Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возглавившая секту Мария заявляет, что дух Берга регулярно является ей и через нее руководит движением




Бергу дано было дожить до 1994 года, чтобы убедиться в ложности своих пророчеств. Однако еще до этого он изменил свою тактику и внешне отказался от самых скандальных форм, а потом несколько раз выражал сожаление, что литература для внутреннего пользования попала в руки внешних, которые, дескать, ничего не понимают и только опошляют ее. А сейчас, говорил он, нужно стремиться к тому, чтобы доказать внешним, что они, «Дети Божий», совсем другие — не те, к каким привыкли внешние. Для этого на Тенерифе было изменено имя секты и объявлено, что «Дети Божий» распущены и больше не существуют, а есть новая организация — «Семья любви»; затем она вновь была переименована просто в «Семью». Берг давал инструкции, как говорить об отказе от наиболее скандальных моментов истории и практики секты. Нужно, говорил он, работать с церквами, но больше не срывать богослужения, а проталкивать туда свою группу. И больше говорить о том, что все старое позади, что все это были болезни роста, а теперь они — нормальная христианская организация, такая же, как и все прочие. Итак, нужно проникать в церкви и вербовать там своих сторонников.

По этой причине ведется, с одной стороны, кампания по сбору благодарственных писем за благотворительные концерты, за песни и пляски, за раздачу гуманитарной помощи. С другой стороны, секта всячески пытается наладить связи с церковными властями. У нас это, конечно, осуществить сложнее. Если берговцы придут к евангеликам и харизматикам и окажется, что те про них не знают, то отличить их будет трудно, но в Православную Церковь им проникнуть, выдавая себя за своих, сложно. Однако некоторые из них на приходском уровне изо всех сил пытаются организовывать какие-то «харизматические» молодежные группы.

В диалоге с ними важно помнить, что мы не следим за их нравственностью, не говорим о личном поведении того или иного члена секты, а говорим об их учении, в котором все основано на сексуальной распущенности.

В России они не зарегистрированы, но, по всей видимости, связаны с каким-то подпольным бизнесом. Проституция дала им очень много денег, и у них, по ряду сообщений, есть игорный бизнес в некоторых странах. Возможно, что и у нас они связаны с игорным бизнесом. При том количестве казино, которое есть в Москве, можно предположить, что в эту область достаточно легко проникнуть. Также можно предположить, что при наличии готовых на все девиц секта легко может добиться благосклонного отношения к себе того или иного начальника, которого к тому же затем легко можно будет шантажировать этим контактом.

Итак, в конце 1994 года Берг скончался, о чем сектанты распространили сообщение как о кончине великого пророка. Обстоятельства и место его смерти остались неизвестными. Неизвестны они до сих пор. Теперь организация возглавляется той самой «Марией», которая стала первой второй женой Берга. Во внутренних инструкциях она заявляет, что дух Берга регулярно является ей и через нее руководит движением. Таким образом, уверяет она, все будет оставаться, как прежде. Так что все разговоры сектантов о том, что они переменились, — не более чем дымовая завеса. В секте «Семья» дело «великого христианского революционера» Берга живет и побеждает.

История Джоанны

Приведем историю женщины, в течение 8 лет бывшей у «Детей Божиих»[832]. В 1972 г., когда 17-летняя Джоанна гуляла по улице Торонто с подружкой, к ним подошел незнакомец и предложил угостить их чашкой кофе в баре неподалеку, где, по его словам, играл замечательный музыкальный ансамбль. «Про религию нам ничего не сказали, — пишет Джоанна. — Я шла туда, чтобы послушать группу и чтобы, если повезет, познакомиться с интересными ребятами. Я была типичным семнадцатилетним подростком».

И ее тут же поймали на крючок.

Большая группа парней подошла и расселась вокруг нас. Они задавали массу вопросов о нас: все им было интересно... Но они не пытались к нам приставать, как это могло бы быть в иной компании... Мне они ужасно понравились. Они выглядели чистыми, порядочными, добрыми христианами, но при этом не были занудами. Они были интересными людьми, как хиппи, но не озабоченными сексуально, как они. Они не употребляли наркотиков, не пили и не делали ничего другого в таком роде. Я поначалу не могла в это поверить. Я говорила себе: «Откуда такие парни могли взяться в центре Торонто?»

Я не была наркоманом, я не сбегала из дому. У меня был замечательный дом, великолепные родители, я любила своих брата и сестру... Единственная сложность, которую я переживала, — это то, что я была новенькой в Торонто. Но у меня уже было несколько замечательных друзей, я училась в выпускном классе средней школы, у меня были хорошие отметки, и школа мне нравилась... Я не делала ничего необычного, разве что была немножко наивной... Я считала, что каждый человек имеет право, чтобы его выслушали. Именно поэтому я в самом начале стала их слушать.

Джоанна стала навещать своих новых друзей чаще и чаще. В конце концов она не вернулась домой. Членам группы удалось убедить ее прийти к ним одной, и они начали обрабатывать ее,

...говоря, что аттестат зрелости ничего не значит на небесах, что единственная вещь, которая ценится на небесах, — это твоя душа и то, что ты сделала в своей жизни для Бога... что если бы мои родители действительно любили меня, они хотели бы, чтобы я жила для Бога... что мои друзья не понимают меня... Иными словами, они постарались восстановить меня против всех, кто не был членом их группы.

Сектанты прибегли также к эмоциональному шантажу, заставив Джоанну почувствовать себя виноватой. Они потребовали ответа на вопрос:

Ты думаешь, кто-либо может любить тебя больше, чем Бог, и если Он любит тебя до такой степени, если Он отдает Своего собственного Сына на смерть ради тебя, как же ты можешь отказаться отдать Ему свою жизнь?

Неожиданно «друзья» Джоанны отказались проводить ее к последнему трамваю. Она боялась возвращаться домой в одиночестве поздно ночью и осталась у них.

Я была в полном замешательстве... Я хотела служить Богу, но у них я застряла против своей воли. Так я осталась там ночевать, и с этого момента меня ни на секунду не оставляли в одиночестве. Ко мне приставили «подружку», и она проводила со мной 24 часа в день, даже ходила со мной в ванную и туалет... И если я успевала забежать в туалет до нее, она стояла возле двери и читала мне библейские стихи.

Далее Джоанна рассказывает о порядках в секте:

Если кто-нибудь, по их мнению, слишком много жаловался, они выбрасывали его на улицу без цента денег. Более того, человек, которого они выбрасывали, был в нервном шоке. Некоторые буквально сходили с ума. Я знала изгнанных из секты парней, которые оказывались в психиатрической лечебнице, так как они были полностью лишены своей индивидуальности: в секте вам давали новое имя и создавали совершенно новую психологическую идентичность. Наши руководители всегда использовали этих людей в качестве примера: «Видите? Вот что случится с вами, если вы уйдете от нас». Несколько раз я почти что было решалась уйти, но не могла этого сделать из-за страха... Покинуть группу значило покинуть присутствие Бога и быть вброшенной во тьму кромешную. Вне Божественного света у вас не было абсолютно никакой защиты.

Джоанна подчеркивает, что членов секты постоянно держали в полной эмоциональной и психологической растерянности.

Когда вас лишают всякой стабильности, вас могут заставить принять все что угодно и согласиться на все. С ними невозможно спорить, так как они являются вашей единственной защитой и опорой в этом мире. С семьей или с кем-либо вне группы вы совершенно не можете общаться... Если вам удастся хорошенько изолировать кого-либо, вы можете принудить его делать все что угодно.

Пока Джоанна была новичком в секте, ее заставляли от восьми до десяти часов в день заучивать наизусть библейские стихи, проходить подготовку и обучение.

Таким образом мало-помалу меня индокритинировали. Меня заставили уверовать, что Моисей-Давид был последним пророком Божиим, а мы были его революционной армией, которой предстояло абсолютно и полностью переделать весь мир... Мы должны были попытаться спасти сколько можно людей для Царства Божия... И мы в буквальном смысле жили, как в армии. Все девочки спали в одной комнате в спальных мешках на полу, а ребята спали в комнате этажом ниже... Горнист будил нас рано утром, мы вскакивали со своих постелей, становились в строй и в строю читали наши молитвы. Затем мы учили наизусть библейские стихи, после чего был завтрак, а затем начинались занятия, в ходе которых мы изучали писания нашего лидера и немножко Библии.

По заведенной там системе каждый человек считался членом колена, типа двенадцати колен Израилевых. В каждом колене был свой лидер, и вы должны были ежедневно отчитываться перед ним. Лидер имел право наказать вас. Например, вас могли запереть на два дня в комнату без еды и без питья, где вы должны были молиться о прощении за то, что вы, скажем, пожаловались на качество пищи. Однажды в виде наказания меня заставили мыть туалеты зубной щеткой.

И когда сектанты были полностью измотаны — физически, эмоционально и духовно, у них уже не было сил осмыслить и отказаться оттого, что требовали от них «во имя Бога».

Мы должны были начать ходить по ночным клубам и заниматься «флиртовым рыболовством» — ловить одиноких мужчин. Наши парни, в свою очередь, должны были отлавливать женщин. Мы должны были использовать флирт и соблазнять сексуально... Быть как бы приманкой на крючке, чтобы можно было начать проповедовать. Поначалу мы не думали, что от нас потребуется спать с кем-либо. Но с течением времени на нас начали давить. «Ты не можешь заставить их поверить, что по-настоящему любишь их, если не разделишь себя с ними». И они ссылались на библейские стихи: «Женщина создана для мужчины». Или стих, где Иисус говорит: «Я отдаю Свое тело за вас...» Они говорили, что мы, если мы любим душу и заботимся о ней, должны сделать то же самое... И они начали требовать от нас, чтобы мы спали с любым братом, на которого нам укажут, в любое время суток.

В некотором смысле Джоанне повезло. Да, она дошла до состояния, когда секта могла заставить ее делать все что угодно, но к этому времени у нее уже было двое детей и она была беременна третьим. И наверное, в конце концов, ее спасла любовь к собственным детям.

Мы получили по почте от главного лидера письмо, в которое были вложены фотографии взрослых, совокупляющихся с детьми. Как говорилось в письме, мы должны стремиться к тому, чтобы наши дети стали настоящими революционерами и обрели настоящую свободу... С этого дня мы должны были начать совокупляться с собственными детьми... Но этого я вынести уже не могла! Это было той соломинкой, которая сломала спину верблюду. Я психанула. Я просто взорвалась. Я начала бегать по общине, выкрикивая, что это было не от Бога, что я уношу отсюда ноги и что, если какой-нибудь подонок коснется моих детей, я убью его на месте. Это было в марте 1980 г.

Джоанну выкинули на улицу без детей; к счастью, через пару месяцев ей удалось их вызволить. Она смогла вернуться к нормальной жизни лишь после длительного периода реабилитации[833].

 

Глава 13. «Церковь Христа»

С момента начала нашей атаки на тьму «чудо» было определяющим словом для прошедших полутора десятилетий... Дух дал нам глубокое убеждение, что только... крестившиеся ученики представляют собой Царство Бога на Земле.

Кип Маккин[834]

1. Все решения, которые принимают члены секты, находятся под постоянным наблюдением и контролем «наставников»

«Церковь Христа» (ЦХ) обычно называется по городу, В котором она обретается: «Московская Церковь Христа», «Петербургская Церковь Христа», «Краснодарская Церковь Христа» и т.п. Все они происходят от «Бостонской Церкви Христа», поэтому сектоведы чаще всего обозначают «Международные Церкви Христа»[835] как «Бостонское движение». Иногда можно встретить термин «Церковь Христа на перепутье (или на перекрестке)»; это тоже одно из их названий. Иногда они называются «Христианская церковь в...» или «Центральная христианская церковь в...». Сейчас центр ЦХ находится в Лос-Анджелесе, и ее членство по всему миру составляет около 120 тысяч человек[836].

Эта совсем новая секта была основана в 1979 г. американским пастором по имени Томас (Кип) Маккин (род. 1955 г.), сыном адмирала военноморского флота США. Когда он стал пастором, во Флориде его обратил в свое весьма своеобразное понимание христианства пастор Чарльз Лукас, который хотя в нынешнюю «Церковь Христа» не входит, но является как бы ее разработчиком, ее основным теоретиком.

Маккин оказался в большей степени практиком. Вооружившись идеями Лукаса, он создал движение «ЦерковьХриста», которое до недавнего времени являлось одной из наиболее быстро растущих сект в мире, если не самой быстро растущей: количество обращений там растет едва ли не в геометрической прогрессии.

Главное, чему Чарльз Лукас научил Маккина, — это теория «наставничества». Слово, которое он использовал, на русский язык перевести трудно. Есть английское слово disciple, которое значит «ученик» («ученики Христа» — disciples of Christ); Лукас использовал неологизм discipier — «тот, кто наставляет учеников»; нечто вроде нашего слова «наставник».

Наставничество, собственно, означает, что каждый член ЦХ находится под постоянным чутким руководством другого члена этой «церкви».

Например, когда на улице к вам подходит член ЦХ, обращает вас и приводит в собрание, то он, как правило, и делается вашим наставником; новообращенный находится под его постоянным наблюдением и водительством. Тот, кто вас привел, в свою очередь, действует под водительством еще более авторитетного члена ЦХ — в частности, лидера кружка по изучению Священного Писания (в России эти кружки называются «Беседами по изучению Писания» — это низовой уровень организации). Лидеры «Бесед» находятся под руководством евангелистов, а те — под руководством старейшин. И так — до самого конца, до небольшой группы людей, которые окружают самого Кипа Маккина и которых пасет он сам. На вершине пирамиды находится Маккин, у которого наставника нет[837].

Такое подчинение — корень и основа ЦХ, ибо так здесь понимается подражание Христу: как Христос был послушен даже до смерти, так и каждый член «Бостонского движения» должен быть послушен своему наставнику. «Ослушаться наставника — значит ослушаться Самого Христа», вновь и вновь повторяет руководство секты. В результате создается авторитарный режим, в котором поощряется подражание каждого члена секты своему наставнику, тот подражает своему наставнику и т.д. — до самого верха пирамиды. Получается, что вся группа состоит из множества маленьких кипов маккинов, потому что все возводится к Маккину, и его образ распространяется сверху вниз. Такое своего рода духовное клонирование…

Поведения, выбор общения, все решения, которые принимают члены секты, находятся под постоянным наблюдением и контролем. Как и в любой секте, там очень жесткий график: каждое воскресенье — молитвенное собрание с причащением (практически на весь день), во вторник — так называемое «семейное время», то есть встречи по домам, небольшими группами (это называется «малой церковью», или «домашней церковью»). В этих малых группах проводятся еженедельные денежные сборы, за результаты которых несет ответственность лидер группы. Каждому участнику выдается конверт с его фамилией, так что лидер прекрасно знает, кто сколько пожертвовал, и может применить меры воздействия на тех, кто, по его мнению, недодал. В пятницу — групповое изучение Писания (так называемая «Беседа о Библии»). По меньшей мере раз в неделю — вечер социального общения, где все должны собраться и общаться друг с другом. В субботу — обязательное свидание (об этом ниже). Каждый день адепты обязаны изучать Писание, и, конечно, каждый член «Бостонского движения» должен ходить по улицам и квартирам, чтобы вербовать новых членов. В лучшем случае у адепта остается лишь один свободный вечер в неделю. Времени ни на работу, ни на учебу, ни на личную жизнь совсем не остается. Спать больше 6 часов членам секты не рекомендуется. Каждого, кто спит больше, называют чревоугодником.

Основные вероучительные моменты ЦХ заключаются в следующих пунктах: Библия — единственное истинное послание Бога людям, люди спасаются не только верой, но и повиновением, только крещеные ученики являются христианами, после крещения каждый новый христианин должен быть научен или «наставлен» в вере и в жизни более опытными христианами, и, наконец, каждый ученик должен делать все возможное для роста и распространения «Церкви»[838].

Главная провозглашенная вначале Кипом Маккином цель была евангелизация всего населения Земли в течение жизни одного поколения. Допустим, что при основании своего движения он, возможно, руководствовался самыми альтруистическими и даже, может быть, благородными побуждениями: открыть Христа (так, как он Его понимал в своем неопротестантском окружении), открыть церковь для новых и новых людей. Может быть, и сейчас он руководствуется теми же идеями, но у него уже было достаточно шансов, чтобы оценить тот вред, который наносит человеку и обществу основанное им движение.

 

2. История «Движения наставничества»

Прежде чем приступить к рассказу о ЦХ, необходимо сказать несколько слов о возникновении и истории так называемого «Движения наставничества» (Disciplership или Sheperding)[839]. Большинство исследователей склоняется к мнению, что оно началось в середине шестидесятых годов в США.

Начало наставничеству было положено лидерами отколовшегося от пятидесятничества «Движения позднего дождя», заявившими, что подлинное управление Церковью должно основываться на «пятиступенчатом служении». Имелась в виду фраза апостола Павла в Эф. 4:11-13, в которой говорится об апостолах, про роках, евангелистах, пастырях и учителях. Утверждалось, что конечной целью этих служений было объединение всех верующих и обретение божественной природы. Учение о пятиступенчатом служении включало в себя идею, что на земле находятся живые апостолы, которые должны править церковью и, в конечном итоге, миром.

В 1966 г. бывший коммунист Дуглас Хайд написал ставшую весьма популярной книгу «Посвящение и лидерство: чему можно научится у коммунистов». На ее страницах он призвал христиан заимствовать у коммунистов их ячеечную структуру и методы вербовки, воодушевления и подготовки новых членов. Некоторые из лидеров «Движения наставничества» восприняли книгу Хайда как руководство к действию и учебник. Так движение с самого начала оказалось отравленным ядом коммунистических идей.

Далее идеи наставничества были разработаны после 1972 г. лидерами одной из ранних харизматических общин под названием «Слово жизни» в городе Анн-Арбор, штат Мичиган. Эти люди создали заседающий втайне «Генеральный совет», который с 1974 г. по начало 80-х гг. был главным мозговым и управленческим центром «Движения наставничества». Совет собирал национальные пастырские конференции, контролировал основные харизматические публикации и даже небезуспешно пытался влиять на Римо-Католическую церковь.

В 1975 г. была опубликована еще одна популярная в «Движении наставничества» книга — «Призыв кученичеству» аргентинца Хуана Карлоса Ортиса. При помощи этой книги данный тип наставничества широко распространился в харизматическом движении.

Причины, породившие его, очевидны: в обществе, все более и более поглощаемом потребительством и все более и более отходящем от Бога, искренне ищущая Бога молодежь, выросшая в евангелическо-постпротестантских кругах с их железным принципом безусловного отвержения всего, что не относится к Библии, на уровне интуиции ощущала свою ущербность, проявлявшуюся в отсутствии в их христианской жизни Предания. «Движение наставничества» было попыткой нащупать это Предание и ввести его в жизнь христианина, желающего посвятить себя Богу. Лидеры-наставники утверждали, что они нашли путь, открыли способ, как полностью отдать себя Христу. Этот способ — полное повиновение и полная подотчетность «учеников» своему «наставнику». Но поскольку они не имели понятия о подлинном духовном наставничестве, его методах, целях и задачах, поскольку они, находясь вне Предания, попытались создать его, у них возник лишь эрзац — жалкая пародия на подлинное Предание.

Лидеры «Движения наставничества» утверждали, что они открыли обновленное библейское понимание правления Бога на земле, которое базируется на делегированной власти и верности договору-завету. Но на практике выходило, что такая же молодежь, лишь обратившаяся чуть раньше, восприняла на себя учительско-духовническо-старческую функцию, и жизни многих людей оказались зависимыми от более или менее тоталитарного руководства не готовых к этому, неопытных, находящихся вне единого церковного Предания, а зачастую и алчных и недобросовестных людей. На практике подотчетность значила подавление всякой личной свободы и принуждение к отказу от всех мнений и убеждений, которые отличались от мнений и убеждений лидера. Ката строфы превзошли всякое ожидание...

Начались скандалы. Многие евангелики, вначале с восторгом приветствовавшие наставничество, осознали его опасность. В статье, опубликованной в 1990 г. в евангелическом журнале, говорилось:

Движение быстро сделалось элитистским и эксклюзивистским. В основе лежало убеждение, что каждая «овца» должна быть подотчетной «пастырю». Таким образом, все «овцы» были приписаны к «пастырям», многие из которых были молодыми, незрелыми, зачастую предельно самоуверенными и к тому же исполненными гордости из-за новообретенной власти. Результатом были множественные катастрофы и неописуемые трагедии. По капризу «пастыря» семьи должны были переселяться из города в город. Церкви разделялись... Критики приводили многочисленные примеры «пастырей», требовавших своих «овец» просить их позволения на каждую встречу с любимым человеком, на перемену работы, да и, впрочем, на любой поступок, который они собирались предпринять[840].

В этом же журнале пастор, ранее бывший одним из видных наставников, писал:

Наставничество было ошибкой. Я раскаиваюсь. Я прошу прощения... Наставничество было нездоровым подчинением, приведшим к извращенному и небиблейскому повиновению человеческим лидерам... За раны и унижения, которые я нанес многим, я раскаиваюсь с глубокой печалью и прошу прощения[841].

С тех пор движение наставничества резко пошло на убыль. Большая часть евангелических групп отказалась от него. Вот что пишет о проблемах, существовавших в одной из таких групп, ее бывший член:

Воинственность, контроль, элитизм, контролирование сознания, лидероугодничество, тоталитаризм, черно-белое видение действительности, беспричинные унижения, давление для достижения результата, утрата идентичности, потеря личного достоинства, потеря духа свободы и души, подавление «сотворенного» я, зависимость, потеря личной инициативы, изгнание всех, сочтенных «нежелательными», и разрыв общения с ними, браки по приказу свыше, крайне негативный взгляд на мир, насильственное разделение представителей разных полов, крайняя верность, переходящая в раболепность, крайняя секретность и множество тайных программ и планов[842].

Все это типичные характеристики тоталитарных сект. И в ЦХ, где «наставничество» в самой экстремальной его форме практикуется до сих пор, мы видим налицо все его плоды.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных