ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Рубинштейн ЛевенфишКарлсбад, 1911
Эта партия иллюстрирует стратегическую идею «давление по открытым линиям на пешечный центр». Девиз: «Сперва ограничить подвижность, затем блокировать и, наконец, уничтожить!» 1.e4 е6 2.d4 d5 3.Кc3 Кf6 4.Сg5 Се7 5.e5 Кfd7 6.С:е7 Ф:е7 7.Фd2 0—0 8.f4 с5 9.Кf3 f6. Приступая к атаке пешечной цепи, было бы правильнее сыграть предварительно 9...cd 10.К:d4 и лишь затем f7 — f6. Однако положение, которое получилось бы после 10...f6 11.ef Ф:f6, весьма сходно с положением, получившимся после хода в партии. 10.ef Ф:f6 11.g3 Кc6 12.0—0—0 а6 13.Сg2 Кb6. Давление, оказываемое слоном на пункт d5, составляет неотъемлемую часть плана белых. Это лучше всякого другого способа препятствует высвобождающему продвижению е6—е5 (после с5:d4). Лhе1 Кс4 15.Фf2 b5. 16.dc! Браво! Белые не боятся фланговой атаки К:b2, ибо путем одной только фланговой атаки никогда нельзя сломить сильно централизованной игры! А игра белых централизована, так как в их распоряжении находятся центральные линии, по которым тормозящее давление фигур становится уже ощутимым, и, кроме того, в перспективе у белых — занятие центральных пунктов d4 и е5. Интересно проследить, какими операциями в центре белые отражают фланговую атаку противника! 16...К:b2 17.Кр:b2 b4 18.Кd4! bс+ 19.Кра1 (пешка с3 будет впоследствии взята ладьей) 19...К:d4. На 19...Сd7 последовало бы 20.К:е6 С:е6 21.Л:е6 Ф:е6 32.С:d5. 20.Ф:d4 Лb8 21.Лe3 g5 (теперь черные переходят к другому флангу) 22.Л:с3 gf 23.gf Сd7 24.c6 Ф:d4 25.Л:d4 Се8 26.Сh3 Лf6 27.c7. Я предпочел бы, чтобы партия решилась иначе,— скажем, в эндшпиле со слонами (следовательно, не при помощи проходной пешки с7, производящей впечатление искусственного придатка), например, в таком положении:
Следует 1.f5 ef 2.С:f5, и белые выигрывают пешку «d», а с ней и партию. (После 2…d4 3.cd C:a2 4.C:h7 Cc4 черные отдают слона за пешку «d» и добиваются ничьей. Пример будет правильным, если пешку переставить на a3.— Прим. ред.) В этом случае идея торможения, блокирования и затем уничтожения пешек выступила бы ярче. Но и без такого финала партия в достаточной мере поучительна (13, 16 и 18-й ходы белых). 27...Лс8 28.Л:d5 Л:с7 29.С:е6+. Черные сдались. Пути к усвоению позиционной игры (краткая схема к первой главе) 1) Нужно бороться с ложным представлением, будто каждый ход должен давать какие-нибудь непосредственные результаты; выжидательные и тихие ходы тоже имеют право на существование! 2) Идею предупреждения следует признать руководящей идеей позиционной игры! В этом смысле нужно бороться против ходов, высвобождающих игру противника, и предупреждать внутреннюю дезорганизацию приведением своих фигур в контакт с собственными стратегически важными пунктами! 3) Нужно с максимальным вниманием относиться к стратегии центра; надо избегать всякого преждевременного «поворота» в сторону флангов (из опасения неприятельского нападения на центр) и стараться оперировать под знаком централизация! 4) Нужно играть на достижение общей подвижности своей пешечной массы, а не на достижение подвижности каждой пешки, взятой в отдельности! 5) Надо приучить себя рассматривать господство в центре как средство для ограничения подвижности неприятельских сил, не придавая решающего значения простому арифметическому подсчету количества центральных пешек! 6) Позиционную игру характеризуют не атака и защита, а только действия, направленные к упрочению положения! Глава вторая Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|