![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИСКУССТВО ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ
Вторым после Египта очагом древневосточной культуры были страны Передней Азии: Шумер, Вавилон, Ассирия, Сирия, Финикия, Палестина, Хеттское государство, государство Урарту. В отличие от Древнего Египта древние цивилизации Передней Азии не были связаны ни географическим, ни историческим единством. Природная среда, в которой последовательно сменяли друг друга различные народы, также не была однородной. К наиболее древней и изученной культуре Передней Азии относится культура племен Двуречья (Месопотамии), где на протяжении трех тысяч лет поочередно то создавались, то распадались различные рабовладельческие государства: сначала шумеро-аккадские, затем Вавилон и Ассирия. Шумеров, аккадцев, ассирийцев сменили халдеи, после которых сюда пришли персы, потом греки. О бывшей Месопотамии из исторических источников, относящихся к I в. н. э., было известно, что, несмотря на непрерывные войны и смены правителей, эта страна продолжала оставаться многолюдной и богатой, здесь процветали торговля и ремесла, искусство и архитектура. Большая часть племен и народов, населявших Месопотамию, жили в обстановке постоянных политических перемен. Активная торговля и военные грабежи были причиной частых перевозок произведений искусства из одной страны в другую. Это приводило к широкому распространению мотивов и стилей. Значительное воздействие на искусство оказывала религия. Жрецы, придворные и правители были главными заказчиками произведений искусства и определяли их характер. Наиболее яркой культурой Двуречья была культура шумеров, развивавшаяся в конце IV и в III тысячелетии до н. э. Историю этого народа мы знаем сегодня достаточно хорошо. Но еще в середине XIX в., когда уже было много известно об ассирийцах и вавилонянах, ученые даже не подозревали, что эти народы далеко опережала более древняя и в равной степени богатая культура шумеров. Они появились в южной Месопотамии значительно позднее первых поселенцев, прибывших сюда в доисторические времена и знавших ткацкое дело, а в качестве украшений использовавших бусы из вулканического стекла, раковин или прозрачного кварца. Раскопки говорят о том, что шумеры пришли на эти земли мирно и постепенно смешались с местным населением. Они были прекрасными земледельцами; им принадлежит заслуга в создании широкой сети каналов для осушения топей и сохранения воды на период засухи. У шумеров получило развитие гончарное, ткацкое, камнерезное и литейное ремесла. Шумеры не смогли объединиться в монолитную государственную организацию. Несмотря на то, что многочисленные города- государства связывала общая культура и религия, они непрерывно вели междоусобные войны, отвоевывая друг у друга лучшие земли, стремясь навязать соперникам свое господство. В этот период возникает могучее государство Аккад, царем которого становится Саргон. Объединив северные семитские племена в одно государство, он поочередно побеждает враждующие между собой города-государства шумеров и создает первую в Месопотамии крупную деспотическую монархию. Но более высокая культура покоренного народа быстро распространяется на аккадцев, поэтому держава Саргона вскоре превращается в шумерское государство. Царь города Аккад Саргон I (2360- 2305 гг. до н. э.) покорил Шумер и значительно расширил свои владения на восток и запад. Он провозгласил себя царем Шумера и Аккада. Несмотря на то, что Саргон положил конец эпохе независимых шумерских городов, в его империи язык и культура шумеров не погибли, а стали еще богаче и поглотили победивших аккадцев. Шумеро-аккадское государство просуществовало всего лишь два столетия. Уничтожили его воинственные племена горцев-элами- тов, а потом на его руинах могущественную вавилонскую империю основал великий завоеватель и законодатель Хаммурапи (около 1800 г. до н. э.). Ассирия стала одним из ведущих государств Передней Азии в первой половине I тысячелетия до н. э. Это государство, столицей которого был сначала Ашшур, а затем Ниневия, возникло на развалинах Вавилона в 1250 г. до н. э. В годы правления Тиглатпаласара (745-727 гг. до н. э.) Ассирия сделалась военной державой, достигшей вершины своего могущества ко времени правления Ашшурбанипала. После смерти этого властелина государство, основанное на военной деспотии и беспощадной эксплуатации покоренных народов, стало клониться к упадку. Этим воспользовались халдеи. В союзе с иранскими племенами они захватили Вавилон и основали Нововавилонское государство. Ассирийский царь послал против захватчиков армию под командованием Набопаласара, халдея по происхождению, который перешел на сторону врага и при поддержке вавилонских жрецов и сановников объявил себя царем. Месопотамия, богатая плодородными землями, была бедна полезными ископаемыми. Поэтому сырье, из которого замечательные шумерские мастера изготовляли художественные изделия, поступало из-за границы. Цари и жрецы привозили из других стран кедр, полудрагоценные камни, алебастр, диорит, медь, перламутр, золото и серебро, но прежде всего любимый ими лазурит. Эти дорогостоящие товары они получали в обмен на сельскохозяйственную продукцию своей страны, а также на некоторые изделия шумерских ремесленников, например, шерстяные ткани, кожаные сандалии, богато украшенное оружие, ювелирные изделия, керамику, инструменты, искусно вырезанные печати, сосуды из различных металлов, статуэтки и косметические средства. Жрецы и некоторые шумерские цари основывали библиотеки и архивы, состоявшие из клинописных табличек. Благодаря счастливому стечению обстоятельств до нас дошли несколько таких библиотек. На территории Анатолии, небольшой области Турции, сложилось Хеттское царство. Первые государства в Малой Азии сложились в XIX-XVIII вв. до н. э. Одним из них было царство Хатти со столицей Хаттура (Богазкей). При царе Табарне почти вся Малая Азия была объединена в одно государство. Имя грозного Табарны стало титулом хеттских царей (подобно тому, как спустя 2000 лет от имени Юлия Цезаря произошел титул «царь»). С Табарны начинается история Хеттской державы. Его сын сделал Хаттусу столицей и по имени города стал называть себя Хаттусилем; он царствовал с 1650 по 1620-е гг. до н. э. Хеттские цари, преодолев горы Тавра, завоевали Сирию, затем вторглись в Месопотамию и штурмом завоевали Вавилон, а царя величественного города взяли в плен. Позднее Месопотамию завоевывает персидский царь Кир. Наконец, здесь появляется один из крупнейших завоевателей в истории человечества Александр Македонский и покоряет весь.Ближний Восток. В союзе с мидянами он одерживает над ассирийцами победу за победой и в 612 г. до н. э. берет штурмом и разрушает Ниневию. Ассирийское государство фактически перестало существовать в 605 г. до н. э. В средневековье Месопотамия пережила период нового подъема. Одновременно с захватом страны магометанами сюда из Дамаска был перенесен главный центр ислама. Халифы сделали своей столицей Багдад, пышность, совершенство архитектуры и сказочное очарование которого стали легендарными. Позднее страну захватили турки под предводительством сельджуков. Они создали Великую багдадскую империю, но внешне мало что изменилось в этом краю. И только целый ряд грабительских нашествий монголов во главе с Хулагу и Тамерланом превратили страну в пепелище. С тех пор на многие века люди забыли о существовании древней Месопотамии. Государства аккадцев, вавилонян, ассирийцев, халдеев и даже в какой-то степени персов и греков были непосредственными наследниками культуры шумеров. Роль шумеров в этих очередных империях очень напоминает роль римлян и римской культуры в истории европейских государств. В течение почти трех тысячелетий шумерский язык, подобно латинскому, не только не умер, но даже продолжал развиваться, хотя шумеры давно уже не существовали. Археологические находки позволяют с достаточным основанием считать, что шумеры за три тысячи лет до н. э. преуспели не только в юриспруденции, медицине и астрономии, но также в архитектуре и прикладном искусстве. Этому древнему народу человечество обязано появлением библиотек, архивов и художественной литературы. Шумеры были, кроме того, творцами некоторых религиозных основных идей, заимствованных затем религиями других народов. Шумеры по своему развитию обогнали соседние народы на 1000-1500 лет. В архитектуре и прикладном искусстве они оказались недюжинными мастерами. Им принадлежит открытие таких декоративных элементов, как арка, купол, пилястр, фриз, мозаичные стенные орнаменты, но самое главное — разработка принципов пропорции и гармонии в строительстве, благодаря которым их крепостные стены, храмы, дворцы и пирамиды.несмотря на свою масштабность, не были лишены определенного изящества и легкости форм. Шумеры были также изобретателями семицветной гаммы. Изделия шумерских ремесленников, найденные среди руин и в царских могилах, благодаря высокому мастерству исполнения могли соперничать с искусством других народов. Они с исключительной сноровкой чеканили рельефы из листового золота и серебра, выковывали кубки, вазы, шлемы и щиты, инкрустировали перламутром, полудрагоценными камнями арфы и шкатулки или вырезали миниатюрные мифологические сценки на печатях. В Вавилоне и Ассирии большое развитие получили художественные ремесла; их изделия использовали во внутреннем убранстве домов. Производились керамические, медные, бронзовые, каменные сосуды очень простых форм. Художественно-бытовая утварь изготовлялась из белого и цветного стекла — голубоватого, красного. Из бронзы, золота, серебра, иногда с применением драгоценных и полудрагоценных камней, а также из слоновой кости с тонкой плоскостной орнаментацией, в ювелирных мастерских создавались различные изделия — украшения, имевшие не только художественное, но и символическое значение. Камень. Запасы камня в Двуречье были скудными, потому-то камень считался там драгоценным материалом и использовался для изготовления небольших по размеру предметов и немногочисленных статуй. По
этой причине шумеры, достойно соперничая с египтянами в техническом отношении, во многом уступали им в количестве.
Начиная с доисторической эпохи в течение тысячелетий были распространены печатки-амулеты и в особенности цилиндрические печати-штампы. Печатки были плоскими или в форме животных. Сохранилось множество резных цилиндрических печатей из мрамора, известняка и раковин; сделанные по сырой глине оттиски миниатюрных композиций украшают таблички, крышки кувшинов и другие изделия. Цилиндрические печати представляют собой самобытные произведения искусств, наиболее типичные для древних культур Ближнего Востока. Они появились в эпоху Урука в IV тысячелетии до н. э. и производились в период всей шумерской культуры. Искусство глиптики достигло у шумеров высокого расцвета. На цилиндрах встречаются геометрические мотивы: крест, ромб, концентрические окружности, чаще всего звериные. К ним принадлежат не только реальные животные — быки, горные бараны, но и фантастические зубры с человеческой головой, львы с очень длинными шеями и хвостами, которые извиваются и сплетаются друг с другом. Животные изображаются в одновременно реалистической и стилизованной манере. Эти диковинные существа обычно расположены вереницей в виде фриза; иногда они следуют друг за другом симметричными парами, иногда встречаются изображения мирных животных и свирепо нападающих на них хищников. Особого упоминания заслуживают мотивы животных, симметрично расположенных по обе стороны от древа жизни или находящихся под защитой героев Гильгамеша или Энкиду. Эти мотивы спустя много лет перешли в узоры сасанидских тканей, через которые затем проникли в Европу (крестоносцы заворачивали в ткани христианские реликвии) и оказали известное воздействие на романское искусство. Не всегда все декоративные композиции были только плодом свободной фантазии художника. В основном они связаны с обрядами и церемониями, носившими большей частью ритуальный характер. Установились они в глубокой древности, когда иконография жестко канонизировалась.
Также распространены изображения сцен из жизни: гончары за работой, люди, пьющие с помощью тростинок из одного сосуда. Цилиндры нередко снабжались клинописными надписями. В Ассирии наиболее распространенным излюбленным мотивом декора цилиндрических печатей является изображение героя, укрощающего чудовищ. Из камня также производились сосуды, мелкая пластика, мозаики. В мозаике шумеры достигли высокого мастерства. Лучшими из образцов этого вида искусства являются так называемые «штандарты». Это две продолговатые прямоугольные соединенные под углом пластины. Их декор состоит из трех фризов с фигурами людей и животных. Так называемый «Штандарт из Ура», найденный в царской могиле, изображает сцену триумфа, где фигуры выполнены из раковин и перламутра, закрепленных в слое битума, фон выложен кусочками лазурита. В этой же технике изготавливались шашечные доски, арфы. Так, знаменитая арфа из царской гробницы в Уре украшена мозаикой с изображением зверей из красного камня, лазурита и гравированных раковин (Лондон, Британский музей). На ней рисунки людей и животных выполнены довольно схематично, что подчеркивает их декоративный характер. Керамика. Образцов древней керамики Двуречья дошло до нашего времени довольно много, в отличие от живописи и стекла, которые почти не сохранились. Здесь во все времена изготовлялась гончарная посуда, используемая как в домашнем обиходе, так и для совершения культовых обрядов. Часто такая керамика украшалась орнаментом, по которому нередко можно установить хронологию археологических слоев. Для производства керамики использовался примитивный гончарный круг, приводимый в действие рукой, после чего с поверхности изделия удалялись неровности. Затем сосуды расписывались окисью железа, причем в зависимости от температуры обжига окраска сосудов приобретала цветовые градации от желто-коричневого до черного. Декор с большим вкусом сочетался с формой предмета. Изделия этого периода принадлежат к числу лучших образцов древней керамики. Из древнейших памятников декоративной керамики следует назвать оригинальный настенный геометрический узор в виде пестрой мозаики из черных, белых и красных шляпок глиняных гвоздей, вставленных в сырцовые стены и полуколонны главного зала храма богини Иштар в Уруке. Расположенные треугольниками, ромбами и зигзагами, они составляли рисунок, напоминающий плетение циновки. Из-за скудного запаса камня уже в этом древнейшем храме мы видим барельефы, сложенные из кирпича. От IV тысячелетия до н. э. сохранилась замечательная керамическая посуда. Сосуды из Суз (Париж, Лувр) — так называемая «керамика I стиля». Среди них — высокий кубок с изящным и очень характерным гравированным узором и фигурами горных баранов с большими округло загнутыми рогами и др. Такая керамика иногда украшалась геометрическими мотивами — треугольники, ромбы, шевроны, шашечный узор, круги, волнообразные линии. Иногда присутствуют мотивы живых существ, доведенные до полной схематичности так, что человеческая фигура сводится к треугольнику или прямоугольнику (пример абстрактного искусства на конкретной основе). Керамика высокого качества производилась в течение III тысячелетия до н. э., например, предназначавшиеся для царского стола кондитерские формы с рельефным рисунком (из утвари дворца в Мари). На них встречаются как геометрические мотивы — ряд простых точек или концентрических окружностей с розеткой в центре, так и изобразительные — рыба или классический мотив парных горных козлов по сторонам древа жизни. Концом III тысячелетия до н. э. датируется небольшое изделие из фритты — украшенная выпуклым орнаментом коробочка для сластей с четырьмя внутренними отделениями, крышкой, декорированной рельефными розетками, найденная во дворце в Мари. За пределами Двуречья гончарное ремесло было развито на Иранском нагорье в
Сиалке. Керамика производилась здесь еще до появления гончарного круга в начале IV тысячелетия до н. э. Этот керамический центр интересен своими кувшинами очень характерной формы (с длинным носиком) с красными или черными узорами. Населявшие Анатолию хетты также оставили интересную керамику: грушевидный обтекаемый сосуд с геометрическим орнаментом. Форма этого сосуда необычна для керамики, возможно, это имитация вещи из металла. Кроме того, следует назвать вазу в форме льва, исполненную с большой выразительностью. Ювелирное дело. Металлы. Художественная обработка металла достигла большого совершенства в искусстве Двуречья. В древности шумерские мастера умели изготавливать для нужд знати изумительные по красоте и тонкости исполнения ювелирные изделия. Они знали чеканку, филигрань, зернь, умели делать сложные сплавы драгоценных металлов. Черты, свойственные пластике, воспроизводились в произведениях художественных ремесел с особой изысканностью, неведомой многим другим видам изобразительного искусства Двуречья. О высоком уровне их мастерства свидетельствуют раскопки города Ура. Здесь было найдено много шлемов, топоров, кинжалов, копей из золота и серебра, украшенных чеканкой, инкрустацией, зернью, тонкой гравировкой. В 1922-1934 гг. на кургане Эль-Обеид вела раскопки английская археологическая экспедиция под руководством известного археолога Леонарда Вулли. Они обнаружили город Ур (около 2600 г. до н. э.) — столицу небольшого рабовладельческого одноименного государства. Здесь была найдена масса богатейших материалов, относящихся к жизни и истории шумерского народа. Одно из самых замечательных научных открытий в Месопотамии — раскопки могил царей Ура. Здесь экспедиция раскопала 16 гробниц, 2 из них не были тронуты грабителями. Раскопки царских гробниц в Уре дали большое количество произведений ювелирного искусства шумеров. Ценность этих раскопок для культуры шумеров сравнима с ценностью гробницы Тутанхамона для искусства Древнего Египта. Археологами была открыта огромная пирамида, называемая «зиккуратом», или «храмом бога». Рядом с пирамидой среди окружавших ее храмов выделялся храм в честь богини Нингал, супруги бога Нанна. Под одним из фундаментов храма Вулли
нашел клад золотых драгоценностей, настоящих шедевров ювелирного искусства. В числе многочисленных украшений были подвески, браслеты, ожерелья и булавки. Сюда же следует отнести фигурку осла, сделанную из сплава золота и серебра, и козы из золота, лазурита и перламутра — замечательных изделий древних ювелиров.
Среди множества оружия и орудий труда из бронзы там был найден знаменитый ныне «кинжал из Ура» (Багдад, Иракский
музей). Он состоял из клинка, кованного из золота, лазуритовой рукоятки, инкрустированной золотом, и ножен, сделанных из листового золота, украшенного пышным орнаментом. Здесь также были найдены некоторые предметы туалета филигранной работы — щипчики, ланцеты, шкатулки, дающие нам представление не только о богатстве, но и о больших достижениях цивилизации шумеров в области прикладного искусства. Вулли открыл первую усыпальницу высокого шумерского сановника, которая не была разграблена в древности. Посреди склепа стояли полуистлевшие похоронные носилки с прахом умершего. По шумерскому обычаю, тело лежало в позе спящего, на правом боку, ноги были слегка согнуты в коленях, а руки держали кубок, который был выкован из чистого золота. Грудь сановника полностью скрывали сотни бусинок из лазурита. Здесь же у локтя и в изголовье лежали кубки, светильники в форме раковин, диадемы и бесчисленное количество украшений — все из чистого золота высокой пробы. К правому плечу покойника был прислонен двусторонний топор внушительных размеров, сделанный из электрона — сплава золота и серебра, на голове — золотой шлем, грудь полностью закрывают тяжелые фестоны ожерелий из золота и лазурита. Оружие военачальника — золотой стилет, висящий на серебряном поясе, медный щит, богато украшенный резьбой, а также копье с золотой втулкой. Особенное восхищение у Вулли вызывал парадный шлем, выкованный из золота (Лондон, Британский музей). Он имел форму парика, завитки волос которого были искусно вычеканены рельефом. Что касается мастерства исполнения деталей, то по всему видно, что древний оружейник обладал замечательным вкусом и высоким профессиональным мастерством. На золотых предметах было начертано имя обитателя склепа: Мескаламдуг — «Герой Благодатной Страны». Титул указывает на то, что покойник был не царем, а знаменитым вождем, воином, удостоившимся за свои победы необыкновенных почестей при царском дворе, о чем свидетельствует сказочное богатство его гробницы. О богатстве правящего класса Ура не менее красноречиво свидетельствует и другая гробница, также неразграбленная. Там была похоронена девочка 6-7 лет. В ее каменном склепе археологи нашли диадемы, инкрустированные бусинками из лазурита и увешанные фестонами в форме буковых листьев, золотые кубки, чаши, тарелки, вазы и множество украшений. Но эти предметы были миниатюрных размеров и создавали впечатление детских игрушек. Неподалеку от входа в подземелье гробницы лежали останки 10 женщин. Их головы обвивали золотые ленты, инкрустированные камнями лазурита и кроваво-красного сердолика, а шеи — разноцветные бусы тончайшей работы.
Рядом с женскими скелетами археологи откопали остатки прекрасной арфы (Филадельфия, Музей университета). Горизонтальный брусок арфы был окован золотой пластиной, в которой торчали гвозди с золотыми головками — на них когда-то натягивались струны. Края резонатора украшала мозаика из сердоликов, лазурита и белого перламутра. Однако главным декоративным элементом замечательной арфы была прекрасная головка быка, выполненная из тонкого листового золота и синего лазурита. На другом, более глубоком участке спуска в подземелье были обнаружены следы колесницы с полозьями вместо колес. Колесницу украшали мозаика из белых, красных и голубых камней, а также рельефы, вычеканенные из листового золота, на которых были изображены львы с лазуритовы- ми гривами. Вокруг колесницы в беспорядке валялись различные предметы и дорогие безделушки: мозаичные доски, несколько напоминающие шахматные, для какой-то неизвестной игры, вазы и кувшины из золота, серебра и алебастра, инструменты и различные туалетные принадлежности из золота, а также изделия из вулканического стекла. В подземном зале ученые обнаружили погребение царицы. В ее руке был золотой кубок, бусы из золота, драгоценных и полудрагоценных камней лежали на груди, к парику на голове царицы были подвешены два золотых кольца, цепочка из золота покрывала ее лоб, золотой гребень в форме цветка, воткнутый в волосы, завершал этот затейливый головной убор. Золотые кубки, чаши, кувшины, два серебряных стола находились в погребальной комнате. На всех предметах древний мастер вырезал имя Шуб-Ад. По найденным изделиям можно судить о его большом умении в деле обработки драгоценных металлов и тонком художественном вкусе. Среди золотых украшений есть вещи такого высокого качества исполнения, что способны соперничать с изделиями современных известных парижских ювелирных фирм. Шумеры обрабатывали с обычной для них тщательностью, мастерством и вкусом не только золото, но и серебро — драгоценные металлы, известные как материалы, легко подверженные художественной обработке. Никакой другой металл не может сравниться с ними в благородстве, долговечности и красоте, а также в том, что они поддаются обработке в самых разных техниках и при необходимости могут украшаться драгоценными камнями. Любовь к цвету, красочным сочетаниям, красота небесно-синих и красных тонов камня, соединенного с золотом, характеризуют большинство найденных предметов. Украшения из драгоценных металлов серы й, браслеты, кольца, имевшие различное символическое значение, дополняли одежду знати. Простые по форме и тяжеловесные украшения интересны своим орнаментом. В нем священные для древних элементы мироздания — солнце, луна, звезды — превращены в строгий символический рисунок. При особой любви ассирийцев к роскошным нарядам и драгоценным украшениям, ювелирное искусство развивалось у них быстро. Изображения на древнейших памятниках показывают, что ювелирные изделия нисколько не уступали в изяществе отделки подобным изделиям более позднего времени. Большая часть украшений состояли из мелких вещей — звездочек, розеток и т. п. — тонкой работы с очень красивыми рисунками. Реже встречаются более крупные вещи, например, браслеты, пряжки, обручи, фигуры животных. Почти все эти вещи сначала отливались в формах, а потом уже окончательно отделывались. Изделия чеканной работы были редки.
Кроме диадем — необходимой принадлежности парадного костюма ассирийских вельмож, были драгоценные браслеты, которые носили на запястье и выше локтя. Форма браслетов менялась со временем: древние браслеты имели вид незамкнутого спирально свернутого обруча, иногда со звериными головами на концах. Браслеты позднего периода представляли собой плоские и широкие кольца с замком. У ассирийцев не было ножных браслетов или обручей, как у египтян, может быть, потому, что их длинные одежды, полностью закрывая ноги, делали такое украшение лишним. Зато у них даже мужчины носили серьги, притом самых разнообразных форм, начиная от простого гладкого кольца до крестообразных подвесок с изящным рисунком. Украшений для шеи и груди, кроме вышитого ворота одежды, у ассирийцев не было. Однако некоторые сановники и жрецы носили ожерелья из крупного жемчуга, которые служили не столько для красоты, сколько отличительным признаком сана, таким же, как ожерелье, которое надевал на себя царь при отправлении обязанностей верховного жреца. Все описанные выше украшения были принадлежностью не только мужского, но и женского костюма. В Месопотамии, где создавались прекрасные произведения из благородных металлов, были также интересны произведения из бронзы и меди. Однако в этом виде декоративно-прикладного искусства месопо- тамские мастера уступают другим народам, не обладавшим таким обилием золота и серебра, как страны долин Нила и Евфрата. Еще в глубокой древности шумеры освоили ряд металлов. Постоянные опыты с ними показали, что медь, например, дает красную и черную окись, а свинец — белила и красный сурик. Использовали также бронзу для изготовления утвари, оружия и украшений. В Месопотамии техника металлического литья известна еще в III тысячелетии до н. э. Здесь наряду с медью, пожалуй, впервые в истории использовали в литье и бронзу. На найденных бронзовых и глиняных сосудах для питья одинаковой формы в виде выгнутых слегка кубков или чаши каждый из предметов снабжен ручкой, всегда оканчивающейся головой какого-ни- будь животного. Кубки очень похожи на те, которые уже в древнейшую пору присылались из Передней Азии в Египет в дань фараонам, ручки их также были украшены звериными головами. Такого типа сосуды употребляли для разливания напитков из больших чаш в стаканы и кубки. В одном из покоев Нимрудского дворца было найдено около 150 бронзовых предметов, многие из которых похожи на кухонную посуду, изображенную на египетских памятниках. Почти все они круглой формы, но отделаны по-разному. Некоторые только с одной ручкой или вовсе без ручек; у других по две ручки, подвижных или наглухо прикрепленных. Некоторые сосуды совершенно лишены украшений, на других снаружи выгравированы или вычеканены различные орнаменты: розетки, полуфантастические фигуры людей и лсивотных — львов, тигров и газелей. Замечательны изделия из бронзы, найденные в Анатолии и относящиеся к III тысячелетию до н. э. Подлинную сенсацию произвели раскопки в Луристане и найденные там бронзовые изделия. Лувр и Брюссель обладают прекрасными коллекциями этих произведений. Луристанские бронзы, научная датировка которых затруднена из-за непрофессиональных раскопок, датируются второй половиной II тысячелетия и частично началом I тысячелетия до н. э. Эти изделия, выполненные в технике отливки с утратой восковой модели, говорят о том, что их создатели были коневодами и наездниками, так как среди найденных предметов много украшений от мундштуков и других частей конской сбруи. Также там имеются мечи, кинжалы, топоры, различные сосуды, навершия знамен, идолы с двумя длинношеими животными по бокам, вотивные булавки с головкой в виде диска и гравированным изображением человеческого лица. Мундштуки часто декорированы с обеих сторон крылатыми зверями. Есть там и украшения: перстни, серьги, ожерелья, браслеты для рук и лодыжек, шпильки для волос, зеркало. Большая часть предметов имеют вотивное назначение, например, топоры, которые едва ли могли употребляться как оружие из-за обилия рельефных украшений. Среди излюбленных сюжетов — изображения Гильгамеша с дикими зверями и богини Иштар, заимствованные у народов Двуречья, а также ряд других мотивов, восходящих к хеттам и иным народам Передней Азии. Люди и животные трактуются иногда реалистически, но чаще предстают в фантастическом обличье, поражая сочетанием жизненности и стилизации, которая схематизирует изображение, усиливает в нем декоративное начало. В числе ассирийских изделий из цветных металлов следует выделить бронзовую пластину с охотничьей сценой, где изображены лучник и два горных козла, бронзовая обшивка храмовых ворот с рельефами, в которых Салманасар III (859-824 гг. до н. э.) повествует о своих походах и победах. Большой интерес вызвали кинжалы с железными лезвиями. Древние мастера не умели получать высокую температуру, необходимую для плавки железной руды, поэтому железо удавалось получать в небольших количествах, и стоило оно очень дорого, в 10 раз дороже золота. Железные лезвия из Анатолии наряду с изделиями, обнаруженными в Месопотамии, являются древнейшими на земле. Людям давно было известно метеоритное железо, а в конце III тысячелетия до н. э. в Месопотамии научились выплавлять его из руды. Ассирийские ремесленники изготовляли плуги, мотыги, молотки, гвозди и др. Кузнецы Ассирии первыми в мире научились получать нержавеющую сталь. Оружие воинов и столовые ножи, вилки и спицы колесниц — все это умели делать опытные мастера. Столь высокого качества были изделия из железа, что многими из них можно пользоваться и в наши дни. Такая хорошая сохранность железных предметов — свидетельство высокого искусства древних ремесленников. Мебель. О мебели можно судить лишь по ее изображениям и нескольким фрагментам из слоновой кости. Передняя Азия, бедная древесиной, не оставила нам ничего, что может сравниться с подлинными древними предметами обстановки, сохранившимися в Египте. До нашего времени дошли в основном отдельные предметы дворцовой мебели. Деревянная мебель отличалась массивностью и прочностью. Ложа, кресла, табуреты, столы с прямыми брусчатыми ножками и нижними обвязками дополнялись деревянными волютообразными и металлическими деталями.
Среди образцов, представляющих интерес точной передачей деталей, — статуэтка из Энкоми, так называемый «дегустатор» (Кипр, XII в. до н. э.), а также рельеф с композицией, показывающей Ашшурбани- пала и царицу в беседке. Царь возлежит на парадном ложе, царица сидит в кресле. Покрыты ложе и кресло рельефной резьбой. Другая композиция знакомит с приготовлениями к трапезе: слуги вносят в пирше В древнейшей мебели ассирийцев преобладали изогнутые линии, которые позже были заменены прямыми, а округлые очертания - угловатыми, что делало ее более устойчивой. Почти все ассирийские столы, кресла, стулья и т. п. имеют одну и ту же основную форму — прямоугольное соединение вертикальных подпор с горизонтальными перекладинами. За столом сидели на высоких креслах, сиденье которых иногда находилось почти вровень с верхней доской стола. В соответствии с формой мебели изменились и ее украшения. Прежние ножки в виде целой ноги животного сменились прямыми подставками, оканчивающимися архитектурным расчленением или же только копытом или лапой животного. Возможно, для того чтобы восполнить недостаток изящества в формах мебели, ассирийцы богато украшали ее. Рассказы Геродота о золотых алтарях и тронах в капище Бела и роскошном убранстве царских дворцов с их золотыми ложами и тронами показывают, что в Ассирии не жалели благородных металлов и на отделку мебели. Много мебельных украшений, большей частью бронзовых, были найдены при раскопках вместе с мелкими вещами из перламутра и слоновой кости, вероятно, также имевшими декоративную функцию. Предположение о том, что в Ассирии металлы использовались для отделки мебели, подтверждает факт обнаружения обломков царского трона. Трон этот, похожий на троны и кресла, представленные на барельефах, сделан из дерева и покрыт бронзовыми украшениями. Ножки вырезаны из слоновой кости, в проймах ручек вставлены в качестве подпорок человеческие фигурки наподобие кариатид. Такие фигурки встречаются уже на древней мебели египетских фараонов так же, как и орнамент в виде звериной головы на концах кресельных ручек, который ассирийцы перенесли и на углы столов. Ассирийские кресла были очень высоки, высота их могла быть произвольно увеличена подставками, которые подклады- вались под кресельные ножки, что в свою очередь приводило к необходимости в ножных скамейках. Такая скамейка была найдена при описанном выше троне. Как тронные кресла, так и сиденья без спинки (табуреты) покрывались дорогими коврами или обивались узорчатыми подушками с кистями. В домах простых людей вместо кресел были скамьи и складные стулья, подобные тем, которые представлены на древнеегипетских памятниках. Столы и поставцы делались в том же стиле, что и стулья, но отделка их была проще, может быть, потому, что они обычно накрывались коврами; аналогичные покрытия встречаются на некоторых изображениях столов простой отделки. Столы ставились на такие же подставки, как и стулья. Вообще употребление подставок под мебель, чтобы придавать ей желаемую высоту, было у ассирийцев общепринятым, даже бедные люди устанавливали их одна на другую и поверх них ставили мебель. Ассирийские кровати походили на древнеегипетские. Они были, вероятно, деревянные, как и прочая мебель, с украшениями из металлов, слоновой кости, перламутра и т. п. и устилались узорчатыми ассиро-вавилонскими коврами. Вероятно, у ассирийцев так же, как у египтян, существовали разного рода сундуки и ящики для платья, драгоценностей и других ценных вещей. Резные дощечки из слоновой кости, которые в разное время находили при раскопках, украшали, по-ви- димому, именно такие ящики. Особые ящики имелись у ассирийцев и для туалетных принадлежностей, таких как круглые металлические зеркала. У финикийцев отделка мебели вставками из слоновой кости была очень популярна. Стиль ее неоднороден и часто подражал египетским моделям. Финикийские косторезы замечательно владели своим ремеслом, и их продукция вывозилась в соседние страны. Из всех ближневосточных изделий из слоновой кости наиболее выдающееся было найдено в Нимруде. На нем изображен нубиец, растерзанный львицей, на фоне декоративных цветов лотоса. Сохранились остатки золотых вставок и инкрустаций из сердолика и лазурита, украшавших это прекрасное произведение (Лондон, Британский музей). Ткани. На Ближнем Востоке существовало текстильное производство: здесь изготавливались вышивки, ковры, драпировки и другие ткани.
Известно, что в странах Передней Азии уже в глубокой древности производились самые разнообразные ткани из хлопка, часть которого привозилась из Индии, а часть выращивалась на месте, преимущественно в Сирии. Поэтому можно предположить, что ассирийцы и вавилоняне делали себе одежду в основном из хлопчатобумажных тканей. Но, вероятно, у них, как и у египтян, были в употреблении и льняные ткани. В Ассирию, особенно во времена ее расцвета, привозили также и китайский шелк (в сыром виде или переработанный). Наконец, из факта раннего развития торговли и промышленности Двуречья можно заключить, что там также занимались изготовлением дорогих шерстяных тканей, на выделку которых, вероятно, шла дорогая шерсть гималайских коз и кашмирских овец. Для более грубой одежды использовалась кожа. Во многих странах мира славились замечательные ассирийские ткани. Украшенные вышивками, изображающими торжественные шествия богов и царей, эти материи с тяжелой бахромой из золотых и серебряных нитей и цветными камнями казались великолепными коврами. Египетские фараоны, богатые купцы Финикии охотно покупали изделия ассирийских ткачей. Многого достигли ассирийские мастера в искусстве окраски тканей. Изначально их красили только в красный, желтый, синий и черный цвета, но постепенно научились смешивать цвета и придавать тканям всевозможные оттенки. Темно-фиолетовый цвет был, вероятно, у ассирийцев, как и во всей Западной Азии, самым ценным. Одежда этого цвета была в моде и ценилась очень дорого, но носить ее дозволялось только высшим сановникам царства. Производство шерстяных тканей и ковров, использовавшихся для покрытия стен, достигло высокого уровня. Часто они украшались цветными вышивками. В окраске предпочтение отдавалось пурпуру, желтому и другим тонам. Веретено было излюбленной эмблемой женщины в Месопотамии, а барельефы дают нам многочисленные изображения ткацких станков и разнообразных одежд. Но из всех изделий, созданных этими странами, не уцелело ни одно. Некоторое представление о них может дать барельеф ассирийского дворца в Ниневии (VII в. до н. э., Париж, Лувр), на котором мы видим ковер с узором из розеток и звезд, на бордюре расположено 69 роз, а с трех сторон имеется второй бордюр, где чередуются цветы и бутоны лотоса. Все вместе создает богатый декоративный эффект. Ткачество и украшение тканей вышивками достигли в странах Передней Азии высокой степени мастерства. Ассиро-вавилонские ткани ценились очень высоко и были одним из главных предметов торговли с рядом стран, в частности, с Египтом, а вышивальщицы в качестве рабынь были одним из наиболее дорогих военных трофеев. Очень развито было и красильное дело, так как ассиро-вавилонские краски — красные, коричневые, голубые, желтые и синие — отличались большой прочностью, а секретом делать пурпурные краски и окрашивать в них ткани долгое время владели только в Ассирии и Вавилоне. Женская одежда отличалась от мужской не столько покроем, сколько качеством тканей, из которых она изготовлялась. Некоторые из писателей древности указывали на то, что для женской одежды использовались самые легкие и тонкие ткани. На выбор легких тканей для женской одежды, возможно, повлиял образ жизни ассирийских женщин, которые были обречены на затворничество в предназначенных для них гаремах и не могли показываться публично. Крепкая нить, протянувшаяся сквозь тысячелетия, соединяет шумеров с нашим временем. Многие народы развивались и погибали, по-своему преобразуя их культуру и передавая другим народам наследие древней цивилизации, истоков которой они даже не знали. Например, Вавилонский кодекс Хаммурапи, найденный в Сузах на большом базальтовом столбе, был не чем иным, как дальнейшим развитием основных положений древнейшего шумерского права. Это был первый секуляризованный кодекс, в котором не бог, а государство вершит правосудие. Эта рационалистическая черта шумерского, а затем и вавилонского законодательства проявилась позднее в кодексах Юстиниана и Наполеона. Народы Передней Азии были связаны на западе с далекими странами крито-микен- ского мира и лежащего на востоке за пределами их земель азиатского мира. В этом состоит одна из причин большого интереса к ним современной науки.
Глава II
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|