Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Костел Свв. Петра и Павла




Разновысотная силуэтная композиция всего компактного ансамбля построек необычайно эффектна и отличается гармонической законченностью и пластической выразительностью. Акцент ансамбля ¾ это, безусловно, костел.

Он трехнефный, двухбашенный, с полуциркульной апсидой. Одна из башен не завершена, но ее как будто экранирует звонница, которая органично дополняет этот отсутствующий верх башни и тем самым вносит зрительную симметрию во всю композицию. Башни повернуты на 45 градусов к линии фасада, пульсирующей вогнуто-выпуклыми поверностями. Фасад расчленен пилястрами и завершен фигурным фронтоном с волютами. Арочный портал фланкирован канеллированными пилястрами. Пластику костела отличает импозантная хрупкость и изысканность рисунка, характерная для позднего барокко ¾ рококо.

Рококо подвело в ХVІІІ столетии черту под барокко, явившись его завершающей стадией. Название «рококо» происходит от французского слова «рокайль», что значит ¾ раковина. В орнаментике этого стиля излюбленными были мотивы морских раковин. Хотя это был преимущественно стиль интерьеров ¾ жеманное, затейливое, тепличное рококо редко выходило на улицу, ¾ тем не менее постройки, в которых этот стиль дает о себе знать и в экстерьере зданий, встречаются в белорусской архитектуре, и в частности здесь, в Борунах.

Каменная ограда с двумя барочными брамами образует квадратный двор, в котором за костелом стоит Т-образное здание двухэтажного монастыря. После перестроек в ХІХ веке он приобрел черты архитектуры классицизма. Фасад его членится лопатками и большими оконными проемами, обрамленными простыми по форме наличниками. Планировка внутренних помещений монастыря галерейная с цилиндрическими сводами, коридоры перекрыты крестовыми сводами.

В 1700 году базилиане открыли в Борунах светскую школу, которая с 1740 года стала готовить кандидатов в духовное звание. В 1780 году она вновь стала светской, насчитывала шесть классов и в начале ХІХ века достигла своего расцвета. Возглавлял школу префект. Обучение велось на польском языке. Здесь изучали религию, латинский, французский, немецкий, русский языки, этику, право, экономику, историю, физику, арифметику, геометрию, ботанику, географию.

В течение года в школе обучалось 140¾200 молодых людей в возрасте от 9 до 18 лет. Стояла школа среди деревянных домов местечка. Жили ученики в домах мещан на рынке. Это были сыновья шляхты и землевладельцев Ошмянского и других поветов. Среди них ¾ такие известные люди, как Игнат и Леонард Ходзько, Антон Одынец, Юлиан Корсак.

Игнат Ходзько (1794 – 1861) учился в Борунах в 1804 – 1810 годах и описал впечатления своей юности в повести «Боруны». Он ¾ автор многотомных произведений «Литовские рисунки» и «Литовские предания», созданных преимущественно на белорусском материале. Эти произведения нашли немало читателей и искренних поклонников его литературного таланта, среди которых был и Владислав Сырокомля.

Леонард Ходзько (1800 – 1871) известен как историк, публицист, собиратель и издатель материалов по истории Беларуси и Польши. В годы молодости он примыкал к виленским филаретам, был секретарем Михала Клеофаса Огинского, активным деятелем польской эмиграции в Париже, членом многих научных обществ.

Поэтом и переводчиком Горация, Байрона, Гете, Шиллера, Данте стал выпускник Борунской школы Юлиан Корсак (1807¾1855) родом из Слонима.

Антон Эдвард Одынец (1804¾1885) родился рядом с Борунами. Впоследствии он стал известным польским поэтом, переводчиком, мемуаристом, издателем. Друг Мицкевича и Словацкого, он в своих «Воспоминаниях о прошлом...», изданных незадолго до смерти, в 1884 году, описал и годы своей учебы в здешней школе.

Обстановку в этой школе, довольно суровую, позволяют реконструировать воспоминания ее учеников. День начинался общей студенческой имшой. Затем после завтрака шли уроки, домашние занятия и небольшой отдых в конце дня. Самого лучшего ученика в классе именовали «императором». Знания школяров проверяли сначала аудиторы, назначенные из числа старших или хорошо успевающих учеников, а затем профессоры.

В студенческой каплице перед церковью хранилась школьная хоругвь с изображениями Богородицы (небесной покровительницы школяров) на одной стороне и снопа хлебных колосьев (эмблема плодов науки) ¾ на другой. Учебный год заканчивался публичным экзаменом в церкви в день Свв. Петра и Павла (29 июня).

Многие воспитанники школы, помимо уже упомянутых, заняли высокие должности в органах государственной власти, местного управления, в своих поветах и губерниях, в церковной иерархии. Поступая в Виленский университет, они привносили туда то возвышенное эстетическое направление и душевное настроение, из которого затем и расцветала поэзия.

В 1833 году базилиане были выселены отсюда, а в Боруны прибыли православные монахи. Униатская церковь стала православной во имя Покрова Пресвятой Богородицы. До 1919 года в монастыре размещались светские и духовные православные учебные заведения.

В 1920 году в этих же стенах была открыта Белорусская учительская семинарии. Первый набор состоял из 60 учеников. В семинарии не было деления на конфессии. Католиков и православных принимали одинаково. Преподавали религию, белорусский, польский, немецкий языки, геометрию, арифметику, географию, природоведение историю, пение. Курс был рассчитан на 4 года.

Создателем и директором семинарии был известный политический деятель Западной Беларуси, впоследствии депутат Польского сейма Сымон Рак-Михайловский. Он преподавал в школе математику. 15 мая 1921 года, вскоре после заключения Рижского мирного договора, семинария была закрыта польскими властями, не сделав ни одного выпуска. Директор покинул Боруны в 1922 году только после того, как утратил всякую надежду возобновить работу своего детища. Жизнь его сложилась трагически. После переезда в 1930 году в советскую Беларусь, где он стал директором Белорусского государственного музея, спустя три года Рак-Михайловский был обвинен в «нацдемовщине», сослан на Соловки, а в 1938 году расстрелян в Минске. Полностью реабилитирован во времена хрущовской «оттепели».

Что же касается Борунского монастыря, то при польской оккупации Беларуси православные монахи покинули его, а церковь была переосвящена в костел во имя апостолов Петра и Павла. Образ Борунской Божией Матери был торжественно вознесен на алтарь костела. Он и сегодня украшает боковой алтарь храма, интерьер которого мы с вами сейчас осмотрим.

 

Интерьер костела

В интерьере центральный неф, апсида и сакристии перекрыты цилиндрическими сводами, боковые нефы ¾ крестовыми, насыщенными голосниками. Завершает перспективу интерьера стукковый барочно-рокайльный алтарь, решенный в виде коринфской колоннады с разорванным антаблементом. Над ним ¾ четыре скульптуры архангелов.

Более облегченная композиция 2-го яруса алтаря разворачивается вокруг круглого окна-люкарны, фланкированного щитом с изображениями Троицы, ангелов и лепной композицией «Глория» в завершении. Скульптурное стукковое оформление алтаря выполнено в стиле рококо. Образ Матери Божией Борунской Утешительницы Опечаленных располагается в алтаре западного (левого) нефа. В 1991 году парафия в Борунах праздновала 300-летие чудотворного образа.

Под храмом прежде находилась крипта с целебным источником. Сейчас она замурована, в подземелье устроена каплица.

Площадь, на которой расположился Борунский монастырь, завязала в тугой узел дороги, идущие на Ошмяны, Гольшаны, Богданово, Крево. Дорогу на Крево мы и выберем для продолжения нашего путешествия. 10 километров предстоит нам проехать до Крева, к последнему экскурсионному объекту маршрута ¾ Кревскому замку ХІV столетия.

 

КРЕВО

Мы въезжаем в Крево. Возникло это поселение в речной долине, заселенной славянским племенем кривичей, которых балты именовали кревами, криевами. Отсюда и пошло, вероятно, название Крево. Правда, наличие в литовском языке наименования Крево-Кривейте (так называли верховного литовского жреца) позволяет предполагать в названии села и возможную основу мифологического происхождения.

В 1338 году великий князь литовский Гедимин, деля свои земли между семью сыновьями, дал, как сказано в летописи, «Ольгердови Крево замок». С этого времени Крево известно как центр удельного княжества. Именно здесь прожил Ольгерд 4 года после смерти своего отца и до вступления на великокняжеский трон (1341¾1345). Сюда приезжали к нему послы от Кейстута с предложением создать дуумвират, устранив от власти в государстве их младшего брата Явнута, оставленного Гедимином на княжение в столице державы ¾ Вильне.

Предложение было принято ¾ дуумвират Ольгерда и Кейстута, редчайший в истории пример долголетнего совместного управления государством, просуществовал треть века! Но после смерти Ольгерда Крево отойдет к Ягайло — его старшему сыну от второй жены. И именно Кревскому замку суждено будет сыграть роковую роль в судьбе родного дяди Ягайло ¾ Кейстута. Впрочем, у стен Кревского замка сплелось столько событий и имен, столько легенд и былей, что и сегодня оторопь берет при виде этой замысловатой вязи, откладывающей свой затейливый узор на многие страницы прошлого нашего края...

Кревский замок обрел, таким образом, символическое значение, став живым олицетворением истории, одним из важнейших ее звеньев, скрепляющих в единое целое всю цепь событий, которые предшествовали и последовали за его сооружением. Со всем этим нам и предстоит сейчас познакомиться у седых стен замка.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных