![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО АНТИЧНОГО МИРАЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ликому греческому искусству [редшествовала культура, обнару- Есенная сравнительно недавно, в;онце XIX — начале XX в., благо- [аря раскопкам на материковой реции, островах Эгейского моря и западном берегу побережья Малой Азии. Сначала была открыта древняя Троя, затем Микены и Тиринф (элладская культура), а впоследствии города на Крите (минойская культура) и поселения на Кикладских островах (кикладская культура). Наиболее древние памятники, относящиеся к эпохе неолита, — орудия труда, оружие, керамику — находили на Кипре и в Фессалии. К III тысячелетию до н. э. относятся раннеминойские поселения на Крите (2500-2000 гг. до н. э.), раннекикладские на островах Эгейского моря и такой культурный центр, как Троя, в северной части полуострова Малая Азия. Первые памятники Эгейского искусства появляются в Восточном Средиземноморье в III тысячелетии до н. э. Само искусство просуществовало до XIII в. до н. э., т. е. более 1500 лет. По имени основных центров это искусство иногда называют «крито-ми- кенским». Расцвет Эгейского искусства приходится на время, когда египетские мастера Древнего и Среднего царств уже создали многие свои шедевры. Связи центров Эгейского мира, особенно Крита, с Египтом были тесными, поэтому в произведениях эгейских мастеров нередко встречаются черты, характерные для искусства Египта и Передней Азии. Несмотря на близкое знакомство эгейских художников с египетскими произведениями, крито-микенское искусство отличалось своеобразием, оригинальностью и неповторимостью. Немецкий коммерсант Генрих Шлиман, фанатичный поклонник Гомера и всего греческого, ошибочно предположив, что Троя, воевавшая с Агамемноном, лежит в самых нижних слоях земли, углубился до слоев Трои, существовавшей за 1500 лет до греко- троянской войны, и по существу разрушил то, к чему так долго стремился. В настоящее время археологи различают 9 слоев (исторических): от начала III тысячелетия до н. э. и до середины I тысячелетия н. э. Самые глубокие слои названы «Троя I» и представляют собой мощные оборонительные стены толщиной до 11 м (2600-2400 гг. до н. э.). В слоях «Трои II» (2400-2200 гг. до н. э.) сохранились остатки дворца и крепостных стен. Здесь, в развалинах городской стены 14 июня 1873 г. Шлиман нашел исключительный по своей художественной ценности клад золотых вещей, ошибочно названный им «кладом Приама». Приам ----- царь Трои воевал с греками и жил значительно позже, чем был спрятан найденный клад. Кроме «клада Приама» на холме Гисарлык были обнаружены керамические изделия, созданные на гончарном круге, нередко причудливых форм, уподобленных человеческим фигуркам. После удачных раскопок «Трои II» внимание археолога привлекает город Микены, именуемый Гомером «золотообильным», «золотым», или просто «богатым». Как и в случае с Троей, он поверил тексту Гомера и пришел к выводу, что в Микенах должно находиться множество ценных художественных изделий из золота. В 1876 г. Шлиман начинает раскопки в Микенах. Здесь археологом был найден круглый Алтарь, а затем высеченная в скале четырехугольная шахта. В Микенах и Тиринфе формируется центр города — акрополь. Вход на Микенский акрополь ведет через Львиные ворота, воздвигнутые в XIV в. до н. э. За крепостными стенами Микен расположено 7 монументальных купольных гробниц. Каждая из них построена в форме пчелиного улья. Эти грандиозные сооружения свидетельствуют о мощи микенских властелинов, о том, что строительное искусство в то время стояло уже на очень высоком уровне. Все усыпальницы оказались разграбленными в древности. Недалеко от Львиных ворот располагались гробницы ахейских царей, 5 из которых были раскопаны Шлиманом. Позднее была обнаружена шестая, а в 1952 г. были найдены могилы вне городских стен Микен, несмотря на то, что до него такие попытки уже были предприняты другими археологами, но безрезультатно. Работы начали на расстоянии нескольких метров от Львиных ворот. В процессе раскопок были обнаружены фрагменты фризов, раскрашенные вазы, терракотовые статуэтки, каменные формы, в которых отливали украшения, бусы и геммы. Кроме того, на скальном грунте на глубине около 5 м был обнаружен первый предмет, обещавший великое открытие, — золотой перстень с печаткой. На дне могилы, в ослепительной пышности, соответствующей их сану, покоились три греческих воина. Выкованные из золотого листа посмертные маски реалистично передавали суровую простоту лиц бородатых мужчин. Груди были закрыты богато орнаментированными золотыми панцирями. В результате дальнейших поисков Шли- ман обнаружил сразу 5 могил. В них лежали 9 мужчин, 8 женщин и 2 маленьких детей. Все мужчины имели золотые маски и панцири, рядом с ними находились большое количество оружия, золотые и серебряные кубки, а также много домашней утвари. У большинства женщин головы охватывали золотые диадемы в виде лент, украшенных красивым спиральным орнаментом и розетками. Рядом стояли золотые и серебряные ларцы, полные драгоценностей. Останки были засыпаны сотнями золотых лепестков с выгравированными рыбами, пчелами, розетками и спиралями. Эти лепестки когда- то украшали одежду похороненных. Найденные предметы свидетельствовали о высокой культуре уже зрелой микенской цивилизации. Особого внимания заслуживает оружие. На бронзовых щитах, мечах и кинжалах представлены разнообразные аллегорические сцены, инкрустированные золотом и серебром. На одном из кинжалов изображен лев, преследуемый группой охотников с большими щитами, целиком закрывающими их фигуры. Помимо кубков, браслетов, диадем и булавок для закалывания одежды Шлиман нашел в могилах множество перстней и печатей из яшмы, аметиста, агата и других полудрагоценных камней. На вогнутых печатях перстней изображены модницы с завитыми волосами, обнаженными бюстами, в юбках в форме кринолина. Выгравированные фигуры настолько мелки, что их нельзя различить без увеличительного стекла, тем не менее древние миниатюристы выполнили их с безупречной точностью, которая и ныне вызывает искреннее восхищение. Шлиману казалось, что он обнаружил здесь гробницу самого Агамемнона, но дальнейшие исследования убедили его, что могилы относятся к более раннему времени, к XVI в. до н. э. В 1876 и 1884 гг. Шлиман проводил археологические раскопки в Тиринфе, греческой крепости, расположенной к юго-востоку от Микен. Ее мощные крепостные стены, сложенные из огромных совершенно неотесанных каменных глыб, древние причисляли к чудесам света, а Павсаний ставил их в один ряд с египетскими пирамидами. Шлиман не обнаружил там никаких сокровищ, но зато он нашел необыкновенно хитроумные оборонительные сооружения, состоящие из различных преград, ловушек и потайных ходов, скрытых в толстых стенах. Одним из ценнейших открытий, сделанных в Тиринфе, явились руины дворца, похожего на дворец Одиссея. Раскопки на Крите в 1900 г. начал английский археолог А. Эванс, который и установил периодизацию и хронологию критской культуры. Здесь он открыл до сих пор неизвестную миру культуру, которую назвал «минойской» по имени легендарного царя Миноса, царствовавшего на Крите, и определил три археологических периода: 1 — раннеминойский — III тысячелетие до н. э. 2 — среднеминойский — конец III тыся челетия — первая половина II тысячелетия до н. э. 3 — позднеминойский — вторая полови на II тысячелетия до н. э. Кроме того, каждый из периодов подразделялся на три подпериода. По этому образцу периодизации Эванса теперь создана периодизация культуры на территории Греции. В каждый из периодов в художественной культуре Крита появляется много новых особенностей, вызванных характером ее развития. Связи Крита со многими народами были очень тесными. В Египте и странах Передней Азии находят изделия критских мастеров. Из северных областей Европы на Крит привозили янтарь. В среднеминойский период, когда к XVI в. до н. э. происходит централизация власти на Крите, самостоятельные до этого области и города острова подчиняются наиболее сильному Кноссу, правителей которого легенды сохранили под именем Миносов. Фрески кносского дворца разнообразны по сюжетам. Их краски, будь то орнамент или сюжетная композиция, звучны и свежи. Манера работы художников Кносса может порой напоминать приемы египетских мастеров. Несомненно то, что критское искусство воздействовало на искусство Египта, особенно в амарнский период, и в свою очередь испытывало сильное встречное влияние. Во фреске «Парижанка» живописец рисует глаз анфас, как египетские и перед- неазиатские мастера. В отличие от древнеегипетских, в критских памятниках не чувствуется давления религиозных канонов. В этой связи не случайным может показаться тот факт, что воспитателем фараона Эхнатона, в период правления которого произошли сильные перемены в искусстве Египта, был критянин. Самым значительным памятником Эгейского искусства можно считать Кносский дворец с его необычными и непривычными до сего времени архитектурными формами, фресками и декоративными росписями. Орнамент, покрывающий стены Кносского дворца, — это чаще всего волны или спиралевидные завитки. Узор этого орнамента тянется непрерывной лентой, в которой яркие и звучные тона сменяют друг друга. Стилю критских мастеров свойственна свобода выразительной гибкой линии контура. Фрески Кносского дворца знакомят нас с торжественными церемониями, религиозными процессиями, играми со священным быком. Часто встречающаяся в критском искусстве маска быка говорит о том, что мужское божество на Крите имело вид быка. Эгейские мастера любили изображать цветы и растения, море и животных. Кроме живописи архитектуру Кносского дворца украшали невысокие рельефы, поверхность которых раскрашивалась. В трактовке фигур человека применялись приемы, близкие египетским: ноги и лицо изображались в профиль, плечи, как и глаз, — в фас. Эгейские мастера умели довольно точно воспроизводить реальный облик предметов. Так, Эванс принял однажды найденного во время раскопок фаянсового краба за настоящего, засохшего. В других же произведениях, напротив, отчетливо видны стилизация черт предмета, сведение их к орнаменту. Следует заметить, что упрощение изобразительных элементов и одновременно изысканность форм в искусстве были тем сильнее, чем ближе к закату находилась культура Крита. Критским мастерам были известны различные материалы: глина, слоновая кость, бронза, золото, фаянс. Мастера мелких форм работали не только в фаянсе, но и в металле, слоновой кости, тому пример статуэтки прыгунов через быка, выполненные из бронзы и слоновой кости. В памятниках искусства. Крита всегда выступает глубокое, кажущееся врожденным и естественным понимание художником красочного богатства, внутренней дина- мичности жизни. Поэтому у критских мастеров преобладающее значение имеют такие художественные средства, как певучая, гибкая линия и яркие, радостные, звучные краски. Другая характерная особенность критского искусства — движение. Любовь к асимметрии, сознательный отказ от спокойных композиций проявляется всюду: в архитектуре, живописи, мелкой пластике. В XVI в. до н. э. города Балканского полуострова, принадлежащие ахейцам, ранее подчиненные Криту, уже могли противопоставить свои силы Критскому государству, несмотря на то, что все еще были в зависимости от него и платили дань. С падением Кносса ведущее значение в бассейне Эгейского моря перешло от Крита к ахейцам, завоевавшим Крит, но по своему культурному уровню уступавшим критянам. С приходом ахейцев возникает раннемикенская культура (1570-1500 гг. до н. э.), наступает время строительства шахтных гробниц. Среднемикенская культура приходится на 1500-1400 гг. до н. э. — время строительства купольных гробниц и проникновения ахейцев на Крит. Позднемикенская культура ограничивается 1400-1125 гг. до н. э. Затем следует связанное с переселением дорийских племен разрушение Микен и Тиринфа. Камень. Интересны найденные в «кладе Приама» предметы вооружения, в частности, боевые топоры, исполненные из твердых пород камня, возможно служившие символами власти царя или военачальника. Гладко отполированная поверхность камня сочетается с узорным орнаментом центральной части, воспроизводящим крепления, которыми более древние топоры привязывались к ручкам. Чистота поверхности, порой предельная простота форм характеризуют эти памятники искусства раннего периода развития Эгейского мира. Изделия из камня, относящиеся к III тысячелетию до н. э., найдены и на Кикладах. Они изготовлены из стеатита и представляют собой подобие круглых в плане сосудов на коротких ножках. Один из таких сосудов напоминает древнейшую постройку. Характер его декоративного убранства говорит о том, что уже в древнейший период художник стремился сочетать линии узора с формой предмета. Так, простая поверхность тулова сосуда украшена спиральным орнаментом, изящно расположенным на ней. Узор на нижней части крышки представляет собой ломаную линию, образующую треугольники; верхняя ее часть украшена узором, образованным концентрическими окружностями или спиралями. Среди изделий различных видов художественной продукции Крита камень занимает видное место. Здесь, как и в Древнем Египте, производилось множество прекрасных сосудов разнообразной формы из мрамора, известняка, брекчии, алебастра, аметиста. К числу наиболее выдающихся образцов из камня принадлежат предметы из Мокло- са, отличающиеся богатой цветовой гаммой. Они относятся к первому среднеминойско- му периоду и в чем-то выдают влияние египетских каменных сосудов периода Древнего царства. В Закро, на юго-востоке Крита, были найдены изящные чаши из мрамора и обсидиана, ребристый кувшин из красного мрамора, а также амфора из мрамора с прожилками, которая имеет две большие изогнутые ручки, а по форме очень напоминает металлические вазы.
Среди изделий художественной обработки камня здесь, как и всюду на Ближнем Востоке, найдены многочисленные резные печати. Они декорированы различными
В критских дворцах найдено значительное количество как самих печатей, так и их оттисков на глиняных пробках, запечатывающих сосуды. Возле одного из дворцов была обнаружена мастерская по производству печатей. Здесь были найдены полуобработанные заготовки печатей из стеатита, слоновой кости и горного хрусталя. Для изготовления печатей также широко применялись твердые полудрагоценные камни — яшма, агат, аметист. Печати имеют преимущественно простые формы — округлые, призматические, встречаются в форме священного жука — египетского скарабея, форма которого, несомненно, заимствована в Египте. По сравнению с предыдущей эпохой сюжеты печатей становятся более разнообразными. Наряду с чисто орнаментальными мотивами, среди которых, как и в керамике, главное место занимает спираль, распространяются изображения, взятые из окружающей действительности: единичные фигуры животных и птиц или целые сцены с участием человека. К концу среднеминой- ского периода относится найденный в Кноссе так называемый «иероглифический склад»: более 150 оттисков на глине с интересными сюжетами — пастушок, сидящий рядом с бараном, портреты правителя и его сына, представляющие собой профильные изображения мужских голов. Распространение на печатях иероглифических надписей, декоративных по своему характеру, свидетельствует о высоком уровне развития критской культуры. Керамика. На рубеже III-II тысячелетия до н. э. происходит не только сложение новых Форм в критской архитектуре, высокого развития достигают и другие виды искусства, в первую очередь керамика. О мастерстве критских керамистов свидетельствуют вазы, исполненные в глине на гончарном круге и расписанные прихотливыми узорами орнамента, изображениями цветов, птиц, морских животных. Гончары Крита были виртуозами своего дела. Стенки их сосудов были порой не толще яичной скорлупы, формы ваз большей частью округлые, краски яркие и звучные. Особенной изысканностью отличаются сосуды так называемого стиля «камарес», относящиеся к среднеминойскому периоду. Вазы этого стиля характеризуются светлой полихромной росписью, наносимой по темной поверхности, и тесной связью с керамикой предшествующего раннеминой- ского периода, в конце которого на Крите повсеместно начал использоваться гончарный круг. На темном фоне поверхности этих ваз выступают нанесенные белой краской орнаментальные узоры, напоминающие стилизованные формы цветочных лепестков и стеблей растений. Часто в узорах используется излюбленный на Крите динамичный мотив спирали. В XVI в. до н. э. цветовая гамма расписных ваз Крита меняется: теперь рисунок наносится темной краской по светлому фону.
Удивляет бесконечное разнообразие форм сосудов и мотивов их декора, среди которых нельзя найти двух абсолютно одинаковых. Некоторые из ваз стиля камарес, преимущественно большие пифосы, предназначавшиеся для хранения припасов, имеют простой декор — варьирующий мотив спирали, которая остается излюбленным орнаментом этих росписей. Иногда мастер предпочитает дробному узору более крупный мотив. Так, тулово кувшина из Феста украшено большими кругами с вписанными в них парными лепестками. Этот декор, нанесенный яркими красками, хорошо сочетается со своеобразной формой вазы, имеющей вид приземистого, слегка расширяющегося книзу цилиндра с длинным носиком. Одним из наиболее интересных образцов керамики стиля камарес является так называемый «кратер с лилиями» из Фестского дворца, названный так из-за скульптурно исполненных белых цветов лилий, украшающих его тулово и ножку. Они красиво выделяются на пестром орнаменте, покрывающем поверхность вазы. Тонкий вкус, неистощимая фантазия, основанная на глубоком знании живой природы критских вазописцев, присутствуют и в орнаменте, и в изысканном стилизованном изображении цветов, свисающих с тонких стеблей, и в огромном спруте на шаровидном сосуде из Гурнии. Критский живописец всегда стремится подчеркнуть форму рисунком: для округлого кувшина он выбирает осьминога или круговой орнамент, на высокой вазе изображает стройные стебли растений, слегка расширяющиеся цветами кверху, подобно самому сосуду. Это качество критских росписей будет впоследствии продолжено греками. О совершенстве керамики стиля камарес свидетельствует и появление в ней своеобразных «сервизов» — парных по росписи сосудов. Несомненно, парой «кратеру с лилиями» является миниатюрный кувшинчик, украшенный, как и кратер, полосой шахматного орнамента на тулове и «кораллами» на плечах. «Кратер с лилиями» интересен не только своим декором, он является первым известным сосудом на высокой ножке. Эта форма станет впоследствии очень популярной в эгейской вазописи и сохранится в греческой керамике. Керамика стиля камарес, роскошная и изящная, несомненно, предназначалась для высших слоев общества и производилась в дворцовых мастерских. Помимо нее в этот период на острове продолжают в большом количестве изготовлять простые сосуды для повседневного употребления. Концом XVI-XV вв. до н. э. датируется группа роскошных по своему декору сосудов так называемого «дворцового стиля». Фаянсовые статуэтки женщин со змеями в руках, найденные в кносском дворце, хотя и небольшие по величине (высотой 30 см), но восхищают своим изяществом и мастерством исполнения. Эти статуэтки имели культовое значение и, вероятно, изображали жриц. Змея в руках женщины — не случай-
6 браслетов, 8700 перстней, 60 серег, 4066 брошей, золотой кубок весом 600 г, золотая бутыль, несколько серебряных и медных ваз, а также бронзовое оружие. Золотые и электровые сосуды-кубки отличаются простыми, но своеобразными формами. На их чистой поверхности нет никаких узоров. Крупные ручки одного из сосудов, напоминающего современные соусницы, удачно соотнесены с его пропорциями. Высокого мастерства достигли критские ювелиры. Им были известны такие сложные техники, как зернь и филигрань, о чем свидетельствуют найденные в погребениях золотые бусы и украшения. Критские ювелирные изделия отличались таким художественным мастерством, что были предметом экспорта или подражания в странах Ближнего Востока.
Прекрасно миниатюрное золотое украшение, состоящее из фигурок двух пчел (начало II тысячелетия до н. э.). Подвески, украшающие эти фигурки, и двойной шарик, увенчивающий их, не снижают живости в передаче натуры, что дает возможность ви-
ный атрибут, поскольку у критян она была символом доброго божества, заботившегося о благосостоянии дома. Особое внимание мастер уделяет выразительным глазам женщин. Они широко раскрыты, для большей силы воздействия обведены ярким контуром. В красочности наряда, в подчеркнуто укрупненных глазах угадывается знакомство мастеров Крита с искусством Востока.
Ювелирное дело. Металлы. В «кладе Приама» Шлиманом были обнаружены золотые диадемы, кольца, браслеты, ожерелья, фибулы-булавки. Особое восхищение Шли- мана вызвали две золотые диадемы. Одна представляла собой золотую цепь тончайшей работы, с которой свисали 30 цепочек поменьше с подвесками в форме сердец, другая — широкую ленту из литого золота, украшенную такими же подвесками. Среди найденных сокровищ было 24 ожерелья,
деть в этом произведении подлинный шедевр критского ювелирного искусства. В глубоких погребениях Микен, добраться до которых можно было, лишь прорыв вертикальные колодцы — шахты (отсюда и название — шахтовые гробницы), было обнаружено большое количество драгоценностей: серебряных и золотых кубков, диадем, масок, золотых бляшек — украшений одежды, инкрустированных золотом кинжалов и др. Особый интерес из находок в гробницах представляют золотые маски, исполненные из тонкого листового металла. Они в некоторой степени передают индивидуальные черты, хотя, конечно, не могут быть названы портретными. Обычай возложения масок на лица умерших как бы подчеркивает значение личности военачальника или вождя.
Формы золотых чаш из шахтовых могил XVI в. до н. э. очень разнообразны. Есть кубки, которые обращают внимание под- черкнутои лаконичностью в использовании декора, жесткостью и суровой простотой контуров. В знаменитом «кубке Нестора» из четвертой шахтовой гробницы подчеркнутая резкая конструктивная основа кубка лишь отчасти смягчена изображением голубков, украшающих ручки. По форме найденный в Микенах кубок отдаленно напоминает описанный Гомером в «Илиаде». Именно поэтому он и получил такое название, конечно, условное, так как обладатель его жил много веков ранее гомеровского Нестора. Интересны памятники торевтики — золотые или серебряные кубки, украшенные какими-либо изображениями. Сами по себе эти сосуды свидетельствуют о большой художественной фантазии исполнявших их мастеров.
В начале XII в. до н. э. после кровопролитной и изнурительной Троянской войны ахейцы, победив и сломив Трою, сами ослабленные, уступают напору сильных дорийских племен. К 1120 г. до н. э. доряне овладевают Пелопо- нессом, а этолийцы — Элидой. В этот период эгейская культура окончательно гибнет. Начинается новая эпоха собственно греческого искусства — период, условно называемый гомеровским, характеризующийся распространением геометрического стиля. Эгейское искусство, связанное с многовековой культурой древневосточных стран и в то же время предвосхитившее собой расцвет эллинской цивилизации, несет в себе своеобразие и очарование искусства, лежащего хронологически и территориально на стыке этих двух великих эпох человеческой истории. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|