ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Характеристика возможных дефектов, идентификация и фальсификация чаяК дефектам чая относятся: · наличие грубого чайного сырья (3-й, 4-й и т.д. лист) – возникает, особенно в чае высоких сортов, в результате машинного или грубого ручного сбора, недостаточной очистки при сортировке, сознательной фальсификации при формировании торговых сортов и марок чая; · засоренность (черешками, другими органическими и неорганическими примесями) – имеет те же причины, что и предыдущий дефект; · мешаный чай – получают в результате нарушения технологии ферментации и сушки чая; · неоднородный цвет зеленого чая – связан с задержкой пропаривания и нарушением технологии сушки чая; · жаристый чай – образуется в результате нарушения технологии сушки (высокая температура и медленное продвижение чая в сушильном аппарате); · недоферментированный чай – получается при нарушении операции завяливания, ферментации чая; · серый цвет типса – появляется в результате длительного скручивания листа и чрезмерного трения при сухой сортировке чая; · потеря аромата – возникает в результате использования некачественного сырья, нарушения технологии переработки, старости чая; · мутный настой – появляется вследствие переферментации, засоренности или старости чая; · «водянистый, пустой» вкус настоя – определяется качеством исходного сырья, слабого скручивания или чрезмерной ферментации листа; · безжизненный настой (тусклый и с недостаточно вяжущим вкусом) – появляется в результате повышенной влажности, «запаривания» чая при сушке, низкого качества исходного сырья; · темный цвет разваренного листа – образуется в результате излишней ферментации при завяливании и скручивании чая; · пестрый цвет разваренного листа – получается при переработке и формировании сорта из неоднородного материала; · затхлый, плесневелый и другие посторонние запахи – возникают в результате задержки переработки чайного листа и хранения его при повышенной влажности, нарушения товарного соседства, технологии ароматизации, упаковки, транспортирования и др. Для получения чая должны использоваться только молодые верхушечные побеги – флеши, представляющие собой 2-3 листочка и нераспустившуюся почку (или без нее). Самой ценной частью побегов являются типсы – нераспустившаяся почка и верхний листочек, на опушенной поверхности которых оседает клеточный сок, придавая им золотистый цвет. Типсы отличаются высоким содержанием водорастворимых экстрактивных веществ (алкалоидов, танина, эфирных масел и др.) и низким содержанием нерастворимых фракций (целлюлозы, гемицеллюлозы, протопектина, лигнина и др.). Чем выше на чайном растении расположен лист, тем больше в его составе водорастворимых веществ и меньше нерастворимых, а следовательно, тем богаче вкус, ярче аромат готового чая и выше его товарный сорт [21]. Таким образом, первичные сырьевые признаки закладывают основы ассортиментной и квалиметрической идентификации чая. К общим идентифицирующим признакам чая относят характерные форму, размер и анатомическое строение листа (для листового чая), специфичные вкус и аромат настоя, высокое содержание в составе водорастворимых экстрактивных веществ алкалоидов (кофеина, теобромина, теофиллина и др.) и фенольных соединений (танина, катехинов, фенолкарбоновых кислот и др.). Формирование специфичных идентифицирующих признаков происходит в процессе технологической обработки чайного листа (завяливания или фиксации, скручивания, ферментации для некоторых видов чая, сортировки и др.). Ассортиментная идентификация чая включает решение следующих задач: - установление природы чайного сырья; - определение географической принадлежности по месту произрастания: индийский, цейлонский, китайский, грузинский и т. д.; - подтверждение основных классификационных признаков, определяющих ассортиментную принадлежность чая и указанных в маркировке; - подтверждение подлинности марочного наименования (если оно указано) [25]. Для установления природы чайного сырья, в частности для обнаружения фальсификации путем замены чайного листа на листья других растений, используют определение органолептических показателей и исследование анатомо-морфологических признаков чая. Большинство листьев растений, которые используют в качестве имитаторов чая, – листья кипрея, бадана, камелии, лавровишни и др. – при заваривании дают настой, лишь по цвету напоминающий чай. Вкус настоя, приготовленного из другого растительного сырья, как правило, пустой, лишенный характерной для чая терпкости, иногда излишне жесткий, с горечью, аромат – грубый, травянистый или напоминающий запах сена. Однако при частичной замене чайного листа на листья других растений указанные органолептические свойства могут быть выражены незначительно. В этом случае для получения надежных результатов идентификации необходимо исследование анатомо-морфологических признаков. Анатомо-морфологические признаки являются критериями идентификации не только для установления природы сырья, но и для определения места произрастания чая. Для изучения отдельных анатомо-морфологических признаков используют визуальный осмотр и метод микроскопии. Для исследования микропризнаков свежий или разваренный чайный лист предварительно обесцвечивают путем вымачивания около суток в 1%-ном растворе КОН, а затем в крепком растворе хлоральгидрата (5:2). Чайный лист имеет продолговатую форму (отношение длины листа к наибольшей ширине больше 2), ограничен пилообразно-зубчатыми краями (у основания – гладкий), зубцы снабжены закругленными железистыми волосками. Эпидермис нижней стороны листа содержит много крупных овальных устьиц. Их количество и величина зависят от принадлежности чайного растения к определенной разновидности: у китайской – 222 устьица на 1 мм2 чайного листа, у японской – 136, у индийской – 83. Существуют различия в строении палисадной ткани: у китайской и японской разновидностей палисадная ткань многослойная и состоит из мелких, плотно прилегающих друг к другу клеток; у индийской разновидности – однослойная, рыхлая, состоящая из крупных, сильно вытянутых клеток. Между клетками мезофилла расположены ветвистые гигантские клетки – идиобласты, характерные именно для чайного листа, так как у других растений они отсутствуют. Часто клетки мезофилла содержат звездчатые друзы кристаллов щавелевокислого кальция. Очень часто в маркировке содержится информация только о стране происхождения чая и нет данных о конкретном регионе. Например, фирма «Ahmad» в маркировке индийского чая указывает «Ассам», не уточняя, какой это регион Ассама – Верхний, Средний или Нижний, хотя хорошо известно, что качество чая снижается в порядке перечисления регионов. При отсутствии данной информации ассортиментная идентификация становится значительно сложнее, и ее область задач пересекается с задачами квалиметрической идентификации. При идентификации места выращивания чая следует помнить о том, что если чай имеет марочное наименование или номерное обозначение, которое дополняется указанием места произрастания чая, доля основного компонента, имеющегоуказанное место произрастания, должна составлять не менее 60 % купажа. При ассортиментной идентификации устанавливают принадлежность чая к определенной группе по основным классификационным признакам. По технологии переработки различают чай: • байховый (рассыпной): черный (ферментированный), зеленый (неферментированный), желтый и красный (частично ферментированные); • прессованный: кирпичный зеленый, плиточный черный и зеленый, таблетированный черный; • экстрагированный (быстрорастворимый): концентрированные жидкие и сухие экстракты черного и зеленого чая. При установлении групповой принадлежности основным критерием идентификации является внешний вид чая. По виду и размерам чаинок черный и зеленый байховые чаи вырабатывают трех видов: крупный (листовой), гранулированный, мелкий (резаный или ломаный). В таблице 2 дана характеристика этого показателя для различных видов байхового чая [16].
Таблица 2 – Характеристика байховых чаев
Следует помнить, характеристика внешнего вида чая зависит от его сорта, поэтому в таблице приводятся обобщенные сведения об этом показателе. Степень ферментации чайного листа устанавливают по цвету сухого и разваренного листа, цвету и интенсивности настоя, характерным оттенкам вкуса и аромата. Желтый чай по внешнему виду очень близок к зеленому, но его чаинки имеют более темный цвет с оливковым оттенком. Вкус желтого чая менее терпкий по сравнению с зеленым, аромат цветочный, настой ярко-желтого цвета с красноватым оттенком. Цвет разваренного листа неоднородный, пестрый за счет неполного протекания ферментативных процессов. Красный чай (оолонг) по внешнему виду похож на черный, но чаинки имеют синеватый оттенок, иногда с металлическим блеском. Цвет настоя – ярко-красный, аромат сильный, вкус мягкий, умеренно терпкий. Наиболее ярким отличительным свойством красного чая является цвет разваренного листа: по краям лист медно-красный, а в центре – с зеленоватым, оливковым оттенком. Байховые чаи могут вырабатываться ароматизированными. Для ароматизации чая используют различные части ароматических растений (естественная ароматизация), а также ароматические эссенции, как правило, синтетические (искусственная ароматизация) или эфирные масла. Качественная фальсификация чая – с помощью пересортицы, а также полной либо частичной замены качественного чая спитым, либо замены высококачественного чая популярных наименований (индийского, цейлонского, китайского) низкокачественными наименованиями (грузинским, азербайджанским, краснодарским и т.д.) – самый распространенный ее вид [18]. Ассортиментная фальсификация встречается значительно реже и достигается путем замены чая растительным сырьем схожего внешнего вида. В настоящее время на отечественном рынке находится значительное количество импортного чая, отличающегося красивой маркировкой, но порой невысоким качеством. Основными видами фальсификации для этих импортных наименований чая являются подмешивание низкокачественных компонентов (волокон, дробленых черешков) и продажа старого низкокачественного чая. Наряду с фальсификацией сухого чая на предприятиях общественного питания применяется ряд способов фальсификации напитка (настоя). Наиболее часто, в качестве имитаторов чайной продукции используется спитой чай. Массу спитого чая, высушенного до соответствующей влажности, смешивают с некоторым количеством доброкачественного чайного листа. Выявление такой подделки может быть произведено только лабораторным путем: оцениваются количество танинов, кофеина, форма и вид разваренных чайных листьев и т.п. [29]. Для повышения экстрактивности чая в воду добавляют соду, которая умягчает ее и повышает выделение танинов из чайного листа. Выявить наличие соды можно с помощью лакмусовой бумажки, цвет которой изменится в присутствии щелочи, или путем добавления любой кислоты (например, уксусной), при этом будет выделяться углекислота (эффект шипучести). На предприятиях общепита иногда подают чай – раствор жженого сахара. По внешнему виду он полностью имитирует настоящий чай, однако, если добавить в него лимон, его цвет не изменится, то время как натуральный чай посветлеет. Российскую фальсификацию чая можно разделить на два основных вида. К первому можно отнести использование растительных компонентов вместо настоящего чая – морковь, бадан, кипрей. Распознать такую подделку очень легко – достаточно лишь заварить этот «чай» – нет того неповторимого вкуса и аромата, который свойственен натуральному чаю. Этот способ фальсификации практически не опасен для здоровья человека, а в некоторых случаях может оказаться даже очень полезным. Но при переработке на подделку кипрея и бадана, ядовитые сорняки, так же попадают в чай [24]. Ко второму виду фальсификации относится то, что связано с использованием химических методов, например, подкрашивание чая различными колерами (индиго), что не может не нанести вред здоровью человека. Сюда же входит продажа уже однажды употребляемого чая после его предварительной обработки. Но сейчас это встречается все реже, так как на смену рассыпной заварке пришли чаи в пакетиках. Чай из чайного сырья могут производить только в странах, где он произрастает, например, Китае, Индии, Индонезии, Шри-Ланке, Японии, Грузии, Азербайджане и в ряде других. Все остальные могут лишь расфасовать его. По этой причине надписи на английском чае типа «Made in GB» быть просто не может и не должно. На маркировке чая должны быть указаны все реквизиты согласно ГОСТ Р 51074-2003. Хотя встретить чай, не имеющий всех необходимых реквизитов, нетрудно. Например, при экспертизе чая фирмы «Ahmad» на упаковке не было обнаружено информации о его сорте, чего быть не должно. При покупке чая в магазинах, где он продается на вес, следует особо обращать внимание на внешний вид сухого чая. Ведь зачастую в них за очень большие деньги продают чай очень низкого качества. Так называемых «палочек» в высококачественных чаях, производимых, как правило, из типсов, быть не должно[29]. Основные виды фальсификации чая и методы ее обнаружения представлены в Приложении Б. Помимо представленных видов фальсификации также существуют количественная и информационная фальсификации. Количественная фальсификация чая (недовес, обмер) – например, вес нетто пачки занижен или объем стакана, который обычно используется при реализации весового краснодарского чая из мешков, имеет меньший объем за счет более толстых стенок и т. д. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно массу или объем проверенными измерительными мерами веса и объема. Информационная фальсификация чая осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе товара. При фальсификации информации о чае довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные: наименование товара; страна происхождения товара; фирма-изготовитель товара и другие [21].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|