Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




Предисловие


 


настоящее время не только специ­ализированные учебные заведе­ния, но и многие художественные вузы России стали готовить ху­дожников разных видов одного из самых древнейших областей худо­жественного творчества человека — декоративно-прикладного искусства. Здесь по спе­циальным программам готовят художников керамики и металла, стекла и ювелирного дела, обработки тканей и дизайнеров костю­ма и др.

О декоративно-прикладном искусстве написано достаточно много. Это и отдель­ные статьи, рассматривающие проблемы этого вида искусства, и научные исследова­ния, и монографии, посвященные творче­ству отдельных мастеров. Однако на сегод­няшний день единственным изданием, где можно найти наиболее полный материал по истории декоративно-прикладного искусст­ва, является переведенная с французского «История декоративно-прикладного искус­ства» Анри де Морана, где автор собрал большой фактический материал по рассмат­риваемому вопросу. Хорошо иллюстриро­ванный груд вместе с тем страдает рядом недостатков: неравнозначное освещение материала различных эпох и стилей, где характер изложения носит сжатый, не­сколько схематичный характер, близкий к энциклопедическому изложению, в каче­стве иллюстраций используются экспонаты зарубежных музеев, в нем отсутствуют раз­делы, посвященные истории русского деко­ративно-прикладного искусства. """"""Ввиду того, что временная протяжен­ность рассматриваемого вопроса огромна, как и фактический материал, накопленный многими поколениями, в одном труде оди­наково полно осветить все исторические периоды, а также виды и жанры декоратив­но-прикладного искусства не представляет­ся возможным. Среди сотен шедевров, вы­страивая их в единую линию исторического развития, приходится многое пропускать, выделяя для каждого периода наиболее важное и характерное, полнее всего выра­жающее свое время, его идеалы и вкусы. Поэтому автором были выделены и подроб­но освещены те виды декоративно-прикладного искусства, которые занимают более значимое положение в ряду других видов декоративного творчества рассматриваемой страны, периода времени или стиля. В гла­вах, соответствующих каждому из основных периодов, также рассматриваются самые важные явления в истории декоративно- прикладного искусства, их связи с общим развитием культуры, главными идеями и эстетическими взглядами времени. Кроме того, учебное пособие снабжено кратким словарем специальных терминов декора­тивно-прикладного искусства и тесно свя­занных с ним других областей художествен­ного творчества.

В настоящее время широкое развитие получил жанр популяризации декоративно­го искусства для массового читателя — от очерков и интервью до рассказов о сувенир­ных промыслах и отдельных мастерах, охот­но помещаемые литературно-художествен­ными журналами. Как правило, авторами таких статей являются журналисты, кото­рые, по мнению редакций журналов, впол­не успешно справляются с такой тематикой, доводя до предела модную в искусствознании хроникальность и занимательность изложе­ния и лишая произведения декоративно-при­кладного искусства профессионального тео­ретического разбора. Однако обобщающих трудов в области декоративно-прикладного искусства явно недостаточно в сравнении с другими видами искусства.

Археология, этнография, культурология способствуют развитию преимущественно служебных сторон искусствознания рас­сматриваемой области искусства. Изучение стиля, формообразующих факторов, кото­рые можно выявить, опираясь на художе­ственное восприятие эпохи, сравнительный анализ форм чаще можно встретить лишь в научных публикациях. Важной особенностью искусствоведческого подхода к изучению ис­тории декоративно-прикладного искусства является подчеркивание вневременных фак­торов искусства, их общечеловеческих свойств, благодаря чему памятники про­шлого способны оставаться близкими и по­нятными, невзирая на отдаленность эпохи и места их создания.

Чтение лекций по «Истории декоративно-прикладного искусства» убедило автора в необходимости такого издания,-где были бы отражены и мировая история этого вида искусства, и геополитические и творческие связи народов, и взаимовлияние и преем­ственность традиций. Все это рассмотрено на примерах многочисленных выдающихся памятников декоративного и прикладного искусства.

Предлагаемая работа не претендует на открытия и масштабные обобщения. У нее более узкая задача: ввести читателя в мир декоративного и прикладного искусства, выявить некоторые конструктивные основы этого мира, а также показать, что слитность ремесла и искусства — лишь одна из таких основ и все остальные качества оказывают­ся тесно связанными, восходящими к ней.


Истлевают полотна и пергаменты, гниет дерево, окисляются металлы, крошатся камни, но формы, вос­производимые из поколения в поколение при нали­чии живой традиции, противостоят Времени и запол­няют Пространство, превращая хаос в космос. JI.H. Гумилев

 

Введение

 

екоративно-прикладное искусст­во — наиболее древний по своему происхождению вид искусства, возникший с момента выделе­ния ремесла в самостоятельную отрасль производства и в тече­ние многих веков развивавший­ся в народном творчестве в форме художе­ственных ремесел. Этот вид искусства объединил в себе два понятия: декоративное и прикладное искусство, которые, как прави­ло, находятся вместе в неразрывной связи, но могут существовать и отдельно.

Произведения декоративно-прикладного искусства создаются ради удовлетворения как материальных, так и духовных потреб­ностей человека. Будучи самостоятельной специфической формой художественного творчества, отражения и познания мира, эти произведения обладают возможностями не только отображать, используя специфичес­кий для них язык, но и преобразовывать по законам красоты окружающую действи­тельность.

Это та область художественного творче-. ства, с которой человек находится в непо­средственной близости и контакте всю свою жизнь. Произведения этого искусства явля­ются частью материальной культуры обще­ства.

В XIX в. эту область художественного освоения предметного мира определили как «прикладное искусство»: художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ков­ры, вышивки, ткани, ювелирные изделия и др. Все это является важнейшими элемен­тами

 

 

художественно-содержательной пред­метной среды, служит практическим целям и одновременно украшает быт, создает оп­ределенное эмоциональное настроение.

Красота и польза в них уравновешены и гармонично дополняют друг друга.

На развитии прикладного искусства ска­зались условия жизни, быт каждого народа, природные и климатические условия его обитания. Поэтому изделия прикладного искусства, будучи в основе своей утилитар­ными, включают в себя и элементы духов­ной культуры, национальной традиции.

Изначально декоративно-прикладное искусство, подобно другим видам художе­ственного творчества человека, не осознава­
лось как искусство. Люди делали необходи­мые в быту вещи, создавая предметную сре­ду: традиционное оформление жилища, ко­стюм, бытовую утварь, орудия труда, боевое оружие. В создаваемом простыми народны­ми умельцами предметном мире отражались общественный и бытовой уклад, своеобраз­ное восприятие мира и свои представления о счастье и красоте, а также неповторимый национальный характер.

Зародившееся еще при родовом строе желание людей украшать себя различными предметами в эпоху рабовладения получи­ло новый толчок. Позднее появились пред­меты украшения одежды, а затем и жилища, например, ковры, напольные вазы и т. п. Здесь уже на первом плане стояла красота. Подобные вещи еще сохраняли свою целе­сообразную прежнюю форму, но их смысл и ценность были именно в красоте. Это ис­кусство в XVIII-XIX вв. назвали декора­тивным («декор», «украшение»).

Декор и прикладное искусство во многих случаях дополняют друг друга, и тогда при­нято говорить о декоративно-прикладном искусстве. В произведениях декоративного искусства декор не существует в чистом виде, а состоит из сочетания полезного и красивого.

Долгое время в Европе, в отличие от стран Дальнего Востока, бытовало мнение, что прикладное искусство не является ис­кусством в полном смысле слова, а пред­ставляет собой ремесленную практическую деятельность, потому что мастера приклад­ного искусства создают новые предметы.

Однако при более детальном изучении предметов прикладных видов творчества можно обнаружить много общих свойств с высокими видами искусства. В основе это­го искусства лежит функциональность, а потом уже приходит красота. Вещи живут дольше людей и влияют на вкусы следую­щего поколения, остаются даже тогда, ког­да общие эстетические нормы в представле­нии уже становятся другими. Кроме того, бытовые изделия, утварь, одежда связаны обычно с определенной, устоявшейся техно­логией производства, традиционными тех­ническими навыками и приемами.

Стилистические изменения в искусстве, связанные с социально-политическими и общими культурно-историческими измене­ниями, происходят чаще всего постепенно, в определенный более или менее длитель­ный промежуток времени. А в произведени­ях прикладного искусства эта смена стилей еще более запаздывает. Поэтому рядом с новыми стилистическими особенностями в прикладном искусстве, как правило, про­должают существовать и традиционные черты. При изучении стиля какого-либо определенного времени полезнее всего ис­ходить от прикладных искусств, так как они развиваются в более тесной связи с повсе­дневной жизнью человека и выражают стиль жизни, времени непосредственнее, чем свободно и независимо творящие высо­кие искусства. Например, при изучении ху­дожественного быта эпохи Возрождения нельзя обойти вниманием знаменитые ита­льянские майолики, которые так ярко отра­жают мощный, красочный и радостный дух времени. Каждый век имеет свой излюблен­ный, соответствующий его духу времени материал. Так, тяжелый и рассыпчатый фа­янс столь же характерен для XVI в., как твердый, гладкий и лоснящийся фарфор для XVIII столетия.

Всякое произведение прикладного искус­ства является образом человеческих чувств, желаний, стремлений, скрытых в соответ­ствующих предметах промышленности. Все это относится и к архитектуре, которую ча­сто правильно связывают с прикладным искусством.

Понятие образа, распространенное в ис­кусствознании и литературоведении, на первый взгляд мало применимо к декора- тивно-прикладному творчеству. Если в живописи понятие образа связывается с представлением о типичном, выраженном в конкретном и неповторимо-индивидуаль- ном, то для прикладного искусства харак­терны ритмическая повторяемость одного и того же изображения, условность и большая обобщенность.

В прикладном искусстве и архитектуре произведения входят в окружающую чело­века материальную среду не в порядке изоб­ражения, как, например, в живописи, а как непосредственно заменяющие собой неху­дожественные вещи, прямо и существенно преображая тем самым окружающую чело­века жизнь и через нее влияя на человека. Существенной чертой образности художе­ственной вещи является выражение ее на­значения в жизни. Вещь должна в первую очередь говорить об этом назначении, ины­ми словами, форма вещи должна соответ­ствовать ее назначению. Здесь следует ого­вориться, что в прикладном искусстве художественная выразительность не всегда должна совпадать с утилитарной конструк­цией.

Художественный образ является отраже­нием жизни в сознании людей и способен обобщать явления действительности. Худо­жественное качество при этом слагается из творческой индивидуализации обобщения и фантазии, благодаря которым становится возможным открывать и показывать суще­ственное и главное в окружающей действи­тельности. Изображение становится только тогда художественным, когда оно говорит больше, чем заложено во внешних призна­ках изображаемого явления.

Художественный образ — плод творчес­кой работы художника и потому отсутству­ет в натуралистических произведениях, где творчества нет. Художественным образ можно считать тогда, когда он начинает вы­ражать более широкое, глубокое и значи­тельное содержание. Материальную основу всех произведений прикладного искусства составляет их утилитарное назначение, без которого эти произведения невозможны. Наличие таких качеств есть их существен­ная отличительная черта, прежде всего от станкового искусства. Однако как бы суще­ственно ни было значение этой полезно практической стороны, она никогда полно­стью не исчерпывает смысла не только ху­дожественной вещи, но даже самой простой нехудожественной.

Поэтому любая вещь является предме­том материальной культуры, она, как и че­ловек, не может существовать вне общества, и потому социально-историческая сторона является в ней самой существенной. Вот почему выявление только узкофункцио­нальной стороны произведения прикладно­го искусства не может исчерпать художе­ственного смысла этих произведений.

В зависимости от того, какая сторона ве­щей является в них доминирующей, идейно- тематическая или утилитарная, художе­ственное творчество получает два основных направления, которые условно можно назвать декоративно-сюжетным и орнаментальным, отличающиеся друг от друга идейной значи­тельностью и внутренним соотношением формы и украшений. Установление в при­кладном искусстве двух вышеназванных направлений имеет большое практическое значение для работы художников: оно по­зволяет им лучше понимать и решать твор­ческие задачи, стоящие перед ними на прак­тике.

В подлинно художественном произведе­нии прикладного искусства назначение, конструкция, форма, материал, цвет, укра­шения должны быть согласованы и связаны между собой, а также объединены един­ством замысла.

Любая вещь, идеально сконструирован­ная в плане практического назначения, про­изведением искусства становится только тог­да, когда приобретает выразительность более глубокую, чем просто выявление своего функционального назначения. Поэтому вы­разительность — необходимое условие ху­дожественности.

В декоративном искусстве преобладает стремление к связи произведения искусст­ва со средой. Художник-декоратор ценит не только сходство изображений с изображае­мым объектом, но и то, какие цветовые пят­на и фигуры образует его произведение на большом расстоянии. Для него важно, име­ют ли они художественную выразитель­ность при потере своего сюжетного смысла, превращаются ли в своеобразную компози­цию, имеющую нужный для данной среды эмоциональный строй, располагаются ли по форме расписанной площади.

В произведениях декоративного искусст­ва мы постоянно наблюдаем множествен­ность места, времени, действия и замену психологического раскрытия образа эмбле­матикой, аллегорией и символикой.

Множественность места в произведениях декоративного искусства бросается в глаза прежде всего. Художник-декоратор, желая связать свою картину с украшаемой ею пло­щадью, легко заменяет одну точку схода и один горизонт несколькими. Это явление хорошо известно в области стенных роспи­сей и плафонов. В области прикладного ис­кусства особенно часто и последовательно этот принцип употребляли китайские ху­дожники в живописи на шелке и росписи фарфоровых ваз.

Стремясь связать роспись с предметом, художник-прикладник отказывается от све­тотени, единства освещения и освещения вообще, переходит на условные локальные цвета, плоскостные изображения, силуэты, совершенно отказывается от перспективы и ракурсов. Ограничивая себя передачей об­щих характерных черт объекта, художник приближается к тому минимуму конкретно­сти, который необходим для узнавания того или иного явления или превращения инди­видуализированного образа в видовой, пе­рехода последнего в эмблему. Примерами умелого использования такого рода обобще­ний могут служить древнегреческая вазо­пись VI в. до н. э. и северорусская вышивка XVIII-XIX вв.

С множественностью места часто связа­ны также множественность времени, дей­ствия и масштаба. Одновременно способ­ность прикладного искусства к широким совмещениям и смелым сопоставлениям создает почву для выражения в одном про­изведении широчайших идей, охватываю­щих целые ряды событий, мест, эпох.

Подробное изучение изобразительной специфики декоративно-сюжетного и орна­ментального направлений в прикладном искусстве, приемов композиционного пост­роения, способов раскрытия темы, особен­ностей самой тематики прикладного искус­ства и пр. может быть предметом целого ряда специальных работ. Опыт такого изу­чения с достаточной убедительностью пока­зывает, что в силу своих материальных и методических особенностей прикладное ис­кусство представляет самостоятельный раз­дел изобразительного искусства. При отсутствии понимания специфики прикладного искусства художник-приклад­ник может легко встать на путь использова­ния художественных станковых приемов, поскольку у этих двух видов изобразитель­ного искусства много общего. Как в при­кладном искусстве имеются моменты стан- ковизма, так и в станковых произведениях может присутствовать декоративная сторо­на. Поэтому станковые картины, обладаю­щие достаточно выраженной силуэтностью основных компонентов, четкой ритмично­стью их отношений, гармоничным сочетани­ем композиции картины с формой предмета, могут быть использованы и часто использу­ются прикладным искусством. Однако это использование требует тонкого понимания специфики обоих видов искусства, без чего художник-прикладник невольно становится на путь механического заимствования, со­здания эклектических произведений

Общеизвестно, что ничего в искусстве не рождается на пустом месте, все имеет свои корни, истоки. Художники в целях развития художественной культуры охотно обраща­ются к мировому художественному насле­дию, используя лучшие его достижения. Однако, несмотря не ценность этого насле­дия, современным художникам следует по­мнить, что основу художественного творче­ства того или иного народа составляют собственное творчество и традиции этого народа. Поэтому художникам очень важно понимать, что только умелое соединение лучших черт мирового наследия с лучшими народными традициями могут дать положи­тельный результат и нести большое куль­турно-воспитательное значение.

Художественные традиции не всегда мо­гут быть использованы без изменения, по­скольку новые произведения прикладного искусства уже создавались в условиях дру­гой идеологии, быта, с использованием иных техники, понимания творческих за­дач. Современные художники легко нахо­дят связи с творчеством предшествующих поколений народных художников и успеш­но используют их опыт в своих творческих поисках. Они также пытаются по-новому относиться к духовной значимости ремесла, его общественной и, в частности, эстетичес­кой ценности. Отдавая должное тому боль­шому вкладу, который вносит в культуру человечества профессиональное искусство, мы одновременно начинаем все более ясно осознавать, что им одним не исчерпывает­ся эстетическая культура общества.


 


Глава I

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных