Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСКУССТВО ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ





 

 


Вторым после Египта очагом древневос­точной культуры были страны Передней Азии: Шумер, Вавилон, Ассирия, Сирия, Финикия, Палестина, Хеттское государ­ство, государство Урарту.

В отличие от Древнего Египта древние цивилизации Передней Азии не были свя­заны ни географическим, ни историческим единством. Природная среда, в которой по­следовательно сменяли друг друга различ­ные народы, также не была однородной.

К наиболее древней и изученной культуре Передней Азии относится культура племен Двуречья (Месопотамии), где на протяжении трех тысяч лет поочередно то создавались, то распадались различные рабовладельческие государства: сначала шумеро-аккадские, затем Вавилон и Ассирия. Шумеров, аккадцев, ас­сирийцев сменили халдеи, после которых сюда пришли персы, потом греки.

О бывшей Месопотамии из историчес­ких источников, относящихся к I в. н. э., было известно, что, несмотря на непрерыв­ные войны и смены правителей, эта страна продолжала оставаться многолюдной и бо­гатой, здесь процветали торговля и ремесла, искусство и архитектура.

Большая часть племен и народов, насе­лявших Месопотамию, жили в обстановке постоянных политических перемен. Актив­ная торговля и военные грабежи были при­чиной частых перевозок произведений ис­кусства из одной страны в другую. Это приводило к широкому распространению мотивов и стилей. Значительное воздей­ствие на искусство оказывала религия. Жрецы, придворные и правители были главными заказчиками произведений ис­кусства и определяли их характер.

Наиболее яркой культурой Двуречья была культура шумеров, развивавшаяся в конце IV и в III тысячелетии до н. э. Исто­рию этого народа мы знаем сегодня доста­точно хорошо. Но еще в середине XIX в., когда уже было много известно об ассирий­цах и вавилонянах, ученые даже не подозре­вали, что эти народы далеко опережала бо­лее древняя и в равной степени богатая культура шумеров.

Они появились в южной Месопотамии значительно позднее первых поселенцев, прибывших сюда в доисторические време­на и знавших ткацкое дело, а в качестве ук­рашений использовавших бусы из вулкани­ческого стекла, раковин или прозрачного кварца. Раскопки говорят о том, что шуме­ры пришли на эти земли мирно и постепен­но смешались с местным населением. Они были прекрасными земледельцами; им при­надлежит заслуга в создании широкой сети каналов для осушения топей и сохранения воды на период засухи. У шумеров получи­ло развитие гончарное, ткацкое, камнерез­ное и литейное ремесла.

Шумеры не смогли объединиться в моно­литную государственную организацию. Не­смотря на то, что многочисленные города- государства связывала общая культура и религия, они непрерывно вели междоусоб­ные войны, отвоевывая друг у друга лучшие земли, стремясь навязать соперникам свое господство. В этот период возникает могу­чее государство Аккад, царем которого ста­новится Саргон. Объединив северные се­митские племена в одно государство, он поочередно побеждает враждующие между собой города-государства шумеров и созда­ет первую в Месопотамии крупную деспо­тическую монархию. Но более высокая культура покоренного народа быстро рас­пространяется на аккадцев, поэтому держа­ва Саргона вскоре превращается в шумер­ское государство.

Царь города Аккад Саргон I (2360- 2305 гг. до н. э.) покорил Шумер и значи­тельно расширил свои владения на восток и запад. Он провозгласил себя царем Шу­мера и Аккада. Несмотря на то, что Саргон положил конец эпохе независимых шумер­ских городов, в его империи язык и культу­ра шумеров не погибли, а стали еще богаче и поглотили победивших аккадцев.

Шумеро-аккадское государство просуще­ствовало всего лишь два столетия. Уничтожи­ли его воинственные племена горцев-элами- тов, а потом на его руинах могущественную вавилонскую империю основал великий за­воеватель и законодатель Хаммурапи (око­ло 1800 г. до н. э.).

Ассирия стала одним из ведущих госу­дарств Передней Азии в первой половине I тысячелетия до н. э. Это государство, сто­лицей которого был сначала Ашшур, а за­тем Ниневия, возникло на развалинах Вави­лона в 1250 г. до н. э. В годы правления Тиглатпаласара (745-727 гг. до н. э.) Асси­рия сделалась военной державой, достиг­шей вершины своего могущества ко време­ни правления Ашшурбанипала. После смерти этого властелина государство, осно­ванное на военной деспотии и беспощадной эксплуатации покоренных народов, стало клониться к упадку. Этим воспользовались халдеи. В союзе с иранскими племенами они захватили Вавилон и основали Новова­вилонское государство. Ассирийский царь послал против захватчиков армию под ко­мандованием Набопаласара, халдея по про­исхождению, который перешел на сторону врага и при поддержке вавилонских жрецов и сановников объявил себя царем.

Месопотамия, богатая плодородными землями, была бедна полезными ископае­мыми. Поэтому сырье, из которого замеча­тельные шумерские мастера изготовляли художественные изделия, поступало из-за границы.

Цари и жрецы привозили из других стран кедр, полудрагоценные камни, але­бастр, диорит, медь, перламутр, золото и серебро, но прежде всего любимый ими ла­зурит. Эти дорогостоящие товары они полу­чали в обмен на сельскохозяйственную продукцию своей страны, а также на некото­рые изделия шумерских ремесленников, на­пример, шерстяные ткани, кожаные сандалии, богато украшенное оружие, ювелирные изде­лия, керамику, инструменты, искусно выре­занные печати, сосуды из различных метал­лов, статуэтки и косметические средства.

Жрецы и некоторые шумерские цари ос­новывали библиотеки и архивы, состояв­шие из клинописных табличек. Благодаря счастливому стечению обстоятельств до нас дошли несколько таких библиотек.

На территории Анатолии, небольшой области Турции, сложилось Хеттское цар­ство. Первые государства в Малой Азии сложились в XIX-XVIII вв. до н. э. Одним из них было царство Хатти со столицей Хаттура (Богазкей). При царе Табарне по­чти вся Малая Азия была объединена в одно государство. Имя грозного Табарны стало титулом хеттских царей (подобно тому, как спустя 2000 лет от имени Юлия Цезаря произошел титул «царь»). С Табар­ны начинается история Хеттской державы. Его сын сделал Хаттусу столицей и по име­ни города стал называть себя Хаттусилем; он царствовал с 1650 по 1620-е гг. до н. э. Хеттские цари, преодолев горы Тавра, заво­евали Сирию, затем вторглись в Месопота­мию и штурмом завоевали Вавилон, а царя величественного города взяли в плен.

Позднее Месопотамию завоевывает пер­сидский царь Кир. Наконец, здесь появляет­ся один из крупнейших завоевателей в исто­рии человечества Александр Македонский и покоряет весь .Ближний Восток. В союзе с мидянами он одерживает над ассирийцами победу за победой и в 612 г. до н. э. берет штурмом и разрушает Ниневию. Ассирий­ское государство фактически перестало су­ществовать в 605 г. до н. э.

В средневековье Месопотамия пережила период нового подъема. Одновременно с захватом страны магометанами сюда из Да­маска был перенесен главный центр ислама. Халифы сделали своей столицей Багдад, пышность, совершенство архитектуры и сказочное очарование которого стали леген­дарными.

Позднее страну захватили турки под предводительством сельджуков. Они созда­ли Великую багдадскую империю, но внеш­не мало что изменилось в этом краю. И толь­ко целый ряд грабительских нашествий монголов во главе с Хулагу и Тамерланом превратили страну в пепелище. С тех пор на многие века люди забыли о существовании древней Месопотамии.

Государства аккадцев, вавилонян, асси­рийцев, халдеев и даже в какой-то степени персов и греков были непосредственными наследниками культуры шумеров. Роль шумеров в этих очередных империях очень напоминает роль римлян и римской культу­ры в истории европейских государств. В те­чение почти трех тысячелетий шумерский язык, подобно латинскому, не только не умер, но даже продолжал развиваться, хотя шумеры давно уже не существовали.

Археологические находки позволяют с достаточным основанием считать, что шу­меры за три тысячи лет до н. э. преуспели не только в юриспруденции, медицине и ас­трономии, но также в архитектуре и при­кладном искусстве. Этому древнему народу человечество обязано появлением библио­тек, архивов и художественной литературы.

Шумеры были, кроме того, творцами неко­торых религиозных основных идей, заимство­ванных затем религиями других народов.

Шумеры по своему развитию обогнали соседние народы на 1000-1500 лет. В архи­тектуре и прикладном искусстве они оказа­лись недюжинными мастерами. Им принад­лежит открытие таких декоративных элементов, как арка, купол, пилястр, фриз, мозаичные стенные орнаменты, но самое главное — разработка принципов пропор­ции и гармонии в строительстве, благодаря которым их крепостные стены, храмы, двор­цы и пирамиды .несмотря на свою масштаб­ность, не были лишены определенного изя­щества и легкости форм. Шумеры были также изобретателями семицветной гаммы.

Изделия шумерских ремесленников, най­денные среди руин и в царских могилах, благодаря высокому мастерству исполне­ния могли соперничать с искусством других народов. Они с исключительной сноровкой чеканили рельефы из листового золота и серебра, выковывали кубки, вазы, шлемы и щиты, инкрустировали перламутром, полу­драгоценными камнями арфы и шкатулки или вырезали миниатюрные мифологичес­кие сценки на печатях.

В Вавилоне и Ассирии большое развитие получили художественные ремесла; их из­делия использовали во внутреннем убран­стве домов. Производились керамические, медные, бронзовые, каменные сосуды очень простых форм. Художественно-бытовая ут­варь изготовлялась из белого и цветного стекла — голубоватого, красного. Из брон­зы, золота, серебра, иногда с применением драгоценных и полудрагоценных камней, а также из слоновой кости с тонкой плоско­стной орнаментацией, в ювелирных мастер­ских создавались различные изделия — укра­шения, имевшие не только художественное, но и символическое значение.

Камень. Запасы камня в Двуречье были скудными, потому-то камень считался там драгоценным материалом и использовался для изготовления небольших по размеру предметов и немногочисленных статуй. По




 

 


этой причине шумеры, достойно соперни­чая с египтянами в техническом отношении, во многом уступали им в количестве.

Начиная с доисторической эпохи в тече­ние тысячелетий были распространены пе­чатки-амулеты и в особенности цилиндри­ческие печати-штампы. Печатки были плоскими или в форме животных. Сохрани­лось множество резных цилиндрических


печатей из мрамора, известняка и раковин; сделанные по сырой глине оттиски мини­атюрных композиций украшают таблички, крышки кувшинов и другие изделия.

Цилиндрические печати представляют собой самобытные произведения искусств, наиболее типичные для древних культур Ближнего Востока. Они появились в эпоху Урука в IV тысячелетии до н. э. и произво­дились в период всей шумерской культуры. Искусство глиптики достигло у шумеров высокого расцвета.

На цилиндрах встречаются геометричес­кие мотивы: крест, ромб, концентрические окружности, чаще всего звериные. К ним принадлежат не только реальные живот­ные — быки, горные бараны, но и фантасти­ческие зубры с человеческой головой, львы с очень длинными шеями и хвостами, кото­рые извиваются и сплетаются друг с другом. Животные изображаются в одновременно реалистической и стилизованной манере. Эти диковинные существа обычно располо­жены вереницей в виде фриза; иногда они следуют друг за другом симметричными парами, иногда встречаются изображения мирных животных и свирепо нападающих на них хищников.

Особого упоминания заслуживают моти­вы животных, симметрично расположенных по обе стороны от древа жизни или находя­щихся под защитой героев Гильгамеша или Энкиду. Эти мотивы спустя много лет пере­шли в узоры сасанидских тканей, через ко­торые затем проникли в Европу (крестонос­цы заворачивали в ткани христианские реликвии) и оказали известное воздействие на романское искусство.

Не всегда все декоративные композиции были только плодом свободной фантазии художника. В основном они связаны с об­рядами и церемониями, носившими боль­шей частью ритуальный характер. Устано­вились они в глубокой древности, когда иконография жестко канонизировалась.


 

Также распространены изображения сцен из жизни: гончары за работой, люди, пью­щие с помощью тростинок из одного сосу­да. Цилиндры нередко снабжались клино­писными надписями.

В Ассирии наиболее распространенным излюбленным мотивом декора цилиндри­ческих печатей является изображение ге­роя, укрощающего чудовищ.

Из камня также производились сосуды, мелкая пластика, мозаики. В мозаике шуме­ры достигли высокого мастерства. Лучши­ми из образцов этого вида искусства явля­ются так называемые «штандарты». Это две продолговатые прямоугольные соединен­ные под углом пластины. Их декор состоит из трех фризов с фигурами людей и живот­ных. Так называемый «Штандарт из Ура», найденный в царской могиле, изображает сцену триумфа, где фигуры выполнены из раковин и перламутра, закрепленных в слое битума, фон выложен кусочками лазурита.

В этой же технике изготавливались ша­шечные доски, арфы. Так, знаменитая арфа из царской гробницы в Уре украшена моза­икой с изображением зверей из красного камня, лазурита и гравированных раковин (Лондон, Британский музей). На ней ри­сунки людей и животных выполнены до­вольно схематично, что подчеркивает их декоративный характер.

Керамика. Образцов древней керамики Двуречья дошло до нашего времени доволь­но много, в отличие от живописи и стекла, которые почти не сохранились. Здесь во все времена изготовлялась гончарная посуда, используемая как в домашнем обиходе, так и для совершения культовых обрядов. Час­то такая керамика украшалась орнаментом, по которому нередко можно установить хронологию археологических слоев.

Для производства керамики использо­вался примитивный гончарный круг, приво­димый в действие рукой, после чего с повер­хности изделия удалялись неровности. Затем сосуды расписывались окисью желе­за, причем в зависимости от температуры обжига окраска сосудов приобретала цвето­вые градации от желто-коричневого до чер­ного. Декор с большим вкусом сочетался с формой предмета. Изделия этого периода принадлежат к числу лучших образцов древней керамики.

Из древнейших памятников декоратив­ной керамики следует назвать оригиналь­ный настенный геометрический узор в виде пестрой мозаики из черных, белых и крас­ных шляпок глиняных гвоздей, вставлен­ных в сырцовые стены и полуколонны глав­ного зала храма богини Иштар в Уруке. Рас­положенные треугольниками, ромбами и зигзагами, они составляли рисунок, напо­минающий плетение циновки. Из-за скуд­ного запаса камня уже в этом древнейшем храме мы видим барельефы, сложенные из кирпича.

От IV тысячелетия до н. э. сохранилась замечательная керамическая посуда. Сосу­ды из Суз (Париж, Лувр) — так называемая «керамика I стиля». Среди них — высокий кубок с изящным и очень характерным гра­вированным узором и фигурами горных баранов с большими округло загнутыми рогами и др.

Такая керамика иногда украшалась гео­метрическими мотивами — треугольники, ромбы, шевроны, шашечный узор, круги, волнообразные линии. Иногда присутству­ют мотивы живых существ, доведенные до полной схематичности так, что человечес­кая фигура сводится к треугольнику или прямоугольнику (пример абстрактного ис­кусства на конкретной основе).

Керамика высокого качества производи­лась в течение III тысячелетия до н. э., на­пример, предназначавшиеся для царского стола кондитерские формы с рельефным рисунком (из утвари дворца в Мари). На них встречаются как геометрические моти­вы — ряд простых точек или концентричес­ких окружностей с розеткой в центре, так и изобразительные — рыба или классический мотив парных горных козлов по сторонам древа жизни.

Концом III тысячелетия до н. э. датиру­ется небольшое изделие из фритты — укра­шенная выпуклым орнаментом коробочка для сластей с четырьмя внутренними отде­лениями, крышкой, декорированной рель­ефными розетками, найденная во дворце в Мари.

За пределами Двуречья гончарное ремес­ло было развито на Иранском нагорье в



 

Сиалке. Керамика производилась здесь еще до появления гончарного круга в начале IV тысячелетия до н. э. Этот керамический центр интересен своими кувшинами очень характерной формы (с длинным носиком) с красными или черными узорами.

Населявшие Анатолию хетты также оста­вили интересную керамику: грушевидный обтекаемый сосуд с геометрическим орна­ментом. Форма этого сосуда необычна для керамики, возможно, это имитация вещи из металла. Кроме того, следует назвать вазу в форме льва, исполненную с большой выра­зительностью.

Ювелирное дело. Металлы. Художе­ственная обработка металла достигла боль­шого совершенства в искусстве Двуречья. В древности шумерские мастера умели из­готавливать для нужд знати изумительные по красоте и тонкости исполнения ювелир­ные изделия. Они знали чеканку, фили­грань, зернь, умели делать сложные сплавы драгоценных металлов. Черты, свойственные пластике, воспроизводились в произведени­ях художественных ремесел с особой изыс­канностью, неведомой многим другим видам изобразительного искусства Двуречья.

О высоком уровне их мастерства свиде­тельствуют раскопки города Ура. Здесь было найдено много шлемов, топоров, кин­жалов, копей из золота и серебра, украшен­ных чеканкой, инкрустацией, зернью, тон­кой гравировкой.

В 1922-1934 гг. на кургане Эль-Обеид вела раскопки английская археологическая экспедиция под руководством известного археолога Леонарда Вулли. Они обнаружи­ли город Ур (около 2600 г. до н. э.) — столи­цу небольшого рабовладельческого одно­именного государства. Здесь была найдена масса богатейших материалов, относящих­ся к жизни и истории шумерского народа.

Одно из самых замечательных научных открытий в Месопотамии — раскопки мо­гил царей Ура. Здесь экспедиция раскопала 16 гробниц, 2 из них не были тронуты гра­бителями.

Раскопки царских гробниц в Уре дали большое количество произведений ювелир­ного искусства шумеров. Ценность этих раскопок для культуры шумеров сравнима с ценностью гробницы Тутанхамона для искусства Древнего Египта.

Археологами была открыта огромная пирамида, называемая «зиккуратом», или «храмом бога». Рядом с пирамидой среди окружавших ее храмов выделялся храм в честь богини Нингал, супруги бога Нанна. Под одним из фундаментов храма Вулли




 

 


нашел клад золотых драгоценностей, насто­ящих шедевров ювелирного искусства. В числе многочисленных украшений были подвески, браслеты, ожерелья и булавки. Сюда же следует отнести фигурку осла, сде­ланную из сплава золота и серебра, и козы из золота, лазурита и перламутра — замеча­тельных изделий древних ювелиров.

Среди множества оружия и орудий тру­да из бронзы там был найден знаменитый ныне «кинжал из Ура» (Багдад, Иракский



музей). Он состоял из клинка, кованного из золота, лазуритовой рукоятки, инкрустирован­ной золотом, и ножен, сделанных из листово­го золота, украшенного пышным орнаментом. Здесь также были найдены некоторые предме­ты туалета филигранной работы — щипчи­ки, ланцеты, шкатулки, дающие нам пред­ставление не только о богатстве, но и о больших достижениях цивилизации шуме­ров в области прикладного искусства.

Вулли открыл первую усыпальницу вы­сокого шумерского сановника, которая не была разграблена в древности.

Посреди склепа стояли полуистлевшие похоронные носилки с прахом умершего. По шумерскому обычаю, тело лежало в позе спящего, на правом боку, ноги были слегка согнуты в коленях, а руки держали кубок, который был выкован из чистого золота. Грудь сановника полностью скрывали сот­ни бусинок из лазурита. Здесь же у локтя и в изголовье лежали кубки, светильники в форме раковин, диадемы и бесчисленное количество украшений — все из чистого зо­лота высокой пробы. К правому плечу по­койника был прислонен двусторонний то­пор внушительных размеров, сделанный из электрона — сплава золота и серебра, на го­лове — золотой шлем, грудь полностью за­крывают тяжелые фестоны ожерелий из зо­лота и лазурита. Оружие военачальника — золотой стилет, висящий на серебряном поясе, медный щит, богато украшенный резьбой, а также копье с золотой втулкой.

Особенное восхищение у Вулли вызывал парадный шлем, выкованный из золота (Лондон, Британский музей). Он имел фор­му парика, завитки волос которого были искусно вычеканены рельефом. Что касает­ся мастерства исполнения деталей, то по всему видно, что древний оружейник обла­дал замечательным вкусом и высоким про­фессиональным мастерством.

На золотых предметах было начертано имя обитателя склепа: Мескаламдуг — «Ге­рой Благодатной Страны». Титул указыва­ет на то, что покойник был не царем, а зна­менитым вождем, воином, удостоившимся за свои победы необыкновенных почестей при царском дворе, о чем свидетельствует сказочное богатство его гробницы.

О богатстве правящего класса Ура не ме­нее красноречиво свидетельствует и другая гробница, также неразграбленная. Там была похоронена девочка 6-7 лет. В ее каменном склепе археологи нашли диадемы, инкрус­тированные бусинками из лазурита и уве­шанные фестонами в форме буковых листь­ев, золотые кубки, чаши, тарелки, вазы и множество украшений. Но эти предметы были миниатюрных размеров и создавали впечатление детских игрушек.

Неподалеку от входа в подземелье гроб­ницы лежали останки 10 женщин. Их голо­вы обвивали золотые ленты, инкрустирован­ные камнями лазурита и кроваво-красного сердолика, а шеи — разноцветные бусы тон­чайшей работы.


 

Рядом с женскими скелетами археологи откопали остатки прекрасной арфы (Фила­дельфия, Музей университета). Горизон­тальный брусок арфы был окован золотой пластиной, в которой торчали гвозди с зо­лотыми головками — на них когда-то натя­гивались струны. Края резонатора украша­ла мозаика из сердоликов, лазурита и белого перламутра. Однако главным декора­тивным элементом замечательной арфы была прекрасная головка быка, выполненная из тонкого листового золота и синего лазу­рита.

На другом, более глубоком участке спус­ка в подземелье были обнаружены следы колесницы с полозьями вместо колес. Ко­лесницу украшали мозаика из белых, крас­ных и голубых камней, а также рельефы, вычеканенные из листового золота, на кото­рых были изображены львы с лазуритовы- ми гривами.

Вокруг колесницы в беспорядке валя­лись различные предметы и дорогие безде­лушки: мозаичные доски, несколько напо­минающие шахматные, для какой-то неизвестной игры, вазы и кувшины из золо­та, серебра и алебастра, инструменты и раз­личные туалетные принадлежности из зо­лота, а также изделия из вулканического стекла.

В подземном зале ученые обнаружили погребение царицы. В ее руке был золотой кубок, бусы из золота, драгоценных и полу­драгоценных камней лежали на груди, к парику на голове царицы были подвеше­ны два золотых кольца, цепочка из золота покрывала ее лоб, золотой гребень в форме цветка, воткнутый в волосы, завершал этот затейливый головной убор. Золотые кубки, чаши, кувшины, два серебряных стола нахо­дились в погребальной комнате. На всех предметах древний мастер вырезал имя Шуб-Ад. По найденным изделиям можно судить о его большом умении в деле обра­ботки драгоценных металлов и тонком ху­дожественном вкусе. Среди золотых укра­шений есть вещи такого высокого качества исполнения, что способны соперничать с изделиями современных известных париж­ских ювелирных фирм.

Шумеры обрабатывали с обычной для них тщательностью, мастерством и вкусом не только золото, но и серебро — драгоцен­ные металлы, известные как материалы, легко подверженные художественной обра­ботке. Никакой другой металл не может сравниться с ними в благородстве, долго­вечности и красоте, а также в том, что они поддаются обработке в самых разных тех­никах и при необходимости могут укра­шаться драгоценными камнями. Любовь к цвету, красочным сочетаниям, красота не­бесно-синих и красных тонов камня, соеди­ненного с золотом, характеризуют боль­шинство найденных предметов.

Украшения из драгоценных металлов серы й, браслеты, кольца, имевшие различ­ное символическое значение, дополняли одежду знати. Простые по форме и тяжело­весные украшения интересны своим орна­ментом. В нем священные для древних эле­менты мироздания — солнце, луна, звезды — превращены в строгий символический ри­сунок. При особой любви ассирийцев к рос­кошным нарядам и драгоценным украшени­ям, ювелирное искусство развивалось у них быстро. Изображения на древнейших па­мятниках показывают, что ювелирные изде­лия нисколько не уступали в изяществе от­делки подобным изделиям более позднего времени. Большая часть украшений состо­яли из мелких вещей — звездочек, розеток и т. п. — тонкой работы с очень красивыми рисунками. Реже встречаются более круп­ные вещи, например, браслеты, пряжки, об­ручи, фигуры животных. Почти все эти вещи сначала отливались в формах, а потом уже окончательно отделывались. Изделия чеканной работы были редки.



 

 


 

Кроме диадем — необходимой принад­лежности парадного костюма ассирийских вельмож, были драгоценные браслеты, ко­торые носили на запястье и выше локтя. Форма браслетов менялась со временем: древние браслеты имели вид незамкнутого спирально свернутого обруча, иногда со зве­риными головами на концах. Браслеты позднего периода представляли собой плос­кие и широкие кольца с замком. У ассирий­цев не было ножных браслетов или обручей, как у египтян, может быть, потому, что их длинные одежды, полностью закрывая ноги, делали такое украшение лишним. Зато у них даже мужчины носили серьги, притом самых разнообразных форм, начиная от простого гладкого кольца до крестообраз­ных подвесок с изящным рисунком.

Украшений для шеи и груди, кроме вы­шитого ворота одежды, у ассирийцев не было. Однако некоторые сановники и жре­цы носили ожерелья из крупного жемчуга, которые служили не столько для красоты, сколько отличительным признаком сана, таким же, как ожерелье, которое надевал на себя царь при отправлении обязанностей верховного жреца.

Все описанные выше украшения были принадлежностью не только мужского, но и женского костюма.

В Месопотамии, где создавались пре­красные произведения из благородных ме­таллов, были также интересны произведе­ния из бронзы и меди. Однако в этом виде декоративно-прикладного искусства месопо- тамские мастера уступают другим народам, не обладавшим таким обилием золота и се­ребра, как страны долин Нила и Евфрата.

Еще в глубокой древности шумеры осво­или ряд металлов. Постоянные опыты с ними показали, что медь, например, дает красную и черную окись, а свинец — бели­ла и красный сурик. Использовали также бронзу для изготовления утвари, оружия и украшений. В Месопотамии техника метал­лического литья известна еще в III тысяче­летии до н. э. Здесь наряду с медью, пожа­луй, впервые в истории использовали в литье и бронзу.

На найденных бронзовых и глиняных сосудах для питья одинаковой формы в виде выгнутых слегка кубков или чаши каждый из предметов снабжен ручкой, все­гда оканчивающейся головой какого-ни- будь животного. Кубки очень похожи на те, которые уже в древнейшую пору присыла­лись из Передней Азии в Египет в дань фа­раонам, ручки их также были украшены звериными головами. Такого типа сосуды употребляли для разливания напитков из больших чаш в стаканы и кубки.


В одном из покоев Нимрудского дворца было найдено около 150 бронзовых предме­тов, многие из которых похожи на кухон­ную посуду, изображенную на египетских памятниках. Почти все они круглой формы, но отделаны по-разному. Некоторые только с одной ручкой или вовсе без ручек; у других по две ручки, подвижных или наглухо при­крепленных. Некоторые сосуды совершенно лишены украшений, на других снаружи вы­гравированы или вычеканены различные ор­наменты: розетки, полуфантастические фигу­ры людей и лсивотных — львов, тигров и газелей.

Замечательны изделия из бронзы, найден­ные в Анатолии и относящиеся к III тысяче­летию до н. э. Подлинную сенсацию произ­вели раскопки в Луристане и найденные там бронзовые изделия. Лувр и Брюссель обладают прекрасными коллекциями этих произведений. Луристанские бронзы, науч­ная датировка которых затруднена из-за непрофессиональных раскопок, датируются второй половиной II тысячелетия и частич­но началом I тысячелетия до н. э.

Эти изделия, выполненные в технике от­ливки с утратой восковой модели, говорят о том, что их создатели были коневодами и наездниками, так как среди найденных предметов много украшений от мундшту­ков и других частей конской сбруи. Также там имеются мечи, кинжалы, топоры, раз­личные сосуды, навершия знамен, идолы с двумя длинношеими животными по бокам, вотивные булавки с головкой в виде диска и гравированным изображением человечес­кого лица. Мундштуки часто декорированы с обеих сторон крылатыми зверями. Есть там и украшения: перстни, серьги, ожере­лья, браслеты для рук и лодыжек, шпильки для волос, зеркало. Большая часть предме­тов имеют вотивное назначение, например, топоры, которые едва ли могли употреб­ляться как оружие из-за обилия рельефных украшений.

Среди излюбленных сюжетов — изобра­жения Гильгамеша с дикими зверями и бо­гини Иштар, заимствованные у народов Двуречья, а также ряд других мотивов, вос­ходящих к хеттам и иным народам Перед­ней Азии. Люди и животные трактуются иногда реалистически, но чаще предстают в фантастическом обличье, поражая сочета­нием жизненности и стилизации, которая схематизирует изображение, усиливает в нем декоративное начало.

В числе ассирийских изделий из цветных металлов следует выделить бронзовую пла­стину с охотничьей сценой, где изображены лучник и два горных козла, бронзовая об­шивка храмовых ворот с рельефами, в кото­рых Салманасар III (859-824 гг. до н. э.) повествует о своих походах и победах. Боль­шой интерес вызвали кинжалы с железны­ми лезвиями. Древние мастера не умели получать высокую температуру, необходи­мую для плавки железной руды, поэтому железо удавалось получать в небольших ко­личествах, и стоило оно очень дорого, в 10 раз дороже золота. Железные лезвия из Анато­лии наряду с изделиями, обнаруженными в Месопотамии, являются древнейшими на земле.

Людям давно было известно метеоритное железо, а в конце III тысячелетия до н. э. в Месопотамии научились выплавлять его из руды.

Ассирийские ремесленники изготовляли плуги, мотыги, молотки, гвозди и др. Кузне­цы Ассирии первыми в мире научились по­лучать нержавеющую сталь. Оружие вои­нов и столовые ножи, вилки и спицы колесниц — все это умели делать опытные мастера. Столь высокого качества были из­делия из железа, что многими из них мож­но пользоваться и в наши дни. Такая хоро­шая сохранность железных предметов — свидетельство высокого искусства древних ремесленников.

Мебель. О мебели можно судить лишь по ее изображениям и нескольким фрагмен­там из слоновой кости. Передняя Азия, бед­ная древесиной, не оставила нам ничего, что может сравниться с подлинными древними предметами обстановки, сохранившимися в Египте. До нашего времени дошли в основ­ном отдельные предметы дворцовой мебели.

Деревянная мебель отличалась массив­ностью и прочностью. Ложа, кресла, табуре­ты, столы с прямыми брусчатыми ножками и нижними обвязками дополнялись дере­вянными волютообразными и металличес­кими деталями.

Среди образцов, представляющих инте­рес точной передачей деталей, — статуэтка из Энкоми, так называемый «дегустатор» (Кипр, XII в. до н. э.), а также рельеф с композицией, показывающей Ашшурбани- пала и царицу в беседке. Царь возлежит на парадном ложе, царица сидит в кресле. По­крыты ложе и кресло рельефной резьбой. Другая композиция знакомит с приготовле­ниями к трапезе: слуги вносят в пирше­
ственный зал столы и табуреты. Предметы обстановки делались из дерева, выложенно­го бронзой, или целиком выполнялись из бронзы.

В древнейшей мебели ассирийцев преоб­ладали изогнутые линии, которые позже были заменены прямыми, а округлые очер­тания - угловатыми, что делало ее более устойчивой. Почти все ассирийские столы, кресла, стулья и т. п. имеют одну и ту же основную форму — прямоугольное соедине­ние вертикальных подпор с горизонтальны­ми перекладинами. За столом сидели на высоких креслах, сиденье которых иногда находилось почти вровень с верхней доской стола.

В соответствии с формой мебели измени­лись и ее украшения. Прежние ножки в виде целой ноги животного сменились пря­мыми подставками, оканчивающимися ар­хитектурным расчленением или же только копытом или лапой животного. Возможно, для того чтобы восполнить недостаток изящества в формах мебели, ассирийцы бога­то украшали ее. Рассказы Геродота о золотых алтарях и тронах в капище Бела и роскошном убранстве царских дворцов с их золотыми ложами и тронами показывают, что в Асси­рии не жалели благородных металлов и на отделку мебели. Много мебельных украше­ний, большей частью бронзовых, были найде­ны при раскопках вместе с мелкими вещами из перламутра и слоновой кости, вероятно, также имевшими декоративную функцию.

Предположение о том, что в Ассирии металлы использовались для отделки мебе­ли, подтверждает факт обнаружения облом­ков царского трона. Трон этот, похожий на троны и кресла, представленные на барель­ефах, сделан из дерева и покрыт бронзовы­ми украшениями. Ножки вырезаны из сло­новой кости, в проймах ручек вставлены в качестве подпорок человеческие фигурки наподобие кариатид. Такие фигурки встре­чаются уже на древней мебели египетских фараонов так же, как и орнамент в виде зве­риной головы на концах кресельных ручек, который ассирийцы перенесли и на углы столов. Ассирийские кресла были очень высоки, высота их могла быть произвольно увеличена подставками, которые подклады- вались под кресельные ножки, что в свою очередь приводило к необходимости в нож­ных скамейках. Такая скамейка была найде­на при описанном выше троне.

Как тронные кресла, так и сиденья без спинки (табуреты) покрывались дорогими коврами или обивались узорчатыми подуш­ками с кистями. В домах простых людей вместо кресел были скамьи и складные сту­лья, подобные тем, которые представлены на древнеегипетских памятниках.

Столы и поставцы делались в том же сти­ле, что и стулья, но отделка их была проще, может быть, потому, что они обычно накры­вались коврами; аналогичные покрытия встречаются на некоторых изображениях столов простой отделки. Столы ставились на такие же подставки, как и стулья. Вооб­ще употребление подставок под мебель, что­бы придавать ей желаемую высоту, было у ассирийцев общепринятым, даже бедные люди устанавливали их одна на другую и поверх них ставили мебель.

Ассирийские кровати походили на древ­неегипетские. Они были, вероятно, деревян­ные, как и прочая мебель, с украшениями из металлов, слоновой кости, перламутра и т. п. и устилались узорчатыми ассиро-вавилон­скими коврами.

Вероятно, у ассирийцев так же, как у египтян, существовали разного рода сунду­ки и ящики для платья, драгоценностей и других ценных вещей. Резные дощечки из слоновой кости, которые в разное время находили при раскопках, украшали, по-ви- димому, именно такие ящики. Особые ящи­ки имелись у ассирийцев и для туалетных принадлежностей, таких как круглые метал­лические зеркала.


У финикийцев отделка мебели вставками из слоновой кости была очень популярна. Стиль ее неоднороден и часто подражал еги­петским моделям. Финикийские косторезы замечательно владели своим ремеслом, и их продукция вывозилась в соседние страны.

Из всех ближневосточных изделий из сло­новой кости наиболее выдающееся было найдено в Нимруде. На нем изображен ну­биец, растерзанный львицей, на фоне деко­ративных цветов лотоса. Сохранились остат­ки золотых вставок и инкрустаций из сердолика и лазурита, украшавших это пре­красное произведение (Лондон, Британ­ский музей).

Ткани. На Ближнем Востоке существова­ло текстильное производство: здесь изготав­ливались вышивки, ковры, драпировки и другие ткани.

Известно, что в странах Передней Азии уже в глубокой древности про­изводились самые разнообразные ткани из хлопка, часть которого привозилась из Индии, а часть вы­ращивалась на месте, преимуще­ственно в Сирии. Поэтому можно предположить, что ассирийцы и ва­вилоняне делали себе одежду в ос­новном из хлопчатобумажных тка­ней. Но, вероятно, у них, как и у египтян, были в употреблении и льняные ткани. В Ассирию, особен­но во времена ее расцвета, привози­ли также и китайский шелк (в сы­ром виде или переработанный). Наконец, из факта раннего развития торговли и промышленности Дву­речья можно заключить, что там также занимались изготовлением дорогих шерстяных тканей, на вы­делку которых, вероятно, шла доро­гая шерсть гималайских коз и каш­мирских овец. Для более грубой одежды использовалась кожа.


Во многих странах мира славились заме­чательные ассирийские ткани. Украшенные вышивками, изображающими торжествен­ные шествия богов и царей, эти материи с тяжелой бахромой из золотых и серебряных нитей и цветными камнями казались вели­колепными коврами. Египетские фараоны, богатые купцы Финикии охотно покупали изделия ассирийских ткачей.

Многого достигли ассирийские мастера в искусстве окраски тканей. Изначально их красили только в красный, желтый, синий и черный цвета, но постепенно научились смешивать цвета и придавать тканям все­возможные оттенки. Темно-фиолетовый цвет был, вероятно, у ассирийцев, как и во всей Западной Азии, самым ценным. Одеж­да этого цвета была в моде и ценилась очень дорого, но носить ее дозволялось только высшим сановникам царства.

Производство шерстяных тканей и ков­ров, использовавшихся для покрытия стен, достигло высокого уровня. Часто они укра­шались цветными вышивками. В окраске предпочтение отдавалось пурпуру, желтому и другим тонам.

Веретено было излюбленной эмблемой женщины в Месопотамии, а барельефы дают нам многочисленные изображения ткацких станков и разнообразных одежд. Но из всех изделий, созданных этими стра­нами, не уцелело ни одно. Некоторое пред­ставление о них может дать барельеф асси­рийского дворца в Ниневии (VII в. до н. э., Париж, Лувр), на котором мы видим ковер с узором из розеток и звезд, на бордюре рас­положено 69 роз, а с трех сторон имеется второй бордюр, где чередуются цветы и бу­тоны лотоса. Все вместе создает богатый де­коративный эффект.

Ткачество и украшение тканей вышивка­ми достигли в странах Передней Азии вы­сокой степени мастерства. Ассиро-вавилон­ские ткани ценились очень высоко и были одним из главных предметов торговли с рядом стран, в частности, с Египтом, а вы­шивальщицы в качестве рабынь были од­ним из наиболее дорогих военных трофеев. Очень развито было и красильное дело, так как ассиро-вавилонские краски — красные, коричневые, голубые, желтые и синие — отличались большой прочностью, а секре­том делать пурпурные краски и окрашивать в них ткани долгое время владели только в Ассирии и Вавилоне.

Женская одежда отличалась от мужской не столько покроем, сколько качеством тка­ней, из которых она изготовлялась. Некото­рые из писателей древности указывали на то, что для женской одежды использовались самые легкие и тонкие ткани. На выбор лег­ких тканей для женской одежды, возможно, повлиял образ жизни ассирийских женщин, которые были обречены на затворничество в предназначенных для них гаремах и не могли показываться публично.

Крепкая нить, протянувшаяся сквозь тысячелетия, соединяет шумеров с нашим временем. Многие народы развивались и погибали, по-своему преобразуя их культу­ру и передавая другим народам наследие древней цивилизации, истоков которой они даже не знали. Например, Вавилонский ко­декс Хаммурапи, найденный в Сузах на большом базальтовом столбе, был не чем иным, как дальнейшим развитием основных положений древнейшего шумерского права. Это был первый секуляризованный кодекс, в котором не бог, а государство вершит пра­восудие. Эта рационалистическая черта шумерского, а затем и вавилонского законо­дательства проявилась позднее в кодексах Юстиниана и Наполеона.

Народы Передней Азии были связаны на западе с далекими странами крито-микен- ского мира и лежащего на востоке за преде­лами их земель азиатского мира. В этом со­стоит одна из причин большого интереса к ним современной науки.

 

Глава II




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных