Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность процесса управления рисками предприятия




 

Управление рисками на предприятиях промышленного сектора экономики носит особый характер, так как данные предприятия являются основными локомотивами экономики и несут не только экономическую, но и социальную ответственность [13].

Весь процесс управления рисками можно отобразить алгоритмом в несколько этапов, (Рисунок 2.):

1. Постановка целей управления рисками;

2. Анализ риска;

3. Качественный анализ;

4. Количественный анализ;

5. Выбор методов воздействия на риск;

6. Анализ эффективности принятых решений и корректура целей управления рисками, и к началу.

Первый этап, этап постановки целей связан с использованием методов анализа и прогнозирования экономической конъюнктуры, выявления возможностей и потребностей предприятия в рамках стратегии и текущих планов его развития.

Второй этап, этап анализа риска предполагает использование методов качественного и количественного анализа: методов сбора имеющейся и новой информации, моделирования деятельности предприятия, статистические и вероятностные методы и т. п.

Третий этап, этап качественного анализа, предполагает, что производится сопоставление эффективности различных методов воздействия на риск: избежания риска, снижения риска, принятия риска на себя, передачи части или всего риска третьим лицам, которое завершается выработкой решения о выборе их оптимального набора.

Рисунок 2 Процесс управления рисками

Четвертый этап, количественного анализа, предполагает, что параметры риска оцениваются в динамике и статике, использования факторного анализа и других приемов, которые позволяют оценить масштабы риска и перспективы его влияния на деятельность предприятия.

Пятый этап, который связан с выбором методов воздействия на риск, позволяет выработать решения по корректировке целей и механизмов управления риском;

На завершающем шестом этапе управления рисками производится анализ эффективности воздействия выбранных методов на риск и оценки общего состояния объекта управления.

Таким образом, на каждом из этапов используются свои методы управления рисками. Информация, которая выступает как результат текущего этапа, становится исходным материалом для последующего этапа. Такая «преемственность» данных позволяет рассматривать процедуры в системе, согласовывая принятие решений и результат их реализации. А в дальнейшем принимать корректирующие меры, которые могут исправить негативное проявление того или иного фактора и тем разработать программу управления рисками.

Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, включая:

- определение потенциальных зон риска;

- выявление рисков, сопутствующих деятельности предприятия;

- прогнозирование практических выгод и возможных негативных последствий проявления выявленных рисков.

Методы качественного анализа можно разделить на четыре группы:

1. методы, базирующиеся на анализе имеющейся информации;

2. методы сбора новой информации;

3. методы моделирования деятельности организации;

4. эвристические методы качественного анализа.

Результаты качественного анализа применяются для проведения количественного анализ, когда происходит расчет значений вероятности наступления случаев риска и масштабов ущерба, который они могут вызвать.

Так как риск является многоаспектным явлением, то и его анализ и управление требуют разнообразных подходов и методов. Комплекс методов, которые могут быть применены на практике, формирует механизм управления рисками

По мнению некоторых аналитиков, прежде всего на предприятии необходимо создать службу риск-менеджмента. Но российская практика показывает, что такие службы существуют далеко не на всех предприятиях. При построении такого подразделения на предприятии необходимо определить полномочия работников этого подразделения, их права и обязанности, функции, позицию в организационной структуре предприятия.

А в качестве базы для работы по анализу риска и управлению рисками, должны стать:

- бухгалтерская отчетность предприятия;

- организационная структура и штатное расписание предприятия.

- карты технологических потоков;

- договоры и контракты;

- себестоимость производства продукции;

- финансово-производственные планы предприятия,

- отчеты отдела маркетинга и сбыта, транспортной службы и т.д

На основании этой информации подразделение или служба риск менеджмента сможет оценить потенциальные и реальные риски и выработать программу по их регулированию.

При формировании программы по управлению рисками необходимо определить:

- уровень и масштаб возможного ущерба и его вероятность;

- существующие механизмы снижения риска, предлагаемые государством и их производственно-экономическая эффективность;

- производственно-экономическая эффективность предлагаемых службой мероприятий по снижению рисков;

- практическая возможность реализации мероприятий в рамках выделенного лимита средств;

- соответствие мероприятий программы существующим нормативным актам, целям долгосрочного и краткосрочного планирования развития предприятия и основным направлениям его финансовой политики;

- субъективное отношение к риску разработчиков программы и руководства предприятия.

При разработке программы мероприятий по управлению рисками специалистам службы риск-менеджмента следует ориентироваться на максимальную унификацию формируемых оценок уровня риска, что выражается в формировании универсальных параметров, характеризующих объем возможного ущерба, В качестве таких параметров наиболее целесообразно использовать воздействия рисков на финансовые потоки и финансовое состояние предприятия.

Завершающим этапом разработки программы является формирование комплекса мероприятий по снижению рисков, с указанием планируемого эффекта от их реализации, сроков внедрения, источников финансирования и лиц, ответственных за выполнение данной программы. Программа обязательно должна быть утверждена руководством предприятия и учтена при финансово-производственном планировании.

Управление рисками так же включает анализ эффективности принятых решений и обеспечение корректировки целей и средств минимизации рисков. Подходя формированию системы управления рисками с учетом вышеизложенных требований, можно предполагать, что систем управления рисками будет работать эффективно и способствовать тем самым повышению эффективности деятельности всего предприятия.

Общий алгоритм функционирования механизма управления рисками представлен на рисунке 3 [14].

Анализ исследований в области управления рисками с учетом требований реальной экономики позволяет обозначить принципы управления рисками:

- экономическая грамотность решений, которые влияют на эффективность деятельности предприятия;

- гармонизация с корпоративной стратегией организации;

- достоверность и достаточность информации для принятия решений;

- объективная оценка параметров среды, в которой предприятие осуществляет свою деятельность;

- системность управления рисками;

- текущий анализ эффективности принятых решений и оперативную корректировка инструментов управления рисками.

 

 

Рисунок 3 Алгоритм функционирования механизма управления рисками

Грамотное построение системы управления рисками позволяет уменьшить или предотвратить потери, связанные с рисками и в итоге повысить эффективность функционирования предприятия.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных