Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Импровизационное развитие фортепианной композиции.




 

Когда игра мелодии с аккордами не будет вызывать затруднений, можно приступить к импровизации.

Вносить свои изменения можно в любую из трех партий. Можно также несколько изменить гармонию.

Начнем с мелодической линии. Ее развитие строится на основе собственно мелодии и гармонии.

Первый шаг – использование вспомогательных звуков и задержаний:

Но если мы будем постоянно стремиться оставить ритмический рисунок мелодии неизменным, построить красивую импровизацию не удастся. Здесь следует допускать большую свободу, и смещать основные ноты во времени. Если же какой-то звук занимает долю, удобную для вспомогательного звука и пр., то его можно пропустить.

Не следует забывать, что в мелодии уже есть неаккордовые звуки. Найдя их, можно смело заменить верхний вспомогательный на нижний, задержание – на вспомогательный и т.д.

Опираясь на гармоническую сетку, можно заменять и аккордовые звуки: если в мелодии квинта, ее можно заменить на приму или терцию. Особенно хорошо такой вариант звучит при замене повторяющихся нот разными нотами. Тогда первый такт «Елочки» может выглядеть так:

Ритмический рисунок тоже можно изменить, добавив синкопы, а к новым аккордовым звукам – новые неаккордовые. Это позволит получить интересную импровизацию.

В связи с тем, что все внимание сосредоточено на правой руке, аккомпанемент на начальном этапе следует упростить до минимума. Это может быть выдержанный бас или повторяющиеся аккорды (см. нотное приложение «Вариации…», II часть).

Потренировавшись на нескольких пьесах, можно усложнить фактуру.

По этим же принципам развивается и линия баса (см. нотное приложение «Голубой вагон», II часть).

Изменения в партии аккорда в основном будут за счет смещения его во времени. Допустимо накладывать на ровные аккорды в левой руке синкопированные аккорды в правой руке (см. «Голубой вагон», такт 18, 23).

Внося свои изменения в гармонию, следует опираться на несколько принципов. Один из них – использование септаккордов и нонаккордов уже был рассмотрен. Помимо терции, к трезвучию можно добавлять секунду (или сексту, если считать от основного звука). Такие аккорды обозначаются X6. Секста хорошо звучит с теми трезвучиями, которые выполняют роль тоники или субдоминанты. В основном используется большая секста.

Вместе с секстой можно брать и септиму, и нону, в зависимости от слуховых потребностей.

Второй способ – замена основных функций другими аккордами той же группы (т.е. вместо S3 берем II3 или IV3; вместо D3 – III3 или VII3; вместо T3 – VI3 или IV3).

Третий способ наиболее трудный и интересный: обогащение гармонии за счет побочных доминант. Он заключается в следующем: прежде чем взять очередной аккорд, сначала возьмем побочную доминанту к этому аккорду. Обратимся снова к песне «Елочка». Гармония в пьесе следующая:

Второй аккорд в пьесе – D. Значит, прежде, чем взять ее, можно взять доминанту к доминанте, сделав отключение в тональности доминанты; перед D берем трезвучие на II ступени гаммы. Оно может быть как мажорным, так и минорным и занимать время как самой D, так и предыдущего аккорда. Например, , или , или . При выборе вида трезвучия исполнитель должен ориентироваться на слух. Так, если взять побочную доминанту за счет времени D, то мажор будет звучать фальшиво, т.к. в мелодии «фа », а в аккорде – «фа#». К этой побочной доминанте можно взять еще одну, а потом еще и т.д. Естественно, что использовать можно не только трезвучие, но септаккорды и пр. При этом гармонию песенки можно изменить до неузнаваемости.

В качестве побочных доминант можно использовать и VII7 (разумеется, той тональности, куда мы отклоняемся). Можно применить и уменьшенный септаккорд.

Интересные варианты получаются, если использовать альтернативные септаккорды. Наиболее распространен из них – D-543. Особенность этого аккорда в том, что бас находится на полтона выше той тональности, в которую мы идем. Таким образом, научившись легко строить этот аккорд от любого звука, можно быстро добиться легкого применения этого аккорда. Интересные варианты получаются, если перед этим аккордом взять малый минорный септаккорд на II ступени гаммы (опять-таки той тональности, куда отклоняемся!). К этому аккорду тоже можно взять побочную доминанту, в т.ч. и D-543.

В качестве наглядного примера предлагаю проанализировать «Вариации на тему М.Карасева «Елочка».




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных