ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 13 страницаРоскошным материалом и Отделкой отличались небольшие сосуды, употребляемые при крещении и других торжественных священнодействиях. Этим сосудам по материалу и художественному исполнению соответствовали кадильницы. Приборы для освещения, употребляемые в церквях, с течением времени все более совершенствовались. Использовались особые формы светильников: громадные подсвечники, малые ручные или переносные и подвесные или паникадила, различные виды подсвечников. Почти все они отлиты из бронзы и желтой меди, кое-где с позолотой и эмалью. Ручным или переносным светильникам придавали преимущественно форму короткого прочного стержня с шаровидной выпуклостью посередине, установленного на трехгранной подставке с ножками. Чтобы лучше укрепить свечу, на верхушке стержня находился заостренный железный прут. У таких подсвечников подставка была украшена больше других частей, на ней размещались различные орнаменты из сплетения листвы с чудовищами. Такие подсвечники были иногда из золота, иногда отлиты из особого металлического сплава и чаще других светильников использовались вплоть до XIII в. К числу мелкой домашней утвари следует отнести и металлические зеркала. К церковной мебели относятся престолы, аналои и епископские кресла или кафедры, которые были двух видов — неподвижные и переносные. В числе бытовой утвари находятся разного рода сиденья, большие и малые столы, сундуки-лари для хранения одежды, ящики небольшого размера, кровати, ковры и др. К этому времени уже была устранена древняя традиция возлежать за столом на ложах, подобных дивану. Теперь, согласно древнему народному обычаю, для этого использовали особые сиденья, которые представляли собой небольшие складные стулья или просторные скамьи из дерева.
Изредка встречались кресла со спинкой, употреблявшиеся почти всегда как почетные, причем их обычно обкладывали подушками и коврами. Столы были чаще всего массивные, четырехугольной формы или круглые, различной величины. Обычай накрывать столы скатертью, особенно перед едой, возник довольно рано, еще в то время, когда начали накрывать ткайью церковный престол. На это указывает изображение Тайной Вечери на кафедре в церкви св. Амвросия в Милане (VIII в.). Что касается кроватей, то, скорее всего, они были похожи на позднеримские и состояли из деревянного или металлического станка на четырех ножках со спинками или без и необходимыми принадлежностями. Такой же были форма и устройство мебели в более позднее время. Образцом роскоши, которой отличалась домашняя утварь, является достаточно цен^ ная вещь, подаренная римским патрицием Агезием вестготу Турсемоду (451-453). Это был большой поставец (столовый прибор из золота) весом 500 фунтов, художественной работы, украшенный множеством драгоценных камней. При завоевании Испании в руки арабов вместе с поставцом попал стол большого размера, сделанный из цельного куска изумруда, скорее всего, из стеклянной массы, похожей на этот камень. Стол был обложен жемчугом в три ряда, доска лежала на 365 ножках из золота и драгоценных камней. Сохранилось немного подобных предметов, относящихся к периоду с V по VIII в. К ним следует причислить несколько епископских кафедр и парадных кресел с «богатыми золотыми украшениями», многократно упоминавшихся летописцами. Причиной их уничтожения стала ценность материала, из которого они были изготовлены. Платки и ковры служили не только как покрывала, но и для завешивания стен и дверей. Коврами украшались балконы в больших домах, так как там собирались обычно для обеда. искусство РОМАНСКОЙ эпохи
К середине XI в. сложились основные европейские страны. Внутри стран закончилось разделение сословий, наметилось оживление хозяйственной жизни. Европа вступает в фазу зрелого феодализма. Искусство народов Западной Европы XI-XII вв., принявших христианство из рук латинского мира — французов, немцев, англичан, шведов, норвежцев и др., — известно под именем романского стиля. Элементами, создавшими раннюю средневековую цивилизацию, кроме национальных элементов культуры отдельных народов, были остатки среднеримской культуры в их христианской интерпретации. Сюда же следует отнести и наследие византийской культуры — наиболее цивилизованной в эту эпоху европейской страны. Термин «романский стиль» применяется к искусству XI-XII вв. Он условен и возник в первой половине X в., когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. Архитектура и искусство Европы в XI- XII вв. отличается обилием и разнообразием локальных школ. Именно тогда впервые возникает общеевропейский стиль, подчиняющий все художественные местные традиции. В этот период церковь достигает вершины своего могущества. Особое значение приобретают монастыри. Возникают могущественные общеевропейские монастырские союзы. Первый и один из самых влиятельных союзов возник под главенством аббатства Клюни. Не случайно романский стиль называют монастырским. Важным новшеством в архитектуре XI- XII вв. является полная замена дерева камнем, а также появление в романских храмах монументальной скульптуры, декорирующей не только интерьер, но и наружные стены. Желание художников воплотить в своем творчестве новые формы поначалу приводило к их тяжеловесности и наивности. Но благодаря развивавшемуся вкусу и трудолюбию уже в конце X в. в произведениях отмечаются черты свободного и самостоятельного творчества, приобретающего вполне определенный характер под влиянием утвердившегося светского могущества пап и новых взглядов, распространяемых крестоносцами. Новшества, принесенные с востока, тоже содействовали тому, что с середины XII в. постепенно начинают исчезать тяжеловесность и примитивизм, свойственные произведениям искусства предыдущего времени, взамен которых создаются предметы, отличающиеся богатством и легкостью форм. Немногочисленные сохранившиеся предметы позднеантичного и раннесредневеко- вого периодов имеют, как правило, церковное назначение; наиболее крупные создают общеевропейские монастырские союзы, ранние изделия из кости — диптихи, пластинки от ларцов и книжных окладов — выполнены в духе античных традиций. В дальнейшем фигуры на изделиях из кости располагаются в романских, а затем готических арках, рельеф постепенно повышается. Те же черты характерны для изделий из металла — чаш, кубков, фигурных реликва- риев, ювелирных изделий, украшавшихся филигранью, чернью, эмалями. Камень. Романское искусство не выработало единой системы скульптурного декора храмов. Скульптура почти всегда украшает капители колонн. По своему декору роман- Впервые в истории средневекового зодчества с появлением в XI в. монументальной скульптуры изображения выносятся на фасады церквей. В этот период меняется и характер искусства, которое должно не только наставлять в вере, но и устрашать отступников. Поэтому сцены «Страшного суда» находят место на порталах романских церквей. В романском искусстве нашла отражение и распространенная в народе наивная вера в нечистую силу. Олицетворением зла теперь становятся черти, имеющие фантастический и отталкивающий облик. Этот устрашающий образ, созданный романским искусством, — волосатое существо с оскаленной звериной физиономией и когтистыми лапами — лишь отдаленно напоминает человека. Искусство дороманского Запада и византийское не знало изображений чертей. В византийских и каролингских произведениях Сатана предстает в виде падшего ангела, отличающегося от небесных сил наготой или темной окраской тела, связанного пленника, а иногда напоминает античного сатира. Одной из главных и наиболее постоянных особенностей романского искусства является пристрастие к чудесному. Однако наряду с ним именно в романском искусстве сильнее всего проявились народные черты — декоративность, сказочность, безудержная фантазия в сочетании с грубоватым, но сочным юмором, и яркая выразительность. Стекло. Славу художественного стекла романской эпохи составляют главным образом витражи. Их изобретение не принадлежит романскому периоду, поскольку витражи изготовлялись в Сирии и Египте уже в VIII в., а также в Европе во времена Каролингов. В XI в. техника витражей обогатилась важным новшеством: деревянные рамы заменились свинцовой арматурой, допускавшей большее разнообразие контуров и размеров рисунка. Стекло было толстым (0,5 см); основные его цвета — синий (кобальт) и красный (на основе меди), существовали и другие — зеленый, пурпурный, желтый. Смелость колорита сочеталась с простотой рисунка. Также изготовлялись и бесцветные витражи для создания лучшей освещенности помещений, из-за небольших оконных проемов. Среди образцов витражного искусства середины XI в. наиболее выдающимся считается лик Христа. Из произведений XII в. нельзя оставить без внимания витражи монастырской церкви в Сен-Дени (1144), особенно с изображением крупного политического и культурного деятеля Франции XII в. аббата Сугерия. Наиболее выдающиеся витражи сохранились в Шартрском соборе. Среди витражей этого собора лицо Давида представляет шедевр витражного искусства. В Германии интересны витражи соборов Страсбурга и Аусбурга. Ювелирное дело. Металлы. Сохранилось мало произведений ювелирного искусства этого периода. В Эрмитаже хранятся монеты, относящиеся к романской эпохе. Появляются новые виды и формы изделий прикладного искусства — реликварии в виде человеческой фигуры и причудливые по форме водолеи. В Ирландии священными реликвиями почитались колокола первых христианских проповедников и отшельников, которые хранили в особых, пышно украшенных футлярах. Выдающимся памятником этого вида искусства является футляр колокола собора Сен-Патрик в Дублине с кабошонами и характерной ирландской плетенкой. Самыми распространенными среди фигурных сосудов были водолеи — сосуды для омовения рук, а самой распространенной формой водолеев была фигура льва. Кроме того, производились водолеи в виде мужской головы (с сатирическими чертами), всадника с ручным леопардом на крупе лошади. Этот мотив часто встречается на произведениях итальянского прикладного искусства XII-XIII вв. Романские ювелиры применяли те же виды техник, что и в античную эпоху: ковку, чеканку, клепку или пайку для соединения деталей оправы. Изделия из металла украшались филигранью, чернью и эмалью. В странах Западной Европы больше всего процветало эмальерное искусство. Техника выемчатой эмали была широко распространена, исполнялась на меди и была непрозрачной. Перегородчатая эмаль встречается редко и только на золоте. Тщательность отделки, тонкость исполнения на золоченом фоне изображений характерны для эмальерного искусства XII в. Крупнейшими европейскими центрами производства эмалей были Кельн, Лотарингия, Лимож. Здесь было распространено производство реликвариев из меди, в форме купольных сооружений. Изделия лиможских эмальеров снискали громкую славу, их производство приобрело почти промышленный размах. Лиможские выемчатые эмали наводнили Европу. Они встречаются в Швеции, Испании, Ирландии, России. Многочисленные церковные реликвии в виде домика или церкви с двускатной кровлей характерны для продукции этого художественного центра. Основной отличительной особенностью лиможских эмалей является то, что фигуры вырисовываются не на гладком, а на сплошь покрытом орнаментом золоченом фоне. На ларце со сценами из жизни св. Валерии фигуры исполнены с большой тщательностью и отличаются элементами реализма—в движении, жестах и деталях одежды. В этой эмали красочность является характерной особенностью. Отличительной особенностью лотарингских эмалей является стремление порвать с плоскостной передачей фигур с помощью своеобразной светотени. К началу XII в. декоративному искусству удалось избавиться от устаревших традиций, и с этого времени оно быстро развивалось, создавая оригинальные произведения и применяя в украшениях разнообразные материалы: золото, серебро, медь, слоновую кость, дерево, стекло, кожу, ткани и пр. При этом оно широко использовало все достижения ювелирного искусства и связанных с ним мелких искусств и техник: обработки драгоценных камней, филигранной работы, чернения и эмальерного дела, резьбы по кости, дереву, камню и пр. У художников того времени существовало много возможностей проявить изобретательность и мастерство. Так, золотых дел мастера занимались изготовлением окладов на иконы и книги, а также напрестольных и выносных крестов и др. Формовщики и литейщики занимались отливкой колоколов, дверей и других металлических изделий. Зеркала и часы до конца XIII в. считались редкостью даже у самых высших сословий. С развитым романским стилем связан высокий подъем художественного немецкого ремесла, притом городские ремесленники начали оттеснять художественные прежние очаги — монастырские мастерские. Крупнейшими европейскими центрами художественной промышленности стали рейнские города и Кельн, а также Нижняя Саксония. Из Кельна происходит великолепная рака св. Хериберта (после 1160 г.) в форме однонефного храма с горельефными фигурами святых, которая украшена чеканкой тонкой работы, эмалевыми вставками и богатым узором. Оттуда же происходят разнообразные реликварии, светильники, аквама- нилы (водолеи), а также резные изделия из кости и предметы с распространившейся в то время выемчатой эмалью и золотой наводкой. В этот период высокого совершенства достигло искусство литья (в том числе по методу «утраченного воска») и чеканки. Были созданы прекрасные витражи с яркой, светлой колористической гаммой (наиболее ранние — в соборе в Аусбурге после 1100 г.), тканые и вязаные ковры (середина XII в.), шитые ткани. Сохранились образцы мебели с фигурной, рельефной и выемчатой резьбой, в которой долго прослеживались «звериные» и орнаментальные мотивы варварской эпохи, серых керамических сосудов с лепными фигурами. Для орнамента характерны свободно и живо трактованные растительные мотивы, фигуры животных и людей. При изготовлении изделий из металла чаще всего употребляли медь, бронзу, латунь и серебро. Из железа изготовлялись фигурные петли, оковки дверей, ограды хоров. Рисунок этих оград прост, в нем сочетается несколько разных мотивов. Бронза использовалась для изготовления молотков для церковных дверей. Отливались из бронзы и сами двери, так, двери Веронского собора были отлиты мастером Вильгельмом, создателем многих вершин итальянского бронзолитейного искусства XII в. На смену дорогостоящей слоновой кости, характерной для каролингской пластики, приходят бронза, дерево, штук. Особенно много изделий из бронзы изготовлялось в Германии. Из нее делали сосуды, светильники, купели, распятия, надгробные плиты, створки дверей. В начале XI в. появились бронзолитейные мастерские. Выдающимся памятником этого времени стали бронзовые двери, отлитые в гильдесгеимскои мастерской в 1015 г. для церкви св. Михаила, позднее перенесенные в Гильдесгеймский собор. Створки ворот впервые были украшены сюжетными композициями и стали своеобразными страницами бронзовой гигантской книги, написанной для простого народа. Этот памятник свидетельствует о том, что искусство начинает утрачивать кастовый, придворный характер, который был присущ культуре каролингской и оттоновской империи. Обращение к широкому кругу зрителей, стремление к дидактичности и доступности станут отныне существенными чертами средневекового искусства Европы. В романский период из бронзы изготовлялись многорожковые люстры (Гильдесгеймский собор, XI в.), ларцы для хранения Евангелия, зооморфные водолеи и подсвечники, купели, а также фигурные сосуды церковного и светского назначения, в которых заметно влияние восточных образцов — фигурных кувшинов и курильниц. В Италии производятся прекрасные ларцы и реликварии из чеканного серебра и очень ценятся потиры, изготовлявшиеся в Испании и Португалии. В коллекции Эрмитажа находится реликварий в виде фигуры дьякона с чертами монументальности и выразительности. • Ювелирные произведения романского стиля подготовили искусство готики. Между этими двумя эпохами — романской и готической — не всегда была четко определена разделяющая их грань. Так, Лимож и в начале XIII в. продолжал выпускать продукцию в чисто романском стиле. Мебель. Мебель романской эпохи имела примитивный характер. Формы мебели были просты, лаконичны и незамысловаты. Ее конструктивные элементы нередко используются как декоративные мотивы. Главными качествами романской мебели были удобство и прочность, а предметами — ларь и скамья.
Ларь выполнял функции сундука, шкафа, скамьи, стола и кровати. Для удобства передвижения ларь делают на небольших колесах с очень крепкой массивной металлической оковкой. Позднее, когда ларь занял определенное место среди других предметов обстановки, его делают на довольно высоких ножках и украшают лицевую сторону резьбой. Обычно резные украшения воспроизводили архитектурный декор, близкий народным мотивам, в виде круглых арочек и розеток. Являясь родоначальником всех других позднее пришедших форм мебели, ларь вплоть до XVIII в. сохраняет большое значение в обстановке жилищ — таковы, например, свадебные сундуки-лари, богато украшенные резьбой. Появившаяся мебель для сидения (кресла и скамьи) целиком состояла из наборов точеных стержней. Кроме стульев и кресел на четырех ножках существовал также точеный треногий табурет, широко распространенный в Западной Европе от Скандинавского полуострова до южных границ Франции. Вся эта мебель окрашивалась в яркие цвета. Подобного рода предметы, являясь произведениями чисто народного искусства, встречаются в крестьянских домах почти до конца XVIII в. Гораздо меньше было мебели для сидения, выполненной из досок. Такая мебель была преимущественно у скандинавских народов. Сохранился целый ряд кресел и стульев со сквозной и плоской резьбой. Мотивами резьбы были фантастические звери, переплетенные ремнями и ветвями. Поставленный вертикально сундук стал прототипом шкафа. Его фронтальное завершение напоминает боковой фасад древне
римского саркофага. Небольшие розетки, исполненные плоской резьбой, грифоны по сторонам фронтонов и массивные полосы железной оковки — вот украшения такого романского шкафа. Конструкция кроватей также очень проста — тот же сундук, лишенный крышки, с небольшой выемкой в средней части боковых сторон. Стойки у ножек заканчиваются точеными шишками, а в изголовье делается высокая стенка с небольшим деревянным навесом. Все кровати снабжены пологом, скрывающим, защищающим спящих от холода. Прямоугольные столы не имеют ножек и покоятся на двух боковых щитах, соединенных для прочности довольно массивными (одним или двумя) брусками. Никакой резьбы на этих столах нет. Все украшение состоит из фигурной вырезки краев боковин. Более сложными по конструкции являются круглые и восьмиугольные столы на одной тумбе. Редко встречающееся сиденье с пюпитром было предназначено для монаха-пере- писчика. Оно снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены обычными ажурными резными арками. Подвижный пюпитр держится на двух планках, идущих от спинки, и укреплен в верхней части передних ножек; его конструкция отличает-
ся хитроумностью и простотой. В качестве материалов при изготовлении мебели романского стиля, как правило, использовались ель, кедр и дуб. В романскую эпоху большинство предметов мебели относится к обстановке культовых зданий. Церковные шкафы, отдельные пюпитры для чтения, ризничные шкафы, парадные сиденья с высокими спинками, предназначенные для епископов или знатных феодалов, кафедры, складные сиденья с крестообразными ножками и т. п. были широко распространены в культовых зданиях XI-XIII вв. Ткани. Образцов тканей романского времени сохранилось крайне мало. Так, к X в. относятся орарь и епитрахиль св. Кутберта из Даремского собора, выполненные между 909 и 916 гг. по заказу невестки знаменитого короля англосаксов Альфреда. Вышивка на этих предметах подражает стилю книжной миниатюры. К XI в. относится поразительное произведение — «ковер из Байё», известный также как ковер королевы Матильды. Это не ковер, а вышивка, выполненная не Матильдой, а профессиональными вышивальщицами, скорее всего, английскими. Изготовленная в 1077 г. вышивка представляет собой полосу холста длиной в 68,3 м при ширине 50 см, на которой вышиты 58 последовательных сцен завоевания Англии, снабженных объяснительными латинскими надписями. Контуры рисунка вышивки выполнены стебельчатым швом, остальные части гладью. Фигуры людей изображены с большой живостью. На широком бордюре сцены из эзоповых басен, различные сельские картины, такие как пахота, сцены охоты, а также чисто декоративные мотивы. Вышивка использует 8 цветов: 3 различных синих, ярко- зеленый, темно-зеленый, красный, желтый и серый. В раскраске сюжетов наблюдается некоторая причудливость: там фигурирует, например, синий конь с зелеными волосами. В качестве примера сохранившихся тканых изделий романского времени можно вспомнить ряд предметов епископского облачения, которые хранятся в виде реликвий в сокровищницах Санского и Бамбергского Византийское и арабское влияние отчетливо заметно на ранних испанских тканях. В музее тканей в Лионе на текстильных образцах и парадных одеждах XI в., таких как мантия папы Бонифация VIII, королевские одежды для коронации — мантии императора Генриха II и его супруги Кунигунды, находящихся в Бамбергском соборе, можно встретить орнаментальные мотивы, изображения Гильгамеша со львами, двуглавого орла. Эти произведения романского текстильного искусства имеют подчеркнуто геральдический декор и обладают высокими художественными достоинствами. В Европе с XI в. существовало производство шпалер — настенных ковров (настоящих ковров, а не вышивок), некоторые из них сохранились до наших дней. Древнейший происходит из церкви св. Гереона в Кельне и разделен между несколькими музеями. На севере Европы, в Норвегии, Бальдис- хольской церкви, находилась одна из самых старинных шпалер. Она была выполнена примерно в 1180 г. и изображала 12 месяцев года. Сохранилась лишь аллегория апреля и мая (Осло, Музей прикладного искусства); их декор, состоящий из стилизованных птиц, растительного орнамента и аркад, ограничивающих отдельные сюжеты, выдает влияние романской книжной миниатюры. искусство готики
Готическое искусство представляет следующую после романского стиля ступень развития. Название было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон. Готика — более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включает в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. Между романским и готическим стилем трудно провести четкую грань. XII в. — время расцвета романского стиля, вместе с тем во второй половине века появляются новые формы, положившие начало готике (ранняя готика). Готический стиль в Западной Европе достигает вершин (высокая готика) в XIII в. Распад стиля (пламенеющая готика) захватывает XIV и XV вв. В разных странах готический стиль имеет свои вариации, но они не уничтожают его общности и внутреннего единства. Во Франции — на родине готики — произведения этого стиля характеризуются ясностью пропорций, чувством меры, четкостью, изяществом форм. В Англии они отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. В Германии готика получает более отвлеченный, мистический, но активный по выражению характер. В Испании готические формы обогащаются элементами мусульманского искусства, привнесенного арабами. В Италию, где расцвет городов к концу XIII в. создает благоприятную почву для возникновения культуры Проторенессанса, проникают лишь отдельные элементы готики, не нарушающие принципов романской архитектуры. В XIV в. готика распространяется в Италии повсеместно. Готический стиль, возникший в конце XII в. в Северной Франции, в течение следующего столетия распространился почти по всей Европе. Он существенно повлиял на формы утвари, сохранил свое значение и после XVI в. Появившись в Северной Франции, он прежде всего был перенесен в Англию, но в обеих странах довольно долго оставался на сравнительно низкой ступени развития. В Южной Франции и Италии развитие готического стиля сдерживалось попытками связать его с господствовавшим до этого романским стилем или древнеримскими формами. В Испании в готику пытались ввести элементы древнемавританского стиля, хотя бы только в качестве орнамента. В Восточной Европе готический стиль распространялся очень медленно, а в России вовсе не нашел применения. Основные черты готического стиля определили его дальнейшее развитие. Это касается не только строительных конструкций, но и обработки орнамента, его форм и распределения. Постепенно устанавливалось более четкое разграничение ремесел по разным отраслям ремесленной деятельности, а внутри каждого отдельного ремесла — более целесообразное разделение труда, так что теперь каждый мастер постоянно выполнял один вид работ. Такая организация ремесел обеспечивала высокое качество, это порождало соревнование между различными ремеслами, поднимало их выше чисто ремесленного уровня и приближало к искусству. Ремесло и искусство слились друг с другом теснейшим образом, так что почти каждое ремесло стало, в сущности, настоящим искусством. Успехам ремесел способствовало и развитие общественной жизни, которая с начала XIV в. становится все сложнее. Камень. В эпоху готики в искусстве резьбы по камню появляются неизвестные прежде архитектурные элементы высоких декоративных достоинств — окна «розы», помещаемые обычно на трансептах и фасадах церковных зданий. Большей частью они имеют форму колеса, заполненного ажурны-
ми медальонами, крестоцветами и другими мотивами. Розы заполняются витражами, причем резные каменные рамы местами заменяют свинцовую арматуру, что дает декоративный замечательный эффект. С XV в. окна оформляются в «пламенеющем стиле». Кроме декоративных элементов античного происхождения появляются собственные средневековые элементы, ничем не связанные с античностью — это замки сводов и во- достоки-гаргуйи. Замки сводов были чрезвычайно разнообразны. На них помещали человеческие головы, отдельные фигуры, сцены из Библии, исторические персонажи, ангелов с музыкальными инструментами и т. д. Все это передано с поразительным реализмом и говорит о неистощимой фантазии художника. В альбоме Виллара де Оннеку- ра сохранились точные зарисовки подобных мотивов. Подобные листья-лица нередко украшали замки сводов во Франции и за ее пределами. Водостоки-гаргуйи выполнялись то в виде чудовищ с разинутой звериной пастью, то в виде человеческих лиц. Такие водосливы Полы мостились каменными плитами, из которых часто составлялись сложные узоры лабиринтов. Лучшим среди аналогичных узоров был лабиринт Амьенского собора. Кроме лабиринтов существовали и другие орнаментальные мотивы, такие как знаки зодиака, аллегории добродетелей, торжествующих над пороками, и др. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|