Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Или 48. Методика изучения метрической системы, обучение измерениям. Действия над числами, полученными от измерения величин.




Система и мет-ка изуч-ия приемов уст и пис вычисл-ий при +, -, х и: чисел, получ-ных при измер-ии величин. Действия над числами, получ-ными в результ-е измер-ия величин, подчин-тся тем же законам, что и действия над числа­ми в пределах 100, 1000, многознач-ми числами. Действия над числами, получ-ными от измер-ия величин, опираются на знание учащ-ся ед-ц измер-ия и их соотно­ш-ие, также умение выразить одни меры другими. Учащ-ся принимают во внимание только числ-вые знач-ия и не учит-ют наименований: наимен-ия они либо пишут про­извольно, либо опускают совсем. Особ-но много ошибок учащ-ся допускают в действиях над числами, в кот-ых число разряд-ых ед-ц равно 0 (6р 8к+5р 7к = 12р 5к (10к превратил в 1 р)). При изуч-ии + и - чисел, получ-ных от измер-ия величин, важно соблюдать определ-ную последова­т-ность. Всегда реш-е примера надо начинать с его предвари­т-го анализа. Постоянно ставить перед шк-ми треб-ние: прежде чем решить прим с наимен-ием, надо внимат-но посмот­реть на наимен-ия компонентов действий, подумать, какие соотнош-ия между числами с мелк и круп-ми наимен-­ми, где нужно вставить недост-щие нули, после этого приступить к вычисл-иям. 1. Снач рассматр-ются случаи + и - чисел, выраж-щих длину, массу, стоим-сть, в кот-ых не треб-ся производить замену одних ед-ц измер-ий др-ми (8м+7м;15м-7м; 65см+27ссм; 92см-27см). 2. Рассматр-ются действия над числами с разн-ми ед-цами измер-ия: а) заменить крупные меры мелкими (5дм+4 см=?, 5дм=50см, 50см+4см=54см=5дм4см, 5м+75 см=5м75 см, 50к+2р=2р50к). б) показать, что при +, наприм, двух полосок длиной со­ответственно 5 дм и 4 см в сумме получ-ся полоска длиной 5 дм 4 см; если взять 50 к. и 2 р., то всего денег будет 2 р. 50 к. Аналогично вычит-ие. Далее рассматр-ются случаи + и - чисел, выраж-щих длину, массу, стоимость, в резул-те дейст­вий над кот-ми мелкие меры нужно выразить в более крупных (75к+25к=1р, 1р-85к=15к). Чтобы выпол-ить выч-ние, надо занять одну круп-ую ед-цу измер-ия и заменить ее мелк ед-­цами (10р-57к: Заметим, что в уменьш-мом 10 р и нет коп, занимаем 1 р, остается 9 р, 1 р содержит 100 к, 100к -57к=43 к. В итоге получим 9р43к). К особым случаям + - относят + и - чисел, в кот-ых число ед-ц равно 0. Хар-ной ошибкой явл-ся впис-ние лиш­них 0 или пропуск их, например: 3р5к=35к, или 350к, или 3005к. Предупредить подоб-ые ошибки можно, если в числа вместо пропущ-ных разрядов вписывать нули: 3р05к., 5кг075 г. В шк VIII вида изуч-тся только х и: чисел, получ-ных от измер-ия величин (кроме времени) на отвлеченное число.1. х и: числа с одной ед-цей измер-ия без замены ед-ц измер-ия в произвед-ии и в частном: 15кх5, 375кгх2, 90к:6, 465км:3. 2. х числа с одной ед-цей измер-ия с заменой ед-ц измер-ия в произвед-ии: 25кх4=100к= 1р (устно), 425г х3=1275г=1кг275г (с запис в столбик). 3.: числа с одной ед-цей измер-ия на однознач число. Делимое надо выразить в более мелких мерах: 1р:2, 100к:2=50к, 3р:2, 300к:2=150к=1р50к. 4. х и: чисел с двумя ед-цами измер-ия на однознач число: 8 кг 125 гх7, заменим граммами, получим 1 кг=1000 г; 100 гХ8 = 8000 г; 8000 г+125 г=8125 г. Теперь произведем х по правилу х много­знач-го числа на однознач: в столбик 8125гх7=56.875г=56кг875г. Особого внимания заслуж-ют прим, в кот-ых число ед-ц разряда равно 0, наприм: 3м8смх4, 38км 76м:6. Треб-ать при записи числа с наимен-иями вписывать нули (3 м 08 смх4, 38 км 076 м:6), затем выраж-ть числа в одних мерах и выполнять действие. 5. х и: чисел, получ-ных от измер-ия, на двузнач число: 17р.х25, 65 м 20 см:16. Число с одним наимен-ием мер х на двузначн число по правилу х целых чисел. Если необход-мо, в ответе выпол-тся преобраз-ние. 6. х и: чисел с двумя наимен-иями мер производ-ся путем предварит-го выраж-ия их числом с одним наимен-ием мер: 5м27см-14= 73м78см, 5м 27см= 527см. В столбик 527смх14=2108+527=7378см=73м78см. 55м20см: 16=3м45см, 55м20см=5520см. в столбик 5520см:16= 345см=3м45см.

37. Методика изучения мер времени. Дидактические требования: 1. Формир-ать врем-ные представл-ия на базе детских на­блюд-ий, опыта, практики. Связывать каждый факт, явл-ие, событие со врем-нем, в кот-ое оно протекает. 2. Знакомить (до изучения ед-ц измер-ия врем-­ни и их соотнош-ий) с помощью бесед, игр с отнош-ями мер времени: сутки >, чем день или ночь; сутки < недели; год >е месяца; час > мин и т, д. 3. Показывать продолжит-ость ед-ц врем-и, возможное конкретное их содерж-ие, с тем чтобы ученик ощутил длит-­ность этого промежутка времени в различ-ых усл-ях, постиг путем опыта, что можно сделать за ту или иную ед-цу врем-и. 4. Формир-ать правильные представл-ия о длит-ости событий, явл-ий, кот-ые постоян­-о наблюдают или в кот-ых участвуют (режим моменты, урока, перемены). Учащ-ся должны подмечать зависи­мость между кол-вом продукции и затрач-ным на ее изготовл-ие врем-ем, отчетливо выделять связи, отнош-ия между явл-ями и событиями, давать им четкое словесное описание. 5. Проводить раб-у по формир-ию врем-ных представл-ий на др ур-ах (рус яз, исто­рии, физ-ры, руч-го и профес-го труда) и во внеуроч-ое время.6 в. Проводить раб-у по развитию врем-ных представл-ий систематич-ки независимо от темы ур-а, затрачивая по 5- 10 мин ур-а, и не реже 2-3 раз в нед. Развитие врем-ных представл-ий о ед-цах измер-ия врем-ни. В 1 кл уточняются представл-ия о частях суток (утро, день, вечер, ночь), их послед-тельности. Провод-ся беседа о том, что дети делают утром, вечером. Последоват-ность частей суток, их смену удобно показать, закрепить на нагляд-ых пособиях, дидактич-ком матер-ле (макеты «Восход и заход солнца», «Суточный домик», «Суточные часы»). Неделя изуч-ся во 2 кл, но раб-а по формир-ию знаний нач-ся в 1 кл (в нач-ле втор полугодия). Раб-ют с отрывным календарём, кот-ый укрепл-тся на календаре де­журств. В Сб, Пн подвод-ся итоги. Учитель спрашивает: «Сколько дней вы учились? (Дет пересчит-ют.) Какой день завтра? Сколько дней вы отдыхаете? Сколько дней прошло от Пн до следующего Пн? Сколько дней в неделе?» Месяц. Год. В 3 кл долж­ны получить знания о мес как новой ед-це времени, кот-ая > недели, познаком-ся с последоват-стью месяцев года и кол-вом дней в каждом мес. В каждый из учеб-ых дней года ученики называют день неде­ли, число, мес, отрывают листок календаря и кладут в кармашек, зачеркивают прошедшие дни в табеле-календаре. Через неделю 7 листов календаря связываются стопкой. Подводятся итоги работы за неделю. К январю накаплив-ся опыт: в мес бывает то 30, то 31 день, в мес содерж-ся 4 полные нед-ли и еще 2-3 дня, новый год нач-тся с 1 января. Учат «бытовому» приему опре­деления дней в мес по фалангам пальцев руки. Когда учащ-ся познаком-ся со слож-ем в пределах 1000, следует предложить задание: по табл «Год» определить кол-во дней снач в каждом времени года, а потом во всем году. В 5 кл под руководством учителя составляют табл мер времени: 1 год - 365 (366) сут, 1 год - 12 мес и т.п. Во 2 кл получают свед-ия о ед-це измер-ия времени - часе, знаком-ся с прибором для измер-ия времени - часами. Учитель сообщает пример-ую продолжит-ость часа - это урок и перемена, затем выясняет, что они успели сделать за это время. Далее рассказ-ет об назначении часов, о том, зачем людям нужно знать и уметь определять время. Организов-ет наблюд-ия за конкретной наполняемостью часа. На послед-щих ур-ах отводит 5-10 мин для за­крепл-ия определ-ия врем-ни в часах, записи показ-ния часов. В 3 кл раб-а с часами продолж-ся: дет учатся определять время с точностью до получаса (когда минутная стрел­ка стоит на цифре 6 циферблата, то часы показ-ют половину часа). Знаком-тво с минутой нач-ют с беседы, о необходимости этой ед-цы. Даётся первое представл-ие о мин через наблюд-ие конкретной наполняем-сти этой ед-цы времени (наблюд-ие в течении мин за песочными часами). Затем знакомят с дел-ием циферблата на мин. Просят внимат-но рассмотреть дел-ия, посчитать кол-во дел-ий между двумя соседними числами на цифер­блате, проследить, на сколько дел-ий передвин-ся час-ая стрелка, когда минут-ая опишет целый круг. Дет учатся определять время снач-ла с точностью до 5 мин (3кл), а потом и до 1 мин (4кл). В 4 кл знакомятся с бытовыми обозна­ч-иями частей часа - четверть, половина, три четверти. Учитель знакомит с новым видом предложения для обознач-ия врем-ни: без двадцати минут четыре. Примерно так же учитель знакомит с сек и соотнош-ием 1 мин=60 с. Знание о веке формир-ся постеп-но, по мере накопл-ия сведений об историч-ких событиях. Учитель назыв-ет даты раз­лич-ых историч-ких событий, годы жизни людей, даты открытий, изобретений, а учащ-ся соотносят эти события с соответств-щим веком. Затем сообщает, что 100 лет - новая ед-ца врем-ни - век. Преобраз-ние чисел, выраж-ных ед-цами измер-ия врем-ни. Сначала пробужд-ют интер ставя учащ-ся перед реш-ем незнакомых задач. До приготовл-ия ур-ов ос­тался ровно 1ч15мин они затратят на полдник, а остальное время - на игры. Сколько времени им дается на игры? Как это узнать? Как из 1 ч вычесть 15 мин? Далее учитель знакомит с выраж-ием часов мин, суток - час, мин - сек и т. д., соблюдая стро­гую послед-тельность в нарастании труд-стей. Действия над числами, выраж-ными мерами врем-ни. След: а) систематич-ки повторять соотнош-ие мер времени, сопо­ставлять с соотнош-ием ед-ц метрич-кой сист-мы; подчерки­вать, что меры времени не метрич-кие; б) сопоставлять действия с числами, выраж-ными мерами времени, и действия с числами, получ-ными от измер-ия др-их величин: В столбик 7ч45мин-5ч50мин, из 4 не можем вычесть 5 занимаем у 7ч, получ-ся 105ми. =1ч55мин. в) анализир-ать числа, над кот-ми производ-ся действия, тщат-но соблюдать последоват-ность при выборе прим-ов, учитывая нарастающ-ю степень их труд-сти. + и -. Снач рассматр-ются упраж на + и -, в кот-ых сумма минут (секунд) <, чем 60, сумма часов <, чем 24, сумма месяцев <, чем 12. 3ч+5ч=8ч, 8мес+3мес=11мес; 23ч-11ч=12ч; в столб 3ч20мин+30мин=3ч50мин; 10мин25с+5мин=15мин25с. Выполн-ся устно и пис-но. После рассматриваются более сложные упр, в кот-ых сумма минут (секунд) = или > 60, сумма часов > 24, сумма месяцев >, чем 12, и т. д., и при - крупные меры необход-мо выразить в мелких. 35мин+25мин=60мин=1ч, 1ч—45мин=15мин: 60мин - 45мин=15 мин; 3 ч 20 мин+40 мин=4 ч: 20мин+40мин=60мин=1ч Зч+1ч=4ч. Арифметич-кие действия с числами, выраж-ными в мерах врем-ни и мерах метрич-кой сист-мы, сравнив-ются, устанавл-ются их сходство и различие. Реши прим, объясни их реш-ие. В чем сходст­во и в чем различие реш-ия этих прим? В столб 3ч58мин+1ч46мин, 3р58к+1р46к.

38. Методика изучения геометрического материала.

Одной из основных задач изучения геометрического материала в школе VIII вида является развитие и формирование геометрических представлений, понятий о плоскостной и объемной фигурах, классификации фигур, их свойствах, длине, площади, объеме и единицах их измерения. В связи с этим необходимо познакомить учащихся с измерительными и чертежными инструментами (линейкой, циркулем, чертежным треугольником, рулеткой, транспортиром) и выработать прочные навыки работы с ними. Следует также развивать умения решать практические задачи, применяя геометрические знания и умения.

В процессе изучения геометрического материала у учащихся развиваются наблюдательность, внимание, способность абстрагироваться от конкретных свойств предметов (кроме формы). Они учатся сравнивать, дифференцировать, классифицировать геометрические фигуры. У детей развивается способность к логическому мышлению, к анализу и синтезу, к обобщениям, формируется умственная деятельность. Речь школьников обогащается специфическими геометрическими терминами, выражениями, расширяется и активизируется словарь.

Овладение навыками измерения, черчения, работы с измерительными и чертежными инструментами совершенствует моторику, развивает самостоятельность, уверенность учащихся.

Изучение геометрического материала в школе VIII вида должно быть наглядным и действенным. Формирование пространственных и геометрических представлений у учащихся возможно только через непосредственное восприятие ими конкретных предметов окружающей действительности, материальных моделей геометрических образов. Только от них можно переходить к использованию чертежей, графиков и т. д.

Все это требует от учителя широкого оснащения уроков геометрии наглядным материалом. В качестве наглядных средств используются модели геометрических фигур, тел, изготовленные из цветного картона или плотной бумаги, дерева, пластмассы и других материалов (многоугольники, углы, круги и окружности, параллелепипеды, пирамиды, конусы, цилиндры, шары и т. д.), плакаты с изображением фигур, реальные конкретные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемыми геометрическими фигурами, чертежи всех геометрических фигур, тел, единицы измерения длины, площади, объема (там, где возможно, в натуральную величину), таблицы соотношения этих мер, единицы измерения площадей и объемов геометрических фигур,) наборы игр (геометрические мозаики, домино, лото, строительные конструкторы), диафильмы и др. ТОО.

Действенным преподавание будет если каждый ученик на уроке математики работать с раздаточным геометрическим материалом. Поэтому наборы раздаточного дидактического материала должны находиться и у учащихся, и у учителя.

При формировании геометрических представлений, выработке измерительных и чертежных умений широкое применение находят предметно-практическая деятельность школьников, комментирование этой деятельности, методы наблюдений, демонстрации, лабораторно-практические работы в сочетании с беседой и объяснением.

В младших классах (О, 1, 2) усилия учителя направлены на то, чтобы формировать у учащихся образы геометрических фигур. Он достигает этого путем организации многократных наблюдений с учениками моделей геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, любого прямоугольника, шара, куба, бруса), изготовленных из разных материалов, разного цвета и массы, различного положения в пространстве. Учащиеся не только наблюдают эти фигуры, но и выполняют с ними разнообразные практические работы. Начиная со 2-го класса учащиеся знакомятся с элементами геометрических фигур, с образами и названиями которых они уже познакомились в 1-м классе. Второклассники вычленяют углы, стороны, вершины, подсчитывают их количество.

В 3-м классе учащиеся узнают, что многоугольники получают свое название в зависимости от количества углов: треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т. д. В этом же классе учащиеся знакомятся экспериментальным путем со свойствами геометрических фигур (квадрата, любого прямоугольника, треугольника и др.).

В старших классах от учащихся требуется описать основные свойства их элементов (равенство всех сторон и всех углов квадрата, равенство противоположных сторон и всех углов в прямоугольнике и т. д.).

Очень важно при изучении геометрических фигур варьировать несущественные признаки геометрических фигур, подчеркивая при этом, что существенные признаки остаются неизменными.

Известно, что в соответствии с требованиями программы, начиная с 4—5-го класса, учащиеся знакомятся с буквенной символикой. Они обозначают буквами отрезки, углы, стороны фигур. Введение буквенной символики не только помогает различать фигуры и их элементы, но и является одним из средств формирования обобщений, сравнений. Учащиеся сравнивают с помощью буквенных символов отрезки, углы, устанавливая между ними отношения равенства и неравенства.

Одним из ведущих приемов при изучении геометрического материала в школе VIII вида является сравнение и сопоставление. Использование этих приемов позволяет вычленить нужную фигуру из множества других.

Большое значение при изучении геометрического материала имеет лабораторно-практический метод. С помощью этого метода учащихся можно подвести к определенным выводам и обобщениям. От частного, конкретного учащиеся приходят к общему. Индуктивный путь часто используется при знакомстве учащихся с новым материалом как в младших, так и в старших классах школы VIII вида.

Однако в старших классах следует использовать и дедуктивный путь познания. Он заключается в переходе от общего, абстрактного к частному, конкретному.

Обучение учащихся элементам геометрии невозможно себе представить без систематической работы, обеспечивающей формирование навыков использования измерительных и чертежных инструментов, построения геометрических фигур, умения описывать процессы и результаты работ. Важным условием реализации этой системы является сознательное выполнение учащимися необходимых действий. В последующем эти действия приобретают автоматизированный характер.

Автоматизация навыков требует систематических (ежедневных) упражнений не только на уроках математики, но и во время занятий другими учебными предметами.

Формирование измерительных и чертежных навыков осуществляется в определенной последовательности (поэтапно): показ действия учителем с комментированием его выполнения; выполнение этого действия учеником совместно с учителем или под его руководством; громкое проговаривание учеником приемов выполнения действия; самостоятельное выполнение действия учеником (учитель контролирует его правильность); объяснение приемов работы с помощью наводящих вопросов; автоматизация навыка путем многократного повторения; умение самостоятельно объяснить приемы работы.

Формированию и развитию геометрических и пространственных представлений существенно содействует решение задач геометрического содержания. Это задачи, связанные с разного рода моделированием геометрических фигур, вычленением их на заданном чертеже, рисунке, предмете.

Особое внимание при изучении геометрического материала в младших и старших классах учитель обращает на обогащение словаря учащихся специальными терминами, новыми словами и выражениями. Необходимо работать над тем, чтобы за каждым словом и термином стоял конкретный образ. Этому способствует составление специальных геометрических словариков.

Изучение геометрического материала должно быть тесно связано с уроками ручного и профессионального труда, рисования, черчения и др.

Эффективность изучения геометрического материала обеспечивается правильной организацией его изучения.

В младших классах школы VIII вида на изучение геометрического материала нецелесообразно выделять отдельные уроки или концентрировать этот материал в начале или конце четверти. Геометрический материал нужно включать в каждый урок математики, тесно связывая его изучение с арифметическим материалом. Он внесет разнообразие в учебную деятельность, сделает уроки математики более интересными и повысит их практическую направленность.

Все практические работы по обводке, раскрашиванию, вычерчиванию фигур учащиеся выполняют в тетрадях по математике. Для формирования навыков точности измерения и построения фигур по заданным размерам целесообразно проводить работу на нелинованной бумаге. Такие листы могут быть вклеены в обычную тетрадь по математике.

В старших классах изучению геометрического материала отводится один урок в неделю. Однако опыт показывает, что если изучение геометрического материала сосредоточить только на этих уроках, то это приведет к бессистемности в знаниях. В старших классах учащимся предлагается завести специальные тетради по геометрии с вклеенными в них нелинованными листами бумаги. В этих тетрадях они выполняют графические и чертежные работы, решают задачи.

При подготовке урока учитель определяет тему, четко формулирует образовательную цель урока, продумывает коррекционно-развивающие, воспитательные и практические задачи. Он заранее готовит наглядные пособия, дидактический материал, инструменты для проведения практических работ на доске и в тетрадях. Затем отбирает тот геометрический материал, который надо закрепить или повторить, а также продумывает, какие новые знания надо сообщить учащимся, над выработкой каких измерительных и чертежных умений надо работать, какие виды заданий и практических работ должны выполнить учащиеся самостоятельно.

Далее учитель намечает основные этапы урока, распределяет виды упражнений, задания, практические работы, продумывает, какие методы и приемы будут им использоваться на каждом этапе, намечает, знания каких учеников надо проверить или какие задания дать тому или иному ученику, чтобы преодолеть индивидуальные трудности в усвоении геометрического материала. Учитель также продумывает дифференцированный подход к разным группам учащихся на каждом этапе урока, с тем чтобы максимально использовать возможности каждого ученика. Кроме того, он обдумывает методы и приемы контроля знаний учащихся на каждом этапе, заранее намечает, знания каких учеников будут оценены поурочным баллом в конце урока. Заранее готовится им и дифференцированное задание на дом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных