Его сотворился, и со смирением и сожале­нием исповедаются: «Согрешили мы со отцами нашими, беззаконновали, совершили неправду» (Пс.105:6). «Потому что все согрешили и лишены сла­вы Божией» (Рим 3:23). Но когда рассуждают, что тот же человек падший таким чудным образом восставлен и более прежнего превознесен Бо­гом, находят тут большую и важнейшую при­чину непостижимой благости Создателя свое­го и Спасителя удивляться: как отступника Своего опять так чудно любовью Своею к Себе привлек, — и в этом удивлении достойно вос­клицают с пророком: «Господи! что такое чело­век, что Ты открылся ему? или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем?» (Пс. 143:3). Читают и видят в том Божественном и Свя­том Писании, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий ве­рующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). И, чувствуя в сердцах своих эту лю­бовь Небесного Отца, к взаимной любви по­буждаются, и говорят с пророком: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь утвержде­ние мое и прибежище мое, и избавитель Мой, Бог Мой, помощник мой, на Которого я уповаю, за­щитник мой, и рог спасения моего, и заступник мой» (Пс.17:2-3)! 6) В сем святом послании видят описанное небесное звание свое, ибо «от тьмы призваны в чудный Божий свет, и от власти сатаны к Богу» (1 Петр 2:9; Деян.26:18; Кол 1:13), так как они — «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Петр 2:9). Видят высокое и небесное свое, верою во Христа им данное благородство, но еще не явленное, как говорит им апостол во утешение: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, бу­дем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин.3:2). И с «надеждою ожидают откро­вения сынов Божиих» (Рим 8:19), и хвалятся «на­деждою славы Божией» (Рим 5:2). 7) Видят прекрасное, пресладкое, превожделенное отечество свое, различно от Отца Небес­ного Духом Своим Святым описанное, и им во утешение и прохлаждение во время скорби, как живую воду во время жажды, предложенное. И от многобедственного мира этого, как от земли чужой и дальней страны, слезными веры очами взирают на него и о нем воздыхают, «желая об­лечься в небесное свое жилище» (2Кор.5:2). 8) Видят там спасительное Отца своего Не­бесного наставление, как подобает им безбед­но в мире этом, в этой чужой стране обращать­ся, и посреди рода строптивого и развращен­ного, не соблазняясь, жительствовать; как от супостата своего, дьявола, который ходит, «как рыкающийлев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5:8), и от злых слуг его беречься, которые все пресе­кают путь к отечеству небесному; и, не надеясь на силу свою, возводят плачевные свои очи к Отцу, живущему на небесах, молясь: «Ты, Госпо­ди, сохранишь нас и сбережешь нас от рода сего и во век» (Пс. 11:8). 9) Видят там, как в чистом зеркале, неисп­равности свои перед Отцом своим, немощи и недостатки, в которые и нехотя, во плоти не­мощной странствуя, впадают, но смиренно при­знавая немощь свою, молятся к Нему: «Отче! остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12), — и получают милостивое оставление. 10) Здесь видят, что как всем, так и им, как смертным, следует отдать долг естеству смерт­ному, однажды умереть и от сего мира к буду­щему перейти веку, и явиться лицу Божию, и помышляя о часе том, готовятся к исходу. 11) Еще видят там, что плоть погребается в земле и истлевает, но в последний день, когда Бог благоволит, снова с душою соединится и в новый, прекрасный, нетленный, бессмертный облечется вид, и процветет, как лилия, и ожи­дают без сомнения прекрасной той весны. 12) Видят наконец там, как Господь их, в Которого веруют и служат Ему, «приидет во сла­ве Своей и все святые Ангелы с Ним, и сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (Мф.25:31—32), «чтобы каждому полу­чить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). Это при­шествие Господа насколько нечестивым и не послушавшим благовествования Его страшно и нестерпимо будет (ибо кто стерпит гнев Гос­подень?), настолько верующим в Грядущего судить живых и мертвых утешительно и радос­тно, ибо тогда они ощутят и познают, что «при­ближается избавление» их (Лк.21:28). И хотя страх праведного того суда Божия ударяет и в их сердца, но вера, которою прилепились они к милостивому своему Избавителю, «возлюбив­шему их и предавшему Себя» за них (Галл. 2:20), живое смущаемым сердцам их утешение пода­ет. Хотя и ведают, что никто пред Ним оправ­даться не может, и никто не устоит, если на без­закония обратит взор (Пс.142:2; 129:3), и нахо­дят в совести своей немощи и согрешения против святого закона Его, но покаянием ис­кренним и надеждою на пострадавшего за гре­хи людские Агнца Божия, взявшего грехи мира, утверждаются в непоколебимой надежде на милость Божию. И так рабы Христовы в Свя­том Писании обретают великое утешение. И это писание для них как чистое зеркало, в котором, странствуя на земле чуждой, видят Небесного своего Отца и радуются о Нем. Ви­дят Божественный Его милостивый Промысл, беспримерную милость Его и лобызают ее лоб­занием сердечной любви. Видят величество и страшную славу Его и смиренно поклоняются ей. Видят премудрость и удивляются ей. Видят святейшую правду Его и прославляют ее, ви­дят преславные дела Его и воспевают Его. Ви­дят Божественное благородство свое, от Отца Небесного им верою во Христа данное, и бла­годарят Его. В этом чистейшем зеркале видят и немощи свои, — и слезами и верою в Сына Его отирают их, видят и блаженство свое уготован­ное — и желанием стремятся к нему, видят, на­конец, все, что касается истинного их блажен­ства, — и против всяких бедствий и скорбей, недугов и немощей, как в пребогатой аптеке, обретают живительные врачевства.

§ 514. Сладчайшего сего утешения лишают­ся те христиане, которые: 1) Оставляют Божественное это сокровище и Небесного Отца неоцененный дар, но забав­ляются в книжках, которые плоть увеселяют и к суете более склоняют, нежели отводят от нее, и поступают подобно тем, которые, оставив живой чистой воды источник, прибегают к мут­ным кладезям и жажду свою хотят утолить. 2) Которые читают или слушают Святое Писание ради прения, а не ради утешения, что­бы только знать, где что написано, чтобы ум­ными быть и показаться перед людьми, а не ради того, чтобы искусными быть христиана­ми, Бога познать и волю Его святую, начало и конец своего жития, блаженства и окаянства своего начало и состояние. Таковые мудрецы и хитрословцы сокровенной в Святом Писании манны не находят, хотя бы и все то в памяти со­держали, поскольку не для той цели читают его, для которой от Духа Святого — Творца Божия слова, сочинено и через святых Его рабов, про­роков и апостолов, написано. (Смотри еще главу 1-ю первой статьи в 1-й книге и главу 2-ю пятой статьи во 2-й книге).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных