ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 12 страница
Древнерусское шитье называли «живописью иглой». Его успех принадлежал по большей части мастерицам-вышивалыци- цам. Эффект же вышитых изделий зависел от цвета ткани, служившей фоном для вышивки, удачного подбора разноцветных шелковых нитей, золота, жемчуга и драгоценных камней, применения тех или иных швов, дающих разную игру света и тени.
Обычно «личное», т. е. лицо, обнаженное тело, руки и ноги вышивались шелком телесного цвета, «атласным швом» и швом «в раскол». Причем в XIV-XV вв. лица и тела шьются плоскостно, швами двух направлений — вертикальными и горизонтальными, а черты лица отмечаются тонким контуром коричневого цвета. К середине XVI в. появляется стремление показать анатомическое строение тела, для чего употребляется прием шитья «по форме» (по направлению мускулов). Распространение получает более резкое выявление рельефа лица и тела шелком темного тона. В XVII в. эти приемы вырождаются в схематическую передачу лица и тела стилизованным рисунком с сильно подчеркнутыми мускулами.
Произведения лицевого шитья предназначались для украшения церквей. Они имели самое разное применение, как, к примеру, своеобразные шитые иконы, которые вешались на алтарные преграды и стены церквей. К ним относятся так называемые «воздухи» с изображением Евхаристии, вешавшиеся на «горнем месте» в алтаре церкви, большие типа деисусных икон шитые изображения архангела Михаила и апостола Петра и др. Шитые иконостасы, как правило, составляли походные церкви. Шитыми были также подвесные пелены, помещавшиеся возле каждой иконы и соразмерные по величине этой иконе. На пеленах, спускавшихся до земли, было вышито то же изображение, что и на иконе. Эти вышивки отличало высокое мастерство исполнения. Вот что мы читаем по этому поводу у Павла Аленнского: «Шитое на пеленах было исполнено так искусно, что казалось, что сверху донизу вся икона, изображение на доске и шитье на материи — одно и то же».
На гробы святых клались покровцы с изображением этих святых. Маленькие покровы и воздухи с «Агнцем в дискосе», «Знамением богоматери», «Христом во гробе» употреблялись для покрытия ритуальных сосудов во время богослужения, а большие воздухи или плащаницы с «Положением во гроб» участвовали в предпасхальной службе.
Шитье религиозного назначения, тесно связанное с иконописным искусством, как бы подчинялось ему, следовало его канонам и направлениям. Художники-знаменщики, делавшие рисунки для вышивок, сами были иконописцами и отражали ту школу и стиль, к которым принадлежали. Но в то же время шитье сохраняет известную самостоятельность и специфику. Это обусловливалось материалом, техникой шитья и цветовой гаммой.
Проникновение реалистических тенденций в иконописное искусство отразилось также и в шитье. Это сказывается как на изображениях отдельных лиц, так и многофигурных композиций. Покров XV в. изображает преподобного Сергия. Шитье выполнено шелками темных и мягких тонов, гладким швом и «в раскол». Здесь переданы портретные черты и внутреннее настроение человека.
Подвесная пелена с изображением сцены посещения Богоматерью Сергия Радонежского, шитая шелками и частично золотом по шелковой ткани желтого цвета, замечательна не только передачей внутренних переживаний изображенных лиц, но и необычным сочетанием красок — вишневых, коричневых, лазоревых на желтом фоне.
Шитье имело много общего с живописью. В XVI в. лучшие мастерские шитья были сосредоточены в Москве при царском дворе, домах Евфросинии Старицкой и нескольких крупных боярских семей. Из мастерской Старицких вышли две большие плащаницы (1561). Одна из них находится в Успенском соборе в Смоленске, другая в Загорском историко-художественном му- зее-заповеднике. Шитье этих плащаниц отличается глубиной психологической характеристики персонажей и безупречной артистической техникой.
Одним из самых великолепных и характерных произведений художественного шитья XVI в. является плащаница, созданная в 1561 г. в знаменитой мастерской князей Старицких. Здесь отразилось все, что было накоплено к этому времени в искусстве вышивания: масштабность задуманного изображения, ритмичная многофигурная композиция, необычайная драматическая экспрессия, переданная выражением лиц и жестами, реалистическая трактовка персонажей и, наконец, декоративные приемы шитья, обогащающие общее впечатление.
Часто престолы в церквях покрывали вышитой одеждой, на жертвенник надевали шитую «индитию». Особенно много произведений лицевого шитья выставлялось на обозрение в церквях в праздничные дни. Их рядами развешивали на веревках или устраивали с ними торжественные шествия.
«Доличное», т. е. одежды, а также окружающие предметы, пейзаж, архитектура вышивались или разноцветными шелками «атласным швом» и «в раскол» (XV- XVI вв.), или золотыми и серебряными нитями «в прикреп» (XVI-XVII вв.). В XVII в. орнаменты становятся более пышными, усложняется рисунок, часто состоящий из широких завивающихся стеблей с разветвлениями, заканчивающимися крупными цветами типа тюльпанов, листьями различных форм, сложными розетками, иногда воспроизводятся рисунки восточных тканей, нередко в центр орнамента включены зубчатые короны, крупные плоды с симметрично отходящими орнаментальными мотивами. При этом применяется шитье золотыми нитями «пол аксамит» (подражание драгоценному итальянскому бархату с петельчатыми золотыми нитями; шитье исполнялось при помощи спицы, которую подкладывали под нить для образования петель) или «высоким швом по настилу» (под некоторые детали орнамента подкладывали плотные материалы — сукно, холст и т. д. — для получения выпуклости).
Из рук русских женщин выходили произведения столь большого художественного достоинства, что потеря их во время пожара отмечалась летописью. К концу XVI в. в шитье особенно усиливается тяготение к декоративности и роскоши, вводится большое количество золотых нитей, жемчуга и драгоценных камней. Для этого времени характерны шитые произведения царской мастерской времени Годуновых, например, покровец с изображением «Богоматери Знамение» 1594 г.
В XVII в. после царских наиболее знаменитыми были художественные мастерские Строгановых — крупнейших купцов и промышленников из Сольвычегодска. Строгановы возводили соборы, для которых созда вали иконы, многочисленные серебряные изделия, покрытые знаменитой усольской финифтью, произведения шитья. Расцветом в развитии Строгановского лицевого шитья считается период, когда руководила мастерскими и сама принимала участие в создании прекрасных произведений жена Дмитрия Андреевича Строганова, Анна Ивановна.
Шитье изобразительного характера нашло применение в церковном убранстве, особенно в торжественных службах и процессиях, когда храм украшался шитыми золотом и шелками пеленами и завесами с изображениями святых, сложными многофигурными композициями. Рисунки для композиций этих вышивок создавали в основном художники «знаменщики», а творчество мастериц сказывалось в умелом выборе швов и подборе цветов нитей.
Орнаментальное шитье развивалось в более свободных условиях. Здесь художни- це-вышивалыцице, не связанной строгостью церковных канонов, представлялось больше возможностей проявить фантазию и художественный вкус. Для шитья более раннего времени (XII-XV вв.) характерны лаконичность композиции, удлиненные пропорции изображения и пластичность формы. Техника шитья ограничена немногими простыми швами — гладкий, косой, «в раскол», — которые применялись согласно требованиям рисунка. Выполнялась вышивка преимущественно цветными шелковыми, реже золотыми или серебряными нитями.
Фон, на котором располагалась вышивка, составляя с ней единое целое, должен был помогать ей, выделяться наиболее эффектно. В шитых произведениях XII-XV вв. фоном служила гладкая безузорная тафта мягких расцветок, судя по сохранившимся памятникам шитья, большей частью светло- малинового («червчатого») цвета. Реже применялась камка — одноцветная ткань с матовыми узорами на блестящем фоне, которая в XVI-XVII вв. займет в качестве фона преобладающее место.
Шитых вещей раннего периода почти не сохранилось. Известны лишь единичные предметы, относящиеся к XII в. В декоративном искусстве того времени существовало несколько направлений. Одно из них — более официальное, грекофильское, второе — чисто народное, продолжающее древ- неславянские традиции. В первом — в трактовке орнамента и фигур чина, несколько приземистых и малоподвижных, сказывается несомненная близость к византийским образцам.
Основными элементами шитого орнамента, кроме геометрического, были растительные мотивы — побеги, завитки, стилизованные деревья, среди которых иногда были изображения сказочных птиц и животных.
Интереснейшими памятниками шитья с растительным орнаментом по праву считаются епитрахиль митрополита Петра и саккос митрополита Дионисия (1588), общую композицию которого оживляет шитый жемчугом орнамент древней плетенки. Своеобразие вышивки заключалось в отсутствии яркой красочности шелковых нитей, а ее строгая и благородная декоративность достигалась гармоничным сочетанием жемчуга, золота и коричневого («гвоздичного») цвета фона.
В XVII в. получает распространение золотое кружево с геометрическими сетчатыми мотивами либо растительными элементами («фламандский» тип). Иногда в узоры вводят жемчуг, серебряные бляшки, цветной просверленный камень. Некоторые узоры XVII в. дожили в нитяном льняном кружеве до XX в.
Глава VI
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
искусство ДОРОМАНСКОГО ПЕРИОДА
ачиная с конца II тысячелетия до н. э. в Западной и Центральной Европе происходят значительные по своим масштабам «переселения народов». Одним из важных очагов этнической экспансии была обширная область, охватившая территорию современных Чехии, Словакии, Австрии, Венгрии и Южной Германии. Ее население составляли племена, которые греки называли кельтами. Кельтская колонизация Франции продолжалась более тысячи лет (1600 — 250-150 гг. до н. э.), наибольшей интенсивности достигла в VI-V вв. до н. э.
Кроме кельтов на ряде европейских территорий проживали иберийские племена, родственные народам Пиренейского полуострова, из которых позднее складывается кельто-иберийское население. Среди них находились небольшие колонии малоазий- ских греков, оказавших заметное влияние на материальную и духовную культуру этого района.
Под властью Рима с середины II в. до н. э. оказалось все Средиземноморское побережье, благодаря чему кельтские и другие племена распались, а вместо них появились многочисленные племенные союзы. Кельтские языки со временем были вытеснены латынью.
В римской Галлии наряду с античным продолжало существовать и полностью независимое от римского влияния изобразительное искусство. Художественное ремесло, процветавшее у кельтов, было наиболее значимым вкладом в европейское искусство. Искусство кельтов было отвлеченно-ор- наментальным, геометризирующим: формы людей, животных и растений превращались в кружево из треугольников, спиралей и точек, покрывающее поверхность изделия из металла или камня. Но изображения, функционально связанные с заупокойным культом, отличались реалистичностью и конкретностью трактовки.
С V в. до н. э. кельтские ремесленники начинают видоизменять иноземные образцы применительно к местным вкусам. На этой основе вскоре вырабатывается своеобразный художественный «раннелатенский стиль».
Кельты заимствовали из Средиземноморья различные орнаментальные мотивы, такие как пальметты, цветы лотоса, которые трансформировались в их творчестве в S- и лирообразные формы. Со временем возникают очень сложные композиции, напоминающие арабески. В середине IV в. до н. э. на кельтских изделиях появляются условно- стилизованные изображения птиц и зверей.
В середине III в. до н. э. кельты овладели некоторыми областями Англии. Вместе с ними пришло развитое латенское искусство, со временем переработанное местными ремесленниками в оригинальный «островной стиль». Типичны были бронзовые двурогие шлемы, пластический орнамент комбинируется с местным гравированным, преобладают мотивы пальметт, завитков, спиралей, лиры, иногда оканчивающиеся сильно схематизированными птичьими головами. В конце II в. до н. э. так называемый «островной стиль» проникает в Германию.
Во II в. до н. э. широко распространяется пластический «среднелатенский стиль». Место двухмерного орнамента занял рельефный, часто обогащенный гравировкой. Появляются литые браслеты с S- и улиткообразными украшениями, пряжки и обручи с массивными выступами, бляхи с имитацией филигранных украшений, распространяются мечи с ножнами, украшенными гравировкой (растительным или зооморфным орнаментом).
Общими для скульптуры кельтов были выступающие скулы, расширяющийся к низу прямой нос, полукруглый изгиб бровей, большие овалы глаз, густые волосы в виде шапочки, венчающие лоб, а сзади ниспадающие прядями на шею и плечи.
Под давлением германцев и Рима во II в. до н. э. прекращается экспансия кельтов. Романизация Галлии происходит в I в. до н. э. В это время широкий размах получило изготовление керамики, покрытой красным ангобом и, как правило, украшенной рельефным фигурным или растительным орнаментом, который очень скоро распространился по всей Галлии, а отсюда и по всей Европе. Римское влияние сказывается на производстве бронзовой утвари и стеклоделии. В I в. до н. э. с приходом «позднелатен- ского стиля» наступает значительный упадок художественного ремесла.
Искусство кельтов являлось одним из истоков искусства народов Франции, Швейцарии, Бельгии, отчасти Англии. В Ирландии и Шотландии в VII-IX вв. искусство кельтов достигло нового расцвета, и возник «новокельтский стиль», представленный ювелирными изделиями и книжными украшениями.
В эпоху «великого переселения народов» и образования варварских государств в Западной и Центральной Европе совершается процесс взаимопроникновения античной и примитивных культур варварских народов, находящихся в стадии разложения первобытнообщинного строя. В отличие от античной основы византийского искусства в искусстве Западной и Центральной Европы уже в V в. на первый план выступают «варварские» элементы: образы народной мифологии и фантастики, орнаментальные мотивы «звериного стиля», птиц, зверей, чудовищ, демонов. В их изображениях сплетались древние магические представления, страх перед стихией природы и христианские учения о греховности мира, враждебности его человеку. Плодотворное воздействие на формирование искусства Западной Европы оказало прикладное искусство Востока. Однако интерес к античности не иссякал. Вместе с унаследованным от античности христианством средневековье воспринимает и многие художественные формы, возникшие под воздействием христианского культа в искусстве Древнего Рима. Европейские народы более свободно претворяют классическое наследие, чем византийцы. В античном искусстве их привлекает объемно-пластическая выразительность, в зданиях романского стиля чувствуются ясная классическая композиция, благородная простота форм. Средневековое искусство Западной Европы в своем развитии (десять столетий) прошло три этапа: дороманский (VI-X вв.), когда только складывались черты стиля, и основные — романский (XI- XII вв.) и готический (конец XII, XIII- XIV вв.). В некоторых государствах пережитки средневекового искусства продолжали жить в XV и XVI вв.
Искусство периода становления феодализма в Европе делится на три этапа: искусство периода «варварских королевств» (Ме- ровинги — VI-VIII вв.), Каролингская империя (конец VIII—IX вв.) и переход к зрелому феодализму (X в.). Опустошения, которыми сопровождались переселения народов и основание германских государств, не могли благотворно влиять на развитие нравов и общественной жизни.
До правления Каролингов крайний нравственный упадок и дикая грубость составляли отличительную черту западных народов, исключая только некоторые области в Юго-Западной Галлии и вестготов в Испании. Поэтому энергия Карла Великого в первое время могла благотворно подействовать на развитие только отдельных сторон народного быта. Все усилия Карла дать более здравое направление жизни германского народа, стараясь, с одной стороны, воскресить в нем древний дух, с другой — сберечь и распространить остатки римской образованности, мало кто оценил. Следствием забот Карла было сильное недовольство, обнаружившееся вскоре после его кончины и поддерживаемое раздорами, возникшими между наследниками императора. Народ неохотно покорялся преобразованиям и под конец проникся пренебрежением ко всякому умственному прогрессу. В это смутное время, когда полнейший произвол заменил закон и гражданский порядок, монастыри, главным образом немецкие, стали единственным убежищем и хранилищем наук и искусств, отчего еще больше увеличилось расстояние, отделявшее духовное сословие от мирян.
Смерть Карла Великого отрицательно повлияла на дальнейшее развитие и распространение художественных ремесел. Прекратилась и деятельность учрежденных им ремесленных заведений. Ремесленное творчество не угасло совсем, но, не имея внешней поддержки и необходимых условий, сосредоточилось теперь только в монастырях и вскоре вовсе посвятило себя производству предметов религиозного культа.
Ориентация на античность — характерная черта не только искусства, но и государственного устройства, законодательства, философии, науки и литературы Каролингской империи — отсюда термин «Каролингское Возрождение».
С прекращением династии Каролингов и последовавшим окончательным разделением народов на три государства — Германию, Францию и Италию — произошла коренная перемена в бытовых отношениях этих народов. Первый значительный толчок к этому подало более тесное объединение германцев при саксонских императорах — Генрихе I и Оттоне I. Тогда как во Франции и Италии продолжались внутренние неурядицы, в Германской империи благодаря деятельности названных правителей подготавливалась почва для свободного развития народа. С восстановлением спокойствия и порядка в Германии и возобновлением отношений с Италией постепенно пробуждается любовь к искусству и наукам. В первую очередь это произошло в монастырях, поскольку только духовенство имело надлежащую подготовку. В монастырях и учреждавшихся вновь монастырских училищах развивались обрядность и уставы римско-католической церкви. Личный пример Оттона I побуждал к занятиям науками и искусствами. Развитие ленной системы, сооружение надежных замков и учреждение епископств привели к укреплению гражданского и общественного порядка. Приблизительно в это же время в искусстве возник так называемый «романский стиль».
Спокойствие и порядок, водворившиеся в Германской империи после династии Каролингов в начале X в., а также общее оживление общественной жизни после 1000 г. во многом способствовали развитию ремесленной деятельности.
Все граждане, занимавшиеся одним и тем же промыслом, для лучшей защиты своих интересов стали объединяться и составлять особые товарищества — цехи, гильдии, артели, послужившие прочным основанием их будущего благосостояния и организовавшие городской быт по принципу общинного устройства.
Экспрессия — одна из характерных черт каролингского искусства. Искусство книги стояло на большой высоте. В оформлении каролингской рукописи декоративный принцип сочетается с иллюстративным. Образцами для каролингских иллюстраторов становятся раннехристианские и византийские рукописи.
«Каролингское Возрождение» было придворной культурой. Многие произведения, выполненные в IX в., были еще близки к традициям «варварского» искусства. Ярким подтверждением может служить статуя св. Веры в Конке (конец IX в.). Вырезанный из дерева остов сидящей на троне фигуры святой с симметрично вытянутыми на подлокотниках руками и широко раскрытыми огромными инкрустированными глазам и обит листами золота и осыпан драгоценными камнями.
Каролингская культура оказалась недолговечной. Империя Каролингов распалась. Однако достижения искусства того времени были использованы художниками последующих столетий.
Германия возвысилась из империи Каролингов после ее распада в 843 г. В 962 г. король саксонской династии Оттон I по примеру Карла Великого короновался в Риме императорской короной, положив начало «Священной Римской империи Германской нации».
В искусстве «оттоновского периода» сказываются влияние художественной византийской культуры и проникновение в религиозное искусство Германии народных традиций. Вместе с известным примитивизмом они привносят яркую сказочность и черты наивного реализма.
В период раннего средневековья декоративное искусство Германии обладало богатыми традициями в обработке дерева и металла, чеканки, украшении изделий драгоценными камнями и эмалью благодаря навыкам, накопленным варварскими германскими племенами, а также многообразными влияниями. В более развитых западных и южных областях сказывались как культурное наследие Римской империи, так и влияние искусства Византии и меровин- гской Франции, орнаментальных композиций англосаксов и кельтов. Особое значение имели придворные и монастырские мастерские, возникшие в культурных каролингских центрах. Среди памятников этого периода реликварий из Энгера (около 790 г., Дворцовый музей, Берлин), медный позолоченный кубок св. Лутгеруса (788 г., Верден), бронзовая решетка капеллы в Ахене.
В оттоновский период мастерскими крупнейших монастырей на Рейхенау изготовлялись различные культовые предметы: замечательный своей строгой гармоничностью «Базельский антепендиум» — золотой алтарь в виде храма с фигурами святых (1019 г., музей Клюни, Париж), золотой оклад (Баварская государственная библиотека, Мюнхен, начало II в.), вышитая «риза св. Кунигунды» (собор в Бамберге, начало II в.), серебряный «посох Бернварда» (собор в Хильдесхейме, начало II в.) — изделия, в которых уже наблюдается тонкое техническое мастерство, виртуозное владение разнообразной орнаментикой, часто сочетающееся с характерной для этой эпохи условностью фигур. Среди предметов светского обихода выделяют императорский трон во дворце в Госларе II в. с ажурной орнаментальной спинкой, отлитой из бронзы.
Варварскому искусству в целом было чуждо изображение человека. Излюбленными мотивами искусства VI-VIII вв. являются фигуры птиц, зверей, чудовищ и демонов, в образах которых причудливо сплелись древние магические верования и христианское представление о греховном начале в мире.
В VI—VIII вв. для европейского искусства этой поры более плодотворным было влияние прикладного искусства Востока — Сирии, Египта, Ирана.
Значительную часть дошедших до нас произведений европейского искусства VI- VIII вв. составляют различные металлические ювелирные изделия, чаще выполненные из драгоценных металлов и украшенные вставками эмали, цветного стекла или драгоценными камнями — пряжки, фибулы, ожерелья, браслеты, чаши, кубки, ларцы, церковная утварь. Иногда отдельным предметам придавали форму стилизованной фигуры животного или птицы, как, например, известной фибуле из Чезены, сделанной в виде фигуры сидящего орла. Этот «полихромный стиль» был принесен в Европу с Востока в период «великого переселения народов».
Дошедшие до нас редкие образцы заслуживают особого внимания, так как способны дать хотя бы общее представление о стиле и формах ювелирных изделий, характерных для этого времени. Это 8 вотивных корон, исполненных во второй половине VII в., и несколько предметов, приписываемых руке св. Элигия (золотых дел мастера королей Дагоберта I и Хлотаря II), наиболее интересны тронное кресло и драгоценный напрестольный крест Дагоберта I.
Св. Элигий умер в 659 г. По свидетельству его ученика св. Уэна, он хорошо знал ювелирное дело. К тому же громкая слава,
приобретенная им в этом деле, и высокие почести, которыми его осыпали Дагоберт и Хлотарь, могут служить подтверждением, что в ту пору не многие ремесленники посвящали себя этой отрасли. Во французских монастырях, основанных св. Элигием, он ввел занятие ремеслами и лично организовал ювелирные мастерские, из которых впоследствии вышло немало отличных ремесленников и художников.
Восемь вотивных корон различной величины выполнены из золота и богато украшены драгоценными камнями, четыре из них представляют собой широкий цельный обруч, у остальных обруч симметрично прорезан, на одной короне он имеет вид сквозной колоннады с полукруглыми арками. Нижний край обруча всех корон унизан подвесками из драгоценных камней, напоминающих украшения на древневизантий- ских царских коронах. У пяти из больших корон в качестве подвески имеется крест, украшенный камнями. Кроме того, у самой большой короны в промежутках между подвесками изящно вставлены слова, составленные из золотых букв и дающие возможность предположить, что все эти короны являются даром, принесенным церкви по обету королем Росцевинтом (649-672).
Приписываемый св. Элигию напрестольный крест отличается от корон более тонкой и художественно совершенной работой. Золотой шестиконечный крест богато украшен камнями и напоминает аналогичные произведения греческой работы приблизительно XII в.
В отделке эти изделия имеют сходство с золотым дискосом, создание которого относится к тому же времени, по форме напоминающим четырехугольное, несколько углубленное блюдце с широким загнутым краем. Посередине в углублении помещен крест, обложенный гранатами, каждый из четырех углов креста украшен сердцевидным орнаментом, оправленным бирюзой. По самому краю дискос выложен двумя рядами мелких гранатов в сквозной оправе, а между ними — сплошной ряд более крупных камней, плоско ограненных в виде розеток. Эта вещь напоминает византийские изделия, изготовлявшиеся греческими художниками в более позднее время.
Любовь к ярким краскам и драгоценным материалам — характерная черта художественной культуры раннего средневековья. Так называемый «звериный орнамент» завладевает страницами рукописей. В рукописях раннего средневековья в отличие от античных художник не поясняет текст, а украшает им страницу. На ее полях появляются плетения орнаментов, стилизованные изображения животных и растений, разного рода розетки, точки и т. п. Этот декор распространяется и на текст — окружает буквы, вклинивается между строками. Большое внимание уделяется заглавной букве — инициалу. Рукопись заключалась в роскошный оклад из слоновой кости или металла со вставками цветной эмали и драгоценных камней.
Франки, не желая расставаться с грубостью нравов, дольше других народов не овладевали высшими ремеслами и продолжали жить на сокровища, доставшиеся им в качестве добычи.
Все изделия ремесел имели прямое отношение к церкви и богослужению. Среди этих предметов главное место занимали священные сосуды. К ним принадлежали прежде всего потиры, дарохранительницы, различные блюда, кружки, купели и водо- святные чаши, кропильницы, кадила и мелкие коробочки для хранения ладана, склянки для мира и елея и множество разнообразных форм ковчежцев для мощей.
Особенно роскошной отделкой отличались потиры, в первую очередь большие парадные, выставляемые для украшения на престолах. К числу литургических сосудов принадлежали и те, которые императоры, князья и папы жертвовали в различные церкви. Поскольку подобные сосуды, преподнесенные по обету, предназначались только для украшения престола, то в их отделке художники могли позволить себе больше свободы. Это заметно в форме и способе отделки потиров XI-XII вв. Встречаются сосуды, либо сплошь покрытые рельефными украшениями из листвы и цветов, либо украшенные искусной филигранной работой с симметрично расположенными по ней цветными камнями. Украшали потиры вплоть до XII в. лентовидными и лиственными орнаментами и разными изображениями на сюжеты из Священного Писания, а на ножке и яблоке помещали лики евангелистов в круглых медальонах, либо гравированные, либо немного выпуклые.
Дискос — сосуд, в котором на престоле для евхаристии приготовляется жертвенный агнец, был выдержан в более строгом стиле. Назначением дискоса обусловливались его плоская форма и незначительное углубление, поэтому роскошь могла здесь проявляться только в выборе материала и отделке внешнего края дискоса. Несмотря на эти ограничения и церковные постановления, дискосу стали придавать такой же роскошный внешний вид, каким отличались потиры.
Если производство потиров и дискосов было подчинено определенным нормам в отношении формы и способа украшения, то при изготовлении других предметов, употребляемых при богослужении: кувшинов, сосудов, в которых хранились вода и вино, и т. п. — художникам предоставлялась большая свобода. В результате были изобретены весьма причудливые формы сосудов, чаще всего изготовленных из золота и серебра. Многим из них, в особенности умывальным кувшинам, употребляемым священниками при омовении рук, придавали формы различных животных — львов, драконов, птиц, грифонов и даже всадников.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|