ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФЕХТОВАНИЮ
К основным формам занятий относятся: 1. Учебно-тренировочные уроки (проводятся в коллективе по общей и специальной физической подготовке), специальные занятия по технике и тактике фехтования, смешанные уроки по общей физической подготовке и фехтованию, а также по подготовке и сдаче норм комплекса ГТО. Групповой урок — основная форма организации и проведения учебно-воспитательной и тренировочной работы по фехтованию. 2. Индивидуальные уроки с тренером, которые проводятся в процессе учебно-тренировочных занятий для фехтовальщиков всех разрядов. 3. Участие в различных соревнованиях — учебных, классификационных, календарных; наблюдение соревнований, их анализ, судейство и т. п. 4. Выполнение гигиенической гимнастики и специальных упражнений на гибкость и увеличение длины выпада, на точность укола в цель, на легкость передвижения в боевой стойке и т. п. 5. Дополнительные занятия по заданию, которые включают самостоятельную работу над техникой, занятия в другом коллективе, в сборной команде, тренировку в боевых «контрах», схватках и боях с различными противниками, индивидуальные уроки, судейство соревнований и т. д. В специальных учебных заведениях большое место отводится другим формам занятий, направленным на профессионально-педагогическую подготовку преподавателей и тренеров по фехтованию. Методические уроки имеют педагогическую направленность. На таких уроках преподаватель излагает систему специальных знаний, даёт анализ техники и тактики действий, проводит разбор средств, методов и методических приемов обучения и воспитания, прививает умения проводить беседу, составлять учебные документы и т. п. Методические уроки могут быть теоретического и практического характера, с использованием наглядных учебных пособий, кинодемонстраций, записей кратких сообщений обучаемых на магнитофонную ленту и их прослушивание. Семинарские занятия. На этих занятиях подробно изучают материал лекций по заранее разработанным вопросам. Обучаемые подготавливаются и отвечают на вопросы, самостоятельно решают вопросы теории и практики, а преподаватель делает обобщения и выводы. Уроки учебной практики. На таких уроках формируй ются и совершенствуются педагогические знания, умения и навыки в практике преподавания. Обучаемые овладевают разными методами и методическими приемами тренерской техники, умениями организовывать занимающихся и проводить различные виды тренировочной работы, подбирать и правильно дозировать нагрузку, ставить задания и решать частные задачи. Самостоятельные практические занятия по совершенствованию спортивного мастерства проводятся во внеучеб-ное время под наблюдением преподавателя. На этих занятиях занимающиеся самостоятельно работают над техникой, тактикой и методикой.
СТРУКТУРА УРОКА
Урок по фехтованию состоит из трех частей — подготовительной, основной и заключительной. Длительность учебно-тренировочных уроков может колебаться от 90 мин. до 150 мин. В 1-й год обучения на уроки отводится от 90 до 100 мин.; 2-й год обучения — от 100 до 120 мин.; 3—4-й годы обучения — от 120 до 150 мин. Перед каждым уроком ставятся конкретные задачи (см. таблицу «Структура урока»). В заключительной части урока можно применять кратковременные занятия другими видами спорта с целью переключения на новый характер работы и активный отдых. Задачи и содержание тренировочных уроков зависят от состава занимающихся, года обучения, периода тренировки, условий проведения и методов, которыми пользуется тренер.
Структура урока
Организация и проведение урока. Задачи и содержание урока зависят от состава и количества занимающихся, от намеченного плана работы, времени года, периода тренировки, условий проведения (размер зала, наличие оружия, инвентаря) и методов, которыми пользуется тренер. Подготовка к уроку. Урок строится на основе рабочего плана (поурочного или графического). При составлении урока ставят четкие задачи, записывают ясный план и выделяют в частях урока главное. В уроках 1—2 задачи ставятся по основной теме занятия. Частные задачи тренер решает применительно к конкретному коллективу и материалу урока. При составлении плана урока нужно учитывать пройденный материал. При подготовке плана урока необходимо продумать условия проведения различных упражнений, дозировку нагрузки. Следует подготовить зал, оружие, снаряжение и т. д. Проведение урока. На уроке следует поставить перед занимающимся четкие задачи. Необходимо выдержать нужную требовательность, добиваться дисциплины, чаще предоставлять инициативу обучаемым, в конкретных заданиях регулировать нагрузку и активный отдых. Учитывая общую нагрузку в уроке, нужно подходить строго индивидуально к каждому занимающемуся. Тренер должен уметь наблюдать и чувствовать интенсивность нагрузки не только по характеру упражнений, но и по дыханию учеников, потоотделению, цвету их лица и по интересу к работе. Особое внимание на уроках фехтования следует обращать на разнообразные методы организации занимающихся для обеспечения безопасности обучаемых. Одни спортсмены действуют в масках, другие рядом у зеркала занимаются без масок или на мишенях и т. п. Тренер должен отвести в зале определенные места для различного характера упражнений, например, таких, как броски «стрелой» и вольные бои. Во время индивидуального урока тренеру необходимо занять такое место в зале, чтобы видеть всех занимающихся. При подведении итогов урока тренер кратко анализирует проведенное занятие, делает общие замечания, а когда необходимо — и персональные замечания, отмечает лучших и слабых. Урок всегда должен заканчиваться организованно. После урока следует записать в журнал учета проделанную работу и отметить в плане, как проходил урок, что осталось, не пройдено и т. д.
ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Планирование спортивной тренировки в фехтовании проводится в целях установления наиболее выгодйой системы последовательного обучения и воспитания занимающихся, достижения всестороннего физического развития и высоких спортивных результатов. Правильное планирование требует целесообразного подбора и распределения средств и методов совершенствования, выгодного чередования ритма работы и отдыха и соблюдения нужного режима спортсменом. При планировании процесса спортивной тренировки следует исходить из целей и задач, стоящих перед коллективом, из особенностей контингента занимающихся, их общего развития, возраста, пола, трудовой направленности, календаря соревнований и подготовленности спортсмена в определенные периоды тренировки. В планировании раскрываются задачи и содержание процесса обучения и воспитания по периодам года, а также средства, методы, формы занятий на один календарный год и на 4—5 лет. Периодизация спортивной тренировки. Спортивная тренировка — процесс, непрерывно повторяющийся и развивающийся, так как учебно-воспитательная, тренировочная работа, спортивные соревнования и подготовка к ним занимающихся из года в год повторяются. Поэтому в практике фехтования принято календарный год подготовки спортсмена, к определенным соревнованиям считать годичным циклом тренировки, который наиболее полно отвечает специфике фехтования. Годичный тренировочный цикл состоит из трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Периоды обычно делят на этапы. Содержание и структура спортивной тренировки периодически изменяются в связи с закономерностями развития подготовленности спортсмена. Решающее значение в годичном цикле тренировки имеет подготовительный период, его длительность может колебаться от 5 до 8 месяцев. Так, для новичков и младших разрядов потребуется 7—8 месяцев подготовки, для мастеров спорта и старших разрядов — 5—6 месяцев. Соревновательный период для новичков и младших разрядов длится 2—3 месяца, для мастеров и старших разрядов — 3—5 месяцев; переходный период для всех разрядов равен 1—2 месяцам. Подготовительный период состоит из двух этапов. На первом этапе (3—4 месяца) необходимо обеспечить подъем уровня общего физического развития и создать предпосылки для приобретения спортивной формы. На первом этапе обращают внимание на улучшение общего физического развития, на укрепление здоровья, закаливание организма и повышенна его функциональных возможностей, на всестороннее развитие физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости), а также и тех качеств, которые у спортсмена недостаточно развиты. Общая физическая подготовка осуществляется в этом периоде с помощью использования различных вспомогательных видов спорта, подготовки и сдачи норм комплекса ГТО. Кроме того, в каждом занятии следует широко прибегать к разнообразным общеразвивающим и специально-подготовительным упражнениям, позволяющим расширять и обновлять круг двигательных навыков и умений фехтовальщика. В недельном цикле при трех занятиях в неделю рекомендуется один день отводить на общую физическую подготовку, а при 4 — 5 занятиях в неделю — два дня на общую и специальную физическую подготовку. На первом этапе этого периода фехтовальщик углубляет знания теоретических основ спортивной тренировки; изучает и совершенствует спортивную технику и тактику. Первый этап подготовительного периода отличается значительной нагрузкой общего характера и меньшей — в фехтовании. В занятиях по фехтованию, преимущественно групповых, преобладает самостоятельная деятельность занимающихся по заданию тренера, которая направлена н» прочное овладение техникой основных положений и движений и совершенствование простых действий наступления и обороны. Второй этап подготовительного периода (3— 4 месяца) характеризуется постепенным увеличением спортивно-технической й тактической подготовки фехтовальщика, совершенствованием боевых навыков и умений действовать в разнообразных боевых ситуациях и развитием тактического мышления. На этом этапе акцент делают на увеличение объема и интенсивности общеразвивающих и специально-вспомогательных упражнений, направленных на развитие общей и специальной выносливости. Увеличивают время и интенсивность индивидуальных уроков, больше внимания уделяют взаимоупражнениям и взаимным урокам партнеров, а также совершенствованию техники простых и сложных действий. На втором этапе рекомендуется увеличивать соревновательные упражнения, чаще проводить учебные и тренировочные бои, при этом обращается внимание на решение разнообразных тактических задач. Моральная и волевая подготовка фехтовальщика в, подготовительном периоде направлена на воспитание спортивного трудолюбия, на закаливание воли во время преодоления трудностей, которые возникают при физической и специальной подготовке. Соревновательный период делится на этап ранних и этап основных соревнований. Первый этап длится 2—3 месяца, второй— 1—2 месяца. На первом этапе ранних соревнований фехтовальщик после приобретения спортивной формы и достижения оптимальной готовности к высоким спортивным достижениям проверяет свои возможности. В первых соревнованиях спортсмен определяет эффективность боевых «авыков и тактических умений, их устойчивость в различных боевых ситуациях. На этом этапе подготовки фехтовальщик накапливает боевой опыт, приобретает уверенность в своих действиях, умение правильно распределять силы в длительных соревнованиях, проявлять волю в напряженных и ответственных боях. Кроме того, спортсмен привыкает к условиям тренировки между соревнованиями. Все это позволяет ему сохранять спортивную форму и развивать ее, добиваться стабильности высоких спортивных достижений к ответственным состязаниям. На втором этапе соревновательного периода спортсмен должен сохранять высокий уровень спортивной формы довольно длительное время, участвовать в ряде ответственных соревнований и вместе с этим повышать возможности в достижении высоких результатов. Поддерживать высокий уровень подготовленности и постоянно повышать его возможно только при постоянном совершенствовании техники и тактики действий и важнейших качеств, при обогащении боевого опыта в соревнованиях. При этом необходимо строго соблюдать режим и добиваться полного восстановления затрат организма после каждого состязания. Физическая подготовка в соревновательном периоде направлена на обеспечение максимальной специальной тренированности и поддержание общей формы подготовленности. В этих целях акцент делают на специально-подготовительные и подводящие упражнения, меньше времени отводят общеразвивающим упражнениям и вспомогательным видам спорта. Кроме того, следует широко использовать средства, содействующие активному отдыху и быстрейшему восстановлению функций систем организма, например спортивные игры, плавание, прогулки в лесу или в парке, стрельбу из лука, массаж или самомассаж и т. д. В задачу технической и тактической подготовки в соревновательном периоде входят; закрепление и совершенствование освоенных ранее навыков и умений, применение и сочетание простых и сложных боевых действий и вариативное их выполнение в разнообразных условиях боя и соревнований на основе тщательной отработки координации движений, развития тактического мышления и приобретенных специальных знаний. В индивидуальных уроках в этот период обращают внимание на совершенствование индивидуальной техники и тактики избранных действий; тренер действует за различных противников и создает разнообразные новые боевые ситуации и усложняет условия их выполнения. Широко применяются в этом периоде боевые «контры», учебныелбои и соревнования с решением различных тактических задач. При теоретической подготовке обращают внимание обучаемых на закономерности спортивной тренировки, психологическое поведение в бою различных противников, варианты тактики отдельных действий, боев и соревнований. В соревновательный период большое значение придают психологической настройке во время соревнований, мобилизации всех духовных и физических сил на решение поставленных задач в достижении определенных результатов. Очень важно в это время добиться от спортсмена правильного отношения к успехам и к возможным спортивным неудачам. Перед наиболее ответственными соревнованиями необходимо за 8—10 дней снизить объем нагрузки, не снижая интенсивности упражнений. За 2—3 дня до соревнований рекомендуется провести активный отдых н короткие индивидуальные уроки или боевые «контры», схватки. В каждом годичном тренировочном цикле следует предусматривать выполнение определенной нормы соревновательных боев. Так, для новичков 1-го года подготовки количество таких боев должно быть 50—60, для фехтовальщиков II юношеского и III разряда — 80—100, для I юношеского и II разряда — 120—150, для I разряда и кандидатов в мастера — 200—250, для мастеров спорта и мастеров спорта международного класса — 350—400 соревновательных боев в каждом годичном цикле. При этом в индивидуальном плане круглогодичной тренировки спортсмен вместе с тренером устанавливает определенное количество боев. Переходный период. После длительного и напряженного соревновательного периода в каждом годичном цикле предусматривается переходный период длительностью 1—2 месяца. Задачи переходного периода — активный отдых спортсмена и подведение его к новому годичному циклу тренировки с хорошим состоянием здоровья и высоким общим уровнем функциональных возможностей организма. Активный отдых в переходном периоде должен обеспечивать переключение на другой характер деятельности, смену обстановки и эмоционального фона деятельности, что очень важно для укрепления нервной системы фехтовальщика. Основными средствами активного отдыха в этом периоде могут быть: туризм, походы, спортивные игры, собирание грибов, плавание, сдача норм ГТО, широкое использование общеразвивающих и специальных упражнений в зарядке и разминке. Объем и интенсивность упражнений, применяемых фехтовальщиками в период активного отдыха, в подавляющем большинстве случаев достигают очень высокого уровня и проходят на положительном эмоциональном фоне деятельности. Основные документы планирования. При планировании спортивной тренировки фехтовальщику составляются следующие документы: 1) учебный план; 2) программа; 3) план перспективной многолетней тренировки; 4) план круглогодичной тренировки на текущий год; 5) недельные или месячные циклы по периодам тренировки; 6) рабочий план на 1—3 месяца; 7) план-конспект очередного занятия. Учебный план отражает основные разделы учебного материала. В нем указывается количество часов на 1—4 года, на периоды тренировки и общее количеству часов по каждому разделу или виду работы. Программа составляется и издается вышестоящими организациями. В ней перечисляются объем и содержание каждого раздела учебного материала, а также нормативные требования и методические указания по организации и проведению учебной работы.
Перспективный план планируется на 4 года, с учетом крупных соревнований (от одной Спартакиады народов СССР до другой или от одних олимпийских игр до других). В основу многолетней подготовки фехтовальщиков должно быть положено повторение однотипных годичных циклов с постепенным увеличением объема нагрузок, интенсивности и сложности средств общего и специального физического развития спортсмена, а также повышение его технической и тактической подготовленности. Примерное перспективное планирование и взаимосвязь циклов круглогодичной тренировки фехтовальщика от новичка до мастера спорта международного класса показаны на рис. 27. В круглогодичном тренировочном цикле для коллектива сборной команды общества, республики и т. д. планируются объем и интенсивность общей и специальной подготовки, учитыь ваются условия работы, учебы, данные врачебного контроля и т. д. Индивидуальный план круглогодичной тренировки составляется спортсменом и тренером совместно в форме личной карты в начале годичного цикла. Учет работы необходим для контроля за ходом тренировочных занятий, для получения исходных данных при дальнейшем планировании в целях улучшения качества занятий и подведения итогов. Педагогический контроль и учет проводит тренер. Он учитывает: а) состав занимающихся по возрасту, полу, профессии, спортивной специализации, уровню подготовленности и состоянию здоровья; б) посещаемость, успеваемость и выполнение плана тренировки; в) сдачу норм ГТО, спортивные достижения; г) успехи в учебе, труде, общественной работе и др. Врач следит за состоянием здоровья занимающихся, проводит систематический врачебный осмотр, периодически проверяет состояние тренированности, следит за санитарно-гигиеническим состоянием мест занятий. Спортсмен ведет самоконтроль, соблюдает установленный режим, наблюдает за выполнением плана тренировки, следит за пульсом, весом, отмечает в дневнике самочувстрие и влияние отдельных факторов на спортивные результаты. Содружество тренера, спортсмена и врача и учет всех данных позволят правильно оценить результаты работы, вскрыть недостатки, лучше подобрать средства и методы подготовки спортсмена. Для учета работы ведутся следующие документы: По педагогическому контролю: журнал учета работы на группу; индивидуальная личная карта спортсмена; поурочный или графический рабочий план; протоколы соревнований, списки разрядников и значкистов ГТО; ведомость успеваемости (в школе, техникуме, институте). По врачебному контролю: индивидуальная карта врачебного контроля; копии заявок на участие в соревнованиях; акты обследований мест занятий и журнал учета травм. По самоконтролю: дневник самоконтроля; индивидуальный план круглогодичной тренировки и планы месячных тренировочных циклов; зачетная классификационная книжка спортсмена
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|