ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Площадь, костел и б. францисканский монастырьВ центре бывшей торговой площади с небольшими каменицами, столь характерными для типичного белорусского местечка, каким были Гольшаны на протяжении многих веков, поднимается каменная громада костела и монастыря францисканцев. Францисканцы ¾ монахи нищенствующего католического ордена. Они не могли иметь собственности, постоянного жилья, были странствующими монахами, проповедовали аскетизм и должны были жить подаянием. Орден создан в Италии в 1209 году Франциском Ассизским (1182¾1226)[12]. В 1237 году его последователи появились в Польше, откуда позднее как миссионеры проникли в Беларусь. Нынешний облик костела Иоанна Предтечи сложился в ХVІІІ столетии. Первоначально, в начале ХVІ века, здесь был костел, который к середине того же века перестроили в кальвинский сбор. В 1618 году на средства Павла Стефана Сапеги (внука первого владельца Гольшан из рода Сапег) костел вновь перестраивают и возводят при нем жилой корпус монастыря. Наконец, в 80-х годах ХVІІІ столетия костел разбирают почти до основания и на фундаментах возводят новое здание, которое мы видим сегодня. Комплекс обнесен оградой с квадратной башней-звонницей, возведенной в 1827 году. Костел ¾ это 3-нефная базилика, завершенная фигурным фронтоном с волютами и декорированная пилястрами. Пилястры зрительно объединяют первый и второй ярус главного фасада, который венчает фигурный щипец. Одновременно пилястры членят фасадную стену на 3 части соответственно делению внутреннего пространства костела на 3 нефа восьмью столбами (по 4 слева и справа). Центральный неф имеет цилиндрические своды, боковые нефы ¾ крестовые. Эмоционально-декоративный акцент сделан на главном алтаре: фресковая живопись, выполненная в 90-х годах ХVІІІ века, превращает плоскую стену алтаря в полуциркульную апсиду. Роспись представляет сцену крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в Иордане. На втором ярусе алтаря представлен евангелист Иоанн, в окружении ангелов пишущий свое Евангелие. Третий ярус, с аркадами и колоннадами, изображает иллюзорное подкупольное пространство, зрительно расширяющее интерьер храма. Кроме главного, в костеле 7 боковых алтарей. Ранее в каплице правого нефа находилось мраморное надгробие Павла Стефана Сапеги и трех его жен (Халевской, Вессели и Гославской). Четвертая, Данилович, пережила мужа и сама его похоронила. По традиции тех времен Сапега был представлен в позе «спящего рыцаря», в боевых доспехах, символизировавших шляхетскую доблесть. Его жены, в тяжелых, почти монашеских одеждах, с молитвенниками в руках, представляли идеал смиренных христианок. Надгробие было выполнено в стиле маньеризма и замечательно своей пластикой. Ныне оно находится в Музее древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси. Жилой корпус, пристроенный в ХVІІ столетии, примыкает к костелу слева в виде буквы П, образуя замкнутый дворик ¾ клуатр. Двухэтажный, прямоугольный в плане, он соединен с костелом. В северном углу жилого корпуса размещалась 6-гранная башня (сохранился ее нижний ярус, где, по-видимому, находилась в свое время монастырская каплица). На первом этаже здания были кухня, пекарня, восковня, кладовые, трапезная, на втором ¾ кельи и библиотека. Планировка монастыря галерейная с односторонним размещением жилых помещений, перекрытых цилиндрическими и крестовыми сводами. Фасады и интерьер лишены декора и отличаются суровой простотой на фоне пластично решенного костела. Это визуальное противопоставление скромных монастырских построек, которые служат как бы фоном для богато декорированного костела, было очень характерным для культового зодчества Беларуси эпохи барокко и встречается очень часто. В 1832 году монастырь был закрыт, впоследствии использовался военным ведомством. Костел же после закрытия монастыря стал приходским. И в нем 1 января 1892 года был окрещен сын Винцента и Антонины Станкевичей, которого нарекли Адамом. Родился он 24 декабря 1891 года в деревне Орленята, неподалеку отсюда. После учебы в Гольшанской народной школе и Ошмянском городском училище Адам Станкевич поступил в Виленскую духовную семинарию. Окончив ее в 1914 году, он продолжил обучение в Петербургской католической академии, где получил ученую степень кандидата канонического права. С 1919 года в Вильне началась его деятельность как священника. Одновременно он сотрудничает в Комитете помощи жертвам войны, в белорусских общественных организациях. Преподает в Белорусской гимназии, возглавляет партию «Белорусская христианская демократия». В 1922 – 1928 годах Адам Станкевич ¾ посол (депутат) сейма Польши, в стенах которого он защищает интересы белорусского народа в Западной Белоруссии, оккупированной Польшей после Рижского договора 1921 года. Ксендз, общественный деятель, просветитель ¾ Адам Станкевич был настоящим лидером и летописцем процесса возвращения белорусского языка в католический костел. Неординарная личность Станкевича сформировалась в русле белорусской культурно-национальной и государственной традиции. Важную роль в этом сыграл духовный климат Петербургской академии, где он учился. Там в 1917 году начал выходить еженедельник «Криница» ¾ политическая, общественная и литературная католическая газета, издававшаяся затем в 1918 году в Минске, а с 1919 года ¾ в Вильне. Там же выходил в 1928-1939 годах католический религиозно-просветительский журнал «Христианская думка». Издателем, редактором и душой этих печатных изданий был Адам Станкевич. В 1940 году в Вильне вышла его книга «Хрысцiянства i беларускi народ» ¾ этапное произведение в белорусской философии, истории, одна из вершин религиозной мысли. В этой книге он исследовал взаимовлияние религии и культуры, роль христианства в общественной жизни Беларуси, в жизни народа и становлении белорусской нации. Выводы Адама Станкевича и сегодня поражают своим провидчеством, глубиной анализа и широтой эрудиции автора. В 1949 году советские власти арестовали Станкевича, предъявив ему вздорное обвинение в шпионаже в пользу... Японии. Он был приговорен к 25 годам лишения свободы и через несколько месяцев на 58-м году жизни умер в сталинском ГУЛАГе, в Тайшете, среди сибирской тайги, где и был похоронен. На его родине в д. Орленята на символической могиле поставлен памятник ксендзу-мученику. Его творческое наследие насчитывает 19 книг, каждая из которых не утратила своей актуальности по сей день. Теперь в стенах францисканского монастыря находится плебания и филиал Национального художественного музея Беларуси, экспозицию которого вы сможете осмотреть. Дорога Гольшаны ¾ Боруны, Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|