ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Актуальные проблемы современной специальной психологии1. К основным проблемам современной специальной психологии можно отнести продолжающийся рост числа аномальных детей с изменением их структуры: снижается количество слепых и глухих детей, но непрерывно растет количество интеллектуальных нарушений, рецидивирующих расстройств. 2. требует увеличения объема подготовки и специализации по специальной психологии и коррекционной педагогике при университетах. 3. Возросло количество сложных и смешанных дефектов, что значительно утяжеляет патологию и требует более дифференцированного подхода к их коррекции. В связи с усилением асоциальных явлений в обществе увеличилось количество детей с девиантным поведением и сирот. 4. приоритетным направлением развития дефектологии является создание специальных классов КРО и КО в общеобразовательных школах. Это сближает аномальных детей со своими сверстниками и уменьшает возможность развития специальных психологических нарушений. 5. Быстрое увеличение пограничных психологических нарушений и уменьшение тяжелых аномалий привело к принятию министерством образования приказа о преимущественном развитии не специальных учреждений, а подготовки кадров по специальной психологии для работы в общеобразовательных учреждениях. Классификация вариантов дизонтогенеза в специальной психологии. Психический дизонтогенез– нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение взаимоотношения типов и сроков развития отдельных сфер психики, а также различных компонентов внутри отдельных сфер. Выделяют два основных типа психического дизонтогенеза (по Ковалеву и Ушакову): 1 ретардация – запаздывание или приостановка психического развития, при частичной ретардации имеется приостановка или запаздывание психического развития отдельных психических функций. Нейрофизиологической основой этого явления становится нарушение темпов и сроков созревания отдельных функциональных систем. Выделяют также тотальную ретардацию (общую). 2 асинхрония – выраженное опережение в развитии одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительная ретардация других. Это приводит к дисгармоничному развитию личности в целом. Лебединский определяет ряд патопсихологических параметров, определяющих характер психологического дизонтогенеза: 1. функциональная локализация нарушения: либо дефект рассматривается как частный, обусловленной дефицитарностью какой-либо отдельной функции, либо как общий, связанный с нарушением регуляторных систем(корковых или подкорковых) 2. роль времени в возникновении симптомов дизонтогенеза: чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явления недоразвития. Чем позднее возникло нарушение, тем более характерны явления повреждения и распада структуры психической функции. Временной фактор определяется не только хронологическим моментом возникновения нарушения, но и длительностью периода развития данной функции в онтогенезе. Чаще всего повреждаются функции, имеющие подкорковую организацию, их формирование в онтогенезе завершаются достаточно рано. Корковые функции при раннем неблагоприятном воздействием либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаются в своем развитии. С параметром времени связана и другая вероятность поражения той или иной функции. Как известно, в ходе психического развития каждая функция в определенное время проходит через сензитивный период, который характеризуется не только наибольшей интенсивностью развития, но и наибольшей уязвимостью и неустойчивостью по отношению к вредности. 3. взаимодействие между первичным и вторичным дефектом: первый дефект может иметь характер недоразвития или повреждения или их сочетание. Вторичное недоразвитие характерно для функций, которые непосредственно связаны с поврежденной, а также с функциями, которые в момент возникновения вредности находятся в сензитивном периоде, следовательно, возникает необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений. Отмечено, что пропущенные сроки в обучении автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, поэтому возникшее отставание будет требовать специальных условий. 4. степень нарушения межфункциональных взаимодействий (в частности, межполушарных) и иерархических координаций: чем сложнее строение психической функции, тем больше она опосредована рядом межцентральных взаимодействий, тем больше различных факторов может привести к возникновению патологической симптоматики более общего порядка. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|