ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 7. Пропорции, модуль, масштабность в рекламной композицииСледующим элементом композиционного анализа является выявление соотношений в композиции (пропорций), определение модуля, масштабности. Пропорция - это равенство двух отношений. Пропорциональные величины зависят друг от друга настолько, что с увеличением одной в несколько раз, соответственно во столько же раз увеличивается другая величина. Соотношения форм, объемов - основа, на которой строится вся композиция. Среди идеально выверенных пропорций особо можно выделить "золотое сечение", которое выражается числом 1,62.Чтобы разделить отрезок АВ в пропорции "золотого сечения", достаточно в точке В восстановить перпендикуляр ВС=АВ:2 и на стороне АВ отложить АД=АС-ВС. Отношение АД:ДВ=АВ:АД=1,62. На практике применяется приближенное "золотое сечение", где каждое последующее число является суммой двух предыдущих-3:5 /5:8/ 8:13/ 13:21. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки — примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.
Рис. 1 Золотое сечение
Правило золотого сечения со временем было упрощено в крайне популярное сегодня правило «одной трети». Оно, в отличие от «золотого сечения», являющегося математической функцией, используемой в искусстве и архитектуре, рассказывающей об идеальном расстоянии между объектами для их лучшего восприятия, больше относится к дизайну и является законом композиции. Это правило говорит о том, что путем равномерного деления дизайнерской картинки с помощью горизонтальных и вертикальных линий — каждые четыре из них будут создавать 9 частей. Пересечения этих линий — это фокусные точки изображения или фотографии. Используя этот метод можно установить оптимальное для восприятия место расположения доминирующих объектов. Основу организации материала на странице составляют приемы компоновки текста, иллюстраций, декоративных элементов. Общая структура полосы (страницы) задается с помощью модульной сетки. Модульная сетка используется в качестве общего каркаса, позволяющего придать нужную форму материалу и оптимальным образом представить содержание документа. Модуль — это величина, принимаемая за основу расчета какого-либо предмета. Главная особенность модуля: кратность к целому произведению (т.е. это один и тот же элемент, размножив который и комбинируя разными сочетаниями, можно получать разные формы, пример: паркет, плитка на тротуаре). Модуль бывает: плоскостной, рельефный (керамика, гипс) и объемный. Рассмотрим главные требования к модулю: 1) Простота. Модуль должен быть простым, т.к. он является частью целого произведения. 2) Целостность. 3) Выразительность. 4) Модуль должен позволять комбинировать различные варианты произведения. 5) Соразмерность. Каждый компонент рекламы должен занимать площадь, пропорциональную его значимости в рекламе как едином целом. Масштаб композиции в рекламе ограничен изобразительным полем, связанным с конкретным рекламоносителем. Восприятие реальной величины предметов возникает только в сравнении друг относительно друга. Для характеристики соразмерности используют понятия масштаб и масштабность, которые является наиболее сложным средством композиции. Понятие масштабности перешло в дизайн из архитектуры и является важной характеристикой предмета. Оно основано на сопоставлении величины рассматриваемого предмета и наших представлений об этой величине. Оказывается, что произвольно увеличивать или уменьшать изделие, имеющее какой-либо функциональный или художественно-эстетический смысл, нельзя. Человеку свойственно стремление связывать все создаваемое им с определенной величиной. Отклонение от этого вызывает внутренний протест, а вместе с ним и эстетическую неудовлетворенность. Истоки этого, как считают многие исследователи, в свойственном сознанию человека внутреннем «мериле» величин. Большие организмы, так же как и малые, обладают своими, присущими им особенностями. На основе этого у человека и утвердились определенные представления, отражающие объективную связь между величиной предмета и его строением. Каковы конкретные признаки «масштабности» в природе? Для больших сформировавшихся организмов — это контрастные отношения частей тела (например, отношение величины головы к туловищу). Достаточно сравнить их соотношение у ребенка и у взрослого человека, щенка и собаки. У растений может быть различна по своей сложности сама «цепочка» отношений: у молодого дерева она проще (ствол — ветка — лист), в то время как у большого это ствол — сук — ветка — малая ветка — лист. По-видимому, сравнение молодого, растущего, но меньшего со зрелым, большим по своим размерам и породило наше внутреннее «мерило» величин. Мы подсознательно сравниваем кустик и дерево, щенка и собаку, ребенка и взрослого. Все это, усвоенное еще в детстве, переносится нами на мир неодушевленных предметов: по ассоциации, чем острее сопоставления, тем больше величина фигуры. Окружность, например, не имеет нюансов кривизны и поэтому воспринимается меньшей, чем равновеликий овал. Фигура, у которой соотношение частей контрастнее, ассоциируется с большей величиной; там же где эти соотношения сближены,— с меньшей. Нам присуще связывать величину, весомость со значительностью содержания, важностью роли. Когда же «значительное» воплощается в небольшие размеры, то это вызывает отрицательные эмоции. И наконец, масштаб невольно связывается в человеческом сознании с окружением. Один и тот же предмет может показаться громоздким или, напротив, ничтожным в зависимости от окружающего его пространства. Средства определения оптимальной масштабности. Прежде всего, выбор такого размера, который соответствует нашим представлениям и не нарушающего соотношения предмета с человеком или с материальным окружением (предметами, архитектурой) и пространством. Большое значение имеют так называемые измерители масштаба. Это детали, имеющие «жесткое» функциональное назначение и известную для нас величину. Присутствие этих «указателей масштаба» очень важно, оно может дать «ключ» к представлению о величине предмета. Масштабность среды (интерьер, экстерьер) решается в принципе так же, как и масштабность предмета, и основана на соответствии между реальной величиной пространства и его композиционным решением. Дробность или, наоборот, излишняя укрупненность при разбивке парка по отношению к реальному пространству вызывает у зрителя чувство неудовлетворенности. Другая крайность — это излишнее упрощение, которое воспринимается как грубость. Зритель опять не находит соответствия между своими представлениями и предложенной проектировщиками реальностью. К масштабности, однако, не следует относиться как к догме. Преуменьшая или преувеличивая масштаб, можно изменить художественный облик предмета или среды. Наряду с пониманием масштабности как соразмерности форм окружающей среды с человеком существует толкование масштабности как средства композиции, средства решения идейно-образных задач. Есть такие понятия, как «крупный масштаб» и «мелкий масштаб». Для крупномасштабного сооружения характерен большой лаконизм форм, крупные членения, что придает ему впечатление монументальности. Камерные, мелкомасштабные сооружения отличаются большим количеством членений, насыщены деталями. Благодаря этому они производят впечатление легкости и изящества. Таким образом, художник-проектант с помощью членений и детализации может придать композиции черты монументальности и силы или же. в зависимости от назначения и образного содержания, сделать ее легкой, камерной. Очень важно учитывать масштабность при проектировании выставок - как в специальных помещениях, так и в городе. При достижении правильной масштабности большую роль играют мелкие детали. Достаточно свободно можно использовать масштабность, исходя, прежде всего из соображений цели и особенностей восприятия, но сообразуясь со средствами художественной выразительности. В рекламе в зависимости от ее вида можно выделить два основных вида масштаба: 1. Временной масштаб композиции (развитие сюжета в рекламе, решаемое изобразительными средствами). 2. Пространственный масштаб композиции (открытая композиция, частично- ограниченная композиция, закрытая композиция).
Контрольные вопросы и задания: 1. Определите значение пропорций в рекламной композиции, методы «игры» с пропорциями. 2. Проиллюстрируйте правило золотого сечения на конкретной композиции. 3. Сравните понятия модуль и масштаб. Каковы основные требования к модулю? 4. Назовите средства определения оптимальной масштабности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|