ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 3 страницаБольшим успехом в античном Риме пользовалась мозаика. Как и другие виды искусства, заимствованная из Греции, мозаика нравилась римлянам своей неразрывной связью с архитектурой. Для выделки небольших и украшения больших сосудов из золота использовался также янтарь. Реже делали их из слоновой кости и других подобных материалов. В сосудах, имевших декоративное назначение (из алебастра, мрамора, порфира, гранита, туфа и др.), главную роль играла художественная отделка — скульптурные орнаменты и рельефные композиции в древнегреческом или древнеримском стиле. Если греческие ваятели заботились прежде всего о красоте формы сосуда, то римские ставили на первое место его скульптурную отделку. Из алебастра, считавшегося ценным материалом, изготовляли небольшие сосуды. Они значительны искусной техникой обработки. В Берлинском музее хранится небольшой алебастровый сосуд, стенки которого не толще бумажного листа. Керамика. Римская керамика отличается от греческой не только несравненно меньшими художественными достоинствами, но и своим характером. Основное и глубокое различие состоит в том, что римляне использовали преимущественно лепной декор. Самым известным керамическим центром был Арециум, продукция которого широко вывозилась. Для изделий этого центра характерны цветовая гамма — от оранжевого до темно-красного цвета и украшения рельефными изображениями. Такие украшения исполнялись прямо на сосуде, иногда отлитые в форме, иногда изготовленные отдельно и затем присоединенные к сосуду. Этот вид керамики производился со II в. до н. э. до II в. н. э. Римляне изготовляли также терракотовые светильники, предназначавшиеся для новогодних подарков. Гончарной посуде из Арециума подражала галльская и рейнская керамика, которая постепенно и вытеснила ее. Рейнская керамика часто имеет подпись-печать мастерской, она изготовлена из более твердой массы и покрыта более блестящим лаком, чем изделия других мастерских. Декор галльских изделий иллюстрирует эпизоды греко- римской мифологии и свидетельствует о романизации Галлии. В целом можно сказать, что римская керамика носила скорее промышленный, нежели художественный характер. Она интересна тем, что показывает размах распространения декоративных мотивов в начале эпохи массового производства. Стекло. В античном Риме производство художественного стекла достигло наивысшего расцвета. Римляне необычайно развили и распространили это искусство. Им принадлежит честь изобретения техники дутья, совершившей в этом искусстве полный переворот. Стеклодувная трубка появилась впервые в I в. до н. э., по-видимому, у сирийцев. Новая техника нашла применение не только в Италии, но и в Испании, Галлии, Германии. Рим и Александрия были центрами производства предметов роскоши из стекла, поскольку в этих богатых городах ремесленники без труда могли сбывать свой товар. С изобретением дутья стеклянные изделия вошли в повседневную жизнь. Стекло приобрело прозрачность и лишь иногда имело синеватый или зеленоватый
оттенок. Изделия вдувались в форму, что давало безупречно правильный рельефный декор. Сохранилось немало небольших чаш такого типа. Формы этих изделий весьма разнообразны. Применение форм позволило изготовлять самые различные виды сосудов: в форме человеческой головы, обезьяны, виноградной лозы, птицы, рыбы. Часто они декорировались жгутом из скрученных стеклянных нитей, иногда окрашенных. В такой манере и с виртуозной искусностью исполнены многочисленные флаконы для благовоний сирийского производства I—III вв. К началу эпохи Империи римляне умели не только окрашивать стекло во всевозможные цвета, так что его трудно было отличить от цветных камней, но и смешивать разноцветные стеклянные сплавы (под цвет опала или агата) или накладывать слоями один на другой. В этой технике выполнены Портлендская ваза и найденный в Помпее красивый сосуд с выпуклыми орнаментами. Для получения орнаментов сосуд из темного стекла покрывали слоем непрозрачного белого и вышлифовывали требуемое изображение. Из стеклянных сосудов до нашего времени дошли несколько чаш и небольших кубков с круглым дном, сделанных из тонкого стекла и покрытых стеклянной сеткой, прикрепленной стеклянными штифтами. Такие сосуды назывались прорезными. О степени совершенства обработки стекла свидетельствует рассказ о том, что в царствование Тиберия был изобретен род ковкого стекла, за что император, опасаясь, чтобы новое стекло не обесценило благородные металлы, велел казнить изобретателя. Историки приводят также описание стеклянного кратера, украшенного виноградными кистями. Красное вино, наливаемое в него, входило в эти кисти постепенно, так что они краснели и будто бы созревали. Любовь к яркой красочности, присущая Древнему Египту, не исчезла бесследно. Между III и I вв. до н. э. в Египте началось производство мозаичного стекла, а затем примерно в I в. до н. э. возник так называемый «полихромный стиль». Произведения этого стиля пользовались большим спросом и распространились по всей Римской империи. Техника его состояла в инкрустации простым узором еще горячего изделия кусочками стекла разного цвета. Таким методом изготовлялись бусы, браслеты, кубки, подносы. Иногда полихромность стеклянных изделий достигалась сочетанием различных материалов; примером может служить стаканчик синего цвета, вдутый внутрь ажурного серебряного сосуда. В Древнем Риме были известны также техника гравирования по стеклу, роспись, двухслойное стекло, имитирующее камею, самый знаменитый образец которого — прославленная Портлендская синяя ваза с белыми фигурами (Лондон, Британский музей), не уступающая по своей роскошной отделке драгоценной камее. Существовала и другая тонкая техника — золоченое стекло. Золотой листик приклеивался на поверхность стеклянного сосуда, затем на нем при помощи резца вырезался нужный рисунок, лишний металл снимался и обнажался стеклянный фон, который давал контраст с позолоченными участками, особенно если стекло имело хотя бы легкую окраску; по окончании работы сверху на-
кладывали слой стекла, прочно фиксировавшего узор. Позже подобная техника найдет место в раннехристианском искусстве. Некоторые стеклянные изделия имитируют керамику, другие — бронзу, но большая часть их имеют форму, присущую именно этому материалу. Наиболее красивые образцы римского стекла относятся ко времени Антонинов и Северов. Популярность восточных изделий вызвала переселение многих стеклоделов в Рим, Галлию, на Рейн, где они с успехом занимались своим ремеслом и обучали местных ремесленников. В Галлии производились стеклянные изделия 138 различных видов — от небольших флаконов для благовоний до крупных погребальных урн. Ювелирное дело. Металлы. Из золотых изделий римской эпохи сохранились исключительно украшения. В этой области мы вновь столкнулись с эклектизмом римлян. Заметное влияние на них оказало искусство этрусков и эллинистической Греции. Но по сравнению с ними римские ювелирные изделия более тяжеловесны и пестры. Римские женщины в своих нарядах и украшениях следовали преимущественно греческим образцам. Все туалетные секреты, известные гречанкам послеалександровской эпохи, разнообразные прически и даже любимые уборы и украшения — все это переняли у них римлянки, и не только переняли, но и усовершенствовали,-довели до крайней степени утонченности. Все предметы женского туалета римляне называли общим именем — мундус мулиэб- рис (женский мир) — и отличали их от собственно украшений. Последние состояли из тех же предметов, что и этрусские, но обладали большей чистотой форм, унаследованной, несомненно, от греческих мастеров, и большей ценностью. С тех пор как римляне открыли восточные гавани, увлечение жемчугом и драгоценными индийскими камнями достигло в Риме невероятной степени. Особенно высоко ценились бесцветные камни и выше всех алмаз. Среди других камней наибольшее предпочтение отдавалось таким, как бледно-розовый сардоникс, оникс, аметист, гиацинт, топаз, хризолит, берилл, сапфир, изумруд и опал, считавшийся самым дорогим. Жемчуг ценился за его белизну, величину зерна, гладкость, правильность формы и вес — признаки на первый взгляд трудноразличимые. Поэтому римляне назвали жемчуг «унио» (unio) — единство, между тем как греки сохранили его индийское название — «мангара» (mangara), измененное варварами в «Маргарита». Металлические изделия римлян находились под сильным влиянием этрусского производства. Большие предметы обычно не отливали, а чеканили, пластические орнаменты к ним вытачивали резцом. Металлические сосуды рассматриваемой эпохи по формам и отделке приближаются к черным глиняным, следовательно, к древнейшему, восточному типу, больше всего напоминая ассирийские образцы. Некоторые из них отличаются более чистыми формами и потому сделаны, вероятно, в более позднюю греко-италийскую эпоху, может быть, даже греческими мастерами. Все они выполнены из бронзы или серебра, очень тщательной чеканной работы; ручки и другие дополнения отлиты и припаяны. Сосуды для питья были очень разнообразны и по ценности материала, изяществу и богатству отделки не уступали самой драгоценной столовой посуде. Большая часть этих сосудов принадлежали к разряду кубков, некоторые имели форму чаш и бокалов. Рога для питья в той богатой и разнообразной отделке, какую они получили у греков, занимали главное место между этими дорогими сосудами. Еще в начале республики римляне в основном пользовались изделиями покоренных ими восточных народов, преимущественно предметами роскоши из Греции и Азии. Восточные войны, усилив значение Рима как главного города, привели к распространению в нем роскоши. Однако страсть к роскоши, распространившаяся среди богатых классов, не исчерпывалась столовым серебром. Глубоко укоренившееся в их кругах мнение, что достоинство человека определяется прежде всего богатством предметов его обихода, привело к тому, что вместо бронзовой стали употреблять серебряную кухонную утварь. Потом вошли в моду столовая посуда из чистого золота и золотые сосуды, богато украшенные ограненными камнями. Поскольку освещение составляло необходимую принадлежность обстановки пиров, то нужные для этого приспособления также роскошно отделывались. Украшались не только сами емкости для масла или лампы, но больше стойки или подставки, на которых они помещались. Из таких подставок довольно быстро родилась форма канделябров, по всей вероятности, по этрусским образцам. Мебель. Мебель римлян известна нам не столько по сохранившимся образцам, сколько по изображениям, так как она изготавливалась из легкоразрушающихся материалов (дерева, кости) и редко из металлов и камня. До нас дошли хорошо сохранившиеся предметы каменной и бронзовой мебели, найденные в Геркулануме, Помпеях, на римской земле и даже в этрусских могилах. Из деревянных изделий не уцелело почти ничего, но то, что столярное мастерство было доведено у римлян до совершенства, доказывают, с одной стороны, сохранившиеся изображения различной деревянной утвари, по- видимому, с металлическими и другими инкрустациями, а с другой — заслуживающие доверия свидетельства древних авторов, например, замечания Плиния о дорогой мебели, вошедшей в моду у знатных римлян. Комнатная мебель римлян даже в период роскоши была не сложнее этрусской или греческой и состояла из тех же предметов (кроме шкафов со створчатыми дверцами более позднего изобретения), но зато эти вещи отличались чрезвычайным разнообразием форм и необыкновенно высокой стоимостью. Мебель для сидения была разных видов. Стулья для женщин были похожи на греческие сиденья без ручек. Кресло главы дома было настоящим креслом (со спинкой и ручками), настолько высоким, что на него садились с помощью скамейки, и называлось «солиум» (название это впоследствии было перенесено и на трон). Стулья различались устройством, величиной и материалом, из которого они были сделаны. Были сиденья с одной спинкой без ручек или только с ручками без спинки, или же без спинки и без ручек, иногда спинка и ручки соединялись вместе в один выгнутый полукруглый щит. Основа стула или кресла делалась то с четырьмя прямыми ножками, то в форме ящика или цилиндра. Использовались складные легкие стулья, которые брали с собой, например, в театры, когда там еще не было скамей, или курульные кресла, которые приносили с собой на заседания. Сиденья могли быть двух- и даже многоместные. По материалу они разделялись на деревянные, бронзовые и каменные, были также кресла, плетенные из камыша; каменные кресла порой делались в подражание плетеным. Кроме кресельных скамеек были низкие скамьи для ног, употреблявшиеся преимущественно при ложах и в ваннах. В старину на этих скамьях сидели дети и рабы у ног главы дома во время обеда, поэтому на них делались невысокие спинки. Ложа состояли из рамы, на которую натягивалась тесьма тюфяка, одеял и подушек. Рамы были металлические или деревянные, в последнем случае они обычно инкрустировались слоновой костью, черепаховым панцирем и благородными металлами; ножки выполнялись из серебра или даже золота. Рамы делались со спинкой или без. Богатые люди покрывали свои парадные и обеденные ложа дорогими узорчатыми и с золотыми вышивками коврами. Были и кровати, похожие на современные, с прямыми спинками в головах и ногах; они служили для спанья и сидения, подобно современным кушеткам. Столы были различной формы и величины: прямоугольные и круглые, на четырех, трех и одной ножках. Их отделка, украшения, форма ножек и материал, из которого они были сделаны, отличались большим разнообразием. К дорогой мебели принадлежали небольшие круглые столики с одной ножкой, которые вывозили из Азии. Столешница таких столиков делалась из ценного дерева, а ножка — из слоновой кости. С появлением круглых столов, заменивших прямоугольные, изменилось и расположение триклиния. Ложа также изменили свои очертания и стали полукруглыми, наподобие старинной греческой буквы «С», отчего и сами ложа получили название «сигма». Стол располагался посередине; кушанья ставили не прямо на стол, а на особые подставки, с которых гости брали их сами. Впоследствии вошло в обычай подавать кушанья гостям в руки. К комнатной мебели принадлежали также сундуки и шкафы. Сундуки, в которых хранили деньги и другие ценности, были большей частью металлические или деревянные, обитые крепкими металлическими полосами. Для хранения небольших вещей, например, туалетных принадлежностей, имелись красивые шкатулки, металлические корзиночки и т. п. Если в прежние времена римляне довольствовались немногочисленной и достаточно простой мебелью, то после восточных войн вошли в обиход кресла и стулья самой различной формы, застольные диваны с обилием подушек, поставцы и столы разного рода, двустворчатые шкафы, большие и малые сундуки и ящики. Вся утварь и мебель вместе с множеством принадлежностей для освещения и нагревания дома и пр. были обильно украшены богатым орнаментом. Что касается материала, из которого изготовлялись названные предметы, то кроме бронзы использовались преимущественно благородные металлы и редкие породы дерева. Украшались эти вещи в зависимости от материала либо сильно выпуклыми, литыми или чеканными орнаментами, либо плоскими инкрустациями из серебра, золота, слоновой кости, черепахи и разноцветного дерева. В этой сфере мотовство достигло таких же размеров, как и в страсти к редким сосудам; предпочтение и здесь отдавалось тем вещам, которые были нужны для пиршеств, — застольным диванам, столам и пр. По сравнению с утварью частных лиц официальная утварь, входившая в сферу государственной жизни, отделывалась и украшалась гораздо роскошнее. К ним прежде всего относятся установленные Цезарем различные знаки царского достоинства. Важнейшим среди них является золотой трон, на богатейшую отделку которого, соответствующую императорскому сану, обратили внимание еще при Диоклетиане. Тогда же были преобразованы и знаки отличия сановников, в том числе присвоенные им с давних времен почетные кресла, включая богато украшенное кресло высших сановников, так называемое «курульное». Причем была сохранена традиционная для этого кресла форма складного стула, сделанного из слоновой кости. Сидения для низших сановников хотя и с некоторыми изменениями сохранили форму простого складного стула Ткани. Главное место среди римских тканей и готовых одежд занимали тонкие прозрачные, египетские белые и разноцветные льняные ткани, а также тонкие хлопчатобумажные и узорчатые ткани из Индии и Персии и шелковые материи. Все эти товары раскупались знатными римлянками, которые в страсти к нарядам нисколько не уступали гречанкам. Уже давно прошло то время, когда римские матроны считали предосудительным быть одетыми только в белую одежду с узкой пурпурной оторочкой по краям. Теперь они носили одноцветные материи всевозможных цветов: пурпурного, ярко-красного, лилового, желтого, зеленого, морской волны и пр., а также разноцветные в клетку и с волнистым отливом. Выше всего римские модницы ценили одежду из прозрачных тканей, протканных золотом и серебром и окрашенных в разные цвета. Несмотря на императорский запрет носить одежды из тонких прозрачных тканей, оставлявших тело почти обнаженным, ношение их не только не прекратилось, но стало модным даже среди мужчин, которые до тех пор преимущественно одевались в шерстяные ткани и только в редких случаях заменяли их льняными, хлопчатобумажными, иногда шелковыми. Полупрозрачные ткани завозились в Рим благодаря торговле с другими странами и выделывались в этрусской деревне Тускус, что также могло способствовать большой популярности в Риме. Еще более дорогие ткани известны под названием золотых, или атталийских, названных по имени их изобретателя пергам- ского царя Аттала. Они были густо протканы золотыми нитями или же, по другим сведениям, вытканы из золотой проволоки. К драгоценным тканям принадлежали шерстяные или шелковые ткани, окрашенные пурпурной краской различных цветов и оттенков: блестящего черного и темно- фиолетового, красного и бледно-розового. Использование этих тканей для одежды регулировалось особыми постановлениями, которые издавались верховной властью для ограничения роскоши, но часто нарушались, особенно женщинами. Ношение лучших сортов пурпура и цельных пурпурных одежд постановлением Августа разрешалось только императору и его сановникам; всадникам позволялась лишь пурпурная кайма на одежде. Это постановление недолго оставалось в силе, и мода на пурпур достигла таких масштабов, что Тиберий для ее пресечения был вынужден прибегнуть к хитрости: он сам перестал носить пурпур и этим вынудил сделать то же самое знатных римлян. При Нероне также было издано постановление, запрещавшее частным лицам носить тирский и аметистовый пурпур, однако и оно нарушалось, как и все предыдущие. Глава III ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ искусство СТРАН
ДРЕВНЕГО ВОСТОКА искусство ИРАНА
культурном наследии Востока иранское искусство занимает особое место. На территории Ирана — крупного государства в Азии — сложился один из древнейших очагов цивилизации. Здесь на протяжении тысячелетий были созданы шедевры архитектуры и искусства от грандиозных сооружений и монументальных скальных рельефов до тончайших камнерезных изделий, замечательных миниатюр, произведений торевтики, керамики и ковроткачества. Присущие искусству Ирана глубокая лиричность, утонченность и в то же время классическая ясность и чистота стиля были предметом восхищения на протяжении многих столетий. Лучшие памятники иранского искусства стали истинным эталоном красоты и совершенства художественного вкуса. Основные периоды развития культуры Ирана: Середина VI — IV в. до н. э. — период правления Ахеменидов. 331 г. до н. э. — поход Александра Македонского. Создание эллинистических государств. 312/311 — 250 г. до н. э. — Иран входил в состав государства Селевкидов. Середина III в. до н. э. — первая четверть III в. н. э. — Иран находился в составе Парфянского царства. Ill—VIII вв. — период правления Сасани- дов. Середина VII в. — завоевание Ирана арабским Халифатом, от власти которого он освободился только в IX-X вв. В начале X в. восточные области Ирана отошли к среднеазиатской державе Сама- нидов. В XI—XII вв. Иран входил в состав империи турков-сельджуков. XIII-XV вв. — период правления династии Великих Моголов. В начале XV в. складывается централизованное государство Сефевидов (1502- 1736), переживающее расцвет в XVI — первой половине XVII в. Это время нового блестящего подъема художественной средневековой культуры Ирана. От Египта до Индии простиралась огромная империя Ахеменидов, центром которой был Иран, родина ахеменидских царей. В иранской архитектуре и изобразительном искусстве заметны некоторые черты культуры Египта, Ассирии, Вавилона и отчасти Греции, они представляли собой яркое художественное явление, наделенное своеобразными чертами. Эти виды художественного творчества стали важным звеном в истории художественной культуры древнего мира и повлияли в дальнейшем на процесс развития не только иранской культуры, но и соседних стран. В результате похода Александра Македонского в 331 г. до н. э. ахеменидская империя пала. На ее месте, на территории Ирана, образовались эллинистические государства. Рост торговли с Западом привел к интенсивному товарообмену, способствовавшему проникновению и взаимовлиянию иранской и эллинистической культур. В 224 г. началось объединение иранских земель династией Сасанидов, создавшей сильное централизованное рабовладельческое государство, ставшее к VI в. рабовладельческим. В периоды наибольшего могущества оно подчиняло Двуречье, частично Закавказье и Среднюю Азию, кратковременно — Сирию, Палестину, Малую Азию и Египет. Была создана своеобразная и богатая художественная культура сасанидского государства, в сложении которой участвовали многие народы завоеванных стран. В то же время эта культура оказала сильное воздействие на культуру и искусство соседних стран, в частности, на Византию. Культура Сасанидов оставила в наследство человечеству замечательные памятники архитектуры, непревзойденные образцы прикладного искусства: ткани, драгоценные геммы, изделия из золота и серебра. Особенно славятся художественные изделия из металла (серебряные блюда, чаши, кувшины), украшенные чеканными, литыми или гравированными изображениями, затканные золотом и украшенные драгоценными камнями ковры. Держава Сасанидов в VII в. пала под ударами арабских завоевателей. С этого времени Иран стал провинцией арабского Халифата, от власти которого освободился только к IX-X вв. Арабы принесли новую религию — ислам. С проникновением и утверждением ислама, ставшего к XI в. основной религией большей части населения Ирана, арабы не смогли сломить местных традиций архитектуры и искусства, а только повлияли на их направленность: обусловили появление нового типа здания — мечети, ограничили развитие изобразительного искусства (особенно объемной скульптуры), вызвали интенсивное развитие декоративно- орнаментального искусства, в котором в пределах орнамента продолжает жить древняя национальная изобразительная традиция. В начале X в. восточные области Ираш отошли к среднеазиатской державе Самани- дов, что содействовало культурному взаи мовлиянию народов Ирана и Средней Азии X-XII вв. — время развитого феодализ ма — составляют важный этап становление иранского искусства, когда для нескольким столетий определились основные формь зодчества, виды и стилистические особен ности художественного ремесла. В первой половине XIII в. монгольско' нашествие принесло огромные опустоше ния и затормозило развитие культуры Ираш Но уже во второй половине века начинаю XIII-XV вв. иранской истории — цепь войн и опустошительных набегов тюрков- сельджуков, орд Чингисхана и Тимура, афганских племен. Несмотря на многочисленные тяжелые испытания, иранский народ всегда находил в себе силы к возрождению и сохранению самобытной древней культуры. Тому подтверждением высокий уровень изделий декоративно-прикладного искусства. Различные виды прикладного искусства этого времени испытали сильное воздействие миниатюры. Эскизы для ковров и тканей, создававшихся в придворных мастерских, нередко исполняли художники-миниатюристы. Различные виды прикладного искусства, которые были связаны с придворной культурой, тяготели к торжественности и вместе с тем к утонченной роскоши и праздничной красочности. По сравнению с предшествующим периодом изменился декоративный строй произведений прикладного искусства: сложились особые композиционные приемы, возникли новые ритмические и колористические системы, очень разнообразные по структуре, отвечающие специфике каждого вида художественного творчества. В XVI-XVII вв. Иран после длительного феодального междуцарствия объединяется под властью династии Сефевидов и переживает значительный подъем национальной культуры. Среди различных видов прикладного искусства, получивших развитие в этот период, особо следует отметить ткачество и ковроделие. Большинство дошедших до наших дней произведений сефевидского искусства имеют ярко выраженный придворный характер. Сефевидская эпоха, особенно в период правления шаха Аббаса I (1587- 1629), была временем оживленных связей с Западной Европой. В конце XVI в. в иранском искусстве становится ощутимым европейское влияние. Первоначально оно проявлялось в выборе сюжетов, но постепенно начало проявляться в подражании живописной манере и заимствовании технических приемов европейских художников. Непрерывные войны, междоусобицы, глубокий экономический упадок конца XVIII — начала XIX в., а также конкуренция европейского фабричного производства губительно сказались на развитии многих видов прикладного искусства. Однако и в это время у иранских художников сохраняется острое чувство национального, самобытного, а лучшие памятники искусства отличают высокое мастерство исполнения, чистота и ясность стиля, — качества, характерные для иранского искусства всех времен. Керамика. Среди различных видов искусства Ирана керамика получила наибольшее распространение. Именно она является бесценным источником знаний об искусстве древнейших обитателей территории Ирана. Керамические изделия III— I тысячелетий до н. э. отличает разнообразие форм и технических приемов. Орнаментальные мотивы росписей достаточно сложны и часто включают в себя изображения птиц и животных. Изготовляется глазурованная керамика разнообразных форм, одноцветная с преобладанием голубых и синих тонов и расписная. Для VIII-X вв. характерны кобальтовые рисунки по белому фону, преимущественно растительные мотивы, встречаются изображения людей и животных. К концу IX в. появился люстр — нанесение поверх глазури слоя металлических окислов, который после повторного обжига (при низкой температуре) дает радужные переливы и металлические отблески. Для иранской керамики XI—XIII вв. — время высшего ее расцвета, продолжающегося и в XIV в. Сосуды и блюда украшаются росписью люстром и золотом, что придает им характер драгоценности, прочерченным и рельефным орнаментом. Узоры обогащаются причудливой вязью надписей, в росписях появляются пейзажные мотивы, жанровые сценки, образы, заимствованные из поэзии, фольклора. Эти же мотивы распространены и в другом виде надглазурной росписи сосудов — так называемые «минаи» — «стеклянная» — по сходству с расписными арабскими стеклянными изделиями. Свободно выполненные красочные пятна сочетаются с графичностью черных контуров. В сложных многофигурных сюжетных изображениях проявляется высокое композиционное и декоративное мастерство в изображении людей и животных. Крупнейшими центрами производства керамики были Кашан, Рей, Саве и Нишапур. Подлинные шедевры керамического искусства дала эпоха Средневековья — время расцвета керамического дела в Иране. В этот период выделяются ряд городов с развитым керамическим производством: Рей, Кашан, Нишапур, Султанабад, Гурган и др. Среди них Рей и Кашан были значительными керамическими центрами и, по всей вероятности, законодателями мод в этом искусстве. Керамические мастерские Ирана производили большое разнообразие видов изделий: кувшины, вазы различных форм, чаши, изразцовые плиты для украшения стен дворцов, мечетей, мавзолеев. Существовало множество искуснейших приемов и способов украшения керамических изделий. Особо следует отметить три: роспись люстром, легкоплавкими эмалями и черным под бирюзовой поливой. Роспись люстром дает удивительный эффект мягкого золотого мерцания. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|