Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раздел 5. Экономико-математическое моделирование




 

5.1 Использование метода экспертной оценки на примере ООО «Брайт»

 

Развитие современного общества характеризуется повышением технического уровня, усложнением организационной структуры производства, углублением общественного разделения труда, предъявлением высоких требований к методам планирования и хозяйственного руководства. В этих условиях только научный подход к руководству экономической жизнью общества позволит обеспечить высокие темпы развития народного хозяйства.

Математическое моделирование экономических явлений и процессов является важным инструментом экономического анализа. Оно дает возможность получить четкое представление об исследуемом предмете, охарактеризовать и количественно описать его.

Несмотря на все возрастающую роль математических методов при решении экономических задач, нельзя считать, что формальные методы современной математики окажутся универсальным средством решения всех проблем, возникающих в сферах деятельности общества. Методы, использующие результаты опыта и интуицию, т.е. эвристические (неформальные), безусловно, сохранят свое значение и в дальнейшем. Особенно это касается вопросов проведения маркетинговых исследований.

Процедуры формирования целей маркетинговых исследований, вариантов их реализации, моделей, критериев и т.п. не могут быть формализованы. Многие оценки в этой области основываются на видении, интуиции, воображении и опыте специалистов, которые их формируют.

Однако в связи с ограниченными возможностями применения в управлении и маркетинге экономико-математических методов, отсутствием во многих случаях статистической и другой информации, а также надежных методов определения соответствия экономико-математических моделей реальным объектам, экспертные оценки являются единственным средством решения многих задач.

Методы экспертных оценок используются для прогнозирования событий будущего, если отсутствуют статистические данные или их недостаточно. Они также применяются для количественного измерения таких событий, для которых не существует других способов измерения, например, при оценке важности целей и предпочтительности отдельных методов продвижения. Иными словами, методы экспертных оценок применяются как для количественного измерения событий в настоящем, так и для целей прогнозирования.

При проведении маркетинговых исследований широко применяются экспертные оценки, основанные на суждениях менеджеров фирм, для которых проводится данное маркетинговое исследование, торговых и иных посредников и потребителей (покупателей).

Количество экспертов в экспертной группе зависит от множества факторов и условий. В частности, от важности решаемой проблемы, располагаемых возможностей и т.п. В большинстве случаев определяется минимально необходимое количество экспертов, что часто становится важнейшим условием установления числа приглашаемых экспертов.

Подбор конкретных экспертов проводится на основе анализа качества каждого из предлагаемых экспертов.

Независимо от избранного способа оценки качеств кандидатов эксперты должны удовлетворять во всех случаях следующим требованиям:

- профессиональной компетентности в области проектирования организационных систем;

- креативности (умению решать творческие задачи);

- научной интуицией;

- заинтересованности в объективных результатах экспертной работы;

- деловитости (собранности, умению переключаться с одного вида деятельности на другой, коммуникативности, независимости суждений, мотивированности действий);

- объективности.

Проведение сбора мнений экспертов предполагает решение следующих вопросов:

- определение места и времени сбора мнений;

- определение формы и методики сбора мнений;

- определение количества туров сбора мнений;

- определение состава и содержательной части документации;

- определение порядка занесения результатов мнений экспертов в документы.

Среди известных форм сбора мнений можно отметить индивидуальные, коллективные и смешанные, т.е. указанные формы различаются прежде всего по фактору участия экспертов в работе (индивидуальное или коллективное). Каждая из этих форм имеет ряд разновидностей:

- анкетирование;

- интервьюирование;

- дискуссия;

- мозговой штурм;

- совещание;

- деловая игра.

В данном разделе дипломной работы проведена оценка факторов конкурентоспособности ресторана «Феникс» (ООО «Брайт»). Оценка проводилась одним из методов экспертного оценивания - методом ранжирования. Проведение процедуры экспертизы отличается в зависимости от используемого метода. Экспертное оценивание - процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение каждого из специалистов.

Рассмотрены 6 факторов (Ф1,…Ф6), оказывающих наибольшее влияние на конкурентоспособность предприятия. Группа экспертов состоит из 5 специалистов (Э1,…Э5). Оценка конкурентной ситуации проводилась по пятибалльной шкале, где 1 - совершенно не устраивает, 5 - абсолютно устраивает.

Результаты опроса приведены в таблице 5.1.

Таблица 5.1

 

Перечень факторов

Факторы Характеристика заведения
Ф1 Цена товара
Ф2 Расположение + наличие парковки
Ф3 Ассортимент
Ф4 Степень квалификации персонала
Ф5 Уровень сервиса
Ф6 Имидж

 

Для обработки результатов опроса экспертной группы использовался метод ранжирования.

Метод ранжирования состоит в том, что эксперту предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных в анкете факторов. Ранг, равный единице, приписывается наиболее важному, по мнению эксперта, фактору; ранг, равный двум, присваивается следующему по важности фактору и т.д.

Ранжирование удобно применять в следующих ситуациях:

1) когда необходимо упорядочить какие-либо объекты во времени или пространстве (в этом случае интерес представляет не сравнение степени выраженности какого-либо качества, а лишь взаимное пространственное либо временное расположение объектов);

2) когда нужно упорядочить объекты в соответствии с каким-либо качеством, но при этом не требуется его точное измерение;

3) когда какое-либо качество в принципе измеримо, однако в настоящий момент не может быть измерено по причинам практического или теоретического характера.

 

Порядковая шкала, получаемая в результате ранжирования, должна удовлетворять условию равенства числа рангов и числу ранжируемых объектов. Иногда возникает ситуация, когда эксперт затрудняется провести четкое разграничение между некоторыми факторами. В этом случае вводятся так называемые стандартизованные или связанные ранги (rсв).

Известно, что одним из недостатков анкетных методов является значительная субъективность экспертной оценки, поэтому для повышения степени ее объективности обычно проводят анкетирование нескольких экспертов.

В данном случае в качестве экспертов выступают представители управления предприятием ресторан «Феникс» (ООО «Брайт»): генеральный директор (Э1), заместитель директора (Э2), метрдотель – администратор (Э3), заведующий производством (Э4), главный бухгалтер (Э5).

Результаты опроса n экспертов относительно m факторов сводятся в матрицу размерности m ´ n в виде табл. 5.2, которая называется матрицей опроса. Здесь rij – ранг i-го фактора, присвоенный j-м экспертом.

Таблица 5.2

Матрица опроса

  Оценка элементов комплекса маркетинга
  Экспертная группа
факторы Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
ф1   1,5      
ф2   1,5     2,5
ф3         2,5

 

Продолжение табл. 5.2

ф4          
ф5 3,5        
ф6 3,5        
сумма по столбцам          
К = 1,05 1,05 1,05 1,05 1,05

 

При обработке матриц опроса переходят к преобразованным рангам по формуле R¢ij = n – Rij, где R¢ij Î[0, n - 1], т.к. Rij Î[0, n].

После приведения матрицы к нормированному виду (сумма элементов столбцов должна быть равна 21, так как m = 6, n = 5, , приведенные оценки имеют вид таблицы 5.3:

Таблица 5.3

Приведенные оценки

  Экспертная группа
факторы Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
ф1 1,1 1,6 2,1 1,1 1,1
ф2 2,1 1,6 1,1 2,1 2,6
ф3 5,3 3,2 3,2 5,3 2,6
ф4 5,3 5,3 4,2 4,2 4,2
ф5 3,7 5,3 5,3 5,3 5,3
ф6 3,7 4,2 5,3 3,2 5,3
сумма по столбцам          

 

Далее матрица опроса преобразуется в матрицу преобразованных рангов (см.табл. 5.4).

 

Таблица 5.4

Обработка результатов опроса

Матрица преобразованных рангов Rij'    
Экспертная группа
факторы Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
ф1 5,0 4,4 3,9 5,0 5,0
ф2 3,9 4,4 5,0 3,9 3,4
ф3 0,8 2,9 2,9 0,8 3,4
ф4 0,8 0,8 1,8 1,8 1,8
ф5 2,3 0,8 0,8 0,8 0,8
ф6 2,3 1,8 0,8 2,9 0,8
               

 

Строится матрица нормированных весов X = (xij), где , поскольку .

Матрица нормированных весов факторов xij приведена в таблице 5.5.

Таблица 5.5

Матрица нормированных весов X ij

Матрица нормированных весов Xij
факторы Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
ф1 0,33 0,30 0,26 0,33 0,33
ф2 0,26 0,30 0,33 0,26 0,23
ф3 0,05 0,19 0,19 0,05 0,23
ф4 0,05 0,05 0,12 0,12 0,12
ф5 0,16 0,05 0,05 0,05 0,05
ф6 0,16 0,12 0,05 0,19 0,05
Сумма по столбцам 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

 

В результате первого этапа получена совокупность векторов х1,…, хj,…,хm или матрица Х = (хij), показывающая (количественно), как оценивает каждый из опрашиваемых все факторы.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных