Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 3 страница




Большим успехом в античном Риме пользовалась мозаика. Как и другие виды искусства, заимствованная из Греции, моза­ика нравилась римлянам своей неразрыв­ной связью с архитектурой.

Для выделки небольших и украшения больших сосудов из золота использовался также янтарь. Реже делали их из слоновой кости и других подобных материалов. В со­судах, имевших декоративное назначение (из алебастра, мрамора, порфира, гранита, туфа и др.), главную роль играла художе­ственная отделка — скульптурные орнамен­ты и рельефные композиции в древнегре­ческом или древнеримском стиле. Если греческие ваятели заботились прежде всего о красоте формы сосуда, то римские стави­ли на первое место его скульптурную отдел­ку. Из алебастра, считавшегося ценным ма­териалом, изготовляли небольшие сосуды. Они значительны искусной техникой обра­ботки. В Берлинском музее хранится не­большой алебастровый сосуд, стенки кото­рого не толще бумажного листа.

Керамика. Римская керамика отличает­ся от греческой не только несравненно меньшими художественными достоинства­ми, но и своим характером. Основное и глу­бокое различие состоит в том, что римляне использовали преимущественно лепной де­кор. Самым известным керамическим цен­тром был Арециум, продукция которого широко вывозилась. Для изделий этого цен­тра характерны цветовая гамма — от оран­жевого до темно-красного цвета и украше­ния рельефными изображениями. Такие украшения исполнялись прямо на сосуде, иногда отлитые в форме, иногда изготов­ленные отдельно и затем присоединенные к сосуду. Этот вид керамики производился со II в. до н. э. до II в. н. э. Римляне изготовля­ли также терракотовые светильники, пред­назначавшиеся для новогодних подарков.

Гончарной посуде из Арециума подража­ла галльская и рейнская керамика, которая постепенно и вытеснила ее. Рейнская кера­мика часто имеет подпись-печать мастер­ской, она изготовлена из более твердой мас­сы и покрыта более блестящим лаком, чем изделия других мастерских. Декор галль­ских изделий иллюстрирует эпизоды греко- римской мифологии и свидетельствует о романизации Галлии.

В целом можно сказать, что римская кера­мика носила скорее промышленный, нежели художественный характер. Она интересна тем, что показывает размах распространения декоративных мотивов в начале эпохи мас­сового производства.

Стекло. В античном Риме производство художественного стекла достигло наивыс­шего расцвета. Римляне необычайно разви­ли и распространили это искусство. Им принадлежит честь изобретения техники дутья, совершившей в этом искусстве пол­ный переворот. Стеклодувная трубка по­явилась впервые в I в. до н. э., по-видимому, у сирийцев. Новая техника нашла примене­ние не только в Италии, но и в Испании, Галлии, Германии. Рим и Александрия были центрами производства предметов роскоши из стекла, поскольку в этих богатых городах ремесленники без труда могли сбывать свой товар. С изобретением дутья стеклянные изделия вошли в повседневную жизнь. Стекло приобрело прозрачность и лишь иногда имело синеватый или зеленоватый

 

оттенок. Изделия вдувались в форму, что давало безупречно правильный рельефный декор. Сохранилось немало небольших чаш такого типа. Формы этих изделий весьма разнообразны. Применение форм позволи­ло изготовлять самые различные виды сосу­дов: в форме человеческой головы, обезья­ны, виноградной лозы, птицы, рыбы. Часто они декорировались жгутом из скрученных стеклянных нитей, иногда окрашенных. В та­кой манере и с виртуозной искусностью ис­полнены многочисленные флаконы для бла­говоний сирийского производства I—III вв.

К началу эпохи Империи римляне уме­ли не только окрашивать стекло во всевоз­можные цвета, так что его трудно было от­личить от цветных камней, но и смешивать разноцветные стеклянные сплавы (под цвет опала или агата) или накладывать слоями один на другой. В этой технике выполнены Портлендская ваза и найденный в Помпее красивый сосуд с выпуклыми орнаментами. Для получения орнаментов сосуд из темно­го стекла покрывали слоем непрозрачного белого и вышлифовывали требуемое изоб­ражение.

Из стеклянных сосудов до нашего време­ни дошли несколько чаш и небольших куб­ков с круглым дном, сделанных из тонкого стекла и покрытых стеклянной сеткой, при­крепленной стеклянными штифтами. Такие сосуды назывались прорезными.

О степени совершенства обработки стек­ла свидетельствует рассказ о том, что в цар­ствование Тиберия был изобретен род ков­кого стекла, за что император, опасаясь, чтобы новое стекло не обесценило благо­родные металлы, велел казнить изобретате­ля. Историки приводят также описание стеклянного кратера, украшенного вино­градными кистями. Красное вино, наливае­мое в него, входило в эти кисти постепенно, так что они краснели и будто бы созревали.

Любовь к яркой красочности, присущая Древнему Египту, не исчезла бесследно. Между III и I вв. до н. э. в Египте началось производство мозаичного стекла, а затем примерно в I в. до н. э. возник так называе­мый «полихромный стиль». Произведения этого стиля пользовались большим спросом и распространились по всей Римской импе­рии. Техника его состояла в инкрустации простым узором еще горячего изделия ку­сочками стекла разного цвета. Таким мето­дом изготовлялись бусы, браслеты, кубки, подносы. Иногда полихромность стеклян­ных изделий достигалась сочетанием раз­личных материалов; примером может слу­жить стаканчик синего цвета, вдутый внутрь ажурного серебряного сосуда.

В Древнем Риме были известны также техника гравирования по стеклу, роспись, двухслойное стекло, имитирующее камею, самый знаменитый образец которого — про­славленная Портлендская синяя ваза с бе­лыми фигурами (Лондон, Британский му­зей), не уступающая по своей роскошной отделке драгоценной камее.

Существовала и другая тонкая техника — золоченое стекло. Золотой листик прикле­ивался на поверхность стеклянного сосуда, затем на нем при помощи резца вырезался нужный рисунок, лишний металл снимался и обнажался стеклянный фон, который да­вал контраст с позолоченными участками, особенно если стекло имело хотя бы легкую окраску; по окончании работы сверху на-


 

кладывали слой стекла, прочно фиксиро­вавшего узор. Позже подобная техника най­дет место в раннехристианском искусстве. Некоторые стеклянные изделия имитируют керамику, другие — бронзу, но большая часть их имеют форму, присущую именно этому материалу. Наиболее красивые образ­цы римского стекла относятся ко времени Антонинов и Северов.

Популярность восточных изделий вызва­ла переселение многих стеклоделов в Рим, Галлию, на Рейн, где они с успехом занима­лись своим ремеслом и обучали местных ремесленников. В Галлии производились стеклянные изделия 138 различных ви­дов — от небольших флаконов для благово­ний до крупных погребальных урн.

Ювелирное дело. Металлы. Из золотых изделий римской эпохи сохранились ис­ключительно украшения. В этой области мы вновь столкнулись с эклектизмом римлян. Заметное влияние на них оказало искусство этрусков и эллинистической Греции. Но по сравнению с ними римские ювелирные изде­лия более тяжеловесны и пестры.

Римские женщины в своих нарядах и украшениях следовали преимущественно греческим образцам. Все туалетные секреты, известные гречанкам послеалександровской эпохи, разнообразные прически и даже лю­бимые уборы и украшения — все это переня­ли у них римлянки, и не только переняли, но и усовершенствовали,-довели до крайней степени утонченности.

Все предметы женского туалета римляне называли общим именем — мундус мулиэб- рис (женский мир) — и отличали их от соб­ственно украшений. Последние состояли из тех же предметов, что и этрусские, но обла­дали большей чистотой форм, унаследован­ной, несомненно, от греческих мастеров, и большей ценностью. С тех пор как римля­не открыли восточные гавани, увлечение жемчугом и драгоценными индийскими камнями достигло в Риме невероятной сте­пени. Особенно высоко ценились бесцвет­ные камни и выше всех алмаз. Среди дру­гих камней наибольшее предпочтение отдавалось таким, как бледно-розовый сар­доникс, оникс, аметист, гиацинт, топаз, хри­золит, берилл, сапфир, изумруд и опал, счи­тавшийся самым дорогим. Жемчуг ценился за его белизну, величину зерна, гладкость, правильность формы и вес — признаки на первый взгляд трудноразличимые. Поэтому римляне назвали жемчуг «унио» (unio) — единство, между тем как греки сохранили его индийское название — «мангара» (mangara), измененное варварами в «Маргарита».

Металлические изделия римлян находи­лись под сильным влиянием этрусского производства. Большие предметы обычно не отливали, а чеканили, пластические ор­наменты к ним вытачивали резцом.

Металлические сосуды рассматриваемой эпохи по формам и отделке приближаются к черным глиняным, следовательно, к древ­нейшему, восточному типу, больше всего напоминая ассирийские образцы. Некото­рые из них отличаются более чистыми фор­мами и потому сделаны, вероятно, в более позднюю греко-италийскую эпоху, может быть, даже греческими мастерами. Все они выполнены из бронзы или серебра, очень тщательной чеканной работы; ручки и дру­гие дополнения отлиты и припаяны.

Сосуды для питья были очень разнооб­разны и по ценности материала, изяществу и богатству отделки не уступали самой дра­гоценной столовой посуде. Большая часть этих сосудов принадлежали к разряду куб­ков, некоторые имели форму чаш и бокалов. Рога для питья в той богатой и разнообраз­ной отделке, какую они получили у греков, занимали главное место между этими доро­гими сосудами.

Еще в начале республики римляне в ос­новном пользовались изделиями покорен­ных ими восточных народов, преимуще­ственно предметами роскоши из Греции и Азии. Восточные войны, усилив значение Рима как главного города, привели к рас­пространению в нем роскоши. Однако страсть к роскоши, распространившаяся среди богатых классов, не исчерпывалась столовым серебром. Глубоко укоренившее­ся в их кругах мнение, что достоинство че­ловека определяется прежде всего богат­ством предметов его обихода, привело к тому, что вместо бронзовой стали употреб­лять серебряную кухонную утварь. Потом вошли в моду столовая посуда из чистого золота и золотые сосуды, богато украшен­ные ограненными камнями.

Поскольку освещение составляло необ­ходимую принадлежность обстановки пи­ров, то нужные для этого приспособления также роскошно отделывались. Украшались не только сами емкости для масла или лам­пы, но больше стойки или подставки, на ко­торых они помещались. Из таких подставок



довольно быстро родилась форма канделяб­ров, по всей вероятности, по этрусским об­разцам.

Мебель. Мебель римлян известна нам не столько по сохранившимся образцам, сколько по изображениям, так как она изго­тавливалась из легкоразрушающихся ма­териалов (дерева, кости) и редко из металлов и камня. До нас дошли хорошо сохранивши­еся предметы каменной и бронзовой мебели, найденные в Геркулануме, Помпеях, на рим­ской земле и даже в этрусских могилах.

Из деревянных изделий не уцелело почти ничего, но то, что столярное мастерство было доведено у римлян до совершенства, доказы­вают, с одной стороны, сохранившиеся изоб­ражения различной деревянной утвари, по- видимому, с металлическими и другими инкрустациями, а с другой — заслуживаю­щие доверия свидетельства древних авторов, например, замечания Плиния о дорогой ме­бели, вошедшей в моду у знатных римлян.

Комнатная мебель римлян даже в период роскоши была не сложнее этрусской или гре­ческой и состояла из тех же предметов (кро­ме шкафов со створчатыми дверцами более позднего изобретения), но зато эти вещи от­личались чрезвычайным разнообразием форм и необыкновенно высокой стоимостью.

Мебель для сидения была разных видов. Стулья для женщин были похожи на гре­ческие сиденья без ручек. Кресло главы дома было настоящим креслом (со спинкой и ручками), настолько высоким, что на него садились с помощью скамейки, и называ­лось «солиум» (название это впоследствии было перенесено и на трон).

Стулья различались устройством, вели­чиной и материалом, из которого они были сделаны. Были сиденья с одной спинкой без ручек или только с ручками без спинки, или же без спинки и без ручек, иногда спинка и ручки соединялись вместе в один выгнутый полукруглый щит. Основа стула или крес­ла делалась то с четырьмя прямыми ножка­ми, то в форме ящика или цилиндра. Ис­пользовались складные легкие стулья, кото­рые брали с собой, например, в театры, ког­да там еще не было скамей, или курульные кресла, которые приносили с собой на засе­дания. Сиденья могли быть двух- и даже многоместные. По материалу они разделя­лись на деревянные, бронзовые и каменные, были также кресла, плетенные из камыша; каменные кресла порой делались в подра­жание плетеным.

