Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФЕХТОВАНИЮ




 

К основным формам занятий относятся:

1. Учебно-тренировочные уроки (проводятся в коллективе по общей и специальной физической подготовке), специальные занятия по технике и тактике фехтования, смешанные уроки по общей физической подготовке и фехтованию, а также по подготовке и сдаче норм комплекса ГТО. Групповой урок — основная форма организации и проведения учебно-воспитательной и тре­нировочной работы по фехтованию.

2. Индивидуальные уроки с тренером, которые проводятся в процессе учебно-тренировочных занятий для фехтовальщиков всех разрядов.

3. Участие в различных соревнованиях — учебных, классифи­кационных, календарных; наблюдение соревнований, их анализ, судейство и т. п.

4. Выполнение гигиенической гимнастики и специальных упражнений на гибкость и увеличение длины выпада, на точность укола в цель, на легкость передвижения в боевой стойке и т. п.

5. Дополнительные занятия по заданию, которые включают самостоятельную работу над техникой, занятия в другом коллек­тиве, в сборной команде, тренировку в боевых «контрах», схват­ках и боях с различными противниками, индивидуальные уроки, судейство соревнований и т. д.

В специальных учебных заведениях большое место отводит­ся другим формам занятий, направленным на профессионально-педагогическую подготовку преподавателей и тренеров по фехто­ванию.

Методические уроки имеют педагогическую направлен­ность. На таких уроках преподаватель излагает систему специальных знаний, даёт анализ техники и тактики действий, про­водит разбор средств, методов и методических приемов обучения и воспитания, прививает умения проводить беседу, составлять учебные документы и т. п.

Методические уроки могут быть теоретического и практичес­кого характера, с использованием наглядных учебных пособий, кинодемонстраций, записей кратких сообщений обучаемых на магнитофонную ленту и их прослушивание.

Семинарские занятия. На этих занятиях подробно изу­чают материал лекций по заранее разработанным вопросам. Обу­чаемые подготавливаются и отвечают на вопросы, самостоятель­но решают вопросы теории и практики, а преподаватель делает обобщения и выводы.

Уроки учебной практики. На таких уроках формируй ются и совершенствуются педагогические знания, умения и навы­ки в практике преподавания. Обучаемые овладевают разными методами и методическими приемами тренерской техники, уме­ниями организовывать занимающихся и проводить различные виды тренировочной работы, подбирать и правильно дозировать нагрузку, ставить задания и решать частные задачи.

Самостоятельные практические занятия по со­вершенствованию спортивного мастерства проводятся во внеучеб-ное время под наблюдением преподавателя. На этих занятиях занимающиеся самостоятельно работают над техникой, тактикой и методикой.

 

СТРУКТУРА УРОКА

 

Урок по фехтованию состоит из трех частей — подготовитель­ной, основной и заключительной. Длительность учебно-трениро­вочных уроков может колебаться от 90 мин. до 150 мин. В 1-й год обучения на уроки отводится от 90 до 100 мин.; 2-й год обуче­ния — от 100 до 120 мин.; 3—4-й годы обучения — от 120 до 150 мин.

Перед каждым уроком ставятся конкретные задачи (см. таблицу «Структура урока»).

В заключительной части урока можно применять кратковре­менные занятия другими видами спорта с целью переключения на новый характер работы и активный отдых.

Задачи и содержание тренировочных уроков зависят от соста­ва занимающихся, года обучения, периода тренировки, условий проведения и методов, которыми пользуется тренер.

 

Структура урока

 

Части урока, время Задачи Основные средства
Подготови-тельная часть 20 — 40 мин. 1. Организовать занимающихся, изложить тему занятий и выполнить упражнения на разогревание организма 1. Строевые упражнения, различная ходьба, бег, прыжки, подвижные игры
2. Содействовать всесторонней физической подготовленности фехтовальщика и развитию важнейших качеств 2. Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости 3. Специально-подготовительные упражнения без предметов и с предметами 4. Специальные упражнения на растягивание, расслабление мышц, быстроту, точность действий, гибкость и др.
Основная часть 60 — 100 мин. 1. Овладение техникой и тактикой фехтования и совершенствование специальных качеств навыков и умений 1. Приемы и действия фехтования при различных формах спортивной работы
2. Повышение уровня физического развития и совершенствование жизненно важных навыков 2. Специальные упражнения фехтовальщика с оружием и на подсобных снарядах
3. Тактическая и волевая подготовка в различных условиях для расширения боевого опыта и повышения тренированности 3. Тренировочные и соревновательные бои и учебные соревнования
4. Приобретение общих и специальных знаний 4. Вспомогательные виды спорта и упражнения из комплекса ГТО 5. Курс общих и специальных знаний
Заключи-тельная часть 5 — 20 мин. 1. Подведение итогов занятия 2. Переключение на другой характер работы и снижение излишнего возбуждения. 1. Различная спокойная ходьба, упражнения на расслабление, самомассаж 2. Короткие беседы. Индивидуальные задания 3. Подвижные и спортивные игры. 4. Гигиенические процедуры

Организация и проведение урока. Задачи и содержание урока зависят от состава и количества занимающихся, от намеченного плана работы, времени года, периода тренировки, условий прове­дения (размер зала, наличие оружия, инвентаря) и методов, ко­торыми пользуется тренер.

Подготовка к уроку. Урок строится на основе рабочего плана (поурочного или графического). При составлении урока ставят четкие задачи, записывают ясный план и выделяют в ча­стях урока главное.

В уроках 1—2 задачи ставятся по основной теме занятия. Ча­стные задачи тренер решает применительно к конкретному кол­лективу и материалу урока.

При составлении плана урока нужно учитывать пройденный материал.

При подготовке плана урока необходимо проду­мать условия проведения различных упражнений, дозировку на­грузки. Следует подготовить зал, оружие, снаряжение и т. д.

Проведение урока. На уроке следует поставить перед занимающимся четкие задачи. Необходимо выдержать нужную требовательность, добиваться дисциплины, чаще предоставлять инициативу обучаемым, в конкретных заданиях регулировать на­грузку и активный отдых. Учитывая общую нагрузку в уроке, нужно подходить строго индивидуально к каждому занимающе­муся. Тренер должен уметь наблюдать и чувствовать интенсив­ность нагрузки не только по характеру упражнений, но и по ды­ханию учеников, потоотделению, цвету их лица и по интересу к работе.

Особое внимание на уроках фехтования следует обращать на разнообразные методы организации занимающихся для обеспечения безопасности обучаемых. Одни спортсмены действуют в масках, другие рядом у зеркала занимаются без масок или на мишенях и т. п. Тренер должен отвести в зале определенные ме­ста для различного характера упражнений, например, таких, как броски «стрелой» и вольные бои.

Во время индивидуального урока тренеру необходимо занять такое место в зале, чтобы видеть всех занимающихся.

При подведении итогов урока тренер кратко ана­лизирует проведенное занятие, делает общие замечания, а когда необходимо — и персональные замечания, отмечает лучших и слабых.

Урок всегда должен заканчиваться организованно. После уро­ка следует записать в журнал учета проделанную работу и отме­тить в плане, как проходил урок, что осталось, не прой­дено и т. д.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

 

Планирование спортивной тренировки в фехтовании проводит­ся в целях установления наиболее выгодйой системы последова­тельного обучения и воспитания занимающихся, достижения все­стороннего физического развития и высоких спортивных результатов. Правильное планирование требует целесообразного подбора и распределения средств и методов совершенствования, выгодного чередования ритма работы и отдыха и соблюдения нужного режима спортсменом.

При планировании процесса спортивной тренировки следует исходить из целей и задач, стоящих перед коллективом, из особенностей контингента занимающихся, их общего развития, воз­раста, пола, трудовой направленности, календаря соревнований и подготовленности спортсмена в определенные периоды трени­ровки.

В планировании раскрываются задачи и содержание процес­са обучения и воспитания по периодам года, а также средства, методы, формы занятий на один календарный год и на 4—5 лет.

Периодизация спортивной тренировки. Спортивная трениров­ка — процесс, непрерывно повторяющийся и развивающийся, так как учебно-воспитательная, тренировочная работа, спортивные соревнования и подготовка к ним занимающихся из года в год повторяются. Поэтому в практике фехтования принято календар­ный год подготовки спортсмена, к определенным соревнованиям считать годичным циклом тренировки, который наиболее полно отвечает специфике фехтования.

Годичный тренировочный цикл состоит из трех периодов: подготовительного, соревновательного и пере­ходного. Периоды обычно делят на этапы.

Содержание и структура спортивной тренировки периодичес­ки изменяются в связи с закономерностями развития подготов­ленности спортсмена. Решающее значение в годичном цикле тре­нировки имеет подготовительный период, его длительность может колебаться от 5 до 8 месяцев. Так, для новичков и младших раз­рядов потребуется 7—8 месяцев подготовки, для мастеров спорта и старших разрядов — 5—6 месяцев. Соревновательный период для новичков и младших разрядов длится 2—3 месяца, для ма­стеров и старших разрядов — 3—5 месяцев; переходный период для всех разрядов равен 1—2 месяцам.

Подготовительный период состоит из двух этапов. На пер­вом этапе (3—4 месяца) необходимо обеспечить подъем уров­ня общего физического развития и создать предпосылки для приобретения спортивной формы. На первом этапе обращают внимание на улучшение общего физического развития, на укрепление здоровья, закаливание организма и повышенна его функциональ­ных возможностей, на всестороннее развитие физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости), а также и тех качеств, которые у спортсмена недостаточно развиты. Об­щая физическая подготовка осуществляется в этом периоде с помощью использования различных вспомогательных видов спор­та, подготовки и сдачи норм комплекса ГТО. Кроме того, в каж­дом занятии следует широко прибегать к разнообразным общеразвивающим и специально-подготовительным упражнениям, по­зволяющим расширять и обновлять круг двигательных навыков и умений фехтовальщика.

В недельном цикле при трех занятиях в неделю рекомендуется один день отводить на общую физическую подготовку, а при 4 — 5 занятиях в неделю — два дня на общую и специальную физическую подготовку.

На первом этапе этого периода фехтовальщик углубляет знания теоретических основ спортивной тренировки; изучает и совершенствует спортивную технику и тактику.

Первый этап подготовительного периода отличается значительной нагрузкой общего характера и меньшей — в фехтовании. В занятиях по фехтованию, преимущественно групповых, преоб­ладает самостоятельная деятельность занимающихся по заданию тренера, которая направлена н» прочное овладение техникой основных положений и движений и совершенствование простых действий наступления и обороны.

Второй этап подготовительного периода (3— 4 месяца) характеризуется постепенным увеличением спортивно-технической й тактической подготовки фехтовальщика, совер­шенствованием боевых навыков и умений действовать в разнооб­разных боевых ситуациях и развитием тактического мышления.

На этом этапе акцент делают на увеличение объема и интен­сивности общеразвивающих и специально-вспомогательных уп­ражнений, направленных на развитие общей и специальной вы­носливости. Увеличивают время и интенсивность индивидуальных уроков, больше внимания уделяют взаимоупражнениям и взаим­ным урокам партнеров, а также совершенствованию техники простых и сложных действий.

На втором этапе рекомендуется увеличивать соревнователь­ные упражнения, чаще проводить учебные и тренировочные бои, при этом обращается внимание на решение разнообразных так­тических задач.

Моральная и волевая подготовка фехтовальщика в, подготови­тельном периоде направлена на воспитание спортивного трудо­любия, на закаливание воли во время преодоления трудностей, которые возникают при физической и специальной подготовке.

Соревновательный период делится на этап ранних и этап ос­новных соревнований. Первый этап длится 2—3 месяца, второй— 1—2 месяца.

На первом этапе ранних соревнований фехтовальщик после приобретения спортивной формы и достижения оптималь­ной готовности к высоким спортивным достижениям проверяет свои возможности.

В первых соревнованиях спортсмен определяет эффективность боевых «авыков и тактических умений, их устойчивость в различ­ных боевых ситуациях. На этом этапе подготовки фехтовальщик накапливает боевой опыт, приобретает уверенность в своих дей­ствиях, умение правильно распределять силы в длительных со­ревнованиях, проявлять волю в напряженных и ответственных боях. Кроме того, спортсмен привыкает к условиям тренировки между соревнованиями. Все это позволяет ему сохранять спор­тивную форму и развивать ее, добиваться стабильности высоких спортивных достижений к ответственным состязаниям.

На втором этапе соревновательного периода спортсмен должен сохранять высокий уровень спортивной формы довольно длительное время, участвовать в ряде ответственных соревнований и вместе с этим повышать возможности в достижении высо­ких результатов.

Поддерживать высокий уровень подготовленности и постоян­но повышать его возможно только при постоянном совершенство­вании техники и тактики действий и важнейших качеств, при обо­гащении боевого опыта в соревнованиях. При этом необходимо строго соблюдать режим и добиваться полного восстановления затрат организма после каждого состязания.

Физическая подготовка в соревновательном периоде направ­лена на обеспечение максимальной специальной тренированности и поддержание общей формы подготовленности. В этих целях ак­цент делают на специально-подготовительные и подводящие уп­ражнения, меньше времени отводят общеразвивающим упражне­ниям и вспомогательным видам спорта. Кроме того, следует ши­роко использовать средства, содействующие активному отдыху и быстрейшему восстановлению функций систем организма, напри­мер спортивные игры, плавание, прогулки в лесу или в парке, стрельбу из лука, массаж или самомассаж и т. д.

В задачу технической и тактической подготовки в соревнова­тельном периоде входят; закрепление и совершенствование ос­военных ранее навыков и умений, применение и сочетание прос­тых и сложных боевых действий и вариативное их выполнение в разнообразных условиях боя и соревнований на основе тщатель­ной отработки координации движений, развития тактического мышления и приобретенных специальных знаний.

В индивидуальных уроках в этот период обращают внимание на совершенствование индивидуальной техники и тактики избранных действий; тренер действует за различных противников и со­здает разнообразные новые боевые ситуации и усложняет условия их выполнения. Широко применяются в этом периоде боевые «контры», учебныелбои и соревнования с решением различных тактических задач.

При теоретической подготовке обращают внимание обучае­мых на закономерности спортивной тренировки, психологическое поведение в бою различных противников, варианты тактики от­дельных действий, боев и соревнований.

В соревновательный период большое значение придают психо­логической настройке во время соревнований, мобилизации всех духовных и физических сил на решение поставленных задач в до­стижении определенных результатов. Очень важно в это время добиться от спортсмена правильного отношения к успехам и к возможным спортивным неудачам.

Перед наиболее ответственными соревнованиями необходимо за 8—10 дней снизить объем нагрузки, не снижая интенсивности упражнений. За 2—3 дня до соревнований рекомендуется прове­сти активный отдых н короткие индивидуальные уроки или бое­вые «контры», схватки.

В каждом годичном тренировочном цикле следует предусмат­ривать выполнение определенной нормы соревновательных боев. Так, для новичков 1-го года подготовки количество таких боев должно быть 50—60, для фехтовальщиков II юношеского и III разряда — 80—100, для I юношеского и II разряда — 120—150, для I разряда и кандидатов в мастера — 200—250, для мастеров спорта и мастеров спорта международного класса — 350—400 соревновательных боев в каждом годичном цикле. При этом в индивидуальном плане круглогодичной тренировки спортсмен вместе с тренером устанавливает определенное количество боев.

Переходный период. После длительного и напряженного со­ревновательного периода в каждом годичном цикле предусмат­ривается переходный период длительностью 1—2 месяца.

Задачи переходного периода — активный отдых спортсмена и подведение его к новому годичному циклу тренировки с хорошим состоянием здоровья и высоким общим уровнем функциональ­ных возможностей организма.

Активный отдых в переходном периоде должен обеспечивать переключение на другой характер деятельности, смену обстанов­ки и эмоционального фона деятельности, что очень важно для укрепления нервной системы фехтовальщика.

Основными средствами активного отдыха в этом периоде могут быть: туризм, походы, спортивные игры, собирание грибов, плавание, сдача норм ГТО, широкое использование общеразвивающих и специальных упражнений в зарядке и разминке.

Объем и интенсивность упражнений, применяемых фехтоваль­щиками в период активного отдыха, в подавляющем большин­стве случаев достигают очень высокого уровня и проходят на по­ложительном эмоциональном фоне деятельности.

Основные документы планирования. При планировании спор­тивной тренировки фехтовальщику составляются следующие до­кументы:

1) учебный план;

2) программа;

3) план перспективной многолетней тренировки;

4) план круглогодичной тренировки на текущий год;

5) недельные или месячные циклы по периодам тренировки;

6) рабочий план на 1—3 месяца;

7) план-конспект очередного занятия.

Учебный план отражает основные разделы учебного материала. В нем указывается количество часов на 1—4 года, на периоды тренировки и общее количеству часов по каждому разделу или виду работы.

Программа составляется и издается вышестоящими орга­низациями. В ней перечисляются объем и содержание каждого раздела учебного материала, а также нормативные требования и методические указания по организации и проведению учебной работы.

 

 

Перспективный план планируется на 4 года, с учетом крупных соревнований (от одной Спартакиады народов СССР до другой или от одних олимпийских игр до других).

В основу многолетней подготовки фехтовальщиков должно быть положено повторение однотипных годичных циклов с по­степенным увеличением объема нагрузок, интенсивности и слож­ности средств общего и специального физического развития спортсмена, а также повышение его технической и тактической подготовленности.

Примерное перспективное планирование и взаимосвязь цик­лов круглогодичной тренировки фехтовальщика от новичка до мастера спорта международного класса показаны на рис. 27.

В круглогодичном тренировочном цикле для коллек­тива сборной команды общества, республики и т. д. планируются объем и интенсивность общей и специальной подготовки, учитыь ваются условия работы, учебы, данные врачебного контроля и т. д.

Индивидуальный план круглогодичной тренировки составляется спортсменом и тренером совместно в форме личной карты в начале годичного цикла.

Учет работы необходим для контроля за ходом тренировоч­ных занятий, для получения исходных данных при дальнейшем планировании в целях улучшения качества занятий и подведения итогов.

Педагогический контроль и учет проводит тренер. Он учиты­вает:

а) состав занимающихся по возрасту, полу, профессии, спор­тивной специализации, уровню подготовленности и состоянию здоровья;

б) посещаемость, успеваемость и выполнение плана трени­ровки;

в) сдачу норм ГТО, спортивные достижения;

г) успехи в учебе, труде, общественной работе и др.

Врач следит за состоянием здоровья занимающихся, прово­дит систематический врачебный осмотр, периодически проверяет состояние тренированности, следит за санитарно-гигиеническим состоянием мест занятий.

Спортсмен ведет самоконтроль, соблюдает установленный ре­жим, наблюдает за выполнением плана тренировки, следит за пульсом, весом, отмечает в дневнике самочувстрие и влияние от­дельных факторов на спортивные результаты.

Содружество тренера, спортсмена и врача и учет всех данных позволят правильно оценить результаты работы, вскрыть недос­татки, лучше подобрать средства и методы подготовки спорт­смена.

Для учета работы ведутся следующие документы:

По педагогическому контролю: журнал учета работы на группу; индивидуальная личная карта спортсмена; поурочный или графический рабочий план; протоколы соревнований, списки разрядников и значкистов ГТО; ведомость успеваемости (в шко­ле, техникуме, институте).

По врачебному контролю: индивидуальная карта врачеб­ного контроля; копии заявок на участие в соревнованиях; акты обследований мест занятий и журнал учета травм.

По самоконтролю: дневник самоконтроля; индивидуаль­ный план круглогодичной тренировки и планы месячных тре­нировочных циклов; зачетная классификационная книжка спорт­смена

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных