Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мониторинг и анализ внешних и внутренних факторов риска




 

Для оценки влияния рисков на деятельность предприятия важно оценить факторы внешней и внутренней среды.

Классически к факторам внешней среды относятся такие факторы как географические, экономические, политические, социальные, демографические и научно-технические.

Факторы внутренней среды представлены элементами самой организации, такими как цели, задачи, персонал, структура, технология, а также элементами или факторами ближайшего окружения предприятия. К элементам ближайшего окружения относятся клиенты, конкуренты, поставщики, посредники, финансовые организации и контактные аудитории.

Рассмотрим более подробно оценку внешних и внутренних факторов риска для анализируемого предприятия ООО «ТРАНСТЕХСЕРВИС», таблица 8.

 

Таблица 8 Анализ внешних и внутренних факторов риска ООО «ТРАНСТЕХСЕРВИС»

Наименование элемента внешней среды Наименование фактора Оценка фактора риска
1. Политическая среда 1. Уровень политической стабильности     2. Уровень безработицы 3. Государственная политика в области развития отрасли   4. Правовые факторы   1. Стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации 2. Относительно невысокий 3. Разработана Программа газификации. Но Тверская область отстает по темпам газификации. Кроме того, по данным на августа 2016 года, долг Тверской области за потребленный газ составлял 12 млрд рублей. 4. Несовершенство правовой базы
2. Экономическая среда   1.Уровень инфляции 2. уровень налогообложения   3.Уровень доходов населения   4. Курс рубля 5. Уровень ссудного процента 6. Развитие инфраструктуры 1. умеренные темпы инфляции 2. постепенный перенос тяжести налоговой нагрузки с предприятий на граждан 3. увеличение уровня средней заработной платы, но снижение уровня реального дохода 4. укрепление курса рубля 5. снижение уровня ссудного процента; повышение инвестиционного риска 6. недостаточность финансовых средств на развитие инфраструктуры
3. Демографическая среда 1.Демографические тенденции     2. Структура потребителей 3. Социальная стабильность   1. низкая рождаемость; отрицательное сальдо миграции; «старение» населения отток молодежи 2. разнообразная структура потребителей 3.недостаток квалифицированных кадров, в т.ч топ менеджмента
4. Культурная среда 1. Уровень организационной культуры 2. Ценности страны   1. наличие традиций сдерживает внедрение инноваций закрытость предприятий и трудная адаптация к рынку
5. Научно-техническая среда 1. Уровень автоматизации   2. Уровень износа основных производственных фондов 3. Удельный вес прогрессивного оборудования в организации, отрасли,   4 продолжительность технологического цикла 1. Высокий и средний уровень автоматизации, требуются затраты на поддержание рабочего состояния и персонал необходимой квалификации 2. Стимулирование модернизации и переоснащения производства, переход к более прогрессивным технологиям 3. необходимость тесного взаимодействия с научными центрами, либо содержание собственной научно-исследовательской базы 4. длительный технологический цикл, загрузка производственных мощностей на период выполнения заказа
6. Природная среда 1. Наличие природных ресурсов 2. Географическое положение города     3. Месторасположение предприятия 1.Наличие природных ресурсов для отрасли в России. Удаленность некоторых источников ресурсов от региона. 2.Предриятий расположены в областном и вблизи областного центра; 3. Расположение в промышленной зоне, в соответствии с требованиями экологии, органов МЧС и пр. Наличие риска загрязнения окружающей среды, в связи с опасными производствами

Как видим из таблицы, более сильное влияние на деятельность предприятие могут оказать такие факторы риска как экономические, экологические и научно-технические факторы.

Остановимся более подробно на анализе автомобильного рынка Удмуртии.

В 2015 году в Удмуртии было продано 58,9 тысяч автомобилей, это на 33% меньше, чем годом ранее. Такие данные приводит аналитическое агентство «АВТОСТАТ» [26].

При этом продажи новых автомобилей сократились сильнее – на 46% до 15,1 тысяч штук. Таким образом, изменился не только объем продаж, но и качественная структура спроса. И без того невысокий спрос перераспределился в пользу более доступных по цене подержанных автомобилей: теперь доля вторичных продаж на рынке составляет 74%, хотя еще год назад она была равна 69%.

Продажи на основном сегменте регионального авторынка – вторичном – сократились не так сильно, а именно - на 28%. В абсолютном выражении здесь было продано 43,8 тысяч автомобилей.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), 57% продаж новых автомобилей в Удмуртии в 2015 году было совершено с привлечением кредитных ресурсов. При этом общее количество выданных автокредитов по сравнению с 2014 годом снизилось на 24% до 8,6 тысяч штук. Эксперты НБКИ отмечают, что наиболее драматичным сжатие рынка кредитования было в начале года, а в 4 квартале ситуация стабилизировалась [27].

По словам генерального директора НБКИ Александра Викулина, несмотря на общий спад на рынке, доля кредитных автомобилей в структуре авторынка по итогам 2015 года выросла по сравнению с предыдущим годом. Это произошло благодаря государственной программе субсидирования процентных ставок по автокредитам.

Абсолютным лидером как первичного, так и вторичного рынка Удмуртии по-прежнему остаются автомобили LADA (рисунок 5). Более того, LADA смогла укрепить свои позиции, несмотря даже на общее снижение объемов продаж. В составе ТОП-10 наиболее продаваемых на первичном рынке моделей по итогам 2015 года LADA заняла 4 строки: LADA GRANTA хэтчбек, LADA GRANTA седан, LADA KALINA универсал и LADA LARGUS VP. Доля этих наиболее популярных моделей в общем объеме первичного рынка УР в 2015 году увеличилась более чем в два раза и составила 30% против 12% годом ранее. Присутствие LADA в рейтинге наиболее популярных моделей вторичного рынка еще более внушительно: она занимает семь строк из десяти. Доля этих наиболее популярных моделей LADA в общем объеме вторичного рынка по сравнению с прошлым годом почти не изменилась. Она составила 23% против 24% в 2014 году. Наиболее популярными моделями подержанных автомобилей в прошедшем году были LADA 2114 SAMARA 2, LADA 2107 CLASSIC и LADA 2110 SEDAN.

 

Рисунок 5 Структура и динамика авторынка Удмуртии в 2014-2015гг.

Модели всех остальных марок сильно отстают по рыночным долям. Среди наиболее распространенных новых автомобилей: HYUNDAI SOLARIS, KIA RIO и CHEVROLET NIVA. Предпочтения покупателей на рынке подержанных автомобилей иные. Кроме LADA, в 2015 году спросом пользовались DAEWOO NEXIA, RENAULT LOGAN и FORD FOCUS.

От общего спада на рынке сильнее всего пострадали первичные продажи RENAULT DUSTER (-54% по сравнению с 2014 годом). Наиболее устойчивым к кризису был спрос на HYUNDAI SOLARIS и KIA RIO (-18% и -20% соответственно).

В сегменте подержанных автомобилей снижение объемов продаж разных моделей произошло примерно одинаковыми темпами: от -22% у FORD FOCUS до -38% у LADA 2107 CLASSIC.

Первичный анализ ситуации на авто рынке республики продемонстрировал наличие угроз для предприятий, которые напрямую связаны со сферой продаж и обслуживания автомобилей. Не является в этом случае исключением и предприятие, выбранное нами в качестве объекта изучения. Поэтому вопрос исследования рисков, разработки методики их оценки и дальнейшего управления ими является актуальным.

Теперь перейдем к оценке внутренних факторов риска. Результаты анализа сведем в таблицу 9.

Таблица 9 Анализ внутренних факторов риска

Элементы внутренней среды Факторы риска
1. поставщики Стабильные отношения с большим числом поставщиков   Упущение более выгодных поставщиков Неизменные цены на сырье, материалы, полуфабрикаты Трудность учета и оптимизации количества ресурсов и материалов, неравномерность поставок
2. конкуренты Количество основных конкурентов не велико Ужесточение конкурентной борьбы Слабый контроль конкурентов продукции не основного производства  
3. Финансовые посредники   Государственные органы власти Коммерческие банки Инвестиционные и лизинговые компании   Недостаток инвестиционных ресурсов. Высокие ставки ссудного процента Недостаточное внимание к отрасли со стороны государства  
4. клиентурные рынки Потребительский рынок Рынок производителей Трудности с финансированием, зависимость размещения заказов, Нестабильность спроса, неоднородность продукции и услуг, Зависимость от поставщиков оборудования
5. Контактные аудитории Финансовые круги Контактные аудитории государственных учреждений Местные контактные аудитории Финансовая зависимость при реализации совместных проектов Необходимость соответствия стандартам, рост затрат на обеспечение системы качества. Риск потери хорошей репутации у партнеров, поставщиков и клиентов  
6. оборудование Разнообразие Универсальность Наличие неиспользованных мощностей Необходимость в специалистах разного профиля и специфики Уменьшение возможности для решения узкоспециализированных задач Недозагруженность мощностей в период падения сезонного спроса
7. организация и персонал Высокая квалификация персонала Высокая взаимосвязь между подразделениями Рациональность распределения обязанностей и ответственности Система подготовки и обучения кадров   Переход квалифицированных кадров на другие предприятия Зависимость конечного результата от работы различных подразделений, необходимость согласования и координации действий Сложность определения ответственности и обязанностей в нестандартных ситуациях Потеря потенциальных работников ввиду их ухода в другие сферы деятельности после обучения
8. маркетинг Репутация организации и продуктов высокая Номенклатура и ассортимент Конкурентоспособность продукции Уровень цен   Высокое качество продукции   Требует затрат на поддержание Потери при непредсказуемости спроса Неравномерный уровень конкурентоспособности по разным видам продукции и услуг. Угроза снижения удовлетворенности клиентов, Неустойчивость рыночного равновесия Изменения в требованиях потребителей Недостаточные маркетинговые исследования Отсутствие глубокого стратегического маркетингового планирования
9. производство Производственный потенциал   Высокий научно-технический уровень,   Наличие уникальной производственно-лабораторной базы Затраты на поддержание, потребность в высококвалифицированных работниках Риск разбалансировки структуры затрат Затраты на создание инфраструктуры соответствующего уровня

 

Анализ внутренних факторов риска предприятия показал, что предприятие испытывает проблемы в маркетинговых вопросах и вопросах обеспечения финансовой устойчивости в виду нестабильности конъюнктуры рынка и недостаточности финансовых средств на поддержание технического состояния и развития инфраструктуры.

В целом, анализ применения стандартов в автомобильной отрасли и оценка факторов риска внешней и внутренней среды объекта исследования, показали, что предприятие контролирует уровень качества продукции и уровень сервиса, а так же осуществляет деятельность по своевременному внесению корректив в сложившуюся ситуацию. Условия, в которых работает организация сегодня, характеризуются ускоренными изменениями, глобализацией рынков и превращением знаний в основные ресурсы. Влияние качества выходит за рамки удовлетворения потребителя: оно также оказывает непосредственное воздействие на репутацию организации и результаты ее деятельности.

Динамичное развитие отрасли, повышенные требования рынка к качеству продукции и качеству обслуживания клиентов, требуют совершенствования методик оценки рисков, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия, их идентификации и своевременного управления. Поэтому следующая глава работы будет посвящена рекомендациям по методикам оценки рисков.

3 Основные направления совершенствования системы управления рисками, используемой на предприятии ТРАНСТЕХСЕРВИС

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных