ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Замок, северо-западный фасад
Историки архитектуры расходятся во мнении о том, когда был построен Кревский замок. Одни считают, что в конце ХІІІ ¾ начале ХІV столетия. Другие ¾ в первой половине ХІV века. Во всяком случае, вот уже почти семьсот лет или даже более того стоит на земле этот каменный исполин. И как часто бывает: стоя у древних стен и дивясь художественному совершенству, практической целесообразности и редкостному долголетию сооружений минувших эпох, мы весьма смутно представляем себе технические условия создания этих памятников. А между тем, говоря современным языком, простой арифметический подсчет объема выполненных строительных работ способен зазвучать настоящим апофеозом поистине титаническому труду наших пращуров. Страшным бременем ложилась замковая повинность на плечи силой оторванного от дома, семьи, хозяйства ремесленника и крестьянина-хлебопашца. Не случайно дошла до нас через века поговорка, вырвавшаяся в этой изнурительной работе, как проклятие: «Каб ты ўсё жыццё на замак каменнi цягаў!..» В плане Кревский замок представляет собой неправильную трапецию с двумя башнями по диагонали. Восточная и западная стены достигают 97¾109 м, южная и северная соответственно 72¾85 м. Поднятые плотиной воды речек Кревянки и Шляхтянки, ныне едва заметных ручейков (Шляхтянку мы с вами только что перешагнули, а Кревянка протекает с восточной стороны от замка), вместе с болотами и ставами окружали замок со всех сторон, придавая ему островное положение. Замок стоит как бы на подушке из мелкого камня и глины, застланных дубовыми, еловыми и сосновыми стволами и ветками. До высоты 3 м стены складывали из камня, а выше (да и то лишь с внешней стороны) делалась кирпичная облицовка. При толщине стен в 2,5 ¾ 2,8 м облицовка составляла около 70 см. Чтобы увеличить прочность всей конструкции, предотвратить неравномерную осадку и другие динамические воздействия, в стены замка и башен были вставлены деревянные балки. Высота стен достигала 12¾13 метров. Со стороны замкового двора по периметру стен на 10-метровой высоте располагалась деревянная боевая галерея, на которую выходили бойницы, отстоявшие друг от друга на 2,4 м. Отверстия бойниц вы видите. В замке были две башни. О них мы подробнее поговорим, пройдя внутрь двора через то место, где прежде находилась брама.
Замковый двор Обе башни были построены после возведения стен. Они располагались по диагонали и отличались размерами. Одна из них ¾ малая (четырехэтажная, размером 11×11 м) ¾ размещалась в юго-восточном углу со стороны двора и выполняла оборонительный функции. Она не сохранилась[13]. Вторая ¾ большая, или, как ее еще иначе называют, Княжеская, ¾ выступала за периметр стен и в руинах дошла до наших дней. Почти квадратная в плане (18,6×17 м), она первой принимала на себя удары врага с северо-западной стороны. Башня была четырехэтажная, каждый этаж до 5 м высоты; внизу ее располагался склеп-тюрьма. Этажи соединялись деревянными лестницами и имели балочные перекрытия. В подземелье вел спуск, устроенный в толще стены башни. Важно отметить, что попасть в башню, как установили археологи, можно было только с верхнего яруса стен, с боевой галереи. Внизу входа не было. В большой башне жил князь, его челядь, начальник замковой охраны. Жилые покои (площадью чуть более 160 м²) были украшены фресками. Башню покрывала 4-скатная крыша, сначала гонтовая, потом ¾ черепичная. Рядом с Княжеской башней в северной стене располагалась брама, от которой мощенная камнем дорога вела к малой башне. Археологические раскопки на территории у Княжеской башни, где в ХІV ¾ ХVІІ веках стояли хозяйственные и жилые постройки, подарили немало находок. И самая уникальная среди них ¾ это связка ключей (тринадцать штук), изготовленных в ХVІІ столетии. Интересны также монеты разного времени, изразцы, один из которых изображает охоту на оленей. Обнаружено стекло, в том числе и венецианское! Наконечники стрел, шпоры, подковы, каменные ядра для пушек... Скребница ХІV ¾ ХV веков, которой некогда чистили лошадей. Быть может, когда-нибудь все это разместится в экспозиции исторического музея, который предполагается открыть в замке, как только станет возможным приступить к его реставрации. А пока... Пока попытаемся силой воображения перенестись на несколько столетий назад, чтобы зримо представить себе тени исторических персонажей, оставивших свой след на камнях Кревского замка... Вот мчат по полю со стороны Вильны конники и, спешившись, ведут в замок седовласого князя Кейстута. На пятые сутки он будет задушен в подземелье Княжеской башни пособниками Ягайло. Гордый, непокорившийся, без тени страха, встретит Кейстут смерть в каменном мешке с осклизлыми, потянутыми плесенью стенами. Таким и запечатлел его художник Андриолли в картине «Кейстут» (показ фото). И сына его, Витовта, бросят в тот же самый подвал, где отцу горло давили. Бросят, чтобы забыть о нем, главном сопернике Ягайло за великокняжеский престол, ¾ забыть навсегда. И Витовт бился о стены, кричал, плакал, бесился, боялся. Хотелось звезд, света, власти, славы, жизни. И ничего ¾ четыре стены, крысы, гнилая соломенная труха и ожидание петли, боли, конца... Те, что убивали Кейстута, сторожили и Витовта. И он напрягся, обманул, обхитрил, вырвался из могилы. Укротил отчаяние, собрал волю, прирос к сгнившей соломе, не ел, не пил, позволял крысам сидеть на груди и просил гнусную свою стражу впустить жену для последнего прощания. Стражники радостно помчали к Ягайло: подыхает, шепчет увидеть княгиню. Ягайла разрешил. Крыс выбили, труху вымели, принесли топчан, шкуры, светец ¾ и вошла Анна, а с ней две прислужницы. Спасение пришло. Неделю княгиня с девками приходила по утрам, в сумерках удаляясь ночевать в слободу. Настал день ¾ он в платье девки вышел позади княгини во двор. Увидел небо, звезды зажигались в синеве, ночная стража выходила на стены замка, а брамная стража ждала закрыть за княгиней ворота. Витовту весело: у него в юбке корд, кто остановит ¾ захрипит разрубленным горлом. Дурака не нашлось. Вышли из замка, за спиной стукнул в гнезде засов, зашагали по улице. Тут легкий свист, кони, в седло ¾ воля! Воля и жизнь! А кроме воли ¾ ничего. Чужой конь, чужой меч, чужой кафтан. Но вернул, все возвратил с лихвой. Десять годиков старался; из них пять прусским немцам прослужил, великому магистру накланялся, ночевал в коморах, с Конрадом Валленродом Вильню осаждал. Клялся, рвал клятвы, сам немцев рубил. Заложников оставлял и многих выручил, но не спас двух своих малолетних сыновей, отравленных рыцарями после того, как союз с ними Витовт разорвал в ответ на предложенное ему Ягайло пожизненное владение Великим княжеством Литовским. В 1392 году он наконец стал господарем княжества, хотя титул великого князя официально получил только в 1413 году. Впрочем, тогда уже Ягайло был королем Владиславом ІІ. Здесь же, в Кревском замке, в 1385 году вел он переговоры с польскими послами, обещав им в случае избрания его на польский престол объединить Великое княжество Литовское с Королевством Польским, а своих соплеменников-язычников ¾ обратить в католичество. Историки позже назвали это соглашение Кревской унией. Многого ожидали от этого союза польские вельможи: соединенными силами легче было противостоять натиску Тевтонского ордена; окончились бы разорительные набеги литвинов на польские воеводства; присоединились бы урожайные земли. Свои далеко идущие расчеты были и у католических прелатов: им казалось, что вместе с 37-летним Ягайло под власть Польши, а значит, и Священного Рима сами собой подпадут и обширные просторы Княжества. И какое значение могли при этом иметь склонности 14-летней польской королевы Ядвиги, о которой хронист Ян Длугош писал: трудно сказать, что в ней преобладало ¾ внутренняя или внешняя красота. Как ни оттягивала печальная красавица нежеланный брак с Ягайло, годившимся ей в отцы, а все-таки пришлось согласиться. Венчание состоялось в Краковской катедре, и с тех пор владелец Крево, сменивший свое языческое имя Ягайла и православное Яков на католическое Владислав, стал писать на всех грамотах: «Мы, Владислав ІІ, Божией милостью король польский, великий князь литовский и наследник Руси...» Тринадцатилетний брак с Ядвигой не дал наследника. Неудачными были и два других брака Ягайлы. И лишь 17-летняя Софья Гольшанская, четвертая его жена, положила начало династии Ягеллонов, правивших Литвой и Польшей без малого 200 лет. А сосватал 74-летнему Ягайле Софью Гольшанскую не кто иной, как Витовт. Причем венчание состоялось не в Кракове и не в Вильно, а в Новогрудке ¾ первой столице Великого княжества Литовского ¾ такова была дань уважения к истории и традициям. Чем же отплатил Ягайло Витовту за этот воистину одобренный небесами брак, подаривший ему столь долго ожидаемых наследников престола, двух продолжателей династии корня Ольгердова? Об этом следует рассказать особо. Когда слава Витовта в 20-х годах ХV века достигла апогея, а княжество под его властью простерло свои границы от Балтийского до Черного моря, не хватало, казалось, только королевской короны, которая бы заменила на его главе великокняжескую митру и достойно увенчала военные подвиги и политические доблести этого мудрого и щедрого правителя. И все уже шло к тому. По ходатайству германского императора Сигизмунда ІІІ и с благословения папы Римского Мартина V в княжество были посланы две освященные золотые короны ― для Витовта и его жены Ульяны. В Вильню съехались гости: короли и великие князья, магистры и послы ¾ от Пруссии и Ливонии до Москвы, Рима и Константинополя, ¾ чтобы присутствовать при этой пышной церемонии появления на карте Европы нового королевства... Несколько недель вместе с гостями ждал корон Витовт, да так и не дождался. И только один из присутствовавших гостей ¾ Ягайло знал причину этого грандиозного конфуза, им же и устроенного. Ведь это по его распоряжению были расставлены засады, и папские послы с коронами были перехвачены... По другой версии, послов с коронами не пропустили, и они вернулись назад. Куда подевались короны ¾ остается только догадываться. Такова была Ягайлова плата за все услуги Витовта. Узнав об этом вероломстве, Витовт свалился, подкошенный болезнью, и умер в 80-летнем возрасте. Ягайла пережил его всего на 4 года. Противостояние двоюродных братьев, начавшееся в Крево в 1382 году, описав дугу почти в полвека, завершилось. Соперник был устранен, но отнюдь не повержен. У истории остались свои счета к участникам этой захватывающей драмы взлетов и падений, благородства и коварства, блеска и нищеты человеческого духа. И в отличие от смертных персонажей драмы эти счета будут нетленны в веках. Об этом сегодня ¾ в который уже раз! ¾ напоминает нам вслед за теми, кто был до нас, живой участник тех далеких событий ¾ Кревский замок. Листая страницы его прошлого, стоит сказать, что после битвы с ордынцами на реке Синие Воды[14] (1362) Ольгерд поселил в Крево татар-пленников, потомки которых живут здесь доныне. Они образовали за восточной стеной замка свою слободу. А в начале ХVІ века тут появились перекопские татары, которые нанесли замку немалые повреждения. Известный путешественник, посол Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн, проезжая вскоре после этого через Беларусь, писал, что Крево ¾ город с «покинутым замком». Позднее, в 1564 году, в Крево жил 36-летний русский князь Андрей Михайлович Курбский. Невольно вспоминаются строки из «Дум» Кондратия Рылеева: На камне мшистом в час ночной, Из милой родины изгнанник, Сидел князь Курбский, вождь младой, В Литве враждебной грустный странник. Позор и слава русских стран, В совете мудрый, страшный в брани, Надежда скорбных россиян, Гроза ливонцев, бич Казани...
Рылеев, конечно же, был неправ, говоря о «Литве враждебной» к Курбскому. Как раз наоборот: Литва и Польша почти на 20 лет стали прибежищем для Андрея Курбского, впавшего в немилость и гонимого Иоанном Жахливым, как называли Ивана Грозного на этих землях. Бросив в Юрьеве Ливонском (ныне ¾ Тарту) 9-летнего сына и жену, Курбский перешел под покровительство великого князя литовского и короля польского Сигизмунда ІІ Августа, который дал ему во владение Ковель и Кревское староство. И это при том, что Статут 1529 года запрещал иностранцам владеть собственностью и занимать государственные должности в княжестве, но по соображениям высших государственных интересов для Курбского было сделано исключение. Возможно, именно здесь, в Крево, из-под пера опального князя появились его первые знаменитые литературные произведения. Курбский оставил после себя богатейшее письменное наследие. Это прежде всего «История великого князя московского», 4 послания к Ивану Грозному, а также многочисленные послания к другим лицам, полемические произведения, переводы и т.д. Какова бы ни была оценка всего этого наследия ¾ а вокруг него скрещивали свои копья целые поколения беллетристов, историков, литературоведов, ¾ несомненно одно: само по себе оно крупный факт в интеллектуальной жизни Европы ХVІ века. Вот лишь несколько строк из его послания к Ивану Грозному, которые так поразили воображение К. Рылеева, подтолкнув его к написанию знаменитых «Дум», ибо эти строки прозвучали как первый на Руси вызов тирании. «Мы расстались с тобой навеки, ¾ пишет Курбский царю-тирану. ¾ Но слезы невинных жертв готовят казнь мучителю. Бойся и мертвых: убитые тобой живы для Всевышнего, они у престола Его требуют мести. Не спасут тебя воинства; не сделают бессмертным ласкатели, бояре недостойные, товарищи пиров и неги, губители души твоей, которые приносят тебе детей своих в жертву!» Вернемся, однако, в Крево. Незадолго до прибытия сюда Курбского, в 1559 году Крево получает магдебургское право ¾ право на самоуправление, которое просуществовало до разделов Речи Посполитой. Деревянную ратушу выстроили прямо в замке. Тут же находилась и резиденция старосты. В качестве герба использовался геральдический знак «Лелива»[15]: на голубом поле серебряная шестиконечная звезда и золотой месяц, повернутый рогами вверх. Этот герб был распространен среди шляхетских родов в окрестностях Крево. Его активно использовали и татары, так как он отвечал мусульманской символике. А может быть, именно благодаря татарам Крево и удостоилось такого герба?.. К ХVІІІ веку это было развитое торговое местечко, в котором преобладало еврейское торгово-ремесленное население. Войны середины ХVІІ ¾ начала ХVІІІ столетия принесли Крево и замку сильные разрушения и большие людские потери. Замок потерял свое оборонительное значение. Сильно разрушилась Княжеская башня, крыша и перекрытия сломались, обвалилась часть восточной стены... В таком виде замок и застал Наполеон Орда. Друг Мицкевича и Шопена, автор интересных полонезов, чье музыкальное творчество благословил гениальный Ференц Лист, ¾ Наполеон Орда увлекался и живописью, главным образом архитектурным пейзажем. В 50¾70-х годах ХIХ века он, с планшетом и карандашом, в возке, запряженном тощей лошаденкой, а то и просто пешком, объездил и исходил почти всю Беларусь, Литву и Польшу, сделал наброски и акварели едва ли не всех крупных архитектурных памятников и исторических мест, связанных с жизнью и деятельностью замечательных людей. Побывал Орда и здесь, в Крево, оставив нам на память эту романтическую акварель (показ фото). Мы же с вами, покидая Крево увезем с собой свое индивидуальное представление об этом замке, вот уже семь столетий с любопытством взирающем на мир, историю которого он сам же созидал. Пожелаем ему, этому средневековому рыцарю в прохудившихся за давностью лет каменных доспехах, еще долгих лет жизни! Справка В Крево располагается вблизи площади костел Преображения Господня, построенный в 90-х годах ХХ века на месте деревянного костела, заложенного Ягайло в 1387 году на бывшем языческом капище (это был один из первых десяти костелов, основанных Ягайло после его крещения по католическому обряду). Кроме того, в центре Крево, на пригорке у замка, располагается Свято-Александро-Невская церковь, построенная в 1854 году из бутового камня и кирпича и сочетающая в своем облике черты позднего классицизма и ретроспективно-русского стиля. Ее шатровая башня-звонница ¾ одна из главных вертикалей древнего Крево. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Замок в Крево ставит точку в нашем путешествии по древним белорусским городам и селам, а одновременно ¾ и по страницам многовекового прошлого нашего края. Оно, это прошлое, цементирует настоящее и служит фундаментом будущего. Историческая объемность бытия народа определяет духовную полноту и богатствокаквсего общества, так и каждого человека. Прошлое ¾ это то, что роднит всех нас, ибо в него уходят корни наших предков, наших родителей. Пятой же заповедью своею Бог повелел нам почитать родителей, «да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». С этого простого ручейка любви к сродникам своим и начинается могучая река патриотизма, омывающая душу народа и исцеляющая его от беспамятства, суетности и тлена. Всякий народ жив как народ, пока он помнит свою историю, пока ощущает свое кровное родство с теми, кто ее созидал веками. И как тут в заключение не привести пронзительные строки Владислава Сырокомли:
А те холмы с замшелыми крестами На деревенских кладбищах просторных? А храмы, возведенные отцами, Все в древней плесени и в пятнах черных? А старины огонь неугасимый? Не это ль звать отчизною должны мы? <...> Вода ключа и мед в старинном кубке, Истории истлевшие страницы. <...> Дым, что над кровлями села клубится, И даже сны, что видел ты когда-то, И камень мостовой, и дерн зеленый ¾ Все то, что навсегда для сердца свято, Что скрыто в нем, как пламень потаенный, Боль тайная и жизнь, что в сердце бьется, ¾ Все это, друг, отчизною зовется... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архiтэктура Беларусi: энцыклапедычны даведнiк. – Мн., 1993. 2. Дзярновiч А.І., Трусаў А.А., Чарняўскi І.М. Лёс Крэва. – Мн., 1993. 3. Ермаловiч М. Беларуская дзяржава Вялiкае княства Лiтоўскае. – Мн., 2000. 4. Збор помнiкаў гiсторыi i культуры Беларусi. – Мн., 1984―88. 5. Іпатава В.М. Памiж Масквой i Варшавай: Некалькi гiстарычных маршрутаў Беларусi. – Мн., 1996. 6. Короткевич В. Черный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха. – Мн., 1984. 7. Кулагiн А.М. Каталiцкiя храмы на Беларусi: энцыклапедычны даведнiк. – Мн., 2000. 8. Кулагiн А.М. Праваслаўныя храмы на Беларусi: энцыклапедычны даведнiк. – Мн., 2001. 9. Кулагин А.Н. Архитектура и искусство рококо в Белоруссии: (В контексте обшеевропейской культуры). – Мн., 1989. 10. Насевiч В. Пачаткi Вялiкага княства Лiтоўскага. – Мн., 1993. 11. Памяць: Валожынскi раён. Гiст.-дакум. хронiкi гарадоў i раёнаў Беларусi. – Мн., 1996. 12. Пракопчык Л.Ц. «Дрэмле памятка дзён...»: краязнаўчыя нарысы. – Мн.,1991. 13. Прокопчик Л.Т. В краю Налибокской пущи. – Мн., 1979. 14. Рагойша В. Там, дзе бруiцца Іслач... – Мн., 1991. 15. Сыракомля В. Добрыя весцi:Паэзiя, проза, крытыка. – Мн., 1993. 16. Ткачоў М.А. Замкi Беларусi. – Мн., 1977. Сноски К тексту экскурсии [1] Покидая город, слева за перекрестком ул. Притыцкого ¾ ул. П. Глебки проезжаем Храмовый комплекс памяти жертв Чернобыльской катастрофы. Его сооружение было начато в 1991 году по проекту архитектора М. Дятко и И. Коростылева. Комплекс включает в себя: церкви во имя Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (строится) и преподобной Евфросинии Полоцкой (закончена в 1998 году), часовню Св. Гавриила Белостокского, надвратную звонницу, иконописные мастерские, воскресную школу, дом милосердия, трапезную, музей жертв Чернобыльской катастрофы, библиотеку, церковную гостиницу, мемориальный погост. При церковном комплексе создано православное братство. В основу архитектурно-художественной трактовки ансамбля положен церковно-византийский стиль. [2] В 1921 году у Ракова прошла советско-польская граница ¾ в том месте, где сейчас стоит указатель «Воложинский район» (33-й км шоссе М6/М7). [3] Праздник в честь Божией Матери Ружанцовой был установлен Папой Римским Пием V в 1571 году для увековечения памяти о победе христианского войска Священной лиги (Испания, Венеция, Святой престол) над турками в заливе Лепанто (сейчас территория Греции), ¾ победе, которая стала возможной благодаря ружанцовой молитве рыцарей-христиан и развеяла миф о несокрушимости Османской империи. Молитва на ружанце (ружанец ¾ четки) начала распространяться в ХІІ столетии, когда Св. Доминику Наисвятейшая Дева Мария поручила привлекать людей молиться на четках. Со временем вошло в обычай читать 150 раз (по числу псалмов Давида) молитву «Богородице Дево, радуйся», которую стали именовать розой (ружай), а отсюда возникло и название «ружанец». Ружанцовую молитву образно назвали Марииной псалтырью. Впоследствии, в ХVІ столетии, это моление на ружанце усовершенствовали, начиная каждый десяток молитв молитвой «Отче наш» и заканчивая молитвой в честь Св. Троицы ¾ «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». [4] «Хроника Быховца» выявлена в 20-х годах ХІХ века преподавателем Виленской гимназии Климашевским в библиотеке помещика Быховца в имении Могилевцы Волковысского повета Гродненской губернии. Летопись охватывает события начиная с ХІІІ века до 1506 года. Полный текст ее опубликован в 1846 году Теодором Нарбутом. Хроника написана на белорусском языке, как полагают, православным автором. [5] Эшибот, или иешива (в переводе с иврита — «сидение»), — талмудистская академия. [6] Раввин (на иврите «рав», что значит ¾ большой, великий, господин) ¾ большой знаток Священного писания, еврейского права, учитель, духовный и административный наставник общины. Ничего общего со статусом священника не имеет (в отсутствие Храма у евреев нет священников). [7] Михаил Муравьев, генерал от инфантерии, в общей сложности провел в Беларуси около 10 лет, будучи вначале вице-губернатором Витебска, затем губернатором Могилева и Гродно с 1827 по 1834 годы. Он принимал активное участие в подавлении «Листопадовского» восстания 1830―1831 годов. После этого его удачная служебная карьера продолжилась в России. В 1861 году он вышел в отставку, но был возвращен в апреле 1863 года императором Александром ІІ для удушения «Январского» восстания, за что удостоился от царя титула графа с правом писаться «граф Муравьев-Виленский». Вторично выйдя в отставку в марте 1865 года, менее чем через полтора года умер в возрасте 70 лет. [8] Трансепт — поперечный неф. В данном случае боковые каплицы лишь условно обозначают то, что на языке архитекторов называется трансептом. [9] Пресбитерий — помещение перед алтарем для духовенства и «избранных». [10] Павел Иванович (Ян) Сапега (1485?¾1579), новогрудский воевода, был представителем младшей (коденской) линии Сапег. Название свое эта линия получила от Кодня ¾ имения на Берестейщине за Бугом. У Павла Сапеги было три сына: Николай (1525¾1599), Богдан (1530¾1593) и Андрей (1550¾1621). Сын Богдана ¾ Павел Стефан Сапега, подканцлер ВКЛ, был главным преобразователем Гольшан. [11] Лев Сапега (1557 ¾ 1633), самая выдающаяся фигура среди этого рода, происходил из старшей (черейской) линии Сапег. Имение Черея располагалось в Лукольмском княжестве. Старшая линия Сапег по богатству и числу важных государственных мужей значительно опережала своих родственников из младшей линии. [12] Франциск родился в Умбрии ¾ провинции Италии, расположенной неподалеку от Рима, ¾ в богатой семье. После праздно проведенной юности он роздал все имущество бедным и, несмотря на просьбы и угрозы родных, ушел из дома и поселился в брошенной каплице около городка Ассизи. Он не хотел основывать ордена, а собрал небольшую группу монахов, которые должны были жить подаянием, проповедовать любовь к Христову. Сам Франциск простирал свою любовь на все творения, вплоть до птиц и даже диких зверей. Последние годы его жизни были полны страданий, так как он вымолил себе раны на руках и ногах наподобие ран Христовых (стигматы). К его гробнице в Ассизи до сих пор стекаются сотни тысяч паломников. [13] Во время Первой мировой войны в Крево два года велись позиционные бои. Местечко было поделено линией фронта. В нем самом и его окрестностях и сегодня сохранились железобетонные укрепления той поры. Такие же укрепления были созданы у южной стены и в малой башне замка, оказавшегося на немецкой стороне. Остатки этих сооружений можно видеть в замке до сих пор. [14] Река Синие Воды ¾ приток Южного Буга, сегодня именуется Синюхой. Битва произошла у реки на территории нынешней Черкасской области Украины. [15] Герб «Лелива», которым пользовались около 350 родов в Польше, Беларуси, Литве и Украине, известен в ВКЛ после Городельской унии 1413 года.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Анатолий Георгиевич ВАРАВВА в 70−80-х годах работал экскурсоводом Минского бюро путешествий и экскурсий, возглавлял архитектурно-историческую секцию бюро. С 2004 года состоит в штате ОДО «Виаполь». В Первом Республиканском туристском конкурсе «Познай Беларусь» (2003) награжден специальным дипломом «за пропаганду туристских регионов Беларуси». В 2004 году стал лауреатом этого же конкурса в номинации «Экскурсовод года». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|