Кроме кресельных скамеек были низкие скамьи для ног, употреблявшиеся преиму­щественно при ложах и в ваннах. В стари­ну на этих скамьях сидели дети и рабы у ног главы дома во время обеда, поэтому на них делались невысокие спинки.

Ложа состояли из рамы, на которую на­тягивалась тесьма тюфяка, одеял и поду­шек. Рамы были металлические или дере­вянные, в последнем случае они обычно инкрустировались слоновой костью, чере­паховым панцирем и благородными метал­лами; ножки выполнялись из серебра или даже золота. Рамы делались со спинкой или без. Богатые люди покрывали свои парад­ные и обеденные ложа дорогими узорчаты­ми и с золотыми вышивками коврами. Были и кровати, похожие на современные, с прямыми спинками в головах и ногах; они служили для спанья и сидения, подобно современным кушеткам.

Столы были различной формы и величи­ны: прямоугольные и круглые, на четырех, трех и одной ножках. Их отделка, украше­ния, форма ножек и материал, из которого они были сделаны, отличались большим раз­нообразием. К дорогой мебели принадлежали небольшие круглые столики с одной ножкой, которые вывозили из Азии. Столешница та­ких столиков делалась из ценного дерева, а ножка — из слоновой кости.

С появлением круглых столов, заменив­ших прямоугольные, изменилось и располо­жение триклиния. Ложа также изменили



свои очертания и стали полукруглыми, на­подобие старинной греческой буквы «С», отчего и сами ложа получили название «сигма». Стол располагался посередине; ку­шанья ставили не прямо на стол, а на осо­бые подставки, с которых гости брали их сами. Впоследствии вошло в обычай пода­вать кушанья гостям в руки.

К комнатной мебели принадлежали так­же сундуки и шкафы. Сундуки, в которых хранили деньги и другие ценности, были большей частью металлические или дере­вянные, обитые крепкими металлическими полосами. Для хранения небольших вещей, например, туалетных принадлежностей, имелись красивые шкатулки, металличес­кие корзиночки и т. п.

Если в прежние времена римляне до­вольствовались немногочисленной и доста­точно простой мебелью, то после восточных войн вошли в обиход кресла и стулья самой различной формы, застольные диваны с обилием подушек, поставцы и столы разно­го рода, двустворчатые шкафы, большие и малые сундуки и ящики.

Вся утварь и мебель вместе с множеством принадлежностей для освещения и нагрева­ния дома и пр. были обильно украшены бо­гатым орнаментом. Что касается материала, из которого изготовлялись названные пред­меты, то кроме бронзы использовались пре­имущественно благородные металлы и ред­кие породы дерева. Украшались эти вещи в зависимости от материала либо сильно вы­пуклыми, литыми или чеканными орнамен­тами, либо плоскими инкрустациями из се­ребра, золота, слоновой кости, черепахи и разноцветного дерева. В этой сфере мотов­ство достигло таких же размеров, как и в страсти к редким сосудам; предпочтение и здесь отдавалось тем вещам, которые были нужны для пиршеств, — застольным дива­нам, столам и пр.

По сравнению с утварью частных лиц официальная утварь, входившая в сферу государственной жизни, отделывалась и украшалась гораздо роскошнее. К ним прежде всего относятся установленные Це­зарем различные знаки царского достоин­ства. Важнейшим среди них является золо­той трон, на богатейшую отделку которого, соответствующую императорскому сану, обратили внимание еще при Диоклетиане. Тогда же были преобразованы и знаки отли­чия сановников, в том числе присвоенные им с давних времен почетные кресла, вклю­чая богато украшенное кресло высших са­новников, так называемое «курульное». Причем была сохранена традиционная для этого кресла форма складного стула, сде­ланного из слоновой кости. Сидения для низших сановников хотя и с некоторыми изменениями сохранили форму простого складного стула

Ткани. Главное место среди римских тка­ней и готовых одежд занимали тонкие про­зрачные, египетские белые и разноцветные льняные ткани, а также тонкие хлопчатобу­мажные и узорчатые ткани из Индии и Пер­сии и шелковые материи.

Все эти товары раскупались знатными римлянками, которые в страсти к нарядам нисколько не уступали гречанкам. Уже дав­но прошло то время, когда римские матроны считали предосудительным быть одетыми только в белую одежду с узкой пурпурной оторочкой по краям. Теперь они носили од­ноцветные материи всевозможных цветов: пурпурного, ярко-красного, лилового, жел­того, зеленого, морской волны и пр., а так­же разноцветные в клетку и с волнистым отливом. Выше всего римские модницы це­нили одежду из прозрачных тканей, про­тканных золотом и серебром и окрашенных в разные цвета. Несмотря на императорский запрет носить одежды из тонких прозрач­ных тканей, оставлявших тело почти обна­женным, ношение их не только не прекрати­лось, но стало модным даже среди мужчин, которые до тех пор преимущественно оде­вались в шерстяные ткани и только в редких случаях заменяли их льняными, хлопчатобу­мажными, иногда шелковыми. Полупрозрач­ные ткани завозились в Рим благодаря тор­говле с другими странами и выделывались в этрусской деревне Тускус, что также могло способствовать большой популярности в Риме.

Еще более дорогие ткани известны под названием золотых, или атталийских, на­званных по имени их изобретателя пергам- ского царя Аттала. Они были густо протка­ны золотыми нитями или же, по другим сведениям, вытканы из золотой проволоки.

К драгоценным тканям принадлежали шерстяные или шелковые ткани, окрашен­ные пурпурной краской различных цветов и оттенков: блестящего черного и темно- фиолетового, красного и бледно-розового.

Использование этих тканей для одежды ре­гулировалось особыми постановлениями, которые издавались верховной властью для ограничения роскоши, но часто наруша­лись, особенно женщинами. Ношение луч­ших сортов пурпура и цельных пурпурных одежд постановлением Августа разреша­лось только императору и его сановникам; всадникам позволялась лишь пурпурная кайма на одежде. Это постановление недолго оставалось в силе, и мода на пурпур достиг­ла таких масштабов, что Тиберий для ее пре­сечения был вынужден прибегнуть к хитро­сти: он сам перестал носить пурпур и этим вынудил сделать то же самое знатных рим­лян. При Нероне также было издано поста­новление, запрещавшее частным лицам но­сить тирский и аметистовый пурпур, однако и оно нарушалось, как и все предыдущие.


Глава III

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ

искусство СТРАН

ш

ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

искусство ИРАНА


 

 


культурном наследии Востока иранское искусство занимает осо­бое место. На территории Ира­на — крупного государства в Азии — сложился один из древ­нейших очагов цивилизации. Здесь на протяжении тысячелетий были созданы шедевры архитектуры и искусства от грандиозных сооружений и монумен­тальных скальных рельефов до тончайших камнерезных изделий, замечательных ми­ниатюр, произведений торевтики, керамики и ковроткачества.

Присущие искусству Ирана глубокая ли­ричность, утонченность и в то же время клас­сическая ясность и чистота стиля были пред­метом восхищения на протяжении многих столетий. Лучшие памятники иранского ис­кусства стали истинным эталоном красоты и совершенства художественного вкуса.

Основные периоды развития культуры

Ирана:

Середина VI — IV в. до н. э. — период прав­ления Ахеменидов.

331 г. до н. э. — поход Александра Македон­ского. Создание эллинистических госу­дарств.

312/311 — 250 г. до н. э. — Иран входил в состав государства Селевкидов.

Середина III в. до н. э. — первая четверть III в. н. э. — Иран находился в составе Парфянского царства.

Ill—VIII вв. — период правления Сасани- дов.

Середина VII в. — завоевание Ирана араб­ским Халифатом, от власти которого он освободился только в IX-X вв.

В начале X в. восточные области Ирана ото­шли к среднеазиатской державе Сама- нидов.

В XI—XII вв. Иран входил в состав империи

турков-сельджуков. XIII-XV вв. — период правления династии

Великих Моголов.

В начале XV в. складывается централизо­ванное государство Сефевидов (1502- 1736), переживающее расцвет в XVI — пер­вой половине XVII в. Это время нового блестящего подъема художественной сред­невековой культуры Ирана.

От Египта до Индии простиралась огром­ная империя Ахеменидов, центром которой был Иран, родина ахеменидских царей. В иранской архитектуре и изобразительном искусстве заметны некоторые черты культу­ры Египта, Ассирии, Вавилона и отчасти Греции, они представляли собой яркое ху­дожественное явление, наделенное своеоб­разными чертами. Эти виды художествен­ного творчества стали важным звеном в истории художественной культуры древне­го мира и повлияли в дальнейшем на про­цесс развития не только иранской культу­ры, но и соседних стран.

В результате похода Александра Маке­донского в 331 г. до н. э. ахеменидская им­перия пала. На ее месте, на территории Ирана, образовались эллинистические госу­дарства. Рост торговли с Западом привел к интенсивному товарообмену, способство­вавшему проникновению и взаимовлиянию иранской и эллинистической культур.

В 224 г. началось объединение иранских земель династией Сасанидов, создавшей сильное централизованное рабовладельчес­кое государство, ставшее к VI в. рабовла­дельческим. В периоды наибольшего могу­щества оно подчиняло Двуречье, частично Закавказье и Среднюю Азию, кратковре­менно — Сирию, Палестину, Малую Азию и Египет. Была создана своеобразная и бога­тая художественная культура сасанидского государства, в сложении которой участвова­ли многие народы завоеванных стран. В то же время эта культура оказала сильное воз­действие на культуру и искусство соседних стран, в частности, на Византию. Культура Сасанидов оставила в наследство человече­ству замечательные памятники архитекту­ры, непревзойденные образцы прикладного искусства: ткани, драгоценные геммы, изде­лия из золота и серебра. Особенно славятся художественные изделия из металла (сереб­ряные блюда, чаши, кувшины), украшенные чеканными, литыми или гравированными изображениями, затканные золотом и укра­шенные драгоценными камнями ковры.

Держава Сасанидов в VII в. пала под уда­рами арабских завоевателей. С этого време­ни Иран стал провинцией арабского Хали­фата, от власти которого освободился только к IX-X вв. Арабы принесли новую религию — ислам. С проникновением и ут­верждением ислама, ставшего к XI в. основ­ной религией большей части населения Ирана, арабы не смогли сломить местных традиций архитектуры и искусства, а толь­ко повлияли на их направленность: обусло­вили появление нового типа здания — мече­ти, ограничили развитие изобразительного искусства (особенно объемной скульптуры), вызвали интенсивное развитие декоративно- орнаментального искусства, в котором в пре­делах орнамента продолжает жить древняя национальная изобразительная традиция.

В начале X в. восточные области Ираш отошли к среднеазиатской державе Самани- дов, что содействовало культурному взаи мовлиянию народов Ирана и Средней Азии

X-XII вв. — время развитого феодализ ма — составляют важный этап становление иранского искусства, когда для нескольким столетий определились основные формь зодчества, виды и стилистические особен ности художественного ремесла.

В первой половине XIII в. монгольско' нашествие принесло огромные опустоше ния и затормозило развитие культуры Ираш Но уже во второй половине века начинаю
восстанавливаться экономика и культура страны, возрождаются различные виды ис­кусства. В традиционных видах декоратив­но-прикладного искусства появляются не­которые новые черты, обусловленные монгольским влиянием. В росписи керами­ки встречаются изображения драконов, в тканях преобладающими становятся глухие темные тона в сочетании с металлической нитью, образующей крупные блестящие пятна на матовом фоне.

XIII-XV вв. иранской истории — цепь войн и опустошительных набегов тюрков- сельджуков, орд Чингисхана и Тимура, аф­ганских племен. Несмотря на многочислен­ные тяжелые испытания, иранский народ всегда находил в себе силы к возрождению и сохранению самобытной древней культу­ры. Тому подтверждением высокий уровень изделий декоративно-прикладного искусства.

Различные виды прикладного искусства этого времени испытали сильное воздействие миниатюры. Эскизы для ковров и тканей, со­здававшихся в придворных мастерских, не­редко исполняли художники-миниатюристы. Различные виды прикладного искусства, которые были связаны с придворной куль­турой, тяготели к торжественности и вместе с тем к утонченной роскоши и праздничной красочности. По сравнению с предшествую­щим периодом изменился декоративный строй произведений прикладного искусст­ва: сложились особые композиционные приемы, возникли новые ритмические и ко­лористические системы, очень разнообраз­ные по структуре, отвечающие специфике каждого вида художественного творчества.

В XVI-XVII вв. Иран после длительного феодального междуцарствия объединяется под властью династии Сефевидов и пережи­вает значительный подъем национальной культуры. Среди различных видов приклад­ного искусства, получивших развитие в этот период, особо следует отметить ткачество и ковроделие. Большинство дошедших до на­ших дней произведений сефевидского ис­кусства имеют ярко выраженный придвор­ный характер. Сефевидская эпоха, особенно в период правления шаха Аббаса I (1587- 1629), была временем оживленных связей с Западной Европой. В конце XVI в. в иран­ском искусстве становится ощутимым ев­ропейское влияние. Первоначально оно про­являлось в выборе сюжетов, но постепенно начало проявляться в подражании живопис­ной манере и заимствовании технических приемов европейских художников.

Непрерывные войны, междоусобицы, глубокий экономический упадок конца XVIII — начала XIX в., а также конкурен­ция европейского фабричного производства губительно сказались на развитии многих видов прикладного искусства. Однако и в это время у иранских художников сохра­няется острое чувство национального, само­бытного, а лучшие памятники искусства от­личают высокое мастерство исполнения, чистота и ясность стиля, — качества, харак­терные для иранского искусства всех времен.

Керамика. Среди различных видов ис­кусства Ирана керамика получила наиболь­шее распространение. Именно она являет­ся бесценным источником знаний об искусстве древнейших обитателей террито­рии Ирана. Керамические изделия III— I тысячелетий до н. э. отличает разнообразие форм и технических приемов. Орнаменталь­ные мотивы росписей достаточно сложны и часто включают в себя изображения птиц и животных.

Изготовляется глазурованная керамика разнообразных форм, одноцветная с преоб­ладанием голубых и синих тонов и распис­ная. Для VIII-X вв. характерны кобальтовые рисунки по белому фону, преимущественно растительные мотивы, встречаются изобра­жения людей и животных. К концу IX в. появился люстр — нанесение поверх глазу­ри слоя металлических окислов, который после повторного обжига (при низкой тем­пературе) дает радужные переливы и метал­лические отблески. Для иранской керамики XI—XIII вв. — время высшего ее расцвета, продолжающегося и в XIV в. Сосуды и блю­да украшаются росписью люстром и золо­том, что придает им характер драгоценности, прочерченным и рельефным орнаментом. Узоры обогащаются причудливой вязью надписей, в росписях появляются пейзаж­ные мотивы, жанровые сценки, образы, за­имствованные из поэзии, фольклора. Эти же мотивы распространены и в другом виде надглазурной росписи сосудов — так назы­ваемые «минаи» — «стеклянная» — по сход­ству с расписными арабскими стеклянными изделиями. Свободно выполненные красоч­ные пятна сочетаются с графичностью чер­ных контуров. В сложных многофигурных сюжетных изображениях проявляется вы­сокое композиционное и декоративное ма­стерство в изображении людей и животных. Крупнейшими центрами производства ке­рамики были Кашан, Рей, Саве и Нишапур.

Подлинные шедевры керамического ис­кусства дала эпоха Средневековья — время расцвета керамического дела в Иране. В этот период выделяются ряд городов с развитым керамическим производством: Рей, Кашан, Нишапур, Султанабад, Гурган и др. Среди них Рей и Кашан были значи­тельными керамическими центрами и, по всей вероятности, законодателями мод в этом искусстве. Керамические мастерские Ирана производили большое разнообразие видов изделий: кувшины, вазы различных форм, чаши, изразцовые плиты для украше­ния стен дворцов, мечетей, мавзолеев. Су­ществовало множество искуснейших при­емов и способов украшения керамических изделий. Особо следует отметить три: рос­пись люстром, легкоплавкими эмалями и черным под бирюзовой поливой. Роспись люстром дает удивительный эффект мягко­го золотого мерцания.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных