Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Скусству Древнего Египта при­надлежит одна из самых значи­мых страниц в истории мировой культуры.




Свыше четырех тысяч лет на­считывает история возникнове­ния и развития искусства этой страны, ко­торое интересно и важно не только своими прекрасными памятниками большого худо­жественного значения, но и тем, что многое было создано египтянами в истории чело­вечества впервые. Это и каменная архитекту­ра, и скульптурный портрет, отличающийся своей реалистической правдивостью, и по­пытка раскрыть внутренний мир человека, его чувств и переживаний и др.

Высокие художественные достоинства произведений египетского искусства, а так­же очень большая временная протяженность его истории, оказали влияние на художе­ственное развитие других народов, впослед­ствии даже на сложение ряда европейских стилей, что позволяет искусству Древнего Египта занять совершенно особое место.

Изучение древнеегипетского искусства, как правило, ограничивается лишь архитек­турой и скульптурой, однако декоративное искусство египтян достигло не менее высо­кого уровня развития. Это подтверждают многочисленные предметы, найденные в гробницах, под толщей песка, благодаря за­сушливому климату имевшие хорошую со­хранность.Египетские ремесленники путем дли­тельных поисков и накопления навыков довели до высокого совершенства художе­ственные ремесла — резьбу по дереву и ко­сти, ювелирное дело и различные виды об­работки металла,

 

изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей. Произведения декоративно-прикладного искусства египетских мастеров отмечены сочетанием тонкого вкуса в выборе формы и материала с необычайной тщательностью исполнения. Главной же особенностью еги­петского искусства является единство сти­ля, что можно объяснить рядом специфи­ческих черт. Это своеобразие природных условий, значительная роль канона, в сло­жении которого большое значение сыграли религия и жречество, а также фараон и его двор, благодаря которым на протяжении тысячелетий канон не претерпевал каких- либо существенных изменений. Сюда же следует добавить и главенствующую орга­низующую роль архитектуры в древнееги­петском искусстве.

Основную часть произведений декора­тивно-прикладного искусства составляли предметы религиозного характера, предназ­наченные для совершения погребального обряда. Они изготовлялись в мастерских, существовавших при храмах. Кроме этих мастерских в Египте были и придворные мастерские, где ремесленники работали над созданием изделий, используемых египтя­нами в повседневной жизни. Основными заказчиками на изготовление дорогих и изысканных изделий были фараон и его придворные, поэтому произведения декора­тивно-прикладного творчества в Древнем Египте создавались во славу царей, а декор, украшающий их, был средством выражения идеи могущества, силы и бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни.

Предметы декоративного искусства кроме эстетической ценности представляют и исто­рический интерес, поскольку древнеегипет­ские мастера остались непревзойденными в целом ряде художественных ремесел.

Ремесленная деятельность развернулась в Египте только к концу Древнего царства, о чем свидетельствуют барельефы на гроб­ницах Бени-Гассана. Здесь представлены ткацкое, горшечное, валяльное, кожевенное и другие ремесла. Часть из них встречают­ся и на памятниках нового времени, но уже в усовершенствованном виде, как, напри­мер, литейное, ювелирное и особенно ткац­кое дело. Изображения различных ремесел, создающих предметы роскоши, впервые встречаются на памятниках Нового царства. Здесь мы видим столяров, писцов, живопис­цев, каменотесов, башмачников и т. п. Ис­ключение составляют ювелиры, с деятель­ностью которых уже знакомили древние памятники

В истории Древнего Египта без учета пе­реходных эпох принято выделять шесть крупных периодов. Для упрощения ориен­тации в искусстве многотысячелетней дав­ности и более легкого его усвоения здесь и далее в ряде глав книги приводятся хроно­логические таблицы.

Додинастический период — V тыс. — ру­беж III тыс. до н. э.

Раннее царство — 3000 г. — XXVIII в. до н. э.

Древнее царство — XXVIII в. — XXIII в. до н. э.

Среднее царство — XXI в. — XVIII в. до н. э.

Новое царство — XVI в. (1580 г.) — XI в. (1085 г.) до н. э.

Поздний период — 1085 — 332 гг. до н. э.

В додинастический период начинается сложение древнеегипетского искусства. Этому способствовали верования и обряды, связанные с заупокойным культом, которые и определяли характер художественных из­делий того времени.

Период Древнего царства был временем сложения основных форм египетской куль­туры и египетского канона, который опре­делял содержание, главные правила постро­ения и расположения сцен, используемых при создании рельефов и росписей, ставших впоследствии традиционными.Древнее царство — время широкого раз­вития художественного ремесла. Для разви­тия всего искусства Древнего царства худо­жественное ремесло имело большое значение. Так, обработка различных матери­алов сначала осваивалась на изделиях при­кладного характера, а затем использовалась в зодчестве и скульптуре. Красота полиро­ванных поверхностей камня и разнообразие тонов блестящих цветных фаянсов впервые нашли применение в ремесле, показывая широкие возможности этих материалов.

Искусство Среднего царства, особенно в начальный период, следовало древним об­разцам, подражая искусству Древнего цар­ства. Но в ряде мест в этот период стали развиваться более передовые художествен­ные направления. Преодолевая определен­ные древние традиции, местные художники обращались к поискам иных способов пере­дачи окружающего мира. Особенно значи­тельные успехи были достигнуты художни­ками при изображении животных, так как здесь они были меньше стеснены каноном. Животные и птицы изображались в различ­ных живых позах, а природа давалась в уже более реалистической трактовке. Новым для искусства декоративных росписей явля­ется и богатство красочных сочетаний: ста­ли использоваться не только ранее не встре­чающиеся оттенки цвета, к примеру, густо-оранжевый, желтовато-серый, но и переходы от одного цвета к другому.

Период Нового царства начался с прав­ления XVIII династии фараонов, время правления которой определяется как одно из самых интересных периодов в истории египетской культуры и искусства. Египет этого времени — одна из сильнейших миро­вых держав, ведущая победоносные войны со многими странами. Благодаря этим вой­нам в страну шли потоки драгоценных ме­таллов и камней, слоновой кости и редкие породы дерева. Множились богатства знати. Во всех главных городах страны велось ин­тенсивное строительство.

Рост богатства знати приводит к проник­новению роскоши в ее быт. Появляется широкий спрос на пышные одежды из тон­ких тканей, сложные парики, массивные ожерелья. Предметы домашней утвари ста­новятся богаче и декоративнее. Изменение во вкусах высших слоев общества отрази­лось на стилистической характеристике ис­кусства. Все это определяет новые задачи перед искусством, для которого определяю­щим становится стремление к пышности и декоративности в сочетании с изысканным изяществом.

Период XVIII династии был также вре­менем расцвета и художественного ремесла. Для него свойственно усложнение форм и декоративности, присущее стилю всего ис­кусства этого периода. Особое развитие по­лучает искусство инкрустации разными многоцветными материалами, сложнее ста­новятся орнаментальные композиции. Изобретение вертикального ткацкого стан­ка позволило изготовлять нарядные ткани с цветными узорами гобеленовой техники. В орнаментике этого периода явно заметно увлечение разнообразными растительными мотивами, возникшее в связи с популярно­стью «садовой» тематики, появившейся вслед за развитием садов при дворцах и виллах. Эта тематика, ставшая характерной для всего искусства в целом, распространи­лась в виде изображений цветов, зарослей в росписях потолков и украшениях пола. Среди изделий художественного ремесла большой популярностью пользовались туа­летные коробочки в виде букетов цветов, фаянсовые чаши в форме лотоса, золотые и фаянсовые блюда с изображением лотосов и плавающих среди них рыб.

Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) выдви­нул новое учение, объявив единым боже­ством солнечный диск под именем бога Атона. Период правления Эхнатона в егип­тологии называют «амарнским».

Этот период характеризуется отказом от ряда канонических форм и традиционного идеализированного образа царя. К примеру, позы царя и царицы на рельефах изображе­ны в полный профиль без необходимого по канону условного разворота плеч в фас. Египетские художники были освобождены от сдерживающего их веками канона и смог­ли создать подлинно прекрасные памятники искусства, восхищающие и сегодня.

Художественное ремесло амарнского пе­риода также достигло небывалого расцвета. С большим разнообразием использовались реалистически переданные растительные мотивы, особое внимание уделялось богат­ству расцветки изделия, в частности, пред­метам из фаянса и стекла.

В период правления ближайших прием­ников Эхнатона работали те же мастера, что и в амарнский период, поэтому произведе­ния прикладного искусства повторяют тра­диции Амарны и близки ей.

К концу II тысячелетия до н. э. Египет вступает в период Позднего времени, кото­рый характеризуется распадом государства на ряд отдельных царств, периодически объединявшихся в единое государство.

Египетское искусство Позднего периода представляет сложную картину, еще в дол­жной мере неизученную вследствие недоста­точного количества дошедших памятников. В течение Х-VIII вв. до н. э. основными го­сударственными центрами остались Фивы и Танис. Официальное фиванское искусст­во продолжало традиции конца Нового цар­ства. Храмовые рельефы, своеобразные рос­писи на саркофагах жрецов Амона и рисунки на их заупокойных папирусах не дали чего-либо нового и не смогли стать новым этапом в истории египетского искус­ства. Однако они позволяют установить то направление, по которому шло развитие фиванского искусства, с характерным для него увлечением внешней нарядностью. Ху­дожественное ремесло продолжало процве­тать в Танисе. Золотые и серебряные цар­ские гробы, великолепные портретные маски, ожерелья, перстни, браслеты с инк­рустациями, нагрудные украшения с под­весками в виде цветов лотоса являются сви­детельством неослабевшего мастерства и тонкости вкуса ювелиров.

Саисский период в истории Египта (663- 525 гг. до н. э.) был временем нового отно­сительного расцвета. Саисские фараоны уделяли много внимания увеличению тор­говых связей и развитию ремесел. Большое количество изделий вывозились за пределы Египта. С их помощью он прослыл образ­цом промышленной страны, сохранив это значение даже в глазах греков времен Рим­ской империи.

Для саисского периода характерным ста­ло стремление к воспроизведению образцов Древнего царства, ставшее отличительной чертой памятников этого времени. Такая архаизация не ограничивалась рамками ис­кусства, она прослеживалась в литературе и религии. Саисские фараоны, пытаясь возро­дить древние традиции, тем самым подчер­кивали свое намерение создать столь же независимое и могущественное государство, каким был Египет при строителях пирамид.

Саисское искусство не было простой ко­пией прошлого. К сожалению, из-за отсут­ствия достаточного количества документаль­ных памятников невозможно восстановить развитие саисского искусства во всем его оригинальном и сложном разнообразии.

В этот период продолжало развиваться и художественное ремесло, например, по­явился нового типа фаянс, очень твердый и насквозь окрашенный.

Саисское искусство имело существенное значение для последующего развития еги­петского искусства, во многом не исчерпав­шего своих возможностей.

Камень. Для искусства и особенно архи­тектуры Египта общеизвестно преобладаю­щее значение камня, добываемого в Аравий­ской пустыне и отличающегося своими превосходными качествами. Вырабатыва­ются разнообразной формы каменные сосу­ды из алебастра, гранита, яшмы, стеатита и других пород. Интересно использование камня в архитектурном декоре, а также в па­летках — пластинах для растирания красок и сосудах.

Палетки, происхождение которых относят к Додинастическому периоду, изготовлялись


из различных пород камня, но предпочте­ние отдавалось шиферу. Эти изделия отли­чались разнообразием формы, среди кото­рых особое внимание привлекают палетки в виде фигурок животных: слона, антилопы, рыбы, черепахи, гиппопотама. Позже палет­ки стали изготовлять в виде щита и изобра­жать на них охотничьи и военные сцены. Наиболее известна палетка фараона Нарме- ра, отличающаяся оригинальностью и чет­костью фризообразной композиции.

Изготовление каменных сосудов, первые экземпляры которых относят к эпохе неоли­та, — одно из художественных достижений Древнего Египта. Они чаще всего имеют ко­ническую или цилиндрическую форму, но встречаются и в форме бочонка, сердца, шара. Материалом для них служили базальт, известняк, алебастр, шифер и др.

Сосуды из твердых пород камня лишены декора, их эстетическая ценность заключа­ется в красоте материала и формы. В эпоху правления третьей династии фараонов — начало классического периода Древнего царства — галереи ступенчатой пирамиды Джосера в Саккара были наполнены камен­ными сосудами, общее число которых дохо­дило до 35 тысяч. Формы этих сосудов в основном повторяют формы предметов ран­ней эпохи; среди них встречаются алебаст­ровые блюда, высокие кувшины грушевид­ной формы, украшенные рельефом в виде ромбовидной сетки, покрывающей поверх­ность изделий.

Новое царство представлено замечатель­ными алебастровыми сосудами из гробни­цы Тутанхамона. В одном из них, изобра­жающем лежащую козочку, хранились благовония, другой в виде пучка лотосов служил светильником, для чего в чашечки цветов наливалось и поджигалось масло. Благодаря свету пламени можно было оце­нить и тонкость резьбы сосуда, и великолепие просвечивающегося камня. Другой светиль­ник состоял из двух плотно вставленных


один в другой кубков из полупрозрачного алебастра. Некоторые из них своими изог­нутыми линиями напоминают европейские изделия 1900-х гг. стиля модерн, например, тройной светильник, состоящий из вытяну­той чашечки лотоса с двумя бутонами на изогнутых стеблях и двумя горизонтально расположенными листьями по бокам. Здесь же были обнаружены кубки из просвечива­ющегося алебастра в виде цветка лотоса и ковчег для каноп.


 

Общеизвестны высокие достижения египтян в области архитектурного декора. В египетских храмах применялись различные виды колонн — главного элемента ордера. Основных ордеров в египетской архитектуре было три и связаны они с пальмовидными, папирусообразными и лотосовидными ко­лоннами, в основе построения которых ле­жит стилизация растительных форм.

Фасадные плоскости пилонов были до­полнены рельефами и надписями — иеро­глифами. Рельефы и надписи применялись и во внутренних помещениях, где они сплошным ковром покрывали стены и ко­лонны. Композиции носили ленточный ха­рактер. Ленты располагались друг над дру­гом, смыкаясь одна с другой; размеры их по высоте менялись в зависимости от изобра­жаемого сюжета. Изобразительные мотивы чередовались здесь с иероглифами.

Египетские рельефы врезались в камень (рельефы «ан кре»). В таком рельефе швы, оконтуривавшие изображения, углублялись в поверхность материала. Таким образом, сами изображения не выступали по сравне­нию с фоном, а. как бы укладывались в об­щую его поверхность. Очертания фигур и предметов при этом несколько округлялись, смягчались, придавая изображениям осо­бую пластичность, и помимо прочего пре­дохраняли изображения от скалывания.

Среди архитектурных элементов инте­ресны украшенные рельефами двери, не­многочисленные образцы каменных окон­ных решеток, а также водосточных труб, заканчивавшихся львиными головами, ко­торые будут копироваться греками много веков спустя.

Резьба по камню применялась не только в храмах, но и в гробницах, иногда в виде архитектурных элементов, барельефов и стел. Саркофаги также украшались пре­красными рельефами. Влияние архитекту­ры сказывалось и во многих других видах декоративно-прикладного искусства.

Керамика. Египетская керамика разно­образна и делится на два вида: глиняную и фаянсовую. Глиняная посуда известна в Египте с V тысячелетия до н. э., ее формы и декор возникли еще в додинастический период. Вначале горшечники лепили глиня­ное тесто рукой и украшали сосуды очень примитивным орнаментом, так называемым «техническим», получавшимся в процессе изготовления предмета и во время обжига. Чаще всего, это полосы черного цвета или белые узоры по красному фону глины, ко­торую в свою очередь покрывали красной охрой, что усиливало декоративный эффект древней керамики. Позже, с появлением гончарного круга, примерно с 3200 г., фор­мы сосудов приобретают все большее разно­образие; меняются характер росписей и их техника: белую краску сменяет красная, на­носимая теперь уже по желтому фону.

Древнеегипетская глиняная керамика отличается большим разнообразием форм. Наиболее красивые сосуды, выполненные в эпоху энеолита, — красные, расписанные белым рисунком, и желтоватые с фиолетовым узором. В декоре сочетаются мотивы геомет­рического орнамента с человеческими фи­гурками, кораблями, животными, деревья­ми. Существуют и фигурные сосуды в виде животных (гиппопотам, птица, еж) и даже женской фигуры.

В последующие эпохи глиняная посуда вытесняется металлической, и производство ее ограничивается чисто утилитарными нуж­дами; изготовление расписной посуды пре­кращается до XVIII династии. В период Но­вого царства появляются расписные сосуды луковичной формы с растительным орна­ментом, например, блюдо из нью-йоркского музея Метрополитен, считающееся одним из интереснейших произведений этой эпохи.

Изделия из фаянса относятся к выдаю­щимся достижениям художественных реме­сел Египта. Еще со времен I династии начи­нают свое существование фаянсовые бусы и маленькие круглые игровые столики. Си­ний фаянс нашел широкое применение в облицовке внутренних помещений гробницы Джосера в Саккара (III династия), а также в производстве разнообразных декоративных элементов архитектуры. Так, фаянсовые плитки с узором из маргариток использова­лись в Амарне, яркие полихромные плитки с изображением иноземных пленников — во дворцах Рамсеса II и Рамсеса III, а для дворца Рамсеса III в Мединет-Абу была изготовлена очень красивая голова фарао­на в профиль из красного стекла с париком из синего фаянса.

Египтяне изготавливали из фаянса са­мые разнообразные изделия: полихромные ожерелья, канопы, статуэтки (фигурки для погребений из зеленой и синей эмали), со­суды для благовоний, различные кубки из синего фаянса с черным декором разнооб­разной тематики и мотивов: стилизованный лотос, рыбы, соединенные в круг, обнажен­ная танцовщица, лютнистка под сенью бе­седки.

К периоду Среднего царства относится совершенствование техники фаянсовых из­делий, благодаря чему сосуды приобретают красивую расцветку, главным образом в разнообразной гамме ярко-синих и зеленых тонов. Для их украшения стали применять подглазурную роспись. К наиболее выдаю­щимся изделиям из фаянса следует отнес­ти статуэтки гиппопотамов и посох Аме- немхета III.

В обнаруженных в Амарне и Кантире мастерских фаянсового производства XVIII и XX династий найдены и многочисленные формы. Изделия изготовлялись из кварце­вой фритты со стекловидной поливой. Обычно использовался синий и зеленый цвета, реже фиолетовый, коричневый, крас­ный, черный. Светлые тона — белый и жел­тый — были в то время трудно достижимы и поэтому очень редки.

Цвет египетских глазурей многообразен и отличается большой силой. Особенно кра­сив бирюзовый цвет, получавшийся от раз­личных комбинаций окиси меди.

Стекло. Самое древнее известное нам производство стекла существовало в Егип­те эпохи фараонов. Древнейшими стеклян­ными предметами являются бусы, создан­ные еще до I династии.


Расцвет производства художественного стекла происходит в период Нового цар­ства. От этой эпохи остались многочислен­ные предметы: чаши синего стекла, укра­шенные темно-синим и желтым узором и именем Тутмоса III, полихромный флакон­чик, бусы, трубки, вазы, различные флакон­чики для глазных капель и сосуды для бла­говоний, чечевицеобразные фляги.

Среди стеклянных изделий большим многообразием форм отличаются различ­ные мелкие предметы: серьги, перстни, аму­леты, игральные пешки, подвески ожере­лий. Стекло часто служило материалом для изготовления инкрустаций и накладок, имитируя полудрагоценные камни, такие как яшма и лазурит.

Знакомство с изделиями древнеегипет­ских стеклоделов, особенно такими, как ви­ноградная гроздь и сосуд синего стекла в форме рыбы из Амарны, позволяет с уве­ренностью говорить об их высоком профес­сиональном мастерстве. Так, в виноградной грозди виноградины представляют собой крупные бусы зеленого, синего или корич­невого стекла, изображающие ягоды разной степени зрелости, в том числе и переспелые.


В числе стеклянной скульптуры самое выдающееся произведение — женская голо­ва, относящаяся к концу XVIII династии (Париж, Лувр). Ее лицо выполнено из свет- ло-синего, а парик из темно-синего стекла, что заставляет предположить, что исполне­ние потребовало двух последовательных формовок и затем соединения их с помо­щью неизвестного нам метода, свидетель­ствующего о технической изощренности мастера. Несмотря на то, что инкрустиро­ванные глаза и брови, а также урей и золо­тая повязка на волосах ныне утрачены, их исчезновение не смогло умалить достоин­ства этого шедевра.

В греко-римскую эпоху художественное стекло производится главным образом в Александрии и восходит к древнеегипет­ским образцам. Эта эпоха внесла и свои новшества: к формам, привычным для вре­мен Нового царства, добавляются формы, навеянные греческими вазами, применяется насечка на двухслойном стекле, его выдува­ют и стремятся сделать прозрачным. С это­го времени стекло становится материалом для обиходной повседневной утвари.

Египтяне знали также технику мозаики из непрозрачного стекла. Разноцветные стеклянные пластинки разогревались до сплавления и затем вытягивались для полу­чения тонких и очень длинных полосок.

Ювелирное дело. Металлы. Из всех ве­ликих культур древности Египет оставил нам достаточно предметов, чтобы восстано­вить историю развития ювелирного дела в этой стране на протяжении сорока столе­тий. От каждой из эпох сохранились значи­тельные шедевры, большая часть которых хранится в Каирском музее.

В обработке металлов египетские ремес­ленники достигли значительных успехов. Они были знакомы с технологиями обра­ботки меди и бронзы, благодаря чему появ­ляются сосуды из бронзы новой формы и более совершенной выделки, а также разно­го рода украшения. Уже в период Древнего царства богатые люди носили кроме золо­тых вещей уборы из драгоценных камней и металлов.

Женщины носили украшения почти на всех частях тела, даже на бедрах. Мужские украшения состояли только из широких колец или обручей, которые надевались (как и женщинами) на руку выше локтя, запястье и ногу вокруг щиколотки. К наи­более распространенным женским украше­ниям следует отнести ожерелья и серьги. Серьги имели форму кружка или колеса с подвесками и без. Кроме ожерелий и серег богатые египтяне носили на голове обручи из драгоценных металлов (диадемы, узор­ные повязки, сетки, плотно охватывавшие волосы).

Национальным украшением египтян, об­щим для обоих полов и всех сословий, за исключением самых низших, был широкий воротник (пелерина), закрывавший плечи и верхнюю часть груди. Судя по изображени­ям древнейших гробниц, ширина его была невелика, но в эпоху Нового царства вырос­ли как объем этого предмета одежды, так и его ценность. Такие воротники были очень нарядны и носились в основном женщина-


 

ми. Но не менее роскошно выглядели и мужские воротники. Их изготавливали из благородных металлов (иероглиф, обозна­чающий «золото», имеет форму такого во­ротника с украшениями из разноцветной эмали). В роскошной отделке они исполня­ли роль даже почетнейших царских подар­ков и вследствие этого приобрели особый, символический характер.

Значительный успех выпал на долю юве­лиров Среднего царства. Ими был освоен новый технический прием — зернь. С того времени до нас дошли диадемы в виде вен­ков, ожерелья, пекторали — царские нагруд­ные ^украшения, подвески, перстни и другие предметы, которые отличают разнообразие формы, тонкая искусная работа, умелый подбор узора и расположение его на каждой вещи, например, пектораль Сенусерта II (Нью-Йорк, музей Метрополитен) вырезана из листового золота и украшена припаянны-


 

ми золотыми перегородками, заполненными бирюзой, лазуритом и сердоликом. Все на­грудные украшения характеризует яркая многокрасочность, а их оборотная сторона обработана тонкой чеканкой. Наибольшее использование в орнаментике этого време­ни получают мотивы логоса, папируса, ро­зетки. Изысканные по своему рисунку и тонкости, тщательности исполнения, золо­тые украшения оживлялись вставками из цветных камней и паст, что придавало им неповторимые своеобразие и изящество.

В период Нового царства ювелиры Древ­него Египта достигли вершины своего мас­терства. Этот период ознаменован появле­нием нового направления в искусстве. Сдержанность и уравновешенность предше­ствующих эпох противопоставляются своеоб­разному романтизму, где обилие и пышное гь доходят иной раз до чрезмерности.

Как пример работы ювелиров этого вре­мени — золотая диадема в виде обруча од­ной из наложниц Тутмоса III, напоминаю­щая царские украшения. Мастера-ювелиры Амарны использовали достижения ремес­ленников предшествующего периода и со­вершенствовали их.

Искусство времени фараона Тутанхамо- на (первая половина XIV в. до н. э.), одно­го из последних фараонов XVIII династии, занимает важное место в истории египет­ской культуры.

Появившись сразу после Амарны и со­храняя многие черты блестящего расцвета искусства того периода, памятники време­ни Тутанхамона имеют свой стиль.

Тутанхамон правил около 10 лет и не был знаменит, но сохранившиеся в его гробни­це сокровища прославили его на века.

В ноябре 1922 г. английским археологом Говардом Картером в Долине Царей была открыта гробница фараона Тутанхамона. Это захоронение представляет собой не только невиданную сокровищницу, оно является единственным захоронением, сохранившимсяв первозданном виде. Кроме того, для нас оно является уникальным источником ин­формации о жизни Египта XIV в. до н. э., быте, семейном укладе, искусстве древних египтян.

По подсчетам Картера, 101 группа раз­личных украшений была найдена на мумии. Восемнадцатилетний фараон был букваль­но усыпан с ног до головы золотом и дра­гоценными камнями. Вот некоторые из них: пектораль в виде грифа с распростертыми крыльями, царская диадема, выполненная из массивного золота и инкрустированная лазу­ритом, бирюзой, сердоликом и малахитом.

Маска мумии Тутанхамона выполнена из кованого золота, инкрустированного смаль­той и различными камнями. Для изготовле­ния ожерелья использованы лазурит, кварц и полевой шпат. Головной убор прорезан полосами из синей смальты. Последний сар­кофаг, в котором находилась мумия, отлит из массивного золота и весит 1110 кг. Он составлен из золотых пластинок от 2,5 до 3,5 мм толщиной, покрытых снаружи и внутри великолепной чеканкой. Фараон изображен в облике Осириса с ожерельем, выполненным частично из синего фаянса, а магические птицы, осеняющие его своими распростертыми крыльями, декорированы чеканкой и перегородчатой эмалью. Они прекрасно повторяют линии тела птицы. В целом сокровища гробницы Тутанхамона при всем своем ослепительном богатстве не теряют гармоничности.

Украшения фараонов XIX и XX динас­тий свидетельствуют об упадке искусства этого времени, стремление к великолепию приводит к утрате строгости форм. Однако и в эти периоды производились вещи высо­кого качества. Таковы, например, пектораль Рамсеса II в форме сокола и перстень с дву­мя рельефными лошадками на оправе (Па­риж, Лувр).

В Саисский период (XXV династия) по­являются перстни более круглой формы, чем в период Нового царства. Этот тип пер­стня (почти без изменения) до сих пор су­ществует в Европе и известен как «перстень с печаткой».

В классический период истории Египта золотых дел мастера достигли виртуозного технического совершенства, которое никог­да не было превзойдено. В отдельных слу­чаях невозможно не только превзойти их, но и сравниться с ними. Так, например, за­мечательные чеканщики умели добиваться тонкости металлического листа, в 20 раз превосходящего самый тонкий лист, произ­веденный в наше время. Златокузнецами

 

 

применялись литье, формовка, паяние, ков­ка (моделирование молотком). А такие юве­лирные техники, как насечка, гравировка, золочение штамповкой, тиснение, инкруста­ция, зернь, травление, окраска использова­лись для нанесения на изделие орнамента.

Наряду с благородными металлами егип­тяне обрабатывали медь и бронзу. Железо известно им с начала Древнего царства, но применение получило только в греко-рим­скую эпоху.

Сохранились медные сосуды — кувшины с носиком и ручкой, тазы. Из бронзы — жа­ровня с обрамлением, церемониальные то­поры с ажурным орнаментом, изображаю­щим людей, сосуды и подставки для них, светильники, косметические пинцеты. Не­которые предметы из кованой бронзы име­ют толщину всего 2-3 мм и отличаются необыкновенной легкостью.


Среди предметов туалета заметное место принадлежит бронзовым зеркалам, ручки которых выполнены в виде колонн или фи­гурки стоящей девушки. Также имели мес­то бронзовые статуэтки, которые дошли до нашего времени в большом количестве. Они отливались с утратой восковой модели.

Замечательное мастерство египетских бронзовщиков демонстрируют также стату­этки кошек, выдающаяся коллекция кото­рых хранится в Лувре.

Мебель. К числу деревянных изделий относится прежде всего мебель, а также не­которые предметы туалета. Дворцовые ин­терьеры Древнего Египта, несмотря на лако­низм архитектуры, отличались особой декоративностью, введением ярких цветов, включением мебели с дорогостоящей отдел­кой, а также изделий прикладного искусства.Дворцы и богатые дома меблировались столами, креслами, диванами, табуретами, очень высокими кроватями; использовались также носилки с балдахинами. В домах со­держалось большое количество ящиков, ларцов для ценных вещей, драгоценностей, тканей. Формы мебели, ее художественное оформление отличались разнообразием при наличии очень простой конструкции.

В мебели, как и в архитектуре, преобла­дали четкие геометризованные очертания, но нередко применялись и мягкие, плавные, главным образом в угловых частях, линии. Египтяне уделяли функциональной сторо­не мебели большое внимание: как правило, она соответствовала пропорциям челове­ческого тела. Спинки и подлокотники кресел покрывались резьбой, ножки кресел, стуль­ев, столов, комодов часто заканчивались изображением лап и копыт животных, а так­же утиными головами.

Украшалась мебель посредством сочета­ния различных пород дерева. Широкое рас­пространение получили такие способы де­кора мебели, как инкрустация, мозаика; ис­пользовались также цветная эмаль, пластин­ки слоновой кости и металла, перламутр, позолота.


К наиболее распространенным типам древнеегипетской мебели относятся табурет на четырех вертикально поставленных нож­ках, складной табурет, имеющий четыре ножки, которые скреплены с обоих концов и перекрещены диагонально планками. Нижним концам ножек придается форма утиных головок. Верхняя обвязь табуретов прогибается для удобства сидящего и по­крывается циновкой, сплетенной из трост­ника или полосок кожи. Иногда сиденья делаются из кожи. Распространены были также парные двухместные сиденья на львиных лапах или бычьих ногах с постав­ленными вертикально массивными спинка­ми. Опоры в виде ног животных делаются у более богатой мебели. Такие опоры всегда поставлены на довольно высокие каблучки.

Кресла и троны снабжены боковыми ча­стями (подлокотниками), оформленными в виде идущих львов, спинки покрыты симво­лического характера сквозной резьбой со слабым рельефом.

Сундуки для хранения домашнего инвен­таря имеют очень остроумную конструк­цию. Они состоят из рам со вставленными в них поперечными досками, благодаря чему в течение тысячелетий не появилось никаких трещин и дерево не покоробилось. Сундучки, лари, как и гробы, окрашивались в яркие цвета по поясам и были украшены расположенными параллельно друг другу геометрическими узорами, инкрустирован­ными из кусочков синего и белого фаянса, непрозрачного стекла-смальты, полудраго­ценных камней, серебра и золота.

Мебель для сидения, столы, ларцы, сун­дуки в большинстве случаев окрашивались белой краской, служившей фоном для даль­нейших украшений.

Самую дорогую и красивую мебель егип­тяне получали из Передней Азии. Об этом свидетельствуют как надписи, так и сход­ство стиля мебели, ее украшений.

Для изготовления мебели главными мате­риалами служили дерево и металлы, для ук­рашений — дерево редких пород, слоновая кость, черепаховый панцирь, золото и эмаль.

Обтягивали мебель красивыми узорчаты­ми тканями, тисненой кожей и даже шкура­ми животных; в рамы сидений и кроватей вставляли переплеты из тростника и камыша.

Мебель во дворцах фараонов Нового царства была роскошна и богата, под стать остальному убранству. Кресла покрывались золотой резьбой и вышитыми подушками ярких цветов.

Стулья, хотя и простой формы, были об­ложены золотом и расписаны эмалью. Но еще большей роскошью отличались трон­ные кресла, которые фараоны получали из Азии в виде дани от покоренных ими наро­дов. Так же, как и на некоторых присылае­мых в дань сосудах и других предметах, на них были изображены сами данники в виде пленных. Такими же изображениями были украшены и не менее богато отделанные скамейки к этим креслам.

Столы были различной величины и са­мых разнообразных форм начиная от мас­сивных каменных или деревянных до лег­ких металлических столиков с одной, тремя и четырьмя ножками. Древнейшие столы представляли собой большей частью круг­лую или четырехугольную доску на низкой подставке.

Богатые египтяне спали на кроватях или кушетках, со спинкой и без. Под голову ста­вили особое изголовье из камня, дерева или металла с кожаной подстилкой для головы. Кровати были очень высокими, так что на них всходили по специальной лесенке; для защиты от комаров и мошек использовали полог из прозрачной ткани.

Царский трон — наиважнейшая принад­лежность власти — хранил с древнейших времен простую форму равностороннего куба, но пышностью своего убранства пре­восходил всю остальную утварь. Обитое золотыми листами и расписанное разно­цветной финифтью сиденье с богато выши­той подушкой стояло на роскошно отделан­ном широком возвышении. Трон украшали


 

иероглифическими надписями, объясняв­шими божественное происхождение фарао­на. Над троном возвышался на четырех ко­лоннах с лотосовыми капителями плоский, спереди слегка покатый балдахин. Убран­ство трона должно было символизировать могущество восседающего на нем фараона.

Обилие ценных вещей, найденных при вскрытии гробницы Тутанхамона, букваль­но ошеломляет. Кресла и скамейки из эбе­нового дерева, инкрустированные слоновой костью и цветным фаянсом, украшенные искусной росписью серебряные ларцы, зо­лотой трон с изображением Тутанхамона и его супруги Анхесамон, модели колесниц, выполненные из благородного металла.

Картер среди обнаруженных сокровищ гробницы Тутанхамона выделял его трон — строгое по форме кресло, покрытое снизу доверху золотом и украшенное фаянсом и самоцветами, с ножками в форме львов и подлокотниками в виде увенчанных коро­нами крылатых змей. Особое восхищение археолога вызвало украшение спинки тро­на. Впоследствии он уверенно заявлял: «Это самое красивое, что до сих пор найде­но в Египте». На спинке изображен дворцо­вый покой с колоннами, украшенными цве­точными капителями и карнизом из царских змей. Сам царь сидит в непринужденной позе, перед ним стоит царица Анхесамон. Сверху на эту группу солнце (бог Атон) посылает лучи своего животворящего света. Лицо и неприкрытые одеждой участки тела царя и царицы выполнены из красной стек­лянной пасты, головные уборы из блестя­щего бирюзового фаянса, одежда из сереб­ра. Все это декорировано окрашенным стеклом, сердоликом и цветной пастой, что создает необычайно выразительную гамму красок.

Тронные носилки также были великолеп­но украшены. В них фараоны появлялись во время торжественных процессий, где их не­сли знатнейшие сановники государства. Сделанные из золота или позолоченные, эти носилки украшались символическими фи­гурами священного ястреба — эмблемы мудрости, сфинкса с двойной короной — эмблемы владычества над обоими мирами, льва — эмблемы мужества и силы, уреями и т. д. Над сиденьем устанавливалось опаха­ло, которое заменяло балдахин.

К наиболее значимым находкам Картер относит деревянный ларец, принадлежащий к числу выдающихся в художественном от­ношении произведений древнеегипетского прикладного искусства. Он был покрыт тонким слоем гипса и весь расписан. Яр­кость красок здесь сочетается с тонким и точным рисунком, а сцены охоты и военные сцены так мастерски скомпонованы и одно­временно детально выписаны, что «превос­ходят даже персидские миниатюры».

В гробнице Тутанхамона также были об­наружены четыре колесницы, сверху дони­зу покрытые позолотой: каждый сантиметр их поверхности был украшен орнаментом и рисунками или же инкрустациями из цвет­ного фаянса и камня.

В период Нового царства дерево приме­нялось для изготовления предметов туале­та, которые отличались утонченностью и изяществом. Сохранились гребни, ложечки для притираний в виде девушек, собираю­щих цветы, баночки для мазей, шкатулки, лопаточки.

Ткани. Благодаря сухому климату Древ­него Египта тканей сохранилось больше, чем от всех древних цивилизаций вместе взятых. Древние египтяне изготавливали свою одежду как из шкур животных, так и из растительных материалов. Чаще всего они использовали хлопок и лен, которые перерабатывали в ткани различного каче­ства: от самых грубых материй до тончай­ших тканей. В Египте шерсть и конопля, которые были известны в качестве расти­тельного сырья для ткачества с додинасти- ческого периода, использовались крайне редко. Некоторые второстепенные принад­лежности одежды изготавливались из твер­дых волокон различных растений, но чаще всего из кожи. В древнейшие времена оде­вались преимущественно в хлопчатобумаж­ные ткани. Такого рода одежда считалась «ненастоящей» и называлась «шенти» (спле­тенное). Ей противопоставлялась «настоя­щая» одежда, которая шилась, вероятно, из полотна и называлась «пек».

Сведения о ткацком ремесле в Египте встречаются еще в мифах. Его изобрета­тельницей считалась богиня Нейф (Афина, Минерва). Однако высшей стадии развития оно достигло не ранее начала Нового цар­ства, когда египтяне научились выделывать ткани, не уступающие по своему качеству тюлям и тончайшим батистам. Таким же образом совершенствовались технология покраски материи и другие ремесла, связан­ные с изготовлением одежды. В древнейшие времена ткани окрашивались красным, го­лубым или зеленым, позднее стали исполь­зоваться и другие цвета. Это положило на­чало украшению одежды разноцветными узорами и вышивками. Несмотря на это, во все время существования Египетского цар­ства натуральная блестящая белизна полот­на оставалась любимым цветом египтян.

От периода Нового царства до нас дошли совершенные и изящные в своей обработке ткани: фрагмент шпалерной ткани, изобра­жающий россыпь цветов и картуш с именем Аменхотепа III в шесть красок, а также ко­вер с цветочным орнаментом.

Для периода Нового царства свойствен­ны большая стилизация, разнообразие и роскошь одежды. Тончайшие, прозрачные льняные и хлопчатобумажные ткани, не ус­тупавшие нашему современному шелково­му газу, многочисленных расцветок, исполь­зовались в костюмах знати. Ткани вышивают и окрашивают в самые разнообразные цве­та. Наиболее интересные образцы тканей были обнаружены в гробнице Тутанхамона: остатки семи царских одежд, некоторые из них с вышивкой. Интересен шарф длиной 5,2 м, так называемый «пояс Рамсеса III», декорированный зигзагами и рядами иеро­глифов «жизнь». В нем использованы синий, красный, белый цвета, а в полосках иерогли­фов добавлены также зеленый и желтый.

В соответствии с правилами старинного придворного церемониала «вечноживу- щий» (фараон) появлялся или в одном пе­реднике, которому придавались самые раз­нообразные формы, или одетым, кроме передника, в длинную одежду из драгоцен­ных прозрачных тканей с эмблемами свое­го достоинства. Как и весь царский костюм, передник делался из драгоценного материа­ла — золота или позолоченной кожи, иногда украшался символическими изображения­ми. Другую, не менее существенную принад­лежность царского костюма составлял ши­рокий пояс, обычно расписанный эмалью по золотому полю.


Изделия из кожи. С процессом обработ­ки кожи египтяне были знакомы еще с до- династического периода. Кожи дубились и окрашивались преимущественно в красный или желтый цвета. Некоторые образцы очень декоративны, как, например, санда­лии из зеленой кожи.

В период Нового царства были широко известны египетские кожевники и башмач­ники. В Фивах они проживали в особой ча­сти города. Остатки их изделий, большая часть которых сейчас находится в музеях и коллекциях, и поныне доказывают их мас­терство.

Самое большое и красивое изделие из кожи, сохранившееся до наших дней, — тра­урный полог, изготовленный для царицы Истимхеб (XXI династия, около 1050 г. до н. э.), размером 2,45 х 2,15 м. Он состоит из полос синей кожи, две из которых усеяны желтыми звездами, а средняя полоса — гри­фами с распростертыми крыльями. По бо­кам — шашечный узор из желтой и красной кожи чередуется с орнаментальными бордю­рами, где изображены скарабеи с раскрыты­ми крыльями, царские картуши, антилопы с подогнутыми ногами, цветы папируса и над­писи. Фигуры и иероглифы вырезаны из кожи и пришиты. Композиция и яркие крас­ки очень гармоничны, исполнение отличает­ся высоким техническим совершенством.

Искусство Древнего Египта в результате длительного периода своего развития вне­сло богатый вклад не только в сокровищни­цу искусства Древнего мира, но и всего ми­рового искусства. Приезжая в Египет, творцы молодого еще греческого искусства видели великолепные храмы тысячелетней давности с выработанными типами колонн, портиками, базиликальным построением зал, давно сложившимся гармоничным со­четанием архитектуры, скульптуры, цветно­го рельефа, разнообразные произведения художественного ремесла, отличавшиеся чувством формы и высоким мастерством обработки материала. Поэтому в художе­ственных греческих памятниках архаичес­кой эпохи нашли свое отражение черты воз­действия египетского искусства. Более широкое знакомство с художественным на­следием египетской культуры произошло в IV в. до н. э. Именно в это время Александ­ром Македонским была основана новая сто­лица Египта — Александрия, очень скоро ставшая одним из главных центров Среди­земноморья. С этого времени началось пло­дотворное и длительное взаимодействие искусства Египта с искусством других наро­дов Запада и Востока.


 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных