ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Древнее городище, памятный знакГородище это, доминирующее над окрестностями, волнует воображение своей особенной статью. Видимо, это и была та «гора красивая», которую облюбовал для себя князь Гольша. «Хроника Быховца» так повествует об этом: «А четвертый брат великого князя Наримунта, Гольша, перешел реку Вилию... и нашел гору красивую, окруженную великими равнинами и наполненную богатствами, и понравилось ему там, и он там поселился, и на этой горе создал город над рекою Караблем, и там начал княжить, и назвался князем Гольшанским». Принимая во внимание почти легендарный тон этого повествования, нельзя не сказать, однако, о том, что археологические раскопки, проводившиеся здесь с конца ХIX века, подтвердили, что некогда здесь кипела жизнь. Тут были найдены остатки печей-каменок, наконечники стрел, шпоры, фрагменты пластинчатых доспехов, воинское снаряжение, металлические амулеты, а также предметы труда, фрагменты стеклянной посуды. Городище датируется ХІІ ¾ ХІV веками, так же как и примыкающее к нему селище, где обнаружено большое количество лепной и гончарной керамики, бронзовые погремушки, янтарные шестигранные бусы. Однако то, о чем с уверенностью не могут говорить ученые, нам «по секрету» сообщают предания и легенды. Когда-то, говорят они, стоял тут храм, который в один момент провалился под землю вместе с людьми. Провал этот со временем все более сужался, пока в конце концов не стал размером с аршин (71 см). Туда часто бросали деньги, которые, падая, звенели. Но постепенно отверстие затягивалось, да так и исчезло. Тихо ныне на городище ¾ разве что звон далекой истории услышит поэт и подарит стихотворение и про основателя города Гольшу, и про рыцарей и трубадуров, и про таинственные подземные ходы, связывавшие замок Гольши с замками в Крево и Медниках, по которым можно было ездить на каретах, запряженных четверней… А еще говорят бывалые люди, что немцы в Первую мировую хотели раскопать эту гору, но приснился кому-то из них сон, будто если тронуть городище, то все погибнут. Так никто и не осмелился прикоснуться к этому таинственному месту, куда со странным звоном падали монеты... Да и то сказать ¾ по всей Беларуси ходят легенды, что подземные ходы есть не только в Гольшанах, но и под Несвижем, и около Замковой горы в Новогрудке, и в Мире, и в Полоцке... И везде погребены в них зачарованные клады, проклятые их владельцами. Над каждым из таких кладов висит свое заклятие. Кто раскопает его ¾ не убережется от нечистой силы. Такова уж она, наша трагичная и поэтичная земля... БОРУНЫ Удивительно живописна панорама села Боруны, название которого говорит о том, что поселение возникло в бору. Вот как об этом пишет в своей исторической повести «Баруны» упомянутый нами в Вишневе поэт Петр Битель, учившийся в Борунской учительской семинарии в 1920-х годах:
Баруны ¾ дробная мясцiна, Але ў гiсторыю сваю Падзеяў розных шмат змясцiла. Старую лiру дастаю, Каб скласцi песню пра Баруны. <...> На месцы сённяшняе вёскi, Легенда кажа, бор шумеў, Дык бор, Баруны ¾ словы-цёзкi, Ад бору кут iмя займеў. Документальных сведений о начале Борун нет. Но на протяжении многих веков, вплоть до наших дней, жизнь Борун была накрепко связана с расположенным здесь монастырем, некогда известным далеко за пределами края благодаря сберегаемой в его стенах чудотворной иконе Борунской Божией Матери, Утешительницы Опечаленных. Образ этот первоначально принадлежал священнику Иосафату Бражицу из ордена базилиан и был передан им незадолго до смерти, в 1683 году, своему родственнику Миколаю Песляку, что жил неподалеку отсюда. В 1691 году Песляк, исцеленный от тяжелой болезни Богоматерью, получил от Нее откровение: поставить в бору крест и повесить на нем Ее образ. Место стали называть Борунами, оно привлекало к себе толпы верующих, которые просили у Божией Матери Борунской исцеления от недугов, опеки и заступничества. Через год был построен деревянный храм на средства Песляка и сюда прибыли отцы базилиане из Вильни. Во время Северной войны образ Богоматери, переданный в 1702 году великому гетману литовскому Михаилу Вишневецкому, путешествует вместе с войсками и славится чудесами в Бресте, Пинске и Жмуди (северо-западная Литва). В 1709 году образ возвращается в Боруны, заканчиваются военные действия, сооружается каменная церковь, однако ее и деревянные постройки монастыря вскоре уничтожает сильный пожар. В 1747 – 1757 годах церковь была отстроена по проекту архитектора Александра Осикевича, а позднее, в 1778 – 1793 годах, здесь появляется и каменный базилианский монастырь с так называемой Студенческой каплицей перед входом (вторая половина ХVІІІ ст.).
Монастырь, Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|