Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БИОГРАФИЯ АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ГРАБОРОВА




Граборов А.Н.

Основы олигофренопедагогики

Авторы – составители

В.Г. Петрова, Т.В. Шевырева

М., Классикс Стиль, 2005 (248 с.)

ПРЕДИСЛОВИЕ

С середины XX века наблюдается неуклонное повышение интере­са дефектологов различных стран к проблемам олигофренопедагоги­ки, что, вероятно, в известной мере обусловлено некоторым увеличе­нием в мире числа умственно отсталых детей. Со второй половины XX века стали регулярно проводиться Международные конгрессы по проблемам изучения умственной отсталости, европейские конферен­ции по вопросам воспитания и обучения умственно отсталых детей, существенно возросло количество публикаций по этой теме, а также число стран, вовлеченных в разработку этих проблем. Стали более доступными личные контакты между учеными.

Безусловно, российским дефектологам необходимо знать, какие новые направления в олигофренопедагогике появились за рубежом, какие исследования проводят их коллеги. Важно учитывать данные, полученные другими исследователями. Однако непосредственно пе­реносить в Россию результаты работ, выполненных в других странах, было бы неправильно. Различные социальные, экономические, терри­ториальные условия делают такой перенос неадекватным.

Вместе с тем неправильно пренебрегать тем немалым положи­тельным опытом, который накоплен ведущими олигофренопедагогами России. Иначе то, что мы считаем новым, может оказаться просто забытым старым. Бережное отношение к наследию прошлого - одно из важнейших условий развития науки.

Данная книга представляет собой перепечатку основных работ А.Н. Граборова, которые были подобраны Г.М. Дульневым и опубли­кованы как «Очерки по олигофренопедагогике» (1961 г.).

Необходимость повторного издания работ А.Н. Граборова про­диктована несколькими обстоятельствами. Во-первых, тираж первого и единственного издания, которое было опубликовано в 1961 г., ока­зался недостаточным для выросшего за эти годы спроса на книги по данной отрасли знаний. Работы А.Н. Граборова давно стали библио­графической редкостью, студенты и педагоги дефектологических фа­культетов, особенно в отдаленных уголках России, лишены возмож­ности познакомиться с этими трудами. Во-вторых, к настоящему вре­мени появились новые психолого-педагогические исследования, развивающие идеи А.Н. Граборова. Их краткий обзор, представлен­ный после каждой главы авторского текста, дает возможность читате­лю реально увидеть процесс становления и формирования научных знаний. Дополнения и комментарии к главам различны по объему в связи с тем, что некоторые вопросы олигофренопедагогики и специальной психологии освещены в литературе подробно, другие - в зна­чительно меньшей мере. В-третьих, с учетом современных требова­ний к учебной литературе для студентов, после каждой главы приве­дены вопросы и задания для повторения и закрепления материала, в том числе и такие, которые предполагают анализ оригинального тек­ста А.Н. Граборова с точки зрения современной науки. Для более углубленного изучения той или иной проблемы можно обратиться к литературе, список которой дается в конце каждой главы.

Поскольку текст основных глав книги точно повторяет оригинал, в нем встречаются неупотребляемые в настоящее время в специаль­ной педагогической литературе термины (вспомогательная школа, имбецилы и др.), а также ссылки на художественные произведения, которые по своему содержанию соответствовали требованиям к про­граммам и учебным планам тех лет, в которые жил и создавал свои труды А.Н. Граборов.

Включенные в книгу оригинальные тексты не подвергались изме­нениям, поскольку они интересны читателям в первоначальном изло­жении. В этих текстах отражен определенный этап истории становле­ния отечественной олигофренопедагогики. Автор затронул многие вопросы, живо интересующие в настоящие дни и практических ра­ботников, и исследователей. Среди таких вопросов - реализация об­щедидактических принципов в условиях работы с умственно отста­лыми детьми, коррекционная значимость трудового обучения и от­дельных видов трудовых профессий для воспитания личности учащихся специальной школы VIII вида, использование дидактиче­ских пособий и наглядного материала в коррекционных целях и др.

Книга написана для студентов высших учебных заведений, обу­чающихся по специальностям 031700 — Олигофренопедагогика и 032000 - Специальная дошкольная педагогика и психология. Ее с интересом прочитают учителя, воспитатели, родители и все те, кто работает с умственно отсталыми детьми.

В.Г. Петрова

Т.В. Шевырева

БИОГРАФИЯ АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ГРАБОРОВА

(1885-1949)

Одним из основателей отечественной олигофренопедагогики яв­ляется русский профессор Алексей Николаевич Граборов. Он родился в марте 1885 г. в семье крестьянина Черниговской губернии в местеч­ке Почеп. Будучи еще студентом естественного отделения Психонев­рологического института, А.Н. Граборов заинтересовался проблемой воспитания и обучения умственно отсталых детей. В 1912 г. стал ра­ботать в специальной школе для таких учеников, открытой в Петер­бурге. Это было началом его блестящей научной, практической и об­щественной деятельности в области олигофренопедагогики.

А.Н. Граборов был талантливым ученым, прекрасным педагогом и активным борцом за организацию специального воспитания и обу­чения умственно отсталых детей в России. В значительной мере по его инициативе в Комиссариате социального обеспечения было выне­сено решение о переводе учреждений для умственно отсталых детей на государственный бюджет, что создало для специального обучения прочную материальную базу. А.Н. Граборов принимал активное уча­стие во всех съездах, на которых ставились вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей.

А.Н. Граборов - автор работ, посвященных проблемам, методам обучения и воспитания аномальных детей. В своих трудах он уделял особое внимание труду как средству коррекции личности аномально­го ребенка в общей системе средств воспитания, раскрывал специфи­ку методов работы во вспомогательной школе. Им впервые был орга­низован лекторий для родителей умственно отсталых детей.

Период 30-х - 70-х гг. XX века характеризуется бурным разви­тием отечественной олигофренопедагогики, в становление которой А.Н. Граборов внес огромный вклад. Он заведовал кафедрой олиго­френопедагогики в Педагогическом институте им. А.И. Герцена в Ленинграде, а с 1938 г. возглавил аналогичную кафедру в Москов­ском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина.

В 1941 г. А.Н. Граборов вместе с В.М. Новик и Н.Ф. Кузьминой написал первый в России учебник для студентов - дефектологов.

С 1946 г. А.Н. Граборов заведует отделением олигофренопедаго­гики в ленинградском НИИ специальных школ АПН РСФСР. Органи­зованная им при институте клиника выявляла психологические осо­бенности умственно отсталых детей и определяла содержание коррекционной работы с ними.

В 1949 г. А.Н. Граборова не стало. Однако его труды вошли в зо­лотой фонд отечественной дефектологии.

Глава 1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных