Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 17 страница. Со второй половины XVI в




Со второй половины XVI в. все формы мебели принимают пышный и изящный вид. Центр мебельного производства пере­мещается из Флоренции в Рим, где с сере­дины XVI в. начинается изготовление пыш­но украшенных резными фигурами свадебных сундуков, столов удлиненной формы с массивными подстольями и пись­менных бюро-кабинетов с разнообразными декоративными элементами; к их числу от­носится и знаменитое по своей внутренней отделке бюро папы Павла III.

Кассоне с обильной горельефной резьбой постепенно теряют свою прямоугольную форму и приобретают более сложный силу­эт, что делает их все более похожими на ан­тичный мраморный саркофаг. Подобная глубокая резьба с изысканными профиля­ми, покрытая позолотой и прописанным местами цветным фоном, встречается и на других предметах мебели: ларцах для дра­гоценностей, корпусах органов и клавикор­дов, больших столах, креслах и стульях.

На севере Италии — в Ломбардии и Ве­неции —■ крупная декоративная резьба была заменена инкрустацией из слоновой кости в виде геометрических узоров, известная под названием чертозианской мозаики





 

(Чертоза Павийская — монастырь, находя­щийся недалеко от Милана). Кроме этого способа украшения мебели была распрост­ранена инкрустация из черного и светлого дерева.

На раннем этапе техника инкрустации была сравнительно простой и применялась, главным образом, для украшения церков­ной мебели. До конца XIV в. для набора употреблялось преимущественно белое и черное дерево, позднее слоновая кость. Изображения были почти монохромны, без оттенков. Наиболее распространенные де­коративные мотивы — вьющийся стебель, акантовый лист, музыкальные инструмен­ты, городской пейзаж, натюрморт. Нередко элементы набора предмета мебели находи­лись в позитивно-негативном отношении друг к другу. Круг приемов и мотивов укра­шения предметов постепенно ширится; в обиход вводится окрашенное дерево, осва­ивается прием тонировки с помощью раска­ленного песка.

Ренессансная орнаментика отталкивает­ся от античных образцов, которые она раз­вивает в сторону большей утонченности. В этот период вводится в обиход и целый ряд новых декоративных элементов, в час­тности, гротески, развитые на основе орна­ментов, обнаруженных на древнеримских стенных росписях.

К началу XVI в. в итальянской мебели появляется целый ряд новых, ранее не встречающихся образцов: мягкое кресло, поставец, письменный шкаф-конторка, осо­бого вида шкаф с четырьмя дверцами и «ка­бинеты». Всем предметам старых образцов придаются художественные формы, заим­ствованные из античных произведений ис­кусства. Для украшения мебели также ши­роко используется разноцветная мозаика из дерева разных пород, причем в моду входят перспективные виды архитектурных соору­жений, покрывающие лицевую сторону филенок шкафов и кабинетов или, что го­раздо чаще, внутреннюю сторону.

Цветовой строй ренессансной мебели от­личался сдержанностью; мастера-мебель­щики, как правило, стремятся обыграть ес­тественный цвет и текстуру слегка вощеной древесины.

Значение богатого многообразного и не­повторимого наследия Ренессанса сложно переоценить. Так или иначе, оно предвосхи­тило и предугадало едва ли не все, чем жило европейское искусство в последующие века.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

 

Как и любой вид, декоративно-приклад- иое искусство невозможно рассматривать в отрыве от эстетических, религиозных, поли­тических, социальных и экономических ас­пектов своего времени.

Выделяя специфические черты любого из видов искусств, в том числе прикладно­го, мы должны понимать, что их растущая специализация и отделение друг от друга вносят разночтение в многочисленных кон­цепциях и исследованиях по теории ис­кусства. По этой причине автор сознательно не ставил своей задачей помещать в книге обзор взглядов, концепций, исследований и исторических источников, применительно к декоративно-прикладному искусству, так как все вопросы теоретического и методологи­ческого характера перерастают в проблемы определений культуры и искусства в целом.

В отличие от многих других видов искус­ства (архитектура, скульптура, живопись и др.) декоративно-прикладное искусство в своей истории не перестает предоставлять открытия во всех областях интеллектуаль­ного и художественного творчества ушед­ших эпох, стран и народов мира. С доста­точным основанием можно считать, что археологические исследования последних десятилетий не только углубляют наши зна­ния о культуре и искусстве древних наро­дов, но в некоторых случаях в корне изме­няют сложившиеся представления.

Автор считает необходимым делать эти оговорки, так как внимательный и требова­тельный читатель сумеет обнаружить, что за пределами данной книги остались многие интереснейшие события и факты, проблемы и гипотезы, народы и континенты.

Поэтому любую книгу по истории деко- ративно-прикладного искусства можно рас­сматривать, как имеющую продолжение, а не итоговый результат.


КРАТКИМ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


 

 


Аксамит — ткань, выполненная ручным спосо­бом, из шелковых, золотых и серебряных нитей. В Византии аксамитами называли лучшие сорта шелковых тканей.

Алебастр — полупрозрачный камень.

Ангоб (от фр. engobe) — в технологии художе­ственной керамики тончайший слой глиняной мас­сы, наносимый на поверхность изделия из простой красной или искусственно окрашенной глины в процессе его изготовления.

Обычно применяется ангоб белого цвета; его главное назначение — маскировать цвет или струк­туру основного материала и выявлять окраску по­крывающей изделие глазури. Ангоб (особенно цвет­ной) может употребляться и при росписи изделия — взамен красящих материалов.

Антефиксы — архитектурные элементы, окайм­ляющие крышу и отличающиеся большим разнооб­разием.

Базилика (от греч. Basilike — царский дом) — тип здания, повсеместно применявшийся в храмовом зодчестве и унаследованный западным и византий­ским средневековьем от римской античной тради­ции, прямоугольное в плане здание, расчлененное ря­дами колонн на ряд продольных галерей (нефов). В античную эпоху — общественно-административное здание. В средние века этот тип здания стал исполь­зоваться в качестве церкви.

Батайль Никола, мастер шпалеры XIV в. Широ­ко известна шпалерная мастерская Батайля. Среди известнейших памятников так называемая «Шпале­ра с изображением девяти героев и героинь» (око­ло 1385 г.).

Бармы — украшения оплечья князей.

Басма — ручное тиснение изображений и узоров на тонких листах золота или серебра.

Бестиарий — оригинальный жанр средневековой рукописной книги, представлявшей собой сборник поучительных рассказов о жизни реальных и фан­тастических животных, в которых звери часто фи­гурируют в ситуациях, напоминающих басенные. Бестиарии впервые возникли во Франции и поро­дили длительную традицию, имевшую не только литературное, но и научно-познавательное значе­ние. И все же среди созданий, населяющих бестиа­рий, преобладают забавные или жуткие фантасти­ческие существа, такие как бонакон, харадр, сциталис, амфисбена, змея эмморорис или васи­лиск. Богатое украшение бестиария стало специфи­ческим для английской школы рукописной книги. В так называемом «Великом Бестиарии» (XII в.) многочисленны эпизоды, рисующие хитрость людей и зверей.

Вотивные предметы (от лат. votivus — посвящен­ный богам, votum — обет, пожелание) — художествен­ные изделия, приносимые в храм во исполнение обе­та. Эта древнейшая дохристианская традиция обрела новый смысл в культуре средневековья.

Владыки дарили храму богато украшенные юве­лирные вещи. Таковы, например, символические короны вестготских королей Свинтиллы и Росцевин- та, декорированные орнаментом, со вставками из драгоценных камней и цветного стекла и подвеска­ми в форме ажурных букв. Дар мог подвешиваться под аркой церкви или, если это были небольшие скульптуры или картины, украшать часовню и даже алтарь. Типичны в этом отношении вышитые по­крывала, выполнявшиеся для алтаря монахинями или рукодельницами из мирян.

Глазурь (от нем. glasuf) — в технологии художе­ственной керамики тонкий стекловидный слой, ко­торым покрывают поверхность керамического изде­лия в процессе его изготовления. Главное назначение глазури — увеличивая прочность изделия, обогащать его декоративные свойства. Глазурь бывает цветной и бесцветной, прозрачной и кроющей (глухой, опаковой, блестящей и матовой).

Гончарные изделия — в прикладном искусстве — изделия из обожженной цветной глины, имеющие пористое строение и покрытые прозрачной глазу­рью, или ангобом. К гончарным изделиям относит­ся главным образом посуда простейшего типа, изго­товленная на гончарном круге.

Гризайль (от фр. grisaille, gris — серый) — роспись одноцветной эмалью (серой, розовой или коричне­вой), принятая у лиможских мастеров. По однотон­ному фону выполнялась прорисовка золотом или серебром, создающая эффект рельефного изображе­ния. Кроме того, гризайль — разновидность декора­тивной живописи, популярной в классическом ис­кусстве XVII в., выполнялась в разных оттенках какого-либо одного, чаще серого цвета.

Гуты — мелкие, полукустарные, примитивно обо­рудованные стекольные предприятия, находивши­еся в сельской местности. Выпускалась в основном простая и дешевая посуда, обычно при помощи сво­бодного выдувания, без формы.

Василеве — в Византии — представитель бога на земле и олицетворение высшей государственной власти.

Верденский Николай — выдающийся нидерланд­ский скульптор, ювелир и эмальер XII — начала XIII в., основатель школы. Стиль Верденского отли­чается богатством пластической нюансировки, ин­тересом к естественным пропорциям и движению человеческого тела, редким в скульптуре данной эпохи. К достоверным произведениям мастера отно­сят реликварий св. Марии собора в Турнэ (1205), эмали Нейбургского монастыря в Вене (1181) и (на основании стилистического анализа) реликварий Трех святых королей (Трех волхвов) в Кельнском соборе (около 1200 г.) в форме базилики, украшен­ной фигурами в арках-трилисгниках. Искусство Николая Верденского свидетельствует об усвоении некоторых традиций античной классики.

Вимперг (от нем. wimperg) — в готическом зда­нии — высокий декоративный фронтон стрельчатой формы, располагающийся над порталами или окна­ми с наружной стороны. Рельефная или ажурная каменная резьба, украшающая поле вимперга, обыч­но содержит основные мотивы декора.

Диасперы — однотонные шелка, затканные золо­той или серебряной нитью.

Диптих — две створки переплета из слоновой кости, соединенные между собой. Между ними вкладывался императорский указ о назначении кон­сулов. Диптихи встречаются между 480 и 541 г.

Дрессуар — разновидность французской откры­той подставки на высоких ножках с полками для тарелок, расположенными ступеньками, спинкой и навесом. Число ступенек зависело от знатности владельца. Дрессуар предназначался для хранения посуды из драгоценных металлов и служил для ук­рашения интерьера, ставился у стены.

Жанр (от фр. genre — род, вид) — понятие, харак­теризующее область искусства, ограниченного опре­деленным кругом тем.

Жемельои — плоская чаша для омовения рук.

Инкрустация (от лат. incrustatio — покрытие чем- либо) — техника выполнения декоративной компо­зиции из пластинок или кусочков твердых, неред­ко драгоценных материалов (золота, серебра, слоновой кости, перламутра и пр.), врезанных в гладь с поверхностью декорируемого предмета; от­дельная декоративная композиция, выполненная этой техникой.

Инталии — камеи с врезанными изображениями.

Интарсия (от итал. intarsio) — разновидность инкрустации; техника выполнения декоративной композиции из разноцветных кусочков дерева (иногда с добавлением кости, перламутра и пр.), ко­торые врезаются в гладь с поверхностью декорируе­мого предмета. В неточном значении этим термином называют также и внешне похожую декорировку на­клеенными на предмет пластинками из разноцветно­го дерева (или других материалов). Интарсия приме­няется в основном для отделки мебели.

Каламкари — способ росписи тканых изделий от руки. Это название восходит к тому периоду сред­невековья, когда арабское слово «калам» — «кисть, перо, карандаш» — стало известно в Индии. Под этим названием известны и сами вещи, изготовлен­ные таким способом. Изделия каламкари, как прави­ло, изготовляются из плотного хлопчатобумажного полотна. Узор на них наносится только естествен­ными (растительными или минеральными) краси­телями. Для этих вещей характерен тускловатый, приглушенный колорит.

Каши, кашани — в Иране и арабских странах — глазурованные керамические изразцы и облицовоч­ные плитки. Происходит от Кашана — крупнейше­го на мусульманском Востоке центра производства художественной (в том числе архитектурной) кера­мики, отсюда немецкое «кафель».

Керамика (от греч. keramika — глиняный, гон­чарный) — в декоративно-прикладном искусстве — все разновидности художественных изделий из обо­жженной глины специального состава и изготовле­ния, в первую очередь фарфор, фаянс, майолика, терракота, гончарные изделия.

Колты — подвески к головному убору.

Коиха (полукупол) — свод в виде одной четвертой части шаровой поверхности, перекрытие полукруглых в плане частей здания (ниш, апсид). Внутренняя полусферическая поверхность конхи, как правило, украшалась мозаичными или живописными изобра­жениями Христа или святых. Возникнув в эллини­стическом зодчестве, конха повсеместно использо­валась в христианских храмах.

Корин Огата (1658-1715) — японский живопи­сец и мастер художественных лаков. Основополож­ник японской школы декоративной живописи. Его декоративные композиции проникнуты поэтичес­ким восприятием природы и оставляют впечатление экспромта.

Креденца — шкаф с полкой для сосудов с вином, покрытый скатертью и предназначенный для розли­ва вина на пробу; предмет обстановки дома дворя­нина, бюргеры не имели права пользоваться такой мебелью.

Крестоцвет — флерон, деталь скульптурного де­кора готического храма, завершающая башни, фиа­лы, вимперги и представляющая собой стилизован­ный цветок с одной или несколькими парами горизонтально изогнутых лепестков. Соединение мотивов креста и цветка имело отчетливо символи­ческую семантику, созвучную интерпретации крес­та как древа жизни.

Куртуазный (от фр. courtois) — учтивый, рыцар­ский.

Люстр — тонкая радужная перламутровая плен­ка на поверхности изделий из керамики или стек­ла. Краситель составляется из оксидов различных металлов и минеральных наполнителей. Окрашива­ющими веществами служат медь, железо и серебро. Краски накладываются на обожженную прозрачную или непрозрачную глазурь и после вторичного лег­кого обжига приобретают металлический отблеск с радужными переливами золотистых, коричнево- оливковых, медно-красных, фиолетовых тонов.

Миссорий — памятное блюдо-подарок, изготов­ленное в честь какого-либо события.

Моливдовулы — свинцовые подвесные печати.

Монстранц — сосуд для демонстрации мощей.

Омофор — часть архиерейского облачения (об­лачения высоких священников), длинное узкое по­крывало, возлагаемое на плечи поверх всех одежд. Другое название омофора «полиставрия», т. е. «со многими крестами».

Пектораль — массивная подвеска, нагрудное укра­шение, которое клали на грудь умершему фараону.

Пенула — стола, несколько видоизмененная по покрою, ставшая обязательной верхней одеждой византийской женщины.

Пиксида — цилиндрический сосуд для хранения реликвий, благовоний и т. п.

Пинакль — башенки, завершенные шпилями, применялись в готических сооружениях для увен­чания контрфорсов.

Потир — чаша, бокал — сосуд для причастия (Ев­харистии) с вином и водой, символически претво­ряющимися в кровь Христа. Потиры по традиции имеют вид чаши на высокой подножке с поддоном; изготовлялись из золота, серебра, бронзы и камня — яшмы, оникса, горного хрусталя. Украшались пере­городчатой эмалью, гравировкой, чеканкой. Потиры известны со II в. В IX-XI вв. в Византии были рас­пространены в виде больших чаш с двумя ручками. На Руси к этому типу сосудов принадлежали «кра- тиры» Софийского собора в Новгороде (XI- XII вв.).

Реликварий (от позднелат. religuarium) — вмес­тилище для хранения реликвий. Могли выполнять­ся в самых разнообразных формах, чаще встречают­ся формы ларца, готического храма, сосуда, усыпальницы. Форма реликвария, который, как правило, изготовлялся специально для помещаемо­го в него священного предмета, определялась его характером. Реликварии создавались из благород­ных металлов, дерева, слоновой кости, украшались драгоценными камнями, резьбой или литьем. Выпол­няемые для церквей, часть внутреннего убранства ко­торых составляли в определенные дни, реликварии стилистически должны были гармонировать с харак­тером храмового интерьера. Разновидностями ре­ликвария являются рака (для хранения мощей), пиксиды, табернакль.

Синкретизм — соединение, нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда различные виды искусства не были отделены друг от друга).

Скань — особая техника в ювелирном деле. Из круглой тонкой проволоки, золотой или серебря­ной, на вещах делают легкие узоры, иногда скручи­вают «веревочкой», окаймляя жгутик гладкими проволочками. Этим мастер вносит разнообразие в плоский сканый узор, усиливающий поверхность вещи. Если зернь создает тончайший «бисерный» рельефный узор, то скань строит рисунок из непре­рывно круглящихся и стелющихся по поверхности вещи нитей.

Скарабей — небольшой жук-навозник, ассоции­ровавшийся в Древнем Египте с солнцем, его извеч­но повторяющимся небесным путем, воскресением и бессмертием. Он был также символом мужской силы (считалось, что все скарабеи принадлежат к мужскому полу), оплодотворяющего жизненного на­чала. Защитные амулеты, кольца, погребальные укра­шения и печати с изображением скарабеев призваны были соединить человека с непременно возрожда­ющейся природой, обеспечить ему покровительство богов в этом и потустороннем мире.

Ставротека — реликварий для креста.

Стола — часть византийского женского костюма простого покроя, покрывающая тело до кончиков башмаков.

Табернакль (от лат. tabernaculum — шатер) — в католических храмах — сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, чаще всего бо­гато украшенное резьбой или скульптурными изоб­ражениями. В отличие от переносного реликвария табернакль помещается в плоскости стены. Снаружи он представляет собой скульптурную композицию на религиозную тему, обычно в виде прямоугольного панно в декоративной раме. Скульптурные изобра­жения могут быть цветными или покрытыми позо­лотой. В искусстве средних веков и Возрождения получил широкое распространение. Также может называться открытая постройка в виде башни или архитектурно оформленная ниша, предназначенная для статуй. Табернакль характерен для готического храмового зодчества.

Торевтика (от греч. toreuo — вырезываю, чека­ню) — искусство ручной рельефной обработки ху­дожественных изделий из металла — чеканки, тис­нения, отделки литых изделий.

Тотемизм — одна из древнейших форм религии, основанная на вере в сверхъестественную связь и об­щее происхождение людей с определенными живот­ными, а иногда предметами и явлениями природы.

Фаянс (от фр. faiance, по имени итальянского города Faenca) — в декоративном искусстве — изде­лия из белой обожженной глины со специальными примесями мелкопористого строения, покрытые прозрачной глазурыо. Внешне фаянсовые предметы высокого качества весьма напоминают фарфор, от­личаясь от него, кроме наличия пористости, отсут­ствием просвечивания и меньшим удельным весом.

Фиал (от греч. phiale — чаша, кубок) — декора­тивная остроконечная каменная пирамидка, обыч­но венчающая пинакль в архитектуре готического храма. Фиалы, как правило, украшены краббами и завершены крестоцветом.

Фукуса — шелковые платки размером 0,65 х 0,65 м, украшенные вышивкой, в них заворачивали коробоч­ки с письмом или подарком. Эти платки отличают разнообразие и высокое художественное качество.

Фибула (от лат. fibula — застежка, шпилька) — в бытовой традиции древнего мира, античности и сред­невековья — металлическая застежка для одежды, которая одновременно служит и украшением. Фибу­лы изготовлялись по типу броши и имели иглу для застежки. Средневековые фибулы выполнялись из бронзы, меди и благородных металлов, инкрустиро­вались самоцветами и драгоценными камнями, не­редко украшались чернью или филигранью.

Халдеи — семитические племена, жившие в пер­вой половине I в. до н. э. в Южной Месопотамии, вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном. В Вавилоне в 626-538 гг. до н. э. правила халдейская династия, основавшая Нововавилонское царство.

Цаты — подвески к иконе.

Цисты — цилиндрические ларцы на трех ножках для хранения женских туалетных принадлежностей.

Чернь — техника декорировки металлических, преимущественно серебряных изделий, состоящая в заполнении гравированного рисунка особым спла­вом черного цвета. После нанесения черни на ме­талл он подвергается плавлению, а затем шлифует­ся. Изделия, декорированные соответствующей техникой, также называются чернью.

Эмаль (от фр. emal, франкск. smelta — плавить) — древнейшая техника, применяемая в ювелирном и прикладном искусстве. По технике исполнения раз­личают холодные и горячие эмали: в последнем слу­чае эмалевая масса, состоящая из различных мине­ральных веществ, наносится на поверхность и подвергается обжигу, в результате чего возникает цветной стекловидный слой. По способу нанесения и закрепления: перегородчатые, выемчатые эмали, отличающиеся интенсивностью цвета, прозрачные и глухие, эмали по рельефу.

Образцом перегородчатой эмали в искусстве средних веков является облицовка стенок алтаря в церкви Сент-Амброджо в Милане работы мастера Вольвиниуса (IX в.). К началу XII в. сложились ев­ропейские школы эмали: маасская, лотарингская (Николай Верденский), рейнская, лиможская. Эма­льерное искусство этой эпохи органически связано с убранством соборов и витражами. С конца XIV — начала XV в. в технике эмали выполняются предме­ты светского характера; широко применяются про­зрачные виды эмали в сочетании с гравировкой. Наиболее знамениты лиможские эмали: художе­ственные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалыо. В основе так называемой «старой школы» техника непрозрачной выемчатой эмали на меди (реликварии, складни, образа XII-XIV вв.) и крою­щей прозрачной на драгоценных металлах (XIV- XV вв.). Общая черта изделий старой лиможской школы — яркость росписи, введение золота и соче­тание золотой фольги с рельефными пятнами эма­ли, близкие к технике мозаики. Около 1530 г. фор­мируется так называемая «новая школа» со светским характером росписей, использованием гризайли, композициями на темы знаменитых картин или ми­фологические сюжеты. Большой стиль в искусстве лиможской эмали иссякает к концу XVII в.

Аполлон. Терминологический словарь. М., 1997.

Арапова Т.Е. Китайский фарфор в собра­нии Эрмитажа: каталог. Л., 1977.

Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана VII-XVII вв. М„ 1974.

Вейс Г. История культуры. М., 2002.

Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Ста- родуб Т.Х. Традиционное искусство Восто­ка: терминологический словарь. М., 1997.

Галанина Л.Л., Грач Н.А., Торпеус М.И. Ювелирные изделия Эрмитажа. Л., 1972.

Гуревич А.Н. Культура и общество средне­вековой Европы глазами современников. М„ 1989.

Гусева Н.Р. Художественные ремесла Ин­дии. М„ 1982.

Даркевич В.П. Светское искусство Визан­тии. М., 1975.

Дмитриева Н.А. Краткая история ис­кусств: очерки. М., 1968.

Древнерусское декоративно-прикладное искусство. Л., 1984.

Западноевропейское прикладное искус­ство XVI-XVIII вв. в собрании Эрмитажа. СПб., 1996.

Искусство Индии: сборник статей. М., 1966.

Искусство стран и народов мира: краткая художественная энциклопедия. М., 1962- 1978.

История Византии. М., 1967. История Франции. М., 1972.

Каган М. Морфология искусства. Л.,

1972.

Кантор К. Красота и польза. Л., 1972.

Керрам К.В. Боги, гробницы, ученые. М., 2003.

Кес Д. Стили мебели. Будапешт, 1981.

Косидовский 3. Когда солнце было богом. М„ 1962.

Краснова О.Б. Искусство средних веков и Возрождения: энциклопедия. М., 2001.

Краткий словарь терминов изобразитель­ного искусства. М., 1965.

КубеА.Н. История фаянса. Берлин, 1923.

Луконин О.Г. Искусство Древнего Ирана. М„ 1977.

Лясковская О.А. Французская готика. М.,

1973.

Масленицына С. Искусство Ирана. Л., 1975.

ЛИТЕРАТУРА

Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М„ 1970.

Мерцалова М.Н. История костюма. М., 1972.

Миллер Ю.А. Художественная керамика Турции. Л., 1972.

Мир героев. Миф и реальность. Произве­дения античного и западноевропейского искусства из собрания Эрмитажа: каталог выставки. СПб., 2005.

Моран А. История декоративно-приклад- ного искусства. М., 1982.

Муратова К.М. Мастера французской готики XII-XIII вв. М„ 1988

Николаева Н.С. Декоративные росписи Японии XVI-XVIII веков. М., 1989.

Николаева Н.С. Декоративное искусство Японии. М„ 1972.

Овчинников А. Суздальские Златые вра­та. М„ 1970.

Орнамент всех времен и стилей. М., 2002.

Постникова-Лосева М.М. Русское юве­лирное искусство, его центры и мастера. М., 1974.

Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М„ 1969.

Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995.

Соколов Г. Эгейское искусство. М., 1972.

Томилина О.Н. Искусство набивки тканей в Индии: сборник статей. М., 1969.

Федеров-Давыдов Г.А. Искусство кочев­ников и Золотой Орды. М., 1976.

Ходжаш С. Сокровища гробницы Тутан- хамона // Искусство. 1974. № 6.

Чубова А.П., Иванова А.П. Античная жи­вопись. М., 1966.

Шелковников Б.А. Русское художествен­ное стекло. Л., 1969.

Якунина Л.И. Русские набивные ткани XVI-XVII вв. М., 1954.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие........................................................................................................................................ 3

Введение.............................................................................................................................................. 5

Глава I. Декоративно-прикладное искусство Древнего мира............................................... 10

Искусство Древнего Египта.................................................................................................. 10

Искусство Передней Азии..................................................................................................... 27

Глава II. Декоративно-прикладное искусство античного мира............................................ 43

Эгейское искусство................................................................................................................ 43

Искусство Древней Греции................................................................................................... 54

Искусство этрусков................................................................................................................ 72

Искусство Древнего Рима..................................................................................................... 76

Глава III. Декоративно-прикладное искусство стран Древнего Востока........................... 87

Искусство Ирана.................................................................................................................... 87

Искусство Индии.................................................................................................................... 97

Искусство Китая................................................................................................................... 108

Искусство Японии................................................................................................................ 124

Глава IV. Декоративно-прикладное искусство Византии..................................................... 143

Глава V. Декоративно-прикладное искусство Древней Руси.................................................. 158

Глава VI. Декоративно-прикладное искусство западноевропейского

средневековья...................................................................................................................... 179

Искусство дороманского периода...................................................................................... 179

Искусство романской эпохи............................................................................................... 187

Искусство готики................................................................................................................. 195

Глава VII. Декоративно-прикладное искусство эпохи Возрождения................................. 214






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных