ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРАПредисловие
настоящее время не только специализированные учебные заведения, но и многие художественные вузы России стали готовить художников разных видов одного из самых древнейших областей художественного творчества человека — декоративно-прикладного искусства. Здесь по специальным программам готовят художников керамики и металла, стекла и ювелирного дела, обработки тканей и дизайнеров костюма и др. О декоративно-прикладном искусстве написано достаточно много. Это и отдельные статьи, рассматривающие проблемы этого вида искусства, и научные исследования, и монографии, посвященные творчеству отдельных мастеров. Однако на сегодняшний день единственным изданием, где можно найти наиболее полный материал по истории декоративно-прикладного искусства, является переведенная с французского «История декоративно-прикладного искусства» Анри де Морана, где автор собрал большой фактический материал по рассматриваемому вопросу. Хорошо иллюстрированный груд вместе с тем страдает рядом недостатков: неравнозначное освещение материала различных эпох и стилей, где характер изложения носит сжатый, несколько схематичный характер, близкий к энциклопедическому изложению, в качестве иллюстраций используются экспонаты зарубежных музеев, в нем отсутствуют разделы, посвященные истории русского декоративно-прикладного искусства. """"""Ввиду того, что временная протяженность рассматриваемого вопроса огромна, как и фактический материал, накопленный многими поколениями, в одном труде одинаково полно осветить все исторические периоды, а также виды и жанры декоративно-прикладного искусства не представляется возможным. Среди сотен шедевров, выстраивая их в единую линию исторического развития, приходится многое пропускать, выделяя для каждого периода наиболее важное и характерное, полнее всего выражающее свое время, его идеалы и вкусы. Поэтому автором были выделены и подробно освещены те виды декоративно-прикладного искусства, которые занимают более значимое положение в ряду других видов декоративного творчества рассматриваемой страны, периода времени или стиля. В главах, соответствующих каждому из основных периодов, также рассматриваются самые важные явления в истории декоративно- прикладного искусства, их связи с общим развитием культуры, главными идеями и эстетическими взглядами времени. Кроме того, учебное пособие снабжено кратким словарем специальных терминов декоративно-прикладного искусства и тесно связанных с ним других областей художественного творчества. В настоящее время широкое развитие получил жанр популяризации декоративного искусства для массового читателя — от очерков и интервью до рассказов о сувенирных промыслах и отдельных мастерах, охотно помещаемые литературно-художественными журналами. Как правило, авторами таких статей являются журналисты, которые, по мнению редакций журналов, вполне успешно справляются с такой тематикой, доводя до предела модную в искусствознании хроникальность и занимательность изложения и лишая произведения декоративно-прикладного искусства профессионального теоретического разбора. Однако обобщающих трудов в области декоративно-прикладного искусства явно недостаточно в сравнении с другими видами искусства. Археология, этнография, культурология способствуют развитию преимущественно служебных сторон искусствознания рассматриваемой области искусства. Изучение стиля, формообразующих факторов, которые можно выявить, опираясь на художественное восприятие эпохи, сравнительный анализ форм чаще можно встретить лишь в научных публикациях. Важной особенностью искусствоведческого подхода к изучению истории декоративно-прикладного искусства является подчеркивание вневременных факторов искусства, их общечеловеческих свойств, благодаря чему памятники прошлого способны оставаться близкими и понятными, невзирая на отдаленность эпохи и места их создания. Чтение лекций по «Истории декоративно-прикладного искусства» убедило автора в необходимости такого издания,-где были бы отражены и мировая история этого вида искусства, и геополитические и творческие связи народов, и взаимовлияние и преемственность традиций. Все это рассмотрено на примерах многочисленных выдающихся памятников декоративного и прикладного искусства. Предлагаемая работа не претендует на открытия и масштабные обобщения. У нее более узкая задача: ввести читателя в мир декоративного и прикладного искусства, выявить некоторые конструктивные основы этого мира, а также показать, что слитность ремесла и искусства — лишь одна из таких основ и все остальные качества оказываются тесно связанными, восходящими к ней.
Введение
екоративно-прикладное искусство — наиболее древний по своему происхождению вид искусства, возникший с момента выделения ремесла в самостоятельную отрасль производства и в течение многих веков развивавшийся в народном творчестве в форме художественных ремесел. Этот вид искусства объединил в себе два понятия: декоративное и прикладное искусство, которые, как правило, находятся вместе в неразрывной связи, но могут существовать и отдельно. Произведения декоративно-прикладного искусства создаются ради удовлетворения как материальных, так и духовных потребностей человека. Будучи самостоятельной специфической формой художественного творчества, отражения и познания мира, эти произведения обладают возможностями не только отображать, используя специфический для них язык, но и преобразовывать по законам красоты окружающую действительность. Это та область художественного творче-. ства, с которой человек находится в непосредственной близости и контакте всю свою жизнь. Произведения этого искусства являются частью материальной культуры общества. В XIX в. эту область художественного освоения предметного мира определили как «прикладное искусство»: художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивки, ткани, ювелирные изделия и др. Все это является важнейшими элементами
художественно-содержательной предметной среды, служит практическим целям и одновременно украшает быт, создает определенное эмоциональное настроение. Красота и польза в них уравновешены и гармонично дополняют друг друга. На развитии прикладного искусства сказались условия жизни, быт каждого народа, природные и климатические условия его обитания. Поэтому изделия прикладного искусства, будучи в основе своей утилитарными, включают в себя и элементы духовной культуры, национальной традиции. Изначально декоративно-прикладное искусство, подобно другим видам художественного творчества человека, не осознава Зародившееся еще при родовом строе желание людей украшать себя различными предметами в эпоху рабовладения получило новый толчок. Позднее появились предметы украшения одежды, а затем и жилища, например, ковры, напольные вазы и т. п. Здесь уже на первом плане стояла красота. Подобные вещи еще сохраняли свою целесообразную прежнюю форму, но их смысл и ценность были именно в красоте. Это искусство в XVIII-XIX вв. назвали декоративным («декор», «украшение»). Декор и прикладное искусство во многих случаях дополняют друг друга, и тогда принято говорить о декоративно-прикладном искусстве. В произведениях декоративного искусства декор не существует в чистом виде, а состоит из сочетания полезного и красивого. Долгое время в Европе, в отличие от стран Дальнего Востока, бытовало мнение, что прикладное искусство не является искусством в полном смысле слова, а представляет собой ремесленную практическую деятельность, потому что мастера прикладного искусства создают новые предметы. Однако при более детальном изучении предметов прикладных видов творчества можно обнаружить много общих свойств с высокими видами искусства. В основе этого искусства лежит функциональность, а потом уже приходит красота. Вещи живут дольше людей и влияют на вкусы следующего поколения, остаются даже тогда, когда общие эстетические нормы в представлении уже становятся другими. Кроме того, бытовые изделия, утварь, одежда связаны обычно с определенной, устоявшейся технологией производства, традиционными техническими навыками и приемами. Стилистические изменения в искусстве, связанные с социально-политическими и общими культурно-историческими изменениями, происходят чаще всего постепенно, в определенный более или менее длительный промежуток времени. А в произведениях прикладного искусства эта смена стилей еще более запаздывает. Поэтому рядом с новыми стилистическими особенностями в прикладном искусстве, как правило, продолжают существовать и традиционные черты. При изучении стиля какого-либо определенного времени полезнее всего исходить от прикладных искусств, так как они развиваются в более тесной связи с повседневной жизнью человека и выражают стиль жизни, времени непосредственнее, чем свободно и независимо творящие высокие искусства. Например, при изучении художественного быта эпохи Возрождения нельзя обойти вниманием знаменитые итальянские майолики, которые так ярко отражают мощный, красочный и радостный дух времени. Каждый век имеет свой излюбленный, соответствующий его духу времени материал. Так, тяжелый и рассыпчатый фаянс столь же характерен для XVI в., как твердый, гладкий и лоснящийся фарфор для XVIII столетия. Всякое произведение прикладного искусства является образом человеческих чувств, желаний, стремлений, скрытых в соответствующих предметах промышленности. Все это относится и к архитектуре, которую часто правильно связывают с прикладным искусством. Понятие образа, распространенное в искусствознании и литературоведении, на первый взгляд мало применимо к декора- тивно-прикладному творчеству. Если в живописи понятие образа связывается с представлением о типичном, выраженном в конкретном и неповторимо-индивидуаль- ном, то для прикладного искусства характерны ритмическая повторяемость одного и того же изображения, условность и большая обобщенность. В прикладном искусстве и архитектуре произведения входят в окружающую человека материальную среду не в порядке изображения, как, например, в живописи, а как непосредственно заменяющие собой нехудожественные вещи, прямо и существенно преображая тем самым окружающую человека жизнь и через нее влияя на человека. Существенной чертой образности художественной вещи является выражение ее назначения в жизни. Вещь должна в первую очередь говорить об этом назначении, иными словами, форма вещи должна соответствовать ее назначению. Здесь следует оговориться, что в прикладном искусстве художественная выразительность не всегда должна совпадать с утилитарной конструкцией. Художественный образ является отражением жизни в сознании людей и способен обобщать явления действительности. Художественное качество при этом слагается из творческой индивидуализации обобщения и фантазии, благодаря которым становится возможным открывать и показывать существенное и главное в окружающей действительности. Изображение становится только тогда художественным, когда оно говорит больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Художественный образ — плод творческой работы художника и потому отсутствует в натуралистических произведениях, где творчества нет. Художественным образ можно считать тогда, когда он начинает выражать более широкое, глубокое и значительное содержание. Материальную основу всех произведений прикладного искусства составляет их утилитарное назначение, без которого эти произведения невозможны. Наличие таких качеств есть их существенная отличительная черта, прежде всего от станкового искусства. Однако как бы существенно ни было значение этой полезно практической стороны, она никогда полностью не исчерпывает смысла не только художественной вещи, но даже самой простой нехудожественной. Поэтому любая вещь является предметом материальной культуры, она, как и человек, не может существовать вне общества, и потому социально-историческая сторона является в ней самой существенной. Вот почему выявление только узкофункциональной стороны произведения прикладного искусства не может исчерпать художественного смысла этих произведений. В зависимости от того, какая сторона вещей является в них доминирующей, идейно- тематическая или утилитарная, художественное творчество получает два основных направления, которые условно можно назвать декоративно-сюжетным и орнаментальным, отличающиеся друг от друга идейной значительностью и внутренним соотношением формы и украшений. Установление в прикладном искусстве двух вышеназванных направлений имеет большое практическое значение для работы художников: оно позволяет им лучше понимать и решать творческие задачи, стоящие перед ними на практике. В подлинно художественном произведении прикладного искусства назначение, конструкция, форма, материал, цвет, украшения должны быть согласованы и связаны между собой, а также объединены единством замысла. Любая вещь, идеально сконструированная в плане практического назначения, произведением искусства становится только тогда, когда приобретает выразительность более глубокую, чем просто выявление своего функционального назначения. Поэтому выразительность — необходимое условие художественности. В декоративном искусстве преобладает стремление к связи произведения искусства со средой. Художник-декоратор ценит не только сходство изображений с изображаемым объектом, но и то, какие цветовые пятна и фигуры образует его произведение на большом расстоянии. Для него важно, имеют ли они художественную выразительность при потере своего сюжетного смысла, превращаются ли в своеобразную композицию, имеющую нужный для данной среды эмоциональный строй, располагаются ли по форме расписанной площади. В произведениях декоративного искусства мы постоянно наблюдаем множественность места, времени, действия и замену психологического раскрытия образа эмблематикой, аллегорией и символикой. Множественность места в произведениях декоративного искусства бросается в глаза прежде всего. Художник-декоратор, желая связать свою картину с украшаемой ею площадью, легко заменяет одну точку схода и один горизонт несколькими. Это явление хорошо известно в области стенных росписей и плафонов. В области прикладного искусства особенно часто и последовательно этот принцип употребляли китайские художники в живописи на шелке и росписи фарфоровых ваз. Стремясь связать роспись с предметом, художник-прикладник отказывается от светотени, единства освещения и освещения вообще, переходит на условные локальные цвета, плоскостные изображения, силуэты, совершенно отказывается от перспективы и ракурсов. Ограничивая себя передачей общих характерных черт объекта, художник приближается к тому минимуму конкретности, который необходим для узнавания того или иного явления или превращения индивидуализированного образа в видовой, перехода последнего в эмблему. Примерами умелого использования такого рода обобщений могут служить древнегреческая вазопись VI в. до н. э. и северорусская вышивка XVIII-XIX вв. С множественностью места часто связаны также множественность времени, действия и масштаба. Одновременно способность прикладного искусства к широким совмещениям и смелым сопоставлениям создает почву для выражения в одном произведении широчайших идей, охватывающих целые ряды событий, мест, эпох. Подробное изучение изобразительной специфики декоративно-сюжетного и орнаментального направлений в прикладном искусстве, приемов композиционного построения, способов раскрытия темы, особенностей самой тематики прикладного искусства и пр. может быть предметом целого ряда специальных работ. Опыт такого изучения с достаточной убедительностью показывает, что в силу своих материальных и методических особенностей прикладное искусство представляет самостоятельный раздел изобразительного искусства. При отсутствии понимания специфики прикладного искусства художник-прикладник может легко встать на путь использования художественных станковых приемов, поскольку у этих двух видов изобразительного искусства много общего. Как в прикладном искусстве имеются моменты стан- ковизма, так и в станковых произведениях может присутствовать декоративная сторона. Поэтому станковые картины, обладающие достаточно выраженной силуэтностью основных компонентов, четкой ритмичностью их отношений, гармоничным сочетанием композиции картины с формой предмета, могут быть использованы и часто используются прикладным искусством. Однако это использование требует тонкого понимания специфики обоих видов искусства, без чего художник-прикладник невольно становится на путь механического заимствования, создания эклектических произведений Общеизвестно, что ничего в искусстве не рождается на пустом месте, все имеет свои корни, истоки. Художники в целях развития художественной культуры охотно обращаются к мировому художественному наследию, используя лучшие его достижения. Однако, несмотря не ценность этого наследия, современным художникам следует помнить, что основу художественного творчества того или иного народа составляют собственное творчество и традиции этого народа. Поэтому художникам очень важно понимать, что только умелое соединение лучших черт мирового наследия с лучшими народными традициями могут дать положительный результат и нести большое культурно-воспитательное значение. Художественные традиции не всегда могут быть использованы без изменения, поскольку новые произведения прикладного искусства уже создавались в условиях другой идеологии, быта, с использованием иных техники, понимания творческих задач. Современные художники легко находят связи с творчеством предшествующих поколений народных художников и успешно используют их опыт в своих творческих поисках. Они также пытаются по-новому относиться к духовной значимости ремесла, его общественной и, в частности, эстетической ценности. Отдавая должное тому большому вкладу, который вносит в культуру человечества профессиональное искусство, мы одновременно начинаем все более ясно осознавать, что им одним не исчерпывается эстетическая культура общества.
Глава I ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|