ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мониторинг и анализ внешних и внутренних факторов риска
Для оценки влияния рисков на деятельность предприятия важно оценить факторы внешней и внутренней среды. Классически к факторам внешней среды относятся такие факторы как географические, экономические, политические, социальные, демографические и научно-технические. Факторы внутренней среды представлены элементами самой организации, такими как цели, задачи, персонал, структура, технология, а также элементами или факторами ближайшего окружения предприятия. К элементам ближайшего окружения относятся клиенты, конкуренты, поставщики, посредники, финансовые организации и контактные аудитории. Рассмотрим более подробно оценку внешних и внутренних факторов риска для анализируемого предприятия ООО «ТРАНСТЕХСЕРВИС», таблица 8.
Таблица 8 Анализ внешних и внутренних факторов риска ООО «ТРАНСТЕХСЕРВИС»
Как видим из таблицы, более сильное влияние на деятельность предприятие могут оказать такие факторы риска как экономические, экологические и научно-технические факторы. Остановимся более подробно на анализе автомобильного рынка Удмуртии. В 2015 году в Удмуртии было продано 58,9 тысяч автомобилей, это на 33% меньше, чем годом ранее. Такие данные приводит аналитическое агентство «АВТОСТАТ» [26]. При этом продажи новых автомобилей сократились сильнее – на 46% до 15,1 тысяч штук. Таким образом, изменился не только объем продаж, но и качественная структура спроса. И без того невысокий спрос перераспределился в пользу более доступных по цене подержанных автомобилей: теперь доля вторичных продаж на рынке составляет 74%, хотя еще год назад она была равна 69%. Продажи на основном сегменте регионального авторынка – вторичном – сократились не так сильно, а именно - на 28%. В абсолютном выражении здесь было продано 43,8 тысяч автомобилей. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), 57% продаж новых автомобилей в Удмуртии в 2015 году было совершено с привлечением кредитных ресурсов. При этом общее количество выданных автокредитов по сравнению с 2014 годом снизилось на 24% до 8,6 тысяч штук. Эксперты НБКИ отмечают, что наиболее драматичным сжатие рынка кредитования было в начале года, а в 4 квартале ситуация стабилизировалась [27]. По словам генерального директора НБКИ Александра Викулина, несмотря на общий спад на рынке, доля кредитных автомобилей в структуре авторынка по итогам 2015 года выросла по сравнению с предыдущим годом. Это произошло благодаря государственной программе субсидирования процентных ставок по автокредитам. Абсолютным лидером как первичного, так и вторичного рынка Удмуртии по-прежнему остаются автомобили LADA (рисунок 5). Более того, LADA смогла укрепить свои позиции, несмотря даже на общее снижение объемов продаж. В составе ТОП-10 наиболее продаваемых на первичном рынке моделей по итогам 2015 года LADA заняла 4 строки: LADA GRANTA хэтчбек, LADA GRANTA седан, LADA KALINA универсал и LADA LARGUS VP. Доля этих наиболее популярных моделей в общем объеме первичного рынка УР в 2015 году увеличилась более чем в два раза и составила 30% против 12% годом ранее. Присутствие LADA в рейтинге наиболее популярных моделей вторичного рынка еще более внушительно: она занимает семь строк из десяти. Доля этих наиболее популярных моделей LADA в общем объеме вторичного рынка по сравнению с прошлым годом почти не изменилась. Она составила 23% против 24% в 2014 году. Наиболее популярными моделями подержанных автомобилей в прошедшем году были LADA 2114 SAMARA 2, LADA 2107 CLASSIC и LADA 2110 SEDAN.
Рисунок 5 Структура и динамика авторынка Удмуртии в 2014-2015гг. Модели всех остальных марок сильно отстают по рыночным долям. Среди наиболее распространенных новых автомобилей: HYUNDAI SOLARIS, KIA RIO и CHEVROLET NIVA. Предпочтения покупателей на рынке подержанных автомобилей иные. Кроме LADA, в 2015 году спросом пользовались DAEWOO NEXIA, RENAULT LOGAN и FORD FOCUS. От общего спада на рынке сильнее всего пострадали первичные продажи RENAULT DUSTER (-54% по сравнению с 2014 годом). Наиболее устойчивым к кризису был спрос на HYUNDAI SOLARIS и KIA RIO (-18% и -20% соответственно). В сегменте подержанных автомобилей снижение объемов продаж разных моделей произошло примерно одинаковыми темпами: от -22% у FORD FOCUS до -38% у LADA 2107 CLASSIC. Первичный анализ ситуации на авто рынке республики продемонстрировал наличие угроз для предприятий, которые напрямую связаны со сферой продаж и обслуживания автомобилей. Не является в этом случае исключением и предприятие, выбранное нами в качестве объекта изучения. Поэтому вопрос исследования рисков, разработки методики их оценки и дальнейшего управления ими является актуальным. Теперь перейдем к оценке внутренних факторов риска. Результаты анализа сведем в таблицу 9. Таблица 9 Анализ внутренних факторов риска
Анализ внутренних факторов риска предприятия показал, что предприятие испытывает проблемы в маркетинговых вопросах и вопросах обеспечения финансовой устойчивости в виду нестабильности конъюнктуры рынка и недостаточности финансовых средств на поддержание технического состояния и развития инфраструктуры. В целом, анализ применения стандартов в автомобильной отрасли и оценка факторов риска внешней и внутренней среды объекта исследования, показали, что предприятие контролирует уровень качества продукции и уровень сервиса, а так же осуществляет деятельность по своевременному внесению корректив в сложившуюся ситуацию. Условия, в которых работает организация сегодня, характеризуются ускоренными изменениями, глобализацией рынков и превращением знаний в основные ресурсы. Влияние качества выходит за рамки удовлетворения потребителя: оно также оказывает непосредственное воздействие на репутацию организации и результаты ее деятельности. Динамичное развитие отрасли, повышенные требования рынка к качеству продукции и качеству обслуживания клиентов, требуют совершенствования методик оценки рисков, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия, их идентификации и своевременного управления. Поэтому следующая глава работы будет посвящена рекомендациям по методикам оценки рисков. 3 Основные направления совершенствования системы управления рисками, используемой на предприятии ТРАНСТЕХСЕРВИС
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|