Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ ДЛИННЫЙ — КОРОТКИЙ, ДЛИННЕЕ, КОРОЧЕ, РАВНЫЕ, РАЗНЫЕ ПО ДЛИНЕ




Покажем работу над формированием представлений о призна­ках, характеризующих размеры предметов, на примере формирова­ния представлений длинный — короткий, равные по длине.

Учащиеся коррекционной школы, даже старших классов, срав­нивая предметы по длине, редко употребляют такой существенный признак, как длинный — короткий, чаще всего они, как было


сказано выше, заменяют его более общим признаком — боль­шой — маленький. Учитель вводит в словарь учащихся термины длинный — короткий и направляет усилия на то, чтобы они употребляли их в соответствующих случаях в своей речи.

На уроке, целью которого является уточнение и формирование признаков длинный — короткий, учитель создает определенную жизненную ситуацию, ставя учащихся перед решением бытовой задачи. «Нужно наклеить цветную полоску на крышки двух коро­бок. (Учитель показывает одну коробку длинную, другую корот­кую.) Какие полоски вы выберете для каждой коробки (полоски разной длины: одна длинная, другая короткая)? Почему вы так выбрали полоски?» Этим практическим заданием учитель показы­вает, что в жизни, в быту приходится учитывать длину предметов при выполнении определенной работы. Для уточнения представле­ний длинный — короткий и для сравнения предметов по длине используется специальный дидактический материал: полоски бу­маги, бруски, палочки, а также такие предметы, как лента, куски шнура, проволока, тесьма и т. д. Эти пособия отличаются только одним признаком — длиной, но одинаковы по другим признакам: ширине, толщине.

На уроке учитель сначала показывает две полоски, значитель­но отличающиеся по длине (1 см и 10 см). Затем предлагаются различные по длине предметы, 'но одинаковые по другим призна­кам: толщине, высоте. Например, длинный и короткий шарф, длинная и короткая лента, длинный и короткий брусок и т. д. Учащиеся должны охарактеризовать по длине каждый предмет. «Это длинный шарф, а это короткий» и т. д. Затем предлагаются рисунки с изображением длинных и коротких предметов: длинный и короткий пояс, шнурок, карандаш, линейка и т. д. Учащиеся должны показать предметы по указанному признаку, отобрать влево карточки с изображением длинных предметов, вправо — коротких. На уроке учащиеся выполняют практические работы: от катушки ниток отрезают длинную и короткую нитку, раскрашива­ют длинную и короткую полоску бумаги разными цветами.

На прогулке или экскурсии, уже в естественных условиях, где признаки длины проявляются в комплексе с другими качествами предметов, представления учащихся о длине отрезков закрепляют­ся. Учащиеся наблюдают длинные и короткие дорожки, длинную улицу и короткий переулок, отмечают, что дорога и тротуар имеют одинаковую длину, рассматривают длинную сеть проводов


и короткий отрезок провода между двумя ближайшими столбами, длинные и короткие скамейки и мостики в парках и т. д. На последующих уроках учитель предлагает учащимся выделить при­знак длины в предметах, которые имеют и другие признаки. На­пример, то'лстая и тонкая иголка, тонкая и короткая иголка, длин­ная толстая, длинная тонкая иголка (то же с кусками провода, шнура). Учитель просит отобрать все длинные иголки, куски про­вода, шнура.

Учитель знакомит учащихся с приемами сравнения предметов по длине путем наложения одного предмета на другой или приложения, При этом обращается внимание на то, что при сравнении левый или правый концы сравниваемых предметов должны совпадать.

Если совпадают при наложении оба конца, то предметы равны по длине.

Разницу в длине необходимо научить показывать: на столько-то длиннее (короче).

Сначала ученики сравнивают два предмета, определяя длин­ный, короткий или равные по длине предметы. Количество пред­метов для сравнения необходимо постепенно увеличивать. Напри­мер, построить лесенку из полосок или брусочков, располагая их друг под другом от самой длинной к самой короткой.

Учитель предлагает сравнить по длине и неоднородные предме­ты: «Что длиннее: карандаш или линейка?», «Что короче: парта или классная доска?», «Что длиннее: пальто или платье?»

Затем учащиеся сравнивают по длине предметы по представле­нию, т. е. не видя их в данный момент. Например, коридор длин­нее класса, а класс короче коридора, грядка под помидорами длиннее, чем грядка под огурцами, а грядка под огурцами короче грядки под помидорами, дорога и тротуар нашей улицы равны по длине и т. д.

При закреплении понятий, характеризующих размеры предме­тов, необходимо создавать жизненные ситуации, предлагать прак­тические задания, для разрешения которых были бы необходимы полученные знания. Например, нужно постелить дорожку в кори­дор и в спальню (указать конкретные помещения): «Какая дорож­ка длиннее? Какая дорожка короче? Почему?»

У учащихся надо формировать понятие об относительности величины, например длины отрезков. При сравнении отрезков с этой целью необходимо ставить два вопроса: «Какой отрезок длин­нее? Какой отрезок короче?» Следует подчеркнуть, что протяжен­ность одного и того же отрезка (длинный или короткий) может


 


быть оценена по-разному. Это зависит от того, с каким отрезком он сравнивается. Понятия, в которых отражаются результаты сравнения, взаимообратны.

Отношения парности этих признаков, их взаимообусловлен­ность (если один отрезок длиннее, то другой короче) усваиваются учащимися 1-го класса медленно, требуют систематической рабо­ты на уроках математики не только в пропедевтический период, но и на протяжении всего года. Ученики рассматривают два пред­мета, сравнивают их длину, ширину, высоту, толщину, составляют новые пары, устанавливают, что если об одном предмете можно сказать, что он длинный по отношению к другому, то о другом можно сказать, что он короткий по отношению к первому.

Для закрепления признаков длинный — короткий ученики вы­черчивают сначала от руки, а потом и по линейке длинные и короткие отрезки, отрезают длинные и короткие полоски и т. д.

Аналогичные требования предъявляются к подбору наглядных пособий и дидактического материала, а также к методике прове­дения уроков при знакомстве с такими признаками, как высо­кий — низкий, равные по высоте, широкий — узкий, равные по ширине, глубокий — мелкий, равные по глубине, и сравнении пособий по этим признакам.

Различение предметов по тяжести

Наблюдения и изучение состояния знаний учащихся показыва­ют, что мускульные ощущения их развиты чрезвычайно слабо. На, мускульное ощущение учащиеся 1-го класса школы VIII вида раз­личают лишь значительно разнящиеся по тяжести предметы. Не­обходимо организовать такие упражнения, которые позволяли бы постепенно развивать мускульные ощущения детей. В качестве пособий могут служить предметы окружающей ребенка действи­тельности, игрушки, например две лейки (или ведерка) одинаково­го размера (пустая и с водой), одинаковые по размеру шарики, брусочки металлические, деревянные, пластмассовые и т. д. (раз­личные по тяжести).

Учащиеся различают вначале предметы по тяжести на мускуль­ное ощущение, в результате чего получают первоначальное поня­тие: тяжелый — легкий, тяжелеелегче.

Учитель, включая учащихся в предметно-практическую дея­тельность, постоянно подчеркивает относительность и взаимооб-ратность этих понятий.


 


Следует показать сравнение предметов по тяжести и с по­мощью чашечных весов, без использования гирь. На обе чашки весов кладут предметы, которые нужно сравнить по массе. Чашка весов с тяжелым предметом опустится вниз, с легким — подни­мется вверх. Если предметы одинаковы по массе, то чашки весов оказываются уравновешенными (находятся на одном уровне, «но­сики уточек смотрят друг на друга»).

Школьники с нарушением интеллекта 1-го класса нередко ото­ждествляют массу предмета с объемом или местом, которое он занимает в пространстве. Например, когда учащиеся видят боль­шой куль ваты массой 1 кг и маленькую пачку соли такой же массы, то они обычно говорят, что вата тяжелее, так как ее много, а соль легче, так как ее мало. Чтобы учащиеся не смешива­ли массу предмета с местом, занимаемым им в пространстве, необ­ходимо проводить больше практических работ на сравнение тяжести разнообразных предметов, на развитие мускульных ощущений (срав­нивать по массе пачки кукурузных хлопьев и кусок хлеба такой же массы, пачку с чаем и такую же по размерам пачку с солью и т. д.).

Развитие пространственных представлений

Для развития пространственных представлений учащихся не следует отводить специальных уроков. Вся система учебной и воспитательной работы в 1-м классе должна быть направлена на развитие пространственных представлений детей: на уроках мате­матики, ритмики, пения, ручного труда, в играх, в беседах с учителем, воспитателем, при выполнении любых заданий практи­ческого характера уточняются понятия близко — далеко, ввер­хувнизу, спереди — сзади, слева — справа, между, около. Уже в первый день занятий, рассаживая учащихся за парты, учитель организует с ними беседу, которая позволяет выявить и уточнить пространственные представления учащихся. Беседа может проводиться примерно в таком плане: «Ребята, запомните каждый свои места за партами в классе. Посмотрите, близко или далеко вы сидите от стола учителя. Кто близко сидит от стола учителя? Кто сидит далеко? Ваня, покажи, кто сидит впереди тебя. Кто сидит сзади? Запомни: впереди тебя сидит девочка, ее зовут Надя. Ребята, посмотрите, кто сидит впереди каждого из вас. Ваня, а кто сидит сзади тебя? Слева? Справа?»

 

Вместе с учениками учитель выясняет, какие предметы нахо­дятся в классе вверху, внизу и т. д.

4 Перова М. Н.


Далее учитель намечает, какие пространственные представле­ния будет уточнять и формировать в первую очередь. Над их формированием систематически ведется работа на всех уроках, в играх. Например, формируя понятия слева, справа, учитель внача­ле выясняет, знают ли учащиеся, какая рука левая, а какая пра­вая, что они делают ежедневно правой рукой, левой рукой. Затем он просит показать левую и правую ногу, левый и правый глаз, левое и правое ухо, левую и правую щеку и т. д. Вся классная мебель соотносится по ее пространственному расположению снача­ла относительно ученика, а затем какого-нибудь ряда парт. Для закрепления этого пространственного понятия проводится постро­ение учащихся в шеренгу и определение соседей справа и слева от каждого из учеников. Подвижные и дидактические игры («Кто твой сосед», «Расставь фигуры по порядку» и т. д.) будут способство­вать уточнению и закреплению этих понятий.

Пространственные представления закрепляются при выполне­нии практических заданий, но при условии, что учитель будет пользоваться этой новой для учащихся терминологией при ин­структаже к заданиям, например: «Книги положите слева. Тетрадь положите перед собой. Возьмите ручки в правую руку. Левой рукой придерживайте тетрадь» или «На страничку тетради клади­те круги так, как я скажу. На середину страницы положите крас­ный круг, слева от него — синий, справа — голубой. Расскажите, как лежат круги» и т. д.

Необходимо в классе создавать такие ситуации, которые бы требовали от учащихся словесного отчета с употреблением тех слов, которые обозначают пространственное положение предме­тов, отрабатываемых на данном этапе обучения. Например, учи­тель просит ученика на наборном полотне расположить пособия для урока математики: «Вверху поставь елочки, ниже, под ними, поставь грибы, еще ниже поставь цифры». На уроке учитель может спросить, как расположены на наборном полотне предметы для счета и цифры. Полезна работа с песочным ящиком. В нем располагаются игрушки, трафаретки предметов: «Поставим в пе­сочный ящик высокую елочку. Слева поставим низкую елочку. Под елочкой растет гриб. Между высокой и низкой елочками вырос ландыш» и т. д. Аналогичная работа проводится с фланеле-графом, магнитной доской.

В столовой учащиеся расставляют тарелки, кладут вилки с левой, ложки с правой стороны от тарелки. Учитель и воспита-


 


тель и в этой ситуации закрепляют у учащихся пространственное положение предметов — задают вопросы: с какой стороны от тарелки лежит вилка? В какой руке ученик держит хлеб, ложку?

Полезна работа по рассматриванию сюжетных картин и опре­делению пространственного положения предметов на них. В этом случае учитель работает и над расширением словаря, кругозора, развитием речи учащихся.

Создание жизненных ситуаций, специальные игры, повседнев­ная деятельность учащихся с акцентированием их внимания на пространственном расположении предметов, занятия физкульту­рой, ручным трудом позволяют развивать и совершенствовать про­странственные представления учащихся.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных