ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПОЛУЧЕНИЕ ФОТООТПЕЧАТКА
Процесс получения фотографического отпечатка состоит из двух этапов: фотопечати — экспонирования фотобумаги под увеличителем и последующей химической обработки фотобумаги, аналогичной обработке негативных фотопленок, по имеющей свои особенности. Одной из таких особенностей является возможность визуального контроля процесса проявления при неакти-ничном освещении. Позитивный процесс в отличие от негативного в случае неудачи можно повторить, что в значительной мере повышает вероятность успешных результатов. Развертывание лаборатории. Растворы для обработки лучше готовить заранее, чтобы их температура сравнялась с комнатной. Обеспечив светоизоляцию помещения, развертывают лабораторию: устанавливают фотоувеличитель, ванночки для растворов и воды. Наиболее целесообразно размещать все оборудование в последовательности, соответствующей естественному ходу процесса, устанавливая слева на-право: увеличитель, ванночки с проявителем, с останавливающим раствором или водой для промежуточного ополаскивания, с фиксажем, большую ванночку с водой, куда будут переноситься готовые, отфиксированныо отпечатки. Поблизости от увеличителя размещают реле времени, чтобы оно было под рукой. Свет от лабораторного фонаря должен освещать ванночку с проявителем. В зависимости от размеров и характера помещения лаборатории расположение оборудования может быть и иным, но всегда следует придерживаться однажды выбранного порядка во избежание путаницы. Расставив оборудование, наливают растворы в ванночки. Выбрав желаемый масштаб увели чения, производят центров к у ламп ы увеличителя, добиваясь максимальной равномерности освещенности его экрана. При изменении масштаба увеличения центровку лампы нужно производить снова, так как при этом равномерность освещенности экрана нарушается. Такая же картина наблюдается при диафрагмировании объектива фотоувеличителя, поэтому к его диафрагмированию прибегают только в крайних случаях. Заметно улучшает равномерность освещенности матовое стекло, располагаемое между лампой и конденсором, например в лотке для светофильтров, используемых при цветной фотопечати. Такое стекло-рассеиватель одновременно делает менее заметной зерно и мелкие царапины на негативе. Менее заметными становятся при этом и пылинки, оседающие на негатив и портящие отпечаток, особенно при больших увеличениях. Избавиться полностью от этого невозможно, так как триацетатная основа негативов сильно электризуется и притягивает к себе пыль. Чтобы облегчить работу по заделыванию белых точек на позитиве, нужно хранить увеличитель либо в футляре, либо под полиэтиленовым чехлом, снимая его только на время работы. Эффективным способом борьбы с пылью является предварительное повышение влажности в лаборатории с помощью увлажнителя воздуха или каким-либо другим иутем. Достаточно, например, постоять слабокипящему чайнику на плите 20 — 30 мин, чтобы влажность в помещении кухни достигла необходимого для этой цели значения. Нe следует использовать в увеличителе электролампу большей мощности, чем рекомендовано в его паспорте. В противном случае может дать трещины линза конденсатора вследствие его избыточного нагрева. Хороший в техническом отношении фотоотпечаток должен иметь: все детали в тенях; все детали в светах; максимум полутонов в средних по плотности участках; максимальные почернения самых темных элементов изображения, какие только может дать данный тип фотобумаги; максимальную белизну без малейших следов вуали наиболее светлых участков отпечатка. При отсутствии достаточного опыта лучше взять два небольших кусочка фотобумаги, один из них отфиксироватъ, не проявляя, а другой полностью засветить под увеличителем без негатива, проявить не менее 3 мин и тоже отфиксировать. Эти образцы при работе будут служить эталонами максимальных почернений и белизны используемой фотобумаги, с которыми можно сравнивать получаемые отпечатки. Установив в рамку увеличителя желаемый кадр, производят тщательную фокусировку объектива фотоувеличителя. Для этого на экран кадрирующей рамки кладут кусочек фотобумаги, на которую предполагают вести печать. Нельзя производить фокусировку непосредственно на экран, так как даже незначительная разница на толщину бумаги может быть причиной потери резкости снимков. Проверку фокусировки осуществляют также в тех случаях, когда переходят с тонкой фотобумаги на картон или наоборот. Сфокусировав объектив, приступают к определению необходимой экспозиции при печати и подбору фотобумаги по контрастности к данному негативу. При подборе экспозиции: включают увеличитель и выбирают на изображении самый светлый участок, соответствующий теням; на кусочке фотобумаги нормальной контрастности делают несколько проб данного участка с разной экспозицией, отличающейся друг от друга в 2 раза, например 1 с, 2 с, 4 с и т. д.; проявляют пробу не менее 3 мин, то есть до конца; по результатам проб находят необходимую экспозицию, учитывая, что если экспозиция больше необходимой — проба сплошь черная, без различимых деталей; если же экспозиция меньше, чем нужно, на пробе не достигается максимальное почернение фотобумаги. При правильной экспозиции на пробе должны быть различимы детали при максимальном почернении отдельных самых темных эле ментол. При подборе фотобумаги по контрастности: выбирают на изображении самый плотный участок негатива, что соответствует высоким светам изображения; на кусочке нормальной фотобумаги печатают этот участок с найденной в первом случае экспозицией; проверяют, подходит ли нормальная фотобумага к данному негативу, руководствуясь следующим правилом: если после полного проявления на пробе следов изображения почти нет. это означает. что бумага излишне контрастная и нужно взять более мягкую: если же на пробе света получаются серыми, как бы завуалированными, бумага слишком мягкая. При соответствии фотобумаги контрасту негатива на пробе должны быть видны детали в светах при сохранении максимальной белизны отдельных участков. При переходе на фотобумагу другой контрастности необходимо снова определять экспозицию, что вызвано различием в светочувствительности бумаг разной контрастности. После того как найдена необходимая экспозиция и подобрана фотобумага по контрастности на кусочках-пробах, приступают к печати полного кадра. Для того чтобы иметь возможность всегда правильно подобрать фотобумагу к любому негативу, необходимо иметь под рукой несколько видов фотобумаги различной контрастности. Обычно бывает достаточно иметь три вида фотобумаги: мягкую, нормальною и контрастную.
ХИМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ФОТОБУМАГ
Качественное позитивное изображение получают по только при условии правильного подбора экспозиции и контрастности фотобумаги, но и в случае правильно проведенной химической обработки отпечатков. После экспонирования лист фотобумаги при помощи пинцета погружают в проявитель, следя за тем, чтобы он быстро и равномерно смачивался раствором по всей площади. В случае прилипания к эмульсионному слою пузырьков воздуха их устраняют с помощью пинцета и энергичного покачивания ванночки. Последнее с целью перемешивания проявителя необходимо продолжать на протяжении всего процесса проявления отпечатка. Проявление фотобумаг продолжается 2,5 — 3 мни, и о его окончании судят по тому, что увеличение потемнения отпечатка более по происходит, то есть процесс проявления приостанавливается. Убедившись, что дальнейшего изменения в плотности изображения уже не происходит, проявление отпечатка заканчивают. Необходимо учесть, что выполнение одного пз условий получения качественного отпечатка — максимальное почернение теневых участков изображения — возможно только при полном, до копна, проявлении фотобумаг. Не следует опасаться псропроявить отпечаток, так как при правильно выбранной экспозиции это почти невозможно сделать, даже увеличив время проявления вдвое против пе-оохедшного. Единственно, что может произойти — это появление вуали на фотобумагах с истекшим сроком хранения. Если же в ходе проявления обнаруживается, что отпечаток становится темнее, чем хотелось бы, то это свидетельствует о том, что экспозиция при печати была избыточной. Попытка спасти пере-экаптированный отпечаток путем сокращения времени проявления приводит т; получению серых и блеклых позитивов, не имеющих участков максимального почернения фотобумаги. Это самая распространенная ошибка начинающих фотолюбителей, так как педоэкснонированныи отпечаток виден сразу, поскольку он не достигает при проявлении необходимой плотности, несмотря на увеличение времени проявления. При длительном нахождении такого отпечатка в проявителе возможны появление вуали даже на свежих фотобумагах и окраска отпечатка, хотя само изображение все равно необходимой плотности не достигнет. В этом случае на отпечатке но будет ни участков максимального почернения, пи максимальной белизны. Красивые черно-коричневые тона на хлорбромосеребряных фотобумагах получаются только в том случае, если проявляющий раствор свежий и не загрязнен продуктами проявления. Поэтому, работая с этими бумагами, чаще меняйте проявляющий раствор на свежий. По окончании проявления отпечаток переносят в ванну для промежуточной промывки. Такая промывка обычно производится в воде, но лучше для этой цели пользоваться кислой ванной, что предупреждает появление на отпечатке бурых пятен и увеличивает сохранность фиксирующего раствора. Наиболее простой вариант кислой ванны: 150 мл столового 9%-ного уксуса на 1 л воды. Время сноласкива-ния отпечатка в промежуточной ванне — 10 — 15 с, просто в воде — 25 — 30 с, после чего он переносится в ванночку с фиксажем. Во время фиксирования, которое продолжается 10 — 15 мин, отпечатки в ванночке переворачивают, обеспечивая хорошее перемешивание раствора. Простой фиксаж, особенно если его использовать без кислой промежуточной ванны, может окислять остатки проявителя в эмульсионном слое фотобумаги и вызывать появление на отпечатках темных пятен с металлическим блеском. Помимо этого, простой фиксаж быстро теряет свои свойства и перестает надежно фиксировать. По этой причине целесообразнее пользоваться кислыми фиксажами. Отпечатки не следует держать в фиксирующем растворе более 15 мин, так как фиксаж частично растворяет серебро, из которого состоит изображение, и оно при длительном фиксировании может утратить светлые мелкие детали. Поэтому но истечении времени фиксирования отпечатки переносят в ванну с водой (ванна берется таких размеров, чтобы в пей могли поместиться все изготовленные отпечатки). После завершения химической обработки отпечатки подвергают заключительной про -мывке, которая проводится весьма тщательно. От качества промывки зависит сохранность снимков. Обычно ее проводят в проточной воле, температура которой 14 — 20° С. Время промывки тонких фотобумаг не менее 30 — 35 мни, бумаг тина картон — не менее 60 мин. Полиэтилеииро-ванные бумаги промываются значительно быстрее, и 15 мин для этой пели вполне достаточно, Для ускорения промывки и получения более падежных результатов после фиксирования и короткого споласкивания отпечатков в воде их обрабатывают в течение 2 мин в растворе, содержащем 10 г соды безводной (или 20 г сульфита патрпя безводного) на 1 л воды. После такой ванны отпечатки промываю! 12 — 15 мин в проточной воде. Не промывайте слишком долге отпечатки на полиэтиленирован-ной основе. Это ведет к нарушению их плоскостности после высыхания. Промытые отпечатки извлекают из воды, дают ей стечь, помещают между двух слоев ткани и прокатывают резиновым валиком, чем обеспечивается более равномерное и быстрое их высы-хаипе. Некрупные отпечатки раскладывают эмульсионным слоем вверх на ткань или старые газеты, а крупные подвешивают за уголок с помощью прищепок к веревке. Сушка не предусматривает полного удаления влаги из основы фотобумаги. Пересушен-вый отпечаток сильно скручивач стоя эмульсионным слоем внутрь, и при попытке его выправить эмульсия может растрескаться. Подсушенные отпечатки складывают стойкой, проложив между ними листы чистой, желательно фильтровальной, бумаги, и помещают под груз, где они полностью досушиваются. Полиэтиле-нирование бумаги сушат просто на воздухе, поскольку они при высыхании не коробятся. Для их полного высыхания црц обычных условиях требуется 15 — 20 мин, тогда как отпечатки на обычной основе высыхают полностью только через несколько часов. Ускорить сушку можно струей теплого воздуха пз фена или домашнего пылесоса.
При химической обработке фотобумаг ие пользуйтесь давно приготовленными или истощенными растворами. Такая экономия, как правило, оборачивается потерями, так как стоимость испорченной при этом фотобумаги намного выше стоимости реактивов, не говоря уж о затраченном времени и труде.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА И ОТДЕЛКА СНИМКОВ
Высушенные отпечатки в большинстве случаев скрученные, края их неровные, разлохмачены. Помимо этого, на отпечатках обычно много белых точек или даже линий, которые резко ухудшают впечатление от снимков. Поэтому позитивный процесс завершается приданием отпечаткам законченного, пли, как иногда говорят, товарного вида. Не следует забывать, что о мастерстве фотографа судят но окончательному результату — готовому снимку, поэтому нельзя пренебрегать окончательной отделкой своих работ. Все операции по окончательной отделке снимков можно разделить на обязательные, куда входят выравнивание отпечатков, их ретушь, обрезка, и дополнительные: глянцевание, тонирование, наклейка и т. д.
Рис. 13. Выравнивание отпечатков. Выравнивание отпечатков. Отпечатки, даже высушенные под грузом, имеют тенденцию к скручиванию в сторону эмульсионного слоя. Особенно подвержена этому матовая бумага, а также старая бумага, хранившаяся долго при повышенной температуре, в результате чего желатиновая эмульсия на ней потеряла эластичность. Выравнивают отпечатки пх протягиванием в разных направлениях но ребру стола или другой поверхности. Конечно, перед выравниванием необходимо убедиться, что ребро стола абсолютно гладкое, так как даже небольшие его неровности оставляют на отпечатке неустранимые полосы, что приводят его в полную негодность. В случае необходимости ребро стола обрабатывают наждачной бумагой. Для выравнивания отпечаток кладут изображением вверх на край стола, прижимают его левой рукой к поверхности, а правой, взявшись за уголок отпечатка, протягивают вниз через ребро (рис. 13). Эту операцию проделывают неоднократно со всех четырех углов отпечатка, пока он полностью по выровняется, что в значительной степени зависит от усилия, с каким отпечаток прижимается к столу, и от угла протягивания. Ни в коем случае нельзя подвергать подобной операции пересушенные отпечатки. Это неизбежно приведет к растрескиванию эмульсии, которое не устранимо никаким путем. Выровненные таким образом отпечатки желательно снова положить на какое-то время под груз, после чего они становятся абсолютно ровными. Снятие вуали, очистка светов. В ряде случаев на отпечатках света оказываются недостаточно белыми, с небольшой вуалью, которая становится заметной только при обычном освещении. Чаще всего это бывает при небольшом нереэкспонировании или при использовании фотобумаги с истекшим сроком храпения. Этот дефект легко устраним, для чего мокрый отпечаток обрабатывают в растворе следующего состава:
Калий железосинеродистый (красная кровяная соль) 0,25 г Гипосульфит натрия кристаллический......10 г Вода......500 мл
Для этой цели используют и продаваемый в фотомагазинах ослабитель Фармера, разбавив его дополнительно водой в соотношении 1:1 (по объему). Данный раствор долго не сохраняется, и его нужно готовить непосредственно перед работой. Отпечаток быстро погружают в ванночку с раствором (ванночку непрерывно покачивают). За ходом ослабления вуали непрерывно наблюдают, чтобы не произошло излишнего ослабления, при котором на изображении утрачиваются мелкие детали. Процесс снятия вуали продолжается обычно 3 — 5 с, после чего отпечаток промывается в воде 15 — 20 мин и высушивается. Ретушь отпечатков. Несмотря на принимаемые меры, полностью избавиться от пылинок на негативе не удается, и белые точки и линии бывают на отпечатках почти всегда. Особенно они заметны на портретных снимках, что совершенно недопустимо. Устраняют подобные дефекты путем ретуши сухих отпечатков. Для этого нужны небольшая кисточка (№ 1 или 2) и черный краситель. В качестве последнего можно использовать тушь, но лучше всего подойдет анилиновый краситель, который более прочно держится на эмульсионном слое фотоснимков» и не изменяет свой цвет со временем. Для приготовления раствора для ретуши берут одну упаковку черного анилинового красителя для ткани, растворяют его в 150 мл горячей воды, фильтруют через вату и добавляют 5 г сахара и 0,5 г борной кислоты, после чего кипятят раствор 10 — 15 мин при помешивании, чтобы краска не пригорала. Затем проверяют цвет красителя, нанося его на бракованный отпечаток. Если цвет не совпадает с топом отпечатков, что бывает достаточно часто. его корректируют. Если краситель имеет коричневатый пли фиолетовый оттопок, в пего добавляют зеленую (можно акварельную) краску, если же оттенок получается голубоватым пли зеленоватым — коричневую пли красную. Краску для коррекции цвета красителя добавляют в ничтожно малых количествах, все время проверяя получаемый тон. Остывший краситель держат в герметично закрываемом флаконе, где он хранится неограниченно додго. Для работы небольшое количество красителя наносится тонким слоем на кусок стекла (оргстекла), который служит своеобразной палитрой. Слегка увлажненной (но не мокрой!) кисточкой берут с палитры немного красителя и легкими движениями прикасаются кончиком кисти к белой точке на отпечатке, которую надо заделать. Краска хорошо сходит с кисти и впитывается эмульсией. Чем темнее окружающий фон, тем большее число раз прикасаются кистью к ретушируемой поверхности. Обычно ретушь начинают с более темных участков, переходя но мере уменьшения краски на кисти к более светлым. Волосяные линии заделывают путем нанесения последовательного ряда точек. Несколько сложнее удалять на снимках черные точки и линии, которые тоже иногда бывают на отпечатках. Это можно сделать механическим; путем, соскребая сухую эмульсию с помощью специального скребка или остро отточенного лезвия ножа. В качестве скребка обычно используют лезвие безопасном бритвы. Движения при работе скребком должны быть деппши, без усилий, чтобы снималась лишь топкая стружка желатины, не затрагивая бумажной основы. Существует и химический способ удаления темных точек. Для этого копчиком остро отточенной спички, смоченным аптечной настойкой йода, слегка касаются места на отпечатке, которое нужно отретушировать. Образовавшееся на этом месте йодистое серебро бурого пвета полностью обесцвечивается в растворе обычного фиксажа, и черная точка превращается в белую. Промытый и высушенный отпечаток после этого ретушируют красителем обычным способом. Ретушь снимков требует определенного навыка, по научиться этому необходимо каждому фотолюбителю. Чтобы убедиться в этом, достаточно всего один раз сравнить норетушированный и отретушированный снимки. Глянцевание. Некоторые сюжеты выглядят лучше, если отпечатки отглянцованы. Глянцуют особоглянцевые и глянцевые бумаги всех типов, за исключением поли этил он ироваппых. Существуют два способа глянцевания: холодный и горячий. Холодный способ дает глянец более высокого качества, но требует больше времени, вследствие чего горячий способ используется чаще. Для глянцевания отпечатков холодным способом необходимо иметь зеркальное шлифованное стекло. Иногда для этой цели пользуются органическим стеклом, по качество глянца при этом получается ниже. Зеркальное стекло перед работой тщательно моется, обезжиривается спиртом или чистым бензином, вытирается насухо, припудривается тальком и снова протирается. Поверхность оргстекла такой подготовки не требует, его достаточно хорошо промыть с мылом. Мокрые отпечатки накладывают на стекло, удаляют излишнюю влагу с помощью ткани и плотно прикатывают к поверхности стекла резиновым валиком, не допуская, чтобы между стеклом и отпечатком оставались пузырьки воздуха. В противном случае в этих местах будут «мушки» — -непроглянцованлые участки. Высохшие отпечатки отделяют от стекла, поддевая их кончик лезвием ножа. С поверхности оргстекла отпечатки отскакивают сами. Глянцевание горячим способом ведут на специальных электроглянцевателях, в инструкциях к которым рассказано о порядке работы с ними. Заметил!, что некоторые сорта фотобумаг пе глянцуются на электрогляп-иевателях без «мушек». Повысить качество в этих случаях можно путем предварительной обработки отпечатков в 5%-ном растворе желатины в воде в течение 2 — 3 мин. Тонирование отпечатков. При желании цвет черно-белого отпечатка может быть изменен с помощью специальной химической обработки, называемой тонированием. Существует много различных способов тонирования снимков в самые разнообразные цвета. Рецепты необходимых для этого растворов приводятся в руководствах но фотографии. Можно для этой цели воспользоваться виражами фабричного изготовления, продаваемыми в фотомагазинах. Обратим внимание только на то, что отпечатки, предназначенные для тонирования, должны быть правильно проэкс-понированы и полностью проявлены, иначе после обработки в тонирующих растворах на них могут появиться потеки и пятна. Недопустима на таких отпечатках и даже самая незначительная вуаль: пе очень заметная до тонирования, она становится неприемлемой на оттоштровапиом снимке. Окрашивание подложки. Солнечные пейзажи, снимки поделок из дерева и ряд других сюжетов выигрывают, если они напечатаны на бумаге, имеющей окрашенную подложку. Такие фотобумаги сейчас в продаже бывают редко, но окрасить подложку в любой цвет труда пе составляет. Для окраски в цвет слоновой кости, кремовый или золотистый цвет используют отвар чая, табака, кофе и т. д. Можно воспользоваться и анилиновыми красителями, по в этом случае цвет получается иногда грубым. К тому же растительные красители более стойки и не выгорают на свету. После прокраски подложки дополнительной промывки отпечатки пе требуют. Сушка их производится обычным путем. Обрезка и наклейка отпечатков. Все отпечатки после пх отделки подлежат обязательной обрезке. Ведь в процессе прохождения многочисленных ванн и длительной промывки края отпечатка слегка разлохмачиваются даже у нолнэтилепированпых фотобума г. Особенно это бывает заметно на уголках, вследствие чего пеобрс-занный отпечаток пе имеет законченного вида. Обрезают отпечатки либо с помощью острого ножа по металлической линейке, либо на специальных фоторезаках, имеющихся в продаже. Последнее намного предпочтительнее, так как резак обеспечивает обрезку сторон отпечатка строго под прямым углом. При обрезке ножом приходится делать разметку линий обрезки по угольнику. Если снимок предназначен для украшения интерьера или на выставку, ею обычно наклеивают на специальный бланк, продаваемый в фотомагазинах, картон (или плотный лист бумаги), который называется монтировочным. Последний должен иметь размер несколько больший, чем фотография, в результате чего снимок получает как бы обрамление и более завершенный вид. Тон и цвет монтировочного листа имеют большое значение: неудачный его цвет ухудшает впечатление от снимка. То же самое произойдет при неаккуратной наклейке. Наиболее удачными следует признать белый и нейтрально-серый цвета монтировочного листа, хотя и не исключаются другие цвета (лаже глубокий черный)., Однако во всех случаях цвет монтировочного листа должен быть неярким, спокойным. Существует старое правило размещения снимка на монтировочном листе. Вертикальные снимки наклеивают таким образом, чтобы нижнее поле было наибольшим. Верхнее поле может быть одинаковым с боковыми пли чуть больше. При на-клейке снимка с горизонтальной композицией нижнее поле также должно быть несколько шире остальных, а верхнее при этом уже, чем боковые (рис. 14). Плохо смотрятся снимки, смонтированные строго симметрично, когда монтировочный лист и снимок имеют общие диагонали и поля одинаковой ширины со всех сторон. Для наклеивания снимков следует применять только нейтральные клеи. Кислотные или щелочные клен (например, силикатный канцелярский) для этой: цели абсолютно непригодны, так как со временем вызывают пожелтение и гибель отпечатка. Хорошо клеит жидкий столярный клей, ИВА и крахмало-желатиновый клей. Для приготовления последнего 11 г крахмала разводят в 25 мл холодной воды и при помешивании выливают в 75 мл кипящей воды. В образовавшийся клейстер вводят 2 г распущенной в К) мл теплой воды пищевой желатины, после чего полученный клей нагревают на слабом огне до прозрачности. Хорошие результаты получаются при наклеивании снимков обычным резиновым клеем, который чисто клеит и быстро высыхает. Попавший на отпечаток пли монтировочный лист резиновый клей легко удаляется по высыхании обычным ластиком. Отпечатки наклеивают либо всей поверхностью, либо узкой верхней кромкой. Сухие отпечатки наклеивают всей поверхностью только не содержащими воду клеями (резиновый, «Момент» и др.), мокрые — только водосодержащпмп (столярный, крахмало-желатиновый, клей ИВА). В этом случае, чтобы после высыхания отпечатка монтировочный лист с фотографией но коробился и не скручивался, с его обратной стороны наклеивается такой же мокрый бракованный отпечаток. При наклейке узкой верхней кромкой, как это делается при размещении фотографий в альбомах или пот стеклом, можно применять любые из указанных клеев. Ваш фотоальбом. Наиболее удачные или ценные фотографии храпят в альбомах, которые составляют авторскую коллекцию. Хорошо, когда такие альбомы бывают тематическими: в одном альбоме пейзажные снимки, в другом — натюрморты пли семейная хроника и т. д. Иногда целые альбомы посвящают какому-то событию в жизни: свадьбе или интересному путешествию..Плохое впечатление оставляют альбомы — хранилища фотографий, где большое число ничем не связанных друг с другом снимков наклеено по нескольку штук на одной странице. Альбом только тогда хорошо выглядит, когда на каждой странице помещена одна фотография. Весьма желательно, чтобы такой альбом по своему оформлению был похож на печатное издание. Учитывая наличие в продаже переводных шрифтов различных размеров и характера рисунка, ото не так уж трудно сделать.
Рис. 14. Наклейка горизонтальных и вертикальных снимков на монтировочный лист
Снимки в альбом желательно наклеивать таким образом, чтобы для их рассматривания альбом не приходилось переворачивать то одной, то другой стороной. Приклеивать фотоснимки можно по верхней кромке или путем нанесения точек клея по уголкам. Все другие способы крепления фотографий на страницах альбома, включал прорезан не в них щелей, следует признать неудовлетворительными в художественном отношении. Наихудшее впечатление производят альбомы, в которых фотографии кренится с помощью темных фотоуголков, поскольку они резко нарушают композицию снимков.
ВОЗМОЖНЫЕ ДЕФЕКТЫ ФОТОИЗОБРАЖЕНИЙ
В начальной стадии освоения фотон роцесса часто возникают различные дефекты как на негативах, так и на отпечатках. Некоторые дефекты поддаются исправлению, однако нужно помнить, что это только небольшая их часть. Полыпнпство дефектов неустранимо, поэтому внимательность при съемке и аккуратность в процессе лабораторной обработки фотоматериалов, особенно негативных пленок, являются гарантией успеха. Даже если возникающие дефекты исправлению не подлежат, необходимо знать причины их возникновения, чтобы не допускать подобного в дальнейшей работе. В связи с тем что всевозможных дефектов фотоизображе- пий очень много, здесь будут рассмотрены только наиболее часто встречающиеся.
Дефекты негативов Общая серая вуаль, наиболее плотная на перфорационных дорожках пленки. В этом случае использовалась старая фотопленка с истекшим сроком храпения или хранившаяся в неблагоприятных условиях (повышенная температура, влажность). Дефект неустраним. Продольные царапипы почти по всей длине пленки. Причин может быть две. Если дефект наблюдается постоянно, то необходимо внимательно через лупу просмотреть весь тракт транспортирования фотопленки в фотоаппарате. Наличие задиров, острых выпуклостей со следами поцарапанной пмульсии легко обнаруживается. Устраняют их с помощью мельчайшей наждачной бумаги. Если же царапины появляются только, на некоторых пленках, причиной являются твердые пылинки, попавшие в бархотку щели кассеты. Можно попытаться очистить щель с помощью лезвия ножа, но лучше заменить данную кассету. Слишком слабое изображение без деталей в тенях. Здесь виноваты либо недостаточная экспозиция при съемке, либо недопроявление негативов вследствие сокращения времени проявления, истощения проявителя, низкой его температуры. Если на негативе в тенях просматриваются хотя бы слабые следы изображения, можно произвести его усиление с помощью усилителя, имеющегося в продаже или приготовленного самостоятельно. Наиболее часто для этой цели применяют хромовый усилитель. Процесс усиления идет в два этапа: отбеливание и повторное последующее усиление. Отбеливающий раствор: Двухромовокислый калий 4 г Соляная кислота концентр......3 мл Вода....... 500мл Проявляющий раствор: Метол........5 г Сульфит безводный.. 6,25 г Калий углекислый (поташ) 25 г Вода...... до 500 мл
Отбеливание производится до полного исчезновения изображения, о чем судят по обратной стороне негатива. После этого негатив промывается в проточной воде не менее 7 мин и проявляется до конца в проявителе указанного состава. Использовать в этом случае обычные негативные проявители нельзя, так как входящий в их состав сульфит будет растворять изображение. Процесс завершается промывкой негативов в воде в течение 20 — 25 мин и сушкой. Слишком плотное изображение, затрудняющее печать. Виновато переэкспонирование при съемке или перепроявление негативов в результате увеличения времени проявления или повышенной температуры проявителя. В ряде случаев удовлетворительный результат получают путем ослабления негативов. Ослабитель можно купить в фотомагазине пли приготовить самостоятельно:
Калий железосинеродистый.. 0,25 г Гипосульфит кристаллич. 7,5 г Вода...... до 500 мл
За степенью ослабления негативов в этом растворе наблюдают визуально, катушку бачка непрерывно вращают. По достижении необходимой степени ослабления негативы промывают в воде 5 — 7 мин и высушивают. Нерезкость изображения по всей площади кадра или отдельных элементов. Причина подобного дефекта — ошибка при фокусировке или - загрязнение линз объектива или светофильтра. Если дефект возникает постоянно и не по указанным причинам, необходимо проверить фотоаппарат в мастерской. Возникший дефект неустраним. Смазанное изображение всего кадра или отдельных элементов. Общая смазка возникает при резком нажатии на кнопку затвора или при использовании слишком длительной выдержки, требующей съемки со штатива. Смазка отдельных движущихся при съемке объектов происходит из-за несоответствия выбранной длительности выдержки и скорости движения рбъекта. Дефект исправлен быть не может. При съемке с ИФО подучается только небольшая часть кадра. Такой дефект возникает при съемке фотоаппаратами со шторпо-щелевыми затворами, когда переключатель выдержек установлен на выдержку более короткую, чем допускает данная конструкция затвора при совместной работе с ИФО, или в случае нарушения нормальной работы синхроконтакта фотоаппарата. В последнем случае аппарат подлежит ремонту в мастерской. На негативе видны отпечатки пальцев. В этом случае при зарядке пленки в кассеты или в проявочный бачок случайно касались эмульсионного слоя влажными или потными руками. Дефект иногда устраняется ретушью отпечатков. Сморщиность (ротикуляция) эмульсионного слоя. Виновата большая разница температур рабочих растворов и промежуточной ванны пли промывочной воды. Возникший дефект неустраним. Беспорядочные мелкие царапины, видимые при увеличении. Такие царапины обычно возникают прп хранении негативов в рулоне в результате многократного трения витков пленки друг о друга. Более крупные царапины проявляются из-за повреждения при промывке набухшего эмульсионного слоя твердыми частицами, находящимися в водопроводной воде. Для предупреждения этого дефекта на водопроводный кран надевают фильтрующую насадку с помещенным внутрь ее капроновым чулком. Поцарапанные негативы прп печати зажимают между двух стекол, на которые наносится предварительно глицерин. Царапины, заполненные глицерином, как бы на время исчезают. После печати негативы споласкивают и сушат. Негативам данная операция нисколько не вредит, скорее, наоборот, приносит пользу, повышая эластичность эмульсии. Вуаль, красноватая на просвет и сине-зеленая с металлическим блеском в отраженном свете. Дефект возникает при загрязнении проявляющего раствора фиксирующим либо наоборот. Часто является следствием фиксирования в истощенном растворе пли при плохом перемешивании его. Устраняется обработкой в следующем растворе:
Тиомочевииа..... 3 г Лимонная кислота... 3 г Вода.......500 мл
Обработка ведется до полного растворения вуали, после чего негативы промывают и высушивают. Негатив недостаточно прозрачен, со стороны основы виден молочный оттенок. Негатив плохо отфик-сирован вследствие истощения фиксажа, слабого перемешивания раствора или сокращения времени фиксирования. Устраняется повторным фиксированием в свежем растворе. Со стороны основы видны следы высохшей вод м. Для предупреждения дефекта желательно производить обработку пленки перед сушкой в растворе поверхностно-активного вещества (шампуня). Для удаления подобных следов негатив кладут на чистую ткань основой вверх и, подышав на нее, осторожно протирают мягкой стираной салфеткой. Дефекты позитивов
В связи с возможностью повторения позитивного процесса устранять какие-либо дефекты отпечатков нецелесообразно, хотя знание причин их возникновения необходимо. Общая серая вуаль. Основные причины: использование фотобумаги с истекшим сроком храпения или проникновение постороннего света в фотолабораторию. При неисправности лабораторного фонаря обычно вуаль бывает более интенсивной на стороне отпечатка, более близкой к фонарю. Концентрические окружности неправильной формы в виде муара. Подобные кольца Ньютона возникают при использовании в увеличителе стекол, между которыми зажимается негатив. Для устранения нужно слегка увеличить зазор между стеклом и негативом со стороны основы путем помещения кусочка папиросной бумаги в районе перфорации пленки. Неравномерная плотность изображения по площади кадра. Результат неудовлетворительной центровки лампы увеличителя пли диафрагмирования его объектива. В ряде случаев целесообразно попытаться заменить лампу в увеличителе, заматировать с помощью мелкой водостойкой шкурки ее колбу. Бурые пятна (иногда с металлическим блеском). Результат окисления остатков проявителя в эмульсионном слое фотобумаги фиксирующим раствором. Образуются при плохом ополаскивании отпечатка после проявляющей ванны вследствие истощения фиксирующего раствора, плохого его перемешивания или слипания отпечатков в процессе фиксирования. Белые или черные следы пальцев на отпечатке. Возникают при касании сухого листа фотобумаги руками, влажными от проявителя или фиксажа. Перед извлечением бумаги из пакета и помещением его в кадрирующую рамку необходимо споласкивать и тщательно вытирать руки, если они были загрязнены растворами. Белые круглые пятнышки разных размеров. Это следы прилипших к эмульсионному слою пузырьков воздуха в проявляющей ванне. Сразу же после погружения экспонированного листа фотобумаги в проявитель пузырьки удаляют с помощью пинцета и энергичным покачиванием ванночки с проявителем. Желтая окраска отпечатков. Возникает в результате длительного нахождения недоэкспонированного отпечатка в проявителе или проявления в истощенном или загрязненном растворе.
ОСОБЕННОСТИ СЪЕМКИ НЕКОТОРЫХ СЮЖЕТОВ
Очень часто, особенно после того как основные технические вопросы фотолюбителю станут ясны, у пего возникает вопрос: что фотографировать? Существует множество различных жанров и видов фотографии, иногда очень сложных и требующих узкой специализации и особого технического оборудования. Здесь мы рассмотрим вид съемки, достаточно доступный и пользующийся популярностью среди фотолюбителей, — пейзаж. Современная фотография располагает огромным арсеналом технических средств и приемов. Их умелое использование составляет основу фотографического мастерства, и хотя любительские жанры фотографии не требуют специальной и, сложной фотоаппаратуры, знать возможности своего фотоаппарата, уметь осознанно пользоваться сменной оптикой, светофильтрами, то есть тем минимумом, которым, располагает фотолюбитель, просто необходимо.
Фотопейзаж Пейзажная фотография занимает значительное место в практике фотографа-любителя. Это самостоятельный жанр фотоискусства, под которым принято понимать изображение различных уголков природы. Очень многих людей побудило взять в руки фотоаппарат именно чувство любви к природе, к путешествиям. Начинающий фотолюбитель порой считает, что пейзаж — наиболее легкий вид фотосъемки. Однако это глубокое заблуждение. Создать хороший фотопейзаж — задача не из легких. Для этого еще мало владеть техникой фотографии. Создавая пейзажный снимок, фотограф руководствуется не одними техническими требованиями, по и художественными. Для фотографа-пейзажиста снимаемый сюжет по просто отображение реальной действительности. В хорошем пейзажном снимке чувствуется личное, индивидуальное отношение его автора к увиденному. Для этого нужно уметь чувствовать и понимать природу. Большое значение при работе над фотопейзажем имеет умение фотографа выбрать объект съемки, очертить рамкой видоискателя наиболее яркий и выразительный уголок природы. Одной из особенностей пейзажной фотографин является невозможность спять пейзаж по заранее намеченному плану. Работа над фотопейзажем сродни охоте: пейзаж нужно найти, для чего иногда приходится проходить большие расстояния, найдя — подкараулить нужный момент в состоянии природы, характере освещения. Ожидать изменения положения солнца и облаков на небе, проявляя немалое терпение, а потом ловить мгновение, поскольку набежавшее облако может прикрыть солнце и изменить всю картину до неузнаваемости. Чтобы успеть зафиксировать на снимке найденную интересную ситуацию, нужно уметь очень быстро оценивать условия съемки и хорошо владеть фотоаппаратом. Аппаратура и техническое оснащение. Для пейзажной фотографии более всего подходит малоформатная камера, например однообъективный зеркальный фотоаппарат типа «Зенит», «Киев». Большой запас кадров (30 только в одной кассете) дает возможность не слишком экономить пленку, а это очень важно, так как часто приходится делать по нескольку кадров одного и того же сюжета, выбирая наиболее удачную точку съемки, освешение, экспозицию. Но самое главное достоинство малоформатной камеры — малая масса как самого аппарата, так и сменных объективов к нему. Наличие в арсенале фотографа-пейзажиста сменной оптики весьма желательно, поскольку при этом расширяются изобразительные возможности Носить с собой много объективов нецелесообразно. Поэтому в дополнение к основному объективу можно порекомендовать еще два: телеобъектив с фокусным расстоянием 135 — 200 мм и широкоугольный объектив 28 — 30 мм. Такой набор для малоформатного аппарата следует считать оптимальным, так как объективы большего и меньшего фокусных расстояний находят в пейзажной съемке ограниченное применение. Комплект светофильтров по возможности должен быть полным на все объективы, если у них разные посадочные размеры. Противосолнечные блен-д ы также необходимо иметь на все объективы. При пейзажных съемках почти обязательной принадлежностью является штатив, поскольку очень часто приходится снимать при неблагоприятных условиях освещения: в лесу, в сумерках, в тумане, когда выдержки могут достигать нескольких секунд. При съемке- со штатива потребуется спусковой тросик. В ряде случаев будет весьма полезен зарядный рукав — при разрыве перфорации пленки или отрыве пленки от катушки кассеты не-резарядить фотоаппарат вдали от дома без зарядного рукава не удастся. Все дополнительное снаряжение лучше всего носить в небольшом рюкзаке, чтобы руки были всегда свободны. В зимнее время верхняя одежда должна быть попросторней, так как фотоаппарат придется держать под ней. Большинство фотоаппаратов со шторпо-щелевым затвором при низких температурах не работает, а источники электропитания, если таковые в аппарате имеются, на морозе выходят из строя. Летний пейзаж. В этом пейзаже значительное место занимает природная зелень, небо, вода; съемка подобных объектов представляет известные, трудности, так как интервал яркостей здесь иногда достигает значений 1:400 и больше, то есть существенно превышает широту фотопленки. Желто-зеленый светофильтр в этой ситуации поможет притенить на снимке небо и передать более светлой тональностью растительность, выровняв тем самым контрасты. Лучших результатов добиваются с помощью оттененного иолу-фильтра. При съемке в лесу следует учитывать искдючительно высокие контрасты, поэтому для съемок лучше искать поляны, открытые участки, опушки. Небо — непременный элемент летнего пейзажа. Темные тучи, нависшие над самой землей, облака — легкие перистые в ранние утренние часы или пушистые кучевые в полдень — придают особую красоту пейзажу. Для того чтобы небо и облака получились на снимке в соответствии с замыслом фотографа, нужно правильно выбрать светофильтр, что дается только опытом, хотя общие принципы использования светофильтров известны. Поскольку облака на снимке оживляют пейзаж, безоблачное небо в сюжетах встречается редко. Различные водные поверх-ности, которые нередко встречаются в пейзажных снимках, должны выглядеть естественно. С точки зрения фотографии водные поверхности можно разделить на три категории: совершенно спокойные, с почти зеркальными отражениями; покрытые рябью при легком волнении; с крупными волнами, которые бывают при сильном ветре. Спокойная поверхность, отражая небо, берега, очень художественно выглядит на снимках. Крупные волны с белыми гребешками помогут передать на снимке грозовой характер погоды. Менее выразительно получается покрытая мелкой рябью или слабо волнующаяся водная поверхность. При включении в кадр воды нужно правильно выбрать выдержку: при слишком длинной вода получается смазанной, а при короткой выглядит на снимке застывшей массой, напоминающей стекло. Относительно спокойная водная поверхность хорошо воспроизводится при выдержках от 1/15 до 1/125 с, при среднем волнении — 1/60 — 1/125 с, при сильном — до 1/250 С. Как уже упоминалось, лучшим временем для съемки пейзажа являются ранние утренние и предзакатные часы. Избегать же лучше съемок в часы, близкие к полудню. Некоторым фотолюбителям нравятся фотоснимки с изображением восходов и закатов. Чтобы солнечный диск получался на фото крупным, снимают такие сюжеты объективами большого фокусного расстояния (для малоформатного аппарата — от 135 до 300 мм), в противном случае солнечный диск выходит на снимках мелким и невыразительным. Экспозицию при съемке летних пейзажей обычно определяют интегральным способом, следя, чтобы в окно фотоэкспонометра не попадал свет от неба. Особенно следует опасаться ошибок в экспозиции при съемке на воде, которая имеет высокую яркость, отражая небо и даже солнце. В этих случаях лучше определять экспозицию но яркости сюжетно-важной поверхности, например по фигурам или природной растительности на берегу. Весенне-осенние пейзажи. Весна и особенно осень являются очень благоприятными временами года для пейзажных съемок. Отсутствие листвы на деревьях хорошо открывает пространство. Освещение мягкое даже в лесу. Снимать с успехом можно в течение всего дня, так как солнце даже в полдень стоит невысоко, давая длинные выразительные тени. Лучшее время для съемок — ранняя осень, когда листва опала только частично. Золотая осень хорошо передается не только на цветных снимках, но и на черно-белых. Нельзя только в последнем случае увлекаться красками, так как главное в черно-белом снимке — световой рисунок, световые эффекты. Снимая в контровом свете, удается добиваться исключительно хороших результатов. Весной и особенно осенью погода часто меняется, что дает дополнительные возможности фотографу для получения разнообразных снимков. Туман, если он не очень густой, эффектно выглядит на снимках, создавая иллюзию пространства. Особенно выразительные картины получаются, если делать снимки в тумане утром, когда через него проглядывает солнце. Снимать в этом случае нужно против света. В дождь фотолюбители снимают редко, хотя пейзаж, сделанный в такую погоду, как нельзя лучше передает состояние природы. Чтобы такие снимки не получились излишне серыми, монотонными, для поднятия тональной шкалы лучше включать в кадр на переднем плане темные предметы и мокрые блнкующне поверхности. Весной и осенью в атмосфере много влаги, поэтому телеобъективами следует пользоваться с осторожностью: воздушная дымка часто получается слишком плотной. Для избежания этого целесообразно применять оранжевый светофильтр. Затруднений в определении экспозиции при съемке подобных сюжетов обычно не возникает, так как интервал яркостей при этом невелик, Зимний пейзаж. Наибольшую трудность, особенно для малоопытного фотолюбителя, представляет съемка зимнего пейзажа. (Объясняется это не только техническими сложностями таких съемок, но и незнанием некоторых их особенностей, например обязательной передачи фактуры снега на снимках. Чтобы снег выглядел естественно, снежная поверхность на переднем плане не должна быть ровной, нетронутой. Следы человека, лыжня, тропинка оживят ее, сделают объемной. Заметим, что снег только тогда хорошо выходит на снимках, когда он освещен солнцем. Поэтому снимать зимний пейзаж в пасмурную погоду не стоит. И последнее — фактура снега на снимках воспроизводится только при условии правильно выбранных светофильтров и экспозиции. «Перо-экспонироваиный» снег не обеспечит проработки его фактуры ни при каких условиях. Именно из-за экспозиционных ошибок чаще всего появляются у фотолюбителей неудачи при съемке зимних сюжетов. Зимой очень высокие контрасты: с одной стороны, ярко сверкающий на солнце снег, а с другой — темная хвоя и стволы деревьев. Получить хороший результат зимой можно только при точном экспонировании и правильном проявлении негативов, малейшее перепроявление которых приведет к полной неудаче. Экспозицию надо определять по яркости снега и увеличивать ее по сравнению с показаниями экспонометра на 2 ступени (например, вместо 1/250 с взять 1/60 с). Чтобы не ошибиться, хорошо выполнить несколько кадров с разной экспозицией, это часто делают и очень опытные фотографы. Покрытые инеем деревья выглядят на снимках более эффектно, если они проецируются на фоне темного неба, для чего понадобятся плотные желтые и оранжевые светофильтры. Однако делать это нужно с осторожностью, так как зимой вследствие большей прозрачности воздуха действие всех светофильтров становится заметнее. Съемка в горах и на море. Общее, что объединяет подобные сюжеты, — большое количество ультрафиолетовых лучей. Следовательно, снимая в г о р а х и на море, необходимо,применять либо желтый, либо ультрафиолетовый светофильтр. По мере подъема в горы воздух становится чище, небо кажется синее, освещение становится жестким, возрастают контрасты. По этой причине применение желтых светофильтров не всегда возможно из-за возрастания контраста светотени и сильного притемнения неба, которое даже при среднем желтом свето-фильтре обычно выходит на снимке почти черным. Большую трудность представляют съемки горных вершин, покрытых сверкающим на ярком солнце снегом, в сочетании с темными скалами и хвойными деревьями на горных склонах. Не меньшую трудность вызывают съемки в узких горных ущельях, куда проникает мало света и пространство весьма ограничено. При съемке в горах без сменных объективов не обойтись: широкоугольник даст возможность снимать в теснинах, а с помощью телеобъектива удаленные вершины предстанут более величественными. При съемках на море хороших результатов добиваются рано утром и перед заходом солнца, что объясняется очень высокими контрастами, которые характерны для юга. Обычно южные морские пейзажи очень портит безоблачное небо, поэтому в кадр включают только небольшие его участки. Волны, прибой лучше снимать с нижней точки и широкоугольным объективом. Такой прием создает эффект огромных водяных валов при весьма скромных их размерах в действительности. Особое внимание при съемке в горах и на море уделяют передаче глубины пространства, так как воздух очень прозрачен и атмосферной дымки почти не ощущается. В этих случаях но могают телеобъективы, которые увеличивают дымку, а также включение в кадр передних планов (лодки, фигуры человека, выступа скалы и т. д.). Съемка ночных пейзажей. Данный вид фотосъемки привлекает многих фотолюбителей, так как снимки, сделанные в ночном городе, освещенном множеством сверкающих огней, производят сильное впечатление. Лучшее время для таких съемок — с у -мерк и, когда небо еще не совсем потемнело, по окна зданий и уличные фонари уже светятся. При съемке в сумерках небо частично просматривается на снимках, а на его фоне видны силуэты зданий. Очень эффектны снимки, если они сделаны после дождя, когда в мокром асфальте отражаются все источники света, создавая множество бликов. Неплохо выглядят ночные сюжеты, сделанные зимой. Снег, имеющий высокую отражательную способность, снижает контрасты, способствует появлению световых эффектов на снимках. Вечерние снимки с горящими фонарями в тумане, когда вокруг них возникает светящийся ореол, украсят любую коллекцию фотографий. Фейерверки, салюты делают с длительной выдержкой в несколько секунд, чтобы на снимке воспроизвелся весь путь взлетающих и рассыпающихся веером ракет. Для этого устанавливают фотоаппарат на штатив, фокусируют объектив на бесконечность и диафрагмируют его до необходимого значения. При пленке чувствительностью 65 eд. ГОСТа значение диафрагмы «5,6» — «8». Поскольку точные рекомендации здесь дать трудно, лучше всего сделать несколько кадров с разным значением диафрагмы. За секунду до взлета ракет открывают затвор аппарата.
Портрет Под термином «портрет» подразумевается изображение конкретного человека или группы людей. Это самый распространенный жанр фотографии. И какой бы вид фотографии впоследствии ни стал у фотолюбителя основным, все равно ему приходится сталкиваться со съемкой портретов. Но несмотря на популярность портрета, именно в этой области у фотолюбителей удачи встречаются реже всего. Причин этому довольно много. Одна из наиболее главных причин заключается в том, что фотолюбитель не знает основного требования, предъявляемого к портрету. Делая снимок какого-либо человека, он обычно бывает удовлетворен, если на фотографии удалось передать портретное сходство. Это, конечно, необходимое условие, но художественный портрет требует большего — раскрытия внутреннего содержания человека, сущности его характера. Нередко у фотолюбителя, который не задумы-ваетря над этим, веселый и общительный человек получается на фотографии хмурым, суровым и даже недобрым. Случайно выбранный момент нажатия кнопки затвора приводит к снимку очень далекому от правды. Все портреты подразделяют на репортажные, снимаемые без предварительной подготовки, как бы «случайно подсмотренные», и студийные, или поставленные. В этом случае человек заранее знает, что его будут фотографировать, а это и упрощает и в то же время усложняет задачу, так как человек начинает позировать и перестает быть самим собой. Аппаратура и материалы для портретной фотографии. Фотографы-портретисты обычно работают крупноформатными и средне-форматными камерами, которые дают возможность получать сшщки очень высокого качества с хорошей проработкой деталей и фактуры лица человека. Но это не значит, что малоформатная камера совершенно не подходит для этой цели, хотя здесь следует сделать оговорку. Для съемки портрета, особенно крупнопланового, не пригоден фотоаппарат с жестко встроенным короткофокусным объективом, какой обычно бывает на тех моделях, где фокусировка осуществляется по шкале расстояний или по символам. И в этом случае лучший вариант — однообъективная зеркальная камера, обеспечивающая предельно точную фокусировку при использовании объективов большого фокусного расстояния, что имеет первостепенное значение при портретной фотосъемке. При правильном выборе негативного материала, точной экспозиции и хорошей обработке негативов удается достичь прекрасных результатов, почти не уступающих в качестве снимкам, сделанным средноформатными аппаратами. Ни в одном виде фотографии не придается такого большого значения съемочным объективам, как в портретной фотографии. Для этой цели необходим относительно длиннофокусный и светосильный объектив, позволяющий снимать с таких расстояний, при которых на снимках не возникает перспективных искажений. И если поколенный портрет еще можно более или менее успешно сделать объективом с фокусным расстоянием 50 мм, являющимся штатным для большинства малоформатных аппаратов, то крупноплановый портрет требует специального портретного объектива с фокусным расстоянием 85 — 135 мм. Большая светосила объектива нужна для того, чтобы задний план или фон на портретном снимке всегда получался несколько менее резко, чем сам объект съемки. Это позволяет сосредоточить внимание зрителя на самом человеке, а не на предметах, расположенных за его головой. И к тому же дает возможность пользоваться менее чувствительной фотопленкой. Последнее обстоятельство имеет существенное значение при съемке портрета малоформатными аппаратами. Лицо человека представляет собой относительно ровную по яркости поверхность и воспроизводится на снимках серым тоном. Именно в этом случае на снимках отчетливее всего бывает заметно зерно. По этой причине и приходится при съемке портрета брать пленку низкой чувствительности, обладающей мелкой зернистостью. Следовательно, для портретной съемки лучше всего использовать пленку «Фото-32» и только в исключительных случаях для мелкомасштабных портретов — «Фото-64». Для получения на снимках фактуры и объемности форм лица при печати желательно использовать фотобумагу с хорошей деталирующей способностью, например «Бромпортрет», «Ново-бром». Прверхность фотобумаги выбирается исходя из масштаба снимка. Крупные форматы лучше печатать на матовых бумагах, для фотоальбомного формата подойдут бумаги матовые, пол ум а-топыё и тисненые. Глянцевые и особоглянцевые фотобумаги в портретной фотографии применяются редко. Освещение. Портретный снимок только в том случае производит впечатление, если на нем хорошо переданы объем и формы лица человека. Сделать это можно только с помощью распределения света и тени на лице, когда более выпуклые части лица получаются на снимке светлее впадин, но эти различия не очень велики. Рельефность, «скульптурную лепку» на снимке не получить при резко направленном, контрастном освещении модели, создающем густые тени от выпуклостей лица. В то же время и мягкий, рассеянный свет, равномерно v освещающий объект съемки, не способствует достаточной деталировке форм лица,, поскольку такое освещение скрадывает рельеф и делает лицо человека на снимке плоским. Чтобы передать выразительность лица, выявить его «лепку», необходимо освещать модель при съемке несколькими источниками света. Обычно для этой цели достаточно трех источников света. Основной вид света называют рисующим. Это передне-верхне-боковой свет, который определяет общий световой рисунок портретного снимка. Как правило, подобный свет создается наиболее мощным источником, расположенным близко от модели. Направленный характер света создает глубокие тени, но хорошо рисует объем. Для смягчения контрастов и. подсветки теней нужен второй вид света — заполняющий. Его источник, также достаточно интенсивный, помещается около фотоаппарата прямо напротив модели. Изменяя расстояние этих двух источников по отношению к фотографическому, добиваются такого соотношения их световых потоков, при котором хорошо прорабатывается рельеф лица и в то же время на нем не образуется резких и густых теней. Облегчает выполнение задачи третий источник света, который называют моделирующим. Это боковой свет со стороны, противоположный основному, рисующему, свету. Меняя расстояние и высоту источника относительно модели, получают наиболее удачное распределение света на лице. Помимо этих трех видов света, при портретной съемке часто применяют фоновый свет, с помощью которого обеспечивают необходимую тональность фона, световые пятна на нем, что разнообразит снимки, Для создания световых эффектов иногда к этим видам света добавляют контровый свет, источник которого — позади модели. Меняя высоту его над полом, получают вокруг головы модели световой контур различной ширины и яркости. Для смягчения теней и более мягкой проработки рельефа лица перед источниками рисующего и моделирующего света помещают рас-сеиватели из марли, белой, ткани, папиросной бумаги. Снимают портреты и при естественном освещении, но получить удовлетворительный результат в этом случае сложнее, так как прямой солнечный свет, имея ярко выраженный направленный характер, создает высокие контрасты и густые, резко очерченные тени. Рассеянный естественный свет, характерный для пасмурной погоды, также мало подходит для съемки портретов. Густые тени под носом, подбородком и в глазных впадинах искажают черты лица. Ие способствует такое освещение и проработке объемов лица, его рельефа. Поэтому при съемке портрета на открытом воздухе применяют световые отражатели в виде различных экранов из белой ткани, алюминиевой фольги и даже зеркал. В ряде случаев пользуются и подручными средствами: листом фанеры, бумаги или какого-либо другого светлого материала. Иногда удачные снимки делают, воспользовавшись отражением света от белой стены здания, сухого асфальта или просто подержав вблизи лица модели развернутый носовой.платок. Без подобных мер получить приемлемую проработку фактуры лица обычно не удается. Для природы характерен еще один вид освещения — направленно-рассеянное, возникающее в те моменты, когда солнце находится за полупрозрачным облаком или когда оно только начинает своим краем закрывать солнечный диск. Это наиболее благоприятный момент для съемки портрета на открытом воздухе..Продолжительность такого освещения обычно небольшая, но подобные мгновения возникают постоянно при переменной облачности. Надо только проявить некоторое терпение в ожидании нужного момента. По и в этом случае роль различных подсветок высока. В последнее время для подобных целей используют МФО, хотя их применение несколько ограничено вследствие того, что большинство фотоаппаратов со шторно-щелевыми затворами не могут работать с МФО на коротких выдержках, а сильно диафрагмировать объектив при портретных съемках не рекомендуется. Фон в портрете. Портреты выполняют и с предметным фоном, подчеркивающим обстановку, где производилась съемка, и с нейтральным, который не отвлекает внимания зрителя от главного в кадре — человека. Предметный фон обычно характерен для репортажного портрета, нейтральный — для студийного. Назначение предметного фона — подчеркнуть профессию человека, добавить что-то к об-разу. Однако и в этом случае фон передается на снимке не в полную силу, то есть его резкость не должна «спорить» с изображением человека (у неопытных фотолюбителей часто встречаются снимки людей на фоне стены с пестрыми обоями, ковра и т. д.). Если нет под руками куска подходящей ткани для фона, подойдет одеяло, простыня, но в этом случае модель сажают не ближе, чем 2 — 3 м от фона, и ни в коем случае не диафрагмируют объектив, чтобы фон воспроизводился на снимке мягко, расплывчато. Экспозиция и другие особенности. Экспозицию при портретной съемке удобнее всего определять по яркости лица модели, обращая внимание на то, чтобы тень от руки с экспонометром при измерениях не падала на лицо фотографируемого. Полученную экспозицию увеличивают на одну ступень. Как уже упоминалось, объектив при съемке портрета не диафрагмируют, стараясь всегда снимать с полным отверстием объектива. Наводка на резкость при съемке крупнопланового портрета производится по глазу, расположенному ближе к фотоаппарату. В этом случае даже существенная нерезкость остальной части лица не вызовет отрицательных ощущений у зрителя, скорее наоборот, повысит художественные достоинства портрета. При съемке групповых портретов значение диафрагмы выбирают исходя из того, чтобы все фигуры людей получились на снимке резкими. Для получения более мягкого и пластичного рисунка фотопортрета иногда применяют рассеивающие насадки на объектив в виде сетки или специальные светофильтры, смягчающие изображение. Такие светофильтры по силам изготовить самому, покрыв стекло тонким слоем расплавленной желатины и нанеся бороздки на не полностью загустевшую массу. От глубины и частоты бороздок будет зависеть степень смягчения изображения таким фильтром. Натюрморт Натюрморт — самостоятельный жанр фотоискусства, представляющий собой изображение предметов, вещей в образной, художественной форме. В одних случаях на таких снимках показывается просто красота предметов, их форм, фактуры, а в других, более сложных, используются ассоциативные представления, показывается мир человека через окружающие его предметы быта, хотя сам человек в этом случае в кадре не присутствует. Независимо от сюжета в натюрморте должна быть четко выраженная цель, которую ставит перед собой автор снимка. Для этого натюрморт обязан быть лаконичным, с ограниченным числом предметов, которые чем-то связаны между собой. Непременным условием данного жанра считается совершенная композиция и выразительный светотеневой рисунок. В силу этого работа над натюрмортом — хорошая школа для начинающего фотолюбителя в приобретении навыков композиционных построений и выбора наиболее удачных вариантов освещения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|