Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ СВЕТОФИЛЬТРОВ




 

Светофильтры являются неотъ­емлемой частью почти при каж­дом впдз фотосъемок. Хороший снимок на натуре в ряде случаев вообще невозможно сделать без светофильтра. Если, например, спять на черно-белую пленку без светофильтра летний пейзан; с синим небом и белыми облака­ми на нем, то на отпечатке от­носительно темное синее пебо выйдет абсолютно белым и обла­ка на нем будут не видны, при­родная же растительность а светлый песчаный берег реки по­лучатся излишне темными, го есть произойдет на рушение есте­ственных тональных соотноше­ний в объекте съемки. Наруше­ние тоновоспроизведения объяс­няется тем, что спектральная чувствительность пленки суще­ственно отличается от спектраль­ной чувствительности глаза чело­века. Как видно из приводимого трафика (рис. 9), глаз имеет максимальную чувствительность к желто-зеленым лучам, тогда как максимум чувствительности фотопленки приходится на неви­димые для нас ультрафиолетовые лучи. К синим лучам, которые нам кажутся темными, пленка имеет тоже большую чувстви­тельность, в результате чего си ний цвет на снимках выходит белым. Зеленые цвета, наоборот, получаются неестественно тем­ными, так как у пленки в этой зоне чувствительность понижена. Максимум чувствительности пленки к ультрафиолетовому из­лучению приводит к сильной пе­редержке при съемке в горах, на море, где доля этого излучения высока из-за малой запыленности воздуха. Поскольку световоспри-нимагощие элементы фотоэкспо­нометров нечувствительны к уль­трафиолетовому излучению (как и глаз человека), его доля в об-щем световом потоке не учиты­вается при измерениях.

Рис. 9. Спектральная чувствитель­ность фотослоя и глаза человека

 

Вполне понятно, что тональные соотношения на черно-белом снимке должны соответствовать естественному зрительному вос­приятию. Добиваются этого сни­жением воздействия на пленку ультрафиолетовых, фиолетовых и синих лучей, для чего достаточ­но поставить перед объективом фотоаппарата желтый свето­фильтр, который частично за­держит излучения этой зоны, а зеленые, желтые и красные лучи пропустит беспрепятственно. Та­ким образом, желтые, желто-зе­леные светофильтры как бы ком­пенсируют различия в спектраль­ной чувствительности пленки и глаза человека, вследствие чего их называют компенсационными. Если при съемке применить оранжевый или красный с в е т о ф и ль т р, то синие и го­лубые цвета воспроизведутся на снимке почти черными. Подобное явление называется перекомпен-сапией и в ряде случаев приме­няется для повышения вырази­тельности снимков. Ветка дерева, покрытая пушистым инеем, луч­ше и более эффектно будет вы­глядеть на фоне почти черного неба и совсем потеряется на бе­лом фоне. С помощью оранжевых или красных светофильтров голубое небо с легкими облаками легко воспроизвести на снимке как грозовое, с тяжелыми тучами и т. д. Голубой светофильтр, наоборот, как бы уве­личивает различия в спектраль­ной чувствительности пленки и глаза, что используется для со­здания определенных эффектов, например для усиления на сним­ке атмосферной дымки, которая имеет голубой цвет (с помощью синего фильтра дымка такого же цвета передается более светлой, подчеркивая на снимке глубину пространства). Для ослабления воздействия на пленку ультра­фиолетовой части спектра приме­няют специальные бесцвет-ные фильтры, но из стекла, не прозрачного для ультрафиоле­та. С помощью специальных по­ляризационных свето­фильтров можно устранить на снимке блики и отражения на блестящих поверхностях, таких, как стекло, вода, краски, пласт­массы, на различных лакирован­ных и полированных поверхно­стях, за исключением поверхно­стей из металла. Нейтраль­но - серые светофильтры применяют при избыточной осве­щенности, когда очень короткие выдержки или сильное диафраг­мирование объектива бывает не­желательным.

Поскольку любой цветной све­тофильтр задерживает какую-то часть общего светового потока, при съемке с ними приходится увеличивать экспозицию по срав­нению с показаниями, получен­ными с помощью экспонометра. Множитель, который показывает, во сколько раз нужно увеличить экспозицию при съемке с дан­ным светофильтром, называется кратностью светофильтра. Чем выше плотность свето­фильтра, тем большую часть лу­чей он задерживает и, следовательно, треоует оолыпего увели­чения экспозиции. Кратность светофильтра, как и его цвет, в виде соответствующей аббре­виатуры наносится на оправу светофильтра. Например, из обо­значения ЖЗ-2Х, что это желто-зеленый светофильтр с крат­ностью 2, то есть при съемке с ним экспозицию нужно увеличивать в 2 раза. Обратите внимание, что в камерах системы ТТЛ, где измерение интенсивно­сти света осуществляется за объ­ективом, кратность надетого на него светофильтра учитывается автоматически, и поэтому в по­добных аппаратах вносить в экс­позицию какие-то поправки но требуется.

Кратность светофильтров ис­числяют для белого света, поэто­му при съемке с лампами нака­ливания рано утром или перед заходом солнца, когда в его спектре преобладают желтые и оранжевые лучи, а также при съемке цветных объектов, имею­щих желтую окраску, кратность желтых светофильтров умень­шается, а голубых, наоборот, увеличивается. Эту особенность нужно знать и учитывать при съемках.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных