ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Нарушения чувства знакомостиСреди симптомов нарушения памяти особую группу составляют нарушения чувства знакомости. Упомянутые расстройства относятся к пограничным в психопатологии. Они могут обнаружиться как у здоровых, например при изменении настроения, так и у психически больных. Нарушения чувства знакоместа как феномен могут быть рассмотрены и в рамках патологии восприятия, поскольку нарушается узнавание предметов, и при эмоциональных расстройствах, и в связи с изменениями сознания.
Выделяют симптом уже виденного (аё]а vii — дежа вю, французских авторов) и симптом никогда не виденного (]ата!5 vii — жамэвю). Суть симптома уже виденного сводится к тому, что первое в жизни человека восприятие чего-либо сопровождается чувством, будто это уже было когда-то раньше. При этом присутствует понимание ошибочности этого ощущения. Так, впервые приехав в какой-то город, человек ходит ~ бывал здесь. Симптом никогда не виденного заключается в том, что что-то хорошо знакомое воспринимается как чужое, чуждое, будто впервые. Критика остается сохранной, человек осознает факт нарушений, понимает, что это ему кажется: остается неизмененным и знание самого явления. Так, однажды, войдя в свою комнату, человек как бы не узнает ее, хотя знает хорошо все особенности помещения и его убранства. Нарушения чувства знакомости обычно сопутствуют психосенсорным расстройствам и выявляются в структуре синдромов дереализации и деперсонализации. Эти нарушения следует прежде всего искать у больных с энцефалитами, опухолью мозга, с резидуальными явлениями перенесенной черепно-мозговой травмы, эпилепсией, вялотекущей шизофренией, маниакально-депрессивным ПСИХОЗОМ. НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ Мышление — высшая форма отражения объективной реальности в сознании человека. Это обобщенное, осуществляемое посредством слов и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности. Мышление тесно связано с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей. В отличие от чувственного познания, отражающего в акте восприятия отдельные свойства предметов и целостные предметы и явления, мышление осуществляет отражение внутренних связей между предметами и явлениями, реально существующих в природе закономерностей. В процессе мышления человек познает сущность вещей, раскрывает ту сторону окружающего, которая находится за пределами непосредственного восприятия. Посредством мышления человек активно воздействует на окружающий его мир. В ходе практической деятельности люди приобретают новые знания, создают неизвестные ранее понятия, угочняют и изменяют старые. Таким образом, единый процесс познания подвержен общей закономерности: через чувственное созерцание человек переходит к рациональному мышлению, а от него — к практике и постижению истины. Основой мышления являются понятия. Понятия — это обобщенные знания о существенных свойствах предметов. В процессе мышления мы анализируем [материал, комбинируем, синтезируем, сопоставляем, сравниваем, догадываемся, делаем выводы. Понятия формируются из представлений через язык, вместе с тем речью же они и выражаются. Выделяют наглядно-действенное, конкретно-образное и а б с т р а к т н о - л о г и ч е с к о е мышление. По мере роста человека и развития его психических процессов нагляд-но-дейстаеннсе мышление, реализующееся преимущественно во внешних действиях, а не в словесных формах, уступает место конкретно-образному мышлению, оперирующему главным образом представлениями. Абстрактно-логическое или понятийное мышление свойственно взрослому человеку; оно предполагает развитие достаточных знаний и навыков, а также овладение речью. Этот вид. мышления является наиболее глубоким и эффективным; в его сфере оказываются понятия, суждения, умозаключения, символика. Мышление здоровых людей протекает с образованием связей между мыслями. В норме одна ассоциация вызывает оживление другой, связанной с нею по смежности, сходству или контрасту. Ассоциация по смежности: при встрече с каким-то предметом (ми ситуацией) человек начинает думать о других предметах или событиях, согнанных с этим предметом в месте и во времена. Более сложная ассоциация по сходству является основой речевого мышления. При ней необходимо выделение признаков, общих для различных явлений, определение сходства между ними, обобщен'ие по этим признакам воспринимаемой или хранимой информации. Примеры ассоциаций по контрасту, белое —- черное, хорошее—плохое, умный—глупый и др. Течение представлений составляет важную часть всей мыслительной деятельности. Ассоциативный процесс характеризуется последовательностью возникновения ассоциаций, целенаправленностью и определенным темпом. При патологических состояниях ассоциативный процесс (течение представлений) может нарушаться или исчезают связи между отдельными мыслями, что свидетельствует о нарушении мышления по форме. У других больных нарушается процесс формирования умозаключений, страдает логика, в связи с чем констатируется нарушение мышления по содержа-н и ю. Нарушения мышления по форме Ускорение мышления характеризуется повышением его темпа. В силу отвлекаемое™ и расстройств внимания мысли часто не закончены, суждения поверхностны, отмечается склонность к рифмованию. Крайняя степень ускорения ассоциативной деятельности носит „название скалки идей — Гида Меагит. Такое состояние проявляется речевым возбуждением, при крайней выраженности которого речь превращается в «словесную окрошку». Появляется сходство с бессвязностью речи, хотя по существу эти феномены принципиально различаются между собой. При скачке идей связь между мыслями не теряется, но увлекаемый вихрем ассоциаций больной оказывается в состоянии воплотить в речевую продукцию лишь часть из них. Речь не успевает за мыслью. При таком обилии ассоциаций, начав фразу, больной не оканчивает ее, переходит к другой, произносит несколько слов, затем! пропуская слова и целые предложения, спешит высказать следующую мысль и т. д. Сопутствующие состоянию повышенный интерес к окружающему и чрезвычайная неустойчивость внимания создают условия для большого количества впечатлений, являющихся толчком к деятельности мысли. Из стенографической записи речи больной с ускорением мышления: «Я совсем здорова, у меня только маииакал, Как говорится: не важен метод, важен результат. Ваша нянечка пришла сегодня на работу, а у нее комбинация из-под матья выглядывает. Из-под пятиииы — суббота... Завтра суббота, Вы меня завтра выпишите. А у Вас тоже галстук не з порядке, дайте я Вам поправлю. Не думайте, что я подди-шваюсь. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, Я в Вас влюбилась •— ау и что тут такого? Любовь не порох, а большое свинство, Я Вам письмо написала в стихах. Хотите прочитаю?» и т. д. Ускорение мышления наблюдается при маниакальном состоянии в рамках маниакально-депрессивного психоза, шизофрении, экзогенных психозов. Замедление мышления — заторможенность, падение темпа мышления. Больной жалуется на затруднения при умственной деятельности, отмечает пустоту в голове, отсутствие мыслей, остановку их. Речь замедленная, бедна словами, ответы на вопросы односложные, после долгой паузы. Типично для депрессивного состояния. Наблюдается при маниакально-депрессивном психозе, шизофрении, реактивных и других психозах. Патологическая обстоятельность характеризуется затруднением перехода от одной мысли к другой, ту-гоподвижкостью мышления. Больной в речи не в состоянии отделить главное от второстепенного, вязнет в деталях, в рассказе топчется на месте, уходит в сторону от основной темы, через некоторое время к ней возвращается и снова отвлекается побочными ассоциациями. В ответ на вопрос, как случился первый судорожный припадок, больная эпилепсией стала рассказывать: «Дело было летом... Мы с девчонками договорились пойти в лес за грибами. Я с вечера начала готовиться, разволновалась и ночью почти не спала. Проснулась — еще темно. Лежу и думаю: «Вставать или еще не пора?» Решила все-таки встать. Вышла за калитку, вижу, что вовремя: пастух Иван Васильевич уже коров собирает. У этого пастуха прошлой осенью жена умерла от угара: все ушли из дома, а она прилегла на печку, да так и ке встала. Остался Иван Васильевич один с дочкой Надей, моей подружкой. Как увидела его, так заболела у меня голова, да сильно — как от угара. «Что-то,— говорит,— ты так торопишься? Моя Надежда еще в постели потягивается». Побежала я к ней — и правда: и не думает вставать, •да еще ничего и не собрано, ищет сапоги, корзину... Я еще сильнее разволновалась. Подошли другие девчата, а она все возится. Пришли в лес, а грибы как будто попрятались: ничего нет. Шарю по земле, под каждый куст заглядываю, аж в глазах зарябило. Не заметила, как вышла на Черную поляну. Раньше там хутор был, а во время войны сгорел. Так вокруг обгорелые деревья и стоят до сих пор. Потому и Черной поляна называется. Смотрю и глазам не верю: по всем пням шапками опята разрослись. Я к пню побежала, наклонилась, а дальше все исчезло, ничего не помню. Пришла в себя на берегу речки. Девчонки вокруг стоят. Надя обнимает меня и плачет. А я вся мокрая: то ли они отливали меня, то ли обмочилась... С тех пор и болею приступами». Патологическая обстоятельность мышления характерна для эпилептического слабоумия, наблюдается также в отдаленном периоде эпидемического энцефалита и при других органических заболеваниях ЦНС. Резонерство — пустые бесплодные рассуждения, лишенные познавательного смысла. Наблюдается при шизофрении, является признаком значительной давности^ заболевания. В качестве примера приводим выдержку из разговора врача с больным. Вопрос: «Считаете ли Вы себя больным?» Ответ: «Это зависит от того, как понимать состояние болезни. Ведь болезнь — это форма существования, а существовать — значит жить, т. е. болеЗнь — это та же жизнь, одно из ее проявлений. Можно жить, не болея, но болеть, не живя, нельзя. Чем больше в болезни страданий, тем острее ощущение жизни. Я никаких страданий не испытываю. Следовательно, я не только не болен, но я почти не живу. Моя так называемая жизнь сводится лишь к физиологическим отправлениям организма, которые не нарушены». Разорванность мышления выражается отсутствием смысловой связи между понятиями при сохранности грамматического строя речи. Приводим высказывание больного. «Зная большую Вашу любознательность и полностью разделяя эту точку зрения, я мог бы спуститься до уровня близлежащего прилавка. И в том, и в другом случае это было бы правильно, так как нельзя попасть в небо только одним пальцем». В подобных случаях речь утрачивает свои коммуникационные свойства, перестает быть средством общения между людьми, сохраняя лишь внешнюю форму. Разорванность мышления обнаруживается при шизофрении с многолетней давностью болезненного процесса. Бессвязность мышления. Речь больного состоит из обрывков фраз, отдельных слов, не связанных между собой по смыслу; грамматический строй нарушен. Наличие бессвязности мышления свидетельствует о большой глубине психических расстройств, сопровождающих наиболее тяжело протекающие и истощающие общие и психические заболевания. Наблюдается при состояниях распада сознания типа аменции. Приводим отрывок из записи речи больного с бессвязностью. «Пришил — остыл... Трах! Дцэ... Рык... Никогда, да, да, никому... Пряли нивы.. О-оо... А мама такая молодая, молоденькая, воло-денькая... Тибол и ниф... Пух и прах». Персеверации и стереотипии мышления — застре-вание на каких-то представлениях. Проявляется многократным повторением одних и тех же слов или предложений, из-за чего ответы больного иногда становят ся бессмысленными. Вопрос: «Как Ваше имя и отчество?» Ответ: «Виталий Александрович». Вопрос: «Сколько Вам лет?» Ответ: «Александрович». Вопрос: «Где Вы живете?» Ответ: «Александрович». Персеверации и стереотипии нередко сопровождают афазию у больных с постинсультным или старческим слабоумием, отмечаются и при других органических поражениях головного мозга. Наплывы мыслей (ментизм) — непроизвольное, не зависящее от воли больного течение мыслей, сопровождающееся тягостным чувством сделанности мыслей, невозможности управлять ими. Относится к явлениям идеаторного автоматизма, наблюдается у больных шизофренией. Перерыв в мышлении (задержка, шперрунг) — внезапно возникающий на фоне ясного сознания провал в течении ассоциаций, потеря нити разговора. Отмечается при шизофрении. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|