ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Русская опера в 19 веке.Популярность в России оперного жанра возрастает. Опера была вершиной устремлений русских композиторов 19 в., и даже те из них, кто не оставил ни одного сочинения в этом жанре (например, М.А.Балакирев, А.К.Лядов), в течение долгих лет обдумывали оперные проекты. Причины этого ясны: во-первых, опера была жанром, который давал возможность «говорить языком масс»; во-вторых, опера позволяла освещать крупные исторические, психологические и прочие проблемы, занимавшие умы русских людей в 19 в.; наконец, в молодой профессиональной культуре имелось сильное тяготение к жанрам, включавшим вместе с музыкой слово, сценическое движение, живопись. Кроме того, уже сложилась определенная традиция – наследие, оставленное в музыкально-театральном жанре 18 в.
Первая четверть 19 века – эпоха расцвета русского балета; в 1800-х годах в Петербурге существовало четыре театральные труппы – русская, французская, немецкая и итальянская, из которых первые три ставили и драму и оперу, последняя – только оперу; по несколько трупп работало и в Москве. Самой устойчивой оказалась итальянская антреприза – даже в начале 1870-х годах молодой Чайковский, вынужден был бороться за приличное положение московской русской оперы в сравнении с итальянской; «Раек» Мусоргского, в одном из эпизодов которого высмеивается страсть петербургской публики и критики к знаменитым итальянским певцам, тоже написан на рубеже 1870-х годов.
Глинка: «Жизнь за царя» (Опера в четырёх действиях с эпилогом (семи картинах); либретто Г. Розена (современный текст С. М. Городецкого). Первая постановка: Петербург, 9 декабря 1836 года, Мариинский театр.), «Руслан и Людмила» (Опера в пяти действиях; либретто композитора и В. Ширкова по одноимённой поэме А. С. Пушкина.Первая постановка: Петербург, 27 ноября 1842 года.) Бородин «Князь Игорь» (Опера в четырех действиях с прологом; либретто композитора по русской эпической поэме "Слово о полку Игореве". Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 23 октября 1890 года под управлением К. Кучеры).
Даргомыжский «Русалка» (Опера в четырёх действиях; либретто композитора по драматической поэме А. С. Пушкина. Первая постановка: Петербург, 4 мая 1856 года.), «Гость из камня» (незаконченная).
Муссоргский «Борис Годунов» (Опера в четырёх актах с прологом; либретто Мусоргского по одноимённой трагедии А. С. Пушкина и «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 27 января 1874 года).
«Хованщина» - опера (народная музыкальная драма) в 5 действиях, 6 картинах. Либретто композитора. Первая постановка: В Петербурге: силами любителей (в зале Кононова), 9 февраля 1886 г. в Москве: Частная опера (Шаляпин - Досифей), 12 ноября 1897 г. Мусоргский работал над оперой с 1872 по 1880 г., но умер, не завершив финала и не сделав инструментовки - за исключением двух фрагментов: вступления к опере ("Рассвет на Москва-реке") и песни Марфы из 3-го действия ("Исходила младёшенька..."). Труд этот после его смерти осуществил Н.Римский-Корсаков - но при этом с сильными переделками музыкального языка Мусоргского. Заслуга Римского-Корсакова, завершившего оперу велика. Не будь его, «Хованщина» не утвердилась бы на сцене.
Чайковский «Евгений Онегин» (Лирические сцены в трёх действиях; либретто П. И. Чайковского и К. С. Шиловского по одноимённому роману в стихах А. С. Пушкина.), «Пиковая дама» (Опера в трёх действиях, семи картинах; либретто М. И. Чайковского при участии композитора по одноименной повести А. С. Пушкина. Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 7 декабря 1890 года, под управлением Э. Направника), «Иоланта» (Лирическая опера в одном действии; либретто М. Чайковского по драме Г. Герца «Дочь короля Рене». Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 6 декабря 1892 года, под управлением Э. Направника.) 9. Найти общие черты в операх Вебера «Волшебный стрелок» и Россини «Вильгельм Телль».
Общее в операх: 1. Оба композитора - новаторы 2. Обе оперы - шедевры 3. романтические черты 4. В увертюрах - основная идея оперы 5. Массовые сцены 6. Большая роль отведена хору 7. Влияние народного творчества (фольклора) *Вильгельм Тель - тиральский фольклор * Вольный стрелок - немецкий и чешский фольклор. «Волшебный стрелок» Опера прошла в Берлине с успехом. Это - первая немецкая романтическая опера. Жанр - романтический зингшпиль. Либретто - Кинда. По народному сказанию о чёрном охотнике (из книги Апеля «Книга страшных историй»). Строение оперы: 3 действия: 1-е действие – завязка драмы; 2-е действие – развитие; 3-е действие – кульминация и развязка. В 1-ом и 3-ем действиях есть массовые сцены. Во 2-м действии – фантастика. 2-е действие контрастирует с 1 и 3 действиями. В драматургии видны 3 плана: 1 план – народно-бытовые массовые сцены. Для них Вебер использует бытовые жанры, танцы, марши, подменные Богемские темы. 1 действие – хоры и лендлер, марш крестьян, песнь народа. 3 действие – хор подружек, хор охотников. 2 план – связан с фантастикой – финал 2-го действия. Музыка резко контрастирует с 1-м и 3-м действиями. Это – фантастика ужасов. Огромную роль играет оркестр. Вебер В строении музыки нужно отметить следующие моменты: 1. На важном месте повторяющиеся темы 2. Будучи романтиком Вебер уделял большое значение колориту. 3. Огромное значение частей в массовках, муз. материал близок к нар. музыке (крестьянский марш и вальс в первом действии, женский хор - третье действие, и хор охотников – третье действие. 4. Муз. характеристика действующих лиц даётся в ариях. 5. В фантастических сценах господствует оркестровый колорит.
Вильгельм Телль Премьера состоялась в Париже в 1829 году. Героическая опера, где главным действующим лицом является швецкий герой. В опере нет законченных арий и увертюра написана в форме попурри. Во французской опере господствовало в то время увертюра в форме попурри (ряд следующих друг за другом музыкальных номеров, зачастую объединённых по принципу контраста или возрастания темпа). Состоит из 21 номеров 12 хоровых сцен. Очевидно Россини создал по примеру оперы Вебера «Волшебный стрелок» Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|