ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
НЕГАТИВНЫЕ ФОТОМАТЕРИАЛЫА.И. Баканов
ВЫ КУПИЛИ ФОТОАППАРАТ
ВВЕДЕНИЕ
В январе 1989 г. весь мир отметил 150-летие изобретения фотографии. О том, что с помощью света можно получать изображения, люди знали давно. Еще за 350 лет до п. э. в трудах древнегреческого мыслителя Аристотеля есть упоминание о том, что свет, проходя через маленькое отверстие в стене затененной комнаты, создает на противоположной степе перевернутое изображение окружающей местности. На основании этого явления позднее была создана камера-обскура, которая представляла собой небольшой ящик с маленьким отверстием в одной стенке и полупрозрачным экраном на противоположной. В дальнейшем вместо отверстия стали использовать собирательную линзу, что позволило существенно повысить яркость получаемого изображения. Камера-обскура использовалась в качестве прибора для рисования и стала прообразом современного фотоаппарата. Оставалось только открыть химическое соединение, которое было бы способно фиксировать воздействие на него света. Впервые это удалось сделать французскому ученому Ж. Н. Ньепсу, применившему в качестве светочувствительного материала природный асфальт, задубливающийся под воздействием света. Однако этот способ не нашел практического применения, так как изображения, полученные таким образом, имели низкое качество, а экспозиция даже при ярком солнечном освещении доходила до 8 ч. Первые практически пригодные способы фотографирования были предложены в 1839 г. французом Дагером и англичанином Талботом, разработавшими эти способы независимо друг от друга. Дагер получал свои изображения на серебряной пластинке, обработанной предварительно в парах йода, а Талбот — на бумаге, пропитанной раствором хлористого серебра. С этого момента фотография начала свое триумфальное шествие по всему миру. И сразу же наряду с профессиональными фотографами появились фотолюбители, поскольку человечество никогда не испытывало недостатка в любознательных и пытливых людях, склонных к творческому поиску, людях, которых интересует не столько коммерческий результат, сколько сам процесс самостоятельной технической деятельности. Сейчас только в нашей стра-фе фотографией увлекаются более 20 млн. человек и число ее поклонников все время растет. В чем же сила и привлекательность фотографии? Помимо огромного общечеловеческого значения фотографии как мирового, общепонятного во всех уголках планеты языка информации и средства познания окружающего нас мира, помимо ее роли в науке и технике или в качестве свидетеля истории — самого объективного, летописца, она имеет для нас и более узкое, индивидуальное значение. Фотография — лучшая «записная книжка», позволяющая воскресить в памяти воспоминания о каких-либо событиях в нашей жизни, интересной экскурсии, путешествии, сохранить на долгие годы образы близких нам людей. И наконец, это увлекательное и полезное заполнение нашего, досуга, расширяющее к тому же наши знания и наш кругозор. Но чтобы делать качественные фотоснимки, надо располагать хотя бы минимумом знаний по технике фотографии. Попытки овладеть фотографией без предварительной подготовки, как правило, обречены на неудачу. Цель данного материала состоит в том, чтобы научить читателя обращению с фотоаппаратом, фотопринадлежностями, светочувствительными фотоматериалами и дать начальные сведения по основным фотографическим процессам, что даст ему возможность делать свои первые в жизни фотоснимки. Самостоятельное овладение фотографией по литературным источникам — дело вполне реальное, хотя заметим, что рассчитывать на успех легче всего тому, кто склонен мастерить и многое умеет делать своими руками. В связи с тем, что этот материал адресован начинающим фотолюбителям, в нем изложены сведения только по наиболее простому, черно-белому фотопроцессу. Тот, кто захочет более глубоко изучить технику фотографии, может найти необходимые сведения в специальной литературе.
ВАШ ФОТОАППАРАТ
Итак, вы купили фотоаппарат... Как хочется поскорее зарядить его пленкой и приступить к съемкам! Но для этого нужно прежде всего разобраться в его устройстве, назначении и расположении его отдельных узлов. Иначе ничего не получится, и даже такая простая операция, как зарядка аппарата, может оказаться непреодолимой из-за не-знания, как открыть его заднюю крышку. У многих фотоаппаратов, например, ее замок в явном виде отсутствует, так как сблокирован с маховичком обратной перемотки пленки. Для того чтобы открыть фотоаппарат, необходимо выдвинуть этот маховичок и потянуть вверх, преодолевая усилия пружины. Разбираться в устройстве фотоаппарата лучше всего, имея перед глазами сам фотоаппарат и придаваемую к нему инструкцию. Рис. 1. Объектив современного фотоаппарата
Существует большое число моделей фотоаппаратов, но все они независимо от типа модели имеют ряд обязательных узлов, без которых съемка невозможна. Основа любого фотоаппарата — светонепроницаемый корпус, на котором крепятся все его узлы и механизмы. Корпус может быть металлическим или пластмассовым. Фотоаппараты с пластмассовым корпусом легче, но более подвержены механическим повреждениям. Обычно это более простые и дешевые модели. Вторая главная часть фотоаппарата — объектив, представляющий собой систему линз. С его помощью получают оптическое изображение на пленке фотографируемого объекта. В зависимости от типа фотоаппарата объектив у него может быть либо жестковстроенным, либо легкосъемным. Более совершенные конструкции оснащаются именно таким съемным объективом, что дает возможность использовать при съемках объективы различного фокусного расстояния. Если фотоаппарат предусматривает применение сменной оптики, разберитесь с конструкцией узла крепления объектива. Соединение объектива с корпусом может быть или резьбовым, или байонетным (штыковым), причем байонетное крепление делают разных тиков. Этот вопрос нужно четко знать при покупке сменных объективов, чтобы не допустить ошибки и не приобрести объектив, который будет невозможно установить на ваш фотоаппарат. Обычно объектив (рис. 1) имеет устройство для его фокусировки в виде кольца с накаткой. Рядом имеется шкала расстояний. Совмещая риску с отметками на шкале расстояний, можно осуществить фокусировку объектива на предметы, расположенные на соответствующих расстояниях от фотоаппарата. На оправе объектива расположено другое кольцо, тоже со шкалой, с помощью которого изменяют величину диафрагмы — устройства, которое дает возможность подбирать диаметр входного зрачка объектива, регулируя количество света, поступающего на светочувствител ышй материал, а также влиять на глубину резко изображаемого пространства. Чем больше диафрагменное число (меньше диаметр входного зрачка), тем больше глубина пространства, которое на снимке будет получаться резко, и наоборот. Одним из основных узлов является также затвор. С его помощью осуществляется строгое дозирование света, воздействующего на пленку во время фотосъемки. Относительно простые фотоаппараты с несменяемым объективом оснащаются центральным затвором, расположенным непосредственно в самом объективе между его линзами. Фотоаппараты, предусматривающие использование сменной оптики, обычно имеют шторно-щелевои затвор в виде матерчатых шторок или металлических ламелей. Последние предпочтительнее, так как имеют большой ресурс работы и работают при отрицательиых температурах. Затвор может быть механическим или электронным. В последнем случае фотоаппарат имеет отсек для размещения в нем источника электропитания — миниатюрной батарейки, Взвод затвора, то есть подготовка его к работе, обычно сблокирован с механизмом транспортирования пленки, в результате чего осуществляется одновременно! с переводом кадра. В удобном месте корпуса расположена кнопка спуска затвора, а в верхней его части — визирное устройство для определения границы кадра при съемке. Внутри корпуса помещается механизм транспортирования пленки, который может быть отключен с помощью специальной кнопки или рычажка после съемки последнего кадра, чтобы перемотать отснятую пленку обратно в кассету. Транспортирующий механизм имеет счетчик отснятых кадров. Оснащаются фотоаппараты и различными дополнительными устройствами, облегчающими фотосъемку, такими, как штативное гнездо, автоспуск, дающий возможность фотолюбителю снимать себя самого. Все аппараты снабжаются синхро к онтактом для совместной работы с импульсным фотоосветителем (ПФО), называемым часто лампой-вспышкой. Обычно фотоаппараты комплектуются специальным футляром с ремешком. Все фотоаппараты классифицируются по ряду признаков в соответствии с их предназначением и конструкцией. Основными из этих признаков считаются: раз-мер кадра, способ фокусировки и степень автоматизации. По размеру кадра все фотоаппараты подразделяют на мелкоформатные, полуформатные, малоформатные и сред-неформатные. Мелкоформатные фотоаппараты («Ки-ев-вега», «Киев-30») рассчитаны на использование 16-миллиметровой фотопленки, полуформатные (кадр 18 X 24 мм) и малоформатные (24X36 мм) используют стандартную фотопленку с двухсторонней перфорацией. Полуформатные аппараты («ФЭД-микрон», «Агат-18») дают возможность получать на стандартной длине пленки вдвое больше кадров (72 вместо 36), хотя и менее высокого качества. Среднеформатные камеры («Киев-88 ТТЛ», «Киев-60» и др.) рассчитаны на применение широкой, 60-милл иметровой фотопленки, что дает возможность получать негативы размером 60 X 60 мм очень высокого качества. Эти фотоаппараты имеют большие размеры, массу и предназначены для профессиональных фотографов и хорошо подготовленных фотолюбителей. Цена их тоже относительно высока, за исключением фотоаппарата «Любитель-166», которым пользуются в основном юные фотолюбители, печатая снимки, не прибегая к помощи фотоувеличителя. Наибольшее распространение во всем мире получили малоформатные фотоаппараты, имеющие размер кадра 24X36 мм. Они портативны, легки, а кадр такого размера позволяет получать с пего значительные увеличения без заметного снижения качества изображения. Ассорти мент таких фотоаппаратов очень широк: от предельно простых, стоимостью несколько рублей, до самых совершенных, насыщенных электроникой, полностью автоматизированных, включай процесс фокусировки, отработки экспозиции к обратной перемотки пленки после съемки последнего кадра. В зависимости от способа фокусировки различают фотоaппараты шкальные, дальномерпые и зеркальные, причем последние бывают однообъективными и двухобъективными. В шкальных фотоаппаратах (рис. 2) фокусировка ведется приблизительно по шкале расстояний в метрах или вообще но символам: фигура человека в рост или по пояс, группа людей или удаленный пейзаж. Дальномерные камеры имеют специальное устройство — оптический дальномер, механически связанный с объективом, благодаря которому обеспечивается большая точность фокусировки. К этой группе относится широко распространенные модели ФЭД, «Зоркий» и др. Рис. 2. Символы на объективе шкального фотоаппарата
Наиболее совершенными фотоаппаратами, пригодными для любых фоторабот, считаются однообъективные зеркальные, в которых фокусировка осуществляется по матовому стеклу с оптическими элементами, обеспечивающими высокую точность фокусировки объектива (рис. 3). К таким фотоаппаратам относятся все модели «Зенита», ряд моделей «Киева». Фокусировка по матовому стеклу позволяет использовать в фотоаппарате объективы любого фокусного расстояния — от сверхширокоуголь-ных (с фокусным расстоянием 18 мм) до сверхтелевиков (с фокусным расстоянием 500 мм и больше). Такие фотоаппараты допускают также производить съемки с предельно малых расстояний в несколько сантиметров, что дает возможность получать крупноплановые сннм-ки. Это совершенно недостижимо для камер других типов. Данное качество особенно ценно при съемке слайдов, научных съемках и при изготовлении репродукций. Двухобъективные зеркальные камеры типа «Любитель» такими широкими возможностями не обладают, так как снабжаются жестковстроенными объективами, к тому же не очень высокого качества. Но степени автоматизации все фотоаппараты подразделяют на простые, полуавтоматические и автоматические (имеется в виду способ установки или отработки экспозиции при съемке). В об ы ч и ом ф отоапи арате экспозиционные параметры — выдержка и диафрагма устанавливаются фотографом вручную в соответствии с опытом или показаниями отдельного прибора — фотоэкспонометра. В полуавтоматических аппаратах эта операция значительно облегчается, поскольку имеется встроенное в аппарат экспонометриче-ское устройство, и определение экспозиции и установка экспозиционных параметров сводятся к чисто механическим действиям, пе требующим каких-либо расчетов. В автоматических фотоаппаратах необходимая экспозиция отрабатывается в зависимости от яркости объекта съемки и с учетом светочувствительности фотопленки, заряженной в фотоаппарат, вообще без участия в этом процессе фотографа. В связи с тем что определение правильной экспозиции — наиболее сложный вопрос практической фотографии, чаще всего вызывающий затруднения у начинающего фотолюбителя, камера-автомат для этой категории окажется наиболее подходящей. Особенно удобны в работе од-нообъективные автоматические зеркальные фотоаппараты системы ТТЛ, в которых измерение света производится за объективом. В последнее время начинают выпускаться фотоаппараты с автоматической фокусировкой. В центральной части визира такой камеры имеется кружок, при совмещении которого с тем или иным видимым в визире предметом объектив автоматически, с помощью электропривода, фокусируется на этот предмет (аппарат «Элекоп-автофокус»). Какой фотоаппарат вам нужен? Наша промышленность выпускает большое число фотоаппаратов различных конструкций, и поэтому очень часто возникает вопрос: на чем же остановить свой выбор? Ответить однозначно на этот вопрос нельзя, поскольку каждый тип фотоаппарата имеет свои отличительные особенности и адресован различным по уровню подготовки фотолюбителям. Очень часто фотолюбитель стремится приобрести наиболее дорогую и совершенную модель, считая, что только в этом случае можно получать хорошие результаты. Это глубокое заблуждение. Выдающиеся фотохудожники прошлого работали самыми примитивными, ящичными фотоаппаратами, с однолинзовыми объективами и тем не менее создавали шедевры светописи. Безусловно, возможности сложной, дорогостоящей камеры больше, но не всякий фотолюбитель может полностью эти возможности реализовать. К тому же такой фотоаппарат имеет, как правило, большие размеры и массу. Туристу или альпинисту, например, больше подойдет аппарат компактный, у которого хотя и несколько ограниченные возможности, но он легок и не обременит своего владельца в походе. Тем более что для снимков походных сюжетов пли снимков просто на память о нем возможностей такого фотоаппарата вполне достаточно. Любителю архитектурных съемок по обойтись без широко-угольного объектива, а увлекающемуся портретной фотографией — без длиннофокусного, портретного. Следовательно, этой категории фотолюбителей: нужна будет камера, допускающая применение сменной оптики, — дальномер-пан или зеркальная. Ну а тому, кто часто переснимает тексты, схемы, чертежи, подойдет только однообъектнвная зеркальная камера, поскольку делать репродукции аппаратами других типов очень сложно, а иногда и вообще невозможно. Тем фотолюбителям, которые не в ладах с техникой, лучше иметь полностью автоматический фотоаппарат.
Рис. 3. Схема однообьективного зеркального фотоаппарата: 1 — объектив; 2 — откидывающееся зеркало; 3 — пентапризма; 4 — окуляр
О том, как проверить работоспособность фотоаппарата при его покупке, будет рассказано несколько позже, поскольку такая проверка должна производиться периодически в ходе эксплуатации аппарата, особенно перед ответственным, и съемками, поездкой в отпуск, на экскурсию.
Уход за фотоаппаратом. Фотоаппарат — сложный оптикомеха-нический прибор, поэтому он требует бережного с ним обращения. Оберегайте его от ударов, сильной тряски. Не применяйте излишних усилий при взведении затвора и других операциях. Если почувствуете, что для какого-либо действия приходится применять большие усилия, чем раньше, то это говорит о ненормальной работе его механизма, и необходим ремонт фотоаппарата. Храните свой фотоаппарат в футляре в сухом помещении, но вдали от нагревательных приборов. При съемках зимой аппарат лучше носить под одеждой, не допуская его сильного переохлаждения, так как большинство фотоаппаратов не приспособлено для работы при низких температурах (густеет смазка). Тщательно следите за чистотой линз объектива. Следы пальцев, капли влаги, масла, микроцарапины на поверхности линз значительно ухудшают качество фотоснимков. Поэтому снимайте крышку объектива только непосредственно перед съемкой. Попавшие на поверхность линз пылинки удаляйте только струей воздуха из резиновой груши или мягкой, абсолютно чистой сухой кисточкой. При запотевании объектива не протирайте его линзы, а оставьте аппарат в футляре до полного его высыхания при комнатной температуре. Никогда не оставляйте механизм затвора и авто-спуска взведенными на длительное время. Это ведет к ослаблению их пружин и нарушению нормальной работы. В случае возникновения неисправностей необходимо отнести фотоаппарат в специализированную мастерскую, а не пытаться устранить их самостоятельно, поскольку для этого необходимы соответствующие знания, опыт и специ-альный инструмент.
Дополнительные фотопринадлежности. Для фотосъемок фотолюбителю, кроме аппарата, могут потребоваться различные приспособления и принадлежности. Для предотвращения попадания в объектив прямых солнечных лучей применяют противосолнеч-ные бленды. При съемках в условиях недостаточного освещения, когда приходится применять длительные выдержки, необходим ш т а т и в. В походных условиях для этой цели пользуются портативным штативом-струбциной, который легко умещается в кармане куртки. При съемке с длинными выдержками необходим спусковой тросик, позволяющий спускать затвор плавно, без сотрясения камеры. В тех случаях когда используются простые камеры без встроенных экспонометрнческих устройств, необходимо иметь фотоэкспонометр. Почти ни один вид съемок на природе не производится без светофильтров, так что желательно иметь их полный набор. О том, как пользоваться экспонометром и светофильтрами, будет рассказано ниже, в соответствующих разделах статьи. Большую пользу в работе принесет зарядный фоторукав, который дает возможность часть операции производить на свету, не прибегая к помощи темного помещения.
НЕГАТИВНЫЕ ФОТОМАТЕРИАЛЫ
В современном фотопроцессе съемка производится, как правило, на катушечную фотопленку. Плоские форматные пленки и фотопластинки используются в основном для фототехнических работ. В среднеформатных фотоаппаратах применяются пленки шириной 61,5 мм и длиной 0,815 м без перфорации, которые дают возможность получать на них либо 12 кадров размером Охб см, либо 8 кадров О X У см, или К) кадров 4,5 X 6 см. Ути пленки выпускаются намотанными на пластмассовые катушки вместе с защитным ракордом из черной бумаги, позволяющим осуществлять зарядку фотоаппарата на свету. Наиболее широко применяемые малоформатные и полуформатные аппараты предназначены для работы: на 35-миллиметровую фотопленку с двухсторонней перфорацией, которые поступают в продажу либо в стандартных пластмассовых кассетах, либо на катушках с черным бумажным ракордом для зарядки их в корпус кассеты на свету. Менее удобны фотопленки, продаваемые в ролике. Упаковка такого типа требует зарядки пленки в кассету в темном помещении или зарядном рукаве. Все фотопленки состоят из прозрачной триацетатной основы, на которую нанесена эмульсия из желатины с равномерно распределенным в ней светочувствительным галогенидом серебра. На обратную сторону основы наносится противоскручивающий слой из прозрачного лака, обеспечивающий сохранение плоскостности фотопленки после высыхания эмульсии. Основное свойство фотографической эмульсии (светочувствительность) состоит в том, что она может чернеть в зависимости от количества попавшего на нее спета (почернении возникают в процессе последующей химической обработки, называемой проявлением). Светочувствительность зависит от состава фотоэмульсии. Чем она выше, тем меньшая экспозиция требуется для того, чтобы при тех же условиях освещения получить при съемке негатив нормальной плотности. Значение светочувствительности измеряется в специальных единицах ГОСТа. Фотопленки выпускаются разной светочувствительности. Без знания ее нельзя определить необходимую экспозицию при съемке, то есть фактически съемка становится невозможной. Светочувствительность фотопленок при выпуске их имеет некоторый разброс, что объясняется технологией производства, поэтому их реальная чувствительность. соответствует светочувствительности, указанной на упаковке только при стандартных условиях проявлении в течение времени, проставляемого на упаковке каждой партии пленки. В связи с тем, что пленки имеют разную чувствительность к различным цветам, помимо общей светочувствительности, то есть чувствительности к белому свету, различают спектральную чувствительност ь, то есть чувствительность к излучениям разного цвета. Этот вопрос имеет большое значение в практике фотосъемок. Так, неодинаковая чувствительность разного типа фотопленок к красным лучам требует учета этого при съемке с различными источниками искусственного света, в которых преобладают красные и оранжевые лучи. Очень важной характеристикой фотопленок является фотографическая широта. Тот, кто хоть немного знаком с фотографией, знает, что получить изображение на пленке можно только при определенной экспозиции при съемке. При недодержке или передержке изображение либо не иол у чается, либо негатив выходит чрезмерно плотным и тоже без следов изображения. Следовательно, нормальное фотографическое изображение можно получить только в определенном диапазоне экспозиции, который в фотографии носит название интервала полезных экспозиций пленки или ее широты. Широта у различных пленок бывает разной. Чем она больше, тем лучше, так как при этом меньше вероятность ошибок в определении экспозиции при съемке. Полезная фотографическая широта всегда больше у пленок, имеющих низкую светочувствительность, и, наоборот, высокочувствительные пленки имеют меньшую шпроту, что связано со свойствами фотоэмульсии. Следующая характеристика пленок называется зернистостью. Это визуально обнаруживаемая неоднородность, структурность изображения, которая ухудшает зрительное восприятие снимка. Зернистость зависит от состава эмульсии фотопленки и характера ее проявления. Она всегда более заметна на пленках высокой светочувствительности. Зернистостью определяется разрешающая способность пленки, то есть способность к воспроизведению мельчайших деталей на негативе. Чем мельче зерно негатива, тем более мелкие детали могут быть на пем воспроизведены. Измеряется разрешающая способность числом чередующихся черных и белых линий на 1 мм негативного изображения. Очевидно, что у низкочувстви-тельных пленок, имеющих более мелкое зерно, разрешающая способность выше, чем у пленок повышенной светочувствительности. Последняя характеристика фотопленок-, на которую надо обратить внимание, это величина вуали — небольших плотностей негатива, образовавшихся после его проявления на участках, не подвергавшихся воздействию света. Вуаль всегда выше у пленок, обладающих высокой светочувствительностью. Вуаль — очень нежелательное явление, поскольку при ее наличии на негативе не воспроизводятся детали в слабо проэкспонированных участках, так как плотности их становятся соизмеримыми с плотностью вуали. В эмульсионном слое фотопленок с течением времени происходят некоторые процессы, которые называются старением фотоматериала. В результате этого снижается общая светочувствительность, растет зернистость, сннжается разрешающая способность, увеличивается плотность вуали. Все эти процессы идут быстрее при повышенной темпе-. ратуре и влажности окружающего воздуха. Следовательно, сохранность характеристик пленок зависит от условий их хранения. Нормальными условиями считается температура 14 — 22° С при относительной влажности воздуха не более 70%. Такие условия обычны для жилых помещений, и при них за время гарантийного срока хранения все характеристики не должны изменяться более чем на 25%. В связи с тем что при пониженной температуре процессы старения фотопленок идут заметно медленнее, рекомендуется хранить фотоматериалы в холодильнике при температуре + 4° С (такая температура бывает на средней полке домашнего холодильника). Фотопленки держат в хорошо защищенной от влаги пластмассовой или металлической коробке, крышку которой по периметру заклеивают изоляционной лептой. При хранении в таких условиях срок годности пленок увеличивается в 1,5 — 2 раза.
Характеристики пленок для общефотографических целей типа «Фото» (СССР)
Ниже приводится таблица характеристик отечественных пленок для общефотографических целей типа «Фото». Из вышеизложенного можно сделать вывод: в связи с тем что у низкочувствительных пленок все характеристики выше, при съемках следует стремиться использовать пленки «Фото-32» и «Фото-64». Пленки высокой чувствительности — «Фото-125» и «Фото-250» — следует применять только в тех случаях, когда это вызвано плохими условиями освещения. Обратим также внимание,.что пленка «Фото-250» имеет при свете ламп накаливании повышенную светочувствительность, тогда как все остальные — пониженную. Па это необходимо обращать внимание, снимая при искусственном свете. Никогда не пользуйтесь пленкой с истекшим гарантийным сроком хранения. Моральные потери в этом случае могут оказаться намного ощутимее материальных затрат на приобретение свежей пленки. ФОТОСЪЕМКА
Прежде чем приступить непосредственно к фотосъемке, необходимо осуществить ряд подготовительных работ. Проверка фотоаппарата. Наиболее тщательную проверку исправности фотоаппарата проводят при его покупке, однако желательно это делать и перед каждой съемкой. Если фотоаппарат предусматривает применение сменных объективов, убедитесь прежде всего в надежности крепления объектива к камере. После этого проверьте работу диафрагмы, лепестки которой должны плавно и без задернеете изменять диаметр входного отверстия объектива. Кольцо, с помощью которого осуществляется фокусировка объектива, должно вращаться легко и не иметь люфта. Наиболее ответственная операция — проверка механизма транспортирования пленки и фотозатвора. Для этого откройте заднюю стенкy фотоаппарата и взведите затвор с помощью рычага, поворачивая его до упора. Одновременно с этим наблюдайте за зубчатым транспортирующим валиком и приемной катушкой. При движении рычага зубчатый валик и приемная катушка должны вращаться, а шторки или лепестки затвора при этом не иметь просветов. Последнее контролируют при полностью открытой диафрагме, направляя объектив в сторону какого-либо источника света. Взведенный до конца рычаг под воздействием пружины должен вернуться в исходное положение, сразу после того как прилагаемое к нему усилие будет снято. Далее с помощью переключателя выдержек устанавливают какую-либо из них, имеющую крайнее значение, и, направляя фотоаппарат на источник света, нажимают на спусковую кнопку затвора. При этом затвор должен на какое-то время (соответственно установленной выдержке) открыться и снова закрыться, за исключением положения переключателя «В» и «Д», если такое имеется. В положении «В» закрывание затвора происходит после того, как спусковая кнопка будет отпущена, а в положении «Д» — после повторного нажатия на кнопку. Проверить работу затвора аналогичным образом нужно на всех выдержках без исключения. В зеркальных однообъективных фотоаппаратах проверяют работу и «прыгающей» диафрагмы объектива, наблюдая движение ее лепестков со стороны передней линзы. Удобнее всего это делать при установке длинных выдержек затвора. После этого необходимо убедиться, что после нажатия кнопки (или рычажка) обратной перемотки пленки зубчатый транспортирующий валик расцепляется с механизмом: при вращении его пальцем он должен легко поворачиваться в обе стороны. Если фотоаппарат с полуавтоматической или автоматической отработкой экспозиции, проверяют работу этих узлов в соответствии- с инструкцией к фотоаппарату. Завершается проверка контролем работы счетчика кадров (обязательно при закрытой задней стенке) и усилия вращения ручки обратной перемотки пленки, которое не должно быть большим. Зарядка фотоаппарата. Как уже указывалось, удобнее всего пользоваться фотопленкой, которая продается уже заряженной в кассеты. В тех случаях когда пленка приобретается на катушке или в роликах, заряжать ее в кассеты приходится самостоятельно. Пленка на катушке может быть помещена в корпус кассеты и при рассеянном освещении, но лучше это делать в темноте, например в зарядном рукаве. Для этого открывают крышку кассеты, извлекают из нее пустую катушку, а на ее место ставят катушку с пленкой и выводят конец пленки в щель кассеты. После этого крышку кассеты закрывают, вытягивают из кассеты зарядный конец пленки вместе с бумажным ракордом, который перед зарядкой в аппарат удаляется. Зарядка кассет пленкой, приобретаемой в рулончиках, производится только в темноте. При этом нужно следить за тем, чтобы кончик пленки был прочно закреплен на катушке кассеты, а пленка наматывалась на нее эмульсионным слоем внутрь, как она была смотана в рулончик. Заряженные кассеты лучше всего хранить в тех же коробочках, в которых приобреталась фотопленка, так как на ней указаны все необходимые данные: светочувствительность, время проявления, срок годности. Порядок зарядки фотоаппарата пленкой зависит от его конструкции и подробно изложен в инструкции к каждому аппарату. Обратите внимание только на одни момент. Прежде чем закрыть заднюю стенку фотоаппарата, необходимо убедиться, что конец пленки надежно закреплен на приемной катушке, а пленка, войдя перфорацией в зацепление с зубчатым валиком, при взводе рычага затвора передвигается и наматывается на приемную катушку фотоаппарата (рис. 4). После того как будет закрыта задняя стенка, дважды взводят и спускают затвор, переводя при этом пленку, до того как счетчик кадров установится на «О». В аппаратах старых конструкций устанавливать счетчик кадров в исходную позицию необходимо вручную. На этом подготовка аппарата к работе заканчивается, и он готов к работе. Оберегайте кассеты с фотопленкой от воздействий на них яркого света, тепла и влаги. Не перезаряжайте фотоаппарат на солнце, делайте это всегда в тени или при рассеянном освещении. Объект съемки и его освещение. Трудно перечислить все то, что может быть объектом съемки в практике фотолюбителя, причем замечательной особенностью фотографии является то, что на снимках воспроизводятся не только контуры предметов, но и их объем, фактура поверхности, а в цветной фотографии и цвет. И все это «рисуется» светом. Не случайно слово «фотография» в буквальном переводе означает «светопись». Поэтому, для того чтобы сфотографировать какой-либо предмет, он должен быть хорошо освещен, а для того чтобы воспроизвести объем предмета, его фактуру, важна не только интенсивность освещения, по и его характер. Например, один и тот же пейзаж выглядит по-разному в зависимости от времени суток и характера погоды, что объясняется различием в его освещении. Фотографировать можно как при естественном, так и при искусственном освещении, и оба эти вида съемок имеют свои особенности. Фотолюбители в основном снимают при естественном, пли, как его еще называют, натурном, освещении. Несмотря на огромное разнообразие условий естественного освещения, его подразделяют на две основные группы, существенно отличающиеся по характеру друг от друга: направленное освещение и рассеянное освещение. Общий световой рисунок фотоснимков, сделанных при разном освещении, бывает различным. Направленное естественное освещение создается солнцем в ясную погоду. При съемке приходится учитывать как угол падения солнечных лучей относительно направления съемки, так и вертикальный угол их падения на фотографируемый объект в зависимости от высоты солнца над горизонтом. В первом случае различают свет фронтальный, боковой, контровый (встречный), а также их сочетания. Фронтальный свет — это свет, падающий на объект съемки спереди, со стороны фотоаппарата. Такое освещение считается неблагоприятным для фотосъемки, так как при этом изображение теряет объем, рельефность из-за отсутствия теней поскольку они находятся за предметами и не видны на изображении. Пространство на снимках, сделанных при фронтальном освещении, передается плохо, и такого освещения следует избегать. Снимки, сделанные при фронтальном освещении, страдают обилием мелких деталей, что еще больше ухудшает впечатление от снимков. Рис. 4. Положение пленки при зарядке фотоаппарата
Боковой свет, падающий на объект съемки под тем или иным боковым углом относительно направления съемки, является наиболее благоприятным, потому что дает хороню различимую тень. Изображение освобождается от излишней пестроты и становится более выразительным вследствие того, что мелкие предметы в теневых участках снимка по воспроизводятся. При боковом освещении на снимках лучше воспроизводится глубина пространства, объем. Наиболее часто используется фронтально-диагональный вариант направленного освещения при углах падения солнечных лучей в пределах 45 — 65° относительно направления съемки. Контровый свет — это свет, падающий на объект съемки сзади, навстречу направлению съемки. Чисто контровый свет используется относительно редко, чаще снимают при различных вариантах такого освещения, называемого боковым контражуром. Полученные при таком освещении снимки имеют обычно темную тональность, так как большая часть объекта съемки оказывается затененной. Перегруженность снимка деталями исчезает, резко очерчиваются контуры предметов, по их краю возникают живописная световая кайма, сияние и другие световые эффекты. На снимках, сделанных в контражуре, хорошо прорабатывается воздушная: среда, создавая иллюзию глубины пространства. Несмотря на некоторую трудность съемок против света с точки зрения определения экспозиции, такой вид освещения дает большие возможности фотолюбителю для создания нестандартных снимков. Общий световой рисунок снимков зависит также от высоты солнца над горизонтом. Варнактов такого освещения очень много, поэтому обратим внимание на тот лишь факт, что при низко стоящем солнце сильнее освещаются вертикальные поверхности (стволы деревьев, фигуры людей, стены зданий), тогда как горизонтальные поверхности, включая поверхность земли, оказываются затененными. При высоко стоящем солнце, особенно в часы, близкие к полудню, картина меняется на противоположную: сильнее освещаются горизонтальные поверхности, а вертикальные освещены слабо. К тому же обычно повышаются контрасты, тени становятся короткими, маловыразительными, пространство на таких снимках воспроизводится плохо. По этой причине съемки в ранние утренние и вечерние часы предпочтительнее, чем в середине дня, особенно летом и в южных районах. Снимая при направленном освещении, используют противо-солпечную бленду, что улучшает качество снимков. При съемке в контровом свете это правило должно выполняться неукоснительно из-за большой вероятности возникновения рефлексов и появления паразитных засветок негатива. Рассеянное освещение наблюдается либо при пасмурной погоде, либо в том случае, когда объект съемки находится в тени каких-либо предметов и освещается светом, отраженным от небосвода. Особый вид рассеянного освещения — сумеречное бывает перед восходом или поате заката солнца. При рассеянном освещении объект съемки освещается равномерно по всей площади, густые тени отсутствуют, изображение создается только в результате разницы собственных тонов предметов, то есть различия в их яркости. Казалось бы, что такое освещение малопригодно для фотосъемок, так как из-за отсутствия четких теней плохо передается объем и пространство и снимки оказываются перегруженными мелкими деталями (как и при фронтальном освещении). При съемке людей в глазных впадинах, под носом и подбородком образуются затенения, изменяющие черты лица. Поэтому съемок при пасмурной погоде обычно избегают. Однако почти всем приходилось видеть сделанные при рассеянном освещении высокохудожественные снимки туманного утра, грустные осенние пейзажи, картины летних и зимних сумерек. Подобные съемки требуют большого мастерства, опыта, умения подобрать тональные соотношении предметов, включаемых в кадр. Большое значение имеет при этом хорошее владение негативной и позитивной техникой. В противном случае снимки, сделанные при рассеянном освещении, получаются серыми, скучными и малоинтересными. Заметим, что, снимая при естественном освещении, чаще всего приходится иметь дело с комбинированным освещением, пегому что чисто направленного или чисто рассеянного освещения в природе не существует: в ясную погоду тени подсвечиваются светом рассеянным, отраженным от различных предметов, в пасмурную погоду свет фактически падает на объект сверху, со стороны неба, то есть имеет выраженную направленность. По мере накопления опыта фотолюбитель научится использовать преобладание того или иного вида света, добиваясь наибольших выразительных результатов. В ряде случаев фотолюбителю приходится снимать и при искусственном освещении. К го источники — обычные лампы накаливания, специальные перекальные фотолампы, галогенные лампы и импульсные фотоосветители (ИФО).
Рис. 5. Рефлекторы для фотоламп
Лампы накаливания общего назначения редко используются для фотосъемок вследствие невысокой световой отдачи. Имея большой срок службы (до 1000 ч), они работают при низкой температуре нагрева вольфрамовой нити, в результате чего в их спектре мало наиболее ак-типичных (оказывающих свето-химическое воздействие) синих и голубых лучей. Специальные фотолампы имеют колбу, заполненную аргоном, и пить, работающую в режиме перекала, в результате чего световая отдача и спектральный состав света этих ламп делают их более пригодными для фотосъемок. Срок службы фотоламп невелик — не более 6 — 8 ч. Поскольку колбы таких ламп в процессе работы быстро темнеют, заменять их приходится еще до перегорания нити. На рис. 5 показаны рефлекторы для фотоламп. К наиболее современным источникам искусственного света относятся галогенные лам-пы. Они обладают большой светоотдачей, хорошими спектральными характеристиками, малыми размерами и не темнеющей в ходе эксплуатации колбой из кварцевого стекла. Срок их службы от 20 до 50 ч. Обычно освещение объекта съемки производится несколькими лампами, помещаемыми в специальные фотоосветители. Для смягчения света и регулирования светового потока используют рассеиватели из сетки, марли, кальки, а также отражатели из белой ткали, бумаги, фольги. Импульсные фотоосветители (лампы- вспышки) — источники мгновенного действия, имеют небольшие размеры и могут использоваться и отличие от электроламп в любых условиях, поскольку имеют автономный источник питания и обладают достаточной мощностью. ИФО выпускаются двух типов: многоразового (до 10000 вспышек) и одноразового использования. Несмотря на определенные удобства, съемка с ИФО имеет и ряд недостатков: освещение от них очень контрастно, вследствие ярко выраженной направленности создает густые резкие тени. Ограниченная мощность импульсных осветителей приводит к тому, что освещенность переднего и задних планов получается очень различной. Поэтому МФО чаще всего используют при рс-портажной фотосъемке, где применение других источников света невозможно. Выбор границ кадра. С этой операции начинается собственно процесс фотографирования. Приступая к съемке, фотограф должен четко представлять себе, что именно он хочет сфотографировать: какой-то конкретный объект (человека, предмет, здание и т. п.), пейзаж с передним планом или вообще вид окружающей местности. Снимая людей, предметы, нужно так выбирать крупность плана, чтобы ничего лишнего и ненужного в кадр не попало. При съемке пейзажей также стараются включать в кадр минимум элементов, избегая соблазна зафиксировать в одном кадре абсолютно все. Желание «объять необъятное» — наиболее распространенная ошибка начинающих фотолюбителей, в результате чего на снимке появляется много мелких, второсте-пенных и трудноразличимых деталей. Цель, к которой: стремился автор подобного снимка, — дать в одном кадре полное представление о снимаемом сюжете — не достигается, снимок не обладает необходимой композиционной стройностью и выразительностью. «Совершенство достигается не тогда, когда нельзя уже ничего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять» (Антуан де Сент-Экзюпери). Наводка на резкость. Операция паводки на резкость в зависимости от конструкции фотоаппарата может производиться субъективно по шкале расстояний пли при объективном контроле результата, например, по матовому стеклу. Обычно при съемке объ-екгиц фокусируется на главный объект, а при съемке людеп крупным планом — по глазам фотографируемых. При съемке пейзажей фокусировка производится либо по среднему плану, либо по самым удаленным предметам («на бесконечность»), однако в этих случаях следует придерживаться правила: элементы переднего плана, если они включаются в кадр, всегда должны быть воспроизведены резко. Если нерсзкость заднего плана вполне допустима, а иногда даже и желательна для создания эффекта глубины пространства, то перез-кость переднего плана приведет фактически к, браку. Снимки с недостаточно резким передним планом всегда оставляют очень неприятное впечатление. Глубина резко изображаемого пространства на снимке зависит от трех факторов: фокусного расстояния объектива, плоскости его паводки на резкость и величины диафрагмы. Короткофокусные объектив ы при прочих одинаковых условиях имеют большую глубину резкости, а длиннофокусные, наоборот, — меньшую. Получающуюся глубину резкости при каких-то значениях диафрагмы и плоскости паводки в зеркальных одпообъективных аппаратах оценивают по матовому стеклу, что является большим достоинством таких камер. Б шкальных и далыюмериых фотоаппаратах подобная оценка ведется косвенным путем с помощью калькулятора глубины резкости, имеющегося на оправе каждого объектива. Сфокусировав объектив на какой-либо предмет по этому калькулятору, легко определить, при каком значении диафрагмы будет обеспечиваться необходимая глубина резкости. Определение экспозиции. Как уже говорилось, экспозицией называется количество света, воздействующее на светочувствительный слой во время съемки. Значение экспозиции зависит от яркости объекта съемки, размеров относительного отверстия объектива (диафрагмы) и выдержки — времени, на которое открывается доступ света к пленке затвором фотоаппарата. Количество света должно быть строго дозировано. При недостатке ила избытке количества света, воздействующего на пленку, получение фотографического изображения становится невозможным. Однако и при какой-то средней экспозиции пе все элементы снимаемой сцены могут быть на снимке воспроизведены. Это объясняется тем, что различные участки сцены освещаются по-разному: одни могут находиться на прямом солнечном свету, а другие — в глубокой тени. Особенно большими могут быть различия в яркости отдельных элементов снимаемой сцены в тех случаях, когда на солнце оказываются белые (светлые) предметы, а самые темные попадают в тень. Отношение яркостей крайних участков объекта съемки называется его интервалом яркостей, который в ряде случаев может достигать очень больших значений (1: 1000. — 1: 10 000), хотя на практике обычно он не превышает 1: 100 — 1:300. В результате того что пленка обладает определенным интервалом полезных экспозиций, в большинстве случаев удается достичь воспроизведения на негативе деталей как в тенях, так и в светах объекта съемки, но, конечно, при условии, что экспозиция при съемке была выбрана правильно. При недодержке на негативе будут утрачены (не воспроизведутся) детали в тенях, а при передержке —. детали в светах. Поэтому экспозиция при съемке должна определяться достаточно точно. Особенно недопустимы ошибки при большом интервале яркостей сюжета. Для определения экспозиции пользуются различными таблицами и калькуляторами, разработанными на основании практического опыта. Более точно экспозицию можно определять объективным методом с помощью специальных электрических измерительных приборов — фотоэкспонометров. Существуют два типа фотоэкспонометров, отличающихся типом световоспри-нимающего элемента: с фотоэлементом (например, «Ленинград-11») и с фоторезистором («Ленинград-6», «Свердловск-2»). Последние для своей работы требуют источника питания. Экспонометры с фотоэлементом всегда готовы к работе, более дешевы, по имеют невысокую чувствительность и вследствие этого большой угол восприятия, что снижает точность измерений. Поэтому экспонометр с фоторезистором предпочтительнее. В автоматических и полуавтоматических камерах экспономет-рическое устройство входит составной частью в конструкцию, то есть владельцам таких фотоаппаратов приобретать дополнительно экспонометр не нужно. Существуют два принципиально отличающихся друг от друга способа определения экспозиции с помощью фотоэкспонометров: по освещенности объекта съемки и ио его яркости. В обоих случаях предварительно на калькуляторе экспонометра устанавливается значение светочувствительности используемой фотопленки.
Рис. 6. Определение экспозиции по освещенности
При определении экспозиции по освещенности окно свстопри-емника закрывают молочным стеклом, придаваемым к нему, и направляют его от объекта съемки в сторону фотоаппарата (рис. 6). Проведя операции в соответствии с инструкцией к экспонометру, считывают с его калькулятора экспозиционные параметры: значение диафрагмы и выдержку. Найденные параметры устанавливают на аппарате и производят фотосъемку. При нахождении экспозиции но яркости объекта съемки окно светолрием-ника молочным стеклом не закрывают и направляют его от аппарата в сторону объекта съемки под тем же углом, под каким производится съемка (рис. 7). Такой способ измерения яркости носит название интегрального. При наличии в объекте съемки очень ярких и очень темных участков они как бы уравновешивают друг друга, и фотоэкспонометр даст показания на основании какой-то средней яркости объекта. Съемка производится, как и в предыдущем случае, с теми экспозиционными параметрами, которые получаются на калькуляторе. Этот способ в большинство случаев дает хорошие результаты, однако если фотографируется маленький светлый предмет на большом темпом фойе (пли небольшой темный предмет на светлом фоне), правильная экспозиция показывается не для предмета, а для нормального воспроизведения фона. В таких случаях очень полезен фотоэкспонометр с малым углом восприятия, поскольку дает возможность производить измерения но яркости любого, даже очень небольшого элемента снимаемом сцепы, что повышает их точность. Для этого окно светопри-емника фотоэкспонометра подносят как можно ближе к измеряемой поверхности с таким расчетом, чтобы свет от других участков в него не попадал. Данный способ определения экспозиции носит название измерения яркости сюжетно важной поверхности (рис, 8). Все экспонометры градуируются из расчета получения нормальной средней плотности негатива для поверхности со средним коэффициентом отражения 18%. Такими отражающими свойствами обладают сухая земля, асфальт, бетон. Такой же средней отражающей способностью обладает летний пейзаж с природной растительностью. В тех случаях, когда объект съемки очень светлый (например, зимний пейзаж), экспозицию нужно увеличивать примерно вдвое по сравнению с показаниями экспонометра, когда же объект излишне темный — уменьшить во столько же раз. Делают это, либо переходя на следующую, рядом стоящую на переключателе выдержку, либо изменяя относительное отверстие объектива с помощью диафрагмы, устанавливая ее кольцо на другое ближайшее деление. Данная рекомендация справедлива для любого способа определения экспозиции, то есть и по освещенности, и по яркости. Большие ошибки при измерениях могут возникать в тех слупаях, когда в окно светоприемни-ка попадает свет от яркого неба пли источников света. Избежать подобных недоразумений можно путем наклона фотоэкспонометра к земле под углом примерно 45°. Это гарантирует, что свет от неба, имеющего очень высокую яркость, но повлияет на результаты измерения. Результаты измерений считываются с калькулятора экспонометра в виде нескольких сочетаний пар «диафрагма — выдержка», например, выдержка 1/125 при диафрагме «8», 1/250 — «5,6», 1/500 — «4» и т. д. При любой из этих комбинаций, установленной на фотоаппарате, экспозиция получится одинаковой. Происходит это потому, что, выбирая меньшую выдержку, мы одновременно увеличиваем относительное отверстие объектива (и наоборот). Таким образом, несмотря на различные значения величины диафрагмы и выдержки, количество света, воздействующее на светочувствительный слой, остается каждый раз неизменным. В этой связи может возникнуть вопрос: какую же пару выбрать, чему отдать предпочтение? Если производится съемка быстро движущихся объектов, то необходимо выбирать наименьшую выдержку из всех возможных, так как при длительных выдержках движущийся объект выйдет на снимке смазанным. Если же необходимо получить изображение с большой глубиной резкости, выбирают такую пару, в которой диафрагма имеет наибольшее значение: «11», «10» и даже больше.
Рис. 7. Определение экспозиции по интегральной яркости
Съемка и ее окончание. Необходимо.правильно осуществлять спуск затвора, для чего следует нажимать на его кнопку плавно, без резких рывков, постепенно увеличивая давление. Срабатывание затвора должно происходить как бы незаметно для самого фотографа. Особенно строго пужпо придерживаться этого правила, снимая объективами с большим фокусным расстоянием и с предельно большими выдержками, то есть когда съемка производится с рук с выдержкой 1/30 или Veo с. Резкое нажатие кнопки затвора вызывает смазку изображения даже при относительно коротких выдержках, таких, как 1/125 и 1/250 С. Периодически проверяйте исправность затвора фотоаппарата и своего фотоэкспонометра. В случае появления недодержек или передержек показания экспонометра рекомендуется сравнить с показаниями заведомо исправного прибора.
Рис. 8. Определение экспозиции по яркости сюжетно важной пооерхности
После того как вся пленка отснята, о чем судят по счетчику кадров, се обратно перематывают в кассету, предварительно отключив механизм транспортирования пленки в соответствии с инструкцией к фотоаппарату. Снимая последние кадры, нужно очень осторожно взводить затвор и переводить кадр. В случае резкого поворота рычага легко оторвать язычок пленки от катушки кассеты, после чего ооратная перемотка пленки в нес станет невозможной. В подобном случае разряжать аппарат придется либо в зарядном рукаве, либо в темном помещении. После перемотки пленки ее ко-пец сам отсоединяется от приемной катушки фотоаппарата, что хорошо чувствуется по усилию перемотка или на слух. По окончании перемотки крышку аппарата открывают, извлекают кассету с отснятой пленкой и, если предусматривается продолжение фотосъемки, снова заряжают фотоаппарат.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|