Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 10. Фактура, рельеф, объем в организации рекламной композиции




Анализ фактуры, рельефа, объема применяется как для плоскостных, так и для трехмерных изображений.Фактура (от лат. factura — «обработка, строение») — это характеристика поверхности. Фактура является свойством, определяющим характер поверхности этой формы. Шероховатая, гладкая, глянцевая, зеркальная, ребристая и т. д. — все эти понятия дают наглядное представление о фактуре. Она очень важна в искусстве составления плоскостных композиций, поскольку легко воспринимается глазом и вызывает разные ощущения — нежности, грубости, простоты, утонченности. Отметим ряд особенностей фактуры как средства композиции.

- Фактуры живых и неживых предметов разнятся.

- Их восприятие тесно связано с формой и цветом.

- На большой площади впечатление от фактуры более выразительно.

Некоторые цвета — например коричневый или оливковый — усиливают грубость фактуры, серый и фиолетовый — смягчают, красный — подчеркивает гладкость.

Контрастные по фактуре растительные материалы, разумеется, часто используются вместе, но требуют осторожного применения (на фоне грубого материала тонкий может зрительно «провалиться »). Гармоничное сочетание материалов помогает создать цельное, сильное звучание. При рассмотрении фактуры в рамках композиционного анализа целесообразна систематизация по размеру, пластике, структурному состоянию для гармонизации композиции. Фактура создает зрительный образ изделия и выступает одним из основных источников осязательной информации. Фактура выступает активным свойством поверхности, способным влиять даже на восприятие пропорциональных отношений формы. Недостаточное внимание к свойствам фактуры, неудачное сочетание разных материалов в одном изделии часто приводит к дробности и дисгармонии формы. Восприятие фактуры зависит и от характера освещения поверхности. Например, шероховатость поверхности хорошо видна с близкого расстояния при сильном боковом свете. Если увеличить угол освещения, такая поверхность будет выглядеть относительно гладкой. Используя в изделии ту или иную фактуру поверхности, следует учитывать те конкретные условия, при которых она будет восприниматься: удаленность от наблюдателя, характер (угол, яркость, цветность) освещения и др.

Зрительным проявлением фактуры является текстура — признаки структуры, видимые на поверхности материала, из которого изготовлен предмет. Понятие текстура более характерно для дизайна, тогда как в классическом анализе композиции употребляется фактура.Изобразительные характеристики текстуры: светлота, градиент, пластика, масштаб, структурное состояние, тип контраста, цвет. Художник или дизайнер использует в своей работе текстуры – двухмерные картинки, на которых при помощи цвета, света и тени, он создает иллюзию, что эта поверхность каменная, шершавая, холодная, мокрая и т.д.

Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие. Если фактура или текстура материала очень выразительны, то их воздействие на наблюдателя может быть сильнее, чем воздействие самой формы изделия. Однако чрезмерная броскость фактуры или текстуры может быть неприятна. Фактура и текстура поверхностей должны подбираться с учетом размеров изделия и величины пространства, в котором оно будет функционировать.

Рельеф скульптурное, объемное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа. Важнейшие выразительные средства, присущие рельефу, — развёртывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания иллюзии округлости объёмов, тонкая моделировка форм — позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы (составляющие характерную особенность многопланового, т. н. живописного, рельефа). Применение рельефа в рекламе: упаковка, складчатые структуры в "фирменном стиле", интерьер и т.д.

Объем – одна из самых активных форм. В отличие от фронтальной, объемная композиция рассчитана на обозрение со всех сторон, ее визуальное потребление учитывает ракурсы осмотра, их динамичную смену. Объекты объемной композиции могут быть представлены одним объемом, агрегатом слитных форм, группой отдельных, но композиционно связанных масс. Трехмерность формы значительно усложняет и обогащает средства построения и информацию об объемной композиции. Этот вид композиции, как правило многокомпонентной, имеет более выразительные формы, высокий потенциал образности, структуру, основанную на контрастных сопоставлениях. К существенным характеристикам относится преимущественно вертикальный вектор формообразования, привлекательный как организующий центр прилегающего пространства.Объемная композиция определяется не столько развитием формы по координатным направлениям, сколько таким соотношением массы и пространства, при котором преобладают именно объем, его масса, а пространство композиционно подчинено ему. К объемной композиции можно отнести произведения, имеющие три измерения (длину, ширину и высоту), то есть параметры, характеризующие объем вообще и решающие художественные задачи. Это различные здания и сооружения, малые архитектурные формы, скульптура, мелкая пластика, произведения декоративно-прикладного характера, различные утилитарные объемы, будь то посуда, мебель, средства транспорта, одежда – в общем, все то, что включает в себя дизайн. Даже в этом простом перечислении чувствуется, какое широкое применение может иметь объемная композиция в нашей жизни для создания функциональных предметов, обеспечивающих жизнедеятельность человека.

Объемную композицию традиционно подразделяется на два вида: симметричную и асимметричную.

Определим факторы, влияющие на восприятие объемной композиции.

1.Окружающее пространство активно влияет на восприятие объемной композиции. Оно выражается в субъективной и часто временной оценке произведения. Объем более реален и ощутим, нежели фронтальная композиция. Его можно поставить, подвесить или положить. Поэтому взаимодействие объема и плоскости должно быть четко продумано автором для того, чтобы найти оптимальное решение.

2. Работа с цветом в объемной композиции значительно отличается от работы на плоскости. Здесь очень важно учитывать не только физическое и психологическое воздействие цвета на зрителя, но и работу цвета на объеме. Цвета бывают отступающими и выступающими, тяжелыми и легкими – все это необходимо учитывать в работе над объемной композицией. Иначе может произойти следующее: пластически выпуклость на объеме создана, но за счет окраски в черный или холодный цвет по отношению к очень светлому или теплому объему зрительно выступающую часть «вдавлена».

3. Масштабность – это еще один важный фактор, влияющий на восприятие объемной композиции. Очень важно правильно найти размер объемной композиции, соотношение к человеку, пространству, то есть масштабность произведения. Проблема масштаба – одна из центральных в создании объемной композиции, но на восприятие формы объема большое влияние оказывает и соотношение размеров формы, деталей и целого объема, то есть пропорции. Кроме того, очень важно соотношение объема и того пространства, в котором он находится, иначе говоря, система пропорций.

4. Освещение.

В рекламе довольно часто используются объемные композиции (объемные рекламные модули), но чаще как фасадное, а не интерьерное оформление. Рекламный объект, представляющий объемную композицию, выступает как доминанта или подчиненный общему стилистическому решению ключевой элемент среды. Средовое положение объекта объемной композиции заставляет пространственно выявить эти связи, материально закрепить ориентиры наблюдения, предпочтительные с точки зрения создателей. Существенен и выбор необходимой, достойной дистанции обозрения, и драматургический замысел его бытия в целом. Одним из перспективных направлений на рынке рекламных услуг являются объемные фигуры, скульптуры, барельефы, которые используются для наружной рекламы, архитектуры, а также применяются для оформления интерьеров и благоустройстве паркового ландшафта. Это могут быть персонажи мультфильмов, экзотические животные, птицы и рыбы, фантастические существа, декоративные элементы, символические предметы и многое, многое другое. Объемные буквы– один из самых распространенных и эффективных элементов наружной рекламы. Особенно часто объемные буквы используются специалистами по изготовлению наружной рекламы для создания горизонтальных и вертикальных вывесок, но могут применяться и в других рекламных целях. Объемные буквы изготавливаются из металла, пластика или дерева. Они могут иметь самые разные размеры – от считанных сантиметров до нескольких метров. Разнообразие цветов, стилей и форм объемных букв практически неограниченно. По способу подсветки световые объемные буквы подразделяются на три основные группы. Это могут быть буквы с внутренней подсветкой, с внешней подсветкой и несветовые. Несветовые объемные буквы наиболее просты в изготовлении и монтаже, однако не столь эффектны, как буквы с внутренней подсветкой. Буквы, которые подсвечиваются снаружи, конструктивно не отличаются от несветовых, но для достижения дополнительного эффекта в ночное время в рамках единой композиции с этими буквами монтируются источники света. Солидно и в то же время весьма эффектно выглядят металлические объемные буквы с внешней подсветкой. Чаще всего они изготавливаются из алюминия с напылением из нитрида титана. Этот современный материал повышает эстетические качества изделий и одновременно предохраняет объемные буквы от любых внешних воздействий, делая их весьма долговечными. Впечатляющий вид имеют объемные буквы из металла, внутри которых помещены неоновые трубки. Очень эффектно смотрятся встроенные в объемные буквы элементы художественного витража. Композиции из объемных букв часто монтируются на фасадах и стенах зданий горизонтально и вертикально, а также в виде крышевых установок, которые достигают порой огромных размеров. Такие надписи из объемных букв, особенно если они подсвечены изнутри (световые объемные буквы), могут быть видны даже с расстояния нескольких километров. В композиции объемные буквы придают особый колорит вывеске, вывеска переходит из плоскостного решения в объемное, что делает рекламу интереснее и привлекательнее на фоне однообразных плоских решений. Световые объемные буквы, выполняются в виде световых коробков сложной формы. Подсветка может быть выполнена неоном, диодами, оптиковолокном, лампами накаливания. Возможно исполнение следующих световых эффектов: лицевое свечение, торцевое свечение, контражур, динамика, RGB, переливание. Материалы для изготовления световых букв: акрил, ALS профиль, ПВХ, нержавейка (покрытием нитрит титана, оксид титана…), сталь (порошковая покраска). Не световые объемные буквы, могут быть выполнены в виде коробков сложной формы или выфрезерованные из материала (цельного или цельноклееного).

Включение объемных композиций в интерьер — относительно редкий случай, обусловленный необходимостью широкого пространства для обзора и беспрепятственного обхода. В основном они адресуются крупномасштабным интерьерам общественных зданий. Это могут быть скульптурные группы, фонтаны, дендроинсталляции и т.п. В интерьерах небольшой площади объемные композиции уместнее располагать на фоне стен в секторе хорошей видимости; в центре допустимо размещение композиционных акцентов в виде фитоинсталляции, скульптуры, вазы и т.п. Высотой не более 1 метра, не препятствующих обзору интерьера.

Основными критериями оценки объемной композиции являются следующие:

1. Достижение цельности и законченности композиции.

2. Соответствие положения исходной комбинации фигур требованиям пространства.

3. Оригинальность сочетания геометрических элементов и учет их роли в обеспечении пластической и силуэтной выразительности композиции.

4. Грамотность перспективного изображения и построения линий врезок.

5. Качество графической проработки объемной модели.

6. Компоновка изображения на плоскости.

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы изобразительные возможности фактуры и текстуры при построении объемных композиций?

2. Определите факторы, влияющие на восприятии объемной композиции.

3. Опишите виды объемных рекламных носителей.

4. Назовите критерии оценки эффективной объемной композиции в рекламе.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных