Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 13 страница




Роскошным материалом и Отделкой от­личались небольшие сосуды, употребляе­мые при крещении и других торжественных священнодействиях. Этим сосудам по мате­риалу и художественному исполнению со­ответствовали кадильницы.

Приборы для освещения, употребляемые в церквях, с течением времени все более совершенствовались. Использовались осо­бые формы светильников: громадные под­свечники, малые ручные или переносные и подвесные или паникадила, различные виды подсвечников. Почти все они отлиты из бронзы и желтой меди, кое-где с позоло­той и эмалью.

Ручным или переносным светильникам придавали преимущественно форму корот­кого прочного стержня с шаровидной вы­пуклостью посередине, установленного на трехгранной подставке с ножками. Чтобы лучше укрепить свечу, на верхушке стерж­ня находился заостренный железный прут. У таких подсвечников подставка была укра­шена больше других частей, на ней разме­щались различные орнаменты из сплетения листвы с чудовищами. Такие подсвечники были иногда из золота, иногда отлиты из особого металлического сплава и чаще дру­гих светильников использовались вплоть до XIII в. К числу мелкой домашней утвари следует отнести и металлические зеркала.

К церковной мебели относятся престолы, аналои и епископские кресла или кафедры, которые были двух видов — неподвижные и переносные. В числе бытовой утвари нахо­дятся разного рода сиденья, большие и ма­лые столы, сундуки-лари для хранения одежды, ящики небольшого размера, крова­ти, ковры и др. К этому времени уже была устранена древняя традиция возлежать за столом на ложах, подобных дивану. Теперь, согласно древнему народному обычаю, для этого использовали особые сиденья, кото­рые представляли собой небольшие складные стулья или просторные скамьи из дерева.


 

Изредка встречались кресла со спинкой, употреблявшиеся почти всегда как почет­ные, причем их обычно обкладывали по­душками и коврами. Столы были чаще все­го массивные, четырехугольной формы или круглые, различной величины. Обычай на­крывать столы скатертью, особенно перед едой, возник довольно рано, еще в то время, когда начали накрывать ткайью церковный престол. На это указывает изображение Тайной Вечери на кафедре в церкви св. Ам­вросия в Милане (VIII в.).

Что касается кроватей, то, скорее всего, они были похожи на позднеримские и со­стояли из деревянного или металлического станка на четырех ножках со спинками или без и необходимыми принадлежностями. Такой же были форма и устройство мебели в более позднее время.

Образцом роскоши, которой отличалась домашняя утварь, является достаточно цен^ ная вещь, подаренная римским патрицием Агезием вестготу Турсемоду (451-453). Это был большой поставец (столовый прибор из золота) весом 500 фунтов, художественной работы, украшенный множеством драгоцен­ных камней. При завоевании Испании в руки арабов вместе с поставцом попал стол большого размера, сделанный из цельного куска изумруда, скорее всего, из стеклянной массы, похожей на этот камень. Стол был обложен жемчугом в три ряда, доска лежа­ла на 365 ножках из золота и драгоценных камней.

Сохранилось немного подобных предме­тов, относящихся к периоду с V по VIII в. К ним следует причислить несколько епис­копских кафедр и парадных кресел с «бога­тыми золотыми украшениями», многократ­но упоминавшихся летописцами. Причиной их уничтожения стала ценность материала, из которого они были изготовлены.

Платки и ковры служили не только как покрывала, но и для завешивания стен и дверей. Коврами украшались балконы в больших домах, так как там собирались обычно для обеда.


искусство РОМАНСКОЙ эпохи


 

 


К середине XI в. сложились основные ев­ропейские страны. Внутри стран закончилось разделение сословий, наметилось оживление хозяйственной жизни. Европа вступает в фазу зрелого феодализма.

Искусство народов Западной Европы XI-XII вв., принявших христианство из рук латинского мира — французов, немцев, ан­гличан, шведов, норвежцев и др., — извест­но под именем романского стиля. Элемен­тами, создавшими раннюю средневековую цивилизацию, кроме национальных элемен­тов культуры отдельных народов, были ос­татки среднеримской культуры в их христи­анской интерпретации. Сюда же следует отнести и наследие византийской культу­ры — наиболее цивилизованной в эту эпо­ху европейской страны.

Термин «романский стиль» применяется к искусству XI-XII вв. Он условен и возник в первой половине X в., когда была обнару­жена связь средневековой архитектуры с римской.

Архитектура и искусство Европы в XI- XII вв. отличается обилием и разнообрази­ем локальных школ. Именно тогда впервые возникает общеевропейский стиль, подчи­няющий все художественные местные тра­диции.

В этот период церковь достигает верши­ны своего могущества. Особое значение приобретают монастыри. Возникают могу­щественные общеевропейские монастыр­ские союзы. Первый и один из самых влия­тельных союзов возник под главенством аббатства Клюни. Не случайно романский стиль называют монастырским.

Важным новшеством в архитектуре XI- XII вв. является полная замена дерева кам­нем, а также появление в романских храмах монументальной скульптуры, декорирующей не только интерьер, но и наружные стены.

Желание художников воплотить в своем творчестве новые формы поначалу приводи­ло к их тяжеловесности и наивности. Но бла­годаря развивавшемуся вкусу и трудолюбию уже в конце X в. в произведениях отмечают­ся черты свободного и самостоятельного творчества, приобретающего вполне опреде­ленный характер под влиянием утвердив­шегося светского могущества пап и новых взглядов, распространяемых крестоносца­ми. Новшества, принесенные с востока, тоже содействовали тому, что с середины XII в. постепенно начинают исчезать тяже­ловесность и примитивизм, свойственные произведениям искусства предыдущего вре­мени, взамен которых создаются предметы, отличающиеся богатством и легкостью форм.

Немногочисленные сохранившиеся пред­меты позднеантичного и раннесредневеко- вого периодов имеют, как правило, церков­ное назначение; наиболее крупные создают общеевропейские монастырские союзы, ранние изделия из кости — диптихи, плас­тинки от ларцов и книжных окладов — вы­полнены в духе античных традиций. В даль­нейшем фигуры на изделиях из кости располагаются в романских, а затем готи­ческих арках, рельеф постепенно повышает­ся. Те же черты характерны для изделий из металла — чаш, кубков, фигурных реликва- риев, ювелирных изделий, украшавшихся филигранью, чернью, эмалями.

Камень. Романское искусство не вырабо­тало единой системы скульптурного декора храмов. Скульптура почти всегда украшает капители колонн. По своему декору роман-
екая капитель не имеет аналогов во всей истории архитектуры. Сохраняя основную форму перевернутой усеченной пирамиды, отдаленно напоминающей форму капители коринфского ордера, она покрыта либо ор­наментальной резьбой, либо стилизован­ным растительным орнаментом, представ­ляет изображения животных, чудовищ, даже людей. Нередко на капителях пред­ставлены целые эпизоды Священного Писа­ния, легенд о святых, иногда литературных произведений. В романских зданиях можно найти множество различных вариантов ка­пителей, в которых даже орнаментальные узоры создаются романскими мастерами в многочисленных вариантах.

Впервые в истории средневекового зод­чества с появлением в XI в. монументаль­ной скульптуры изображения выносятся на фасады церквей. В этот период меняется и характер искусства, которое должно не только наставлять в вере, но и устрашать отступников. Поэтому сцены «Страшного суда» находят место на порталах романских церквей. В романском искусстве нашла от­ражение и распространенная в народе наив­ная вера в нечистую силу. Олицетворением зла теперь становятся черти, имеющие фан­тастический и отталкивающий облик. Этот устрашающий образ, созданный романским искусством, — волосатое существо с оска­ленной звериной физиономией и когтисты­ми лапами — лишь отдаленно напоминает человека.

Искусство дороманского Запада и визан­тийское не знало изображений чертей. В ви­зантийских и каролингских произведениях Сатана предстает в виде падшего ангела, от­личающегося от небесных сил наготой или темной окраской тела, связанного пленника, а иногда напоминает античного сатира.


Одной из главных и наиболее постоян­ных особенностей романского искусства является пристрастие к чудесному. Однако наряду с ним именно в романском искусст­ве сильнее всего проявились народные чер­ты — декоративность, сказочность, безудер­жная фантазия в сочетании с грубоватым, но сочным юмором, и яркая выразитель­ность.

Стекло. Славу художественного стекла романской эпохи составляют главным обра­зом витражи. Их изобретение не принадле­жит романскому периоду, поскольку витра­жи изготовлялись в Сирии и Египте уже в VIII в., а также в Европе во времена Каро­лингов. В XI в. техника витражей обогати­лась важным новшеством: деревянные рамы заменились свинцовой арматурой, допус­кавшей большее разнообразие контуров и размеров рисунка. Стекло было толстым (0,5 см); основные его цвета — синий (ко­бальт) и красный (на основе меди), суще­ствовали и другие — зеленый, пурпурный, желтый. Смелость колорита сочеталась с простотой рисунка. Также изготовлялись и бесцветные витражи для создания лучшей освещенности помещений, из-за небольших оконных проемов.

Среди образцов витражного искусства середины XI в. наиболее выдающимся счи­тается лик Христа. Из произведений XII в. нельзя оставить без внимания витражи мо­настырской церкви в Сен-Дени (1144), осо­бенно с изображением крупного политичес­кого и культурного деятеля Франции XII в. аббата Сугерия. Наиболее выдающиеся вит­ражи сохранились в Шартрском соборе. Среди витражей этого собора лицо Давида представляет шедевр витражного искусства. В Германии интересны витражи соборов Страсбурга и Аусбурга.

Ювелирное дело. Металлы. Сохрани­лось мало произведений ювелирного искус­ства этого периода. В Эрмитаже хранятся монеты, относящиеся к романской эпохе. Появляются новые виды и формы изделий прикладного искусства — реликварии в виде человеческой фигуры и причудливые по форме водолеи. В Ирландии священны­ми реликвиями почитались колокола пер­вых христианских проповедников и от­шельников, которые хранили в особых, пышно украшенных футлярах. Выдающим­ся памятником этого вида искусства явля­ется футляр колокола собора Сен-Патрик в Дублине с кабошонами и характерной ир­ландской плетенкой.

Самыми распространенными среди фи­гурных сосудов были водолеи — сосуды для омовения рук, а самой распространенной формой водолеев была фигура льва. Кроме того, производились водолеи в виде муж­ской головы (с сатирическими чертами), всадника с ручным леопардом на крупе ло­шади. Этот мотив часто встречается на про­изведениях итальянского прикладного ис­кусства XII-XIII вв.

Романские ювелиры применяли те же виды техник, что и в античную эпоху: ков­ку, чеканку, клепку или пайку для соедине­ния деталей оправы. Изделия из металла украшались филигранью, чернью и эмалью.

В странах Западной Европы больше все­го процветало эмальерное искусство. Техни­ка выемчатой эмали была широко распро­странена, исполнялась на меди и была непрозрачной. Перегородчатая эмаль встре­чается редко и только на золоте. Тщатель­ность отделки, тонкость исполнения на зо­лоченом фоне изображений характерны для эмальерного искусства XII в.

Крупнейшими европейскими центрами производства эмалей были Кельн, Лотарин­гия, Лимож. Здесь было распространено производство реликвариев из меди, в фор­ме купольных сооружений.

Изделия лиможских эмальеров снискали громкую славу, их производство приобрело почти промышленный размах. Лиможские выемчатые эмали наводнили Европу. Они встречаются в Швеции, Испании, Ирлан­дии, России. Многочисленные церковные реликвии в виде домика или церкви с дву­скатной кровлей характерны для продук­ции этого художественного центра.

Основной отличительной особенностью лиможских эмалей является то, что фигуры вырисовываются не на гладком, а на сплошь покрытом орнаментом золоченом фоне.

На ларце со сценами из жизни св. Вале­рии фигуры исполнены с большой тщатель­ностью и отличаются элементами реализ­ма—в движении, жестах и деталях одежды. В этой эмали красочность является харак­терной особенностью. Отличительной осо­бенностью лотарингских эмалей является стремление порвать с плоскостной переда­чей фигур с помощью своеобразной свето­тени.

К началу XII в. декоративному искусст­ву удалось избавиться от устаревших тради­ций, и с этого времени оно быстро развива­лось, создавая оригинальные произведения и применяя в украшениях разнообразные материалы: золото, серебро, медь, слоновую кость, дерево, стекло, кожу, ткани и пр. При этом оно широко использовало все дости­жения ювелирного искусства и связанных с ним мелких искусств и техник: обработки драгоценных камней, филигранной работы, чернения и эмальерного дела, резьбы по кости, дереву, камню и пр.

У художников того времени существова­ло много возможностей проявить изобрета­тельность и мастерство. Так, золотых дел мастера занимались изготовлением окладов на иконы и книги, а также напрестольных и выносных крестов и др. Формовщики и литейщики занимались отливкой колоко­лов, дверей и других металлических изде­лий. Зеркала и часы до конца XIII в. счита­лись редкостью даже у самых высших сословий.

С развитым романским стилем связан высокий подъем художественного немецко­го ремесла, притом городские ремесленни­ки начали оттеснять художественные пре­жние очаги — монастырские мастерские. Крупнейшими европейскими центрами ху­дожественной промышленности стали рейн­ские города и Кельн, а также Нижняя Сак­сония. Из Кельна происходит великолепная рака св. Хериберта (после 1160 г.) в форме однонефного храма с горельефными фигу­рами святых, которая украшена чеканкой тонкой работы, эмалевыми вставками и бо­гатым узором. Оттуда же происходят разно­образные реликварии, светильники, аквама- нилы (водолеи), а также резные изделия из кости и предметы с распространившейся в то время выемчатой эмалью и золотой на­водкой. В этот период высокого совершен­ства достигло искусство литья (в том числе по методу «утраченного воска») и чеканки. Были созданы прекрасные витражи с яркой, светлой колористической гаммой (наиболее ранние — в соборе в Аусбурге после 1100 г.), тканые и вязаные ковры (середина XII в.), шитые ткани. Сохранились образцы мебели с фигурной, рельефной и выемчатой резь­бой, в которой долго прослеживались «зве­риные» и орнаментальные мотивы варварс­кой эпохи, серых керамических сосудов с лепными фигурами. Для орнамента харак­терны свободно и живо трактованные расти­тельные мотивы, фигуры животных и людей.

При изготовлении изделий из металла чаще всего употребляли медь, бронзу, ла­тунь и серебро. Из железа изготовлялись фигурные петли, оковки дверей, ограды хо­ров. Рисунок этих оград прост, в нем соче­тается несколько разных мотивов. Бронза использовалась для изготовления молотков для церковных дверей. Отливались из брон­зы и сами двери, так, двери Веронского со­бора были отлиты мастером Вильгельмом, создателем многих вершин итальянского бронзолитейного искусства XII в.

На смену дорогостоящей слоновой кости, характерной для каролингской пластики, приходят бронза, дерево, штук. Особенно много изделий из бронзы изготовлялось в Германии. Из нее делали сосуды, светильни­ки, купели, распятия, надгробные плиты, створки дверей. В начале XI в. появились бронзолитейные мастерские. Выдающимся памятником этого времени стали бронзовые двери, отлитые в гильдесгеимскои мастерской в 1015 г. для церкви св. Михаила, позднее пе­ренесенные в Гильдесгеймский собор.

Створки ворот впервые были украшены сюжетными композициями и стали своеоб­разными страницами бронзовой гигантской книги, написанной для простого народа. Этот памятник свидетельствует о том, что искусство начинает утрачивать кастовый, придворный характер, который был присущ культуре каролингской и оттоновской им­перии. Обращение к широкому кругу зри­телей, стремление к дидактичности и дос­тупности станут отныне существенными чертами средневекового искусства Европы.

В романский период из бронзы изготов­лялись многорожковые люстры (Гильдес­геймский собор, XI в.), ларцы для хранения Евангелия, зооморфные водолеи и подсвеч­ники, купели, а также фигурные сосуды церковного и светского назначения, в кото­рых заметно влияние восточных образцов — фигурных кувшинов и курильниц.

В Италии производятся прекрасные лар­цы и реликварии из чеканного серебра и очень ценятся потиры, изготовлявшиеся в Испании и Португалии. В коллекции Эрми­тажа находится реликварий в виде фигуры дьякона с чертами монументальности и вы­разительности. •

Ювелирные произведения романского стиля подготовили искусство готики. Меж­ду этими двумя эпохами — романской и го­тической — не всегда была четко определе­на разделяющая их грань. Так, Лимож и в начале XIII в. продолжал выпускать про­дукцию в чисто романском стиле.

Мебель. Мебель романской эпохи имела примитивный характер. Формы мебели были просты, лаконичны и незамысловаты. Ее конструктивные элементы нередко ис­пользуются как декоративные мотивы. Главными качествами романской мебели были удобство и прочность, а предметами — ларь и скамья.


 

Ларь выполнял функции сундука, шка­фа, скамьи, стола и кровати. Для удобства передвижения ларь делают на небольших колесах с очень крепкой массивной метал­лической оковкой. Позднее, когда ларь за­нял определенное место среди других пред­метов обстановки, его делают на довольно высоких ножках и украшают лицевую сто­рону резьбой. Обычно резные украшения воспроизводили архитектурный декор, близкий народным мотивам, в виде круглых арочек и розеток. Являясь родоначальни­ком всех других позднее пришедших форм мебели, ларь вплоть до XVIII в. сохраняет большое значение в обстановке жилищ — таковы, например, свадебные сундуки-лари, богато украшенные резьбой.

Появившаяся мебель для сидения (кресла и скамьи) целиком состояла из наборов точе­ных стержней. Кроме стульев и кресел на че­тырех ножках существовал также точеный треногий табурет, широко распространенный в Западной Европе от Скандинавского полу­острова до южных границ Франции. Вся эта мебель окрашивалась в яркие цвета. Подоб­ного рода предметы, являясь произведени­ями чисто народного искусства, встречают­ся в крестьянских домах почти до конца XVIII в. Гораздо меньше было мебели для сидения, выполненной из досок. Такая ме­бель была преимущественно у скандинавс­ких народов. Сохранился целый ряд кресел и стульев со сквозной и плоской резьбой. Мотивами резьбы были фантастические звери, переплетенные ремнями и ветвями. Поставленный вертикально сундук стал прототипом шкафа. Его фронтальное завер­шение напоминает боковой фасад древне­


 

римского саркофага. Небольшие розетки, исполненные плоской резьбой, грифоны по сторонам фронтонов и массивные полосы железной оковки — вот украшения такого романского шкафа.

Конструкция кроватей также очень про­ста — тот же сундук, лишенный крышки, с небольшой выемкой в средней части боко­вых сторон. Стойки у ножек заканчиваются точеными шишками, а в изголовье делается высокая стенка с небольшим деревянным на­весом. Все кровати снабжены пологом, скры­вающим, защищающим спящих от холода.

Прямоугольные столы не имеют ножек и покоятся на двух боковых щитах, соединен­ных для прочности довольно массивными (одним или двумя) брусками. Никакой резьбы на этих столах нет. Все украшение состоит из фигурной вырезки краев боко­вин. Более сложными по конструкции явля­ются круглые и восьмиугольные столы на одной тумбе.

Редко встречающееся сиденье с пюпит­ром было предназначено для монаха-пере- писчика. Оно снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены обычными ажурными резными арками. Подвижный пюпитр держится на двух планках, идущих от спинки, и укреплен в верхней части передних ножек; его конструкция отличает-

 

ся хитроумностью и простотой. В качестве материалов при изготовлении мебели ро­манского стиля, как правило, использова­лись ель, кедр и дуб.

В романскую эпоху большинство предме­тов мебели относится к обстановке культо­вых зданий. Церковные шкафы, отдельные пюпитры для чтения, ризничные шкафы, парадные сиденья с высокими спинками, предназначенные для епископов или знат­ных феодалов, кафедры, складные сиденья с крестообразными ножками и т. п. были широко распространены в культовых здани­ях XI-XIII вв.

Ткани. Образцов тканей романского вре­мени сохранилось крайне мало. Так, к X в. относятся орарь и епитрахиль св. Кутберта из Даремского собора, выполненные между 909 и 916 гг. по заказу невестки знаменито­го короля англосаксов Альфреда. Вышивка на этих предметах подражает стилю книж­ной миниатюры.

К XI в. относится поразительное произ­ведение — «ковер из Байё», известный так­же как ковер королевы Матильды. Это не ковер, а вышивка, выполненная не Матиль­дой, а профессиональными вышивальщица­ми, скорее всего, английскими. Изготовлен­ная в 1077 г. вышивка представляет собой полосу холста длиной в 68,3 м при ширине 50 см, на которой вышиты 58 последова­тельных сцен завоевания Англии, снабжен­ных объяснительными латинскими надпися­ми. Контуры рисунка вышивки выполнены стебельчатым швом, остальные части гла­дью. Фигуры людей изображены с большой живостью. На широком бордюре сцены из эзоповых басен, различные сельские карти­ны, такие как пахота, сцены охоты, а также чисто декоративные мотивы. Вышивка ис­пользует 8 цветов: 3 различных синих, ярко- зеленый, темно-зеленый, красный, желтый и серый. В раскраске сюжетов наблюдается некоторая причудливость: там фигурирует, например, синий конь с зелеными волосами.


В качестве примера сохранившихся тка­ных изделий романского времени можно вспомнить ряд предметов епископского об­лачения, которые хранятся в виде реликвий в сокровищницах Санского и Бамбергского
соборов. К их числу относятся шелковая туфля папы Климента II с тканым узором (1046), изготовленная из ткани византий­ского происхождения, митра, принадлежа­щая св. Отто, вышитая шелком и золотом епитрахиль Фомы Беккета. Сюда же мож­но отнести и ткани, в которые заворачива­ли реликвии и мощи.

Византийское и арабское влияние отчет­ливо заметно на ранних испанских тканях. В музее тканей в Лионе на текстильных об­разцах и парадных одеждах XI в., таких как мантия папы Бонифация VIII, королевские одежды для коронации — мантии императо­ра Генриха II и его супруги Кунигунды, на­ходящихся в Бамбергском соборе, можно встретить орнаментальные мотивы, изобра­жения Гильгамеша со львами, двуглавого орла. Эти произведения романского тек­стильного искусства имеют подчеркнуто ге­ральдический декор и обладают высокими художественными достоинствами.

В Европе с XI в. существовало производ­ство шпалер — настенных ковров (настоящих ковров, а не вышивок), некоторые из них со­хранились до наших дней. Древнейший про­исходит из церкви св. Гереона в Кельне и раз­делен между несколькими музеями.

На севере Европы, в Норвегии, Бальдис- хольской церкви, находилась одна из самых старинных шпалер. Она была выполнена примерно в 1180 г. и изображала 12 месяцев года. Сохранилась лишь аллегория апреля и мая (Осло, Музей прикладного искусст­ва); их декор, состоящий из стилизованных птиц, растительного орнамента и аркад, ог­раничивающих отдельные сюжеты, выдает влияние романской книжной миниатюры.


искусство готики


 

 


Готическое искусство представляет сле­дующую после романского стиля ступень развития. Название было синонимом вар­варства в представлении историков Воз­рождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство сред­них веков в целом, не видя в нем его ценных сторон. Готика — более зрелый стиль искус­ства средневековья, чем романский. Религи­озное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включает в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и пережи­ваний.

Между романским и готическим стилем трудно провести четкую грань. XII в. — вре­мя расцвета романского стиля, вместе с тем во второй половине века появляются новые формы, положившие начало готике (ранняя готика). Готический стиль в Западной Евро­пе достигает вершин (высокая готика) в XIII в. Распад стиля (пламенеющая готика) захватывает XIV и XV вв.

В разных странах готический стиль име­ет свои вариации, но они не уничтожают его общности и внутреннего единства. Во Фран­ции — на родине готики — произведения это­го стиля характеризуются ясностью пропор­ций, чувством меры, четкостью, изяществом форм. В Англии они отличаются тяжеловес­ностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитек­турного декора. В Германии готика получа­ет более отвлеченный, мистический, но актив­ный по выражению характер. В Испании готические формы обогащаются элементами мусульманского искусства, привнесенного арабами. В Италию, где расцвет городов к концу XIII в. создает благоприятную почву для возникновения культуры Проторенес­санса, проникают лишь отдельные элементы готики, не нарушающие принципов роман­ской архитектуры. В XIV в. готика распрос­траняется в Италии повсеместно.

Готический стиль, возникший в конце XII в. в Северной Франции, в течение сле­дующего столетия распространился почти по всей Европе. Он существенно повлиял на формы утвари, сохранил свое значение и после XVI в. Появившись в Северной Франции, он прежде всего был перенесен в Англию, но в обеих странах довольно дол­го оставался на сравнительно низкой ступе­ни развития. В Южной Франции и Италии развитие готического стиля сдерживалось попытками связать его с господствовавшим до этого романским стилем или древнерим­скими формами. В Испании в готику пыта­лись ввести элементы древнемавританского стиля, хотя бы только в качестве орнамен­та. В Восточной Европе готический стиль распространялся очень медленно, а в Рос­сии вовсе не нашел применения.

Основные черты готического стиля опре­делили его дальнейшее развитие. Это каса­ется не только строительных конструкций, но и обработки орнамента, его форм и рас­пределения.

Постепенно устанавливалось более чет­кое разграничение ремесел по разным от­раслям ремесленной деятельности, а внут­ри каждого отдельного ремесла — более целесообразное разделение труда, так что теперь каждый мастер постоянно выполнял один вид работ. Такая организация ремесел обеспечивала высокое качество, это порож­дало соревнование между различными


ремеслами, поднимало их выше чисто ре­месленного уровня и приближало к искус­ству. Ремесло и искусство слились друг с другом теснейшим образом, так что почти каждое ремесло стало, в сущности, настоя­щим искусством.

Успехам ремесел способствовало и разви­тие общественной жизни, которая с начала XIV в. становится все сложнее.

Камень. В эпоху готики в искусстве резь­бы по камню появляются неизвестные прежде архитектурные элементы высоких декоративных достоинств — окна «розы», помещаемые обычно на трансептах и фаса­дах церковных зданий. Большей частью они имеют форму колеса, заполненного ажурны-


 


 

ми медальонами, крестоцветами и другими мотивами. Розы заполняются витражами, причем резные каменные рамы местами за­меняют свинцовую арматуру, что дает деко­ративный замечательный эффект. С XV в. окна оформляются в «пламенеющем стиле».

Кроме декоративных элементов антично­го происхождения появляются собственные средневековые элементы, ничем не связан­ные с античностью — это замки сводов и во- достоки-гаргуйи. Замки сводов были чрез­вычайно разнообразны. На них помещали человеческие головы, отдельные фигуры, сцены из Библии, исторические персонажи, ангелов с музыкальными инструментами и т. д. Все это передано с поразительным реа­лизмом и говорит о неистощимой фантазии художника. В альбоме Виллара де Оннеку- ра сохранились точные зарисовки подобных мотивов. Подобные листья-лица нередко украшали замки сводов во Франции и за ее пределами.

Водостоки-гаргуйи выполнялись то в виде чудовищ с разинутой звериной пастью, то в виде человеческих лиц. Такие водосливы
существовали когда-то в Египте, Греции, Риме, где они делались из обожженной гли­ны в форме звериной головы. В готический период они составляют один из характер­ных элементов готического храма. Так, на­пример, гаргуйи собора Парижской Богома­тери (около 1225 г.) и церкви Сент-Шапель (1250) изображают крылатых животных.

Полы мостились каменными плитами, из которых часто составлялись сложные узоры лабиринтов. Лучшим среди аналогичных узоров был лабиринт Амьенского собора. Кроме лабиринтов существовали и другие орнаментальные мотивы, такие как знаки зодиака, аллегории добродетелей, торже­ствующих над пороками, и др.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных