ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Дидактические игры как средство ознакомления детьми младшего дошкольного возраста обобщающими словами
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. В дошкольной педагогике существует несколько подходов к классификации дидактических игр. Е.И.Удальцова предлагает деление дидактических игр по характеру используемого материала на: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Работу с картинками связывают с развитием мышления детей. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Воспитатель обращает внимание детей на точность их ответов, добиваясь активизации намеченных слов. В дидактической игре можно косвенным путем добиться активности всех ее участников, давать по ходу игры задания (сказать хором, спеть песню, вспомнить загадку о предмете и т. п.). В конце игры особого вывода делать не следует; оценивать то, как она прошла, не обязательно. Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности. Большая роль в активизации словаря принадлежит дидактическим играм и упражнениям. Они имеют больше значение в развитии словаря детей дошкольного и используются для решения всех задач речевого развития. Дидактические игры позволяют закреплять и уточнять словарь, упражнять в изменении и образовании слов, в составлении связных высказываний, развивать объяснительную речь. Дидактические игры по развитию словаря способствуют закреплению как видовых, так и родовых понятий, в том числе используются для усвоения и использования слов-антонимов. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих (2). Большое внимание формированию обобщающей функции слова у детей младшего дошкольного используются дидактические игры. Подбор материала для дидактических игр в усвоении обобщающих понятий определяется задачами словарной работы. Для активизации подбираются игрушки, картинки, изображающие окружающие предметы, реальные предметы. Одним из условий четкого руководства играми и упражнениями является определение перечня слов, подлежащих усвоению. В методике развития речи детей дошкольного возраста накоплены разнообразные дидактические игры по усвоению обобщающих понятий с детьми младшего дошкольного возраста («Мяч бросай и называй», «найди овощ», «Что лишнее?», «Покажи и назови», «Загадай, мы отгадаем» и другие.) Они достаточно подробно описаны в различных сборниках дидактических игр. В дошкольном возрасте дети овладевают обобщенным значением существительных, обозначающих определенные предметы. Так, дети понимают, что словом стол обозначаются различные виды столов. Вместе с тем они недостаточно усваивают обобщающее значение слов, являющихся родовыми понятиями. В дидактических играх дети понимают обобщающие понятия, на основании каких общих признаков можно объединить разнородные предметы в одну группу. С этой целью педагог сравнивает игрушки, замещающие предметы, обозначаемые одним и тем же словом (например, различные виды транспорта, животных), выделяет в них общие признаки, функциональное назначение, а затем просит ребенка из предложенных игрушек или картинок отобрать все те, которые обозначаются данными словами.
В целях закрепления и более осознанного усвоения указанных понятий можно использовать следующие приемы работы. Классификация предметов по логическим категориям, когда педагог предлагает ребенку различные картинки и просит разложить их в группы, отобрав в одну - овощи, в другую - фрукты, в третью - посуду и т.д. В этом задании принцип классификации дается детям в готовом виде. Далее принцип классификации не называется, но педагог раскладывает перед ребенком ряд картинок, относящихся к различным категориям, например: морковь, яблоко, тарелка и предлагает разложить данные ему картинки (огурцы, груши, помидоры, чашку и т.д.) под указанным рядом. После выполнения задания ребенок называет обобщающим словом скомплектованные группы. Эти задания можно усложнить, увеличивая количество логических групп. Из ряда картинок, относящихся к одной логической категории, выделить относящуюся к другой логической категории (по типу: найди лишнюю картинку). При этом лишняя картинка может быть различной степени контрастности с рядом однородных предметов, например: собака, кошка, корова, тарелка; собака, кошка, корова, курица; собака, кошка, корова, пчела; собака, кошка, корова, волк. После выполнения задания или по ходу его ребенок или педагог дают объяснения, используя обобщающие слова. Слова обладают разной мерой обобщенности лексического значения. Например, слово морковь входит в ряды слов, представляющих градацию обобщенного смысла: морковь-овощи-растения-живая природа-предмет. Предмет - высшая степень обобщенного лексического значения. В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться у детей и обобщения более высокого уровня, в частности такие, как продукты питания (все что мы едим), растения, живое - неживое и т.п. В дошкольном возрасте дети учатся сравнивать предметы, относящиеся к различным логическим категориям, например, сравнение учебных вещей и игрушек; овощей и фруктов, деревьев и кустарников, домашних и диких животных, птиц и насекомых. Сравнения предметов проводятся и внутри одной логической группы. Для формирования указанного действия и понимания значений обобщающих слов разной степени сложности можно использовать следующие приемы работы, формирование таких понятий, как «фрукты, овощи, цветы, деревья». Затем на этой основе вводится понятие «растение». Значение слова «растение» закрепляется следующим образом. Ребенку называют 2 слова, предъявляют соответствующие картинки, например морковка и картофель, и задают вопрос: «Чем похожи морковь и картофель?» Затем к этим словам добавляется слово (картинка) яблоко и педагог спрашивает: «Чем яблоко отличается от морковки и картофеля?», а затем: «Чем морковь, картофель и яблоко похожи?» Эти операции можно продолжать до тех пор, пока не получится ряд, состоящий из следующих слов: «морковь-картофель-яблоко-груша-береза-ель-ромашка-колокольчик-трава». К концу ряда присоединяют резко контрастный объект (например, слово камень) и спрашивают, чем он отличается от предшествующих понятий. В младшем дошкольном возрасте формируются обобщенное значение существительных, в дальнейшем формируется обобщенное значение прилагательных, глаголов, педагог показывает на конкретных примерах наличие данного признака в целом ряде предметов (например, называет различные предметы красного цвета). Затем дети сами определяют наличие этого признака в других предметах, сначала при непосредственном восприятии, а потом по представлениям. Таким образом, работа по формированию обобщающего значения слова организуется с детьми начиная с младшего дошкольного возраста и продолжаются на протяжении всего дошкольного возраста, при этом используются разнообразные методы и приемы работы.
Необходимо отметить, что посредством дидактических игр дошкольники обучаются гораздо успешнее тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения (6).
Анализируя литературу по теме исследования, можно сделать следующие выводы: 1) словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления; 2) по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах; 3) словарный запас ребенка 5-7 лет начинает быстро увеличиваться, формируется семантическое поле, дети способны выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку; 4) особенно важное место в усвоении обобщающих понятий занимают дидактические игры. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|