ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 17 страница. Со второй половины XVI вСо второй половины XVI в. все формы мебели принимают пышный и изящный вид. Центр мебельного производства перемещается из Флоренции в Рим, где с середины XVI в. начинается изготовление пышно украшенных резными фигурами свадебных сундуков, столов удлиненной формы с массивными подстольями и письменных бюро-кабинетов с разнообразными декоративными элементами; к их числу относится и знаменитое по своей внутренней отделке бюро папы Павла III. Кассоне с обильной горельефной резьбой постепенно теряют свою прямоугольную форму и приобретают более сложный силуэт, что делает их все более похожими на античный мраморный саркофаг. Подобная глубокая резьба с изысканными профилями, покрытая позолотой и прописанным местами цветным фоном, встречается и на других предметах мебели: ларцах для драгоценностей, корпусах органов и клавикордов, больших столах, креслах и стульях. На севере Италии — в Ломбардии и Венеции —■ крупная декоративная резьба была заменена инкрустацией из слоновой кости в виде геометрических узоров, известная под названием чертозианской мозаики
(Чертоза Павийская — монастырь, находящийся недалеко от Милана). Кроме этого способа украшения мебели была распространена инкрустация из черного и светлого дерева. На раннем этапе техника инкрустации была сравнительно простой и применялась, главным образом, для украшения церковной мебели. До конца XIV в. для набора употреблялось преимущественно белое и черное дерево, позднее слоновая кость. Изображения были почти монохромны, без оттенков. Наиболее распространенные декоративные мотивы — вьющийся стебель, акантовый лист, музыкальные инструменты, городской пейзаж, натюрморт. Нередко элементы набора предмета мебели находились в позитивно-негативном отношении друг к другу. Круг приемов и мотивов украшения предметов постепенно ширится; в обиход вводится окрашенное дерево, осваивается прием тонировки с помощью раскаленного песка. Ренессансная орнаментика отталкивается от античных образцов, которые она развивает в сторону большей утонченности. В этот период вводится в обиход и целый ряд новых декоративных элементов, в частности, гротески, развитые на основе орнаментов, обнаруженных на древнеримских стенных росписях. К началу XVI в. в итальянской мебели появляется целый ряд новых, ранее не встречающихся образцов: мягкое кресло, поставец, письменный шкаф-конторка, особого вида шкаф с четырьмя дверцами и «кабинеты». Всем предметам старых образцов придаются художественные формы, заимствованные из античных произведений искусства. Для украшения мебели также широко используется разноцветная мозаика из дерева разных пород, причем в моду входят перспективные виды архитектурных сооружений, покрывающие лицевую сторону филенок шкафов и кабинетов или, что гораздо чаще, внутреннюю сторону. Цветовой строй ренессансной мебели отличался сдержанностью; мастера-мебельщики, как правило, стремятся обыграть естественный цвет и текстуру слегка вощеной древесины. Значение богатого многообразного и неповторимого наследия Ренессанса сложно переоценить. Так или иначе, оно предвосхитило и предугадало едва ли не все, чем жило европейское искусство в последующие века. ПОСЛЕСЛОВИЕ
Как и любой вид, декоративно-приклад- иое искусство невозможно рассматривать в отрыве от эстетических, религиозных, политических, социальных и экономических аспектов своего времени. Выделяя специфические черты любого из видов искусств, в том числе прикладного, мы должны понимать, что их растущая специализация и отделение друг от друга вносят разночтение в многочисленных концепциях и исследованиях по теории искусства. По этой причине автор сознательно не ставил своей задачей помещать в книге обзор взглядов, концепций, исследований и исторических источников, применительно к декоративно-прикладному искусству, так как все вопросы теоретического и методологического характера перерастают в проблемы определений культуры и искусства в целом. В отличие от многих других видов искусства (архитектура, скульптура, живопись и др.) декоративно-прикладное искусство в своей истории не перестает предоставлять открытия во всех областях интеллектуального и художественного творчества ушедших эпох, стран и народов мира. С достаточным основанием можно считать, что археологические исследования последних десятилетий не только углубляют наши знания о культуре и искусстве древних народов, но в некоторых случаях в корне изменяют сложившиеся представления. Автор считает необходимым делать эти оговорки, так как внимательный и требовательный читатель сумеет обнаружить, что за пределами данной книги остались многие интереснейшие события и факты, проблемы и гипотезы, народы и континенты. Поэтому любую книгу по истории деко- ративно-прикладного искусства можно рассматривать, как имеющую продолжение, а не итоговый результат. КРАТКИМ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Аксамит — ткань, выполненная ручным способом, из шелковых, золотых и серебряных нитей. В Византии аксамитами называли лучшие сорта шелковых тканей. Алебастр — полупрозрачный камень. Ангоб (от фр. engobe) — в технологии художественной керамики тончайший слой глиняной массы, наносимый на поверхность изделия из простой красной или искусственно окрашенной глины в процессе его изготовления. Обычно применяется ангоб белого цвета; его главное назначение — маскировать цвет или структуру основного материала и выявлять окраску покрывающей изделие глазури. Ангоб (особенно цветной) может употребляться и при росписи изделия — взамен красящих материалов. Антефиксы — архитектурные элементы, окаймляющие крышу и отличающиеся большим разнообразием. Базилика (от греч. Basilike — царский дом) — тип здания, повсеместно применявшийся в храмовом зодчестве и унаследованный западным и византийским средневековьем от римской античной традиции, прямоугольное в плане здание, расчлененное рядами колонн на ряд продольных галерей (нефов). В античную эпоху — общественно-административное здание. В средние века этот тип здания стал использоваться в качестве церкви. Батайль Никола, мастер шпалеры XIV в. Широко известна шпалерная мастерская Батайля. Среди известнейших памятников так называемая «Шпалера с изображением девяти героев и героинь» (около 1385 г.). Бармы — украшения оплечья князей. Басма — ручное тиснение изображений и узоров на тонких листах золота или серебра. Бестиарий — оригинальный жанр средневековой рукописной книги, представлявшей собой сборник поучительных рассказов о жизни реальных и фантастических животных, в которых звери часто фигурируют в ситуациях, напоминающих басенные. Бестиарии впервые возникли во Франции и породили длительную традицию, имевшую не только литературное, но и научно-познавательное значение. И все же среди созданий, населяющих бестиарий, преобладают забавные или жуткие фантастические существа, такие как бонакон, харадр, сциталис, амфисбена, змея эмморорис или василиск. Богатое украшение бестиария стало специфическим для английской школы рукописной книги. В так называемом «Великом Бестиарии» (XII в.) многочисленны эпизоды, рисующие хитрость людей и зверей. Вотивные предметы (от лат. votivus — посвященный богам, votum — обет, пожелание) — художественные изделия, приносимые в храм во исполнение обета. Эта древнейшая дохристианская традиция обрела новый смысл в культуре средневековья. Владыки дарили храму богато украшенные ювелирные вещи. Таковы, например, символические короны вестготских королей Свинтиллы и Росцевин- та, декорированные орнаментом, со вставками из драгоценных камней и цветного стекла и подвесками в форме ажурных букв. Дар мог подвешиваться под аркой церкви или, если это были небольшие скульптуры или картины, украшать часовню и даже алтарь. Типичны в этом отношении вышитые покрывала, выполнявшиеся для алтаря монахинями или рукодельницами из мирян. Глазурь (от нем. glasuf) — в технологии художественной керамики тонкий стекловидный слой, которым покрывают поверхность керамического изделия в процессе его изготовления. Главное назначение глазури — увеличивая прочность изделия, обогащать его декоративные свойства. Глазурь бывает цветной и бесцветной, прозрачной и кроющей (глухой, опаковой, блестящей и матовой). Гончарные изделия — в прикладном искусстве — изделия из обожженной цветной глины, имеющие пористое строение и покрытые прозрачной глазурью, или ангобом. К гончарным изделиям относится главным образом посуда простейшего типа, изготовленная на гончарном круге. Гризайль (от фр. grisaille, gris — серый) — роспись одноцветной эмалью (серой, розовой или коричневой), принятая у лиможских мастеров. По однотонному фону выполнялась прорисовка золотом или серебром, создающая эффект рельефного изображения. Кроме того, гризайль — разновидность декоративной живописи, популярной в классическом искусстве XVII в., выполнялась в разных оттенках какого-либо одного, чаще серого цвета. Гуты — мелкие, полукустарные, примитивно оборудованные стекольные предприятия, находившиеся в сельской местности. Выпускалась в основном простая и дешевая посуда, обычно при помощи свободного выдувания, без формы. Василеве — в Византии — представитель бога на земле и олицетворение высшей государственной власти. Верденский Николай — выдающийся нидерландский скульптор, ювелир и эмальер XII — начала XIII в., основатель школы. Стиль Верденского отличается богатством пластической нюансировки, интересом к естественным пропорциям и движению человеческого тела, редким в скульптуре данной эпохи. К достоверным произведениям мастера относят реликварий св. Марии собора в Турнэ (1205), эмали Нейбургского монастыря в Вене (1181) и (на основании стилистического анализа) реликварий Трех святых королей (Трех волхвов) в Кельнском соборе (около 1200 г.) в форме базилики, украшенной фигурами в арках-трилисгниках. Искусство Николая Верденского свидетельствует об усвоении некоторых традиций античной классики. Вимперг (от нем. wimperg) — в готическом здании — высокий декоративный фронтон стрельчатой формы, располагающийся над порталами или окнами с наружной стороны. Рельефная или ажурная каменная резьба, украшающая поле вимперга, обычно содержит основные мотивы декора. Диасперы — однотонные шелка, затканные золотой или серебряной нитью. Диптих — две створки переплета из слоновой кости, соединенные между собой. Между ними вкладывался императорский указ о назначении консулов. Диптихи встречаются между 480 и 541 г. Дрессуар — разновидность французской открытой подставки на высоких ножках с полками для тарелок, расположенными ступеньками, спинкой и навесом. Число ступенек зависело от знатности владельца. Дрессуар предназначался для хранения посуды из драгоценных металлов и служил для украшения интерьера, ставился у стены. Жанр (от фр. genre — род, вид) — понятие, характеризующее область искусства, ограниченного определенным кругом тем. Жемельои — плоская чаша для омовения рук. Инкрустация (от лат. incrustatio — покрытие чем- либо) — техника выполнения декоративной композиции из пластинок или кусочков твердых, нередко драгоценных материалов (золота, серебра, слоновой кости, перламутра и пр.), врезанных в гладь с поверхностью декорируемого предмета; отдельная декоративная композиция, выполненная этой техникой. Инталии — камеи с врезанными изображениями. Интарсия (от итал. intarsio) — разновидность инкрустации; техника выполнения декоративной композиции из разноцветных кусочков дерева (иногда с добавлением кости, перламутра и пр.), которые врезаются в гладь с поверхностью декорируемого предмета. В неточном значении этим термином называют также и внешне похожую декорировку наклеенными на предмет пластинками из разноцветного дерева (или других материалов). Интарсия применяется в основном для отделки мебели. Каламкари — способ росписи тканых изделий от руки. Это название восходит к тому периоду средневековья, когда арабское слово «калам» — «кисть, перо, карандаш» — стало известно в Индии. Под этим названием известны и сами вещи, изготовленные таким способом. Изделия каламкари, как правило, изготовляются из плотного хлопчатобумажного полотна. Узор на них наносится только естественными (растительными или минеральными) красителями. Для этих вещей характерен тускловатый, приглушенный колорит. Каши, кашани — в Иране и арабских странах — глазурованные керамические изразцы и облицовочные плитки. Происходит от Кашана — крупнейшего на мусульманском Востоке центра производства художественной (в том числе архитектурной) керамики, отсюда немецкое «кафель». Керамика (от греч. keramika — глиняный, гончарный) — в декоративно-прикладном искусстве — все разновидности художественных изделий из обожженной глины специального состава и изготовления, в первую очередь фарфор, фаянс, майолика, терракота, гончарные изделия. Колты — подвески к головному убору. Коиха (полукупол) — свод в виде одной четвертой части шаровой поверхности, перекрытие полукруглых в плане частей здания (ниш, апсид). Внутренняя полусферическая поверхность конхи, как правило, украшалась мозаичными или живописными изображениями Христа или святых. Возникнув в эллинистическом зодчестве, конха повсеместно использовалась в христианских храмах. Корин Огата (1658-1715) — японский живописец и мастер художественных лаков. Основоположник японской школы декоративной живописи. Его декоративные композиции проникнуты поэтическим восприятием природы и оставляют впечатление экспромта. Креденца — шкаф с полкой для сосудов с вином, покрытый скатертью и предназначенный для розлива вина на пробу; предмет обстановки дома дворянина, бюргеры не имели права пользоваться такой мебелью. Крестоцвет — флерон, деталь скульптурного декора готического храма, завершающая башни, фиалы, вимперги и представляющая собой стилизованный цветок с одной или несколькими парами горизонтально изогнутых лепестков. Соединение мотивов креста и цветка имело отчетливо символическую семантику, созвучную интерпретации креста как древа жизни. Куртуазный (от фр. courtois) — учтивый, рыцарский. Люстр — тонкая радужная перламутровая пленка на поверхности изделий из керамики или стекла. Краситель составляется из оксидов различных металлов и минеральных наполнителей. Окрашивающими веществами служат медь, железо и серебро. Краски накладываются на обожженную прозрачную или непрозрачную глазурь и после вторичного легкого обжига приобретают металлический отблеск с радужными переливами золотистых, коричнево- оливковых, медно-красных, фиолетовых тонов. Миссорий — памятное блюдо-подарок, изготовленное в честь какого-либо события. Моливдовулы — свинцовые подвесные печати. Монстранц — сосуд для демонстрации мощей. Омофор — часть архиерейского облачения (облачения высоких священников), длинное узкое покрывало, возлагаемое на плечи поверх всех одежд. Другое название омофора «полиставрия», т. е. «со многими крестами». Пектораль — массивная подвеска, нагрудное украшение, которое клали на грудь умершему фараону. Пенула — стола, несколько видоизмененная по покрою, ставшая обязательной верхней одеждой византийской женщины. Пиксида — цилиндрический сосуд для хранения реликвий, благовоний и т. п. Пинакль — башенки, завершенные шпилями, применялись в готических сооружениях для увенчания контрфорсов. Потир — чаша, бокал — сосуд для причастия (Евхаристии) с вином и водой, символически претворяющимися в кровь Христа. Потиры по традиции имеют вид чаши на высокой подножке с поддоном; изготовлялись из золота, серебра, бронзы и камня — яшмы, оникса, горного хрусталя. Украшались перегородчатой эмалью, гравировкой, чеканкой. Потиры известны со II в. В IX-XI вв. в Византии были распространены в виде больших чаш с двумя ручками. На Руси к этому типу сосудов принадлежали «кра- тиры» Софийского собора в Новгороде (XI- XII вв.). Реликварий (от позднелат. religuarium) — вместилище для хранения реликвий. Могли выполняться в самых разнообразных формах, чаще встречаются формы ларца, готического храма, сосуда, усыпальницы. Форма реликвария, который, как правило, изготовлялся специально для помещаемого в него священного предмета, определялась его характером. Реликварии создавались из благородных металлов, дерева, слоновой кости, украшались драгоценными камнями, резьбой или литьем. Выполняемые для церквей, часть внутреннего убранства которых составляли в определенные дни, реликварии стилистически должны были гармонировать с характером храмового интерьера. Разновидностями реликвария являются рака (для хранения мощей), пиксиды, табернакль. Синкретизм — соединение, нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда различные виды искусства не были отделены друг от друга). Скань — особая техника в ювелирном деле. Из круглой тонкой проволоки, золотой или серебряной, на вещах делают легкие узоры, иногда скручивают «веревочкой», окаймляя жгутик гладкими проволочками. Этим мастер вносит разнообразие в плоский сканый узор, усиливающий поверхность вещи. Если зернь создает тончайший «бисерный» рельефный узор, то скань строит рисунок из непрерывно круглящихся и стелющихся по поверхности вещи нитей. Скарабей — небольшой жук-навозник, ассоциировавшийся в Древнем Египте с солнцем, его извечно повторяющимся небесным путем, воскресением и бессмертием. Он был также символом мужской силы (считалось, что все скарабеи принадлежат к мужскому полу), оплодотворяющего жизненного начала. Защитные амулеты, кольца, погребальные украшения и печати с изображением скарабеев призваны были соединить человека с непременно возрождающейся природой, обеспечить ему покровительство богов в этом и потустороннем мире. Ставротека — реликварий для креста. Стола — часть византийского женского костюма простого покроя, покрывающая тело до кончиков башмаков. Табернакль (от лат. tabernaculum — шатер) — в католических храмах — сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, чаще всего богато украшенное резьбой или скульптурными изображениями. В отличие от переносного реликвария табернакль помещается в плоскости стены. Снаружи он представляет собой скульптурную композицию на религиозную тему, обычно в виде прямоугольного панно в декоративной раме. Скульптурные изображения могут быть цветными или покрытыми позолотой. В искусстве средних веков и Возрождения получил широкое распространение. Также может называться открытая постройка в виде башни или архитектурно оформленная ниша, предназначенная для статуй. Табернакль характерен для готического храмового зодчества. Торевтика (от греч. toreuo — вырезываю, чеканю) — искусство ручной рельефной обработки художественных изделий из металла — чеканки, тиснения, отделки литых изделий. Тотемизм — одна из древнейших форм религии, основанная на вере в сверхъестественную связь и общее происхождение людей с определенными животными, а иногда предметами и явлениями природы. Фаянс (от фр. faiance, по имени итальянского города Faenca) — в декоративном искусстве — изделия из белой обожженной глины со специальными примесями мелкопористого строения, покрытые прозрачной глазурыо. Внешне фаянсовые предметы высокого качества весьма напоминают фарфор, отличаясь от него, кроме наличия пористости, отсутствием просвечивания и меньшим удельным весом. Фиал (от греч. phiale — чаша, кубок) — декоративная остроконечная каменная пирамидка, обычно венчающая пинакль в архитектуре готического храма. Фиалы, как правило, украшены краббами и завершены крестоцветом. Фукуса — шелковые платки размером 0,65 х 0,65 м, украшенные вышивкой, в них заворачивали коробочки с письмом или подарком. Эти платки отличают разнообразие и высокое художественное качество. Фибула (от лат. fibula — застежка, шпилька) — в бытовой традиции древнего мира, античности и средневековья — металлическая застежка для одежды, которая одновременно служит и украшением. Фибулы изготовлялись по типу броши и имели иглу для застежки. Средневековые фибулы выполнялись из бронзы, меди и благородных металлов, инкрустировались самоцветами и драгоценными камнями, нередко украшались чернью или филигранью. Халдеи — семитические племена, жившие в первой половине I в. до н. э. в Южной Месопотамии, вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном. В Вавилоне в 626-538 гг. до н. э. правила халдейская династия, основавшая Нововавилонское царство. Цаты — подвески к иконе. Цисты — цилиндрические ларцы на трех ножках для хранения женских туалетных принадлежностей. Чернь — техника декорировки металлических, преимущественно серебряных изделий, состоящая в заполнении гравированного рисунка особым сплавом черного цвета. После нанесения черни на металл он подвергается плавлению, а затем шлифуется. Изделия, декорированные соответствующей техникой, также называются чернью. Эмаль (от фр. emal, франкск. smelta — плавить) — древнейшая техника, применяемая в ювелирном и прикладном искусстве. По технике исполнения различают холодные и горячие эмали: в последнем случае эмалевая масса, состоящая из различных минеральных веществ, наносится на поверхность и подвергается обжигу, в результате чего возникает цветной стекловидный слой. По способу нанесения и закрепления: перегородчатые, выемчатые эмали, отличающиеся интенсивностью цвета, прозрачные и глухие, эмали по рельефу. Образцом перегородчатой эмали в искусстве средних веков является облицовка стенок алтаря в церкви Сент-Амброджо в Милане работы мастера Вольвиниуса (IX в.). К началу XII в. сложились европейские школы эмали: маасская, лотарингская (Николай Верденский), рейнская, лиможская. Эмальерное искусство этой эпохи органически связано с убранством соборов и витражами. С конца XIV — начала XV в. в технике эмали выполняются предметы светского характера; широко применяются прозрачные виды эмали в сочетании с гравировкой. Наиболее знамениты лиможские эмали: художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалыо. В основе так называемой «старой школы» техника непрозрачной выемчатой эмали на меди (реликварии, складни, образа XII-XIV вв.) и кроющей прозрачной на драгоценных металлах (XIV- XV вв.). Общая черта изделий старой лиможской школы — яркость росписи, введение золота и сочетание золотой фольги с рельефными пятнами эмали, близкие к технике мозаики. Около 1530 г. формируется так называемая «новая школа» со светским характером росписей, использованием гризайли, композициями на темы знаменитых картин или мифологические сюжеты. Большой стиль в искусстве лиможской эмали иссякает к концу XVII в. Аполлон. Терминологический словарь. М., 1997. Арапова Т.Е. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа: каталог. Л., 1977. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана VII-XVII вв. М„ 1974. Вейс Г. История культуры. М., 2002. Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Ста- родуб Т.Х. Традиционное искусство Востока: терминологический словарь. М., 1997. Галанина Л.Л., Грач Н.А., Торпеус М.И. Ювелирные изделия Эрмитажа. Л., 1972. Гуревич А.Н. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М„ 1989. Гусева Н.Р. Художественные ремесла Индии. М„ 1982. Даркевич В.П. Светское искусство Византии. М., 1975. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: очерки. М., 1968. Древнерусское декоративно-прикладное искусство. Л., 1984. Западноевропейское прикладное искусство XVI-XVIII вв. в собрании Эрмитажа. СПб., 1996. Искусство Индии: сборник статей. М., 1966. Искусство стран и народов мира: краткая художественная энциклопедия. М., 1962- 1978. История Византии. М., 1967. История Франции. М., 1972. Каган М. Морфология искусства. Л., 1972. Кантор К. Красота и польза. Л., 1972. Керрам К.В. Боги, гробницы, ученые. М., 2003. Кес Д. Стили мебели. Будапешт, 1981. Косидовский 3. Когда солнце было богом. М„ 1962. Краснова О.Б. Искусство средних веков и Возрождения: энциклопедия. М., 2001. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 1965. КубеА.Н. История фаянса. Берлин, 1923. Луконин О.Г. Искусство Древнего Ирана. М„ 1977. Лясковская О.А. Французская готика. М., 1973. Масленицына С. Искусство Ирана. Л., 1975.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М„ 1970. Мерцалова М.Н. История костюма. М., 1972. Миллер Ю.А. Художественная керамика Турции. Л., 1972. Мир героев. Миф и реальность. Произведения античного и западноевропейского искусства из собрания Эрмитажа: каталог выставки. СПб., 2005. Моран А. История декоративно-приклад- ного искусства. М., 1982. Муратова К.М. Мастера французской готики XII-XIII вв. М„ 1988 Николаева Н.С. Декоративные росписи Японии XVI-XVIII веков. М., 1989. Николаева Н.С. Декоративное искусство Японии. М„ 1972. Овчинников А. Суздальские Златые врата. М„ 1970. Орнамент всех времен и стилей. М., 2002. Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. М., 1974. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М„ 1969. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995. Соколов Г. Эгейское искусство. М., 1972. Томилина О.Н. Искусство набивки тканей в Индии: сборник статей. М., 1969. Федеров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. М., 1976. Ходжаш С. Сокровища гробницы Тутан- хамона // Искусство. 1974. № 6. Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. М., 1966. Шелковников Б.А. Русское художественное стекло. Л., 1969. Якунина Л.И. Русские набивные ткани XVI-XVII вв. М., 1954. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие........................................................................................................................................ 3 Введение.............................................................................................................................................. 5 Глава I. Декоративно-прикладное искусство Древнего мира............................................... 10 Искусство Древнего Египта.................................................................................................. 10 Искусство Передней Азии..................................................................................................... 27 Глава II. Декоративно-прикладное искусство античного мира............................................ 43 Эгейское искусство................................................................................................................ 43 Искусство Древней Греции................................................................................................... 54 Искусство этрусков................................................................................................................ 72 Искусство Древнего Рима..................................................................................................... 76 Глава III. Декоративно-прикладное искусство стран Древнего Востока........................... 87 Искусство Ирана.................................................................................................................... 87 Искусство Индии.................................................................................................................... 97 Искусство Китая................................................................................................................... 108 Искусство Японии................................................................................................................ 124 Глава IV. Декоративно-прикладное искусство Византии..................................................... 143 Глава V. Декоративно-прикладное искусство Древней Руси.................................................. 158 Глава VI. Декоративно-прикладное искусство западноевропейского средневековья...................................................................................................................... 179 Искусство дороманского периода...................................................................................... 179 Искусство романской эпохи............................................................................................... 187 Искусство готики................................................................................................................. 195 Глава VII. Декоративно-прикладное искусство эпохи Возрождения................................. 214 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|