Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Хореографическая культура Италии - эпохи возрождения




Хореографическая культура средневековья

 

Средневековая идеология исходила из представлений о бренности жизни; о тщете помыслов и дел человека.

Господство церкви означало запрет светских забав и зрелищ, в их числе и пляски. Но гонения не достигали цели. Танец бытовал повсюду в национальном фольклоре, проникал и в церковь: французский каноник Жан Табуро, писавший под именем Туано Арбо сообщал о танце в своем трактате: «Первоначальная церковь имела обычай, дошедший до нашего времени, петь гимны танцуя и раскачиваясь, его и теперь можно наблюдать во многих местах».

Начиная с XIII в. в Испании торжественно справляли праздник «Тела христова».

Во Флоренции XIII в. праздник св. Иоганна, покровителя города, отмечали пышными процессиями. В XIV в. к числу таких празднеств принадлежало например «Действо о Благовещении». (С XVв. “священные действа” начали терять религиозный характер. В них проникли светские интермедии, нередко сопровождаемые танцами.)

 

Средневековая церковь одной рукой проклинала, а другой покровительствовала танцу. В средневековой Европе, в странах, принявших христианство, в храмах изображались божественные мистерии (мистические представления)- религиозные драмы.

Широко были распространены священные фарсы - комедийные представления с пением и танцами, которые иногда входили в священные мистерии. Это разыгрывалось довольно долго до конца XVIII века.

Пляски религиозного содержания исполнялись и на пирах. Назначение их занимать гостей между переменами блюд и называли их междуяствиями. Позднее они чередовались со светскими танцами. Впервые это было при дворе французского короля Рене 1462 году, а в XV веке постепенно священные пляски стали утрачивать свое религиозное содержание. Люди с увлечением танцевали в праздничные дни и на кануне праздников.

В средние века появились новые бытовые танцы. Во Франции например бытовали танцы бранли – от слова branle, т.е. качание, хоровод танцевали под пение или аккомпанемент волынки. В каждой провинции бранли имели много разновидностей. Например с покачиванием и притопами назывались простыми бранлями, танцы с подскоками и прыжками –веселые, а изображающие трудовые процессы, передающие повадки животных и птиц – подражательные - бранли: башмачников, конюхов, прачек и т.д. Из них со временем возникла национальная французская хореография.

Бранли распространяли бродячие артисты и потешники, которые усложняли и придумывали целые представления. В городах ремесленные цехи имели свои залы, где устраивались цеховские праздники, увеселения, вечеринки. Ежегодные праздники - ярмарки устраивались и под открытым небом и на площадях, за воротами где ремесленники демонстрировали свои изделия. Танцующие отличались музыкальностью, проделывая сложные упражнения сохраняя красоту движений и композиционную стройность зрелища.

Богатые вельможи заимствовали у народа его развлечения, прекрасные дамы и рыцари водили своеобразные хороводы, где требовалась важная осанка, медленная поступь, умение исполнять приветствия, поклоны и реверансы. Этому соответствовал костюм: обтягивающее трико, короткие в виде буфф штаны, короткий камзол или колет, шляпа с небольшими полями или берет у мужчин; пышные платья с очень длинными шлейфами у женщин. Общий стиль был пышный и тяжелый.

Бытовые танцы шествия с манерным скользящим шагом с поклоном и салютом назывались Бас-дансами-французское слово собирательное название баспрышковых старинных придворных танцев «Прыжки и подскоки» в то время запрещались правилами.

В средние века существовали танцы - общественные. Они делились на низкие, плавные - без прыжков и шутливые- с прыжками, к низким танцам причисляли Гальярду исполнялась которая под аккомпанемент тамбуринов и гобоев. Танец по форме представлял собой диалог дамы и кавалера. В конце ср. веков очень увлекались танцем Павана – торжественным и благородным, который пришел на смену Бас - данцам первой половине XVI века. Этот танец обычно начинали король и королева за тем присоединялись остальные знатные персоны. Исполнялся он под тамбурин деревенский инструмент и флейты.

Профессионалы – хореографы средних веков своим мастерством подняли искусство исполнения танца на новую высоту, это был тот фундамент, на котором позднее сформировался классический академический балет.

В то время, когда танец соединяется с музыкой появляется музыкально – танцевальная сюита, которая строилась на сопоставлении двух танцев медленной паваны и живой Гальярды. Позднее и сложился классический тип танцевальной сюиты: умеренно – медленная Аллеманда, быстрая Куранта, м. Сарабанда и стремительная Жига. Перед Аллемандой, как правило исполняли прелюдию. Танец включался во все сценические жанры: драму, комедию, мелодраму, пастораль, интермедии.

Появилось множество названий танцев и не всегда можно определить или установить национальные корни, но иногда название позволяет отнести его к определенной местности или городу. Итальянская сицилиана произошла с острова Сицилия, венециана из Венеции, флорентина из Флоренции, бергомаску итальянцы заимствовали у бергамских крестьян. Некоторые танцы назывались по характеру исполнения. От «сальтаре» (прыгать) происходит подвижная Сальтарелла, Гальярда – веселый, игривый, молодецкий танец.

К числу медленных танцев того времени относится Павана, происхождение которой вызвало споры, одни считали ее итальянским танцем названного в честь города Падуи, другие считали Испанию производя ее имя от слова «павлин». Еще один модный танец того времени Морис – мавританская пляска, которая упоминается персонажами Шекспира. Этот танец был одним из старинных и распространенных танцев средневековья. В Испании называлась мориска, во Франции мореска, в Англии моррис данс, в Германии морентанц. Эта пляска символически воспроизводила борьбу христиан и мавров (IX –XV века), а потому интересовала Испанцев изведавшую владычество Арабов.

Ее исполняли в интермедиях на пирах в пиршественный зал въезжала колесница, устроенная наподобие замка или чудища. Из пасти чудища или ворот замка спускались пестро одетые актеры в масках. Иногда сохранились приемы ряженая из масленичных гуляний, где участники мазались мукой, сажей выворачивали платье наизнанку. Участниками таких представлений были слуги и горожане, а так же рассчитанный на неузнаваемость сохранялся в позднейших дворцовых масках. В 1393 г. в честь свадьбы одной из придворных дам на празднике король Карл VI и несколько вельмож изображая дикарей в масках «Ворвались, принялись бегать и вопить. Факел, поднесенный герцогом Орлеанским, пожелавшим установить личность, поджег их костюмы, спасли одного короля, четверо его партнеров погибли».

Со временем Мореска перекочевала в спектакли музыкального театра эпохи Возрождения, где она утратила исконные приметы народной игры, сохранив маску мавра, и превратилась в фигурный танец торжественного, часто воинственного характера. Остатки древнего обычая напоминали о себе даже в XVII в. В придворных балетах при Людовике XIV мавр возникая среди множества др. персонажей часто предвещая конец зрелища.

 

Эпоха Возрождения

 

Многие пантомимно – танцевальные формы народных праздников и обрядов легли в основу балетного театра. Отдельные элементы оттачивались, смешивались и сталкивались, что бы наконец, образовать новый вид искусства в пору исторических преобразований. Подобно другим видам театральных зрелищ Западной Европы, балет зародился в эпоху Возрождения, с ее интересом к человеческой личности, с ее жизнерадостным и всеобъемлющим утверждением земного бытия. Процесс уходит в глубь столетий, и начало его лишь условно может быть отнесено к XIV веку, откуда уже отчетливо прослеживается постепенное становление балета, кристаллизация которого завершилась к концу XVI века.

Разные страны Европы по-разному создавали, осваивали, адаптировали балет согласно их национальному своеобразию и политическим особенностям. Процесс профессионализации составляет одну из ведущих тенденций исторических эпохи.

Мабель Долмеш сообщает в исследовании о танцах испании и Италии XV-XVI в. : Название балет (Balletto) первоначально применил Деменико да Пъяченца – учитель танца он известен и под именем Деменикино де Феррара, который XIV – XV в. сочинил трактат «Об искусстве пляски и танца» Одна часть которого посвящена танцу в целом и определяет пять его элементов:

1. мера – ритм (принцип связи медленных и быстрых движений)

манера держаться (освобождение от неподвижности)

2. деление площадки (для композиции группового танца)

3. Память (обучен. не традиционным, а им самим созданным танцам)

4. Элевация (рассчитана на развитие техники)

Другая часть трактата устанавливает категории основных движений 9-ть из них автор называет естественными, а 5 – ть искусственными. Среди естественных упомянуты: простой и двойной шаг, благородная поза, поворот и полуповорот, поклон, прыжок.

К искусственным относятся: удары ног, семенящий шаг, прыжок с переменой ног – предшественники (pas couru, changement de pied)

В 1463 г. Гульельмо Эбрео сочинил: «Трактат об искусстве танца» украшенный изысканными цветными рисунками, он считался великим учителем танцев. Он заявлял: «Когда танец порожден мелодией, как действие, выражающее ее собственную природу, и когда совершенно владеют наукой танца, можно одинаково превосходно исполнять славянские, греческие, мавританские или германские танцы, в характере какой угодно нации, а также сочинять согласно своей фантазии и таланту». Гульельмо объявил танец «свободомыслящей наукой столь же возвышенной и значительной, как и другие, и более тех обращенной к человеческой природе». Он писал: Добродетель танца - действие, вызывающее наружу движения души, согласные с гармонией размеренной и превосходной, которая проникает через наши уши к уму и сердцу, возбуждая сладостные чувства, заточенные вопреки природы и через танец пробивающийся наружу становящиеся явными. Эти движения души, пробужденные нежностью и мелодией к своему внешнему выражению в танце нашего тела, должны являть единство и согласие с голосом и звуком.

Балетом он и его современники стали называть танцевальные композиции – миниатюры, передававшие не сюжет, а свойство или сочетание характера. Одной из 1-х композиций являлся балет.

«Нелюбезная» где жен. Отвергала ухаживание поклонника.

В 1465 г Антонио Карнацано, поэт и учитель танцев в Милане, отметил в своем трактате «Книга об искусстве танцевания» В Италии сейчас модны балеты. Это композиции включающиеся в себя все девять видов танца, а также включающие в себя различные ритмы.

Например балет «Кокетка» и «Постоянная», сочетаются вполне успешно. Слово балет произнесено, оно даже модно, но еще не несет в себе истинного понятия, а обозначает ходовые стереотипы танца.

В конце XV в. при монарших дворах состояли хореографы – учителя танцев в их обязанности входили постановка праздничных зрелищ и обучение танцам лиц обоего пола. Например: в 1491 году на пиру в честь свадьбы Беатриче д Эсте и Людовико Сфорца некая юная флорентийка « с большой гибкостью исполняла туры и прыжки», «искусное зрелище и красоты».

В 1496 году для праздника, данного герцогом Людовико Моро в Милане Леанардо да Винчи рисовал костюмы танцовщиков и изобретал сценические эффекты. Среди прочих номеров четыре пары в масках исполняли неаполитанский, испанский, польский, турецкий и французский танцы составившие позже общий ансамбль.

В конце XV века уже существовали, пусть порознь, все слагаемые будущего музыкального театра. Принимая всевозможные формы, они стремились пока к единству чтобы пойти потом каждый своим путем.

Процесс продолжился в XVI в., подготовившем рождение оперного и балетного театра. Главным началом была музыка, где шла та же кристаллизация форм, а хореография осуществляла практику и теорию танца.

На первом плане была виртуозность как стимул перемен развития роста.

В XVI в – дают труды 2-а наиболее знаменитых итальянских мастера танцев – Фабрициано Карозо и Чезаре Негри – основоположники академической школы.

Книга Карозо «Танцовщик» увидела свет в Венеции в 1581 году руководство Карозо предназначалось для больного танца, но сценические танцы того времени явно следовали тем же правилам, хотя в них преобладали более представительные па. Согласуя вариациозность танца с разнообразием музыкальных ритмов, Карозо пользовался уже позициями близкими первой, третьей и четвертой позициям современного нам классического танца движениями plie, battement tendu, passe, glissade и т д., а также пируэтами и различными видами прыжков включая заноски (антраша). Прием en dehors еще был неполным: ноги разворачивались наружу не от бедра, а от колена это очень затрудняло, тем немение исполнители добивались виртуозности блеска. Техника танца включала в себя акробатические приемы, Карозо требовал, чтобы танцовщики отмечали размером античного стихосложения. Он писал о танце – вольном ансамбле «исполняемом с математической точностью в согласии со стихами Овидия».

Книга Чезари Негри «Милости любви» переизданная в 1604 г. в Милане под более подходящим названием «Новые изобретения балета», обозначила дальнейший этап ученого танца. Автор классифицировал сначала сложный раздел пируэтов и кабриолей. В то время танцовщики были в тяжелых одеждах, а дворяне еще и при шпаге, их техника превосходила танцевальную технику. Однако туры в воздухе и заноски, придавая танцу блеск, не включали понятия полета.

Негри применял уже 5-ть позиций хотя и не давал им определение. Он вводил смелые комбинации прыжков и туров, предлагал повороты в воздухе и повышая высоту с каждым последующим туром. Подобная виртуозность требовала полной выворотности ног, он настаивал на такой выворотности при вытянутых коленях. Писал он также о грациозности и легкости танца на полу пальцах и заставлял округлять руки в пируэтах. Для него, как и для его предшественников, танец был достойным братом музыки и поэзии. Уделом танца хореограф считал «передачу чувств души в движениях тела».

 

 

Хореографическая культура Италии - эпохи возрождения




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных