Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Агрессоры, паразиты, продуценты




Каждый этнос представляет собой очень сложную систему, развитие которой зависит от многих параметров; для стороннего наблюдателя часто трудно бывает отличить случайное от закономерного. Цели и задачи этноса могут быть скрыты и доступны изучению только косвенно, через наблюдение за той ориентацией, которую задают человеку категории данного этноса, поскольку эти вещи тесно связаны между собой. Здесь мы раскроем один из аспектов такой связи.

Вспомните, мы об этом уже говорили, что для поддержания своего существования этносу необходимы материальные ресурсы. Различают три источника их получения:

1.Агрессия—вооруженное нападение, захват чужих ресурсов.

2. Паразитирование—существование за счет потребления чужих
ресурсов, не обнаруживающее явной агрессии.

3. Продуцирование—получение средств из той части земного шара,
которая считается территорией этноса (экое). (Хотя такое разделение
условно—в каждом способе присутствуют элементы других)

В соответствии с этими можно различить три типа этноса: 1. Агрессивные, источником существования которых является агрессия, т. е. захватнические войны, грабежи и т. д.


2. Паразитические, наживающиеся на чьей-то агрессии или проду­
цировании. Существует много способов: выгодная перепродажа, ростов­
щичество и др.

3. Продуцирование часто рассматривается как самый безобидный
способ существования, не идущий в сравнение с двумя другими, хотя
так продуцирующий этнос выступает в качестве паразита и агрессора
по отношению к своему экосу. И если в некоторых случаях его
(условно) можно считать безвредным для экоса, то иногда такое
существование напоминает его разграбление и разорение (добыча
полезных ископаемых в огромных масштабах, вырубка леса, загрязнение
воды, почвы, атмосферы и др.).

Мы не утверждаем здесь, что какой-то способ лучше, какой-то хуже, тем более, что после знакомства с категориями этноса для Вас должно быть очевидно, что «хорошее» и «плохое» — понятия весьма относительные, а просто хотим показать, как формируются категории этноса и зависимости от способа его существования.

ИЗОБИЛИЕ Что будет справедливо и несправедливо в каждом из этих этносов?

 

Продуцирующий этнос Агрессивный этнос Паразитирующий этнос
«Справедливо владеть и распоряжаться тем, что ты создал своим трудом». «Отбирать чужое— не­справедливо» (агрессия). «Существовать и пользо­ваться какими-то благами, ничего не производя само­му—несправедливо» (пара-зитирование). «Если ты сильнее, то справедливо владеть тем, что ты завоевал, т. е ото­брал у более слабого». «Присваивать себе что-то обманом, хитростью и пользоваться этим — не­справедливо» (паразитиро-вание). «Если ты умнее или хит­рее, то справедливо пользо­ваться тем, что ты получаешь, обманывая глупого». «Отбирать то, что другой заработал,— несправедливо».

ДОБРО

Что будет хорошо и что—плохо, с точки зрения морали в каждом этносе?

 

Продуцирующий этнос Агрессивный этнос Паразитирующий этнос
Хорошо поступает тот, кто трудится; тот, кто отбирает чужое си­лой или хитростью, а сам не работает — плохой (агрессор и паразит). Тот, кто хорошо воюет (дерется, стреляет, кто силь­ный и т. д.)— хороший; сла­бый — плохой. Тот, кто обманывает, наживается хитростью — поступает не­честно, т. е. плохо (паразит). Хороший тот, кто умнее, хитрее других, кто может много заработать; глупый — плохой. Тот, кто отбирает то, что ты заработал, поступает не­честно, т. е. плохо (агрессор).

ЗАМ. Зимичев



КРАСОТА

Те же идеи, но только выраженные не так явно, более сильно закамуфлированные, находят свое дальнейшее отражение в категории красоты.

 

Продуцирующий этнос Агрессивный этнос Паразитирующий этнос
В основном, красивым будет считаться то, что имеет отношение к тому труду, ко­торым занимаются члены эт­носа. Уделяется внимание красоте живой природы, красоте человеческого тела (здорового, сильного). Красивое оружие, воин­ское снаряжение. Также уделяется внимание красоте человеческого тела, но большее значение приоб­ретает не просто сила, а быстрота, ловкость, подтя­нутость, храбрость и т. д. Красота человеческого тела отмечается меньше, большее значение имеет одежда, украшения, золото, драгоценные камни и пр.

(Хотя, конечно, это только один из аспектов категорий Добра и Красоты.)

ИСТИНА

Категория Истины почти полностью рациональна, поэтому сама идея, объединяющая членов данного этноса, может быть любой. Требования, которые предъявляются к ней в любом этносе: она должна утверждать правильность, истинность способа существования данного этноса, объе­динять его («Мы»), противопоставлять этнос окружающему миру («не Мы») как можно резче (идеологически; это не обязательно предполагает враждебную ориентацию).

Нормы этноса


 

Каждый этнос выдвигает какой-то комплекс положений, которые принимаются его членами. Это так называемые ценности этноса.


Их можно анализировать с разных точек зрения. Можно, например, попробовать выделить основные направления их воздействия на членов этноса, и тогда мы получим четыре категории этноса: Истину, Красоту, Добро, Изобилие:

 

Можно посмотреть, каковы результаты этого воздействия, насколько ценности этноса закрепились в сознании (а значит—и в поведении) людей. В таком случае мы получим какие-то характеристики действенности категорий этноса Ими являются юридическая норма, социальная норма (см раздел «Адаптация»)


Юридическая норма —это писаные законы: правила, нормы, ка­ноны, которые четко сформулированы и где-то изложены на бумаге (камне, дереве, глине, коже). Это обязательные для всех правила, за нарушение которых предусмотрены какие-то санкции.

Социальная норма—это то, что признается, одобряется боль­шинством членов этноса. Она проявляется как общественное мнение. Социальная норма, как правило, содержит такие же по своей ориентации положения, как и юридическая, только менее строгие, не так четко сформулированные и нигде письменно не зафиксированные.

Психическая норма—это, своего рода, граница применомости социальной (и юридической) нормы. Находящегося в ее пределах человека могут осуждать, если он, например, делает что-то, что про­тиворечит социальной норме. Если человек находится за пределами психической нормы, его признают ненормальным, общество отказывается понимать его.

В идеале социальная норма должна совпадать с юридической, т. е. все письменно изложенные нормы, правила, законы должны признаваться не на словах, а на деле большинством членов этноса, а каждое нарушение должно вызывать осуждение. В реальной жизни, как правило, социальная норма существенно шире юридической, и действие категорий этноса направлено на то, чтобы, по возможности, сузить ее.

Когда какой-то этнос разрушается и его категории постепенно перестают действовать, социальная норма расширяется и удаляется от юридической:

Это означает, что те действия, которые запрещены законом и еще недавно осуждались общественным мнением, сегодня не вызывают общего осуждения, а, наоборот, находят сторонников, т. к они, чаще всего, направлены на удовлетворение каких-то иррациональных целей.

Иногда при этом делаются попытки принятия новых законов, т. е. юридическую норму пытаются «растянуть» до размеров расползающейся социальной. Процесс этот, как правило, бесполезный, поскольку такие меры изменяют только названия вещей, не меняя ничего фактически.

В конце концов, характер распределения людей между юридической и социальной нормой изменяется полностью:



 


Частный пример этого—изменения, происходящие в области половой ориентации:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных