ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Налоговая служба расставила приоритетыНа практике в 2010-2011 годах особенно тщательно проверялись следующие лица: - налогоплательщики, систематически представляющие уточненные налоговые декларации (на предмет их добросовестности); - налогоплательщики, через счета которых проходили значительные средства, но по факту налоговые отчисления поступают в бюджет по минимуму; - налогоплательщики, регулярно мигрирующие из одной инспекции в другую; - основные дебиторы и кредиторы крупнейших должников по налогам (по созданию фиктивного (преднамеренного) банкротства) и т.д. Например, в Москве из-за кризиса у столичных налоговых инспекторов появились приоритетные направления при проверках. Результатом проведенных мероприятий стала высокая эффективность работы зарплатной комиссии. Но если до кризиса уделялось внимание организациям, устанавливавшим заработную плату ниже определенного уровня (среднего по отрасли в данном регионе), то в настоящее время для контроля выбираются организации, где заработная плата работников уменьшается или не превышает прожиточный минимум. Считается, что в таких организациях при проведении ВНП следует выявлять «зарплатные схемы»: выдачу «в конверте», схемы с использованием аутстаффинга, выплаты по фиктивным договорам страхования жизни. При этом важно проводить опросы свидетелей (в соответствии со ст. 90 НК РФ). Перед получением показаний свидетель обязательно должен быть предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, в т.ч. об уголовной ответственности. Показания свидетелей заносятся в протокол, который может являться письменным доказательством (ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ). В рамках мероприятий налогового контроля получать показания у свидетеля и составлять протокол входит в обязанности именно должностного лица налогового органа, а не сотрудника ОВД. В противном случае показания протокола можно будет оспорить, признав их недопустимыми доказательствами (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.05.2009 № А42-5547/2008, Московского округа от 05.06.2009 № КА-А40/3497-09). Свидетельские показания должны быть абсолютно четкие и точные (например, при допросе работников о получении ими зарплаты в протоколе не могут быть указаны приблизительные ее суммы), иначе их можно будет оспорить (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2008 № А78-5009/07-СЗ-12/280-Ф02-1157/08). В определении Высшего арбитражного суда РФ от 15.08.2008 № 10177/08 отмечается: свидетельские показания можно использовать в качестве доказательства получения неофициальной зарплаты, но их нужно оценивать наряду с другими доказательствами (в протоколах допроса свидетелей не было сведений о конкретном размере зарплаты за каждый период). В постановлении ФАС Московского округа от 21.05.2009 № КА-А40/4358-09 устанавливается, что налоговые органы не вправе доначислять ЕСН, страховые взносы и НДФЛ только на основании протоколов допросов сотрудников компании (даже если они оформлены по всем правилам). В данной ситуации организация представила в суд платежные ведомости с подписями допрошенных свидетелей, справки по форме № 2-НДФЛ, штатные расписания, табели учета рабочего времени, подробную пояснительную записку об определении заработной платы в размере МРОТ (установленного в Москве в проверяемый период), а свидетели были опрошены через два-три года после их получения, поэтому назвали примерные цифры. Приведем обзор арбитражной практики и выделим ошибки налоговых органов, связанные с опросом свидетелей: - нарушение процедуры получения свидетельских показаний (например, в протоколе нет отметки о предупреждении свидетеля об ответственности за отказ отдачи показаний либо за заведомо ложные показания — постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 № 09АП-16851/2008-АК); - оформление вместо протокола нотариально удостоверенного заявления свидетеля (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2008 - использование объяснений, полученных органами МВД, в качестве доказательств - допрос свидетеля был проведен в нерабочий день в его квартире (решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2008 №А40-4018/08-98-16). Среди убыточных в первую очередь проверяются компании, которые показывают убытки в отчетности более двух налоговых периодов. Более эффективное направление в этой области — работа с организациями, показывающими убытки при значительной величине выручки. Большое внимание налоговики уделяют дебиторам и кредиторам крупнейших недоимщиков и «мигрирующим» налогоплательщикам с большим оборотом денег на счетах. Выделяются высокодоходные отрасли, где работают организации (крупные торговые и автомобильные центры, туристические фирмы, организации, осуществляющие сделки с недвижимым имуществом), и среди них выбираются налогоплательщики, имеющие низкую выручку. Особое внимание при выборе налогоплательщиков для ВНП уделяется двенадцатому критерию (введенному приказом ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@) — ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. По этому критерию налогоплательщику предлагается самостоятельно оценивать свою финансово-хозяйственную деятельность на предмет выявления сделок с высоким налоговым риском. Высокий налоговый риск — величина неопределенная, поэтому толкуется разными субъектами по-разному. В последнее время позиция судов и налоговых органов по данному вопросу стала схожа. Если раньше у налогоплательщиков еще была возможность отстоять свое мнение в суде по обоснованности деловой цели в своих действиях (с учетом проявления должной осмотрительности), то в период кризиса шансы на это стали ничтожны. Проверяющие придерживаются точки зрения, что в большей степени недостатки можно выявить, анализируя сделки с контрагентами. Исходя из судебной практики, можно выявить основные признаки проблемных поставщиков (контрагентов). Это контрагенты: - не зарегистрированные на территории - не представившие в налоговый орган бухгалтерскую и налоговую отчетность либо - не зарегистрированные в ЕГРЮЛ; - указывающие разный ИНН в разных документах; - не уплачивающие налоги в бюджет; - отсутствующие по юридическому адресу; - не дающие ответы по результатам встречной проверки; - применяющие особые формы расчетов (с использованием векселей, предоставлением рассрочки); - не имеющие возможности для выполнения условий договора; - с нарушениями оформляющие счета-фактуры. Данный перечень обстоятельств, свидетельствующих о проблемных контрагентах, не является исчерпывающим. При этом арбитражная практика по каждому отдельному спору неоднозначна.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|