Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 16: О победе христианской




 

«Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» (1 Ин.5:4-5)?

§ 516. Победы без подвига, подвига без бра­ни, брани без врагов не бывает. Христиан, ра­бов Христовых, общий и всегдашний враг есть дьявол с темным своим полчищем, демонами и служителями своими. Против этого врага им непрестанная брань и подвиг предлежит. Ког­да Израиль рукою крепкою и мышцею высо­кою избавился от рабства египетского, Фара­он, египетский царь, с воинством своим гнал­ся вслед его, желая его снова себе поработить. Так и за новым Израилем — христианами, ко­торые есть духовные чада Авраамовы (Рим 4:11; Гал 3:17,29), гоняется сатана со своим мрачным воинством, преследует избавившихся от темной власти и рабства силою Христовою, дабы их опять себе покорить. Израилю ветхозаветному, идущему в землю обетованную, многие враги препятствие чинили и не допускали до земли той. Так нового Израиля, христиан, старается не допустить тот же враг дьявол до небесного отечества, которое обещал Бог верующим во имя Его. С этим супостатом имеют христиане брань и подвиг всегдашний.

§ 517. Надобно признаться, что брань эта и подвиг труден, что следующие обстоятельства показывают: 1) Враги эти христианские не видимы, но невидимы, не кровь и плоть, но духи злобы под­небесные, как апостол говорит: «Наша брань не против крови и плоти, но против началъств, про­тив властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12). И потому в этой духовной брани не так бывает, как на брани мира сего, где друг друга враги видят и опасаются. Но здесь враги наши нас видят, наблюдают, что делаем, что начинаем, к чему дело, слово и начинание наше склоняем, примечают, но мы их, как духов, не видим. 2) Они без меры злобны и враждебны к нам, и всяким образом ищут нас низложить и погу­бить. 3) Они лукавы и хитры, и за столько веков самим искусством научившиеся, знают хорошо, как приступить, с какой стороны напасть, ка­ким оружием кого уязвлять, знают, как под ви­дом добра и зло нам предлагать, как под при­крытием меда яд, и под видом вреда от добра отводить, и часто мнимым нашим добром бо­рют нас, приводя в высокоумие. 4) Никогда не перестают бороть нас. Мы спим и почиваем, но они никогда не почивают, но всегда и везде на погибель нашу бодрству­ют, и когда кажется, что нас оставили, тогда с большим стремлением хотят на нас напасть и более уязвить. 5) Оружие свое против нас в нас самих на­ходят враги эти и нашими орудиями нас борют. Сердце наше растленное для них как влагали­ще всяких орудий, которыми нас уязвляют. «Ибо из сердца исходят злые помыслы», — говорит Хри­стос, Царь наш (Мф.15:19). Этими орудиями всегда в нас стреляют. Ум наш, язык, очи, уши и прочие члены орудиями неправды стараются учинить, и так совесть нашу уязвить, и победу от нас отнять. 6) Так восставая против нас, не имений на­ших, не земли, не городов, не головы нашей, не жизни временной лишить нас хотят, но того, что дороже всего света, — вечного спасения. Против стольких и таких врагов христианам брань и подвиг предлежит. Этот подвиг не дрем­лющим оком, не унывающим сердцем, но бод­ро и неусыпно исполнять им должно, если хо­тят непосрамленными быть перед Подвигоположником своим Иисусом Христом. Потому увещевает нас Христос Царь наш и Господь: «Бод­рствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искуше­ние» (Мф.26:41). Увещевают Его апостолы святые, посланники Его и князи наши: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол хо­дит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5:8). «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10:12). «Братия мои, ук­репляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам мож­но было стать против козней диавольских» (Еф.6:10—11). И еще Христос: «Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр.3:11). Из этих и прочих увещаний, в Святом Писа­нии находящихся, видно, сколь тяжкая у хрис­тиан брань с этими бесплотными врагами. И сами верные в любой день познают лютые их нападения, когда через злые помыслы старают­ся они то веру их разрушить, как основание все­го духовного блаженства, то любовь погасить и на ниве сердец их посеять свои беззаконий пле­велы.

§ 518. Хотя и страшна эта брань для нас, возлюбленный христианин, однако не должно нам отчаиваться, ибо имеем Вождя и Царя та­кого, Которого враги эти наши и имени трепе­щут. Тот за нас стоит и поборает, Тот знает их козни, замыслы и ухищрения их против нас и, как сети паутинные, силен их разорвать и унич­тожить. Отнял было у нас победу враг этот в праро­дителях наших, Адаме и Еве, и под свою темную власть пленил нас, и торжествовал над нами, как страшный исполин и мучитель над побежден­ными, но Христос Сын Божий вступился за нас, сразился с врагом нашим за нас и победил его со всем темным полчищем его, отнял у него ко­рысть похищенную, возвратил плен, и пленил пленившего нас, из темной его власти, мучитель­ства и горького рабства вывел нас, и подал нам свободу, дабы за Него, как Царя праведного, «Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды» (Дан 4:31; Пс.144:13), свободным духом воинствовали и слу­жили Ему, верою и любовью последуя Подвигоположнику, Князю, Царю и Вождю нашему. Этот наш Заступник милостивый и всесиль­ный врагов наших Победитель ободряет нас силою Своею и унывающих оживляет: «Мужай­тесь: Я победил мир» (Ин.16:33). Обещал до скон­чания мира быть с нами, помогать нам, опол­чаться с нами против врагов наших и побеж­дать их: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). Ибо не оставляет рабов и воинов Своих, которых возлюбил и к подвигу сему по­звал, но помогает им, укрепляет, заступает в нужных случаях и Сам Собою в них врагов Сво­их побеждает и поражает. Сего ради рабам Сво­им и воинам оружие приличное подвигу сему даровал. Ибо брань и подвиг без оружия не ве­дется, как в брани мира сего, где плоть с пло­тью и человек с человеком сражается, видеть всякому можно.

§ 519. Приличное брани и подвигу тому ору­жие не плотское, как и брань та не плотская, но духовное. Дух есть враг, и плотских орудий, как-то: меча, копья, стрел, луков и прочих, — не боится, ибо не уязвляется ими, но более по­смеивается. Потому оружие иное против него подал нам Царь и Вождь наш Христос, как апостол Павел, храбрый воин Христов говорит: «Ору­жия воинствования нашего не плотские, но силь­ные Богом на разрушение твердынь» (2Кор.10:4). Оружия христианского воинства следую­щие: 1) Вера, как апостол говорит: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин.5:4). Вера же всю крепость и силу свою получает от Хри­ста, Сына Божия, на Котором, как на твердом и непоколебимом основании, утверждается и подвизается против сатаны и слуг его. Посему далее говорит апостол: «Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» (1 Ин.5:5). В это оружие и святой Петр учит нас облекаться и противиться супостату нашему дьяволу: «Противостойте ему твердою верою» (1 Петр 5:9). Вера же требует того, чтобы мы, опол­чаясь против сего супостата нашего, не на свою силу и разум, крепость и искусство, но на Того, в Кого веруем, надеялись, и от Него единого помощи, наставления и победы ожидали. Нет там и веры, где нет надежды на Того, в Кого веруется. И потому должно в своих силах отча­яться, чтобы благонадежными быть в силе Хри­стовой. Потому святой Павел и говорит: «Гораз­до охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор.12:9). И Псалмопевец на Того силу уповает и, дерзая, говорит: «При помощи Божией явим силу: и Он уничижит угнетающих нас (Пс.59:14). Тот опоясывает рабов Своих силою» (Пс.17:33); «на­учает руки их ополчению, персты их брани» (Пс.143:1), ибо «Господь крепок и силен, Господь силен в брани» (Пс.23:8). На Сего всесильного Поборника уповать и дерзать чадам своим велит Святая Церковь: «Поборника имамы из Нея (Богородицы Девы) рождшагося Господа. Дерзайте убо, дерзайте, людие Божий! Ибо Той победит враги, яко все­силен» (Гласа 1-го Богородичен). И в другом месте поет Ему: «Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила!» и прочее (Гласа 8-го песнь 4-я). Но при том должно и самим не унывать и не ле­ниться, но трезвиться и бодрствовать, как Петр святой увещевает: «Трезвитесь, бодрствуйте» (1Петр.5:8). Ибо Христос помогает труждающимся, а не лежащим и спящим, и брань требует подвига. Потому ленивый и сонливый напрас­но надеется на Помощника Христа. 2) Слово Божие — меч духовный, по слову апостола: «И меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:17), есть также оружие на врагов. Этим оружием поразил Сам Христос сатану, когда им искушаем был в пустыне, и против предложенных им козней Писание приводил, которым посрамлял искусителя (Мф.4:1—11). Так образ подал и нам в нужных случаях тем же оружием против него с Божией помощью бо­роться. К отчаянью ли нас приводит — да при­лагаем милосердие Божие, грешникам каю­щимся обещанное. В гордость ли возносит — отвечаем ему, что мы земля и пепел, и что «вся­кий, возвышающий сам себя, унижен будет» (Лк.18:14), и «Бог гордым противится» (1 Петр 5:5). Сребролюбием ли, сластолюбием и прочими стрелами хочет уязвить нас — да взимаем при­личные против стрел его пособия из того же Писания. 3) Против гордого духа, духа злобы, завис­ти и ненависти сильное и действительное ору­жие — смирение, кротость и любовь. Этими оружиями он посрамляется и уступает. Против него гордиться, его ненавидеть и на него еди­ного злобствовать, как противника Божия и врага человеческого рода, похвально. Но перед Богом и людьми смиряться, обидевшему чело­веку простить и ненавидящего брата любить — язвительное против него оружие. К сему Хрис­тос увещевает: «Любите врагов ваших, благослов­ляйте проклинающих вас, благотворите ненави­дящим вас и молитесь за обижающих вас и гоня­щих вас» (Мф.5:44). И апостол: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12:21). 4) Сильное и действительное против супо­стата сего оружие — молитва смиренная, усер­дная и чистая, которой хотя и всегда должно ограждать себя и против неприятельского на­падения приготовлять и вооружать, но наибо­лее тогда, когда он помыслами злыми нападает на нас, и теми, как стрелами разожженными, хочет уязвить сердце и совесть нашу. Ибо молит­вою испрашивается всесильная Божия помощь, и человек, отчаявшись в силах своих, на всемо­гущую Божию силу надеется, которою укреп­лен стоит против врага своего, — и в своей силе немощен, но в Божией крепок, — посрамляет гордого и высокоумного духа, будучи плотью и кровью, что для него более всякой муки язви­тельнее. Потому Христос к молитве так сильно увещевает нас: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41). И как молить­ся, показал: «Не введи нас во искушение, Отче, но избави нас от лукаваго» (Лк.11:4). И апостол го­ворит: «Непрестанно молитесь» (1 Фес 5:17). Вот воинства христианского оружие! Этим оружием все святые ополчались против обще­го врага христианского дьявола, им противи­лись ему и силою Царя и Господа своего побеж­дали его. Этим и нам подобает опоясаться, «дабы могли противостать в день злый» (Еф.6:13), то есть в час нападения его на нас.

§ 520. Победа христианская в мужественном, как видно, терпении состоит. На брани мира это­го тот побеждает, кто гонит неприятеля своего и поражает, но в христианской духовной брани не так бывает, а все противно тому. Здесь тот побеждает, кто будучи гоним — терпит, обижа­емый — не мстит, злословимый — благословля­ет, лишаемый — не ищет, укоряемый — против не укоряет, и всякое находящее искушение и зло-страдание великодушно претерпевает. Об этом говорит апостол: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12:21). В этом христианс­кая победа — «побеждать добром зло». Поскольку брань здесь духовная, ибо дух веры с духом зло­бы сражается и подвизается, то и победа духов­ная, ибо духом смирения дух гордости побеж­дается, духом кротости дух злобы, духом тер­пения дух гнева и отмщения. Евангелие святое учит нас, что Христос, Царь наш и Подвигоположник, когда в подвиг за нас вступил, не иным чем победил этих вра­гов наших, как терпением креста, то есть вся­кого злострадания. С терпением начал, с тер­пением проводил, с терпением и окончил свя­тое Свое и многострадальное на земле житие. Начал в самом младенчестве крест нести, го­нимый беззаконным Иродом, — началось и темное врага нашего дьявола царство разру­шаться. Хулы и поношения от беззаконных за истину терпел, — претерпевал и враг истины удары. Суду предстал неправедному, и Судия всех судим был неправедно, — осужден и князь мира сего, как говорит Сам, «что князь мира сего осужден» (Ин.16:11). На кресте пригвожден был, — уязвился и упал супостат наш. Так низ­ложен был клеветник наш и повержен на зем­лю, как мертвец, и даровалась нам победа над ним. Всесильному и страшному Победителю Христу, Царю нашему, последовали апостолы, мученики и все святые, и побежденного врага силою Победителя мужественно попрали. Этот образ победы подал нам Избавитель наш, дабы и мы побеждали сего душ наших врага не иным чем, как терпением. Потому святой Златоуст и говорит: «Научил нас Христос, что дьявола не знамениями, но злостраданием и долготерпе­нием побеждать подобает» (Беседа 13-я на еван­гелиста Матфея).

§ 521. — Скажет кто: «Гонят нас и озлобля­ют люди злые, а не дьявол». Правда. Озлобляют люди, но он, как на­чальник злобы, людей злых, как орудие свое, употребляет. Так Христа, Сына Божия, люди гнали, хулили, мучили и распинали, но его коз­нями это делалось. Он людей к тому злохитрым своим советом приводил. Посему Христос за распинателей Своих, как ослепленных, сожа­лея о погибели их, молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34). Также му­чеников святых нечестивые цари и их послан­ники мучили, но он всему тому злу начальник. Он старался рабов и воинов Христовых от веры святой отвести и погубить, но как сам собою не мог того учинить, изобрел угодных себе слу­жителей, нечестивых людей, через которых оз­лоблял и проливал кровь святых, терзал и раз­дроблял тела их, но и сам ими, верою и силою распятого Христа попирался со своими слуга­ми беззаконными. То же и ныне делается с верными. Тот же супостат и ныне научает людей гнать и озлоб­лять рабов Божиих. Он прежде сам различны­ми искушениями через помыслы и прелесть мира нападает на христиан и хочет их отвести от Христа, но когда видит их сопротивляющи­мися себе, обретает к тому злому своему делу другой способ, находит людей воле его пови­нующихся, и через них гонит и озлобляет Хри­стовых людей, дабы, не стерпев злострадания, отпали от веры и Христа и опять в его темную область попались. Отсюда-то бывает, что «много скорбей у праведных» (Пс.33:20) и «все, желающие жить бла­гочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим 3:12-13). И те, которые в благочестии непод­вижно стоят, злохитрые нападения врага че­рез помыслы верою отражают и гонения, че­рез злых людей наносимые, великодушно пре­терпевают, — побеждают его, и, если до конца верны будут, то принимают от Подвигополож-ника Христа венец правды, по слову Его: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10).

§ 522. Труден поистине подвиг этот, как выше сказано! Много труда требуется против невидимого врага подвизаться, побеждать по­мыслы, которые он в сердце нашем против нас возбуждает, претерпевать великодушно беды и напасти, от него через злых людей наносимые, гордость надымающуюся и злобу, возникающую и в действо произойти хотящую, удерживать и смирять, и так против своего сердца стоять, природную злость побеждать и самого себя от­речься (ибо всего того подвиг этот требует). Но славна победа! Что славнее, как плоти немощной сильного духа победить, дух гордо­сти, злобы, зависти духом смирения, кротости и любви попирать? Это ему, как духу гордому, нестерпимая язва, и более мучает его, нежели огонь геенский, что немощной плотью побеж­дается. На эту победу Подвигоположник Христос с небес благоприятно смотрит и победителю венец славы готовит. О ней Ангелы святые ра­дуются и воспевают Господа своего, на такой подвиг укрепившего рабов Своих. О ней весь свет удивляется. Кто этому не дивится, рассуж­дая о немощи плоти и силе духа? Сами нечес­тивые мучители терпению мучеников, которых плоть, как звери, терзали, удивлялись. Потому многие и в познание истины приходили, и Ко­торого хулили и гнали, — Христа, Того со стра­дальцами прославляли и веровали в Него. Многие из них всего света победителями были, но одним христианином, силою Христо­вою вооруженным, побеждены. Также многие были победителями вселенной, но этим душев­ным врагом побеждены и пленены, и вечными его невольниками сделались. И какая из того польза? Какая слава? Людей, подобных себе, побеждать, а страстями, плотью, грехом и дья­волом побежденным быть? Людьми повелевать, а самому покоряться мерзкому мучителю, бесу? Не таков истинный христианин Он людям гонящим уступает, но тем самым против врага дьявола стоит. Язвы от человека великодушно терпит, но сатану врага невидимо уязвляет. Ви­димыми врагами изгоняется, порабощается, поруган бывает, но невидимых врагов гонит и попирает силою Того, ради Которого все это терпит и страдает. Как подвига более этого, так и победы славнее быть не может. Признаешь эту истину, возлюбленный хри­стианин, если верою вообразишь, кто и с кем подвизается и о чем подвиг этот происходит. Смиренный человек с велиаром и князем тьмы, и немощная плоть с гордым духом сражается! О чем? О чести и славе Царя своего Христа и о вечном своем спасении. один (дьявол) хо­чет обесчестить Царя славы, и воина Его поко­рить и погубить, а другой (христианин) стоит за то, не щадит плоти и крови своей, подверга­ет жизнь свою (опасности), не дает места врагу, и так побеждает. Как побеждает? Не дает ему, что он хочет. Единожды Христос победил его и побежденного отдал в попрание рабам Своим, говоря: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лк.10:19). Он эту победу хочет исторгнуть от рабов Христо­вых. Кто крепко стоит и держит то, что дано от Христа, по слову Его: «Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр.3:11),— тот побеждает его. Прекрасно святой Златоуст поучает и поощ­ряет христиан к подвигу этому. «Не так бывает здесь, как в состязании борцов мира сего. Там, если не низложишь, не победил, а здесь, если не низложен, победил. Если не будешь низло­жен, низложил. И воистину! Там оба победить стараются, и если один будет низложен, то дру­гой венчается. Здесь же не так, но дьявол о по­беде над нами (чтобы нас победить) старается. Когда у него отниму то, о чем старается, побе­дил». И немного ниже: «Ибо тот уже низложился, и в погибели есть. Победа же его не в том, чтобы венчаться, но чтобы меня погубить, по­тому, если не низложу, но не буду низложен, победил» (Беседа 22-я на Послание к Ефесянам).

§ 523. На брани мира сего бывает, что кто сначала побежден был, тот при конце войны победителем делается. Так и в духовной этой брани многие врагом побеждены сначала, но при конце, благодатью Божией справившись и силою Христовою укрепившись, крепко под­визались и победили его. Не начало, но конец похвален и всякое дело совершает, и всякое блаженство не от начала, но от конца описы­вается. Не тот блажен, кто хорошо начинает, но тот, кто хорошо кончает подвиг свой, и венцом победы тот украшается, кто конечную над вра­гом победу получит, хотя бы прежде побежден и низложен был. Потому побежденным супо­статом дьяволом не должно отчаиваться и во всеконечную радость врагу себя отдавать, но, призвав в помощь силу всемогущего Христа Господа, смерти и ада Победителя, восстать, и, стряхнув с себя сон лености и уныния, с по­мощью Его подвизаться. Можем все, пока в веке этом находимся, начать по правде подвиг и окончить силою всесильного Христа, ибо «все возможно верующему» (Мк.9:23). Силен есть, и крепок, и верен, Который всем верующим в Него говорит: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33), и: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). Ибо «Иисус Христос вчера и се­годня и во веки Тот же» (Евр.13:8), Который как прежде рабом Своим помогал, так и ныне по­могает труждающимся и призывающим Его.

§ 524. От вышеописанного видеть можешь, христианин: 1) Что христианам всю жизнь до самой смер­ти брань и подвиг духовный предлежит, ибо до конца борет их сатана, и непрестанный подвиг, ибо непрестанно на них восстает враг различно. 2) Те христиане, которые брани этой не чув­ствуют, в бедственном состоянии находятся, ибо враг того не беспокоит, кто воле его злой покоряется, как это видеть можем и на брани, на которой человек с человеком сходится, где неприятель покоряющегося себе не борет. Иначе враг душевный противящегося ему и о целости спасения своего пекущегося никогда не остав­ляет. Ибо то ему желаемая корысть, чтобы че­ловека-христианина низложить и погубить. 3) Служащие страстям, как-то: блудники, пьяницы, воры, лихоимцы, злобные, грабите­ли и прочие тому подобные, — явные врага дья­вола пленники, и под игом его тяжким и тем­ной властью бедственно находятся. Посему, если не хотят вечно с ним гнева и суда Божия чашу горькую пить, должно им очувствовать­ся, ко Христу, пленных Освободителю, возды­хать и молиться, и так силою Его от тяжкого того и погибельного ига освободиться, дабы навечно с ним не погибнуть, вечными его плен­никами сотворившись. 4) Все таковые пленники веры христианс­кой не имеют, хотя и именуются христианами. Ибо вера подвизается против всякого греха и не дает места дьяволу, противится ему, как учит апостол: «Противостойте ему (дьяволу) твердою верою» (1 Петр 5:9). А когда веры не имеют, то напрасно и именем христианским именуются. Ибо что пользы от имени без самой вещи? Весь­ма никакой! Скорее, в большее осуждение ве­дет, ибо именовались христианами, а в сущно­сти язычниками были, даже и хуже язычников, многие из которых от таковых дел удалялись по просвещению естественного разума, на како­вые дерзают заблудшие христиане. 5) Еще из этого видеть можешь, любезный христианин, почему благочестивые истинные христиане во всяких бедствиях в мире этом на­ходятся. Поскольку сатана на них восстает, и чего сам не может, через злых людей, своих слу­жителей, в действо приводит, и озлобляет их. Ибо они противятся ему, потому и он не пере­стает на них восставать, чтобы их низложить и под свою власть привести. 6) Явно и то, почему люди злые по большей части в благополучии живут. Ибо они любез­ные века сего чада и князю века сего угождают, потому оставляет их в покое.

Глава 18: О кончине или смерти христиан

«Честна пред Господом смерть преподобных Его» (Пс.115:6).

«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10).

§ 525. Что касается внешнего вида смерти, — праведного и грешного, благочестивого и не­честивого равна кончина, и ничем в этом не отличаются благочестивые от нечестивых. Ибо равно благочестивые и нечестивые болезнуют, стонут и лишаются жизни сей; равно мученику Христову отсекается глава, руки, ноги, как и злодею; равно мученик сжигается, распинает­ся, копьем пронзается, в воде потопляется и отходит от жизни этой, как душегубец, злодей и разбойник; так же равно все и в земле погре­баются, как об этом Святое Писание свидетель­ствует: один «для всех вход в жизнь и одинаковый исход» (Прем 7:6). Даже и скоты не иначе, как люди, издыхают и перестают жить. Но если во внутреннее состояние проникнуть и рассудить о том, что вера святая представляет нам, то уви­дим различие кончины благочестивых и нече­стивых, так как различно было их в этом мире житие.

§ 526. Различие смерти благочестивых и не­честивых. 1) Хотя благочестивые и нечестивые в Свя­том Писании называются спящими, как гово­рится: «И многие из спящих в прахе земли пробу­дятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12:2), потому что все архангельской трубой, как от сна, от смер­ти возбудятся и оживут, однако же благочести­вых смерть в особом смысле называется сном, ибо они почивают «от трудов своих» (Откр.14:13). Как трудившиеся днем спокойно почивают в ночи, так и благочестивые, которые трудились в подвиге веры и благочестия в мире этом, слад­ко после благословенных трудов засыпают, по­чивают и упокоеваются, пока архангельской трубой не возбудятся. 2) Благочестивые лишаются временных и земных благ, но наследуют вечные и небесные, а нечестивые же, лишившись временных, ли­шаются и вечных. 3) Благочестивые перестают временно жить, но начинают вечно, а нечестивые же, переста­вая временно жить, перестают и вечно, но вре­менную жизнь переменяют на вечную смерть (Откр21:8). 4) Благочестивые после трудов, скорбей и болезней переселяются в покой, прохлаждение и радость, и переносятся «Ангелами на лоно Авраамово» (Лк.16:22), а нечестивые же после ве­селья и роскоши своей обретаются «во аде, в му­ках» (Лк.16:23). 5) Благочестивые, утешаясь на лоне Авраамовом, ожидают общего воскресения, в кото­рое, услышав глас Сына Божия, оживут плотью, и, как травы прозябшие прекрасными цветами одеваются во время весеннее, исходя из гробов, облекутся в новый, нетленный и прекрасный вид, и так получат совершеннейшее от руки Господней блаженство. Нечестивые же, муча­ясь в аду, ожидают совершеннейшего по делам своим воздаяния и мучения, по соединении с телами, с которыми беззаконничали. Итак, смерть благочестивых — это «приобретение» (Флп.1:21), ибо через эту смерть приобретают жизнь вечную, а смерть нечестивых — пагуба, ибо по временной смерти вечною умирают.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных